_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
то есть желание к приобретению профессиональных знаний и формированию личностных качеств, важных для профессии. Учебно-познавательные мотивы отражают связь между содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, со стремлением обучающихся приобретать новые знания, умения и навыки.
На втором месте оказались коммуникативные мотивы (3,5), которые связаны с потребностью в общении.
Далее по выраженности следуют социальные мотивы (3,3) и мотивы творческой самореализации (3,2). Социальные мотивы близки мотивам престижа (3,1), которые склоняют студентов занять определенное положение в отношении с окружающими, получить похвалу со стороны, завоевать авторитет, достигнуть социального статуса и высокого профессионализма. Мотивы творческой самореализации связаны с желанием студентов к наиболее полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач.
На последнем месте у опрошенных студентов оказался мотив избегания (2,3). Это означает, что респонденты не боятся возникающих в учебе проблем и действуют так, чтобы их преодолеть.
Таблица
Результаты исследования учебной мотивации первокурсников
Группы мотивов Средний балл
Коммуникативные мотивы 3,5
Мотивы избегания 2,3
Мотивы престижа 3,1
Профессиональные мотивы 3,7
Мотивы творческой самореализации 3,2
Учебно-познавательные мотивы 3,7
Социальные мотивы 3,3
Проведенное исследование оказалось полезным для дальнейшей организации учебной деятельности студентов и позволило внести коррективы в методику преподавания изучаемых дисциплин. Список использованной литературы:
1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004.- С.151-154.
2. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: Автореф... канд. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Овчинников. - Екатеринбург, 2008. - 26 с.
© Макарова Н.А., 2016
УДК 372.83:336
А.В.Махова
канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ
E-mail: [email protected] Ашарян Мануш
студентка 5 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,
профилей «Экономика» и «Право» E-mail: [email protected]
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ БАНКОВ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности изучения темы «Банки и банковская система» в рамках реализации образовательной программы средней школы в аспекте практического подхода к организации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
урочной работы по экономике в школе. Приведены основные методические положения организации урока с учетом ФГОС последнего поколения.
Ключевые слова
Кредит, банк, кредитные отношения, банковская система, процент, процентная ставка.
Знание основ кредитной системы и банковских операций на потребительском уровне - немаловажная составляющая финансовой грамотности населения, программа развития которой активно пропагандируется и поддерживается в настоящее время государством. В современной программе средней школы по дисциплине «Обществознание» (в разных редакциях), присутствуют темы «Кредит и кредитные отношения», либо «Банки и банковская система государства», либо «Финансовая система государства», но все они отличаются исключительно теоретическим подходом к изложению изучаемого вопроса, в то время как аспекты практического кредитования населения остаются за рамками изучения. В данной статье предлагается методическая разработка урока по теме «Банки и банковская система» для учащихся 10-х классов, с разработкой практических задач по потребительскому кредитованию в современных условиях. Урок разработан на основе требований ФГОС последнего поколения и представлен в виде технологической карты с учетом применения УУД в старших классах средней школы.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Метод ведения: решение задач.
Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала.
Цели урока:
- образовательные - познакомить учащихся с деятельностью банковской системы;
- развивающая - развивать умение решать задачи, работать с дополнительной литературой;
- воспитательная - воспитывать культуру экономического мышления.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с основными понятиями банковской системы;
- формирование у учащихся знаний по банковской деятельности.
Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе беседы, выбранной одним из методов ведения занятия, при проведении которой ликвидируются пробелы в знаниях обучающихся.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа, выполняемая учащимися на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность решения задач. Проверка практических заданий осуществляется в процессе занятия.
Формирование УУД: личностные действия, познавательные действия, коммуникативные действия, регулятивные действия, предметный
Оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, раздаточный материал
Ход урока:
Тема урока Банки и банковская система
Вид урока Закрепление изученного материала
Образовательные ресурсы Презентация «Банки и банковская система»
Элемент урока Практическое решение задач
Цель урока Объяснить учащимся важнейшую роль банковской системы в государстве и обществе, в жизни каждого человека, развивать умения решать задачи, работать с дополнительной литературой, сформировать умение экономического мышления.
Формы и методы обучения Формы: фронтальные учебные занятия, а также индивидуальные; Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Основные понятия и термины Банк, банковская система, Центральный банк, кредит, эмиссия.
Представим технологическую карту урока:
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся УУД
Организацион ный момент (1 мин) Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих и проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, готовятся к уроку. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества.
Актуализация знаний (2 мин) Для того чтобы подвести учащихся к теме урока, вспомним понятие банка и банковская система Необходимо дать определения понятиям. Познавательные действия: общеучебные, а также логическое мышление при ответе на вопрос.
Постановка учебной задачи (2 мин) Одним из условий нормального функционирования современной рыночной экономики является наличие четко организационной банковской системы. Банковская система - один из важнейших элементов экономической системы государства. Она включает в себя все банки страны. Записывают тему урока: Банки и банковская система Познавательные действия: общеучебные и логические. Метапредметные действия: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи
Целеполагание (1-2 мин) Создаю благоприятные условия для того, чтобы дети поставили цель, для практического решения задач. Определяют личную цель, записывают в тетрадь, а также ее согласовывают и конкретизируют. Личностные действия: самоопределение, смыслообразование; Регулятивные действия: целеполагание. Предметные действия.
Элемент урока (2-3 мин) Создаю условия для реализации практических заданий. Ознакомление с условиями задач и преступление к решению задач. Регулятивные действия: планирование действий на уроке. Познавательные действия: знакомство с условиями задач, которые будут решаться на уроке.
Реализация элемента (20 мин) Координирую и контролирую работу учащихся на уроке. 1. Объясняю возникновение вопросов по задачам. Пример задачи: Задача 1. Житель города А берет ссуду на сумму 150 000 руб. на срок 5 месяца. Через 5 месяца заемщик погашает полную сумму и выплачивает 3 000 руб. процентов по ней. Определить годовую ставку процентов по ссуде. Решение: Для того, чтобы определить годовую ставку процентов по ссуде нам следует рассчитать её по формуле S=P(1+i*n), Где Б- наращенная ссуда, Р- первоначальная ссуда, ^ ставка процента, п- время (в годах). Вставляем известные нам значения, а неизвестные обозначаем через х, получается уравнение данного вида: 153 000=150 000(1+5х) Раскрываем скобки 153 000=150 000+750 000х Теперь известные значения оставим в одной стороне, а неизвестные перенесем в другую с противоположным знаком. Получается выражение: Практическое решение задач. Задают вопросы, которые вызывают затруднения пи решении задач. Познавательные действия: решение предложенных задач Метапредметные действия: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-750 000х = 150 000 - 153 000 С помощью математических расчетов: разности известных значений, получается выражение: - 750 000х= - 3 000 Чтобы найти неизвестный множитель следует произведение разделить на известный множитель: Х = 3 000/750 000 Х=0,004%, Ответ: 0,4 годовая ставка по ссуде.
Этап контроля и оценки (5мин) Организую контроль и оценку. Концентрирую внимание учащихся на том, что успешно выполнили все задачи. Даю самостоятельную работу Пример тестовых заданий: 1) Как выражается процентная ставка? A) 1= Б-Р/Р*п; Б) 1= (Б-Р) +Р*п; B) 1= Б-Р*Р+п; Г) 1= Б+Р/Р-п; Ответ: А 2) Формулой начисления процентов за периоды менее 1 года является: A) БС=НС *(1+1/100*1 /ш)лшп, Б) НС=БС *(1+1/100*1 /ш)лшп, B) БС=НС:(1+1/100+1/ш)Лшп, Г) НС=БС:(1+1/100+1/ш)Лшп, Ответ: А Определяют, достаточно ли последовательно и продуктивно пройдены все этапы урока. Позволяет ли полученная информация дать ответ на поставленную цель урока Учащиеся отвечают каждый у себя в тетради и затем проверяют, т.е. фронтальная работа. Выполняют и сдают тетради. Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, оценивание своих способностей, а также их анализ. Метапредметные действия: умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; Регулятивные действия: контроль, саморегуляция, оценка.
Рефлексия (3мин) Оцениваю работу учащихся, формирую адекватную самооценку обучающихся. Раздаю листочки с вопросом, что нового для себя я узнал на уроке? Осмысление воспитанников. Краткий ответ и сдают листки. Личностные действия: самоопределение. Регулятивные действия: коррекция своих знаний.
Домашнее задание (1мин) Раздаю материал на карточках Пример задачи: Задача 1 1 апреля 2016 года: Игорь С. открыл счет в Инкомбанке, внес на этот счет сумму 3 млн. руб. и получил пластиковую карточку, которая допускает перерасход вложенных средств, но не более чем на 500 тыс. руб.; Алена К. открыла счет в Столичном Банке Сбережений, внесла на этот счет сумму 2 млн. руб. и получила карточку, дающую возможность оплачивать купленные товары и услуги в пределах находящейся на счет суммы; Семья Пироговых взяла в Альфа - банке кредит на покупку дачного участка на 3 года в размере 10 млн. руб. под 100% годовых. Определите, как изменилось предложение денег в России 1 апреля 2016 года в результате всех описанных выше действий. Усвоение нового материала путем подготовки домашнего задания. Познавательные действия: логические, углубленное изучение темы урока.
Положительная динамика учащихся в изучении банков и банковской системы в школьной программе должна заключаться следующем: во-первых, они должны понять, что банковская система является частью единого экономического организма; во-вторых, у учащихся должно сформироваться представление о банках,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
кредитах, формах расчетов банков, плюсах и минусах кредитования как системы по отношению к потребителям.
На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных, профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму.
© Махова А.В.,Ашарян М., 2016
УДК 371
О.А.Микурова
учитель, МБУ школа 93 Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Аннотация
В статье делается попытка рассмотрения вопроса воспитания толерантной личности школьника. Успешность решения данной проблемы зависит от того, как в деятельности педагогического коллектива реализуется ряд принципов, таких как принцип субъективности, адекватности, индивидуализации, рефлексии и создания толерантной среды.
Ключевые слова
Школьная среда, толерантность, толерантная личность, учащиеся, принципы воспитания.
В современном мире существует множество социальных, экономических, политических, психологических и других факторов, формирующих у детей и молодёжи опыт интолерантности и нетерпимости. Отсутствие толерантности иногда приводит к катастрофическим последствиям. Факты дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другого вероисповедания, культуры, иной точки зрения и этнической принадлежности трансформируются в национальные и религиозные войны. Мы согласны с мнением, что «толерантность» - морально-нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития» [1, с.15].
Концепция ФГОС второго поколения ставит одной из важнейших задач воспитания формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования. Перед педагогическими коллективами школ стоит задача воспитания толерантной личности, готовой жить в мире и согласии с окружающими, принимающей позиции других людей и готовой к межкультурному диалогу [2].
Успешность решения проблемы воспитания толерантной личности школьника зависит от того, как в деятельности педагогического коллектива реализуется ряд принципов. Принцип субъективности заключается в опоре на активность самого школьника, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми [3]. Этот принцип реализуется при условии добровольности участия школьника в той или иной деятельности, учете его интересов, доверия и предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия. Принцип адекватности