Научная статья на тему 'К изучению особенностей восприятия времени и пространства у лиц с ОВЗ и инвалидностью'

К изучению особенностей восприятия времени и пространства у лиц с ОВЗ и инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1047
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА / THE PERCEPTION OF TIME AND SPACE / PERSONS WITH DISABILITIES / INDIVIDUAL MINUTE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михальчи Е.В.

В статье рассмотрены особенности восприятия времени и пространства у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Проведено исследование групп лиц с инвалидностью и без нее по методикам оценки индивидуальной минуты и заданной длины отрезков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTS OF MEN SICK WITH DRUG ADDICTION IN 2015

The article deals with the peculiarities of perception of time and space for persons with disabilities. The authors conducted a study of groups of individuals with and without disabilities on the assessment methods of individual moments, and given the length of the segments.

Текст научной работы на тему «К изучению особенностей восприятия времени и пространства у лиц с ОВЗ и инвалидностью»

УДК 159.937.52 © Михальчи Е.В.,2016

К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА У ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности восприятия времени и пространства у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Проведено исследование групп лиц с инвалидностью и без нее по методикам оценки индивидуальной минуты и заданной длины отрезков.

©Mikhalchi E.V., 2016

SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTS OF MEN SICK WITH DRUG ADDICTION IN 2015

Abstract. The article deals with the peculiarities of perception of time and space for persons with disabilities. The authors conducted a study of groups of individuals with and without disabilities on the assessment methods of individual moments, and given the length of the segments.

Ключевые слова: восприятие Key words: the perception of time

времени и пространства, лица с and space, persons with disabili-

ограниченными возможностями ties,individual minute. здоровья и инвалидностью, индивидуальная минута.

Восприятие как психический процесс отражает поступление сведений об окружающем мире через сенсорную систему в мозг человека. Оно активно влияет на ощущение жизненных условий существования человека и ориентацию в окружающей среде. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью существуют особенности восприятия, обусловленные их психофизическими нарушениями и заболеваниями и влияющие на условия их жизнедеятельности.

Современные психологи и физиологи выделяют следующие виды сенсорных систем, связанные с конкретными каналами восприятия: зрительные, слу-

ховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, кинестетические. Однако восприятие человека не ограничивается поступлением информации от этих органов-анализаторов, в основном акт восприятия является результатом взаимодействия нескольких анализаторов. К сложным видам восприятия относятся восприятие времени, которое связано с взаимодействием зрительного-слухового-кинестетического анализаторов, и восприятие пространства, связанное с деятельностью органов зрения и анализатора движения.

Целью данного исследования является изучение особенностей восприятия времени и пространства у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Гипотезой исследования является следующее предположение: у лиц с ОВЗ и инвалидностью, в зависимости от видов и степени их нарушений, наблюдаются существенные отклонения в восприятии времени и пространства по сравнению с условно здоровыми индивидами из тех же половозрастных групп. Для понимания особенностей восприятия времени и пространства необходимо рассмотреть факторы, структуру и взаимосвязи с другими психическими процессами и состояниями человека с ОВЗ и инвалидностью.

Рассмотрим факторы, влияющие на восприятие времени и пространства. Восприятие времени и пространства связано с разными психофизическими, когнитивными, эмоциональными процессами, протекающими у личности в момент исследования. Психофизически восприятие времени и пространства обусловлено состоянием здоровья и психики, наличием тех или иных психофизических отклонений, активностью человека, его биоритмами, возрастом, функционированием анализаторных каналов. Отечественный психолог, профессор Ананьев Б.Г. выделяет большой спектр факторов, которые непосредственно влияют на восприятие человека. По его мнению, на восприятии отражаются «различные феномены и их корреляционные сложноветвящиеся цепи на разных стадиях человеческой жизни от рождения до глубокой старости и в различные периоды взрослости (или зрелости), в связи с различными видами труда и ком-

муникаций, у людей с разными типа нервной системы, общесоматической конституции, особенностями биохимических данных, с различной характеристикой и биографией».[1] Советский психолог Рубинштейн С.Л. писал о восприятии времени и пространства следующее: «Восприятие предмета внешнего мира и его пространственных свойств неотделимы друг от друга, так же как восприятие времени и изменяющихся во времени явлений». Процесс восприятия времени и пространства зависит от эмоционального состояния человека, его настроения, степени возбужденности, влияния стрессов и других раздражителей в момент измерения показателей. Восприятие времени и пространства обусловлено помимо этого социально-историческим происхождением человека, степенью его научения, опытом, профессиональной принадлежностью.

Далее рассмотрим структуру процессов восприятия времени и пространства отдельно.

Восприятие времени.

Восприятие времени в настоящее время исследовано достаточно глубоко. В частности изучены возрастные, гендерные, психологические, профессиональные, социально-исторические, кросскультурные и другие особенности восприятия времени (Рубинштейн С.Л., Лурия А.Р., Кожурова О.А., Медведь А.Н., Сенявская Е.С., Таршилова А.М., Тимофеев А.Д. и др.).

У человека нет отдельного рецептора для восприятия времени, соответственно время воспринимается опосредовано через другие анализаторные каналы с той или иной степенью точности. Человек может психофизиологически воспринимать временные отрезки на уровне ритмических процессов в организме или так называемых «биологических часов», к которым относятся ритм работы сердца, частота дыхания, ритмы «сна-бодрствования», ритм ходьбы, гормональные изменения. Сеченов И.М. считал ходьбу дробным анализатором пространства и времени.[1] Степень точности восприятия времени может зависеть от ряда факторов: эмоционального состояния, степени здоровья человека, его

профессиональной принадлежности (музыканты, танцоры и летчики воспринимают временные интервалы с более высокой точностью вследствие профессиональной адаптации).

Восприятие времени можно разделить на несколько видов:

восприятие последовательности событий;

восприятие длительности времени;

субъективное восприятие времени (своего будущего, настоящего, прошлого) или «внутреннее психологическое время»;

объективное восприятие внешнего времени.

Восприятие времени имеет значение для жизнедеятельности человека, его ориентации, функционирования на личном и бытовом уровнях, понимания настоящего этапа своего существования. Для лиц с психофизическими нарушениями и инвалидностью восприятие времени может быть осложнено и ограничено в зависимости от нозологии заболевания или вида дефекта.

Наличие особенностей и трудностей в восприятии времени у лиц с ОВЗ и инвалидностью отмечено исследователями данного вопроса. Рогов Е.И. отмечает, что проведенные эксперименты над группами больных выявили связь «переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, таким образом подтвердив положение об эмоциональной детерминированности оценок времени».[2]

Для исследования особенностей восприятия времени у лиц с ОВЗ и инвалидностью был проведен эксперимент по оценке восприятия внешнего времени - измерение индивидуальной минуты (ИМ). В исследование приняли участия 17 человек с различными формами психофизических нарушений в возрасте от 7 до 85 лет, обоего пола. Для сравнения полученных результатов исследование по аналогичной методике было проведено на выборке условно здоровых людей численностью в 17 человек в возрасте от 7 до 77 лет, обоих полов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования измерения индивидуальной минуты у лиц с

ОВЗ и инвалидностью и у условно здоровых индивидов

№ п/ п Лица с ОВЗ и инвалидностью Условно здоровые лица

Возраст По л Попытка 1(сек) Попытка 2 (сек) Попытка 3(сек) Вид отклонения Возраст По л Попытка 1(сек) Попытка 2 (сек) Попытка 3(сек)

1 7 м 70 125 218 раннее ау-тическое расстройство 7 м 61 67 48

2 17 ж 72 49 30 соматическое нарушение 19 ж 66 58 64

3 18 ж 41 55 40 нарушение зрения 19 м 29 56 57

4 18 ж 61 58 67 соматическое нарушение 19 м 58 58 67

5 19 ж 48 47 55 вегето-сосудистая дистония 20 ж 64 57 62

6 20 м 71 100 85 соматическое нарушение 20 м 62 56 55

7 20 ж 63 58 44 эпилепсия 20 ж 69 53 50

8 21 ж 40 51 39 паралич нижних конечностей 20 м 64 66 54

9 21 ж 63 40 37 нарушения ОДА 20 ж 80 59 63

10 22 м 90 100 75 соматическое нарушение (нев-ропатало-гия) 20 ж 68 61 60

11 30 ж 33 63 68 вегето-сосудистая дистония 20 ж 87 61 61

12 31 м 72 246 207 Аутизм, шизотипи-ческое расстройство 30 ж 63 51 57

13 36 м 33 40 42 тотальная слепота вследствие травмы 41 м 57 62 64

14 38 м 90 205 236 тревожное расстройство 51 ж 53 60 63

15 38 м 100 40 60 нарушение зрения 54 ж 60 80 83

16 45 ж 91 90 60 нарушение ОДА 58 м 69 53 50

17 85 ж 65 66 39 соматиче- 77 ж 55 70 63

ское нару-

шение (нев-

ропатало-

гия)

При проведении исследования применялась следующая методика: при измерении индивидуальной минуты испытуемый имел 3 попытки, при которых ведущий опыта объявлял начало отсчета, а индивид сообщал об остановке отчета, когда, на его взгляд, протекали 60 сек.

Как показало исследование, у лиц с нарушениями зрительного анализатора (N=3) индивидуальная минута протекает быстрее, чем у респондентов без отклонений в здоровье. В среднем отклонение индивидуальной минуты от нормативного значения составило 16% в меньшую сторону. Большинство опрошенных с нарушениями зрения (частичной потерей зрения и тотальной слепотой) отмечали развитость у себя внутреннего ощущения времени; для определения точного времени в быту многие из них использовали звуковые идентификаторы. Однако при взаимодействии с лицами с инвалидностью по зрению было замечено, что более длительные промежутки времени (30-40 мин) в процессе работы или учебы они воспринимают ошибочно (как 20 мин) (табл. 2).

Таблица 2

Значения измерений индивидуальной минуты у лиц с ОВЗ и инвалидностью

Виды нарушений Возраст респондента Пол Попытка 1(сек) Попытка 2 (сек) Попытка 3 (сек) Среднее значение ИМ (сек) Среднее отклонение (100%=60 сек) (в%)

Психические заболевания и расстройства аутического спектра 7 м 70 125 218 138 229,4

38 м 90 205 236 177 295,0

31 м 72 246 207 175 291,7

20 ж 63 58 44 55 91,7

Нарушения зрения 18 ж 41 55 40 45 75,6

36 м 33 40 42 38 63,9

38 м 100 40 60 67 111,1

Нарушения опорно-двигательного аппарата 21 ж 40 51 39 43 72,2

21 ж 63 40 37 47 77,8

45 ж 91 90 60 80 133,9

Соматические заболевания 18 ж 61 58 67 62 103,3

19 ж 48 47 55 50 83,3

20 м 71 100 85 85 142,2

22 м 90 100 75 88 147,2

30 ж 33 63 68 55 91,1

17 ж 72 49 30 50 83,9

85 ж 65 66 39 57 94,4

Сильно отличаются по восприятию времени от выборки лиц с ОВЗ и инвалидностью участники с психическими отклонениями (N=4). В частности была обследована группа взрослых людей с аутизмом. У них отклонение индивидуальной минуты в среднем составило 136 сек или 227% в сторону увеличения. То есть 1 минута у представителей этой группы равна примерно 2,5 астрономическим минутам; время ощутимо растянуто. Данное отклонение сохраняется у большинства взрослых аутистов обоего пола. Также у обследованных аутистов выявлены особенности цикла «сон-бодрствование»: у некоторых из них сон длится по 2-3 часа и повторяется несколько раз за сутки. Как отметили участники исследования, нарушения этого цикла оказывают негативное влияние на восприятие времени и осложняют общую жизнедеятельность лиц с расстройствами аутического спектра.

Сложности с восприятием и ориентацией во времени отмечали у себя лица с другими психологическими и неврологическими нарушениями, в частности больные с эпилепсией и тревожными расстройствами. Для них важной проблемой является «выпадение» из времени, когда какое-либо действие они могут совершать очень длительно, не замечая прошедшее время. Как отмечает одна из опрошенных О. (жен, 19 лет): «Я не воспринимаю его (времени - Е.В.) течение. Зимой еще более или менее могу ориентироваться по темноте на улице. Но вот летом с этим проблемы. Для меня час как минута».

Аналогичные отклонения в восприятии времени были выявлены и у лиц с эпилепсией и другими психическими отклонениями.

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (N=3) и соматическими заболеваниями (N=7) не показывают стабильное отклонение ИМ и не отмечают сложностей с восприятием времени. Отклонение индивидуальной минуты от нормативной минуты находится в пределах 18-20 секунд в сторону уменьшения и увеличения, что может объясняться личными особенностями, усталостью, самочувствием респондентов, влиянием на них условий, в которых проводился эксперимент, и другими факторами.

У условно здоровых респондентов прослеживаются изменения в восприятии индивидуальной минуты в зависимости от возрастной группы. Так детям, подросткам и лицам молодого возраста присуще некоторое замедление времени, а лицам старшего среднего и пожилого возрастов - наоборот ускорение времени. Как отмечают ученые: «скорость обмена веществ обратно пропорциональна ощущению скорости движения времени. Поэтому психологически, чем старше человек, тем быстрее для него движется время».[3] Однако в нашем исследовании из малой выборки эта тенденция не прослеживается.

Восприятие пространства.

Восприятие пространства обусловлено действием вестибулярного аппарата, а также глазодвигательных мышц человека. Физиологически восприятие пространства человеком обусловлено работой вестибулярной системы, которая «поставляет в мозг информацию о положении тела в пространстве, а также о наличии или отсутствии вращательного движения. Как и улитка, вестибулярный аппарат располагается в костном лабиринте в пирамиде височной кос-ти».[4] Существует много определений процесса восприятия пространства.

Отечественный психофизиолог Лурия А.Р. так объясняет физиологию процесса восприятия пространства: «В пространственном восприятии принимают участие, как корковые отделы вестибулярного анализатора, так и корковые аппараты кожно-кинестетического анализатора, где правая, ведущая рука занимает доминирующее положение. Включение этих внезрительных компонентов и обеспечивает пространственный анализ зрительной информации - выделение трехмерных пространственных координат, с одной стороны, и асимметричную оценку правой и левой сторон пространства - с другой».[5]

Психологическое объяснение восприятия пространства дает Карпова Е.В., определяя его как «процесс и форму чувственного отражения действительности в сознании, способность улавливать связь между внешним обликом предмета и его функциями, обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ».[6]

При восприятии пространства человек сначала при помощи зрения оценивает свое положение в нем, также бинокулярное зрение позволяет оценить глубину (отдаленность) предметов и сопоставить их положение относительно друг друга. Восприятие пространства обусловлено одновременной деятельностью зрительного, осязательного, кинестетического и вестибулярного анализаторов и возникающим вестибулоокулярным рефлексом. Оно всегда связано с движением человека, движениями каждого его мускула.

Исследованию восприятия пространства посвящен ряд работ в области психологии и психофизиологии, архитектуры и искусства (Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Борисова С.А., Карпова Е.В., Ланщикова Г.А. и др.) Структура восприятия пространства исследована более глубоко, чем структура, факторы и особенности восприятия времени.

Восприятие пространства необходимо человеку для ориентации в окружающей местности, для соизмерения расстояния до объекта, для «измерения» углов вокруг себя. Восприятие пространства носит субъективный характер, человек оценивает пространство относительно себя - длина выбранного расстояния по-разному воспринимается в зависимости от индивидуальных особенностей человека, его роста, возраста, положения тела, наличие тех или иных отклонений в здоровье, социально-культурных традиций в обществе и других личностных и средовых факторов.

Для лиц с ОВЗ и инвалидностью восприятие пространства играет важную роль, обуславливая их возможности перемещения своего тела, передвижения в окружающей среде, освоения городской среды и жилых помещений. Для лиц с психофизическими нарушениями разных нозологий характерны серьезные отличия в восприятии пространства, которые можно выявить при измерении отрезков определенной длины (табл. 3).

Таблица 3

Результаты измерения отрезков определенной длины у лиц с ОВЗ и инвалидностью и у условно здоровых индивидов

№ п/ п Лица с ОВЗ и инвалидностью Условно здоровые лица

Возраст По л Попытка 1 (30 см) Попытка 2 (45 см) Попытка 3 (60 см) Вид отклонения Возраст По л Попытка 1 (30 см) Попытка 2 (45 см) Попытка 3 (60 см)

1 7 м 10 21 38 раннее аути-ческое расстройство 7 м 33 48,5 62

2 17 ж 26 42 57 соматическое нарушение 19 ж 31 37 56

3 18 ж 16 25 46 нарушение зрения 19 м 32 44 59

4 18 ж 31 46 60 соматическое нарушение 19 м 30 43 61

5 19 ж 32 47 48 вегето-сосудистая дистония 20 ж 28 41 56

6 20 м 32 40 64 соматическое нарушение 20 м 33 46 58

7 20 ж 21 37 67 эпилепсия 20 ж 30 48 58

8 21 ж 35 30 47 паралич нижних конечностей 20 м 34 55 68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 21 ж 28 47 69 нарушения ОДА 20 ж 21 44 63

10 22 м 11 15 19 соматическое нарушение (невропатало-гия) 20 ж 33 45 53

11 30 ж 25 40 48 вегето-сосудистая дистония 20 ж 34 49 63

12 31 м 11 15 24 Аутизм, шизо-типическое расстройство 30 ж 28 41 70

13 36 м 16 28 47 тотальная слепота вследствие травмы 41 м 32 43 60

14 38 м 29 40 59 тревожное расстройство 51 ж 25 38 51

15 38 м 10 25 30 нарушение зрения 54 ж 32 37 55

16 45 ж 20 36 54 нарушение ОДА 58 м 33 47 65

17 85 ж 27 42 57 соматическое нарушение (невропатало-гия) 77 ж 27 40 55

Среднее значение 22,4 33,9 49,1 30,4 43,9 59,6

При проведении исследования участники должны были показать кистями рук отрезки длиной 30, 45 и 60 см. Выборки обследованы те же, что и в исследовании восприятия времени.

Рассматривая процесс восприятия пространства особенно важно отметить его особенности у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями, в большинстве случаев вынужденных передвигаться на инвалидных колясках и имеющих ограничения мобильности. Студенты с нарушениями ОДА, использующие инвалидные коляски, отмечают, что они видят и воспринимают этот мир с другого ракурса. Это осложняет их восприятие пространства и процесс коммуникации с окружающими людьми. Им проще ориентироваться при перемещении вправо и влево; перемещение предметов вверх или вниз воспринимается хуже. При проведении исследования студенты с нарушениями ОДА должны были показать отрезки в горизонтальной плоскости, что для них является более понятным заданием. Отклонения отрезков от заданной длины составило 5-7%.

Похожие сведения получила Воронова Р.А. при проведении экспериментов с детьми с явлениями паралича опорно-двигательного аппарата по пространственной ориентации: «трудность дифференцирования «верха» от «низа» связана с заболеванием детей. Вертикальное положение для этих детей является очень трудным, а подчас и необычным. При направлениях «правое» и «левое» ребенок не ограничен в движениях в пространственной дифференцировке».[1]

Опрошенные лица с заболеваниями аутического спектра показали стабильные по группе отклонения в отмеривании отрезков (на 30-50% от заданной длины). Причем если временные отрезки они значительно увеличивают по сравнению с нормативными, то пространственные отрезки уменьшают практически в два раза по сравнению с заданными отрезками.

Лица с нарушениями зрения имеют существенные проблемы с ориентацией в пространстве, с передвижением, с оцениванием себя в пространстве. Как

отмечает Ананьев Б.Г.: «Между тем ясно, что именно слепые принуждены пользоваться осязанием для пространственного различения, достигая при этом высокой точности пространственного определения предметов».[1] У опрошенных из данной категории отмеренные отрезки имеют тенденцию к уменьшению по сравнению с нормативной длиной (на 20-50%). Причем, показывая кистями рук отрезок в 30 см по их ощущениям, лица с нарушениями зрения отрезок в 60 см не могут показать как увеличенный в два раза.

На нарушения в восприятии пространства и ориентацию в нем также влияют мозговые травмы, в частности нижнетеменной и теменно-затылочной областей мозга, приводящие к распаду пространственной организации зрительного восприятия. Как отмечает Лурия А.Р.: «Именно в силу этого такие больные не могут четко воспринимать пространственные соотношения элементов сколько-нибудь сложной конструкции, не различают правую и левую стороны, плохо ориентируются в окружающем пространстве, не могут оценить положение стрелок на часах, путают страны на географической карте и т.д.».[5]

Лица с соматическими заболеваниями, в том числе с неврологическими нарушениями, также показывают длину отрезков с ошибками в сторону уменьшения и увеличения от нормативно заданной длины (на 5-10%).

У группы условно здоровых лиц, участвующих в исследовании, отклонения длины отрезков от заданной, как правило, составляет не более 1-3% в сторону уменьшения или увеличения длины.

Как показало проведенное исследование, восприятие времени и пространства у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью отличается от восприятия этих физических величин у условно здоровых людей. Полученные выводы подтверждают положение Ананьева Б.Г.: «Теперь по очень многим параметрам и модальностям можно определить не только биологический возраст, т.е. состояние развития, но и основные типологические свойства нервной системы, свойства темперамента...».[1] Так по количественным

параметрам восприятия времени и пространства и обозначенным проблемам у лиц с ОВЗ и инвалидностью, возможно, определить наличие психофизического отклонения той или иной формы. Так исследование показало наличие увеличения временных интервалов и уменьшения отрезков у участников с аутизмом и уменьшение индивидуальной минуты и заданной длины отрезков у лиц с нарушениями зрения.

Однако в силу ограниченности исследуемой выборки эти выводы не могут быть полностью подтверждены и требуют дальнейших углубленных исследований для каждого группы лиц с психофизическими нарушениями. Авторы надеются на продолжение исследования восприятия времени и пространства у групп лиц с различными психофизическими отклонениями и готовы оказать методическую поддержку заинтересованным в этом лицам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л.: Изд. Ленинградского университета. 1955. 8 с.

2. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: гуманит. изд. центр Владос. 2000. 230с.

3. Ильинская Е.А. Эволюция психологического восприятия времени. // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2011. № 4. С. 144-148

4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕРСЭ. 2008. 192с.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Academia. 2004. 236с.

6. Карпова Е.В. К вопросу о восприятии пространства. // Вестник Челябинского государственного университета: Философия. Социология. Культурология. 2009. № 13. С. 34-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.