ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9.072.433
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Е.В. МИХАЛЬЧИ*
Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва
Исследования невербального восприятия имеют большое значение в социальной психологии при изучении представителей разных социальных групп. В статье приведены авторская методика карты «Невербальное восприятие лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью» и результаты исследования адекватности невербального восприятия у студентов как социальной группы представителей другой социальной группы - лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установлено, что студенты обладают развитым эмоциональным и социальным интеллектами, высокой эмпатией и открытостью по отношению к лицам с ОВЗ и инвалидностью.
Ключевые слова: невербальное восприятие, лица с ОВЗ и инвалидностью, эмоциональный и социальный интеллекты, эмпатия.
Введение
Общество в лице представителей различных социальных групп обладает свойством восприятия и трансляции традиционной культуры, ценностей, интересов, языка, личностных черт, внешних и внутренних особенностей отдельных членов сообщества. Каждая социальная группа обосабливается от других посредством ряда признаков: видов деятельности, форм жизнедеятельности, величины группы, состава и структуры, норм и ценностей представителей группы, системы санкций, этнической и религиозной принадлежностей, доминирующей субкультуры, сленговых и языковых особенностей, внешним атрибутом членов. Некоторые признаки членов
© Михальчи Е.В., 2017
* Для корреспонденции:
Михальчи Екатерина Владимировна старший преподаватель факультета международного менеджмента и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования ФБГОУ ВПО РАНХиГС при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
социальных групп можно выявить только при общении с ними, другие воспринимаются невербально при зрительном контакте во время встречи с другими людьми. Социальная перцепция как вид восприятия одних членов общества другими обозначает: «восприятие специфических черт социальных объектов, к которым относятся восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» его характеристик, то есть формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.» [1, с. 40]. Восприятие поведения, самочувствия, эмоционального состояния и внешнего облика другого члена общества первично производится невербальными механизмами психофизиологической анализаторной и центральной нервной систем человека.
В статье будут рассмотрены особенности восприятия социальной группой лиц, в данном случае студентами, внешности, эмоционального состояния, психофизического самочувствия и межличностных отношений представителей другой социальной группы - лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью. Лица с ОВЗ и инвалидностью в качестве объектов исследования были выбраны в связи с тем, что имеющиеся у них психофизические дефекты и заболевания в большинстве случаев отражаются на их внешнем облике, отдельных движениях, общей моторике, физических, коммуникативных, эмоциональных, психологических и интеллектуальных способностях. Внешнее выражение психофизиологических особенностей человека является серьезным психологическим барьером для лиц с ОВЗ и инвалидностью, стигматизирует и виктимизирует представителей данной социальной группы. Это отмечает исследователь невербального поведения личности, отечественный психолог Лабунская В.А.: «Восприятие и оценка своего внешнего облика оказывают влияние на самосознание личности. Особенно ярко проявляется воздействие данных феноменов на систему отношений человека в том случае, когда он утрачивает по разным причинам эстетическую, сексуальную привлекательность, когда в силу влияния биологических, социальных, психологических факторов его внешний облик изменяется в негативную сторону...» [6, с. 135].
Автором настоящей статьи поставлена цель:
- оценить невербальное восприятие студентами лиц с ОВЗ и инвалидностью и сопоставить его с восприятием внешности, поз и жестов представителей условно здоровой группы населения;
- выявить эмоции студентов при встрече с лицами, имеющими психофизические отклонения;
- установить соотношение учащихся с адекватным и неадекватным невербальным восприятием.
Актуальность исследования может быть обоснована следующими положениями для разных социальных групп:
- для лиц с ОВЗ и инвалидностью изучение невербального восприятия их представителями различных социальных групп
имеет значение для преодоления негативных психологических факторов социализации, барьеров в общении и собственной стеснительности;
- для студентов это важно, так как расширяет их возможности при общении с лицами, имеющими нарушения речевого аппарата, анализаторных систем и коммуникационные затруднения. Как отмечает Австралийская комиссия по развитию спорта для инвалидов в памятке по «Эффективному общению с людьми с ограничениями жизнедеятельности»: «Необходимо обращать внимание на язык тела человека и стараться воспринимать невербальные сигналы лиц с затруднениями в общении» [15]. Участие студентов в тренинге по «Невербальному восприятию лиц с ОВЗ и инвалидностью», проводимом в данном исследовании, способствует развитию их эмоционального интеллекта, толерантности, сочувствия и уважения к представителям других социальных групп;
- исследования невербального восприятия экспрессивного поведения лиц с ОВЗ и инвалидностью, раскодирование посылаемых ими сигналов с помощью поз, жестов и мимики имеют значение в сферах информационно-компьютерных технологий и робототехнике, так как позволяют создавать системы восприятия и анализа невербальных сигналов человека, что может быть востребовано в реабилитации и лечении лиц с психофизическими отклонениями.
Невербальное восприятие обозначается в разных источниках разными терминами, имеющими сходные значения: невербальное поведение, язык тела, интерпретация внешнего облика, восприятие человека человеком, межличностное познание. Под этими понятиями соответственно подразумевают «мимику, жесты кисти и руки, позы, положения тела и разнообразные движения тела, или ног, или ступней» [9, с. 12], «язык телодвижений и жестов» [11, с. 4],«восприятие незнакомого человека по его внешности (экспрессии лица, глаз, вы-
разительным движениям, прическе)» [5], «оценивание одним субъектом психических свойств другого» [12].
Мы будем использовать в данной статье понятие «невербальное восприятие» и понимать под ним процесс отражения эмоций, настроения и самочувствия человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью через перцепцию его поз, жестов, мимики, движений и внешних особенностей. Невербальное восприятие опосредовано деятельностью «оптической, тактильной, кинестетической, акустической, ольфакторной систем отражения» [6, с. 12] человека протекающих в окружающей среде процессов и событий.
Невербальное восприятие является психофизиологической структурой эмоционального интеллекта [4], который, в свою очередь, представляет часть социального интеллекта человека [8] (рис. 1). Эмоциональный интеллект определяется как «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать полу-
чение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться»[3, с. 67]. Он также обозначает отражение в сознании человека чувств, эмоций, настроения и самочувствия другого человека посредством эмпатии к нему, осознания собственных эмоций и состояний, наблюдения и «эмоциональной грамотности». Социальный интеллект как более крупное образование представляет собой «способность человека понимать не только других, но и самого себя в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений, прогнозировать результаты как собственного поведения, так и поведения партнеров по взаимодействию» [14]. Невербальное восприятие, эмоциональный и социальный интеллекты отображают психофизиологические процессы, протекающие у человека при взаимодействии и коммуникации с представителями различных социальных групп и отдельными личностями, в том числе имеющих ОВЗ и инвалидность.
Рис. 1. Структуры социального и эмоционального интеллектов
Также в статье используется термин экспрессивное поведение личности, означающий «совокупность устойчивых и динамических средств выражения, организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психологических и социально-психологических образований личности» [2]. В структуру экспрессивного поведения личности входят позы, жесты, мимика, прикосновения человека, его взгляд, пол, возраст. Понятия «экспрессивное поведение» и «невербальное поведение» личности синонимичны по значениям и включают в свой состав одни и те же характеристики индивида. Другим термином, часто используемым при характеристике невербального восприятия, является психическое качество личности - эмпатия. Эмпатия отражает восприятие другого человека, «сочувствие, сопереживание, «вчу-ствование» в состояние другого, «проникновение» в мир переживаний людей, понимание человеком эмоций и чувств других людей, способность представить себя на месте другого и даже рефлексию понимания эмоциональных состояний и переживаний другого» [10]. Эмпатия проявляется при восприятии другого человека, желании понять его эмоции, настроение и самочувствие. Исследованиям эмпатии как психологического качества личности посвящено много научных трудов, однако особенно важно экспериментально изучить проявления эмпатии к лицам с ОВЗ и инвалидностью как к социально незащищенной группе с не всегда психологически благополучным климатом. Это положение подчеркивает американский психолог Д. Гоулман: «Взгляд на вещи с позиции другого помогает сломать необъективные стереотипы и тем самым приучает к терпимости и принятию различий» [3, с. 432].
Исследованию уровней развития эмоционального и социального интеллектов, а также адекватности процесса восприятия лиц с ОВЗ и инвалидностью у студентов было посвящено экспериментальное ис-
следование, методика и результаты которого представлены ниже.
Методика
В исследовании участвовали студенты Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИБДА РАНХиГС). Выборка была составлена из студентов 1 курса направлений «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» (п=50, гендерное соотношение участников равное, 7 студентов имеют ОВЗ и инвалидность). Студенты участвовали в обследовании во время проведения тренинга по «Невербальному восприятию лиц с ОВЗ и инвалидностью» в рамках учебного курса по адаптивной дисциплине «Социальная адаптация». Во время проведения тренинга (4 академических часа) студентам преподавались теоретические основы невербального восприятия, и они самостоятельно заполняли комплекты из 9 карт «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью» [7]. Для повышения качества результатов тренинга студенты могли участвовать в нем как анонимно, так и открыто. Им сообщалось, что ответы на карты не могут быть правильными или неправильными, а только выражают их личное мнение.
В теоретической части тренинга студенты обучались определению эмоций, психического состояния, настроения и самочувствия человека с ОВЗ и инвалидностью по позе, жестам, мимике, работали со словарем эмоций. Одной из целей тренинга была работа учащихся со своими собственными эмоциями, умение определять которые также является частью эмоционального интеллекта человека. В практической части тренинга студенты работали с картами «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью», которые были составлены на основе методики «Диагностика уровня развития способности к
адекватной интерпретации невербального поведения», видоизмененной с учетом целей исследования. Основным результатом работы с картами «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью» была оценка уровня адекватности невербального восприятия человека и уровней развития его эмоционального и социальной интеллектов, что проводилось посредством статистико-математического анализа и будет приведено далее для обследованной выборки. Рассмотрим далее предлагаемые виды заданий по методике «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью».
На первой карте «Графическая поза человека с ОВЗ» представлены 6 схематических поз, по которым нужно определить вид нарушения человека (рис. 2). Работа с данной картой позволяет определить степень развития социального интеллекта студента при восприятии лиц с ОВЗ и инвалидностью посредством сопоставления позы и определения психофизиологического дефекта человека. Многие учащиеся никогда не задумывались о видимых психофизиологических особенностях представителей социальной группы лиц с ОВЗ и инвалидностью, однако их правильное восприятие важно для процесса коммуникации и взаимодействия и является аспектом развития социального интеллекта личности.
Карта 2 «Психологическое состояние и эмоции» используется для определения студентами эмоционального и психического состояния лиц с ОВЗ и инвалидностью по их позам и жестам (рис. 3). Во время тренинга студентам объясняются основные мимические и телесные сигналы, сопутствующие проявлениям тех или иных эмоций. Работа с этой картой активизирует невербальное восприятие и дает возможность оценить эмоциональный интеллект учащихся, адекватность их восприятия невербальных сигналов других людей.
Рис. 2. Карта 1 «Графическая поза человека с ОВЗ»
Рис. 3. Карта 2 «Психологическое состояние и эмоции»
Третья карта «Сопоставление вида отклонения в здоровье с эмоцией человека» обобщает виды деятельности учащихся по двум предыдущим картам (рис. 4). Студентам необходимо определить вид психофизиологического дефекта, а также превалирующую эмоцию у человека на фотографии. Таким образом, через невербальное восприятие информация поступает в эмоциональный и социальный интеллекты участников тренинга. Стоит отметить, что работа с этой картой вызвала затруднения у студентов и требовала большего времени.
Следующая карта построена аналогично заданию методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (рис. 5). Студентам нужно совместить фразы и позой и жестами людей с ОВЗ и ин-
1
4
2
5
3
6
валидностью на фотографиях. Фотографии лиц с ОВЗ и инвалидностью для этой карты отобраны достаточно сложные и неоднозначные.
Рис. 4. Карта 3 «Сопоставление вида инвалидности и эмоций человека»
На одной фотографии люди общаются на жестовом языке, что усложняет задачу и требует внимания участников тренинга. Улавливание невербального образа человека и перевод его в вербальный код в виде фразы осуществляется посредством действия эмоционального интеллекта.
Фразы
Всем добрый вечер! Я рад(а) Вас видеть! _Давай танцевать!_
Послушай меня! Будь рядом!
Помоги мне!
Обрати особое внимание на это!
Быстрее!
Рис. 5. Карта 4 «Сопоставление позы человека с ОВЗ и инвалидностью и фразы»
Пятая карта составлена из изображений людей с ОВЗ и инвалидностью и из условно здоровой группы (рис. 6). Студентам необходимо разделить их на два соответствующих блока. В основном при работе с этой картой все учащиеся допускали ошибки, которые в данном случае являлись показателями того, что все люди первично невербально воспринимаются нами одинаково. Для распознавания их социального статуса нужно больше наглядных сведений или контакт. Люди, имеющие те или иные особенности (физические дефекты, нарушения в весе, другой цвет кожи и другие внешние признаки), часто думают, что это очень заметно окружающим и мешает в общении, совместных делах и в личных отношениях. Однако при невербальном контакте мы чаще воспринимаем всех людей одинаково, не уделяя особого внимания их отличиям.
Условно здоровые люди
Лица с инвалидностью и ОВЗ
Рис. 6. Карта 5 «Определите условно здоровых людей и лиц с инвалидностью»
Карта № 6 составлена на основе задания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (рис. 7). На ней представлены пары лиц с ОВЗ и инвалидностью в процессе общения и совместных действий. Студентам необходимо по величине межличностного расстояния определить отношения между людьми на фотографиях. Для этого в теоретической части тренинга с ними обсуждаются виды отношений между людьми и варианты расстояний во время общения.
10
Рис. 7. Карта 6 «Анализ межличностного расстояния и отношений людей»
На одной из фотографий приведен пример отношений человека с инвалидностью с его животным-помощником. Собака-поводырь становится близким другом для человека, в данном случае для ребенка, с нарушением зрения, и требует правильного восприятия и внимательного отношения со стороны окружающих. Для определения взаимоотношений между людьми следует активизировать свой эмоциональный интеллект и предшествующий жизненный опыт, уловить взгляды, жесты и позы.
Следующая карта предполагает работу студентов со «Словарем личностных качеств» [13], в котором приведены названия многих черт характера человека, видов эмоций и состояний (рис 8). Учащиеся должны были выбрать названия черт характера и эмоций (3-5 вариантов) и написать их под фотографиями лиц с ОВЗ и инвалидностью, определив их настроение и самочувствие по позам и жестам. Для усложнения работы с картой фотографии двух человек повторялись, но на них были представлены эти люди в разных психоэмоциональных состояниях, позах и обстановке, что позволило более точно выявить согласованность ответов студентов и проверить их уровень невербального восприятия. Работа с указанной картой дала возможность студентам не только распознать чужое эмоциональное состояние, но и улучшить осознание и определение своих собственных эмоций и чувств. Участники тренинга отмечали сложности с определением эмоций, так как редко занимаются подобным видом деятельности и задумываются об этом в своей жизни.
4**
5*
7**
3*
Рис. 8. Карта 7 «Позы и жесты»
Восьмая карта обращает взгляд человека внутрь себя, заставляя «включить» свой эмоциональный интеллект (рис. 9). Студенты должны высказать свои эмоции
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
9
6
от увиденных фотографий лиц с ОВЗ и инвалидностью. Этот вид работы был одним из самых сложных для участников: ответы были получены с противоположным смыслом; учащиеся указывали эмоции из разных групп, иногда описывали ситуацию на фотографии. Отдельно стоит отметить, что фотография человека пожилого возраста почти у всех учащихся вызвала чувства жалости, страха и шока. При этом в нашем обществе социальная группа лиц пожилого и преклонного возраста самая большая; старики встречаются нам чаще всего в жизни; социально-экономическая политика страны постепенно перестраивается для поддержки и помощи этой категории граждан. По мнению авторов, пожилые люди должны вызывать уважение, желание поддержать их, быть социально защищенными и почтенными членами общества, но у молодых людей они вызывают негативные чувства, такие как испуг, безысходность, отчаяние. Это показывает необходимость изучения невербального восприятия молодежью лиц пожилого возраста.
Рис. 9. Карта 8 «Выражение чувств и эмоций, связанных с изображением на фотографии»
Последняя карта 9 обобщает навыки невербального восприятия участников тренингов, предлагая определить эмоции и психическое состояние лица с ОВЗ и инвалидностью по их жестам (рис. 10). Студенты еще раз демонстрируют уровень развития своего невербального восприятия и эмоционального интеллекта. Эта карта
дает возможность сопоставления результатов участников тренинга по определению и интерпретации невербальных сигналов: поз, жестов, мимики - с ответами на предыдущие карты, проверки общей согласованности ответов.
Рис. 10. Карта 9 «Сопоставление жеста человека с инвалидностью и его эмоцией»
Результаты
Как было написано выше, основным результатом применения методики «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью» было определение степени адекватности невербального восприятия участников. Полученные ответы сопоставлялись с реальными данными о лицах на фотографиях, шкалами оценок и вариантами ответов авторов тренинга.
Критерием оценки невербального восприятия студентами лиц с ОВЗ и инвалидностью является адекватность отображения образов этой категории лиц в сознании представителей исследуемой группы. Одним из важных показателей служит количество ошибок, допущенных студентами при оценке экспрессивного поведения лиц с ОВЗ и инвалидностью, запечатленных на фотографиях. Наличие ошибок и отклонений во мнениях опрошенных от выбранных авторами определений психоэмоционального состояния инвалидов характеризует степень равенства и сходства в
1
2
3
4
5
6
оценке всех групп общества независимо от их уровня жизни, психофизиологического состояния, уровня образования, личностных черт и других внешних и внутренних качеств личности.
Заполненные комплекты карт были обработаны в ППП Statistica 13.2. с применением следующих методов статисти-ко-математического анализа: кластерный анализ и описательная статистика. На ос-
нове проведенного кластерного анализа и построенного графика «Дендрограмма кластеризации ответов студентов по методике «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью» были выделены три кластера, разделивших исходную выборку учащихся на группы по степени адекватности восприятия невербальных сигналов лиц с ОВЗ и инвалидностью (рис. 11).
Рис. 11. Дендрограмма кластеризации ответов студентов по методике «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью»
1-й кластер: адекватное восприятие невербальных сигналов лиц с ОВЗ и инвалидностью, 35 студентов. В данную группу попали учащиеся с развитым эмоциональным и социальным интеллектами и высоким уровнем точности невербального восприятия. Они показали навыки в определении вида заболевания человека и формы инвалидности по его позе и телосложению, что имеет значение при необходимости оказать помощь и поддержку лицу с ОВЗ и инвалидностью, при содействии во включении в общий образовательный процесс и социальную адаптацию учащихся
данной категории. Также студенты с адекватным восприятием продемонстрировали высокий уровень эмпатии: они точно определили эмоции и психологическое состояние лиц с ОВЗ и инвалидностью по их жестам и позам, смогли сопоставить фразы с позами и с взглядами. Они также точно разделили людей на фотографиях на группы имеющих ОВЗ и инвалидность и условно здоровых по внешним признакам. Важным умением при невербальном восприятии, которым обладают эти студенты, является определение межличностных отношений между людьми по расстоянию
между ними при общении. Также они открыто и точно выразили свои эмоции от просмотра фотографий лиц с ОВЗ и инвалидностью в разных жизненных ситуациях и с различными психофизиологическими дефектами. Таким образом, основные черты у большинства студентов следующие: открытость, развитое невербальное восприятие, высокий уровень эмпатии, богатый эмоциональный и социальный интеллекты, отзывчивость, наблюдательность, интерес к окружающим людям.
2-й кластер: средняя адекватность невербального восприятия лиц с ОВЗ и инвалидностью, 10 студентов. Студенты, вошедшие в эту группу, обладают эмоциональным и социальным интеллектами средней степени развитости. Они не могут точно определить вид отклонения у человека по его графической позе, ошибаются в отличии лиц с ОВЗ и инвалидностью от условно здоровых людей по фотографиям. Эмпатия у них развита слабее: выявлены проблемы с восприятием настроения, эмоционального и физического состояния у лиц с ОВЗ и инвалидностью, с определением эмоций по жестам и позам инвалидов. Отношения между людьми с инвалидностью по межличностному расстоянию представители этой группы указывают, как правило, верно. Свои эмоции от увиденных фотографий с лицами с ОВЗ и инвалидностью в разных ситуациях студенты выражают точно и открыто. Таким образом, у 20% учащихся были выявлены отклонения в невербальном восприятии лиц с ОВЗ и инвалидностью, связанные с пониженным уровнем эмпатии и эмоционального интеллекта, низкой наблюдательностью и восприятием окружающих людей. Представители данной группы хорошо поддаются научению, что было продемонстрировано при определении межличностного расстояния, которое было обсуждено в теоретическом блоке; они умеют определять и выражать собственные эмоции.
3-й кластер: неадекватное невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидно-
стью, 5 студентов. Студенты из этой группы не могут распознать имеющееся нарушение у человека по его графической позе и отличить лицо с ОВЗ и инвалидностью от условно здорового человека по фотографии. У них отмечается низкий уровень эмпатии, который связан с невозможностью распознать эмоциональное состояние человека, его настроение и самочувствие по жестам, позам и мимике человека. Студенты не могут точно выразить свои эмоции от просмотра фотографий лиц с ОВЗ и инвалидностью; ошибаются при определении отношений между людьми с инвалидностью по межличностному расстоянию. Участие в тренинге по «Невербальному восприятию лиц с ОВЗ и инвалидностью» вызвало у этой группы студентов противоречивые эмоции - смех, нежелание работать с картами, апатию как нежелание что-то делать, фрустрацию как пустоту внутри себя, уход в себя и погружение в посторонние мысли. Основными характеристиками представителей этой группы являются: неадекватность в восприятии лиц с ОВЗ и инвалидностью, низкий уровень эмпатии, непонимание других людей, нежелание и отрицание проявлений своего эмоционального интеллекта и выражения своих эмоций, психологический уход, фрустрация, закрытость, лень.
Выделенные кластеры характеризуют выборку студентов по уровню адекватности невербального восприятия лиц с ОВЗ и инвалидностью. Как показал анализ полученных ответов: 70% студентов имеют высокие уровни развития эмоционального и социального интеллектов, адекватное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью, высокий уровень эмпатии и открытости; 20% учащихся имеют средние уровни развития эмоционального и социального интеллектов, они хуже воспринимают психоэмоциональное состояние лиц с ОВЗ и инвалидностью, их самочувствие и внешние особенности; 10% студентов имеют низкие уровни эмпатии и открытости, плохо владеют невербальным восприятием лично-
сти, их эмоциональный и социальный интеллекты развиты слабее, чем у большинства учащихся.
На основании проведенного кластерного анализа можно заключить, что в целом студенты 1 курса, которые не имели ранее подготовки по определению невербального поведения личности, успешно справились с этой задачей. Выборка учащихся характеризуется открытостью, готовностью взаимодействовать и общаться с лицами с ОВЗ и инвалидностью,
Психологические характеристики лиц с О
воспринимать их особенности и потребности, поддерживать морально и эмоционально.
Далее приведем 10 психологических характеристик, которые студенты дали лицам с ОВЗ и инвалидностью, изображенным на карте 7. Эти описания людей отражают не только их психологическое состояние и эмоции, но и степень осознания учащимися своих внутренних переживаний, эмоций, возможность обличения этого в слова (рис. 8, табл. 1).
Таблица 1
; и инвалидностью, по мнению студентов
№ п/п Номер фотографии
1 2 3* 4** 5* 6 7**
1 активная внимательная агрессивный активный вежливый амбициозная бесстрашный
2 амбициозная добродушная властный бесстрашный замкнутый артистичная замкнутый
3 дружелюбная замкнутая лидер готовый на риск интеллектуал добрая индивидуалист
4 коммуникабельная любопытная невозмутимый добрый невозмутимый добродушная независимый
5 лидер независимая самоуверенный напористый острожный дружелюбная серьезный
6 общительная серьезная серьезный оптимистичный скромный общительная сильный
7 разносторонняя скромная скрытный упорный спокойный оптимистичная скромный
8 уверенная в себе спокойная строгий целеустремленный стеснительный отзывчивая скрытный
9 энергичная стеснительная упрямый эмоциональный умный приятная спокойный
10 любопытная скрытная независимый энергичный уравновешенный яркая упорный
Примечание: 3* и 5* - одно лицо ; 4** и 7**- другое лицо
Стоит отметить, что в зависимости от позы человека с ОВЗ и инвалидностью, его жестов, мимики и обстановки вокруг невербальное восприятие и психологические характеристики значительно меняются, даже если это одно и то же лицо. Данные студентами психологические характеристики лицам с ОВЗ и инвалидностью отражают, что первично воспринимается не наличие или отсутствие психофизических отклонений, а экспрессивное поведение личности. Те же психологические характеристики могут быть присущи и представителям условно
здоровой группы, подчеркивая положительные качества человека. Они нисколько не умаляют значения лиц с ОВЗ и инвалидностью в глазах студентов как представителей общества, что порой кажется инвалидам при общении и взаимодействии с другими людьми и создает психологический барьер. Невербальное восприятие как первичный вид восприятия человека человеком зависит от позы, жеста, мимики и взгляда человека, а значит, первое впечатление о себе и последующее восприятие себя как личности зависят от самого человека.
Заключение
Рассмотрев методику карты «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью» и приведя результаты оценки невербального восприятия у студентов, уровней развития их эмоционального и социального интеллектов, выделим значение этого исследования для представителей разных социальных групп.
Тренинги, факультативные занятия, экспериментальные семинары по невербальному восприятию и эмоциональному интеллекту имеют значение на современном этапе развития высшей школы для всех направлений подготовки. Однако подобные учебные дисциплины и методики преподавания пока распространены слабо. Обучение основам эмоционального интеллекта и невербальному восприятию окружающих людей влияет как на личность, помогая ей общаться и выстраивать личные отношения, преодолевать фрустрацию, негативные психологические явления - стресс и депрессию, так и на общество, способствуя гуманизации и взаимовосприятию членов общества, снижая уровни агрессивности и противодействия среди граждан. Занятия по развитию эмоционального интеллекта необходимы для всех студентов как находящейся на этапе развития и становления жизненных принципов социальной группы. Особенно они имеют значение для учащихся из социально незащищенных групп: инвалидов, выходцев из бедных семей, сирот, мигрантов.
Для лиц с ОВЗ и инвалидностью как объекта изучения невербальное восприятие является важным аспектом их включения и социальной адаптации в обществе. Восприятие и отношение окружающих людей часто выступают как психологический барьер. Также им важно умение воспринимать невербальные сигналы других людей и интерпретировать их, развивать свой эмоциональный интеллект и чувство эмпатии к окружающим.
Многие лица с ОВЗ и инвалидностью имеют нарушения вербального общения из-за дефектов речевого аппарата, слуха,
других заболеваний. Развитие и использование навыков невербального общения для них являются приоритетным способом общения и передачи своих эмоций и психологического состояния. Окружающие люди должны обладать навыками невербального восприятия, раскодирования невербальных сигналов и использовать их в общении с лицами с ОВЗ и инвалидностью. Тренинг по методике «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью» был направлен на развитие этих способностей у студентов, в группах с которыми обучаются лица с особыми потребностями. Результаты тренинга и работы с картами «Невербальное восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью» показали, что большая часть студентов имеет адекватное невербальное восприятие, развитые эмоциональный и социальный интеллекты, чувство эмпатии, позволяющие открыто выстраивать общение и взаимодействовать с окружающими лицами с учетом их возможностей и потребностей. Однако толерантной, готовой к помощи и поддержки лиц с ОВЗ и инвалидностью и других категорий учащихся выбранную группу назвать нельзя. Молодые люди показали слабый уровень уважения к пожилым людям; работа с картами по определению эмоций и состояний человека по его позе и жесту вызвала затруднения: сложно, оказалось, выделить свои собственные эмоции и подобрать к ним наименования.
Отметим, что подобная методика может быть разработана для определения невербального восприятия одними представителями социальных групп представителей других групп, например, пенсионеров, лиц с лишним весом, религиозных фанатиков, мигрантов и других. Это имеет значение как для участников тренингов, улучшая их невербальное восприятие и обогащая эмоциональный и социальный интеллекты, так и для объектов исследования, улучшая их образ и изменяя стереотип указанной социальной группы. Получив положительные отзывы о данном тренинге и выбранной тематике, автор продолжит изучение невербального вос-
приятия у студентов и разработку методик для других социальных групп.
Подобные методики и результаты, получаемые при их использовании, имеют значение не только в гуманитарных науках, но и в компьютерно-информационных и технических. Собранная информация о невербальном восприятии может быть применена для создания программного обеспечения и в робототехнике, которые смогут распознавать эмоции и психофизические состояния, общаться и взаимодействовать, вызывать медицинскую помощь и родителей для людей с инвалидностью, тяжелыми заболеваниям, пожилых и одиноких людей, младенцев и детей.
Исследования невербального восприятия имеют большое значение на современном этапе развития социальной психологии при изучении представителей разных социальных групп. Попытка такого исследования приводится в настоящей статье для группы студентов в отношении их невербального восприятия лиц с ОВЗ и инвалидностью. Полученные результаты продемонстрировали значение эмоционального и социального интеллектов, эмпатии и открытости студентов при восприятии и общении с лицами с ограничениями жизнедеятельности как факторов развития современного общества и при принятии различий как положительных особенностей всех членов общества.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд. Московского университета, 1980. - 140 с.
2. Бессонов С.Л. Зависимость оценки восприятия экспрессивного поведения человека студентами социономических профессий от их личностных особенностей // Теория и практика общественного развития. -2013.- № 3. - С. 72-74.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 544 с.
4. Комарова А.И. Социальный и эмоциональный интеллект: кросскультурное исследование // Вестник Бурятского государственного университета. - 2001. - № 5. - С. 30-35.
5. Кондаков И.М. Психологический словарь.
- М.: Прайм-Еврознак, Олма-Пресс, 2003.
- 632 с.
6. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
7. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 228-263.
8. Лунева О.В. Основные модели социального интеллекта // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Т. 18. - С. 44-47.
9. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. - СПб: Речь, 2001. - 256 с.
- C. 12.
10. Пашукова Т.И., Троицкая Е.А. Механизмы и функции эмпатии // Вестник МГЛУ -2010. - № 7. - С. 197-209.
11. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. - М.: Эксмо, 2015. - 464 с.
12. Рождественская Н.А., Сорин А.В. Диагностика способов межличностного познания подростков: апробация методики // Вестник Московского университета. Серия: Психология. - 2009. - № 4. - С. 67-78.
13. Словарь личностных качеств. URL: http:// rcstv.tversu.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=112&Itemid=33. Дата обращения: 19.12.2016.
14. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 8 - С. 10-13.
15. Australian sport commission. Communicating effectively with people with disability.
URL: http://www.ausport.gov.au/_data/as-
sets/pdf_file/0009/482166/4_-_Creating_a_ positive_environment_and_communicating_ effectively_with_people_with_disability.pdf. Дата обращения - 11.12.2016.
References
1. Andreeva GM. Social'naja psihologija. Moscow: izd. Moskovskogo universiteta, 1980: 140 (in Russian).
2. Bessonov SL. Zavisimost' ocenki vosprijatija jekspressivnogo povedenija cheloveka studentami socionomicheskih professij ot ih lichnostnyh osobennostej. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2013; 3:72-74 (in Russian).
3. Goulman D. Jemocional'nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ. Moscow: izd. Mann, Ivanov i Ferber, 2016 (in Russian).
4. Komarova AI. Social'nyj i jemocional'nyj intellekt: krosskul'turnoe issledovanie. Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2001; 5:30-35 (in Russian).
5. Kondakov I.M. Psihologicheskij slovar'. Moscow: izd. Prajm-Evroznak, Olma-Press, 2003 (in Russian).
6. Labunskaja VA. Ne jazyk tela, a jazyk dushi! Psihologija neverbal'nogo vyrazhenija lichnosti. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008 (in Russian).
7. Labunskaja VA. Teoretiko-jempiricheskie osnovanija sozdanija metodiki «Diagnostika urovnja razvitija sposobnosti k adekvatnoj interpretacii neverbal'nogo povedenija». Social'nyj i jemocional'nyj intellekt: ot processov k izmerenijam. Pod red. DV Ljusina, DV Ushakova. Moscow: Institut psihologii RAN, 2009: 228-263 (in Russian).
8. Lunjova OV. Osnovnye modeli social'nogo intellekta. Vestnik KGU im. NA Nekrasova. 2012; 18:44-47 (in Russian).
9. Megrabjan A. Psihodiagnostika neverbal'nogo povedenija. St-Petersburg: izd. Rech', 2001: 12 (in Russian).
10. Pashukova TI, Troickaja EA. Mehanizmy i funkcii jempatii. Vestnik MGLU, 2010; 7:197209 (in Russian).
11. Piz A. Jazyk telodvizhenij. Kak chitat' mysli okruzhajushhih po ih zhestam. Moscow: izd. Jeksmo, 2015: 4 (in Russian).
12. Rozhdestvenskaja NA, Sorin AV. Diagnostika sposobov mezhlichnostnogo poznanija podrostkov: aprobacija metodiki. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija: Psihologija, 2009; 4:67-78 (in Russian).
13. Slovar' lichnostnyh kachestv. URL: http:// rcstv.tversu.ru/index.php?option=com_cont ent&view=article&id=112&Itemid=33. Data obrashhenija: 19.12.2016.
14. Sheshukova OV. K voprosu ob jeksperimental'nom issledovanii social'nogo intellekta. Sredneye professional'noye obrazovaniye. 2007; 8:10-13 (in Russian).
15. Australian sport commission. Communicating effectively with people with disability. URL: http://www.ausport.gov. au/__data/assets/pdf_file/0009/482166/4_-_ Creating_a_positive_environment_and_ communicating_effectively_with_people_ with_disability.pdf.
A STUDY OF NON-VERBAL PERCEPTION OF DISABLED PEOPLE BY STUDENTS
E.V. MIKHALCHI
Institute of Business of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow
Studies of non-verbal perception are of great importance in social psychology in the study of representatives of different social groups. The article presents the author's method «Non-verbal perception of disabled people» and the results of the study of the adequacy of students' non-verbal perception of another social group representative - disabled people. It was found that students have well-developed emotional and social intelligence, high empathy and openness to disabled people.
Keywords: non-verbal perception, persons with disabilities, emotional and social intelligence, empathy.
Address:
Mikhalchi E.V.,
Senior Lecturer, RANEPA,
E-mail: [email protected]