УДК 378.14
Касатова Г.А., Лымарева Ю.В.
Магнитогорский государственный технический университет им. ГИ. Носова E-mail: gal-kasatova@yandex.ru, julyme@yandex.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций вследствие перехода на уровневую систему (бакалавриат-магистратура) и резкого сокращения времени обучения. Сложившиеся условия приводят к необходимости изменения определенных методологических и методических условий для полноценного формирования профессиональных компетенций. Проведенный анализ научно-методической литературы выявил изменение структуры компетенций. Авторами отмечается необходимость изменения форм обучения и его содержания через интеграцию педагогической и производственно-профессиональной деятельности в подготовке будущего бакалавра. Полученные результаты позволили уточнить сущностно-содержательную характеристику профессиональных компетенций и их структурный состав, подразделив «предметные» на идейно-содержательный и деятельностный компоненты, а «надпредметные» - на мотивационный и оценочно-педагогический компоненты. Авторами разработана модель формирования профессиональных компетенций и матрица взаимосвязи уровней формирования и компонентов профессиональных компетенций, позволяющая решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни: проблемы развития у студентов профессиональной мобильности, привития им способности творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи. Для внедрения полученной матрицы в практику подготовки бакалавров авторами была определена взаимосвязь типов профессионально-образовательных задач и основных уровней формирования компетенций, обеспечивающая выход за пределы традиционного выполнения деятельности, поиск новых нестандартных путей решения профессиональных задач и преодоление стереотипов своего профессионального и личностного опыта. Процесс формирования профессиональных компетенций опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Действенность формирования профессиональных компетенций зависит от таких важных факторов, как придание содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера через последовательное освоение системы взаимосвязанных видов деятельности посредством решения профессиональных задач.
Ключевые слова: подготовка бакалавров, технологическое образование, формирование профессиональных компетенций, уровни формирования компетенций.
Двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров в большей степени соответствует требованиям технологического образования, основной целью которого является подготовка квалифицированных кадров высшего профессионального образования, реализующих свои возможности в информационно-технологическом мире. Рассматривая современное образовательное пространство высшей школы, многими теоретиками и практиками указываются значительные сокращения сроков овладения образовательными программами. В действительности, переходя на уровневую систему (бакалавриат-магистратура), можно констатировать резкое сокращение времени формирования профессиональных компетенций. Все это диктует необходимость создания определенных методологических и методических условий для полноценного формирования профессиональных компетенций у обучающихся в процессе освоения образовательной программы. В этой связи очевидна и актуальна своевременность уточнения теории и методики формирования профессиональных
компетенций бакалавров технологического образования. Проводя сравнительный контент-анализ профессиональных задач бакалавра в научно-методической литературе, документации, применяемой в высшей школе, и сравнивая требования к профессиональной подготовленности бакалавра, предъявляемых ГОС ВПО по направлению 540562 Технологического образования (квалификация - бакалавр технологического образования) и ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Технология» (от 22 декабря 2009 г. N 788 и от 17 января 2011 г. N 46) было выявлено изменение структуры компетенций: помимо ОК и ПК добавились общепрофессиональные компетенции, при этом ОК носят универсальный характер для всех направлений подготовки, а профессиональные компетенции включаются в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ООП. В перспективе (ФГОС 3+) планируется изменение и структуры программы бакалавриата по направлению подготовки»,
предполагающее выделение трех блоков: дисциплины (базовая часть и вариативная часть), практики (базовая часть и вариативная часть) и ГИА. Базовая часть определяется стандартом, в вариативную часть включаются дисциплины, установленные вузом. Они должны быть направлены на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом. Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, сформированные у обучающихся, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Современные социально-экономические отношения в обществе предъявляют новые требования к подготовке в вузе бакалавров технологии для работы в школе. Для того чтобы будущие бакалавры были подготовлены к решению профессионально-образовательных задач и востребованы на постоянно меняющемся рынке труда, новым формам обучения должно соответствовать новое содержание, необходима интеграция двух сфер в подготовке будущего бакалавра технологического образования - педагогической и производственной профессиональной деятельности [3, с 53]. Бакалавру по направлению "педагогическое образование (профиль технология)" должно быть присуще умение оценивать тенденции к изменению ситуации в школе и проектировать образ обновляющейся школы. Как отмечает А. А. Калекин, «бакалавр технологии должен ориентировать школьников не только на усвоение ими определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда» [2, с.18]. Студент должен «проживать» компетенции здесь и сейчас, а не готовиться к будущей жизни путем формирования очередного набора компетенций.
Исходя из специфики профессиональной подготовки бакалавров технологического образования, которая заключается не только в освоении ими психолого-педагогических, но и общетехнических дисциплин, особое значение приобретает необходимость в структурировании профессиональных компетенций и выделения в их составе
профессионально-технологических компетенций. Л.А. Угарова реализовала модель, позволяющую «осуществлять процесс формирования мотивационно-потребностного (мотивация, технические способности), знаниевого (технические знания), интеллектуального (техническое мышление) и практико-деятельностного (технологические умения) компонентов профессионально-технологической компетентности» [6, с. 9]. Полученные в ходе проведенного теоретического анализа результаты позволили сделать вывод о том, что для успешного формирования компетенций необходимо определить и уточнить их сущностно-содержательную характеристику [4, с. 46], структурный состав, и вследствие этого была разработана модель их формирования, представленная на рисунке 1.
Исследователи компетенций отмечают, что они многофункциональны, надпредметны и многомерны. В понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т. д.) и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. Л.С. Гребнев выделяет два типа компетенций, необходимых современному профессионалу любого уровня: «предметные» и «надпредметные». В первом случае речь идет о знаниях, которые нужны для овладения конкретной профессией. «Надпредметные компетенции расшифровываются в меморандуме как «интеллектуальные, эмоциональные и социальные компоненты личности» специалиста, необходимые для успешного взаимодействия с коллективом (коммуникабельность, умение работать в команде, управленческие навыки и пр.), применения полученных знаний и концепций (способность анализировать, системное мышление) и дальнейшего развития личности (навыки межкультурного взаимодействия, владение иностранными языками, техникой организации собственной работы» [1, с. 32]. Соглашаясь с предлагаемым делением компетенций, мы предлагаем уточнить их внутреннюю структуру, подразделив «предметные» на идейно-содержательный и дея-тельностный компоненты, а «надпредметные» -на мотивационный компонент (личностно-ориентированный) и оценочно-педагогический (рефлексивный). Рассмотрим более подробно все компоненты.
Мотивационный (личностно-ориентирован-ный) компонент. Профессиональная мотивация
Касатова Г.А., Лымарева Ю.В._
представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют его на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. В настоящее время уже недостаточно обеспечить овладение студентами суммой знаний, существенное значение придается задаче научить студентов хотеть и уметь учиться. Мотивация студента является фактором развития внутренней среды личности, ее активности. Потребность в саморазвитии, самоактуализации - основополагающая составляющая личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций человека.
Идейно-содержательный компонент включает в себя высокий уровень знаний техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, результативность творческой деятельности, основывающаяся на знании общих законов развития природы и общества, а также сформированные профессиональные умения, которые являются основой для развития профессиональной компетентности. Успешная деятельность в современном обществе невозможна без обладания профессиональными знаниями. При проектировании образовательного процесса следует исходить из того, что профессиональные зна-
Методологический аспект формирования...
нии и умения по своему существу должны быть комплексны и неделимы.
Деятельностный (технологический) компонент. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Этот компонент обеспечивает реализацию знаний и умений в опыте профессиональной деятельности. В настоящее время особенно важно не только дать обучаемым определенный багаж знаний и практических умений, но и подготовить специалистов, способных выполнять реальные задачи сразу после окончания процесса обучения.
Обязательный оценочно-педагогический, рефлексивный компонент - необходимый механизм «постоянного совершенствования деятельности в профессиональной и социальной сфере». Это компонент обеспечивает контроль, развитие и саморазвитие студента в процессе профессиональной подготовки, а также и после окончания вуза. Рефлексивный компонент синтезирует умения сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, формирование таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, уверенность в себе, склонность к самоанализу, прогнозированию резуль-
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРО ФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Компоненты процесса формирования профессиональных компетенций
Мотивационный
Когнитивный
Деятельностный Педагогический
Идейно-
понятийный
(частный
случай
системного)
Подходы
Системный Контекстный
Деятельностный Задачный
Личностный,
индивидуально-
ориентированный
Понятийно-деятельностный
Рефлексивно-деятельностный
природо-сообразности
Принципы
дополнительности
социо-культуро-сообразности
Этапы формирования профессиональных компетенций
Вузовский
Послевузовский
Уровни формирования профессиональных компетенций
Ученический
Методический
Поисковый
Методологический
Результат: бакалавр технологического образования
Рисунок 1. Модель формирования профессиональных компетенций бакалавров технологического образования
татов своей деятельности и отношений, а также профессионально-значимых знаний, умений, навыков. Такое понимание сущности и содержания профессиональных компетенций бакалавра приводит к заключению, что формирование профессиональных компетенций представляет собой динамический процесс адекватной учебной и производственной деятельности. Это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, усвоения профессиональых знаний, умений и навыков, направленный на определение своего места в мире профессий, реализацию себя в профессии и самоактуализацию своего потенциала для достижения вершин профессионализма.
В результате проведенной работы нами составлена уровневая матрица признаков на основе взаимосвязи уровней формирования и компонентов профессиональных компетенций (табл. 2) для того, чтобы выявить впоследствии наиболее эффективные пути их формирования и оценивания. Разработанная матрица признаков формирования профессиональных компетенций будущего учителя технологии, основанная на ФГОС, позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни: проблемы развития у студентов профессиональной мобильности, привития им способности творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи, формирование у них готовности к постоянному совершенствованию можно посредством задач,
^-Компоненты Уровни Признаки формирования профессиональных компетенций
Мотивационный (личностно-ориентированный) Идейно-содержательный (теория) Деятельностный (технологический) Оценочно-педагогический (рефлексивный)
Ученический Инициативность Усиление мотивации учения Опора на старые знания или использование накопленных Классификация и анализ поступающей информации, использование в основном метода «проб и ошибок» Ситуативная самостоятельность (самонаблюдение, созерцание, рассмотрение, отражение, исследование)
Методический (технологический) решает (по готовым алгоритмам) профессиональные задачи Решимость, смелость ума и духа, способность принимать решение Планирование и организация учебно-профессиональных задач Алгоритмическое проектирование, выполнение по установленным нормативам трудовые операции и работы Самоанализ, самопроектирование и самоконтроль, критика (оценка, контроль, коррекция)
Поисковый перенос и трансформация полученных знаний на практическую деятельность с учетом ситуации. Умение заглядывать вперед, готовность к риску, творческий подход к делу Использование теоретического каркаса как ключа к анализу конкретной ситуации по преобразованию и использованию материалов, информации Решение практико-ориентированных задач Самооценка и самоуправление, переосмысление, регуляция деятельности, критическая оценка последствий снятия затруднений;
Методологический самостоятельное определение места и цели собственной деятельности. Осознание общекультурных ценностей и гражданской позиции в своей профессиональной деятельности Видеть и формулировать творческие задачу, вычленять в окружающей действительности наиболее «злободневные проблемы» Принятие и реализация нестандартных решений Саморазвитие (умение постоянно учиться), развитие рефлексивной деятельности и профессионализма, владение всеми видами профессиональной рефлексии
Таблица 2. Взаимосвязь уровней формирования и компонентов профессиональных компетенций
Таблица 3. Взаимосвязь типов задач и основных уровней формирования компетенций
Типы задач Уровни формирования профессиональных компетенций
Ученический Методический Поисковый Методологический
Тип проекта Информационный (ознакомительно-ориентированный) Исследовательский Практико-ориентированный Творческий
Вид деятельности Репродук-тивно-воспроиз-водящий Информационно-аналитический Информационно-преобразо-вательный Информационно-творческий Ана.литико-синтетический Проектно-графическое моделирование Технологическое моделирование Проектный
Тип решаемых задач Инфор-мационно-поисковый Инфор-мационно-поисковый Логико-поисковые Творческо-поисковые Задачи, требующие сложных мыслительных операций Задачи, требующие творческого мышления Задачи, требующие творческого мышления Задачи по практическому приложению Творческая проектная профессиональная задача
3
0
1
&>
П
ь
§
(б п
5 ¡я
со 8
I
0
тз §
СП
1
в
3 §
IV) о
ел
г
со о
К5 К5 СО
Таблица 4. Пример внедрения системы задач в курс «Домоведение»
Раздел дисциплины Тип решаемых задач Тема работы Формы контроля
2. Раздел: Домоведение на территории РФ
2.1. Тема: История возникновения и развития «Домостроя» Информационно-поисковый Структуризация технологий домоведения и подбор материалов Опрос
2.2. Тема: Технические средства Задачи, требующие сложных мыслительных операций Систематизация технических средств Презентация
2.3. Тема: Экономика дома Задачи по практическому приложению Расчет бюджета Контрольный тест
2.4. Тема: Технологии домоведения, виды Творческая проектная профессиональная задача Создание исторических оберегов Доклад, проектное изделие
I §
0
-с (б
1
3 (б
■е-
€ г
I §
так как методическая цель их не только в получении правильного ответа [5].
Задачи решаются для того, чтобы лучше усвоить теорию, научиться ее применять, чтобы развить инициативу и способность мыслить самостоятельно. Совокупность задач - это определенная целостность, так как отражает основные функции профессиональной деятельности. Для внедрения полученной матрицы в практику подготовки бакалавров нами была определена взаимосвязь типов профессионально-образовательных задач и основных уровней формирования компетенций задачи, представленная в таблице 3, которая обеспечивает и выход за пределы традиционного выполнения деятельности, и поиск новых нестандартных путей решения профессиональных задач, и преодоление стереотипов своего профессионального и личностного опыта.
Спланированная таким образом система содержания образования закладывает путь для ориентации на формирование многоуровневых профессиональных умений путем решения в профессионально-образовательном процессе многообразных задач, моделирующих, имитирующих или реально отражающих профессиональную деятельность, свидетельствует о возможности формирования в вузе профессиональных компетенций будущего бакалавра. На основании предложенной системы задач в таблице 4 приведен пример внедрения данной
системы в курсе «Домоведение» у бакалавров технологического образования, позволяющий реализовать различные формы обучения и контроля знаний и умений на разных уровнях.
Представленные методические и организационные подходы к разработке и организации процесса подготовки бакалавров позволяют решить проблемы формирования методического обеспечения и организации учебных занятий; сформировать опыт разработки оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС; использование технологий дистанционного обучения в реализации современных образовательных стандартов.
Процесс формирования профессиональных компетенций опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Действенность формирования профессиональных компетенций зависит от таких важных факторов, как придание содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера через последовательное освоение профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности посредством решения профессиональных задач. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели - когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи и ставить новые.
30.03.2015
Список литературы:
1. Гребнев, Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2011. - №11. - С. 29-41.
2. Калекин, А. А. Система технологической подготовки бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе: автореферат дис. ... доктора пед. наук / А.А, Калекин. - Москва - 2012.
3. Касатова, Г.А. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих инженеров-технологов в процессе художественно-творческой деятельности / Г.А. Касатова // Вестник университета / под ред. И.В. Антоненко - Москва: Госу -дарственный университет управления. - 2010. - №11. - С. 52-54.
4. Лымарева, Ю.В. Понятийно-деятельностная методика развития профессиональной компетентности студентов технологического факультета : дис... на соиск.канд.пед.наук / Ю.В. Лымарева. - Магнитогорск, 2007. - 189 с.
5. Лымарева, Ю.В. Инновационная методика подготовки бакалавров-конструкторов / Ю.В. Лымарева // Инновационный вестник регион. - 2013. - №4.1 (34). - С. 46-50.
6. Угарова, Л.А. Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров технологического образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Угарова. - Тольятти - 2010.
Сведения об авторах:
Лымарева Юлия Владимировна, доцент кафедры дизайна Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук 455000, г. Магнитогорск, ул. Ленина, 38, e-mail: julyme@yandex.ru
Касатова Галина Александровна, доцент кафедры художественной обработки материалов, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук 455000, г Магнитогорск, ул. Ленина, 38, e-mail: gal-kasatova@yandex.ru