Научная статья на тему 'Потенциал текстового мессенджера WhatsApp при организации дистанционного обучения по дисциплине «Педагогика и психология» в медицинском вузе'

Потенциал текстового мессенджера WhatsApp при организации дистанционного обучения по дисциплине «Педагогика и психология» в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕКСТОВЫЙ МЕССЕНДЖЕР WHATSAPP / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ / СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ / MOBILE APPLICATION / DISTANCE LEARNING / WHATSAPP MESSENGER / MEDICAL HIGHER SCHOOL / PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY / SEMINAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Ольга Васильевна

Цель исследования состоит в том, чтобы с помощью эксперимента оценить эффективность использования мобильного приложения WhatsApp в дидактических целях в условиях дистанционного обучения студентов высшей медицинской школы . Обосновывается идея о том, что мобильное обучение, в частности с помощью текстовых мессенджеров, может быть эффективным. Основное содержание работы составляет анализ опыта использования данного мессенджера при организации семинарских занятий по педагогике и психологии с обучающимися первого курса Ростовского государственного медицинского университета. Научная новизна исследования заключается в применении мессенджера WhatsApp при обучении студентов высшей медицинской школы в дистанционном учебном процессе с целью достижения высоких образовательных результатов изучения дисциплины «Педагогика и психология». В статье сделан вывод о том, что мессенджер WhatsApp может быть использован в качестве одного из эффективных средств организации дистанционного обучения предметам гуманитарного цикла в высшей медицинской школе.The research objective includes an experimental evaluation of the WhatsApp mobile application’s didactic potential while organizing medical students’ distance learning. The author justifies the thesis that mobile learning, including by using textual messengers, can be efficient. The article focuses on analysing the experience of using this messenger while organizing seminars on Pedagogy and Psychology for first-year students of Rostov State Medical University. Scientific originality of the study lies in the fact that the author justifies the efficiency of using the WhatsApp messenger while organizing medical students’ distance learning of the discipline “Pedagogy and Psychology”. The conclusion is made that the WhatsApp messenger can be efficiently used for organizing distance learning of the humanities at medical higher school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал текстового мессенджера WhatsApp при организации дистанционного обучения по дисциплине «Педагогика и психология» в медицинском вузе»

Згратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

RU

Потенциал текстового мессенджера WhatsApp

при организации дистанционного обучения

по дисциплине «Педагогика и психология» в медицинском вузе

Чернышенко О. В.1, к. филол. н. 1 Ростовский государственный медицинский университет

Аннотация. Цель исследования состоит в том, чтобы с помощью эксперимента оценить эффективность использования мобильного приложения WhatsApp в дидактических целях в условиях дистанционного обучения студентов высшей медицинской школы. Обосновывается идея о том, что мобильное обучение, в частности с помощью текстовых мессенджеров, может быть эффективным. Основное содержание работы составляет анализ опыта использования данного мессенджера при организации семинарских занятий по педагогике и психологии с обучающимися первого курса Ростовского государственного медицинского университета. Научная новизна исследования заключается в применении мессенджера WhatsApp при обучении студентов высшей медицинской школы в дистанционном учебном процессе с целью достижения высоких образовательных результатов изучения дисциплины «Педагогика и психология». В статье сделан вывод о том, что мессен-джер WhatsApp может быть использован в качестве одного из эффективных средств организации дистанционного обучения предметам гуманитарного цикла в высшей медицинской школе.

Ключевые слова и фразы: мобильное приложение; дистанционное обучение; текстовый мессенджер WhatsApp; медицинский вуз; педагогика и психология; семинарское занятие.

EN

Potential of WhatsApp Messenger while Organizing Distance Learning of the Discipline "Pedagogy and Psychology" at Medical Higher School

Chernyshenko O. V.1, PhD

1 Rostov State Medical University

Abstract. The research objective includes an experimental evaluation of the WhatsApp mobile application's didactic potential while organizing medical students' distance learning. The author justifies the thesis that mobile learning, including by using textual messengers, can be efficient. The article focuses on analysing the experience of using this messenger while organizing seminars on Pedagogy and Psychology for first-year students of Rostov State Medical University. Scientific originality of the study lies in the fact that the author justifies the efficiency of using the WhatsApp messenger while organizing medical students' distance learning of the discipline "Pedagogy and Psychology". The conclusion is made that the WhatsApp messenger can be efficiently used for organizing distance learning of the humanities at medical higher school.

Key words and phrases: mobile application; distance learning; WhatsApp messenger; medical higher school; Pedagogy and Psychology; seminar.

Введение

Сегодня, когда информационные технологии заняли достойное место в образовательном пространстве, мобильные технологии становятся важнейшим инструментом организации полноценного учебного процесса. Информатизация образования позволяет реализовать современный компетентностный подход, акцент которого направлен на обучение студентов умению самостоятельно находить нужную информацию и решать образовательные задачи.

Е-mail: 1 ovmed@mail.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 24.03.2020; опубликовано онлайн (published online): 30.06.2020 https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.3.24

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 3. С. 407-411 / 2020. Volume 5. Issue 3. P. 407-411

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Широкое распространение использования мобильных устройств связи обусловлено, во-первых, их доступностью и, во-вторых, возможностью иметь выход в Интернет, что может облегчить и оптимизировать образовательный процесс [7, с. 135]. Использование мобильных технологий коренным образом меняет учебную атмосферу как на очных занятиях, так и в рамках внеаудиторной работы [5, с. 170]. При этом препятствием для использования текстовых мессенджеров в образовании может стать консервативная позиция академического сообщества касательно внедрения цифрового контента в образовательный процесс и низкий уровень готовности преподавателей к использованию онлайн-обучения.

В настоящее время, когда высшие учебные заведения переходят на дистанционное обучение, разработка удобных форм для эффективного преподавания учебных дисциплин с помощью новых сервисов мобильного обучения становится приоритетной задачей, что обуславливает актуальность темы настоящего исследования.

В рамках поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить особенности использования мессенджера WhatsApp в дидактических целях;

- проанализировать плюсы и минусы использования данного мессенджера в рамках дистанционного образования при изучении дисциплины «Педагогика и психология» студентами первого курса медицинских университетов.

Теоретическая база исследования. Использованию мобильных технологий в образовании посвящено множество работ. И. Н. Голицына, Н. Л. Половникова рассматривают мобильное обучение с точки зрения технической и психологической готовности обучающихся использовать мобильные устройства в процессе обучения [2], Т. А. Макарчук, В. Ф. Минаков и др. выделяют основные принципы организации мобильного обучения [4]. Однако использованию мессенджеров в образовательном процессе, на наш взгляд, уделено недостаточно внимания. Использование мессенджеров в образовании проанализировано, главным образом, с точки зрения изучения иностранных языков (М. В. Зонова, Н. А. Николаева [3], М. Е. Шмуракова, Е. И. Со-вейко [7], А. В. Резникова, А. В. Внуковская [6], С. Деале, K. Асанова [8] и др.).

При этом практическую значимость представляет разработка алгоритма применения текстового мессенджера WhatsApp в изучении дисциплины «Педагогика и психология» в высшей медицинской школе.

Основная часть

Использование мобильных приложений для организации дистанционного обучения не требует высоких финансовых затрат, что делает данный вид технологий доступным для всех участников образовательного процесса. В этом случае из основного транслятора знаний преподаватель становится модератором образовательной среды, помогающим обучающимся строить собственные образовательные траектории [1, с. 150].

Работа в мессенджере WhatsApp должна строиться по модели традиционного учебного процесса. Лекционные занятия могут записываться преподавателем заранее и отправляться в общую группу либо проводиться с помощью групповой видеосвязи. Однако стоит учитывать, что лекции в WhatsApp можно проводить только в мини-группах, так как с помощью видеочата могут одновременно общаться до четырёх пользователей.

Благодаря мессенджеру можно эффективно организовать самостоятельную работу студентов, так как в чат можно прикреплять не только текстовые файлы с заданиями, но и видео, аудио и другие медиафайлы, при этом чат будет выступать также местом облачного хранения данных материалов. Устные сообщения могут записываться студентом и присылаться в чат для проверки преподавателем. Обучающийся может сделать несколько попыток записать аудиосообщение, что снимает тревожность и тренирует навыки самоконтроля. При этом рекомендации преподавателя, которые даются в чате, воспринимаются не как официальные инструкции, а как неформальные рекомендации, что также снижает психологический барьер.

Эмпирическое исследование было проведено со студентами первого курса Ростовского государственного медицинского университета, обучающимися по направлению 31.05.01 «Лечебное дело», в количестве 100 человек и включало в себя четыре этапа:

1. На вводном этапе было проведено анкетирование обучающихся с целью выяснения их отношения к использованию мессенджера WhatsApp в дидактических целях. Технически все студенты были готовы перейти на мобильное обучение (у 100% обучающихся есть смартфон и/или планшет). Часть студентов (10%) ранее не использовали мессенджер WhatsApp, предпочитая коммуникацию посредством Viber, Telegram, а также социальной сети ВКонтакте, однако они согласились установить необходимое приложение.

Также на вводном этапе мы проанализировали отношение обучающихся к использованию мессендже-ров при организации дистанционного обучения. Представим полученные данные при помощи диаграммы (Рисунок 1).

Таким образом, 40% обучающихся выразили мнение, что мессенджеры значительно уступают традиционному обучению по качеству, объяснив это отсутствием надлежащего контроля со стороны преподавателя, возможными техническими неполадками и неудобством при использовании приложений (в сравнении с «живым» общением). Только 25% студентов положительно отнеслись к использованию мессенджеров, отметив их удобство, мобильность и повышение мотивации вследствие использования привычных инструментов коммуникации и отсутствия психологического барьера при академическом общении. При этом 15% обучающихся выразили неуверенность в целесообразности использования мессенджера в дидактических целях, 20% респондентов затруднились ответить.

Затруднились ответить (20 чел.) 20%

Считают, что невозможно организовать обучение с помощью мессенджеров (15 чел.) 15%

Считают, что обучение с помощью мессенджеров будет организовано успешно (25 чел.) 25%

Считают, что мессенджеры значительно уступают традиционному обучению по качеству (40 чел.) 40%

Рисунок 1. Отношение обучающихся к организации обучения с помощью мессенджеров (начало эксперимента)

2. На втором этапе (внедрение использования мессенджера) была создана общая группа (дидактический чат) для преподавателя и всех обучающихся. Рассмотрим процесс обучения в мессенджере WhatsApp на примере проведения семинарского занятия по теме «Роль и место педагогики в медицинском образовании». Обучающимся были даны следующие задания:

Задание 1

Подготовьте устное сообщение по теме «Роль и место педагогики в медицинском образовании».

Опрос студентов был произведён с помощью WhatsApp-конференции посредством работы в мини-группах (по 4 человека). Данная работа была проведена успешно: готовность каждого обучающегося была проверена, оценки выставлены в журнал, который временно ведётся в формате MS Word - документа. Следует отметить, что посещаемость семинарского занятия в режиме WhatsApp-конференции составила 100%, так как каждый обучающийся смог подключиться из любого места, что обусловлено мобильностью онлайн-обучения.

Задание 2

Напишите эссе по теме «Возможности медицинского вуза в развитии духовно-нравственной культуры студентов-медиков».

Эссе обучающихся, в отличие от тех, которые они пишут при аудиторной работе, были напечатаны и отправлены в личное сообщение преподавателю для проверки. Работы не прикреплялись в общий чат с целью избегания плагиата. Плюсом стало то, что преподаватель смог проверить эссе в системе «Антиплагиат.ру» и убедиться в самостоятельности выполнения работы каждым из студентов. Каждому обучающемуся была дана обратная связь в формате аудиосообщений.

Задание 3

Организация дискуссии по теме «Духовно-нравственная культура врача». Были вынесены на обсуждение следующие вопросы:

- психотерапевтические возможности общения врача и пациента;

- морально-эстетические основы профессии врача;

- вопросы дегуманизации системы здравоохранения.

Дискуссия была организована посредством обмена текстовыми сообщениями и аудиосообщениями в общем чате в режиме реального времени. При организации работы были выявлены некоторые минусы: не всем студентам удобно прослушивать аудиосообщения, часть обучающихся по объективным причинам не может участвовать в дискуссии в одно и то же время.

3. Итоговый этап: сбор, обработка и анализ полученных результатов. При организации дистанционного обучения студентов Ростовского государственного медицинского университета, обучающихся по направлению 31.05.01 «Лечебное дело», посредством мессенджера WhatsApp были выявлены следующие преимущества по сравнению с традиционной аудиторной работой:

- мобильность обучения: педагог и студенты могли участвовать в работе в любое удобное время и в любом месте;

- каждый получает удобную обратную связь от преподавателя;

- преподаватель имеет возможность более тщательно осуществлять контроль самостоятельной работы обучающихся;

- психологический комфорт от снятия границ академического общения.

Однако при использовании мессенджера WhatsApp в дидактических целях были выявлены некоторые минусы. Мессенджер вследствие ограниченного функционала не может стать платформой для полнообъёмо-го мобильного обучения, так как не управляется искусственным интеллектом и имеет ряд недостатков:

- не может быть представлена аналитика на основе анализа запросов студента и его ошибок, допущенных в упражнениях, автоматически не формируется картина способностей обучающегося, и индивидуальный образовательный маршрут должен строиться преподавателем;

- могут возникнуть непредвиденные технические неполадки при работе с мессенджером (недостаточный заряд батареи, ухудшение качества связи, ограниченная память мобильных устройств);

- работа с мессенджером очень трудоёмка и времязатратна для преподавателя. Педагогу необходимо не только готовить материал для самостоятельной работы обучающихся, но и контролировать достижения учеников и их слабые стороны, чтобы анализировать прогресс и корректировать учебный процесс. Преподавателю придётся вести журнал, к примеру, в приложении МS Word и МS Excel, либо давать подробную обратную связь в виде аудиосообщений, что также отнимает много времени и сил;

- невозможно создать автономный каталог информационных и учебных ресурсов внутри программной среды. Для того чтобы найти нужный материал, обучающемуся придётся просмотреть все прикреплённые файлы, многие из которых к тому же занимают память телефона.

Мы провели повторный анализ отношения обучающихся к использованию мессенджеров при организации дистанционного обучения и получили следующие результаты (Рисунок 2).

Считают, что невозможно организовать обучение с помощью мессенджеров (5 чел.) 5%

Считают, что мессенджеры значительно уступают традиционному обучению по качеству (26 чел.) 26%

Считают, что обучение с помощью мессенджеров организовано успешно (69 чел.)

69%

Рисунок 2. Отношение обучающихся к организации обучения с помощью мессенджеров (окончание эксперимента)

Сравнив результаты исследования в начале эксперимента и по его окончании, можно увидеть, что количество студентов, считающих, что обучение с помощью мессенджеров организовано успешно, выросло на 44%; считающих, что обучение с помощью WhatsApp значительно уступает традиционному по качеству, снизилось на 14%; на 10% снизилось количество студентов, считающих, что невозможно организовать процесс обучения с помощью мессенджеров. Таким образом, большинство обучающихся убедились, что использование мессенджера WhatsApp для организации дистанционного обучения может быть эффективным.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, выполненного согласно поставленным цели и задачам, можно сделать ряд выводов. Текстовый мессенджер WhatsApp может выступать в качестве эффективного средства организации занятий при дистанционном обучении. Основными плюсами использования данного сервиса выступают его мобильность, удобная обратная связь и устранение психологических барьеров, возникающих при осуществлении академического общения. Главным минусом, выявленным в процессе проведения занятий, на наш взгляд, следует считать его ограниченный функционал.

Таким образом, в условиях дистанционного обучения мессенджер WhatsApp может быть использован в качестве средства организации образовательного процесса, однако данное приложение не может стать автономной образовательной платформой и требует использования дополнительных средств мобильного обучения. Дальнейшее исследование может быть направлено на изучение эффективности других текстовых мессенджеров (Viber, Telegram), а также на разработку методики использования данных приложений в организации дистанционного обучения.

Список источников

1. Бабешко В. Н., Колосков С. С., Самочадин А. В., Гребенник А. Г. Мотивационные аспекты использования мобильных технологий в образовательном процессе вузов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Экономика. Информатика». 2015. № 19 (216). 144-151.

2. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. Т. 14. № 1. С. 241-252.

3. Зонова М. В., Николаева Н. А. Об опыте использования мессенджера WhatsApp при обучении иностранному языку // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 5 декабря 2017 г.): в 3-х ч. Пенза: Наука и просвещение, 2017. Ч. 2. С. 189-191.

4. Макарчук Т. А., Минаков В. Ф., Артемьев А. В. Мобильное обучение на базе облачных сервисов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 2. С. 29-30.

5. Нефёдов И. В. Видеоконтент и мобильные технологии в проектной деятельности при обучении РКИ // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2018. № 2. С. 168-179.

6. Резникова А. В., Внуковская А. В. К вопросу о возможности использования мессенджера "WhatsApp" как дидактической платформы и средства психологической адаптации иностранных слушателей при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2019. № 4 (86). С. 183-187.

7. Шмуракова М. Е., Совейко Е. И. К вопросу об использовании технологий мобильного обучения в высшем образовании // Педагогические инновации - 2017: материалы Международной научно-практической интернет-конференции (г. Витебск, 17 мая 2017 г.). Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2017. С. 135-137.

8. Deale C., Asanova K. Working with WhatsApp: A case study of its use in crosscultural education focusing on tourism and leadership // Реформа. 2018. № 1 (77). С. 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.