6. Воробьева С.Г., Клевцова Е.М., Крашенинникова Е.И., Мирончева О.А. Особенности устной части ЕГЭ по иностранному языку: нововведения и шиблоны // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3-2 (59). С. 74-80.
7. Крашенинникова Н.А., Платонова Е.В., Крашенинникова Е.И. Основные проблемы ЕГЭ по английскому языку 2016: письмо личного характера (из опыта работы) // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Lingua Académica: актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики». Ульяновск: УлГУ. 2017. С. 184-189.
Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-107-115
МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ АКТУАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Кузнецова Н.В.
ОЫСГО: 0000-0001-8452-1898, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Российская Федерация
Мотивация в любых экономических условиях остается ведущим звеном в процессе профессиональной подготовки. В статье представлены результаты проведенного исследования мотивационных аспектов актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки. Выделены преобладающие мотивы, проанализированы особенности изменения мотивов на различных стадиях профессиональной подготовки будущих менеджеров с позиций компетентностного подхода.
Ключевые слова: актуализация; менеджер; профессиональная подготовка; мотивация; компетентностный подход; компетенции; ключевые компетенции; управленческие кадры.
MOTIVATIONAL ASPECTS OF ACTUALIZATION OF THE KEY COMPETENCES DURING THE VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE MANAGERS
Kuznetsova N. V.
ORCID: 0000-0001-8452-1898, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation
The motivation in any economic environment remains a leading element in the process of vocational training. The article presentsthe results of the carried-out research of motivational aspects of actualization of the key competences in the process of vocational training. Moreover the prevalent motives aredistinguished in the article and the peculiarities of motive changes at different stages of the vocational training of future managers are analyzed.
Keywords: actualization; manager; vocational training; competency-based approach; motivation; competencies; key competencies; managerial personnel.
Современный этап развития системы высшего образования предъявляет определенные требования к процессу профессиональной подготовки в целом, и к составным подпроцессам в том числе, предопределяя новые подходы и требования к содержанию, структуре и качеству профессиональной подготовки управленческих кадров (направленных на формирование новых образовательных конструктов - компетенций). Переход на компетентностную парадигму приводят систему профессиональной подготовки в соответствие с современными общеевропейскими требованиями, обуславливая необходимость перехода от знаниевой парадигмы в образовании к
практико-ориентированной, основанной на квинтете «знания - умения - навыки—опыт практической деятельности - компетентность» [5]. Результат профессиональной подготовки будущих менеджеров зависит от множества факторов, одним из которых является непрерывный учет и анализ мотивационных аспектов данного процесса.
Актуальность исследования проблемы мотивации в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как недооценка мотивационных аспектов не может способствовать повышению эффективности процесса профподготовки в условиях реализации положений компетентно стного подхода. Исключительная значимость мотивации превращает ее в объект пристального внимания в любой экономической системе, в любом виде деятельности (в том числе и в сфере высшего образования). Данная работа продолжает цикл исследований мотивационных процессов, проводимых в Институте Экономики и управления ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»в рамках профессиональной подготовки управленческих кадров.
Рассматривая процесс профессиональной подготовки управленческих кадров как процесс формирования у каждого обучающегося, не только, ценностных ориентаций и установок вытекающих
из профессионального знания, <.....> но и процесс формирования
компетенций (ключевых, профессиональных, специальных), достаточных для ориентации своего поведения и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической и общественной деятельности [3].
Мы отмечаем, что с позиций компетентностного подхода непосредственным результатом профессиональной подготовки управленческих кадров становится формирование ключевых образовательных компетенций, перечень которых определяется на основе главных целей образования (профподготовки), опыта социально-активной деятельности, позволяя обучающимся овладеть жизненными навыками практической деятельности в обществе [8]. Но при этом процесс профессиональной подготовки должен выстраиваться с учетом ценностей и потребностей, интересов и мотивов, компе-
тенций, как самой личности, так и экономической системы в целом [4]; учитывая закономерности развития мотивации и одновременно создавая условия для ее успешного формирования и умелого управления этим процессом [7]. При этом мы придерживаемся мнения, что мотивационная составляющая должна быть приоритетной и направленной на формирование стремления к реализации приобретенных знаний, умений, навыков, компетенций. Мотивацию необходимо рассматривать как «активный фильтр», определяющий подчеркнутую и избирательную активность организма только к тем раздражителям внешней среды, которые способствуют или препятствуют удовлетворению потребности лежащей в основе процесса мотивации и актуализации компетенций (что является необходимым и достаточным условием в процессе актуализации ключевых компетенций личности). В качестве «основных» раздражителей выступают ключевые компетенции (соотнесенные с основными мотивами профессиональной подготовки будущих менеджеров).
Ключевые компетенции многофункциональны, метапредметны, междисциплинарны и носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. На наш взгляд, проблема отбора и актуализации ключевых компетенций, анализа их мотиваци-онных аспектов проявления является одной из центральных в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров. Наиболее актуальным мы считаем подход, предложенный A.B. Хуторским [9], согласно которого принято выделять семь групп ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. Названные группы ключевых компетенций проявляются комплексно и находят отражение в большинстве методик, используемых для оценки уровня учебной и профессиональной мотивации.
Как показывают проводимые исследования, взаимосвязь процессов актуализации ключевых компетенций и учета мотивационных аспектов профессиональной подготовки возможна только тогда, когда формируемые компетенции и мотивы по величине, времени и содержанию будут соответствовать требованиям, необходимым
для преодоления порога безразличия. Все это совокупности дает наибольший синергетический эффект и способствует реализации целей образовательной системы. При этом не следует также забывать, что проблемы мотивации - это и проблемы как внутренних, так и внешних познавательных процессов (как обучающихся, так и обучающих вовлеченных в процесс профессиональной подготовки).
Исследовательская работа, проводимая в Институте Экономики и управления ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» позволила нам определить и проанализировать наиболее значимые мотивы деятельности преподавателей и студентов в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров. При изучении мотивов обучающихся нами было проведено несколько срезов: на 1 курсе (на входе образовательной системы) и на 4 курсе (на выпуске - по окончании процесса профподготовки управленческих кадров).
Используя модифицированную методику диагностики учебной мотивации [1] мы выдели основные группы мотивов обучающихся (бакалавров направления «Менеджмент») в разрезе актуализации ключевых компетенций и определили их средний уровень (таблица 1).
Таблица 1.
Диагностика учебной мотивации обучающихся (модифицированная методика)
Группы мотивов 1 курс (на входе обучения) 4 курс (на выпуске)
Ср. балл ранг Ср. балл ранг
Коммуникативные мотивы (мотивы общения) 3,49 4 3,60 4
Мотивы избегания (безопасности) 2,88 7 2,57 7
Мотивы престижа 3,34 6 3,15 6
Профессиональные мотивы (мотивы карьерного роста) 3,85 1 3,99 1
Мотивы творческой самореализации (мотивы саморазвития) 3,41 5 3,68 2
Учебно-познавательные мотивы (в т.ч. мотивы самообразования) 3,49 3 3,57 5
Социальные мотивы (мотивы социального сотрудничества) 3,52 2 3,68 3
Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать вывод о том, что в мотивационной структуре личности обучающихся ведущее место занимают мотивы, связанные с профессиональной самореализацией и карьерным продвижением. Следует отметить, что эти мотивы для студентов старших курсов на выпуске являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в постоянном и непрерывном подкреплении как содержательной, так и процессуальной мотивацией. Одно из ведущих мест в структуре мотивов студентов первого и выпускного курса занимают социальные мотивы или мотивы социального сотрудничества (2 и 3 место соотвественно), связанные с совершенствованием и самоопределением и, по сути, являются смыслообразующими и достаточно устойчивыми на всех ступенях профессиональной подготовки. Что очень тесно соотносится с ценностно-смысловыми компетенциями и компетенциями личностного самосовершенствования. Мы считаем, что только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов профессиональной подготовки может побудить участников образовательного процесса к проявлению стремления к дальнейшему непрерывному обучению и саморазвитию (реализация концепции «обучение через всю жизнь»). При этом мы придерживаемся точки зрения Г.И. Щукиной [10], что наибольшей действенностью и результативностью обладает мотивация, заложенная в самом процессе деятельности, связанная с наличием у обучающихся устойчивых интересов и потребностей. А задача преподавателя создавать, развивать и поддерживать познавательный интерес у обучающихся и стремиться к осознанию ими мотивов своей деятельности.
Рассматривать мотивационные аспекты актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки только с позиции обучающихся, на наш взгляд, достаточно узкий взгляд на исследуемый процесс. Следует обратить внимание и на мотивы поведения второго участника образовательного процесса управленческих кадров - преподавателя.
Мотивация деятельности преподавателя представляет собой сложно-аспектное интегрированное образование личности, определяющееся потребностями, интересами, мотивами, мотиваци-онными установками. В основе профессиональной деятельности преподавателя образовательных организаций лежит сочетание разнообразных мотивов - от общетрудовых и педагогических до специфических для высшей школы — в зависимости от содержания, технологии и уровня сложности преподавания дисциплин, формируемых компетенций согласно требованиям новых образовательных и профессиональных стандартов [6] .Высокая мотивация профессиональной деятельности ППС выступает как важнейшее условие развития не только самого индивида, но и образовательной организации [2].
Исследование структуры мотивов профессорско-преподавательского состава Института экономики и управления ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» позволило выделить и две группы мотивов: познавательные и социальные мотивы. Для большинства респондентов характерны широкие познавательные и социальные мотивы (63,3% и 53,3% соответственно)
С целью уточнения и сравнения структуры мотивов с обучающимися была использована модифицированная методика диагностики учебной мотивации [1] (несмотря на то, что методика предназначена для диагностики учебной мотивации студентов). Используя заявленную методику, были получены следующие результаты: на первом месте у респондентов профессиональные мотивы (средний балл 3,85), на втором месте — социальные мотивы (средний балл - 3,52), на третьем месте - учебно-познавательные мотивы и мотивы творческой реализации (средний балл - 3,49), на четвертом месте - коммуникативные мотивы (3,41), и замыкают список мотивы престижа и мотивы избегания (3,34 и 2,88 соответственно). Анализ выделенных групп мотивов позволил соотнести их с группами ключевых компетенций: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми компетенциями и
компетенциями личностного самосовершенствования. В работе преподавателя проявляется весь спектр ключевых компетенций, тесно переплетённых между собой.
Подводя итоги, следует отметить, что мотивация это, прежде всего, совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией и направляющей ее деятельностью. Для того чтобы поведение участников процесса профессиональной подготовки было успешным, необходимо чтобы их внутренние состояния, внешние условия и предпринимаемые ими практические действия соответствовали друг другу.
Результаты проведенного исследования используются в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» и являются основой для дальнейшего совершенствования образовательного процесса и саморазвития личности. Соответствующая мотивация позволяет преподавателю строить свое профессиональное развитие, реализовать и полностью раскрыть свои внутренние ресурсы, предложить перспективный путь повышения эффективности профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационнош фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н.Ц. Бадмаева. Улан-Удэ: Изд-во СГТУ,2004. 280 с.
2. Белов В.Г. Мотивационные характеристики профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Е.П. Косинова, И.М. Гибова // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2014. №6 (112). С. 24-28.
3. Кузнецова Н.В. Актуализация знаний будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки: монография / Н.В. Кузнецова. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 178 с.
4. Кузнецова Н.В. Изучение мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров / Н.В. Кузнецова, Е.Г. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8. С. 68-72.
5. Кузнецова H.B. Компетентностный подход в профессиональной подготовке управленческих кадров: мотивационные аспекты взаимодействия участников / Н.В. Кузнецова // Инновационный Вестник Регион. 2015. № 3(41). С. 10-15.
6. Кузнецова Н.В. Мотивационное управление процессом профессиональной подготовки управленческих кадров (на примере исследования мотивационных аспектов деятельности преподавателей вуза/ Н.В.Кузнецова // Экономика и политика. 2015. № 3 (6). С. 65-70.
7. Кузнецова Н.В. Мотивационные аспекты профессиональной подготовки управленческих кадров / Н.В. Кузнецова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 1946.
8. Кузнецова Н.В. Мотивация как инструмент актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров / Н.В. Кузнецова // Сборники НИЦ Социосфера. 2011. №41. С. 112-116.
9. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. 160 с.