Е. Ю. Хилова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
Работа представлена кафедрой педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Хрисанова
Статья посвящена проблеме включения экологической составляющей в содержание профессиональной подготовки будущих экономистов. Переход общества на путь сбалансированного эколого-экономического развития требует организации в вузе специальной педагогической работы по формированию у будущих экономистов профессионально-ориентированного экологически значимого поведения. Эта идея реализуется в рамках модели образовательной программы, построенной на принципах непрерывности, междисциплинарного и компетентностного подходов к экологическому образованию будущих экономистов.
The article is devoted to the problem of inclusion of an ecological component into the contents of future economists’ vocational training. The society’s transition to well-balanced ecological and economic development requires organisation of special pedagogic work in a university concerning formation of future economists’ profession-oriented ecologically significant behavior. This idea is realised within the model of the educational programme designed according to principles of continuity, interdisciplinary and competence approaches to future economists’ ecological education.
«Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. определила пути сбалансированного социально-экономического развития, не разрушающего окружающую природу и обеспечивающего непрерывный прогресс общества. Основополагающей характеристикой устойчивого развития (в отличие от господствующего до сих пор неустойчивого) является то, что оно должно быть для общества безопасным во всех отношениях, обеспечивающим стабильность развития человечества, позволяющим избежать социальных и природных катастроф.
Фундаментальной предпосылкой перехода общества на модель устойчивого развития является гармонизация экономики и экологии, экономического и экологического развития. Современная экономика, ориентированная на рост потребления, неизбежно усилива-
ет деградацию биосферы. На уровне предприятий и организаций это противоречие обусловлено отсутствием культуры предпринимательства и экологической культуры работников, неудовлетворительным уровнем менеджмента предприятий всех отраслей экономики, слабостью экономической базы большинства промышленных предприятий. Руководители различных предприятий по незнанию, а многие преднамеренно не считают себя ответственными за результаты влияния деятельности их фирм на состояние окружающей среды. Ухудшение экологической обстановки во всех регионах России требует активного и грамотного участия каждого гражданина в экологической работе, но особая роль в этой деятельности принадлежит специалистам, выпускникам вузов - руководителям-менеджерам производственных подразделений, служб предприятий.
С целью подготовки таких специалистов в экономических вузах читается курс общей экологии, направленный на усиление фундаментального естественнонаучного образования, формирование представления о человеке как части природы. Изучение экологии способствует системному восприятию окружающей природной среды как динамичной системы, в которой идет непрерывный процесс движения вещества, энергии и информации. Однако для профессиональной деятельности экономистов этого недостаточно. Необходимо осуществлять как общую, так и специально-ориентированную экологическую подготовку студентов. Только тогда можно привить будущим специалистам навыки принятия соответствующих управленческих, экономических и технических решений.
Система общей подготовки, определенная ГОС, подразумевает наряду с усилением в программах дисциплин гуманитарно-социально-экономического цикла изучение методических, философских и экономических аспектов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако, соблюдая принцип непрерывности экологического образования, нельзя ограничиваться одной теорией, т. е. дисциплиной «экология» в том виде, в каком она предложена образовательным стандартом для экономических специальностей. Необходимо соединение дисциплины «экология» с экономическими, профессиональными предметами, т. е. следует вводить специальную профессиональноориентированную экологическую дисциплину. Это позволило бы:
• дать студентам цельное и прочное представление об окружающей среде, но не о мире в целом, а о той его части, которая связана с избранной специальностью;
• сформировать знания: о правовых и организационных условиях ра-
ционального природопользования; о научно-техническом потенциале перевода экономики на природосберегающую основу; о необходимости ориентации общественного производства на увеличение доли продукции конечного потребления на основе создания замкнутых производственных циклов, минимизации производственных отходов (особенно экологически вредных); о системе учета производства продукции в целях более полного отражения в ней стоимости природных ресурсов;
• выработать у студентов умения и навыки оценки негативного воздействия конкретного производства на окружающую среду.
Выдвигались и продолжают выдвигаться идеи о распределении части проблем специально-ориентированной экологической подготовки по профессиональным дисциплинам. Однако, как утверждает В. Попов [2, с. 15], если равномерно распределить материал по учебным планам дисциплин специализации, может создаться впечатление второсте-пенности проблемы, и разделы сами собой исчезнут из рассмотрения. Задача непрерывности экологического образования достигнута не будет.
В Чебоксарском кооперативном институте имеется определенный опыт осуществления как общей, так и специально-ориентированной экологической подготовки экономистов.
С 2006 г. в педагогический процесс была введена модель образовательной программы, построенная на принципах непрерывности, междисциплинарного и компетентностного подходов к экологическому образованию будущих экономистов. Задача программы - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие адекватных и обоснованных управленческих и технических
решений, т. е. специалиста в области экологического менеджмента (экологический менеджмент на предприятиях - интегральный процесс управления качеством окружающей среды с целью гармонизации решений экономических и экологических проблем и обеспечения экологической безопасности производств).
Непрерывность экологического образования в этой модели обеспечивается тем, что базовые знания по общим
вопросам закладываются в курсах «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», «Концепции современного естествознания» (табл. 1), а развиваются и углубляются в спецкурсе «Экологический менеджмент предприятия». Он был введен в 6-м семестре параллельно с основными профилирующими дисциплинами, т. е. когда у студента сформировалось представление о менеджменте и маркетинге.
Таблица 1
Задачи дисциплин учебного плана подготовки экономистов по специальности «Экономика и управление на предприятии», формирующие знания в области экологического менеджмента
Экология Изучение основ организации функционирования жизни на системном уровне, формирование системно-ориентированного взгляда на биологические механизмы и основы охраны природы; основ экономики природопользования, экологического менеджмента; экозащитной техники и технологии; основ экологического права
Концепции современного естествознания Изучение динамических и статистических закономерностей в природе, законов сохранения энергии, принципа возрастания энтропии, самоорганизации в живой и неживой природе, путь к единой природе
Безопасность жизнедеятельно- сти Изучение теоретических основ безопасности в системе «человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации»; тенденций изменения экологической обстановки, сопровождающих научно-технический прогресс; путей повышения устойчивости функционирования производственных объектов с учетом вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций
Информационные технологии в экономике Изучение автоматизации текущего планирования, автоматизации стратегических задач управления, информационных систем на предприятии
Экономика природопользования Изучение принципов, особенностей, факторов и общих условий размещения производства; методик оценки природных ресурсов; экономической оценки земельных, водных и других природных ресурсов; методов отраслевого обоснования размещения производства; размещения межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России; проблем структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой; внешнеэкономических связей; экологического менеджмента (современный тип управления на предприятии, включающий ряд последовательных функций: планирование, организацию, регулирование, мотивация, контроль и учет)
Бухгалтерский учет Изучение концепций управленческого учета, организации управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства
Менеджмент Изучение интеграционных процессов в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Системы менеджмента (в том числе экологического). Процессы управления. Механизмы менеджмента. Диверсификации менеджмента, типология и выбор альтернативного эффективного управления. Личность менеджера. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента
Экономика предприятия Изучение: нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия; внешней и внутренней среды функционирования предприятия; продукции предприятия, ее конкурентоспособности; производственных процессов и принципов их организации; управления предприятием: организационная структура и механизм управления; планирования на предприятии; факторов развития предприятия; инновационная и инвестиционная деятельность; аналитической деятельности на предприятии
Маркетинг Изучение сущности, инструментария экологического маркетинга; методов маркетинговой деятельности; объектов маркетинга; стратегии маркетинга и крите-
рии ее выбора; планирование в структуре маркетинга; комплекс маркетинга (исследование конъюнктуры экологического рынка, стимулирование сбыта и получение дополнительной прибыли за счет экологизации производства, изучение спроса и реклама экологически безопасной продукции и т. д.); оценки конкурентоспособности товара
Планирование на предприятии Изучение сущности и функции планирования в управлении. Организация планирования на предприятии, использование программных продуктов
Анализ и диагностика финансовохозяйственной деятельности предприятия Изучение сущности диагностики деятельности предприятия
Документирование управленческой деятельности Изучение управленческой документации
Налоги и налогообложение Платежи за пользование природными ресурсами. Ответственность за совершение экологических правонарушений
Экономика отрасли Изучение перспектив технического, эколого-экономического и социального развития отрасли
Организация производства на предприятиях отрасли Изучение научных основ организации производства, основных тенденций и закономерностей развития организации производства на предприятиях отрасли
Управление качеством Изучение основных методов управления качестом: статистические, построение различных диаграмм, матриц подтверждения качества продукции
Нами было предложено строить преподавание экологии на компетент-ностном подходе, при котором конечную цель подготовки экономистов можно представить в виде проектируемых компетентностей специалиста, включающих профессиональные знания и умения, социально- психологические и творческие качества личности специалиста, определяющие его способность трудиться в условиях рыночной экономики.
Такой подход позволил уйти от описательного характера изложения основ экологии и поставить задачу формирования непротиворечивого мировоззрения относительно как глобальных, так и региональных проблем, а также процессов формирования условий жизнедеятельности человека как одного из участников жизни биосферы. Биологические аспекты при этом сохранились и широко используются в учебном процессе с учетом специфики специальности. Так, будущим менеджерам интересен управленческий аспект примени-
тельно к решению проблем экологии. Поэтому и был разработан курс по экологическому менеджменту, который дает студентам представление о конкурентоспособности продукции предприятия, осуществляющего экологические мероприятия в области организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-экономической, финансово-экономической, аналитической, внешнеэкономической, предпринимательской, научноисследовательской, образовательной деятельности (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что обучение экологическому менеджменту, основанное на изучении одной дисциплины, бессмысленно. Понятно, что один педагог-предметник в рамках только своей дисциплины не может дать целостное представление о месте, роли и возможностях человеческого общества и личности во взаимодействии с окружающей средой, следовательно, требуется учет межпредметных связей, преемственности форм обучения, участие в этом процессе всех кафедр на всех курсах.
Таблица 2
Задачи профессиональной деятельности экономистов-менеджеров в области экологического менеджмента
Задачи Содержание профессиональной деятельности в области экологического менеджмента
Организационно-управ- ленческая 1) Эффективно организовывать производственные процессы на предприятии отрасли с учетом экологических составляющих; 2) разрабатывать положение об экологических подразделениях, должностные инструкции; 3) составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства
Планово-экономическая 1) Разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия с учетом экологических аспектов; 2) разрабатывать бизнес-планы экологических проектов; 3) определять доходы и расходы (в том числе от природоохранных мероприятий) предприятия; 4) осуществлять оценку качества окружающей среды и результатов деятельности предприятия
Проектно-экономическая, финансово-экономическая Осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций
Аналитическая Определять тенденции развития предприятия
Внешнеэкономическая Определять риски и эффективность внешней эколого-экономической деятельности
Предпринимательская 1) Разрабатывать программы развития предприятия с учетом экологической составляющей; 2) разрабатывать маркетинговую политику предприятия; 3) определять конкурентоспособность политики предприятия; 4) рассчитывать наиболее важные для политики предприятия налоги
Научно- исследовательская Проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ экологически безопасной организации производства и труда
Обучение новым аспектам управления с учетом экологической составляющей на основе признания главенства экологических законов является в настоящее время необходимым условием формирования у студентов экологически ориентированного мировоззрения и продвижения идей устойчивого развития. Такой подход к подготовке управ-ленцев-экономистов гарантирует вы-
пуск специалистов, способных решать современные экологические проблемы на самом высоком уровне и достойно представлять интересы их организаций и фирм. В конечном счете это обеспечивает обладателям экологических знаний и умений быстрое продвижение к руководящим должностям, а организациям (фирмам) - надежную экологически безопасную работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вишняков Я. Экология: опыт преподавания в экономических и управленческих вузах // Высшее образование в России. 1996. № 3. С. 90-96.
2. Попов В. Непрерывное экологическое образование // Высшее образование в России. 2005. № 7. С. 14-17.
3. Скибицкий М. М. Теоретические проблемы перехода к устойчивому развитию // Вестник экологического образования. 2006. № 3. С. 11-13.