Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 4 ■ Декабрь
DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.067
Загородняя А.А.
Доцент, кандидат педагогических наук,
Украинский государственный университет финансов и международной торговли, г. Киев ПРИМЕНЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В статье рассмотрено применение синергетического подхода в исследовании тенденций развития профессиональной экономической подготовки. Автор доказывает, что концепция профессиональной подготовки будущих экономистов в высших учебных заведениях обеспечивает всестороннее развитие будущих специалистов экономической отрасли.
Ключевые слова: образование, синергетический подход в исследовании, профессиональная подготовка.
Zagorodnia A.A.
PhD in Pedagogy, Ukrainian State University of Finance and International Trade, Kyiv THE USE OF A SYNERGISTIC APPROACH IN THE STUDY OF ECONOMIC TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TRAINING
Abstract
The article considers the use of a synergistic approach in the study of economic trends in the development of vocational training. The author argues that the concept of vocational training of the future economists in universities provides a comprehensive economic development offuture professionals of the industry.
Keywords: education, synergistic approach of the study, professional training.
В условиях стремительного развития экономики, быстрых темпов глобализации и инновационных изменений каждое общество стремится обеспечить свою конкурентоспособность на мировом рынке интеллектуальных ресурсов. Поэтому реформирование образования с целью обеспечения качества образовательных услуг в современных условиях скоротечных евроинтеграционных процессов становится приоритетом образовательной политики большинства стран мира.
90-е годы ХХ века характеризуются экономическим ростом, развитием конкуренции и проблемы занятости, решение которых стало целью Белой книги «Экономический рост, конкуренция, занятость - задачи и пути их решения на пороге XXI века» (1993). После ее издания ведущей задачей Совета Европы стало создание информационного общества.
В Белой книге «Учение и обучение: развитие общества, которое учится» указано три фактора влияния образовательной политики Европейского Союза: развитие информационного общества, интернационализации и научно-техническое развитие. Знание иностранных языков было отнесено к числу важнейших составляющих стандарта образования нового века.
Концепция профессиональной подготовки будущих менеджеров-экономистов в высших учебных заведениях, как отмечает Коваль Т.И., отражает положение по их профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода к использованию содержания, методов, средств и форм обучения и индивидуального подхода, который обеспечивает всестороннее развитие будущих менеджеров экономистов в сфере информационных технологий менеджмента. Такая подготовка является целостной системой, ведущими принципами которой выступают личностно ориентированный и деятельностный подходы, комплексное использование традиционных и компьютерно ориентированных методов, средств и форм обучения [3].
Исследовательница отмечает, что профессиональная подготовка по информационным технологиям будущих менеджеров-экономистов в высших учебных заведениях приобретает целостность и непрерывность при условии, что она опирается на ряд дидактических принципов, среди которых системообразующими является принцип целостности всех компонентов профессиональной подготовки по информационным технологиям будущих менеджеров-экономистов и принцип взаимного дополнения традиционных и компьютерно ориентированных средств их подготовки на основе целесообразного их использования в учебном процессе. Такая подготовка имеет социальное, личностное, дидактикокогнитивное, культурологическое и профессиональное значение и направлена на всестороннее развитие будущих менеджеров-экономистов и поэтапное формирование у них готовности к профессиональной информационнокомпьютерной деятельности в зависимости от способностей, возможностей и знаний каждого [3, c. 21].
Синергетический подход рассматривается как метод исследования сложных экономических систем. В педагогической науке понятие синергетического подхода рассматривается в пределах системных педагогических исследований по совершенствованию и повышению уровня качества подготовки специалистов экономического профиля.
Синергетика - междисциплинарное направление исследований сложно организованных эволюционирующих систем. Синергетика ставит целью познания общих принципов самоорганизации систем различной природы - от физических до социальных, только они имели такие свойства, как открытость, нелинейность, неуравновешенность, способность усиливать случайные флуктуации [1, с. 420].
Синергетический подход позволяет «рассмотреть современную сферу образования как взаимодействие сложных подсистем, способных к самоорганизации, саморазвития и самоуправления, а также, и как средство, обеспечивающее интеграцию различных способов познания человеком окружающего мира, повышает ее творческий потенциал для свободных и осмысленных действий, открытого восприятие и целостного осознания мира» (В. А. Огневьюк). Сущность подхода к пониманию развития образовательной системы, в том числе и системы экономического образования, заключается в том, что «началом является не сама система образования как целостность в ее статическом
71
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 4 ■ Декабрь
состоянии, а человек с его неповторимостью как постоянный источник стихийности, неупорядоченности (хаоса) и одновременно развития» (С. А. Сысоева).
Как указано в энциклопедии образования: «... на основе синергетической парадигмы можно оптимизировать и решения главной задачи современного образования, то есть формирование личности, которая смогла бы лучше сочетать индивидуальные интересы со всеми более общими общественными интересами» [2, с. 813].
Исследование тенденций развития профессиональной экономической подготовки с учетом требований синергетического подхода требует осознания того, что подавляющее количество функционирующих систем, принадлежат именно к системам открытого типа.
Эффективность профессиональной подготовки специалистов экономической отрасли возрастает, если она используется в комплексе с другими методами.
Литература
1. Гончаренко С.У. Украинский педагогический энциклопедический словарь. Издание второе, дополненное и исправленное / С.У. Гончаренко - Ровно: Волынские обереги, 2011. - 552 с.
2. Энциклопедия образования / Акад. пед. наук Украины; главный ред. В.Г. Кремень. - М .: Интер, 2008. - 1040 с.
3. Коваль Т.И. Теоретические и методические основы профессиональной подготовки по информационным технологиям будущих менеджеров-экономистов: дис .... доктора пед. наук: 13.00.04 - теория и методика профессионального образования. - Киев, 2008. - 44 с.
References
1. Goncharenko S.U. Ukrainskij pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. Izdanie vtoroe, dopolnennoe i ispravlennoe / S.U. Goncharenko - Rovno: Volynskie oberegi, 2011. - 552 s.
2. Jenciklopedija obrazovanija / Akad. ped. nauk Ukrainy; glavnyj red. V.G. Kremen'. - M .: Inter, 2008. - 1040 s.
3. Koval' T.I. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy professional'noj podgotovki po informacionnym tehnologijam budushhih menedzherov-jekonomistov: dis .... doktora ped. nauk: 13.00.04 - teorija i metodika professional'nogo obrazovanija. - Kiev, 2008. - 44 s.
DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.146 Калачев Н.В.1, Орел О.Е.2, Постовалова Г.А.3
:ORCID: 0000-0002-2366-3996, Доктор педагогических наук,
2кандидат физико-математических наук, 3кандидат педагогических наук,
Финансовый университет при Правительстве РФ
ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ФИНУНИВЕРСИТЕТА, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОГРАММЕ ВТОРОГО ДИПЛОМА
Аннотация
В статье на примере дисциплины математический анализ описываются методические особенности преподавания естественнонаучных дисциплин студентам, обучающимся по программе получения второго диплома в Финуниверситете.
Ключевые слова: математический анализ, Лондонский образовательный проект, естественнонаучные дисциплины, особенности преподавания.
Kalachev N.V.1, Orel O.E.2, Postovalova G.A.3
:ORCID: 0000-0002-2366-3996, PhD in Pedagogy, 2PhD in Physics and Mathematics, 3PhD in Pedagogy, Financial University under the Government of Russian Federation TEACHING NATURAL SCIENCE DISCIPLINES FOR FINANCIAL UNIVERSITY STUDENTS PARTICIPATING IN THE PROGRAM OF THE SECOND DIPLOMA
Abstract
In the article on the example of discipline mathematical analysis the methodical peculiarities of teaching natural science for students under the program obtain a second diploma in Financial University are described.
Keywords: mathematical analysis, London educational project, natural scientific disciplines, particularly teaching.
Введение
В настоящее время необходимость получения высшего образования в зарубежном университете или колледже становится весьма важным условием профессионального успеха и карьерного роста, и несомненным преимуществом при приеме на престижную и высокооплачиваемую работу.
Однако на этом пути возникают определенные трудности и сложности. Во-первых, обучение за рубежом стоит немалых денег. Так примерные цены на образовательные услуги в Соединенном Королевстве: - обучение в частных школах - £30 000 в год плюс услуги опекунского агентства - еще примерно £3 500 в год; - одногодичная программа подготовки к поступлению в университет Foundation Year - £13 000; - обучение в университете по программе бакалавриата - £13 000 - £17 000 в год (по некоторым специальностям, медицине, например, стоимость может быть выше). В США стоимость года обучения и проживания в частной школе-интернате составит примерно $25 000 -45 000 долларов США [1]. Правда, в последние годы открылись и реализуются программы материальной помощи российским студентам (до 1,5 млн. рублей), которые отправляются учиться за границу. Во-вторых, не всегда молодые люди по каким-либо семейным обстоятельствам могут уехать из семьи на обучение. В-третьих, при наличии хорошей работы возникает вполне понятное нежелание ее потерять ради получения зарубежного образования.
Возможность повысить уровень образования и получить диплом иностранного университета появилась у студентов Финансового университета (ФУ) в 2007 году, когда ректор ФУ М.А. Эскиндаров подписал Меморандум с
72