Научная статья на тему 'Методологический аспект формирования профессиональных компетенций у бакалавров технологического образования'

Методологический аспект формирования профессиональных компетенций у бакалавров технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / BACCALAUREATE / TECHNOLOGY EDUCATION / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / LEVELS FORMATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касатова Галина Александровна, Лымарева Юлия Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций вследствие перехода на уровневую систему (бакалавриат-магистратура) и резкого сокращения времени обучения. Сложившиеся условия приводят к необходимости изменения определенных методологических и методических условий для полноценного формирования профессиональных компетенций. Проведенный анализ научно-методической литературы выявил изменение структуры компетенций. Авторами отмечается необходимость изменения форм обучения и его содержания через интеграцию педагогической и производственно-профессиональной деятельности в подготовке будущего бакалавра. Полученные результаты позволили уточнить сущностно-содержательную характеристику профессиональных компетенций и их структурный состав, подразделив «предметные» на идейно-содержательный и деятельностный компоненты, а «надпредметные» на мотивационный и оценочно-педагогический компоненты. Авторами разработана модель формирования профессиональных компетенций и матрица взаимосвязи уровней формирования и компонентов профессиональных компетенций, позволяющая решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни: проблемы развития у студентов профессиональной мобильности, привития им способности творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи. Для внедрения полученной матрицы в практику подготовки бакалавров авторами была определена взаимосвязь типов профессионально-образовательных задач и основных уровней формирования компетенций, обеспечивающая выход за пределы традиционного выполнения деятельности, поиск новых нестандартных путей решения профессиональных задач и преодоление стереотипов своего профессионального и личностного опыта. Процесс формирования профессиональных компетенций опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Действенность формирования профессиональных компетенций зависит от таких важных факторов, как придание содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера через последовательное освоение системы взаимосвязанных видов деятельности посредством решения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касатова Галина Александровна, Лымарева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE HAVE BACHELORS TECHNOLOGY EDUCATION

The problem of formation of professional competen¬cies due to the transition to the tiered system (bachelor-master) and a sharp reduction in training time. Current conditions make it necessary to change certain and methodological conditions for the full formation of professional competencies. The analysis of the scientific and methodological literature revealed changes in the structure competencies. The result was a model of professional competencies and levels of matrix formation and relationship components of professional competence to solve a variety of problems in everyday, professional and social life: the problems of development in professional mobility of students, instilling in them the ability to think creatively and independently with fundamentally new challenges. For the implementation of the resulting matrix into practice Bachelor authors was defined relationship types vocational educational objectives and basic levels of competence formation problem, providing access beyond traditional performance activities, the search for new non-standard ways to solve professional problems and overcoming stereotypes of his professional and personal experience. The process of formation of professional competence mediated professionally meaningful activities and social situation. The effectiveness of the formation of professional competencies depends on important factors such as giving the content and technology professional and educational process in educational institutions in developing character through consistent professional development of a system of interconnected activities by solving professional problems.

Текст научной работы на тему «Методологический аспект формирования профессиональных компетенций у бакалавров технологического образования»

УДК 378.14

Касатова Г.А., Лымарева Ю.В.

Магнитогорский государственный технический университет им. ГИ. Носова E-mail: gal-kasatova@yandex.ru, julyme@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций вследствие перехода на уровневую систему (бакалавриат-магистратура) и резкого сокращения времени обучения. Сложившиеся условия приводят к необходимости изменения определенных методологических и методических условий для полноценного формирования профессиональных компетенций. Проведенный анализ научно-методической литературы выявил изменение структуры компетенций. Авторами отмечается необходимость изменения форм обучения и его содержания через интеграцию педагогической и производственно-профессиональной деятельности в подготовке будущего бакалавра. Полученные результаты позволили уточнить сущностно-содержательную характеристику профессиональных компетенций и их структурный состав, подразделив «предметные» на идейно-содержательный и деятельностный компоненты, а «надпредметные» - на мотивационный и оценочно-педагогический компоненты. Авторами разработана модель формирования профессиональных компетенций и матрица взаимосвязи уровней формирования и компонентов профессиональных компетенций, позволяющая решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни: проблемы развития у студентов профессиональной мобильности, привития им способности творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи. Для внедрения полученной матрицы в практику подготовки бакалавров авторами была определена взаимосвязь типов профессионально-образовательных задач и основных уровней формирования компетенций, обеспечивающая выход за пределы традиционного выполнения деятельности, поиск новых нестандартных путей решения профессиональных задач и преодоление стереотипов своего профессионального и личностного опыта. Процесс формирования профессиональных компетенций опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Действенность формирования профессиональных компетенций зависит от таких важных факторов, как придание содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера через последовательное освоение системы взаимосвязанных видов деятельности посредством решения профессиональных задач.

Ключевые слова: подготовка бакалавров, технологическое образование, формирование профессиональных компетенций, уровни формирования компетенций.

Двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров в большей степени соответствует требованиям технологического образования, основной целью которого является подготовка квалифицированных кадров высшего профессионального образования, реализующих свои возможности в информационно-технологическом мире. Рассматривая современное образовательное пространство высшей школы, многими теоретиками и практиками указываются значительные сокращения сроков овладения образовательными программами. В действительности, переходя на уровневую систему (бакалавриат-магистратура), можно констатировать резкое сокращение времени формирования профессиональных компетенций. Все это диктует необходимость создания определенных методологических и методических условий для полноценного формирования профессиональных компетенций у обучающихся в процессе освоения образовательной программы. В этой связи очевидна и актуальна своевременность уточнения теории и методики формирования профессиональных

компетенций бакалавров технологического образования. Проводя сравнительный контент-анализ профессиональных задач бакалавра в научно-методической литературе, документации, применяемой в высшей школе, и сравнивая требования к профессиональной подготовленности бакалавра, предъявляемых ГОС ВПО по направлению 540562 Технологического образования (квалификация - бакалавр технологического образования) и ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Технология» (от 22 декабря 2009 г. N 788 и от 17 января 2011 г. N 46) было выявлено изменение структуры компетенций: помимо ОК и ПК добавились общепрофессиональные компетенции, при этом ОК носят универсальный характер для всех направлений подготовки, а профессиональные компетенции включаются в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ООП. В перспективе (ФГОС 3+) планируется изменение и структуры программы бакалавриата по направлению подготовки»,

предполагающее выделение трех блоков: дисциплины (базовая часть и вариативная часть), практики (базовая часть и вариативная часть) и ГИА. Базовая часть определяется стандартом, в вариативную часть включаются дисциплины, установленные вузом. Они должны быть направлены на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом. Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, сформированные у обучающихся, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Современные социально-экономические отношения в обществе предъявляют новые требования к подготовке в вузе бакалавров технологии для работы в школе. Для того чтобы будущие бакалавры были подготовлены к решению профессионально-образовательных задач и востребованы на постоянно меняющемся рынке труда, новым формам обучения должно соответствовать новое содержание, необходима интеграция двух сфер в подготовке будущего бакалавра технологического образования - педагогической и производственной профессиональной деятельности [3, с 53]. Бакалавру по направлению "педагогическое образование (профиль технология)" должно быть присуще умение оценивать тенденции к изменению ситуации в школе и проектировать образ обновляющейся школы. Как отмечает А. А. Калекин, «бакалавр технологии должен ориентировать школьников не только на усвоение ими определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда» [2, с.18]. Студент должен «проживать» компетенции здесь и сейчас, а не готовиться к будущей жизни путем формирования очередного набора компетенций.

Исходя из специфики профессиональной подготовки бакалавров технологического образования, которая заключается не только в освоении ими психолого-педагогических, но и общетехнических дисциплин, особое значение приобретает необходимость в структурировании профессиональных компетенций и выделения в их составе

профессионально-технологических компетенций. Л.А. Угарова реализовала модель, позволяющую «осуществлять процесс формирования мотивационно-потребностного (мотивация, технические способности), знаниевого (технические знания), интеллектуального (техническое мышление) и практико-деятельностного (технологические умения) компонентов профессионально-технологической компетентности» [6, с. 9]. Полученные в ходе проведенного теоретического анализа результаты позволили сделать вывод о том, что для успешного формирования компетенций необходимо определить и уточнить их сущностно-содержательную характеристику [4, с. 46], структурный состав, и вследствие этого была разработана модель их формирования, представленная на рисунке 1.

Исследователи компетенций отмечают, что они многофункциональны, надпредметны и многомерны. В понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т. д.) и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. Л.С. Гребнев выделяет два типа компетенций, необходимых современному профессионалу любого уровня: «предметные» и «надпредметные». В первом случае речь идет о знаниях, которые нужны для овладения конкретной профессией. «Надпредметные компетенции расшифровываются в меморандуме как «интеллектуальные, эмоциональные и социальные компоненты личности» специалиста, необходимые для успешного взаимодействия с коллективом (коммуникабельность, умение работать в команде, управленческие навыки и пр.), применения полученных знаний и концепций (способность анализировать, системное мышление) и дальнейшего развития личности (навыки межкультурного взаимодействия, владение иностранными языками, техникой организации собственной работы» [1, с. 32]. Соглашаясь с предлагаемым делением компетенций, мы предлагаем уточнить их внутреннюю структуру, подразделив «предметные» на идейно-содержательный и дея-тельностный компоненты, а «надпредметные» -на мотивационный компонент (личностно-ориентированный) и оценочно-педагогический (рефлексивный). Рассмотрим более подробно все компоненты.

Мотивационный (личностно-ориентирован-ный) компонент. Профессиональная мотивация

Касатова Г.А., Лымарева Ю.В._

представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют его на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. В настоящее время уже недостаточно обеспечить овладение студентами суммой знаний, существенное значение придается задаче научить студентов хотеть и уметь учиться. Мотивация студента является фактором развития внутренней среды личности, ее активности. Потребность в саморазвитии, самоактуализации - основополагающая составляющая личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций человека.

Идейно-содержательный компонент включает в себя высокий уровень знаний техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, результативность творческой деятельности, основывающаяся на знании общих законов развития природы и общества, а также сформированные профессиональные умения, которые являются основой для развития профессиональной компетентности. Успешная деятельность в современном обществе невозможна без обладания профессиональными знаниями. При проектировании образовательного процесса следует исходить из того, что профессиональные зна-

Методологический аспект формирования...

нии и умения по своему существу должны быть комплексны и неделимы.

Деятельностный (технологический) компонент. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Этот компонент обеспечивает реализацию знаний и умений в опыте профессиональной деятельности. В настоящее время особенно важно не только дать обучаемым определенный багаж знаний и практических умений, но и подготовить специалистов, способных выполнять реальные задачи сразу после окончания процесса обучения.

Обязательный оценочно-педагогический, рефлексивный компонент - необходимый механизм «постоянного совершенствования деятельности в профессиональной и социальной сфере». Это компонент обеспечивает контроль, развитие и саморазвитие студента в процессе профессиональной подготовки, а также и после окончания вуза. Рефлексивный компонент синтезирует умения сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, формирование таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, уверенность в себе, склонность к самоанализу, прогнозированию резуль-

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРО ФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Компоненты процесса формирования профессиональных компетенций

Мотивационный

Когнитивный

Деятельностный Педагогический

Идейно-

понятийный

(частный

случай

системного)

Подходы

Системный Контекстный

Деятельностный Задачный

Личностный,

индивидуально-

ориентированный

Понятийно-деятельностный

Рефлексивно-деятельностный

природо-сообразности

Принципы

дополнительности

социо-культуро-сообразности

Этапы формирования профессиональных компетенций

Вузовский

Послевузовский

Уровни формирования профессиональных компетенций

Ученический

Методический

Поисковый

Методологический

Результат: бакалавр технологического образования

Рисунок 1. Модель формирования профессиональных компетенций бакалавров технологического образования

татов своей деятельности и отношений, а также профессионально-значимых знаний, умений, навыков. Такое понимание сущности и содержания профессиональных компетенций бакалавра приводит к заключению, что формирование профессиональных компетенций представляет собой динамический процесс адекватной учебной и производственной деятельности. Это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, усвоения профессиональых знаний, умений и навыков, направленный на определение своего места в мире профессий, реализацию себя в профессии и самоактуализацию своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

В результате проведенной работы нами составлена уровневая матрица признаков на основе взаимосвязи уровней формирования и компонентов профессиональных компетенций (табл. 2) для того, чтобы выявить впоследствии наиболее эффективные пути их формирования и оценивания. Разработанная матрица признаков формирования профессиональных компетенций будущего учителя технологии, основанная на ФГОС, позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни: проблемы развития у студентов профессиональной мобильности, привития им способности творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи, формирование у них готовности к постоянному совершенствованию можно посредством задач,

^-Компоненты Уровни Признаки формирования профессиональных компетенций

Мотивационный (личностно-ориентированный) Идейно-содержательный (теория) Деятельностный (технологический) Оценочно-педагогический (рефлексивный)

Ученический Инициативность Усиление мотивации учения Опора на старые знания или использование накопленных Классификация и анализ поступающей информации, использование в основном метода «проб и ошибок» Ситуативная самостоятельность (самонаблюдение, созерцание, рассмотрение, отражение, исследование)

Методический (технологический) решает (по готовым алгоритмам) профессиональные задачи Решимость, смелость ума и духа, способность принимать решение Планирование и организация учебно-профессиональных задач Алгоритмическое проектирование, выполнение по установленным нормативам трудовые операции и работы Самоанализ, самопроектирование и самоконтроль, критика (оценка, контроль, коррекция)

Поисковый перенос и трансформация полученных знаний на практическую деятельность с учетом ситуации. Умение заглядывать вперед, готовность к риску, творческий подход к делу Использование теоретического каркаса как ключа к анализу конкретной ситуации по преобразованию и использованию материалов, информации Решение практико-ориентированных задач Самооценка и самоуправление, переосмысление, регуляция деятельности, критическая оценка последствий снятия затруднений;

Методологический самостоятельное определение места и цели собственной деятельности. Осознание общекультурных ценностей и гражданской позиции в своей профессиональной деятельности Видеть и формулировать творческие задачу, вычленять в окружающей действительности наиболее «злободневные проблемы» Принятие и реализация нестандартных решений Саморазвитие (умение постоянно учиться), развитие рефлексивной деятельности и профессионализма, владение всеми видами профессиональной рефлексии

Таблица 2. Взаимосвязь уровней формирования и компонентов профессиональных компетенций

Таблица 3. Взаимосвязь типов задач и основных уровней формирования компетенций

Типы задач Уровни формирования профессиональных компетенций

Ученический Методический Поисковый Методологический

Тип проекта Информационный (ознакомительно-ориентированный) Исследовательский Практико-ориентированный Творческий

Вид деятельности Репродук-тивно-воспроиз-водящий Информационно-аналитический Информационно-преобразо-вательный Информационно-творческий Ана.литико-синтетический Проектно-графическое моделирование Технологическое моделирование Проектный

Тип решаемых задач Инфор-мационно-поисковый Инфор-мационно-поисковый Логико-поисковые Творческо-поисковые Задачи, требующие сложных мыслительных операций Задачи, требующие творческого мышления Задачи, требующие творческого мышления Задачи по практическому приложению Творческая проектная профессиональная задача

3

0

1

&>

П

ь

§

(б п

5 ¡я

со 8

I

0

тз §

СП

1

в

3 §

IV) о

ел

г

со о

К5 К5 СО

Таблица 4. Пример внедрения системы задач в курс «Домоведение»

Раздел дисциплины Тип решаемых задач Тема работы Формы контроля

2. Раздел: Домоведение на территории РФ

2.1. Тема: История возникновения и развития «Домостроя» Информационно-поисковый Структуризация технологий домоведения и подбор материалов Опрос

2.2. Тема: Технические средства Задачи, требующие сложных мыслительных операций Систематизация технических средств Презентация

2.3. Тема: Экономика дома Задачи по практическому приложению Расчет бюджета Контрольный тест

2.4. Тема: Технологии домоведения, виды Творческая проектная профессиональная задача Создание исторических оберегов Доклад, проектное изделие

I §

0

-с (б

1

3 (б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■е-

€ г

I §

так как методическая цель их не только в получении правильного ответа [5].

Задачи решаются для того, чтобы лучше усвоить теорию, научиться ее применять, чтобы развить инициативу и способность мыслить самостоятельно. Совокупность задач - это определенная целостность, так как отражает основные функции профессиональной деятельности. Для внедрения полученной матрицы в практику подготовки бакалавров нами была определена взаимосвязь типов профессионально-образовательных задач и основных уровней формирования компетенций задачи, представленная в таблице 3, которая обеспечивает и выход за пределы традиционного выполнения деятельности, и поиск новых нестандартных путей решения профессиональных задач, и преодоление стереотипов своего профессионального и личностного опыта.

Спланированная таким образом система содержания образования закладывает путь для ориентации на формирование многоуровневых профессиональных умений путем решения в профессионально-образовательном процессе многообразных задач, моделирующих, имитирующих или реально отражающих профессиональную деятельность, свидетельствует о возможности формирования в вузе профессиональных компетенций будущего бакалавра. На основании предложенной системы задач в таблице 4 приведен пример внедрения данной

системы в курсе «Домоведение» у бакалавров технологического образования, позволяющий реализовать различные формы обучения и контроля знаний и умений на разных уровнях.

Представленные методические и организационные подходы к разработке и организации процесса подготовки бакалавров позволяют решить проблемы формирования методического обеспечения и организации учебных занятий; сформировать опыт разработки оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС; использование технологий дистанционного обучения в реализации современных образовательных стандартов.

Процесс формирования профессиональных компетенций опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Действенность формирования профессиональных компетенций зависит от таких важных факторов, как придание содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера через последовательное освоение профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности посредством решения профессиональных задач. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели - когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи и ставить новые.

30.03.2015

Список литературы:

1. Гребнев, Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2011. - №11. - С. 29-41.

2. Калекин, А. А. Система технологической подготовки бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе: автореферат дис. ... доктора пед. наук / А.А, Калекин. - Москва - 2012.

3. Касатова, Г.А. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих инженеров-технологов в процессе художественно-творческой деятельности / Г.А. Касатова // Вестник университета / под ред. И.В. Антоненко - Москва: Госу -дарственный университет управления. - 2010. - №11. - С. 52-54.

4. Лымарева, Ю.В. Понятийно-деятельностная методика развития профессиональной компетентности студентов технологического факультета : дис... на соиск.канд.пед.наук / Ю.В. Лымарева. - Магнитогорск, 2007. - 189 с.

5. Лымарева, Ю.В. Инновационная методика подготовки бакалавров-конструкторов / Ю.В. Лымарева // Инновационный вестник регион. - 2013. - №4.1 (34). - С. 46-50.

6. Угарова, Л.А. Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров технологического образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Угарова. - Тольятти - 2010.

Сведения об авторах:

Лымарева Юлия Владимировна, доцент кафедры дизайна Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук 455000, г. Магнитогорск, ул. Ленина, 38, e-mail: julyme@yandex.ru

Касатова Галина Александровна, доцент кафедры художественной обработки материалов, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук 455000, г Магнитогорск, ул. Ленина, 38, e-mail: gal-kasatova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.