МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
материалы Междун. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 23-25.
8. Шалунов Н. В., Угольникова О. А., Козырева О. А. Модели и условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : материалы Международной заочной научной конференции (Уфа, март 2013 г.). Уфа : Лето, 2013. С. 21-23.
9. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2.101-108.
© Книга А. Ю., 2016
УДК 378
Н.А. Макарова
к.п.н., доцент кафедры химии и методики преподавания химии Омский государственный педагогический университет г. Омск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Исследуется учебная мотивации первокурсников, обучающихся в педагогическом университете. Показана степень выраженности различных групп мотивов.
Ключевые слова
Учебная мотивация, диагностика учебной мотивации, обучение первокурсников в вузе
Изучение мотивации представляет собой весьма сложную задачу: мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, «закрыты» для анализа, они составляют зону, сознательно или подсознательно, но всегда тщательно оберегаемую самой личностью от постороннего проникновения [2]. Тем не менее, для проведения эффективной педагогической работы по формированию мотивации учения студентов, педагогу необходимо четко представлять себе характер реальности, с которой он имеет дело.
Сейчас немалое количество молодых людей проявляет стремление и желание обучаться в высших учебных заведениях. При этом мотивации у всех разные: кто-то считает, что поступление вуз - это необходимая ступень для будущего трудоустройства, кого-то привлекли любимые предметы, кому-то поступление в вуз необходимо ради веселого окружения. Вместе с тем, мотивация - один из факторов успешного обучения и профессионального становления личности.
Нами была предпринята попытка исследовать учебную мотивацию первокурсников Омского государственного педагогического университета, обучающихся на факультете естественнонаучного образования (направленность (профиль) «Биология и Химия»). Данное исследование проводилось посредством проведения анкетирования по методике диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой [1]. Общее количество выборки составило 24 человека. Студентам было предложено оценить по пятибалльной системе 34 утверждения, характеризующих мотивы учебной деятельности, по значимости: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов -максимальной.
Данная методика позволяет выделить следующие учебные мотивы: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные,
творческой самореализации, избегания и престижа.
Анализ результатов проведенного исследования показал (таблица), что у данной группы студентов преобладающими мотивами являются: профессиональные (3,7) и учебно-познавательные (3,7). Профессиональные мотивы характеризуют уровень направленности обучающихся на овладение профессией,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
то есть желание к приобретению профессиональных знаний и формированию личностных качеств, важных для профессии. Учебно-познавательные мотивы отражают связь между содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, со стремлением обучающихся приобретать новые знания, умения и навыки.
На втором месте оказались коммуникативные мотивы (3,5), которые связаны с потребностью в общении.
Далее по выраженности следуют социальные мотивы (3,3) и мотивы творческой самореализации (3,2). Социальные мотивы близки мотивам престижа (3,1), которые склоняют студентов занять определенное положение в отношении с окружающими, получить похвалу со стороны, завоевать авторитет, достигнуть социального статуса и высокого профессионализма. Мотивы творческой самореализации связаны с желанием студентов к наиболее полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач.
На последнем месте у опрошенных студентов оказался мотив избегания (2,3). Это означает, что респонденты не боятся возникающих в учебе проблем и действуют так, чтобы их преодолеть.
Таблица
Результаты исследования учебной мотивации первокурсников
Группы мотивов Средний балл
Коммуникативные мотивы 3,5
Мотивы избегания 2,3
Мотивы престижа 3,1
Профессиональные мотивы 3,7
Мотивы творческой самореализации 3,2
Учебно-познавательные мотивы 3,7
Социальные мотивы 3,3
Проведенное исследование оказалось полезным для дальнейшей организации учебной деятельности студентов и позволило внести коррективы в методику преподавания изучаемых дисциплин. Список использованной литературы:
1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004.- С.151-154.
2. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: Автореф... канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Овчинников. - Екатеринбург, 2008. - 26 с.
© Макарова Н.А., 2016
УДК 372.83:336
А.В.Махова
канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ
E-mail: [email protected] Ашарян Мануш
студентка 5 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,
профилей «Экономика» и «Право» E-mail: [email protected]
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ БАНКОВ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности изучения темы «Банки и банковская система» в рамках реализации образовательной программы средней школы в аспекте практического подхода к организации