Научная статья на тему 'Изучение мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров'

Изучение мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / MOTIVE / MOTIVATION / MANAGER / TRAINING / MANAGERIAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Нина Владимировна, Федорова Елена Геннадьевна

В статье представлены результаты проведенного исследования по изучению мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров. Выделены преобладающие мотивы, проанализированы особенности изменения мотивов на различных стадиях профессиональной подготовки менеджеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MOTIVATIONAL ASPECTS OF THE IMPROVEMENT IN THE VOCATIONAL TRAINING OF THE MANAGERIAL PERSONNEL

The article presents the results of a study of motivational aspects of improving the management personnel `s professional skills. The dominant motives are found, the particularities of motives changing at various levels of professional skills of managers are analyzed.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров»

тальной программы, попеременно давалось задание по поиску оптимальных способов ведения поединка с противниками, навязывающими свои методы воздействия и стили ведения схватки.

Проверена эффективность разработанной методики в условиях соревнований. Об эффективности разработанной нами методики свидетельствуют следующие данные.

В результате статистической обработки выяснилось, что участники экспериментальной группы по количественному показателю эффективности (0,393±0,07), качественному показателю эффективности (0,285±0,08), показателю выигрышности (0,514±0,06) превосходят участников контрольной группы.

По показателям эффективности соревновательной деятельности выявлено статистически достоверное преимущество участников экспериментальной группы (р <

0,05) в сравнении с контрольной группой.

Организация индивидуальной тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования значительно повышает результативность соревновательных тактикотехнических действий и степень адаптации к меняющимся условиям при использовании противником различных методов воздействия и стилей ведения поединка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Греко-римская борьба : примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М. : Советский спорт, 2004. - 272 с.

2. Дементьев, В.Л. Методология профессиональной тактико-технической подготовки тренерских кадров по спортивной борьбе в физкультурных высших учебных заведениях : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Дементьев В.Л. ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2004. - 245 с.

3. Зубарев, Ю.А. Особенности применения основных форм и методов проблемного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов институтов физической культуры / Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 12. - С. 9-13.

4. Кузнецов, А.С. Организация многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе / А.С. Кузнецов. - Набережные Челны : Изд-во Камского пед. ин-та, 2002. - 325 с.

5. Шулика, Ю.А. Борьба греко-римская / под общ. ред. Ю.А. Шулики. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 796 с.

Контактная информация: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Нина Владимировна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент,

Елена Геннадьевна Федорова, старший преподаватель,

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Аннотация

В статье представлены результаты проведенного исследования по изучению мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров. Выделены преобладающие мотивы, проанализированы особенности изменения мотивов на различных стадиях профессиональной подготовки менеджеров.

Ключевые слова: мотив, мотивация, менеджер, профессиональная подготовка, управленческие кадры.

THE ANALYSIS OF THE MOTIVATIONAL ASPECTS OF THE IMPROVEMENT IN THE VOCATIONAL TRAINING OF THE MANAGERIAL PERSONNEL

Nina Vladimirovna Kuznetsova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Gennadevna Fedorova, senior teacher,

The Magnitogorsk State University

Annotation

The article presents the results of a study of motivational aspects of improving the management personnel 's professional skills. The dominant motives are found, the particularities of motives changing at various levels of professional skills of managers are analyzed.

Key words: motive, motivation, manager, training, managerial personnel.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционная профессиональная подготовка, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в узко-предметной области, все больше отстает от требований и запросов рынка труда. Процесс профессиональной подготовки специалистов сегодня необходимо выстраивать с учетом ценностей и потребностей, как самой личности, так и экономической системы в целом.

МЕТОДИКА

В 2006-2009 г.г. на базе факультета экономики и управления Магнитогорского государственного университета нами было проведено исследование по изучению мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки будущих менеджеров. Методики исследования: методика Т.И. Ильина «Изучение мотивации обучения в вузе», групповой вариант методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (составители А.А. Реан, В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой), методика «Диагностика структуры учебной мотивации», авторские анкеты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняли участие 98 студентов, в том числе 19 - 1 курса, 20 - 2 курса, 19 - 3 курса, 20 - 4 курса, 19 - 5 курса, 14 преподавателей кафедры менеджмента и экономики и предпринимательства факультета экономики и управления.

В ходе проведения экспериментальной работы мы пришли к выводу, что создание положительной мотивационной сферы должно включать в себя два механизма формирования мотивов через деятельность «снизу вверх» и «сверху вниз», а также учет структуры мотивов. При этом не следует также забывать, что проблемы мотивации - это и проблемы внутренних познавательных процессов, побуждений, выбора. В ходе изучения нами были определены и проанализированы наиболее значимые мотивы деятельности преподавателей и студентов в процессе профессиональной подготовки.

Анализ структуры мотивов профессиональной подготовки позволил нам расположить их в следующем иерархическом порядке (табл. 1).

Таблица 1

Структура мотивов профессиональной подготовки управленческих кадров

Мотивы профессиональной подготовки управленческих кадров

Внутренние Внешние

1. Осознание факта, что знания нужны в будущем 2. Стремление добиться успехов в будущем 3. Уверенность в своих силах 1. Возможность получить престижную специальность 2. Стремление к самореализации способностей 3. Соперничество (конкуренция)

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса профессиональной подготовки. Овладение учебным материалцом служит целью профессиональной подготовки, оно в этом случае

начинает носить характер учебной деятельности. Студенты при этом непосредственно включены в процесс познания, это доставляет им наибольшее эмоциональное удовлетворение и характеризуется проявлением собственной активности в процессе подготовки. Внешне мотивированной профессиональная подготовка становится при условии, что овладение ее содержанием служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение диплома, стипендии, похвалы, признания товарищей, участие в конкурсах предпринимательских проектов и др.

С помощью методики А. А. Реана и В. А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» нами были проанализированы 16 мотивов учебной деятельности студентов (табл. 2).

Таблица 2

Структуризация мотивов учебной деятельности студентов ФЭУ МаГУ

Наименование мотивов Место мотива в структуре

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Стать высокооплачиваемым специалистом 6 2 1 2 1

Получить диплом 1 1 3 1 3

Успешно продолжить обучение на последующих курсах 9 7 5 9 11

Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 4 6 8 8 7

Постоянно получать стипендию 12 10 6 6 6

Приобрести глубокие и прочные знания 2 4 7 5 4

Быть постоянно готовым к очередным занятиям 14 16 14 13 16

Не запускать изучение предметов учебного цикла 10 12 12 11 13

Не отставать от сокурсников 13 13 13 12 14

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 3 3 2 4 2

Выполнять педагогические требования 16 14 15 15 15

Достичь уважение преподавателей 8 9 16 10 8

Быть примером для сокурсников 15 15 10 16 10

Добиться одобрения родителей и окружающих 7 8 9 7 7

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 11 11 11 14 12

Получить интеллектуальное удовлетворение 5 5 4 3 5

Исследовательская работа показала, что в структуре мотивов студентов факультета экономики и управления ведущее место занимают профессиональные и социальные мотивы, связанные с совершенствованием и самоопределением и по сути являющиеся смыслообразующими.

Используя модифицированную методику диагностики учебной мотивации, мы выделили основные группы мотивов, характеризующих процесс профподготовки [1] (модификация Н.Ц. Бадмаевой), и определили их средний уровень (табл. 3).

Таблица 3

Диагностика учебной мотивации студентов (модифицированная методика)

Группы мотивов 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Ср. балл Ранг Ср. балл Ранг Ср. балл Ранг Ср. балл Ранг Ср. балл Ранг

Коммуникативные мотивы 3,49 4 3,32 4 3,33 3 3,24 4 3,60 4

Мотивы избегания 2,88 7 2,55 7 2,78 7 2,63 7 2,57 7

Мотивы престижа 3,34 6 2,84 6 2,91 6 3,08 6 3,15 6

Профессиональные мотивы 3,85 1 3,83 1 3,70 1 3,92 1 3,99 1

Мотивы творческой самореализации 3,41 5 3,17 5 3,27 4 3,45 3 3,68 2

Учебно-познавательные мотивы 3,49 3 3,45 3 2,98 5 3,18 5 3,57 5

Социальные мотивы 3,52 2 3,49 2 3,63 2 3,57 2 3,68 3

Анализ данных таблиц 2, 3 позволяет сделать вывод о том, что в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с профессиональной самореализацией. Эти мотивы для студентов старших курсов являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями. Но осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, которая сопровождается эмоциональным отношением студентов к процессу профессиональной подготовки.

Дополнительно нами была предпринята попытка провести диагностику структуры учебной мотивации (для этого мы использовали методику, представленную Фе-тискиным Н.П.) [5]. Результаты диагностики представлены в табл. 5. Выборка составила - 98 студентов, в том числе 19 - 1 курса, 20 - 2 курса, 19 - 3 курса, 20 - 4 курса, 19 - 5 курса.

Таблица 4

Структура учебной мотивации_____________________________

Группы мотивов 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Средний балл Место в структуре Средний балл Место в структуре Средний балл Место в структуре Средний балл Место в структуре Средний балл Место в структуре

Познавательные мотивы 2,04 4 1,89 4 2,03 4 1,84 4 2,07 3

Коммуникативные мотивы 2,02 5 1,86 5 1,95 5 1,76 5 1,82 4

Эмоциональные мотивы 1,53 7 1,67 7 1,64 6 1,57 7 1,72 6

Мотивы саморазвития 2,13 2 2,04 3 2,16 3 2,18 1 2,33 1

Позиционные мотивы 2,24 1 2,35 1 2,38 1 1,98 3 1,73 5

Мотивы достижения 2,07 3 2,09 2 2,23 2 2,02 2 2,14 2

Внешние мотивы (поощрения, наказания) 1,82 6 1,72 6 1,59 7 1,58 6 1,66 7

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наряду с профессиональными и учебно-познавательными мотивами, являющимися ведущими в период обучения в вузе, большую побуждающую силу у студентов имеют мотивы саморазвития (1е место - у студентов 4, 5 курса, 2-е место - у студентов 1 курса и 3 место - у студентов

2, 3 курса).

Мы считаем, что только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов профессиональной подготовки (как внутренних, так и внешних) может побудить будущего менеджера к проявлению стремления к обучению и в дальнейшем к саморазвитию и профессиональному росту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, необходимо отметить, что результаты изучения мотивационных аспектов профессиональной подготовки являются основой для дальнейшего совершенствования процесса обучения и саморазвития личности. Результаты исследований могут быть использованы для выявления категорий студентов в зависимости от направленности мотивации (с доминированием внешней или внутренней мотивации); для исследования эффективности процесса профессиональной подготовки с точки зрения поиска резервов и направлений ее совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2004. - 280 с.

2. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. - С. 42-

4З.

3. Елисеев, О.П. Практикум по психологии I О.П. Елисеев. - СПб. : Изд-во «Питер», 2008. - 312 с.

4. Мотивация и мотивы I Е.П. Ильин. - СПб .: Питер, 2003. - 312с. .

3. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и группы. Психодиагностический практикум I Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова ; Костромской гос. ун-т. - Кострома : [б.и.], 2001. - 44 с.

Контактная информация: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ирина Мерабовна Кусраева, аспирант,

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Аннотация

В статье представлены результаты изучения самоактуализационных характеристик и значимого направления развития студентов разных факультетов вуза. Подчеркивается актуальность изучения указанной проблемы для наиболее успешной психолого-педагогической нод-держки студентов в условиях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: самоактуализация, самоактуализационные характеристики, психоло-го-педагогическая поддержка.

SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION Irina Merabovna Kusraeva, post-graduate student,

The Saint-Petersburg State University

Annotation

The article presents the results of study of self-actualization’s characteristics and relevant direction of university different faculties' students’ development. The relevance of the studied problem for the most successful psychological and educational support of students in higher professional education is emphasized.

Key words: self-actualization, self-actualization’s characteristics, psychological and pedagogical support.

В связи с глубокими социально-экономическими изменениями в нашей стране, предъявляющими все более высокие требования к профессионализму специалистов с высшим образованием, в частности их конкурентоспособности, мобильности, самостоятельности, гибкости мышления, толерантности, коммуникативной культуре и т. д., вопросы, связанные с самоопределением, самоактуализацией и самореализацией личности в профессиональной сфере приобретают особую актуальность. Перед педагогической наукой и вузовской практикой встает задача оказания помощи и поддержки молодым людям, находящимся как на пороге профессионального выбора, так и на этапе профессионального обучения для формирования и развития качеств, которые помогут им найти свое место и быть успешными в современном сложном мире. Необходимо смоделировать процесс психолого-педагогической поддержки самоактуализацион-ных основ личности в условиях высшего профессионального образования. Целью такой поддержки должно являться не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления способностей и инновационного развития в процессе профессионального обучения.

Вместе с тем, основные тенденции развития образования в современной высшей школе как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию: всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся, формирование духа сотрудничества между педагогами и обучающимися и т.д. Одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода является концепция самоактуализирующейся лично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.