УДК 159.923.5
Михальчи Екатерина Владимировна
старший преподаватель кафедры гуманитарных наук, деловой этики и социальной ответственности Института бизнеса и делового
администрирования
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Москва, Россия 119571, Москва, проспект Вернадского, д. 82 e-mail: missi-ice@rambler.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО СОВЛАДАНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОВЗ
И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Ekaterina V. Mikhalchi
Lecture of Chair of Humanities, Business Ethics and Social Responsibility of the Institute of Business and Business Administration
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration» 82,Vernadskyprosp., 119571, Moscow, Russia e-mail: missi-ice@rambler.ru
PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD FOR FORMING TRANSFORMATION COPING OF STUDENTS WITH DISABILITY
Аннотация. Жизнестойкость представляет собой психологический конструкт, объединяющий такие качества личности, как вовлеченность в жизнь, контроль и принятие вызова над изменяющимися условиями окружающей действительности. Трансформационное совладание является одним из компонентов жизнестойкости; его развитие способствует преодолению тяжелых жизненных ситуаций учащимися с ОВЗ и инвалидностью. Приведенный в статье первый этап тренинга жизнестойкости американского психолога С. Мадди направлен на развитие трансформационного совладания и адаптирован для студентов с психофизическими нарушениями.
Ключевые слова: трансформационное совладание, студенты с ОВЗ и инвалидностью, тренинг жизнестойкости.
Abstract. Hardiness is a psychological construct, combining such personality traits as commitment in life, control and acceptance of a challenge over the changing conditions of the surrounding reality. Transformational coping is one of the
© Михальчи Е.В., 2018
components of resilience; its development helps to overcome difficult life situations by students with disability. The first stage of the training of the hardiness of the American psychologist S. Maddy, cited in the article, is aimed at developing transformational coping and is adapted for students with psychophysical disorders.
Key words: transformational coping, students with disability, training of hardiness.
Психологическая работа по формированию жизнестойкости у студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью является одним из направлений деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения в организациях высшего образования, наряду с коррекцией негативных личностных установок, преодолением внутренних барьеров, снятием повышенной тревожности, формированием навыков совладающего поведения и социального взаимодействия.
Для формирования жизнестойкости как психологического качества личности могут применяться разные психологические методы и подходы: беседа, психологическое тестирование и тренинги, арт-терапия и нарративные техники (сказкотерапия и т.п.), психодрама и др.
Целями психологической работы по формированию жизнестойкости у студентов с ОВЗ и инвалидностью являются следующие: улучшение психофизического состояния и самочувствия индивида, повышение настроения и вовлеченности в жизнь, изменение психологических установок личности и отношения к стрессогенным факторам, формирование способов совладания с тяжелыми жизненными ситуациями (ТЖС) и с негативными эмоциями, формирование навыков взаимодействия с окружающими.
Для эффективного достижения этих целей психологической работой по формированию жизнестойкости у студентов с ОВЗ и инвалидностью рассмотрим применение одной из представленных в этой области методик -психологического тренинга. Основоположник психологии жизнестойкости как области психологической науки американский психолог Сальваторе Мадди (Salvatore Maddi) разработал и начал использование метода психологического тренинга для формирования жизнестойкости в своей практической деятельности [4]. В его научных работах, написанных совместно со Сьюзен Кобейса (Suzzane Kobasa) и другими учеными, изложено определение жизнестойкости как «меры способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности» [1, c. 3]; выделены компоненты психологического конструкта «жизнестойкость»: вовлеченность, контроль и принятие вызова в жизни [5]. При высоком уровне жизнестойкости человек эффективнее решает задачи, справляется со стрессовыми ситуациями, преодолевает свои страхи и, как результат, становится более уверенным в себе [2].
Целью исследования является описание начального этапа тренинга жизнестойкости С. Мадди для формирования трансформационного совладания в адаптированной форме для студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Актуальность применения этого тренинга при психолого-педагогическом сопровождении и в учебном процессе учащихся с ОВЗ и инвалидностью обоснована тем, что студенты данной группы испытывают повышенные психические нагрузки в процессе обучения из-за противоречий с однокурсниками, преподавателями, членами семьи; также на них оказывает влияние больший спектр стрессогенных обстоятельств (недоступность среды, отсутствие специальных методик обучения, проблемы с поиском партнера для личной жизни, гиперопека со стороны близких и т.п.), чем на условно здоровых учащихся; они чаще оказываются в трудных жизненных ситуациях и испытывают больший психологический дискомфорт от этого. Для преодоления негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность и обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью, необходимо сформировать у них механизмы трансформационного совладания со стрессогенными обстоятельствами и ТЖС.
Психологический тренинг прошел практическую апробацию на студентах 1-го курса направления подготовки «Международные отношения» Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в числе которых обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью.
Рассматриваемый тренинг включал в себя три раздела (формирование трансформационного совладания, социального взаимодействия и физических компонентов жизнестойкости) и проводился в рамках практических занятий по адаптационной дисциплине «Социальная адаптация» на протяжении 6 академических часов. Тренинг по формированию трансформационного совладания проводился для группы учащихся в количестве 25-30 человек. Однако, как показал практический опыт, его более эффективно реализовывать в малых группах - по 5-7 человек. В таком формате создается атмосфера открытости, комфорта и доверия, что способствует более продуктивной деятельности учащихся по развитию у себя навыков трансформационного совладания и является более удобной формой работы в инклюзивных группах. Тренинг приводится в авторском переводе и в адаптированной форме для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Далее приведем описание и рассмотрим этапы психологического тренинга, предложенного С. Мадди, для формирования трансформационного совладания [7]. Американский психолог определял трансформационное совладание (от англ. transformational coping) как «открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации» [1, c. 9]. Развитие этого психологического конструкта направлено на формирование жизнестойкости и умения справляться со стрессогенными обстоятельствами и трудными жизненными ситуациями у студентов с ОВЗ и инвалидностью. Для формирования этого учащимся с психофизическими нарушениями нужно пройти три этапа психологического тренинга, после чего проанализировать обратную связь.
На первом этапе студентам с ОВЗ и инвалидностью предлагалось составить список стрессогенных обстоятельств и тяжелых жизненных
ситуаций, которые присутствуют в их жизни. Эти обстоятельства могли прямо или косвенно влиять на жизнедеятельность и психический комфорт учащихся. Они включали в себя отношения с однокурсниками, с преподавателями, лицами противоположного пола, низкую мотивацию к обучению, жесткую дисциплину в учебном заведении, неподготовленность к сдаче зачетов и экзаменов, ощущение собственной беззащитности и слабости.
У студентов с ОВЗ и инвалидностью тяжелые жизненные ситуации чаще всего возникали из-за давления и некорректного обращения со стороны преподавателей и администрации учебного заведения, отсутствия общения и понимания с однокурсниками, неполного понимания учебного материала или его частей, психоэмоциальных и когнитивных перегрузок в процессе обучения, несовпадения выбранного направления подготовки с желаемым направлением для личностного развития, а также с внутрисемейными проблемами и сложностями в личной жизни, которые косвенно влияют на процесс их обучения и жизнедеятельности.
При составлении списка стрессогенных обстоятельств и ТЖС необходимо задать их величину по шкале от 1 (незначительное) до 7 (самое сильное) в зависимости от тяжести стресса и степени давления тяжелой ситуации на учащегося с ОВЗ и инвалидностью. Если у студентов наблюдаются сложности с оценкой величин стрессогенного обстоятельства или проблемы, то им можно предложить следующую иерархию человеческих потребностей: 1) в достижениях; 2) в отношениях с окружающими людьми; 3) в безопасности и комфорте; 4) в определенности и регулярности; 5) в уважении; 6) в финансах. Для определения величины стрессогенного обстоятельства и ТЖС нужно определить, сколько из этих человеческих потребностей они одновременно нарушают.
Для каждого стрессогенного обстоятельства или ТЖС, попавших в список, нужно уточнить их форму: острую или хроническую. Острая форма стрессогенного обстоятельства возникает спонтанно, неожиданно. Хроническая форма означает наличие противоречия между тем, что хочет индивид, и тем, что он получает в течение длительного периода. Возможно, что студент с ОВЗ и инвалидностью стремится заниматься каким-либо видом творчества, но получает профессию, не связанную с созидательной деятельностью, в связи с чем ощущает себя неудовлетворенным, несчастным. После того как учащийся перечислил все стрессогенные обстоятельства и проблемы в своей жизни и проставил их величину, он получает карту своих текущих стрессов, связанных с процессом обучения, и может перейти к следующему этапу.
На втором этапе трансформационное совладание со стрессами реализуется путем осознания их сути и перспектив в развитии. Студентами с ОВЗ и инвалидностью реализуется ситуационная реконструкция стрессогенных обстоятельств и ТЖС из составленного списка. Учащиеся могут выбирать стрессогенные обстоятельства и проблемы из списка на свое усмотрение. Некоторые выбирают незначительные стрессы и проблемы, чтобы лучше понять и отработать предлагаемую методику. Другие студенты, наоборот, сразу выбирают самое большое по величине и серьезное для них
стрессогенное обстоятельство, потому что оно подрывает их ежедневную деятельность и препятствует разрешению всех остальных проблем. Учащиеся с ОВЗ и инвалидностью в итоге должны разрешить все проблемы и ТЖС из своего списка.
Для проведения ситуационной реконструкции стрессогенного обстоятельства студенты с ОВЗ и инвалидностью должны заняться поиском альтернатив и рассмотреть все возможные варианты развития ситуации, начать взаимодействие со своим стрессом. По инструкции для этого нужно ответить на следующие вопросы:
1. Как вы можете описать свое стрессогенное обстоятельство или проблему?
Какие компоненты составляют это обстоятельство? Какие люди задействованы или влияют на ваши проблемы? Какие последствия могут быть у стрессогенного обстоятельства или проблемы? Что вас больше всего беспокоит в этих обстоятельствах? Какое у вас самочувствие и настроение?
2. Подумайте о том, что стрессогенное обстоятельство может стать хуже, чем есть сейчас.
Придумайте в своем воображении ситуацию, которая намного хуже, чем ваше положение сейчас. Например, если бы преподаватель раскритиковал вашу курсовую работу перед всей группой, было бы хуже, чем получить ее назад с письменным требованием внести туда несколько исправлений.
3. Подумаете о том, что проблемная ситуация может быть лучше, чем есть сейчас.
Придумайте в своем воображении ситуацию или стрессогенное обстоятельство, которое лучше, чем есть сейчас. Например, дополнительное занятие с преподавателем помогло бы вам лучше понять учебный материал, чем самостоятельное изучение его.
4. Составьте рассказ о том, что будет при воплощении худшей версии стрессогенного обстоятельства.
Необходимо «включить» свое воображение и написать подробный рассказ о том, что изменится при худших обстоятельствах, как вам и другим лицам придется поступать при этом, какие могут произойти ситуации и изменения с вами и другими лицами при этих обстоятельствах. После окончания работы над ним оцените по шкале от 1 до 100 насколько вероятно, что это произойдет на самом деле. Если вероятность этого мала, это обнадеживает и означает, что ситуация не выйдет у вас из-под контроля. Но успокаиваться не стоит, обстоятельство является стрессовым и проблематичным и все равно требует решения, несмотря на то, что ухудшиться ваше положение не может. При высокой вероятности ухудшения стрессогенное обстоятельство или проблема получают высокий приоритет для их разрешения и улучшения качества жизни.
5. Составьте рассказ об улучшениях в проблемных ситуациях и стрессогенных обстоятельствах.
Представьте в вашем воображении и опишите, что произойдет при улучшении в проблемных обстоятельствах, как вы и другие люди будут
поступать при этом, какие задачи и роли возникают у вас и окружающих людей при улучшении ситуации. После окончания рассказа оцените возможность его реального воплощения по шкале от 1 до 100. Если такая вероятность мала, то есть больше поводов направить свои силы на решение этой проблемы, так как это не произойдет само. Если величина такой вероятности значительная, то учащийся должен оценить свои усилия и действия и направить их на решение проблемы.
6. Что вы конкретно будете делать, чтобы добиться улучшений и избежать ухудшений при решении стрессогенного обстоятельства?
Если вы уже ответили на этот вопрос при работе над рассказами про худшую и лучшую версию разрешения стрессогенного обстоятельства или проблемы, то в данном пункте вы можете по-новому взглянуть на свои действия. Подумайте, нужно ли вам предпринимать дополнительные действия, убеждать других людей в правильности ваших поступков, обращаться к ним за помощью, искать дополнительную информацию для решения ваших проблем. Ответив на эти вопросы, студенты с ОВЗ и инвалидностью почувствуют свои возможности в решении проблем.
Ответив на следующие три вопроса, учащиеся смогут выстроить процесс решения стрессогенного обстоятельства.
7. Основываясь на своих ответах на предыдущие вопросы, можете ли вы наметить перспективу в решении стрессогенного обстоятельства?
Борьба со стрессогенными обстоятельствами и проблемами может вызывать негативные, болезненные эмоции у человека. Вам нужно увеличить негативность восприятия стрессогенного обстоятельства или проблемы, усилить тревожность, страх, боль, подавленность, агрессию.
Если при ответе на первые шесть вопросов студенты с ОВЗ и инвалидностью нашли решение своей проблемы, то они должны ощутить себя лучше от этого.
Учащимся с ОВЗ и инвалидностью нужно рассмотреть стрессогенные обстоятельства или проблемы в перспективе. Так они станут более осознанными и приемлемыми, хотя и останутся пока нерешенными. После составления перспективы проблемы можно приступать к выбору действий по ее решению.
Возможно, у студентов с ОВЗ и инвалидностью получится найти перспективу решения проблемы самостоятельно. Если такое не случится, то существует пять часто используемых перспектив в развитии стрессогенных обстоятельств и ТЖС.
Этот список не полный, студенты могут найти свою форму перспективы в решении проблем или использовать сразу несколько форм перспектив из списка.
1. Стандартная перспектива. Возможно, вы ощущали одиночество и думали, что вы единственный, кто столкнулся с подобными проблемами. Ощущения одиночества и беспомощности приводят к погружению в жалость к себе, в боль, в обиду.
Вы ощутите себя увереннее и спокойнее, если узнаете, что другие люди тоже переживали эти проблемы и стрессогенные обстоятельства в прошлом и в настоящем. Стандартная перспектива может сделать стрессогенное обстоятельство менее значимым и доступным для решения, если вы ощутите общность с другими людьми.
2. Управляемая перспектива. Вы уже рассмотрели, как стрессогенные обстоятельства могут предстать в худшей и лучшей форме. Решение вашей проблемы находится где-то между этими полюсами. Эта форма перспективы называется управляемой. При ней вы находитесь в зоне внутреннего комфорта и испытываете спокойствие, понимая, что решение стрессогенного обстоятельства не такое плохое и не такое хорошее. Управляемая перспектива делает любую проблему и стрессовую ситуация приемлемой и разрешаемой, поэтому вы можете хорошо ее обдумать и достаточно долгий период разбираться с ее решением.
3. Перспектива улучшения. Реализуя эту форму перспективы, вы ищете способы решения и определяете ваши действия для улучшения стрессогенных обстоятельств. Вы выбираете конкретные действия, а не пассивно обдумываете способы решить проблему. Это способствует улучшению вашего психоэмоционального состояния.
4. Временная перспектива. Еще один способ преодолеть стрессогенные обстоятельства - это определить, какие из них необходимо решить в течение ближайшего времени, чтобы ситуация не ухудшилась. Если вы можете рассчитать время, когда влияние проблем и стрессогенных обстоятельств на вас снизится, это делает вас более спокойным и жизнестойким. Возможно, в настоящее время стрессор влияет на вас достаточно сильно из-за самочувствия, психоэмоциальных реакций, повышенной тревожности. Через какой-либо период времени вы успокоитесь, взвесите все обстоятельства, и эта проблема покажется вам менее значительной.
5. Непредсказуемая перспектива. Данная форма перспективы идет вразрез с концепций трансформационного совладания, однако в некоторых случаях она бывает полезна. Если вы приложили уже все усилия к решению проблемы, но не можете справиться со всеми обстоятельствами, то результат выхода из этой ситуации может быть непредсказуемым. Например, при проведении лечения врачи могут применять разные лекарственные средства и медицинские процедуры. Но результаты лечения станут известны только через определенное время. Перспектива непредсказуемости позволяет легче воспринимать результаты решения проблем, если вы приложили все усилия к этому. Все, что происходит с этого момента, уже не в ваших силах.
8. Основываясь на результатах своей деятельности, можете ли вы предвидеть, какие действия приведут к улучшению стрессогенных обстоятельств?
Ответив на первые шесть вопросов в рамках ситуационной реконструкции, студенты с ОВЗ и инвалидностью углубили понимание своих стрессогенных обстоятельств и ТЖС. Они могут выявить основу стрессогенных обстоятельств в своей жизни, найти те компоненты, которые делают ситуацию более напряженной и негативной, и самостоятельно выявить перспективу в решении проблемы на более длительный период времени.
Существует много способов справляться со стрессогенными обстоятельствами. Часто способы преодоления проблем и стрессов зависят от личных приемов индивида для переживания и совладания с ними. То есть окружающие люди могут различаться реакциями на стресс и выбором форм совладания с ним. Ниже приводятся рекомендации по выборы способов управления стрессами. Студенты с ОВЗ и инвалидностью могут выбрать из них один или несколько способов или создать на их основе свой подход к преодолению стрессовых ситуаций.
Личные ограничения. Во многих случаях чужие поступки и действия, а также правила поведения и обучения, учебный график, отношения с преподавателями и однокурсниками могут вызывать у студентов с ОВЗ и инвалидностью стрессы. Однако, проведя ситуационную реконструкцию стрессогенных обстоятельств и проблем в своей жизни, они могли обнаружить, что сами часто являются причиной стрессовых ситуаций и вносят свой вклад в их развитие. У учащихся может возникнуть ощущения, что их личные проблемы часто связаны с индивидуальным восприятием и отношением.
Главная цель в совладании со стрессогенными обстоятельствами и ТЖС -это превратить стресс из потенциальной беды в возможность для будущего развития. Они могут решить проблемы, конструктивно работая с собственным восприятием, отношением, ограничениями, и тогда неприятные эмоции, возникающие в начале стрессовой ситуации, исчезнут.
Непонимание. Студенты с ОВЗ и инвалидностью могут осознать, что во многих случаях неправильно понятые слова или действия других людей играют большую роль в возникновении и развитии стрессовых ситуаций. Окружающие люди могут неправильно понять слова или поступки других, а учащийся может тоже неправильно воспринять их слова и действия. Иногда эта ситуация может развиваться в обоих направлениях. Подобная путаница ведет к появлению негативных эмоций, агрессии, гнева, нарушает учебную обстановку, приводит к возникновению конфликта в коллективе. Чтобы решить подобную проблему, нужно признать свои ошибки, постараться правильно понять человека. В случае применения одной из сторон оскорблений, унижений человека, физических действий к нему ситуация только усугубится. Необходимо принятие ошибок других, выраженная эмпатия к ним, желание осознать информацию от них для преодоления конфликта и последующего стресса.
Столкновение желаний. Часто стрессовая ситуация может быть связана с несогласованностью желаний разных людей. Собственные цели человека, его предпочтения, принципы, ценности сталкиваются с личными целями и принципами других людей, что приводит к возникновению и развитию стресса. Чтобы выйти из этой ситуации, студентам с ОВЗ и инвалидностью нужно признавать права других людей на их уникальность, наличие собственных идей, целей в жизни, вкусов, желаний, эмоций.
Виктимизация. Учащиеся с ОВЗ и инвалидностью часто могут ощущать себя слишком слабыми, чтобы нести ответственность за все свои действия, решать самостоятельно проблемы, противостоять стрессам. Окружающие люди
часто исключали их из коллектива, оскорбляли, подвергали дискриминации, преследовали, из-за чего эти студенты привыкли воспринимать себя как жертву.
Несмотря на роль жертвы в коллективе, они всегда могут развиваться дальше, расти, учиться и преодолевать эти негативные обстоятельства. Студентам с ОВЗ и инвалидностью необходимо действовать конструктивно, развивать себя, а не погружаться в жалость к себе, в бессилие. Им необходимо тщательно взвесить личные проблемы, особенности, отношения с окружающими людьми и начать постепенно изменять их, чтобы преодолеть позицию жертвы и поднять свой статус в коллективе.
Внешние силы. Иногда можно почувствовать, что, даже применив все внутренние силы, испробовав все свои возможности и получив помощь других людей, вы не можете преодолеть имеющиеся стрессогенные обстоятельства и проблемы. Силы и возможности, которые вы не можете контролировать, целиком влияют на сложившуюся ситуацию. Вам не стоит винить себя или других людей в наличии проблем, а нужно постараться оценить влияние внешних сил и возможность не воспринимать эти обстоятельства негативно, как стресс.
9. Имеется ли у вас решение?
Вы уже рассмотрели все этапы ситуационной реконструкции, направленные на помощь в преодолении стрессогенных обстоятельств в перспективе и понимание ваших личных проблем. Далее нужно понять, на какие действия вы способны для преодоления стресса. Вы сможете ощущать себя лучше, если представите момент разрешения проблемы. Но эти изменения пока находятся только в вашем воображении, а реально вы можете находиться до сих пор в критической обстановке. Это является основанием для того, чтобы пройти третий этап для преодоления стрессогенных обстоятельств и проблем.
На третьем этапе студенты с ОВЗ и инвалидностью перешли к созданию плана действий, его реализации и получению обратной связи.
После того как они изучили перспективу и смогли более глубоко понять стрессогенные обстоятельства и проблемы в своей жизни, учащиеся были готовы приступить к созданию плана действий, который окажет решающее действие на преодоление стрессовых ситуаций. Студентам с ОВЗ и инвалидностью нужно разработать стратегию и предпринять действия против стрессогенных обстоятельств и проблем. Для разработки плана действий необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какова основная цель вашего плана действий?
Цель должна быть не та, которую навязывали другие, а должна отражать ваши личные стремления. Четкая, конкретная и полезная цель предполагает определенные действия с вашей стороны, которые помогут ее достигнуть.
2. Какие действия приведут к достижению вашей цели?
Предприняв только одно действие, всегда трудно добиться цели. Поэтому
нужно продумать различные действия и приемы для достижения конечной цели. Запишите все ваши действия достаточно конкретно, указав порядок их выполнения, способы преодоления стрессовых ситуаций, к кому из близких
или знакомых людей можно обратиться за помощью. Вам необходимо упорядочить свои действия в плане. В начале плане можно расположить более простые действия, успех от выполнения которых поддержит вас на этом пути и даст возможность перейти к более сложным видам взаимодействий.
3. В какой период времени вы планируете достигнуть вашей цели?
Вы уже указали конечную цель в решении вашей проблемы, определенные действия и их последовательность для эффективного преодоления стресса. Теперь необходимо указать, как долго будут реализовываться ваши действия. Люди редко могут выполнять действия, направленные на эффективное решение их проблем и устранение стрессов.
Быть абсолютно точными при определении времени для ваших действий невозможно, но попытка придерживаться заданного времени будет полезна и приведет в эффективной реализации плана действий.
План действий должен включать гибкие стратегии. Если вы получили дополнительную информацию в ходе реализации ваших действий, то имеет смысл быстро пересмотреть выбранные стратегии, время их выполнения и план действий. Некоторые действия в реальности могут занять больше времени, чем вы на них отвели. Для этого нужна возможность изменять план и временные отрезки, указанные в нем.
По мере того как студенты с ОВЗ и инвалидностью реализуют действия для совладания со стрессогенными обстоятельствами и проблемами, необходимо получать отзывы или обратную связь об их усилиях по исполнению плана действий. Именно такая обратная связь усилит действия учащихся, поможет направлять их усилия и решать все стрессовые проблемы и кризисные ситуации в будущем.
Существует три формы обратной связи при работе с планом действий:
1. Личные наблюдения. Первым источником обратной связи являются личные наблюдения, которые вы проводите при выполнении действий. Вы должны оценивать ваши возможности, что сработало не полностью или было не совсем эффективным, что способствовало вам.
2. Другие люди. Вторым источником обратной связи являются наблюдения за вашими действиями другими людьми. Они могут поддержать вас, дать критику ваших поступков, направить дальше. Иногда другие люди могут завидовать вашим достижениям и постоянному движению вперед. Но это указывает на то, что вы движетесь в правильном направлении и преодолеваете проблемы.
3. Результаты. Третий источник обратной связи - это фактические результаты ваших движений к намеченной цели. Если вы решите проблемы, возникшие, например, из-за непонимания близкого человека или невнимания к нему, то это будет отличным результатом вашей работы по плану действий.
Внимание к источникам обратной связи может поддержать учащихся с ОВЗ и инвалидностью и углубить понимание их проблем, неправильных поведенческих стратегий, тем самым увеличив жизнестойкость личности. Если обратная связь будет положительна, студенты почувствуют себя вовлеченными в деятельность, испытают позитивные эмоции, отодвинут в сторону все
проблемы и стрессы. Студенты с ОВЗ и инвалидностью выйдут из стрессовой ситуации, не только улучшив свое положение, но и увеличив свою вовлеченность, контроль и вызов в жизни. Прежде чем ощутить смелость, мотивацию к деятельности, желание любить, развиваться, им необходимо стать жизнестойкими, эмоционально крепкими и сделать свою жизнь полноценной.
Закончив работу с первым стрессовым обстоятельством из составленного списка, студенты с ОВЗ и инвалидностью могут выбрать следующий пункт и повторить весь процесс сначала. Это поможет сделать их жизнь менее напряженной и более успешной, повысить ее качество. Проблемы с личной жизнью, родителями, учебой можно направить на пользу себе и своему развитию, расти на их основе.
В статье рассмотрен начальный этап тренинга жизнестойкости С. Мадди, направленного на формирование трансформационного совладания у студентов с ОВЗ и инвалидностью. Практическая реализация этого этапа психологического тренинга влияет на формирование у учащихся с психофизическими нарушениями способности к совладанию
со стрессогенными обстоятельствами и ТЖС, возникающими при взаимодействиях с однокурсниками, преподавателями, лицами противоположного пола и родителями; повышает эффективность социальной адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью; помогает в преодолении психологического дискомфорта, повышенных нагрузок, стрессов и негативных установок, возникающих в процессе обучения. Для студентов с ОВЗ и инвалидностью представляет важность то, что «при хронических заболеваниях высокий уровень жизнестойкости обеспечивает позитивное восприятие болезни и лучшую психосоциальную адаптацию» [3].
Психологический тренинг по формированию трансформационного совладания у студентов с ОВЗ и инвалидностью может быть реализован в ходе изучения адаптационных дисциплин психолого-педагогического блока (например, «Социальная адаптация», «Психология жизнестойкости» и др.) или как отдельный практический семинар в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся в организациях высшего образования.
К результатам проведения психологического тренинга по формированию трансформационного совладания у учащихся инклюзивных групп можно отнести повышение уровня жизнестойкости личности, измеренного по тесту жизнестойкости до и после проведения практических занятий; улучшение самочувствия, настроения и активности, измеренных по методике САН, снижение уровня виктимности и устранение внутренних личностных барьеров. Количественные показатели результатов применения описанных выше психологических методик и измерения уровней изменений личностных установок у студентов с ОВЗ и инвалидностью и учащихся из условно здоровой группы будут приведены в дальнейших публикациях автора.
Далее в ходе тренинга жизнестойкости, разработанного С. Мадди, формируются навыки социального взаимодействия и физические компоненты жизнестойкого поведения личности (техники дыхания, подходы к здоровому питанию, комплексы физических упражнений) [6].
Список литературы
1. ЛеонтьевД.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006.
2. Никитина О.П. Особенности формирования уверенности в себе у студентов // Пед. образование в России. - 2015. - № 1. - С. 136-138.
3. Brooks M. Health - Related Hardiness in Individuals with Chronic Illness // Clinical Nursing Research. - 2008. - V. 17, Issue 2. - P. 98-117.
4. Maddi Salvatore R. Hardiness: an operationalization of existential courage. // Journal of humanitarian psychology. - 2004. - V. 44 (3). - P. 1-20.
5. Maddi Salvatore R. The story of hardiness: twenty years of theorizing, research and practice // Consulting Psychology Journal: practice and research. -2002. - V. 54 (3). - P. 175-185.
6. Maddi Salvatore R., Firestone L. Psychological hardiness: the key to resilience under stress [Electronic resource]. - URL: http://www.tellonline.org/events/84/en/ (дата обращения: 07.03.2018).
7. Maddi Salvatore R., Khoshaba Deborah M. Resilience at work: how to succeed no matter what life throw at you. - Amacom. - 2005. - P. 107-135.