УДК 339.544
ПРИМЕНЕНИЕ РЕЕСТРА ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Иванова В.В., Мирзоев А.Х.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
APPLICATION OF THE REGISTER FOR CUSTOMS CONTROL
OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS
Ivanova V.V., Mirzoev A.Kh.
St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В данной статье представлена информация об актуальных положениях таможенного законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и результатах проводимого таможенными органами контроля.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, ТРОИС, таможенный контроль, контрафактные товары.
Abstract
This article provides information on the current provisions of the customs legislation in the field of protection of intellectual property rights and the results of the control carried out by the customs authorities.
Keywords: intellectual property, control, counterfeit goods.
TRIPS, customs
В настоящий момент ситуация с количеством контрафакта и нарастающий параллельный импорт в России вызывают большую озабоченность, особенно в отношении товарных знаков. Законом определены различные способы защиты, связанные с этим вопросом. Для нарушителей прав интеллектуальной собственности предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.
Одно из основных направлений деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации - выявление контрафактных товаров и предотвращение их ввоза в страну. Основные результаты деятельности таможенных органов в данной сфере представлены в таблице 1.
Основными ориентирами ФТС России в работе по пресечению оборота контрафактной продукции являются цифровизация применяемых инструментов защиты прав интеллектуальной собственности и внедрение перспективных технологий совершения таможенных операций с товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Эффективными инструментами защиты прав владельцев торговых марок зарекомендовали себя таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, си-
стема управления рисками, приостановление срока выпуска и таможенная экспертиза товаров, обладающих признаками контра-фактности. Эти механизмы позволяют выявлять контрафактную продукцию на различных участках работы таможенных органов, в том числе при таможенном декларировании, пересылке товаров в международных почтовых отправлениях, на этапе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.
Эффективным методом защиты от подделки, предоставляемым ФТС, является включение объекта интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации (далее - реестр). Данный реестр является частью единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности таможенного союза, международное соглашение о котором было ратифицировано Российской Федерацией в 2011 году. По состоянию на сентябрь 2020 года в реестр внесен 5081 объект. Этот реестр находится в открытом доступе на официальном сайте ФТС России.
По общему правилу объект включается в реестр сроком на три года с возможностью дальнейшего продления в неограниченном количестве раз. Однако срок защиты прав правообладателя ФТС не может превышать
БИТ 2021 Том 5 № 4 (20)
срок действия исключительного права правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.
Важным условием включения в ТРОИС объекта интеллектуальной собственности является предоставление в таможенные органы информации о контрафактной продукции. Правообладатель должен предоставить эту информацию в ФТС, чтобы таможенные органы могли идентифицировать такие товары. Требуемая информация включает описание продукта, нарушающего права интеллектуальной собственности (например, планируемое место импорта в Россию (или экспорт из России) и информацию об импортере (или экспортере). В качестве доказательства контрафактности продукции подойдут даже снимки экрана вебсайта, на котором был обнаружен поддельный товар.
Правообладатели могут сделать образцы покупок контрафактных товаров и направить их в ФТС вместе с товарными чеками и полным описанием товаров и места, где они были куплены. Все эти действия значительно увеличивают шансы включения объекта в ТРОИС.
Следует помнить, что таможенные органы могут приостановить выпуск не только товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которые находятся в реестре, но и других товаров, если они маркируются зарегистрированными товарными знаками. ФТС может приостановить выпуск товаров по своему усмотрению не более чем на семь рабочих дней. В течение этого периода правообладатель должен проверить фотографии образцов товаров, предоставленных таможней, и подтвердить, что эти товары импортируются (или экспортируются) и нарушают их права интеллектуальной собственности [3].
Применение указанного принципа по-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
могает правообладателям защитить свои права, даже если таможня отказалась включить товарный знак в реестр. Однако в случае обнаружения контрафактных товаров и, кроме того, при наличии информации о способах их ввоза, законному правообладателю следует обратиться в ФТС с просьбой о включении объектов интеллектуальной собственности, поскольку регистрация этих объектов в реестре позволяет таможенным органам выполнять свои функции более эффективно.
Важно отметить, что Россия является членом ЕАЭС, и, как следствие, в Российской Федерации применяется принцип исчерпания региональных прав на товарные знаки. Это означает, что право на товарный знак в отношении товаров, импортируемых из стран ЕАЭС, а именно из Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана, не будет считаться нарушенным в результате исчерпания прав, когда товары были впервые выпущены в другой стране Таможенного союза. Нарушение могло иметь место в стране, где товары впервые попали в Таможенный союз, если товарный знак был зарегистрирован и защищен в этой стране. Товары, выпущенные на рынок других государств-членов ЕАЭС без разрешения владельца товарного знака в нарушение национального законодательства, могут считаться контрафактными товарами.
Чтобы защитить свое право от применения принципа регионального исчерпания прав, владельцу товарного знака необходимо:
- зарегистрировать его во всех государствах-членах Таможенного союза ЕАЭС;
Рис. 1. Схема создания единого товарного знака ЕАЭС
Таблица 1
2019 2020
Количество выявленных единиц контрафактной продукции 11,9 млн. 13,3 млн.
Предотвращенный экономический ущерб 11,8 млрд. 4,7 млрд.
Количество возбужденных административных правонарушений 1011 771
Бюллетень инновационных технологий
http://bitjournal.ru 25
- следить за тем, чтобы товарный знак был зарегистрирован во всех таможенных реестрах таких государств-членов.
Для обеспечения еще более эффективной защиты прав на товарные знаки и борьбы с подделками государства-члены ЕАЭС рассматривают возможность создания нового товарного знака Союза и единого таможенного реестра (рис. 1).
Идея создания товарного знака Союза для ЕАЭС была вдохновлена товарным знаком Европейского Союза (ЕитМ) и должна аналогичным образом обеспечивать автоматическую защиту во всех государствах-членах в результате подачи одной заявки на товарный знак.
Соглашение о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товара Евразийского экономического сообщества было подписано в феврале 2020 года Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызста-
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.
2. Федерального закона № 289 от 3 августа 2018 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и о внесении изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.
ном и Россией и ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 года и содержит конкретные правила и процедуры для подачи заявок, экспертизы и регистрации.
Таким образом, таможенный контроль может быть достаточно эффективным при защите прав интеллектуальной собственности, особенно когда эти объекты включены в ТРОИС. Тем не менее, в настоящее время правообладатели сталкиваются с трудностями, связанными с включением их объектов интеллектуальной собственности в реестр. В результате пакет документов для подачи в ФТС России должен быть подготовлен с особой тщательностью. Представляется целесообразным разработать единый свободный доступ к базе данных Роспатента и ввести обязательное требование указывать контактные сведения правообладателя или его представителя при регистрации прав на территории РФ.
3. Берлова Н. В., Чадова Т. В. Идентификация контрафактных товаров при таможенном контроле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2(83). С. 47-58
4. Агамагомедова С. А. Административный механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами: монография. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2020. - 186 с.
Поступила в редакцию 27.10.2021
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]
Сведения об авторах:
Иванова Виктория Викторовна - доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, e-mail: [email protected].
Мирзоев Абубакр Хакимович - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected].