Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN518.pdf
Статья поступила в редакцию 04.10.2018; опубликована 25.11.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Колесникова И.В., Михальчи Е.В. Концептуальная модель адаптивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kolesnikova I.V., Mikhalchi E.V. (2018). Conceptual model of adaptive learning for persons with disabilities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN518.pdf (in Russian)
УДК 378.147:376 ГРНТИ 14.35.01
Колесникова Ирина Владимировна
ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации», Москва, Россия Институт бизнеса и делового администрирования Заведующий кафедрой «Гуманитарных наук, деловой этики и социальной ответственности»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=786521
Михальчи Екатерина Владимировна
ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации», Москва, Россия Институт бизнеса и делового администрирования Старший преподаватель кафедры «Гуманитарных наук, деловой этики и социальной ответственности»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=788405
Концептуальная модель адаптивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Аннотация. В статье рассмотрены основные положения педагогической технологии -адаптивного обучения. Авторы приводят историю развития этого направления в школьном образовании и представляют перспективы его внедрения в инклюзивное высшее образование. В качестве главного фактора развития адаптивного обучения был выделен средовой, оказывая влияние на который возможно создать открытую и ориентированную на инклюзии среду в учебном заведении.
Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеет значение процесс адаптации учебной среды организаций высшего образования, суть которого заложена в основу модели адаптивного обучения для данной категории учащихся. Основными компонентами модели адаптивного образования являются: технологии адаптации учебного процесса, субъекты образовательного процесса, уровни адаптивного обучения, социальная и физическая среда, а также условия и ограничения реализации адаптивного обучения в организациях высшего образования.
https://mir-nauki.com
Авторы рассматривают компоненты модели адаптивного обучения и приводят схему реализации потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в рамках применения адаптивного обучения, как педагогической технологии. Внедряя учебные курсы по адаптационным дисциплинам с учётом развития потребностей и имеющих возможностей у студентов с психофизическими нарушениями, возможно, сформировать у них профессиональные компетенции и скорректировать имеющиеся психофизические и социальные дезадаптивные дефекты.
Также в статье отражен практический опыт адаптации учебной среды в Институте бизнеса и делового администрирования Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации посредством включения в учебный план студентов 1 курса социальной практики, в рамках которой они оказывают волонтёрскую помощь социально-незащищенным гражданам и учатся принимать отклонения других как позитивные различия в развитии общества.
Ключевые слова: адаптивное обучение; специальные условия обучения; инклюзивное образования; лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
В современный период происходит развитие адаптивных технологий инклюзивного образования, направленных на повышение эффективности его реализации на всех уровнях образовательной системы в Российской Федерации. К адаптивным технологиям можно отнести специальные условия реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью: «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность...»1, а также применение адаптированных подходов к оценке знаний, умений и навыков, полученных обучающимися, и включение адаптационных учебных дисциплин в общий образовательный процесс.
Развитие принципа адаптивности образовательных условий с учётом потребностей и возможностей лиц с ОВЗ и инвалидностью направлено как на повышение доступности и эргономичности физической среды для представителей данной социальной группы, так и на реализацию педагогических технологий адаптивного обучения. Основное значение принципа адаптивности в обучении заключается в «способности образовательной среды приспосабливаться к особенностям каждого ученика» [1], в том числе к психофизическим нарушениям и особым образовательным потребностям индивидов.
Термин «адаптивное обучение» (adaptive learning) впервые возник в научных трудах психолога и основателя бихевиоризма Скиннера Б.Ф., который описал и внедрил в учебный процесс «обучающую машину» (1945 г.) для опроса студентов и закрепления пройденного материала. [2] Основанное на исследованиях Скиннера Б.Ф. и его последователей адаптивное обучение развивалось далее с учётом прогресса в информационно-компьютерных технологиях, на базе которых создаются современные платформы и системы для управления учебным процессом и автоматизации проверки знаний учащихся (Knewton, KhanAcademy, LinguaLeo и др.).
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79. Страница 2 из 10
49PDMN518
Помимо технически опосредованного направления адаптивное обучение развивалось как образовательная технология, применение которой отражено в научных работах профессора, доктора педагогических наук Границкой А.С. Она ввела определение адаптивной системы в школьном образовании как «обучения приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся» [3]. В качестве основных подходов и инструментов адаптивного обучения как технологии в образовании автор выделила следующие: одновременное обучение учителем всех учеников, самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с учениками во время одного урока; применение графика индивидуальной работы с учениками и графика самостоятельного учёта, сетевого плана; организация и обучение учеников взаимоконтролю в парах и в четвёрках, самоконтролю знаний; использование адаптированных заданий и технических средств в обучении и проверки знаний учеников. Как отмечается, использование адаптивного обучения помогает «учителю надежно управлять всей самостоятельной деятельностью учащихся, работающих со своими индивидуальными скоростями, зависящими не только от уровня их подготовленности, обученности, воспитанности и развития, но и от их индивидуальных психофизиологических особенностей» [3].
Компонентами адаптивного обучения, по мнению исследователя этой педагогической технологии Шана М.А., являются: «режим и сценарий предоставления учебного материала, визуализацию, помощь, усвоение учебного материала» [4, c. 14]. Для реализации адаптивного обучения в учебном процессе лиц с ОВЗ и инвалидностью имеет значение использование всех приведенных компонентов.
Изучение концептуальных основ адаптивного обучения и его теоретических и практических положений, как технологии дистанционного образования и личностно-ориентированного подхода к реализации образовательного процесса, развивалось в трудах зарубежных и отечественных учёных Tapscott D., Watters A., Хуторского А.В., Землякова Ю.И., Рыжковой М.Н., Чикиной Т.Е. и других.
В рамках данного исследования под адаптивным обучением лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе высшего образования будет пониматься: процесс организации специальных условий и адаптации физической, социальной, в том числе образовательной, среды учебного заведения под возможности и потребности учащегося с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп.
В связи с приведенными выше положениями, можно заключить, что адаптивное обучение как педагогическая технология может применяться при реализации инклюзивного образования лиц с психофизическими нарушениями. Адаптивное обучения позволяет учитывать изменения средовых факторов и их влияние на реализацию инклюзивного образования, отражает в организации учебного процесса потребности и возможности лиц с ОВЗ и инвалидностью, способствует индивидуализации учебного процесса и адаптации субъектов и условий образовательной среды. В ходе реализации инклюзивного образования эта педагогическая технология имеет свое значение, так как является «динамическим, основанным на анализе данных выстраиванием индивидуальной траектории обучения, учитывающим подготовленность, способности, цели, мотивацию и другие характеристики слушателя» [5].
В настоящее время инклюзивное образование реализуется на всех уровнях российской образовательной системы; накоплен практический опыт в обучении лиц с психофизическими нарушениями; проводится изучение и мониторинг процесса адаптации образовательной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Большой объём исследований отечественных и зарубежных учёных в области адаптации условий под нужды лиц с ОВЗ и инвалидностью посвящен
изучению физической среды образовательных учреждений разных уровней и эргономических технологий. Однако теоретическая рефлексия опыта реализации адаптивного обучения на практике и использования педагогических технологий для адаптации учебного процесса под потребности и возможности лиц с ОВЗ и инвалидностью не получила всестороннего отражения в научных трудах отечественных ученых.
Целью данной статьи является рассмотрение адаптивного обучения как формы приспособления социальной, в том числе образовательной, среды под потребности и возможности лиц с ОВЗ и инвалидностью, и построение модели его реализации с выделением условий и ограничений в практическом использовании данной модели.
Далее приведем обобщенную модель адаптивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, компонентами которой являются среда учебного заведения, группы субъектов образовательного процесса, уровни адаптивного обучения, условия и ограничения реализации адаптивного обучения и технологии, применяемые для адаптации образовательного процесса (рис. 1).
Адаптивное обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью
Технологии адаптации учебного процесса
Субъекты образовательного процесса
Уровни адаптивного обучения
Среда физическая и социальная
V
V
Условия/ограничения реализации адаптивного обучения
Рисунок 1. Модель адаптивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (составлен авторами)
Рассмотрим содержание компонентов модели адаптивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Развитие адаптивного образования как педагогической технологии зависит от социальной среды, включающей в себя культурную, образовательную, спортивную и другие сферы деятельности членов общества, и физических условий (пространственных, транспортных, архитектурных, эргономических и др.), учитывающих возможности и потребности лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Данная модель адаптивного обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью применима на практике в условиях подготовленной учебной среды, которая включает в себя группы субъектов образовательного процесса: администрацию организаций высшего образования, профессорско-преподавательский состав, студентов, родителей, работодателей и других лиц, важными характеристиками которых являются готовность к взаимодействию с рассматриваемой категорией учащихся в ходе учебного процесс, наличие компетенций для осуществления своей деятельности в рамках инклюзивного образования и открытость к восприятию «отклонений одних как позитивных различий для всех членов социума» [6].
Адаптивное обучение как педагогическая технология реализуется посредством включения в учебных процесс лиц с ОВЗ и инвалидностью адаптационных дисциплин и их модулей. В инклюзивном образовании под адаптационными дисциплинами понимается
https://mir-nauki.com
«элемент адаптированной образовательной программы высшего образования, направленный на минимизацию и устранение влияния ограничений здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов на формирование общекультурных, и при необходимости, профессиональных компетенций, а также индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы» [8, с. 7]. Реализация адаптивных дисциплин должна проводиться с учётом уровней организации адаптивного обучения, а также индивидуальных потребностей и возможностей лиц с ОВЗ и инвалидностью (рис. 2).
Рисунок 2. Сопоставление уровней адаптации для лиц с ОВЗ и инвалидностью в период обучения с иерархией потребностей Маслоу А. (составлен авторами)
Так как адаптация образовательного процесса в широком смысле направлена на удовлетворение потребностей и приложение имеющих возможностей в получении образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, то уровни адаптивного обучения могут быть соотнесены с иерархией потребностей личности американского ученого Маслоу А. [8, с. 351].
Первым уровнем в развитии адаптивного обучения является организация жизнедеятельности человека с психофизическими нарушениями в условиях его индивидуального пространства. Исходя из этого, на первом этапе включения учащегося с ОВЗ и инвалидностью в учебный процесс, необходима реализация адаптивного обучения, направленного на развитие навыков организации самостоятельной, учебной деятельности, самоменеджмента, тайм-менеджмента, изучение физической среды учебного заведения и пространства кампуса, обучение поведению и передвижению в местах общего пользования, общежития, помощи в бытовой и учебной деятельности. Этот уровень адаптивного обучения направлен на удовлетворение основных физических потребностей (передвижения, питания, организации собственной деятельности) и потребностей в безопасности по схеме иерархии потребностей Маслоу А.
На втором уровне при организации адаптивного образовательного процесса возникает задача приспособления лиц с ОВЗ и инвалидностью к условиям микросреды. В рамках деятельности организаций высшего образования к компонентам микросреды относятся: обучающая, воспитывающая, развивающая, социокультурная и другие, оказывающие прямое влияние и являющиеся зоной прямого общения и взаимодействия студентов с психофизическими нарушениями с другими субъектами образовательного процесса. Для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ и инвалидности на этом уровне необходимо внедрение и разработка адаптационных модулей (дисциплин), направленных на развитие психических ресурсов личности, преодоление внутренних и внешних образовательных барьеров, обучение навыкам трансформационного совладания и социального взаимодействия, включение в социокультурную среду образовательного учреждения. Адаптивное обучение на
https://mir-nauki.com
данном уровне должно удовлетворять потребности лиц с ОВЗ и инвалидностью в принадлежности к социальной группе студентов, в создании общности интересов и возможностей, в любви, в дружбе, в общении, творческом и личностном развитии, что соответствует потребностям человека в принадлежности к какому-либо субколлективу.
На третьем уровне реализация адаптивного обучения направлена на приспособление к макросреде, которая в рамках высшего образования может рассматриваться как приспособление к будущей профессии, к внешним условиям осуществления трудовой деятельности, к взаимодействию с конкретным профессиональным сообществом и работодателями. Для реализации этого этапа в обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью необходимо включение в образовательный процесс профессиональных дисциплин и адаптационных учебных курсов, способствующих эффективному овладению профессиональными компетенциями и прохождению производственных практик. Адаптивное обучение, направленное на профессиональное развитие студентов с ОВЗ и инвалидностью и относящееся к включению представителей этой группы в профессию, удовлетворяет ряд потребностей личности в уважении, увеличении познаний, признании как членов определённой профессиональной группы.
На четвертом уровне адаптивное обучение направлено на развитие человеческого потенциала через творческий компонент личности. Процесс обучения человека в своем высшем уровне направлен на оказание влияния на макросреду, через реализацию личностью творческого подхода к своей профессии и преобразованию существующей реальности. Для лиц с ОВЗ и инвалидностью воплощение подобных форм созидания и преобразования через образование может производиться в рамках системы послевузовского образования. Для реализации данного этапа развития личности необходимо рассмотрение инвалидности через призму социально-философского подхода к ней, исследование направлений развития взаимоотношений между членами общества и лицами с ОВЗ и инвалидностью в глобальной перспективе. В рамках рассматриваемой иерархии человеческих потребностей Маслоу А. к адаптивному обучению на данном уровне относятся потребности в самовыражении и самоактуализации личности. В российской образовательной системе адаптивное обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью, направленное на их развитие как человеческого капитала в настоящий период не рассматривается как отдельное направление развития адаптационных учебных дисциплин.
Выделенные и обобщённые в единую схему группы человеческих потребностей имеют универсальный характер. Однако для лиц с ОВЗ и инвалидностью удовлетворение некоторых потребностей (например, в безопасности, доступности физической среды, признании обществом и др.) имеют первостепенное значение. В модель адаптивного обучения заложена возможность приоритетного удовлетворения, возникающих у человека потребностей с учетом возраста, имеющихся психофизических нарушений и основных факторов дезадаптации инвалидов, и их иерархия перестроена для применения в рамках адаптивного обучения.
В основу инклюзивного образования в целом, и в адаптивное обучение как его педагогическую технологию в частности, заложен средовой подход. Эту связь отмечают исследователи образовательной среды: «С инклюзивным подходом в образовании непосредственно связано понятие средового подхода, которое исходит из признания трех равноправных участников образовательного процесса: преподавателя, студента и окружающей среды» [9].
Используя средовой подход к адаптивному обучению, рассмотрим условия практической реализации модели адаптивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью и имеющиеся ограничения в её применении.
https://mir-nauki.com
Одним из основных условий организации адаптивного обучения, как педагогической технологии инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, является готовность всех субъектов образовательного процесса к его практической реализации.
Со стороны администрации это означает: обеспечение нормативно-правового регулирования инклюзивного образования; осуществление учебно-методического и технического обеспечения; координация и контроль подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров для системы инклюзивного образования; мониторинг качества инклюзивного образования; «организация работ по совершенствованию содержания, форм и методов обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по комплексному - медико-социальному и психолого-педагогическому -сопровождению образовательного процесса, внедрению в практику инклюзивного образования передового педагогического опыта» [10].
Со стороны преподавательско-профессорского состава: понимание значения адаптивного обучения, готовность к преподаванию адаптационных дисциплин, знание методов и подходов к обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, владение навыками альтернативной коммуникации и использования учебно-методических материалов в адаптированной форме, компетентность в области инклюзивного образования.
Со стороны студентов: понимание проблем и трудностей, возникающих у лиц с ОВЗ и инвалидностью в период обучения, готовность сотрудничать, оказывать помощь в совместной учебной и внеучебной деятельности.
Одним из подходов к формированию готовности субъектов образовательного процесса и среды в организации высшего образования является включение в общий учебный план социальной практики. Предлагаемый подход к адаптации социальной среды и повышению уровня открытости образовательного процесса в организациях высшего образования со стороны его субъектов основан на практическом опыта Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, в котором учащиеся после 1 курса проходят социальную практику по различным направлениями волонтёрской деятельности добровольческого движения «Даниловцы» [11, с. 128]. Студенты оказывают помощь лицам, попавшим в больницы и сиротские учреждения, ведут работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, участвуют в переписке с заключенными. Причастность к волонтёрской помощи социально-незащищенным группам населениям и лицам, попавшим в тяжелые жизненные ситуации, помогает студентам отрефлексировать проблемы, состояние, эмоции своих подопечных и стать толерантными, открытыми, готовыми к помощи и к поддержке окружающих людей, в том числе учащихся с ОВЗ и инвалидностью. По окончании социальной практики студенты пишут эссе, в которых отражен их личный опыт помощи социально-незащищенным лица.
Следующим условием реализации адаптивного обучения является организация и адаптация окружающей среды к мобильным возможностям учащихся с ОВЗ и инвалидностью, особенно имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения. Формирование доступности физической среды и пространства в образовательных организациях является одной из широко изученных областей инклюзивного образования и в данном исследовании не будет рассмотрено.
Модель адаптивного обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью имеет соответствующие ограничения, появляющиеся при ограниченности и недостаточной разработанности приведенных выше условий реализации данной педагогической технологии.
При реализации адаптивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью могут быть использованы следующие педагогические технологии:
• организация учебного процесса в формах лекционных занятий, семинаров с возможностью индивидуальной, парной и групповой работы учащихся, практических занятий, деловых игр и других видов участия в учебной деятельности в доступной форме для лиц с психофизическими нарушениями. Также проведение индивидуальных и групповых консультаций по изучаемым дисциплинам;
• реализация адаптационных дисциплин разных направленностей: пропедевтических, психолого-педагогических, адаптивного спорта и физической культуры; развитие профессиональных навыков; информационно-компьютерных, коммуникационных и др. на разных уровнях системы адаптивного обучения;
• применение коррекционных методов обучения и альтернативных технологий коммуникации с учётом видов психофизических отклонений учащихся;
• реализация обучения в системах дистанционного образования и электронного обучения с применением подходов к оценке знаний учащихся с ОВЗ и инвалидностью посредством информационно-коммуникационных технологий, а также использование специальных технических средств и платформ для оценки полученных знаний.
Адаптивное обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью в высших учебных заведениях должно развиваться на всех заложенных в эту педагогическую технологию теоретических и практических положениях сформированных учёными для других уровней образовательной системы и учитывать их особые образовательные потребности и психофизические возможности.
Модель адаптивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью дает его проекцию на социальную, в том числе образовательную, среду; отражает потребности и значение реализации адаптационных дисциплин для личностного и профессионального развития учащихся с психофизическими нарушениями; подходы к оценке полученных ими знаний, умений и навыков; применение специальных условий инклюзивного образования.
Одним из основных условий практической реализации модели адаптивного обучения, по мнению авторов, является готовность социальной и образовательной сред, а также всех субъектов образовательного процесса к применению этой педагогической технологии в обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп. Для формирования толерантной среды в организациях высшего образования может быть использована такая форма практической деятельности учащихся, как социальная практика студентов с возможностью работы в волонтёрских группах.
Практическая реализация адаптивного обучения с учётом средовых факторов, уровней адаптации в ходе учебного процесса, условий и ограничений, а также педагогических технологий и коррекционных подходов в обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью способствует индивидуализации образовательной траектории, овладению общекультурными и профессиональными компетенциями, а также повышению эффективности применения специальных условий инклюзивного образования в организациях высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Караваева И.А. Управление адаптивными образовательными системами // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 4. - С. 116-119.
2. Палмэр Д. Концептуальные основы бихевиоризма Скиннера // Вестник новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - № 2. - С. 90-113.
3. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991.
4. Шана М.А. Адаптивное обучение и его обеспечение: компетентностный подход // Журнал «ФЭН-НАУКА». - Бугульма. - 2012.- № 6(9) - С. 14-15.
5. Катькало В.С., Волкова Д.Л. и др. Корпоративное обучение для цифрового мира.
- М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018.
6. Волкова В.В., Михальчи Е.В. Исследование социального стереотипа и психологического портрета лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью глазами студентов // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9. - № 2. - С. 31-42.
7. Мартынова, Е.А., Романенкова, Д.Ф. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Е.А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова. - Ч.: ООО «Полиграф-Мастер», 2015. - 7 с.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер. - 2011. - 351 с.
9. Гайдукевич, С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. - Минск: Четыре четверти, 2007. - С. 34-46.
10. Герасимов А.В. Методологические аспекты управления инклюзивным образованием в вузах // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право».
- 2016. - С. 46-53.
11. Фролова Ж. Социальное волонтёрство. Теория и практика. - М.: Омега-Л. - 2017.
- 128 с.
https://mir-nauki.com
Kolesnikova Irina Vladimirovna
Russian presidential academy of national economy and public administration, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna
Russian presidential academy of national economy and public administration, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Conceptual model of adaptive learning for persons with disabilities
Abstract. The article describes the main provisions of educational technology - adaptive learning. The authors cite the history of the development of this direction in school and present the prospects for its implementation in inclusive higher education. The environmental factor was highlighted as the main factor in the development of adaptive learning, influencing which it is possible to create an open and inclusion-oriented environment in the higher schools.
For education persons with disabilities, the process of adapting the learning environment of higher schools is essential, the essence of which is the basis of the adaptive learning model for this category of students. The main components of the adaptive education model are: technologies for adapting the educational process, subjects of the educational process, levels of adaptive learning, social and physical environment, as well as conditions and limitations for implementing adaptive learning in higher schools.
The authors consider the components of the model of adaptive education and provide a scheme for meeting the needs of people with disabilities in the use of adaptive education as a pedagogical technology. Introducing training courses in adaptation disciplines, taking into account the development of needs and opportunities for students with psychophysical disorders, it is possible to form their professional competences and correct existing psychophysical and social maladaptive defects.
The article also reflects the practical experience of adapting the learning environment at the Institute of Business Administration by incorporating social year first-year students into the curriculum, in which they provide volunteer assistance to socially unprotected citizens and learn to accept the deviations of others as positive differences in the development of society.
Keywords: adaptive learning; special learning conditions; inclusive education; people with disabilities
49PDMN518