10. Камянова Т. Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка / Татьяна Камянова. Москва: Эксмо, 2017.
11. Braun S., Stenger Ch., Ritter J. Keine Panik vor der Steuerberaterprüfung. Wie Sie das Steuerberaterexamen zielsicher bestehen. 6. Auflage. Springer Gabler. 2012.Available at: Keine Panik vor der Steuerberaterprüfung | Springer Link. (дата обращения: 25.01.2021).
12. Алексеева И. С. Профессиональный тренинг переводчика: Учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. СПб.: Издательство «Союз», 2004.
13. Соколов С.В. Учимся устному переводу. Немецкий язык: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2011. Ч. 1.
14. Ревина Е. В. Использование мнемотехники при изучении иностранного языка// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. Т. № 2(34). С. 89 - 95.
15. Richards, R. (2008). Memory Strategies for Students: The Value of Strategies. Exclusive to LD OnLine. Available at: Memory Strategies for Students: The Value of Strategies | LD Topics | LD OnLine. (дата обращения: 25.01.2021).
16. Голова И. Л. Приемы мнемотехники для успешного запоминания при изучении иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: 15.pdf (iling-ran.ru). (дата обращения: 25.01.2021).
А. Ю. Смирнова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УДК 371.3:378:811.111
МОТИВАЦИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье дается обзор появления и процесса распространения дистанционного образования в мире и в России, рассматриваются теоретические понятия, приводятся рассуждения о проблемах и перспективах такой формы обучения, а также излагаются результаты опроса студентов по данной теме. На основе опыта проведения дистанционных занятий делается вывод, что при правильном подборе заданий и создании мотивации и вовлеченности всех сторон образовательного процесса, дистанционное образование показывает хороший потенциал для дальнейшего использования и может быть успешно интегрировано в традиционные формы обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, транзакционное расстояние, взаимодействие, мотивация.
MOTIVATION IN DISTANCE LEARNING
Abstract. The article gives a survey on the introduction and development of distance learning in the world and in Russia; the main theoretical ideas are considered here; the speculations about problems and prospects of this form of education are presented along with the students' opinion on this theme. The conclusion of the article is based on the experience gained through the period of distance learning in spring and autumn of 2020 and can be formulated as provided proper creative tasks and building motivation and involvement of all sides of the educational process, distance learning demonstrates a promising potential for the further implementing and can be effectively integrated into the traditional form of studying.
Keywords: distance learning, transactional distance, interaction, motivation.
Дистанционное обучение существует с тех пор, как в наших домах появился доступ в интернет. По сути любое усвоение информации можно считать обучением, если рассматривать это понятие в широком смысле, например, когда человек ищет рецепт в интернете, читает статьи по истории, интересуется искусством и так далее. Ограничения исчезли окончательно при появлении надежного мобильного интернета. Теперь уже почти неважно, где находится человек: он может учиться и работать из любой точки земного шара. Однако, новый формат предъявляет определенные требования к обучающимся и работающим, давая им больше свободы, но требуя взамен большей ответственности и самодисциплины.
Следует отметить, что история дистанционного обучения длиннее, чем многие полагают. Она уходит корнями в 1800-ы годы, когда была предпринята первая попытка внедрения так называемого "correspondence education", некий прообраз заочного образования, если перевести дословно «образования по переписке», когда преподаватели высылали материал и задания по почте, а студенты отправляли им готовые отчеты. Наиболее продвинутыми странами в этой области были и остаются Великобритания и США.
Появление радио и телевиденья ускорило данный процесс и привело к возникновению "Schools of the Air", то есть «Школы в прямом эфире». Эти заочные школы дали возможность жителям отдаленных районов получить эффективный доступ к образованию из дома в 1920-х годах.
Открытый университет в Великобритании стал еще одним важным шагом в распространении дистанционного обучения, которое строилось на предоставлении студентам доступа к материалу по четко выстроенным академическим курсам. Таким образом стало возможно получить степень бакалавра, магистра, а также пройти обучение в аспирантуре по многим направлениям и специальностям. Благодаря успеху и популярности этой модели ее стали использовать и в других странах.
Интересно, что практика дистанционного образования существенно обгоняет его теорию, которая пишется скорее постфактум. «Применение современных технологий способствует быстрому распространению дистанционного обучения, в то время как исследования этой темы носят разрозненный и фрагментарный характер, причем это касается и теоретических аспектов, и программного обеспечения. Однако без теоретических исследований дистанционное обучение так и остается до конца непризнанным в научной среде». Попытки создать теоретическую основу были предприняты такими учеными как Мур, Хидман, Уилис, Ганавардена, Саба [1; 2; 3].
Охарактеризуем некоторые основные из существующих теорий. Концепция транзакционного расстояния Мура определяет ключевое понятие, измеряя объем общения между обучающимся и преподавателем и содержание курса. «Наибольшее транзакционное расстояние создается, когда информация передается в основном через содержание курса, а между преподавателем и студентом происходит меньше диалога. Таким образом расстоя-
ние определяется не пространством, а отношениями между общением и структурой курса» [4].
В дистанционном образовании существует четыре типа взаимодействия, которые описаны в работах Мура и Хилмана, и Уиллиса и Гунаварде-на. «Взаимодействие 'обучающихся - инструктор', которое отвечает за мотивацию, обратную связь и общение между студентом и преподавателем» [4]. Взаимодействие 'обучающийся - содержание' позволяет студенту получить и усвоить информацию, предоставляемую на курсе, то есть это его непосредственная работа с материалом. Взаимодействие 'обучающийся-обучающийся' важно, так как обеспечивает элемент обсуждения, позволяет поделиться мнением и идеями. Но по сути, все эти виды взаимодействия имеют место и при традиционном обучении. Дистанционное обучение не может существовать в наши дни без взаимодействия 'обучающийся - интерфейс курса', поэтому необходимы базовые знания по работе с той или иной платформой.
Еще одна теоретическая концепция привлекает внимание к автономности, самоконтролю и самооценке обучающегося.
И в завершение, социальный аспект дистанционного обучения может также представлять перспективную область для исследования. Ученые рассматривают, как социальное окружение влияет на мотивацию, отношение, работу преподавателей и учащихся [4].
В целом, благодаря технологиям, современное дистанционное образование может быть максимально приближено к традиционному очному образованию со здоровой долей автономности обучающегося. Это соответствует и современным тенденциям в образовании, где признается ценность подхода, при котором «студенты будут осуществлять основную часть работы самостоятельно, а преподаватель организует познавательную деятельность обучаемых, консультирует, к нему студенты обращаются как к эксперту» [5, с. 195].
В России дистанционное образование не было столь популярным как за рубежом. Однако в 2020 году оно стало единственно возможной формой образования для студентов в стране и во всем мире. Весна 2020 выявила перечень проблем, с которым столкнулись и студенты, и преподаватели, и в то же время открыла пространство для творчества и инициативы.
Однако сразу же появились негативно настроенные оппоненты дистанционного образования, особенно среди родителей школьников, настаивающие на том, что дистанционное образование приводит к катастрофическому падению успеваемости учащихся и является препятствием для духовно-нравственного и культурного развития детей, круг общения которых стал ограниченным и возможности развития сократились, когда так «возрастает роль творческого, интеллектуального труда в качестве одного из важнейших факторов создания национального богатства» [6, с. 31].
Они отмечали, что на онлайн уроках ученики не могли сконцентрироваться на материале, отвлекались, возникали технические проблемы со скоростью интернета и работой приложений, доступом к специальным ресур-
350
сам, таким как ДневникРу; возрос объем домашней работы, и все обучение стало похоже на домашнее обучение, а не на государственную среднюю общеобразовательную школу.
Но в то же время, хочется привлечь внимание к тому, что те же самые ученики не отвлекаются и не испытывают проблем с технологиями и коммуникацией, когда играют в онлайн игры со своими виртуальными друзьями. Почему так происходит?
Тут нам представляется уместным привести краткое содержание рассказа «Девочка с камнем» Рувима Фраермана: в одной деревне не было школы, поэтому детям приходилось ходить в соседний поселок, чтобы посещать уроки. Они ходили пешком, и это занимало много времени. Однажды поднялся очень сильный ветер, почти ураган, но одна девочка все равно решила пойти в школу. Она была слишком маленькой и легкой, и не могла держаться на ногах и идти в такой сильный ветер. Тогда она взяла в руки тяжелый камень и всю дорогу несла его в руках. Когда учительница увидела ее на пороге школы, она не поверила своим глазам, она не думала, что кто-то придет в такую погоду.
Этот рассказ - прекрасная иллюстрация того, что если человек хочет учиться, его ничто не остановит: ни ураган, ни плохое Интернет-соединение. Поэтому, мы полагаем, что вопрос больше в мотивации. Сейчас люди перестали воспринимать образование как привилегию и стали походить к нему с позиции «клиент всегда прав».
Более того, целесообразно отделять дистанционное образование для младших школьников от более старших учеников и студентов и взрослых. Следует упомянуть, что наиболее серьёзные жалобы исходили от родителей младших школьников, которым в силу возраста действительно тяжело усваивать материал.
Конечно же, не следует игнорировать проблемы, связанные с несовершенством системы дистанционного образования в России. Ему однозначно есть куда расти и развиваться. Но в подобной ситуации именно преподаватели и студенты могут проявить инициативу и найти новые и эффективные способы уменьшить отрицательные моменты. Следует расценивать эту ситуацию как уникальную, так как обычно в российской системе образования все строго регламентировано, но здесь существует большое пространство для творчества.
Нами был проведен опрос среди студентов, находящихся на дистанционном обучении весной и осенью 2020 года. Их попросили в свободной форме написать эссе о положительных и отрицательных чертах дистанционного образования. Подобная форма была выбрана не случайно, поскольку нам важно было получить не статистику, как в обычном анкетировании, а услышать каждого.
Представляя здесь их идеи, подчеркнем, что «иностранный язык» очень практико-ориентированный предмет. Этот тот предмет, где главная цель - развить у студентов коммуникативную компетенцию, поэтому присутствие и взаимодействие студентов и преподавателей необходимы для до-
351
стижения целей обучения. Для этого были использованы такие платформы как IpsilonUni, Zoom, Discord, Telegram, VK, Intargam, Viber и WhatsApp.
Ответы студентов приведены на английском языке в оригинальном варианте, так как это задание было дано изначально в рамках занятий.
".Distance learning for me is a good alternative to regular classes. During distance learning in English classes, I was able to learn sometimes even more material than in regular classes.
Advantages:
1.1 do not waste time going to the University. It saves a lot of time. At home I can use this time to acquire more knowledge.
2. I am not afraid to be late for the next class or not have time to eat, so I am completely focused on the learning process.
3. My schedule has a lot of breaks between classes. At the University you have to look for a place where you can wait for classes to start.
4. At home I feel safe and nothing threatens my health.
Disadvantages:
1. Sometimes there are problems with the video and sound.
2. My cats want to be near me and sometimes distract from the lessons" (Olga Semikina, forth-year student).
".Distance learning has received a lot of criticism. But I have a positive attitude to this form of education. I think that distance learning is not a problem especially for students. Distance learning has positive and negative sides. The advantages include the fact that there is no need to get up early every day, everyone can study in their own pace. No need to waste time on commuting, as well as money. A person feels more comfortable at home than anywhere else. At home, you can eat healthy food and not waste money on fast and junk food, as well as time looking for it. Distance learning allows you to save time that can be spent on other useful things and self-development.
But this form of education also has disadvantages. For example, a lack of communication with classmates and sometimes a bad Internet connect that interrupts online conversations" (Leila Gasimova, forth-year student).
"During the spread of coronavirus infection the entire population of the planet Earth had a very difficult time. Many educational institutions were forced to switch to distance learning. I have a positive attitude to this form of learning. Distance learning has its advantages and disadvantages.
Advantages:
1. You can sleep, have a leisurely breakfast, talk to your family and still not be late for the first lesson.
2. While caring for our health and the health of our family we do not lose valuable knowledge and skills. I think this is the main advantage of distance learning.
3. I would also like to notice that obtaining knowledge in this form is a possible experience of remote work in the future.
352
Disadvantages:
1. Here I would like to highlight the lack of communication with classmates and teachers. Seeing your friends on camera and in real life feels like different things.
2. Often there are problems with the connection because in my area there are problems with the Internet. Because of this I sometimes cannot hear the teacher, but it can be solved because all materials are uploaded to the SSU website and they are always accessible " (Daria Suslova, forth-year student).
Приведённые примеры в целом суммируют и отражают ответы данные и другими студентами. Очень показательно, что студенты не упоминают взаимосвязь качества образования и его дистанционный формы. Еще одним доказательством является то, что итоговые тесты и экзамены показали, что успеваемость осталась на обычном уровне. Не было резких скачков ни в ту, ни в другую сторону.
Становится очевидно, что интерес - лучшая мотивация. «Именно здесь хранится ключ к успеху во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в трудовой деятельности» [7, с. 98].
И поскольку период самоизоляции дал больше свободного времени, было решено использовать его для выполнения более творческих заданий.
1) Видео-дневник:
Для студентов с уровнем А2. Предполагается, что студенты снимают короткие видео об их режиме, квартире, домашних животных, хобби и всем, что им важно и интересно. Это задание развивает их навык говорения и помогает преодолеть языковой барьер, поскольку обучающиеся могут посмотреть на себя со стороны и понять, какие аспекты они могли бы улучшить, ощутить свой прогресс.
2) Соревнование блогеров:
Для студентов с уровнем В2. Главная идея задания написать простой пост на 150-200 слов для социальной сети по теме, связанной с темой учебника. В парах обменяться текстами, попытаться улучишь текст, используя более продвинутую грамматику и лексику, средства выразительности.
3) Деловая переписка:
Для студентов с уровнем В2. Это бизнес игра, в которой студенты придумывают себе героя и его бизнес или работу. Потом они пишут друг другу письма различных типов (запрос, жалоба и т.д.). Таким образом моделируются ситуации и развивается сюжет.
Молодые люди прекрасно умеют пользоваться технологиями. Тех, кто настаивает на исключительности традиционного образования, не должны этим пренебрегать и игнорировать. Гораздо более разумно не отрицать очевидное, а использовать эту форму образования и в будущем интегрировать ее в процесс оффлайн обучения, поскольку она безопасна для всех участников учебного процесса, при грамотном подходе не наносит вред результатам, а возможно даже способна их улучшить, стимулируя креативность, ответственность и мотивацию студентов.
Список использованной литературы
1. Moore M. G. (1989). Three types of interaction // The American Journal of Distance Education, 3(2), 1989. pp. 1-6.
2. Hillma D. C., Willis D. J., & Gunawardena C. N. (1994). Learner-interface interaction in distance education: An extension of contemporary models and strategies for practitioners // The American Journal of Distance Education, 8(2), 1994. pp. 30-42
3. Saba F. (1998). Integrated telecommunications systems and instructional transaction // The American Journal of Distance Education, 2(3), 17-24. 1988. pp.17-24.
4. Theory of Distance Education // The Handbook of Research for Educational Communications and Technology. [Электронный ресурс] URL: http://members.aect.org/edtech/ed1/13/13-03.html (дата обращения 14.02.21).
5. Сосновская А.А. Разработка фонда оценочных средств по дисциплине "Иностранный язык" // Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманитарного образования в Саратовском государственном университете (лингвистический и лингво-дидактический аспекты). Материалы Международной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ: сборник научных статей. 2017. С. 193-197.
6. Макарихина Е.А. Специфика межличностных коммуникаций в системе социально-трудовых отношений в условиях модернизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. T. 10. №2. C. 30-34.
7. Макарихина Е.А. Особенности трудовых отношений в условиях транзитивной экономики // Вестник Поволжского института управления. 2007. №13. С.98-102.
А.А. Сосновская
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УДК 811.111
ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСОВ DISCORD И WHATSAPP В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования сервисов Discord и WhatsApp в процессе дистанционного обучения иностранному языку. Отмечаются как преимущества, так и недостатки данных дистанционных технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение, сервис Discord, мессенджер WhatsApp, обучение иностранному языку, дистанционные технологии.
USING DISCORDAND WHATSAPP SERVICES WITHIN FOREIGN LANGUAGE DISTANCE LEARNING FRAMEWORK
Abstract. The article considers opportunities for using Discord and WhatsApp services in the process of foreign language distance learning. Both advantages and disadvantages of these distance technologies are noted.
Keywords: distant learning, Discord service, WhatsApp messenger, foreign language teaching, distance technologies.