Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСОВ DISCORD И WHATSAPP В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСОВ DISCORD И WHATSAPP В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

331
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / сервис Discord / мессенджер WhatsApp / обучение иностранному языку / дистанционные технологии / distant learning / Discord service / WhatsApp messenger / foreign language teaching / distance technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Сосновская

В статье рассматриваются возможности использования сервисов Discord и WhatsApp в процессе дистанционного обучения иностранному языку. Отмечаются как преимущества, так и недостатки данных дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DISCORDAND WHATSAPP SERVICES WITHIN FOREIGN LANGUAGE DISTANCE LEARNING FRAMEWORK

The article considers opportunities for using Discord and WhatsApp services in the process of foreign language distance learning. Both advantages and disadvantages of these distance technologies are noted.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСОВ DISCORD И WHATSAPP В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Список использованной литературы

1. Moore M. G. (1989). Three types of interaction // The American Journal of Distance Education, 3(2), 1989. pp. 1-6.

2. Hillma D. C., Willis D. J., & Gunawardena C. N. (1994). Learner-interface interaction in distance education: An extension of contemporary models and strategies for practitioners // The American Journal of Distance Education, 8(2), 1994. pp. 30-42

3. Saba F. (1998). Integrated telecommunications systems and instructional transaction // The American Journal of Distance Education, 2(3), 17-24. 1988. pp.17-24.

4. Theory of Distance Education // The Handbook of Research for Educational Communications and Technology. [Электронный ресурс] URL: http://members.aect.org/edtech/ed1/13/13-03.html (дата обращения 14.02.21).

5. Сосновская А.А. Разработка фонда оценочных средств по дисциплине "Иностранный язык" // Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманитарного образования в Саратовском государственном университете (лингвистический и лингво-дидактический аспекты). Материалы Международной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ: сборник научных статей. 2017. С. 193-197.

6. Макарихина Е.А. Специфика межличностных коммуникаций в системе социально-трудовых отношений в условиях модернизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. T. 10. №2. C. 30-34.

7. Макарихина Е.А. Особенности трудовых отношений в условиях транзитивной экономики // Вестник Поволжского института управления. 2007. №13. С.98-102.

А.А. Сосновская

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 811.111

ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСОВ DISCORD И WHATSAPP В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования сервисов Discord и WhatsApp в процессе дистанционного обучения иностранному языку. Отмечаются как преимущества, так и недостатки данных дистанционных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, сервис Discord, мессенджер WhatsApp, обучение иностранному языку, дистанционные технологии.

USING DISCORDAND WHATSAPP SERVICES WITHIN FOREIGN LANGUAGE DISTANCE LEARNING FRAMEWORK

Abstract. The article considers opportunities for using Discord and WhatsApp services in the process of foreign language distance learning. Both advantages and disadvantages of these distance technologies are noted.

Keywords: distant learning, Discord service, WhatsApp messenger, foreign language teaching, distance technologies.

В настоящее время современная концепция образования предполагает применение информационно-коммуникационных технологий как очно, так и в дистанционном формате. При этом можно с уверенностью говорить об эффективности использования дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы [1], в частности при обучении иностранному языку.

Набор цифровых инструментов, к которым прибегают современные педагоги чрезвычайно разнообразен: от образовательных платформ, систем дистанционного обучения [2; 3; 4; 5] до социальных сетей, мессенджеров [6]. Одним из вариантов организации дистанционного обучения стала платформа Discord. Изначально эта бесплатная программа создавалась для геймеров для обмена текстовыми и голосовыми сообщениями. Но постепенно данный сервис стал инструментом для выполнения самых различных задач, в том числе и образовательных. Discord обладает рядом преимуществ:

• хорошее качество звука и видео;

• отличная оптимизация программы - очень экономное использование ресурсов компьютера;

• понятный интерфейс;

• современный дизайн;

• возможность создания серверов (аналог групп в скайпе) с функцией разделения на подгруппы - чаты и присвоения участникам различных ролей;

• безопасность - в режиме стримера Discord блокирует все личные данные от других пользователей [7].

При работе с данной платформой для каждой языковой группы создается собственный сервер, куда преподаватель заранее загружает материалы к началу или во время занятия. Можно размещать материалы в различных форматах: документы (презентации, файлы), картинки, аудио, видео. Каждый студент, имеющий доступ по ссылке на данный сервис, может скачивать их на свой компьютер, выполнять задания индивидуально или работать с материалами совместно с другими участниками на сервере, обсуждать в формате текстового чата или в голосовом канале. Возможно проведение видеоконференций, использование интерактивной доски. Discord воссоздает атмосферу присутствия в классе, давая возможность участникам общаться друг с другом в реальном времени и не пускать «посторонних» в свой виртуальный класс, так как доступ есть только у тех, кому была разослана ссылка.

Функция стримера позволяет демонстрировать экран как преподавателю, поясняя сложные моменты при описании грамматических явлений и конструкций, при работе с текстом, так и студенту при проверке домашнего задания (грамматических упражнений, эссе, писем, переводов и т.д.). Данная опция облегчает совместную работу, в случае непонимания со стороны обучающихся, где найти нужную информацию. Обучающийся просто «стри-мит» свой экран и тем самым дает возможность преподавателю наглядно показать, как выполнять данное задание, и избежать ошибок в дальнейшем.

355

Наиболее востребованным на платформе Discord при обучении составлению summary, а также при проверке перевода с английского языка на русский оказывается текстовый чат. Студенты получают задание: в течение 40 минут подготовить перевод текста научной статьи (пройти по ссылке на ресурс) с английского языка на русский и далее составить summary этого текста на английском языке. По мере готовности студенты размещают перевод текста и summary в чате. Преподаватель анализирует текст, указывая на ошибки, аргументируя свою точку зрения. Студент тем самым может исправлять свой текст в реальном времени, задавая вопросы, если какие-то моменты неясны. Таким образом, в подобного рода задании отрабатываются навыки говорения, аудирования и письменной речи. Параллельно другие студенты имеют возможность слушать диалог преподавателя и студента и участвовать в дискуссии.

Сервис Discord поддерживает не только мультимедийный контент, но и позволяет эффективно развивать и отрабатывать навыки аудирования. Обязательное условие - наличие надежного интернет-соединения [8, с. 118]. Преподаватель может просто разместить аудио файлы в текстовом чате, а студенты в свою очередь скачать данный материал и прослушать его самостоятельно на своем компьютере в течение времени, определенном преподавателем. Подобный вариант подходит для студентов, владеющих английским языком на уровне А1-А2, так как прослушивание текстов для таких студентов подразумевает неоднократное проигрывание файла и работу со словарем. Для студентов с уровнем языка В1-В2 и тем более С1 наиболее эффективно использовать режим стримера и воспроизвести данный звуковой файл через демонстрацию экрана, тем самым ограничив обучающихся по времени, но предварительно разобрав необходимую для понимания текста лексику.

Наряду с приложением Discord для PC (Windows, MacOS, Linux) также имеются приложения для Android и iOS. Дизайн в мобильных приложениях хороший и удобный, но всё же есть определённые недостатки, которые на данном этапе активно устраняются. В частности, совсем недавно в мобильное приложение разработчики добавили функцию демонстрации экрана, тем самым расширив возможности использования Discord на мобильных устройствах. Основное преимущество мобильного приложения для Discord - это возможность работать самостоятельно в удобном месте с эффективным темпом при наличии надежного интернет-соединения и современного мобильного устройства, поддерживающего данный сервис.

Еще одним эффективным инструментом при работе со студентами в условиях дистанционного обучения является мессенджер WhatsApp. Как известно, WhatsApp - это бесплатное приложение для мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой связи и видеосвязи.

Как правило, группа студентов, объединенная общими целями и задачами (в процессе обучения) сразу же создаёт группу в WhatsApp для получения своевременной информации о заданиях, темах, вопросах, связанных с

356

совместным изучением иностранного языка. Задача преподавателя, руководствуясь принципами работы в сотрудничестве, мотивировать создание такой группы, стать её участником, создать ситуацию непрерывного освоения английского языка. Общение в чате всегда носит характер беседы, обмена информацией. Преподаватель в чате может отвечать как на прямые вопросы студентов, так и комментировать ошибки в форме объяснения, или повторять их высказывания в исправленном виде. Более того, общение в интернет-группе снимает некоторые психологические проблемы коммуникации, свойственные работе в аудитории. В стрессовой ситуации учащийся может с трудом преодолевать языковой барьер. При чатовом общении публичность как будто аннулируется. Любой участник группы может с легкостью задать прямой вопрос преподавателю, поскольку не видит лица своих собеседников, а преподаватель, давая объяснения одному студенту, знает, что все остальные обучающиеся прочтут это сообщение и - либо уверятся в правильности своих знаний, либо ещё раз проанализируют и исправят свою ошибку [9].

WhatsApp позволяет пересылать не только текстовые сообщения, но и изображения, видео, аудио материалы. Например, задание в рамках программы по дисциплине «Иностранный язык» предполагает чтение оригинальной литературы (книги на английском языке по выбору студента) по уровню сложности соответствующей уровню подготовки студентов и подготовку устного выступления по этой книге и презентации в PowerPoint. Студент записывает свое выступление на видео, либо наговаривает голосовое сообщение, а также размещает презентацию в группе. Преподаватель может прокомментировать ответ студента сразу, либо в любое удобное для него время.

Следовательно, данный цифровой инструмент обладает рядом достоинств: прост в обращении, многофункционален, доступен для бесплатного скачивания. Единственным недостатком при использовании WhatsApp является тот факт, что работа с этим приложением отнимает много времени и сопровождается лавиной текстовых сообщений (флуд), вызывая раздражение и нервозность со стороны пользователей.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии являются эффективным инструментом при обучении иностранному языку, открывают новые возможности для участников учебного процесса, способствуют обогащению знаний по иностранному языку на самом высоком уровне и повышению уровня компьютерной грамотности.

Список использованной литературы

1. Шилова С.А., Уколова М.В. Применение ИКТ в преподавании иностранных языков в условиях дистанционного обучения в вузе // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020. № 3. С.162-166.

2. Сосновская А.А. Delivering a lecture course // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов XI-ой Всероссийской конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации», посвященной 110357

летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского (21-22 февраля 2019 года) - Саратов: Саратовский источник, 2019. - 324 с. - С.241-245.

3. Сосновская А.А. Организация самостоятельной работы студентов на платформе Moodle в рамках лекционного курса // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (29 апреля 2016 года) - Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2016. - 424 с. - C.125-130.

4. Воронова Е.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе // Развивающий потенциал образовательных Web-технологий: сборник статей участников Международной научно-практической конференции (17-18 мая 2018 г.) / Науч. ред. С.В. Миронова, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2018. 405 с. С. 44-47. ISBN 978-5-6040221-1-5 Тираж 300 экз.

5. Nikitina G. A. Electronic teaching aids as a means of intensifying the process of foreign language teaching / G. A. Nikitina, N. V. Ternova // Perspectives of Science and Education. 2019. No 6(42). P. 435-444. DOI 10.32744/pse.2019.6.36.

6. Смирнова А. Ю. Использование социальных сетей и мессенджеров для организации самостоятельной работы студентов: из опыта работы // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов XI-ой Всероссийской конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации», посвященной 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского (21-22 февраля 2019 года) - Саратов: Саратовский источник, 2019. - 324 с. С. 238-241.

7. Дискорд-платформа для дистанционного обучения. [Электронный ресурс] URL: https://skyteach.ru/2020/04/08/discord-platforma-dlya-distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 15.02.2021).

8. Arum Nisma Wulanjani. (2018) Discord Application: Turning a Voice Chat Application for Gamers into a Virtual Listening Class // ELLiC Proceedings Vol. 2, 2018. pp.115-118.

9. WhatsApp как обучающая среда и методический прием обучения РКИ. [Электронный ресурс] URL: https://www.eduneo.ru/whatsapp-kak-obuchayushhaya-sreda-i-metodicheskij -priem-obucheniya-rki/(датаобращения: 16.02.2021).

Т.И. Сосновцева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.111.1

КОРРЕКТИВНАЯ РАБОТА НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ НА СТАРШИХ КУРСАХ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы методики работы над произношением на старшем этапе обучения, указываются возможные способы коррекции произношения и интонации студентов старших курсов.

Ключевые слова: обучение студентов старших курсов, произносительные навыки, интонация, коррекция звуков.

CORRECTION WORK ON PRONUNCIATION IN SENIOUR COURSES OF THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.