ПРИМЕНЕНИЕ СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ОГУ ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА
APPLICATION OF STRENGTH EXERCISES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR YOUNG MEN-2ND YEAR STUDENTS OF THE MEDICAL FACULTY OSU NAMED AFTER I. S. TURGENEV
Батова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Batova Elena Anatolyevna candidate of pedagogical sciences, associate professor
department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Маков Игорь Владимирович
старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Makov Igor Vladimirovich senior lecturer department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В настоящее время в мире появляются различные направления в фит-несе. Одним из самых интересных и популярных направлений силового фитнеса является новый вид - «кроссфит». Кроссфит - это система общей физической подготовки, основанная на чередующихся базовых движениях из различных видов спорта, таких как, гиревой спорт, тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, легкая атлетика и дру-гие. Основой таких занятий является функциональная направленность и анаэробный тип нагрузки.
Abstract. Currently, there are various trends in fitness in the world. One of the most interesting and popular areas of strength fitness is a new type - «crossfit». Crossfit is a system of General physical training based on alternating basic movements from various sports, such as kettlebell lifting, weightlifting, gymnastics, track and field, and others. The basis of such classes is the functional orientation and anaerobic type of load.
Ключевые слова: кроссфит, силовые упражнения, юноши-студенты, выносливость, сила, гибкость, физическая культура, физическая подготовка.
Keywords: crossfit, strength exercises, young students, endurance, strength, flexibility, physical culture, physical training.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по физической культуре в вузе.
Предмет исследования - развитие силовых качеств у юношей-студентов 2 курса лечебного факультета ОГУ имени И.С.Тургенева с использованием элементов системы кроссфит.
Цель данного исследования - изучить влияние элементов системы кроссфит на развитие силовых качеств у юношей-студентов в процессе учебных занятий по физической культуре.
Силовая программа кроссфит предполагает увеличение функциональности и адаптационных возможностей организма, и направлена на оптимизацию физической компетентности в различных физических качествах.
Программа кроссфит была разработана для повышения компетентности людей в выполнении любых физических задач. Занимающиеся должны быть натренированы для выполнения многократных, разнообразных и случайных физических испытаний. Такая подготовленность пользуется спросом со стороны персонала вооруженных сил и полиции, пожарных спортсменов, которым необходима полная физическая компетентность. И эта тренировочная система кроссфит доказала эффективность в достижении этих целей. [2, с. 68-75].
Однако следует учитывать тот факт, что кроссфит упражнения имеют риск травматизма вследствие экстремальных нагрузок, которые под силу физически подготовленным людям. Поэтому в образовательный процесс для студентов необходимо включать наиболее доступные в техническом плане упражнения, учитывая уровень физической подготовленности занимающихся.
Данное педагогическое исследование включало два этапа. На первом этапе нами было проведено изучение теоретических, научно-методологических и практических основ развития силовых качеств у студентов с использованием системы кроссфит. Проведенное анонимное анкетирование студентов позволило получить информацию о выявлении их заинтересованности и готовности к участию в исследовании.
На втором этапе исследования нами проводилась разработка практических материалов и оптимальных подходов к решению изучаемой проблемы. Контрольное тестирование позволило оценить уровень развития силовых качеств, динамику развития гибкости и показателей выносливости испытуемых. Вычисление средних величин показателей контрольных тестов в исследуемых группах проводили по критерию Стьюдента [3, с. 4-7; с. 464].
В исследовании принимали участие две группы студентов-юношей 2 курса (1920 лет) лечебного факультета медицинского института ОГУ имени И. С. Тургенева основной группы здоровья: контрольная (в количестве 12 человек) и экспериментальная (в количестве 12 человек). Педагогический эксперимент проходил с сентября по декабрь 2019 года при 2-х разовых занятиях в неделю. В начале исследования было проведено контрольное тестирование с целью определения исходного уровня развития силовых способностей у студентов обеих групп.
В ходе эксперимента применялись следующие контрольные тесты: подтягивание на перекладине; отжимание, в упоре лежа; упражнение на брюшной пресс (30
сек); прыжки на скакалке (1 мин); наклон вперед, стоя на скамейке. По окончании эксперимента проводился сравнительный анализ и динамика показателей в контрольных тестах всех испытуемых.
Учебные занятия контрольной группы проводились по традиционной системе физического воспитания в вузе, а именно, сентябрь-октябрь студенты-юноши занимались легкой атлетикой, ноябрь-декабрь баскетболом.
Методика занятий экспериментальной группы весь период опытной работы проводилась с использованием элементов тренировочной системы Кроссфит и включала силовую подготовку (первый день занятия) и кардиореспираторный комплекс фартлек (второй день занятия). Фартлек - это интервальная циклическая тренировка с постоянной сменой темпов движения (от анаэробного спринта до бега трусцой или аэробной медленной ходьбы).
Программа первого дня учебного занятия (силовой блок).
Выполняется 3 круга, в круге 6 упражнений, все упражнения без интервалов отдыха. После каждого круга интервал отдыха - 5 минут.
1. Упражнение на силу мышц верхнего плечевого пояса (подтягивание на перекладине) - 6 раз.
2. Упражнение на верхний отдел брюшного пресса (лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за голову, поднимание-опускание туловища) - 15 раз.
3. Упражнение на силу мышц ног (прыжки через скамейку толчком двух ног боком) - 15 раз.
4. Упражнение на силу мышц верхнего плечевого пояса (отжимание, в упоре лежа) - 20 раз.
5. Прыжки на скакалке (скоростные) - 25 раз.
6. Восстановительный бег - 5 минут (медленный бег трусцой).
В силовой блок ежемесячно вносились корректировки по видам физических упражнений и их количеству повторений.
Программа второго дня занятия (кардиореспираторный комплекс).
Выполняется 3 круга, в круге 7 упражнений, все упражнения без интервалов отдыха. После каждого круга интервал отдыха - 5 минут.
1. Легкий бег в качестве разогревания 5-7 минут.
2. Быстрый бег 1 000 м в равномерном темпе.
3. Ходьба быстрым шагом 5 минут.
4. Бег трусцой со спринтами 50-60 м (5 минут).
5. Легкий бег 5 минут.
6. Скоростной бег с высоким подниманием бедра 150-200м.
7. Ходьба быстрым шагом 5 минут.
В результате проведенного педагогического исследования была выявлена эффективность разработанной методики развития силовых способностей у студентов, занимающихся по системе кроссфит. Это доказано с помощью контрольных тестов, отражающих положительную динамику результатов.
Так, в тесте «подтягивание» прирост составил в экспериментальной группе 61,7%, в контрольной 30,2%; в тесте «отжимание» в экспериментальной группе прирост составил 38,5%, в контрольной - 29,4%; в тесте на брюшной пресс в экспе-
риментальной группе прирост 17,3%, в контрольной 5,2%; в прыжках на скакалке прирост результатов составил в экспериментальной группе 12,6%, в контрольной 5,7%.
В тесте, контролирующем уровень развития гибкости у занимающихся выявлены следующие результаты: в экспериментальной группе прирост составил 19,3%, в контрольной - 8,1%.
Таким образом, изучив литературные данные, проведя анкетирование и сравнительный анализ результатов педагогических тестов, следует отметить интерес юношей-студентов к системе кроссфит, которая стала мотивирующим фактором к их систематическим занятиям физической культурой и спортом (большинство студентов изъявили желание дополнительно посещать университетскую секцию кроссфит).
Кроме того, статистический анализ показал достоверность различий между полученными в эксперименте значениями в экспериментальной группе. Это доказано математическими расчетами по критерию Стьюдента. Следовательно, разработанная методика развития силовых качеств у студентов-юношей с использованием элементов системы кроссфит считается эффективной и может быть рекомендована к занятиям студентов в вузе.
Литература
1. Богачев Е. В., Карякин И. А. Кроссфит. Руководство по тренировкам [Электронный ресурс]. URL: https://www.skyrace.club/primefc/CrossFit-Guide.pdf
2. Вендлер Л. Простая и эффективная система тренировок для максимальной силы [Электронный ресурс]. URL: https://ruanabol.chat/threads/cistema-dzhima-vendlera_-5-3-1.1276/.
3. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник. 2-е изд., испр. Москва : Советский спорт, 2004. 64 с.
4. Лебедихина Т. М., Станкевич В. А. Тренировочная система кроссфит. Екатеринбург : УрФУ, 2013. С. 64-66.
5. Мураками К. Пилатес. 9 программ для всех уровней подготовки. Пер. с англ. А. Антоновой. Москва : Эксмо, 2012. 232с.
6. Система убойного тренинга, или что такое кроссфит [Электронный ресурс]. URL: http://vashsport.com/chto-takoe-crossfit/
References
1. Bogachev E. V., Karyakin I. A. Krossfit. Rukovodstvo po trenirovkam [Crossfit. Training manual]. Available at: https://www.skyrace.club/primefc/CrossFit-Guide.pdf (accessed 03.10.2020).
2. Wendler L. Prostaya i effektivnaya sistema trenirovok dlya maksimal'noy sily [Simple and effective training system for maximum strength]. Available at: https://ruanabol.chat/ threads/cistema-dzhima-vendlera_-5-3-1.1276/ (accessed: 03.10.2020).
3. Kuramshin Yu. F. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. 2nd ed. Moscow, Soviet sport Publ., 2004, 64 p.
4. Lebedkina T. M., Stankiewicz B. A. Trenirovochnaya sistema krossfit [Training system crossfit]. Yekaterinburg, UrFU Publ., 2013, pp. 64- 66.
5. Murakami K. Pilates. 9 programm dlya vsekh urovney podgotovki [Pilates. 9 programs for all levels of training]. Moscow, Eksmo Publ., 2012, 232 p.
6. Sistema uboynogo treninga, ili chto takoe krossfit [The system of slaughter training, or what is crossfit]. Available at: http://vashsport.com/chto-takoe-crossfit/ (accessed: 03.10.2020).