Научная статья на тему 'Исследование социального стереотипа и психологического портрета лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью глазами студентов'

Исследование социального стереотипа и психологического портрета лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3288
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦО С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП ИНВАЛИДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИНВАЛИДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волкова В. В., Михальчи Е. В.

В статье рассмотрен социальный стереотип инвалида, исследовано его теоретическое определение и современное содержание. Проведен теоретический анализ и сопоставление психологических качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, полученных в экспериментальных исследованиях двух групп авторов. Практической целью данного исследования было составление психологического портрета инвалида глазами студентов, что представляется важным для изучения динамики изменения социального стереотипа инвалида. В статье представлены результаты факторного анализа личностных черт лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волкова В. В., Михальчи Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование социального стереотипа и психологического портрета лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью глазами студентов»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

В.В. ВОЛКОВА1*, Е.В. МИХАЛЬЧИ2 3

1 Российский государственный гуманитарный университет;2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;3 Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва

В статье рассмотрен социальный стереотип инвалида, исследовано его теоретическое определение и современное содержание. Проведен теоретический анализ и сопоставление психологических качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, полученных в экспериментальных исследованиях двух групп авторов. Практической целью данного исследования было составление психологического портрета инвалида глазами студентов, что представляется важным для изучения динамики изменения социального стереотипа инвалида. В статье представлены результаты факторного анализа личностных черт лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: лицо с ОВЗ и инвалидностью, социальный стереотип инвалида, психологический портрет инвалида.

Введение

Отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью менялось на протяжении истории развития общества и обусловлено его культурно-историческими традициями, социально-экономическим положением, преобладающей религией и менталитетом. В зависимости от этого формируется общественное восприятие инвалидов и лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, складываются представления об этой социальной группе и формируются предубеждения в отношении них.

Многие исследователи вопросов межгрупповых взаимоотношений, социальной

© Волкова В.В., Михальчи Е.В., 2016.

* Для корреспонденции:

Волкова Виктория Викторовна доктор педагогических наук, доцент ФБГОУ ВПО Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) E-mail: bv1601@rambler.ru

психологии групп, общественных конфликтов отмечают проблему стереотипи-зации и стигматизации социальных меньшинств (Мудрик А.В., Стефаненко Т.Г., Воеводина Е.В., Краснова О.В., Морозова Е.А., Шевель П.П., Домбровская А.Ю.). Происхождение социального стереотипа инвалидности связано с тем, что вокруг лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, в общественном сознании накопилось множество мифов и предрассудков, искажающих формирование нормальных общественных отношений с участием инвалидов [6].

Социальные стереотипы в основном изучают в рамках этнопсихологии, в которой дается характеристика возможных этнических стереотипов. Однако их можно исследовать и в рамках социальной психологии, по отношению к различным социальным классам, группам, меньшинствам, объединениям. Исследователь этого социально-психологического феномена в рамках этнопсихологии Стефаненко Т.Г. отме-

чает, что «важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы - упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений» [9]. На возникновение тех или иных стереотипов непосредственно влияют социальные институты, организации и группы лиц. Например, такие агенты общественных отношений, как этнос, общество, субкультуры, средства массовой информации (СМИ), семья, группы сверстников, государственные и религиозные организации (по Мудрику А.В.). Домбровская А.Ю., изучая влияние такого общественного института, как средства массовой информации, на формирование социальных стереотипов инвалидности, отмечает, что «нередко журналисты формируют представления об инвалидах как о социальной группе, единственной проблемой которой является получение социальной помощи» [3]. Рассматривая вопрос влияния СМИ на формирование социального стереотипа инвалида, приведем исследования Пола Ханта, проведенное в 1991 году. Он выделил 10 основных клише, используемых в средствах массовой информации для изображения лиц с ОВЗ и инвалидностью: жалкий человек, имеющий плачевный вид, объект повышенного любопытства и насилия со стороны членов общества, приносящий зло, калека, пустое место, объект насмешек, собственный худший враг, бремя, несексуальный [12]. Это формирует у представителей общества отношение к инвалидам как к маргинальному классу, имеющему выраженные иждивенческие установки, усиливает негативное восприятие.

Социальные стереотипы в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью в российском обществе сформировались по ряду причин. Как отмечает Шаповал И.А.: «Стереотипные представления об инвалидах - упрощенные негативные убеждения об их личностных качествах как группы - также во многом связаны с неоправдан-

ным распространением медицинских знаний (иногда в до неузнаваемости искаженном популярными изданиями виде) среди населения» [10]. Восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью, обусловленное их болезнью, сохранилось в российском обществе как пережиток медицинской модели инвалидности и влияет на стигматизацию и виктимизацию этой группы населения. Под медицинской моделью инвалидности мы будем понимать следующее: «Инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного, здорового человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в общество» [5]. Медицинская модель создает стереотип больного, беспомощного, дискриминированного из общества и изолированного в лечебном заведении лица с психофизическими нарушениями. В зарубежных источниках можно встретить представление стереотипа инвалида в рамках медицинской модели: «Стереотипы инвалидов формируют их восприятие в качестве зависимых, морально развращенных, нечеловечески героических, бесполых и/или жалких» [13].

Противопоставлением медицинской модели является социальная модель инвалидности, по которой инвалид не имеет ограничений жизнедеятельности, их создает окружающая его среда. Цель реализации социальной модели инвалидности в создании такой среды и такого общества, которые снимут все ограничения лица, имеющего ОВЗ и инвалидность. В отечественной общественной среде пока наблюдается переход к социальной модели инвалидности. Социальная стигматизация направлена на выделение человека, имеющего то или иное отклонение в здоровье, проявление негативного отношения к нему. Это является негативным стереотипом, относящимся к лицу с ОВЗ и инвалидностью, его «меткой». Виктимизация лиц с ОВЗ и инвалидностью может наступить в случае «превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации» [7]. Стигма-

тизация влияет на изменение внутренних личностных качеств инвалида - «у него развиваются такие черты, как агрессия, сопротивление любым формам контроля, непризнание авторитетов, негативизм, и как следствие - импульсивность, инфантильность в форме гедонизма и уклонения от ответственности за свои поступки» [8].

В настоящий период российское общество близко к признанию паритета между социальными группами, принятию отклонений одних как позитивных различий для всех членов социума и возможностей для развития общественных отношений. Внедрение инклюзивной политики должно отразиться не только на социально-экономическом устройстве и образовательной среде, но и привести к изменениям в общественном восприятии лиц с ОВЗ и инвалидностью и в устоявшихся социальных стереотипах в отношении них, к «стиранию» социальных стигм, к созданию инклюзивного общества.

Социальные стереотипы, по мнению ряда авторов, включают в свою структуру когнитивный, эмоционально-чувственный, оценочный и в некоторых классификациях еще поведенческий (конативный, характеризующий готовность человека к определенному поведению - социальную установку - в отношении объекта познания) компоненты [11]. В отношении нашего объекта исследования в структуру социального стереотипа инвалидности будут включаться: общие представления о лицах с ОВЗ и инвалидностью; их положение в социальной иерархии; восприятие их; отношение к ним со стороны индивидов и социальных групп; психологический и социальный портреты инвалидов и лиц с ОВЗ, по мнению представителей общества; социальная установка и реакция на контакты с инвалидами, их включение в общий образовательный процесс.

Актуальность и цели исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что оно позволяет изучить восприятие и отношение современной молодежи к

лицам с ОВЗ и инвалидностью, спрогнозировать последствия включения инвалидов в образовательную среду высших учебных заведений, оценить динамику изменений социальных стереотипов и необходимость проведения мероприятий, направленных на пропаганду совместного обучения и развития инклюзивной среды в вузе.

Одной из задач данного исследования является опровержение следующего суждения: социальный стереотип инвалида включает в себя такие личностные качества, как беспомощность, уход в болезнь, эгоцентризм, иждивенческие установки, интернальность, жалость к себе, аутич-ные черты в поведении, страхи, приступы гнева, в некоторых случаях, напротив, сильное развитие волевой сферы, способствующее компенсации имеющегося дефекта. Возможно, данный стереотип несет негативную окраску, однако он составлен на основе изучения научных источников по социальной психологии и психологии инвалидности, анализа контента СМИ, а также со слов лиц, помогающих в уходе за инвалидами и имеющих друзей среди них.

Целью данного исследования является анализ восприятия студентами лиц с психофизическими нарушениями через определение присущих этой группе психологических качеств. В статье будет проведено сопоставление теоретического социального стереотипа инвалидности с практическим стереотипом, составленным на основе эмпирического исследования, проведенного на выборке представителей социальной группы студенчества. Также проведено сравнение полученных нами личностных черт лица с ОВЗ и инвалидностью с данными исследований Воеводиной Е.В. и Гориной Е.Е., проведенного в 2011 году [1].

Методика

Для изучения психологических качеств были взяты 20 пар личностных черт и их антиподов, из которых часть была составлена авторами статьи самостоятельно, а

часть выбрана из списка поверхностных черт по Р.Б. Кеттелу (выделены в таблице. 1 - *) [2].

Таблица 1

Сопоставление личностных черт

№ п/п Качество Антипод

1 Самостоятельность Беспомощность

2 Общительность Замкнутость

3 Оптимизм Пессимизм

4 Самоуверенность Стеснительность

5 Искренность Скрытность

6 Отзывчивость Равнодушие

7 Защищенность Беззащитность

8 Дружелюбие* Мстительность*

9 Доверчивость Подозрительность

10 Уверенность Неуверенность

11 Альтруизм Эгоизм

12 Активность Пассивность

13 Мягкость* Черствость*

14 Доброта Агрессивность

15 Сильная воля* Вялость*

16 Чувствительность* Флегматичность*

17 Теплота* Холодность*

18 Беспокойство* Спокойствие*

19 Твердость* Боязливость*

20 Энергичность Заторможенность

В анкетном опросе приняли участие 82 студента (из них 4 студента с инвалидностью) 1-4 курса направлений подготовки «Менеджмент» и «Управление персоналом» Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИБДА РАНХиГС). Опрос проводился в апреле-мае 2015 года. При анализе данных было выявлено, что гендерные и возрастные различия респондентов не оказывают существенного влияния на результаты исследования. При проведении опроса не указывалось, с каким от-

клонением характеризуется лицо с ОВЗ и инвалидностью, студенты должны были вспомнить свой личный опыт общения и обучения с ними.

В ходе исследования психологического портрета лица с ОВЗ и инвалидностью было отмечено, что на составление «идеального образа» оказывает влияние личность ведущего опрос, способствуя проецированию положительного отношения к нему на отношения к лицам с ОВЗ и инвалидностью.

Рассмотрим выделенные личностные качества лиц с ОВЗ и инвалидностью, полученные в исследовании, проведенном в 2011-2012 гг. авторами Воеводиной Е.В. и Гориной Е.Е. на базе трех вузов во Владимирской области. В исследовании социального портрета лиц с ограниченными возможностями здоровья приняли участие 69 человек - студенты вузов, преподаватели и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

При характеристике личностных качеств, присущих инвалидам, студенты называли как положительные, так и отрицательные признаки. Среди отрицательных качеств респонденты отдавали преимущество (в порядке убывания) неуверенности, закомплексованности, унынию, неспособности к труду и самообслуживанию; среди положительных - усердию, ответственности, отзывчивости и силе воли. Кроме того, специфическим признаком, присущим инвалидам как членам особой социальной группы, по мнению большинства респондентов, является бедность, наступившая вследствие неспособности к труду, безработицы, низких пенсионных выплат, приобретения дорогостоящих лекарств, проведения операций и т.д.

Сравним результаты исследования личностных качеств лиц с ОВЗ и инвалидностью, по мнению студентов, проведенного Воеводиной Е.В. и Гориной Е.Е., с полученными нами результатами (табл. 2). Жирным шрифтом выделены сходные качества в двух классификациях.

Таблица 2

Сравнение личностных качеств лиц с ОВЗ и инвалидностью, выделенных студентами вузов

Владимирской области и г. Москвы

Результаты исследования Воеводиной Е.В. и Гориной Е.Е. Результаты исследования Волковой В.В. и Михальчи Е.В.

Положительные Отрицательные Положительные Отрицательные

1. Коммуникативные: отзывчивость, стремление к общению, простота 1. Коммуникативные: закомплексованность, скрытность, недружелюбие или чрезмерная назойливость, мнительность и обидчивость 1. Позитивные личностные черты: искренность, отзывчивость, дружелюбие, доверчивость, альтруизм, мягкость, доброта, чувствительность, теплота, общительность, оптимизм 1. Негативные личностные черты: эгоизм, холодность, пессимизм, скрытность, равнодушие, мстительность, агрессивность, вялость, замкнутость

2. Эмоциональные: сила воли, жизненная стойкость, храбрость, сдержанность (терпеливость), доброта 2. Эмоциональные: неуверенность в себе, уныние, переживание горя, озлобленность на окружающих, эмоциональная нестабильность, придирчивость 2. Волевые качества личности: защищенность, уверенность, активность, твердость,энергич-ность, самостоятельность, самоуверенность, сильная воля 2. Волевые качества личности: беспомощность, беззащитность, неуверенность в себе, пассивность, боязливость, заторможенность, стеснительность

3. Трудовые и когнитивные: усердие, ответственность, трудолюбие, способность к учебе, развитый интеллект, широкий кругозор 3. Трудовые и когнитивные: неспособность к труду, самообслуживанию, обучению; зависимость от других, иждивенчество 3. Отношение к окружающим: флегматичность, спокойствие 3. Отношение к окружающим: подозрительность, черствость

Авторы выделили разные группы личностных черт, что в данном случае было обусловлено целями исследований. Воеводина Е.В. и Горина Е.Е. рассматривали группы качеств в рамках составления социального портрета лица с ОВЗ; мы исследовали группы личностных черт для составления психологического портрета лица с ОВЗ и инвалидностью.

В целом, несмотря на совпадение ряда личностных черт, студенты ИБДА РАН-ХиГС охарактеризовали лицо с ОВЗ и инвалидностью более позитивно, выделили больше положительных качеств. Психологический портрет, получившийся в ходе проведенного опроса, будет приведен далее.

В научных источниках можно встретить и другие характеристики лиц с ОВЗ и инвалидностью. В частности, Домбровская

А.Ю. пишет, что «сами люди с ограниченными возможностями в силу стереотипности общественного сознания имеют в большинстве своем низкую самооценку, недостаточный уровень амбиций и пассивную социальную адаптацию» [3]. Изучение позиций разных исследователей в определении социального стереотипа инвалидности и психологического портрета лица с ОВЗ способствует исследованию их динамики и изменений в общественном мнении.

Результаты и обсуждение

Целью математико-статистического анализа полученных результатов опроса студентов было объединение личностных черт, характеризующих инвалидов и лиц с ОВЗ, в группы для последующей интер-

претации их значения в образе инвалида и преобладания в социальном стереотипе инвалидности.

Эмпирические данные о личностных чертах, присущих лицам с ОВЗ и инвалидностью, были обработаны в программе 81а1л81ка 10 с помощью факторного анализа методом главных компонент с вари-макс-вращением. Были получены следующие факторы, образующие классификацию личностных черт, характеризующих лиц с ОВЗ и инвалидностью, по мнению студентов (рис. 1 и табл. 3).

Фактор 1 (информативность - 13,7%) -Волевые качества личности. Положительный полюс волевых качеств лиц с инвалидностью по результатам опроса составляют следующие качества: защищенность, уверенность, активность, твердость, энергичность, самостоятельность, самоуверенность. В отрицательный полюс включены: стеснительность, беспомощность, беззащитность, неуверенность в себе, пассивность, боязливость, заторможенность. Формирование волевых качеств у лиц с ОВЗ и инвалидностью происходит путем мотивации к преодолению ограничения жизнедеятельности посредством уверенности в себе; энергичности; активного образа жизни; самостоятельности в быту, учебе и труде. Исследователь психологии воли Ильин Е.П. выделяет две группы волевых качеств: «Первая характеризует целеустремленность, длительность удержания побуждения, волевого усилия (терпеливость, упорство, настойчивость), вторая - самообладание (смелость, выдержку, решительность).» [4]. Выделенные нами качества согласуются с приведенной классификацией Ильина Е.П. Развитие волевых качеств у лиц с психофизическими дефектами направлено на преодоление, компенсацию имеющегося отклонения. Уровень развития того или иного качества обусловлен психофизическими особенностями регуляции человека с ОВЗ и инвалидностью в трудных жизненных ситуациях.

Фактор 2 (информативность - 13,6%) - Позитивные личностные качества. К по-

ложительным качествам лиц с ОВЗ и инвалидностью студенты отнесли следующие: искренность, отзывчивость, дружелюбие, доверчивость, альтруизм, мягкость, доброту, эмоциональную чувствительность, теплоту, общительность, оптимизм. В отрицательный полюс данного фактора включены такие качества, как эгоизм и холодность. Практика работы и личное общение с лицами, имеющими ограничения жизнедеятельности, показывают, что данные качества присущи большинству из них; внедрение совместного обучения, педагогическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение и межличностное общение студентов в высших учебных заведениях могут опираться на эти позитивные черты инвалидов.

с Позитивные личностные черты \ Волевые качества личности

Психологический портрет лица с ОВЗ и инвалидностью

Отношение к окружающим V Негативные личностные черты У

Рис. 1. Классификация личностных черт лица с ОВЗ и инвалидностью, по мнению студентов

Фактор 3 (информативность - 10,8%) - Негативные качества личности. В данную группу попали качества, которые могут характеризовать лицо с ОВЗ и инвалидностью с отрицательной стороны: пессимизм, скрытность, равнодушие, мстительность, агрессивность, вялость, замкнутость; в противовес этому выделяется только сильная воля, которая направлена на преодоление указанных черт и компенсацию имеющегося дефекта. Такие характеристики студенты отмечают у «идеального образа» лица с психофизическими нарушениями по ряду причин: страх перед людьми с видимыми дефектами; сохранившееся в обществе влияние «медицинской модели»; деформация личностных качеств человека в связи с приобретением дефекта в течение жизни; закрытость инвалидов.

Таблица 3

Факторная структура личностных черт лиц с ОВЗ и инвалидностью, по мнению студентов

№ и наименование фактора Доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии Состав фактора

1. Волевые качества личности 0,137302 37. Твердость (0,640964) 39. Энергичность (0,578123) 19. Уверенность (0,536896) 23. Активность (0,523215) 13. Защищенность (0,511314) 1. Самостоятельность (0,440952) 7. Самоуверенность (0,431364) 8. Стеснительность (-0,447241) 40. Заторможенность (-0,517446) 2. Беспомощность (-0,534183) 20. Неуверенность (-0,535013) 14. Беззащитность (-0,596781) 24. Пассивность (-0,626032) 38. Боязливость (-0,739920)

2. Позитивные личностные качества 0,136191 25. Мягкость (0,701902) 9. Искренность (0,685030) 27. Доброта (0,670921) 31. Чувствительность (0,625145) 17. Доверчивость (0,623644) 21. Альтруизм (0,623427) 33. Теплота (0,593735) 15. Дружелюбие (0,553467) 11. Отзывчивость (0,521506) 5. Оптимизм (0,469652) 3. Общительность (0,442358) 35. Беспокойство (0,381053) 34. Холодность (-0,216013) 22. Эгоизм (-0,326690)

3. Негативные качества личности 0,108370 29. Сильная воля (0,556133) 4. Замкнутость (-0,476633) 16. Мстительность (-0,604191) 6. Пессимизм (-0,615798) 10. Скрытность (-0,629629) 12. Равнодушие (-0,646153) 30. Вялость (-0,700873) 28. Агрессивность (-0,776212)

4. Отношение к окружающим 0,065311 32. Флегматичность (0,698474) 26. Черствость (0,604482) 18. Подозрительность (0,587608) 36. Спокойствие (0,274184)

Фактор 4 (информативность - 6%) - Отношение к окружающим. В данный фактор были включены качества, которые определяют отношение к окружающим лиц с ОВЗ и инвалидностью в основном с негативной стороны. Как показывает практика, такое отношение со стороны лиц с инвалидностью встречается нередко и связано с непринятием помощи со стороны других студентов, резкими ответами на обращение других учащихся, общим страхом к этой группе учащихся. К таким чертам относятся: подозрительность, черствость, флегматичность и спокойствие, связанное с бездействием, медлительностью, равнодушием.

Проведенный факторный анализ позволил выделить группы личностных черт, характеризующих лиц с ОВЗ и инвалидностью, по мнению студентов. Отметим, что образ человека с психофизическим дефектом часто определяется в сознании опрошенных опытом общения с представителями этой группы, степенью видимости дефекта, его тяжестью и нозологией. При

легкой степени и внешней незаметности (слабослышащие, слабовидящие, имеющие соматические заболевания лица) инвалиду приписывают в основном положительные и волевые качества. Напротив, при тяжелой степени инвалидности (глухие, слепые, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, со сложными дефектами лица) инвалиды характеризуются в целом негативно, на первый план выходят их коммуникативные проблемы, вызванные тяжелыми нарушениями анализаторов и двигательных способностей, видимыми дефектами.

Для верификации факторного анализа приведем данные кластерного анализа (рис. 2 и табл. 4).

Кластер 1 - № 2, 6, 14, 18, 20, 22, 24, 26, 32, 38, 40 - включает в себя качества, отражающие негативную сторону личности лиц с ОВЗ и инвалидностью (беспомощность, пессимизм, беззащитность, подозрительность, неуверенность, эгоизм, пассивность, черствость, флегматичность, боязливость, заторможенность).

Рис. 2. Дендрограмма процесса кластеризации показателей, отражающих структуру личностных качеств лиц с ОВЗ и инвалидностью

Таблица 4

Состав кластеров, характеризующих структуру личностных качеств лиц с ОВЗ и инвалидностью

№ кластера Качества, вошедшие в кластер

1 2, 6, 14, 18, 20, 22, 24, 26, 32, 38, 40

2 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 39

3 4, 8, 10, 12, 16, 28, 30, 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 36

Кластер 2 - № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 39 -данные личностные качества отражают позитивную сторону личности и волевое развитие лиц с ОВЗ и инвалидностью (самостоятельность, общительность, оптимизм, самоуверенность, искренность, отзывчивость, защищенность, дружелюбие, доверчивость, уверенность, альтруизм, активность, мягкость, доброта, сильная воля, чувствительность, теплота, беспокойство, твердость, энергичность).

Кластер 3 - № 4, 8, 10, 12, 16, 28, 30, 34 -эти качества могут проявляться при общении с окружающими у лиц с ОВЗ и инвалидностью, по мнению студентов (замкнутость, стеснительность, скрытность, равнодушие, мстительность, агрессивность, вялость, холодность).

Кластер 4 - № 36 (спокойствие) - в данный кластер попало только одно личностное качество, которое может означать также безразличие, отстраненность, апатию, присущие лицам с психофизическим дефектом, и негативно сказываться на развитии волевой сферы.

Проведенный кластерный анализ подтвердил результаты факторного анализа.

Студенты как социальная группа, характеризующаяся молодым возрастом, открытостью к новым познаниям и социально-культурным тенденциям, не имеют укоренившихся социальных стереотипов и негативного восприятия лиц с ОВЗ и инвалидностью, относятся позитивно и

толерантно к ним. Они открыты к общению, совместному обучению и в будущем способны быть членами инклюзивного социума.

В настоящей работе мы сделали попытку составить психологический портрет лица с ОВЗ и инвалидностью. Исследование показало, что им наиболее присущи следующие качества (рис. 3).

Социальный стереотип как явление динамичное претерпел изменения под воздействием социально-экономических условий на современное российское общество. Студенты считают лиц с ОВЗ и инвалидностью имеющими сильную волю, дружелюбными, добрыми, отзывчивыми, общительными, доверчивыми, альтруистичными, им приписывают в основном позитивные личностные черты. Однако отмечается наличие некоторой обеспокоенности у инвалидов, обусловленной переживаниями за то, как окружающие могут воспринять их дефект. Анализ полученных эмпирических данных опровергает суждение, приведенное выше. Восприятие инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности у студентов свободно от медицинской модели инвалидности. По их собственным словам, высказанным при проведении опроса, студенты считают: «Наличие этих качеств не может быть связано с ограниченностью возможностей. Все зависит исключительно от самого человека, они связаны с его характером, темпераментом и воспитанием».

Рис. 3. Личностные качества, наиболее присущие лицам с ОВЗ и инвалидностью, по мнению студентов

Заключение

Как показало проведенное исследование, мнения студентов в отношении личностных качеств, присущих лицам с ОВЗ и инвалидностью, данная социальная группа воспринимает инвалидов как имеющих сильную волю, дружелюбных, добрых, искренних, отзывчивых, оптимистичных, общительных, доверчивых и альтруистичных личностей. Студенты характеризуют их в основном положительно, без привязки к медицинской модели и акцентирования внимания на дефектах, связывая личностные черты с характером и социальным поведением непосредственно каждого инвалида или лица, имеющего ограничения здоровья.

На основе восприятия и отношения студентов к лицам с ОВЗ и инвалидностью мы можем сделать вывод, что включение представителей рассматриваемой социальной категории в общий образовательный процесс в высшей школе с применением инклюзивного подхода будет иметь положительные тенденции и принесет пользу всем субъектам этого процесса.

Социальный стереотип инвалидности как социальный феномен, изменяющийся под воздействием социально-экономических условий функционирования общества, в современный период менее связан с медицинской моделью и отношением к инвалиду или лицу с ОВЗ как к больному, дискриминируемому из общественных отношений и изолированному в специальных учреждениях. Социальный стереотип инвалидности определяет лицо с ОВЗ и инвалидностью как включенного в жизнь общества и деятельность его институтов субъекта; сильного, активного, самостоятельного, способного к обучению и труду. Так человека с психофизическим дефектом охарактеризовала большая часть респондентов, что позволило нам отклонить приведенное суждение. Личностные черты и характеристики психологических качеств инвалидов, приведенные в трудах некоторых ученых и исследователей данного направления, относятся к устаревшей медицинской модели. Социальный стереотип инвалидности на современном этапе полностью отвечает принципам социальной модели инвалидности и восприятию людей с нарушениями как лиц, не имеющих

внутренних ограничений, среда вокруг которого должна приспосабливаться к его ограничениям, а не наоборот.

Проведенный теоретический анализ и сопоставление психологических качеств инвалидов, полученных в экспериментах двух групп авторов, тождественны во многих чертах и указывают на изменения в социальном стереотипе инвалидности, положительное восприятие инвалидов студенческой молодежью, переход российского общества к социальной модели инвалидности и положительное влияние инклюзивного образования на всех субъектов образовательного процесса в вузах.

Литература

1. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 373.

- С. 60-65.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд. Московского университета, 1982. - 724 с.

3. Домбровская А.Ю. Формирование социальных стереотипов инвалидности // Среднерусский вестник общественных наук. -2009. - № 2. - С. 63-66.

4. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. -СПб: Изд. Питер, 2009. - 368 с.

5. Краснова О.В. Введение в психологию инвалидности. - М.: Изд. Московского психолого-педагогического института, 2011.

- 336 с.

6. Морозова Е.А, Шевель П.П. Влияние менталитета на отношение к инвалидам // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 3.

- С. 297-303.

7. Мудрик А.В. Социальная психология. 7-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Академия, 2009. - 223 с.

8. Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. - М.: Изд. Альфа, 2003. - 184 с.

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999. - 320 с.

10. Шаповал И. А. Российская ментальность в аспекте интеграции инвалидов // Вестник ОГУ Гуманитарные науки. - 2005. - № 10. - С. 63-66.

11. Щекотихина Н.И. Стереотипы: аспекты и перспективы исследования. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2008. - № 5. - С. 4.

12. Pirsl D., Popovska S. Media mediated disability: How to avoid stereotypes // International Journal of Scientific Engineering and Research (IJSER). - 2013. - Vol. 1 (4). - P. 42-45.

13. Wendell S. The Social Construction of Disability / In: The rejected body: feminist philosophical reflections on disability. - New York: Routledge, 1996. - P. 35-56.

References

1. Voyevodina YeV, Gorina Ye Ye. Sotsial'nyy portret lyudey s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya v studencheskoy srede kak faktor sotsial'noy adaptatsii k usloviyam vuza. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta 2013; 373:60-65 (in Russian).

2. Gippenreyter YuB. Psikhologiya individu-al'nykh razlichiy. Teksty. Pod red. YuB Gippenreyter, VYa Romanova. Moscow: Izd. Moskovskogo universiteta 1982: 724 (in Russian).

3. Dombrovskaya AYu. Formirovaniye sotsi-al'nykh stereotipov invalidnosti. Sredneruss-kiy vestnik obshchestvennykh nauk 2009; 2:63-66 (in Russian).

4. Il'in YeP. Psikhologiya voli. 2-ye izd. St-Pe-tersburg: Izd. Piter 2009: 368 (in Russian).

5. Krasnova OV. Vvedeniye v psikhologiyu in-validnosti. Moscow: Izd. Moskovskogo psik-hologo-pedagogicheskogo instituta 2011: 336 (in Russian).

6. Morozova YeA, Shevel' PP. Vliyaniye men-taliteta na otnosheniye k invalidam. Sotsi-al'no-gumanitarnyye znaniya 2013; 3:297303 (in Russian).

7. Mudrik A.V. Sotsial'naya psikhologiya. 7-ye izd., ispr. i dop. Moscow: Izd. Akademiya 2009: 223 (in Russian).

8. Ratanova TA, Dymnova TI. Sotsial'naya psikhologiya. Moscow: Izd. Al'fa 2003: 184 (in Russian).

9. Stefanenko TG. Etnopsikhologiya. Moscow: Institut psikhologii RAN «Akademicheskiy proyekt» 1999: 320 (in Russian).

10. Shapoval IA. Rossiyskaya mental'nost' v aspekte integratsii invalidov. Vestnik OGU. Gumanitarnyye nauki 2005; 10:63-66 (in Russian).

11. Shchekotikhina NI. Stereotipy: aspek-ty i perspektivy issledovaniya. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo uni-

versiteta im. A.S. Pushkina 2008; 5:4 (in Russian).

12. Pirsl D, Popovska S. Media mediated disability: How to avoid stereotypes. International Journal of Scientific Engineering and Research (IJSER) 2013; 1(4):42-45.

13. Wendell S. The Social Construction of Disability. In: The rejected body: feminist philosophical reflections on disability. New York: Routledge 1996: 35-56.

THE STUDY OF SOCIAL STEREOTYPES AND THE PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A PERSON WITH LIMITED HEALTH CAPABILITY AND DISABILITY AS PERCEIVED BY STUDENTS

V.V. VOLKOVA1, E.V. MIHALCHI23

1 Russian State University for the Humanities;2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration;3 Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Moscow

The article focuses on the social stereotype of a disabled person, its theoretical definition and contemporary content. We performed a theoretical analysis and comparison of the psychological characteristics of people with limited health capabilities (LHC) and disability obtained in experimental studies of two groups of authors. The practical goal of this study was to compile a psychological portrait of a disabled person as perceived by students, which is important for studying the dynamics of the social stereotype of the disabled. The article presents the results of the factor analysis of personality traits of individuals with disabilities.

Keywords: persons with limited health capabilities (LHC) and disability, social stereotype of disability, psychological portrait of a disabled person.

Address:

Volkova Victoria

doctor of pedagogical sciences, associate professor

Russian State University for the Humanities

E-mail: bv1601@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.