Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
361
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS / ТАМОЖЕННЫЕ РЕЕСТРЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / CUSTOMS REGISTER OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

В статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности таможенных органов по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Определяются основные направления и методы ее совершенствования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Шкляев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AUTHORITIES'' CONTROL OVER THE MOVEMENT OF GOODS CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS

Urgent issues of customs authorities activity in controlling the movement of goods containing intellectual property objects are considered in the article. The main trends and methods of its improvement in modern conditions are determined.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

технологии и средства таможенного контроля

technologies and means of customs control

В. Б. Мантусов, С. В. Шкляев

контроль таможенных органов за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

В статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности таможенных органов по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Определяются основные направления и методы ее совершенствования в современных условиях.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; таможенные органы; таможенный контроль; таможенные операции; объекты интеллектуальной собственности; таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности; внешнеэкономическая деятельность.

V. B. Mantusov, S. V. Shklyaev

customs authorities' control over the movement of goods containing intellectual property objects

Urgent issues of customs authorities activity in controlling the movement of goods containing intellectual property objects are considered in the article. The main trends and methods of its improvement in modern conditions are determined.

Keywords: the Federal Customs Service; customs authorities; customs control; customs operations; intellectual property objects; customs register of intellectual property objects; foreign economic activity.

Современная мировая экономика опирается на применение в деятельности хозяйствующих субъектов высоких технологий, которые предполагают использование определенных объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Развитие технологий напрямую зависит от обеспечения должного уровня защиты правообладателей и борьбы с трансграничным перемещением контрафактных товаров.

Развитие мирохозяйственных отношений усиливает как экспорт, так и импорт товаров, содержащих ОИС. В связи с этим формирование рынка интеллектуальной собственности является одной из приоритетных задач для многих экономик мира, в том числе и для Российской Федерации (РФ) [1].

Интеллектуальная собственность включает: патентные права, авторские и смежные права и коммерческую тайну. Каждое из указанных прав имеет свои особенности, но задача у всех одна - правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности. Сущность отношений собственности заключается в монополии

использования объекта интеллектуальной собственности его собственником. Вводом в действие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности обеспечивается легальная монополия на различные объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программные продукты; базы данных; топологии интегральных микросхем; фонограммы; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; товарные знаки и знаки обслуживания; селекционные достижения; фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров; закрытую информацию (коммерческую тайну) [2, с. 13].

В современном мире интеллектуальная собственность приобретает все большую ценность, в связи с чем все чаще становится объектом преступных посягательств, представляя несомненный интерес для преступного мира, ориентированного на получение сверхприбылей от незаконных видов деятельности. В развитие положений ст. 44 Конституции РФ о свободе творчества и государственной охране интеллектуальной собственности действующее законодательство предусматривает различные механизмы ее защиты от всевозможных нарушений. Охрана интеллектуальной собственности - одна из основных целей «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Правительством РФ 28.12.2012 [3]. Она предполагает совершенствование таможенных операций и развитие технологий, содействие развитию добросовестной конкуренции производителей [2, с. 26].

Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, регламентированы Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). В соответствии с ним таможенные органы приостанавливают выпуск товаров, содержащих ОИС и включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства - члена ЕАЭС, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов ЕАЭС [4]. Следовательно, в ТК ЕАЭС закреплено два вида реестров ОИС, один из которых действует на всей таможенной территории, а другой - только на территории одного из государств - членов ЕАЭС. В условиях единой таможенной территории и общей таможенной границы Таможенного союза наличие различных реестров в каждом государстве - члене ЕАЭС может служить причиной перемещения контрафактной продукции через участки границы, где данный ОИС не подлежит правовой охране.

Одной из основных особенностей законодательного регулирования прав на ОИС в России является территориальный характер таких прав, т. е. права автора охраняются и защищаются только на территории того государства, где о них было заявлено надлежащим образом. Получение таких прав в одном государстве не означает, что они будут иметь признание в другой стране. Появляется проблема исчерпания прав. Например, в России и Белоруссии применяется территориальный принцип исчерпания прав, в Казахстане - международный. Международный принцип заключается в том, что исключительное право правообладателя считается исчерпанным в отношении конкретного продукта в момент первого его введения в оборот в любой стране.

При пересечении товарами таможенной границы особое значение приобретают два аспекта: включение платежей за использование ОИС в таможенную стоимость товаров и соблюдение мер по защите прав интеллектуальной

собственности. Таможенный контроль товаров, содержащих ОИС, преследует несколько целей [5]:

- защита интересов правообладателей;

- обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов, так как стоимость прав на пользование ОИС учитывается при расчете таможенной стоимости товаров;

- обеспечение безопасности потребителей товаров.

Роль таможенных органов заключается в защите прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу. Именно благодаря их работе снижается оборот контрафактной продукции, а также соблюдаются права национальных и зарубежных производителей на интеллектуальную собственность.

Высокий уровень обеспечения защиты прав правообладателей способствует формированию интеллектуального и культурного потенциала России, создает инвестиционную привлекательность как для российских, так и для иностранных партнеров, существенно влияет на экономический климат, особенно в условиях международных санкций, действующих в отношении нашей страны.

Объекты интеллектуальной собственности и права на их использование выступают предметом различных договорных отношений, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Согласно Федеральному закону 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в компетенцию таможенных органов входит обеспечение защиты прав на ОИС.

Одним из эффективных механизмов защиты прав правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Федеральная таможенная служба (ФТС России) ведет такой реестр. Данный реестр формируется на основании заявлений правообладателей и способствует предотвращению ввоза на таможенную территорию контрафактной продукции (рис. 1).

Рис. 1. Динамика включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр

В 2016 г. в таможенном реестре зарегистрировано 4 295 ОИС, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 4 258 товарных знаков, 31 объект авторского права, 6 наименований мест происхождения товаров [6].

По состоянию на 30.09.2017 в таможенном реестре зарегистрирован 4 541 ОИС, т. е. за девять месяцев 2017 г. включено 246 ОИС.

Объекты интеллектуальной собственности включаются в таможенный реестр посредством оказания заявителям (правообладателям, их представителям) государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».

ФТС России реализует комплекс мер, направленных на совершенствование таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, в том числе с использованием функциональных возможностей информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. При этом администрирование данных таможенного реестра осуществляется в электронном виде, вследствие чего сокращено время, необходимое на их обработку.

Также проведена модернизация программных средств, используемых таможенными органами для обеспечения контроля товаров, содержащих ОИС, в частности реализована возможность интегрирования информации из программных средств, используемых должностными лицами таможенных органов при проведении таможенного контроля, непосредственно в личный кабинет правообладателя, включая сведения о приостановлении выпуска товаров в режиме он-лайн. Это позволяет сократить время совершения таможенных операций, своевременно реагировать на уведомления правообладателя и принимать решения о запрете выпуска контрафактной продукции.

В целях обеспечения осуществления автоматизированного контроля сведений, заявленных в декларации на товар (ДТ) при совершении таможенных операций, связанных с декларированием товаров, содержащих ОИС, включенные в таможенный реестр, внесены изменения в «Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары», предусматривающие обязательное указание в ДТ регистрационного номера ОИС по таможенному реестру при декларировании товаров, содержащих включенные в таможенный реестр ОИС.

Реализация данного требования позволит производить автоматическую сверку заявленных в ДТ сведений о товаре (товарном знаке, коде товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС), о получателе товаров и лице, ответственном за финансовое регулирование, со сведениями, содержащимися в таможенном реестре, что упростит должностным лицам таможенных органов проведение таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, включенные в таможенный реестр, а автоматическая сверка указанных сведений будет являться одним из элементов совершенствования механизма совершения таможенных операций при декларировании товаров.

Для выявления и пресечения поставок в РФ товаров, обладающих признаками нарушения прав интеллектуальной собственности, таможенные органы активно используют систему управления рисками. Данный инструмент позволяет сосредоточить усилия и ресурсы таможенных органов в нужное время и в нужном месте для пресечения незаконного ввоза контрафактных товаров уже на этапе таможенного декларирования и не допустить поступление товаров, нарушающих права правообладателей, на внутренний рынок.

В результате незаконного использования юридическими лицами и гражданами ОИС таможенными органами в 2016 г. было возбуждено 1 027 дел об административных правонарушениях (АП) (в 2015 г. - 1 040 дел об АП) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Из них 996 дел об АП (в 2015 г. - 1 011 дел об АП) - по ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (незаконное использование товарного знака) и 31 дело об АП (в 2015 г. - 29 дел об АП) - по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав) [6]. По статистическим данным, за девять месяцев 2017 г. возбуждено 844 дела об АП, в том числе 825 дел - по ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)), 19 дел - по ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав, изобретательных и патентных прав) (рис. 2).

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1 270

1 040 1 027

844

2014 г.

2015 г.

2016 г.

III кв. 2017 г.

Рис. 2. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10 КоАП РФ)

В целях недопущения формирования отрицательной судебной практики таможенными органами осуществляется мониторинг принимаемых судебных решений по вопросам защиты прав на ОИС. По результатам работы таможенных органов в первом полугодии 2017 г. судебными органами вынесено 304 решения в пользу таможенных органов и 5 судебных решений по апелляционным жалобам, не в пользу таможенных органов - 6 и 1 соответственно.

Вместе с тем в 2017 г. общее количество выявляемых таможенными органами контрафактных товаров снижено более чем в два раза. В результате работы таможенных органов по защите прав правообладателей на ОИС за девять месяцев 2017 г. выявлено около 8 млн единиц контрафактной продукции (ЕКП), сумма предотвращенного ущерба правообладателям составила более 2 млрд руб., при этом за аналогичный период 2016 г. было выявлено более 19 млн ЕКП, а сумма предотвращенного ущерба правообладателям составляла порядка 7 млрд руб.

Принимая во внимание рекордное значение показателя объема выявленного таможенными органами контрафактного товара в 2016 г., а также в целях минимизации зависимости его значения от выявления таможенными органами единичных крупных поставок контрафактной продукции, Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВиЭК) ФТС России

проводился анализ выполнения индикативного показателя № 8 в сравнении со значением данного показателя аналогичного периода, зафиксированным в региональных таможенных управлениях (РТУ) за девять месяцев в течение последних трех лет (табл. 1).

Таблица 1

Количество выявленных РТУ контрафактных товаров

РТУ Среднее значение III кв. в 2014-2016 гг., тыс. ЕКП III кв. 2016 г., тыс. ЕКП III кв. 2017 г., тыс. ЕКП Отношение III кв. 2017 г. к ср. зн. III кв., %

ПТУ 468 579 615 131

СТУ 465 426 563 121

СЗТУ 1 779 2 565 1 919 108

ЦТУ 2 812 3 466 2 278 81

УТУ 187 215 135 72

ЮТУ 2 160 1 734 1 040 48

ДВТУ 2 785 5 414 747 27

СКТУ 956 1 012 229 24

Результаты анализа показали, что в регионах деятельности Приволжского таможенного управления (ПТУ) (131%), Сибирского таможенного управления (СТУ) (121%) и Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) (108%) меры, принимаемые таможенными органами по защите прав интеллектуальной собственности, приводят к выявлению объемов контрафактной продукции, соизмеримых со средним значением аналогичных периодов предыдущих лет, вместе с тем в регионах деятельности Северо-Кавказского таможенного управления (СКТУ) (24%), Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) (27%), Южного таможенного управления (ЮТУ) (48%) фиксируется существенное уменьшение выявленных объемов, что в условиях увеличения в 2017 г. объемов декларирования товаров свидетельствует о недостаточном уровне контроля за данной категорией товаров со стороны указанных таможенных органов. Информация о существенном снижении объема выявленных контрафактных товаров таможнями ДВТУ, СКТУ и ЮТУ представлена в табл. 2.

Таблица 2

Количество выявленных таможнями контрафактных товаров

РТУ Таможня Среднее значение III кв. в 2014-2016 гг., тыс. ЕКП III кв. 2016 г., тыс. ЕКП III кв. 2017 г., тыс. ЕКП Отношение III кв. 2017 г. к ср. зн. III кв., %

ДВТУ Благовещенская 34,7 42 10,9 31

Хабаровская 41 8,2 3,3 8

Находкинская 1 766,5 5 137 54,2 3

СКТУ Северо-Осетинская 110 214 35 32

Дагестанская 392 407 99 25

Минераловодская 454 391 95 21

Окончание таблицы 2

РТУ Таможня Среднее значение III кв. в 2014-2016 гг., тыс. ЕКП III кв. 2016 г., тыс. ЕКП III кв. 2017 г., тыс. ЕКП Отношение III кв. 2017 г. к ср. зн. III кв., %

ЮТУ Новороссийская 699,5 1 226 62 9

Ростовская 1 108 237 93,7 8

Сочинская 17 1,8 0,7 4

В целом, при условии сохранения существующей динамики, прогнозируемое УТОВиЭК ФТС России значение объема выявленного таможенными органами по итогам 2017 г. контрафактного товара составит около 10,8 млн ЕКП (68% от среднего значения данного показателя за последние три года (16 млн ЕКП) или 56% от значения прошлого года (20,4 млн ЕКП)).

Поскольку одним из наиболее эффективных инструментов борьбы с перемещением контрафактных товаров является система управления рисками, то, по мнению авторов, представляется целесообразным:

1) ассоциациям правообладателей ОИС (их представителям) направить информацию в ФТС России об отличительных признаках оригинальной и контрафактной продукции (маркировке, артикулах, логистике и др.) для целей ее использования в системе управления рисками;

2) УТОВиЭК ФТС России подготовить предложения по совершенствованию системы управления рисками в части выявления товаров, содержащих ОИС, с учетом особенностей деятельности таможенного органа (номенклатура перемещаемых товаров, транспорт, объемы декларирования и др.).

Использованные источники

1. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / кол. авт.; под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

2. Мантусов В. Б., Евдокимова Т. В. Особенности рынка интеллектуальной собственности России в контексте участия в ВТО. М.: Проспект, 2015.

3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена Правительством РФ 28.12.2012) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

4. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78-85.

5. ВЭД-консалтинг [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedco.ru/property/custom/.

6. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году: справочные материалы к расширенному заседанию коллегии. М., 2017. 77 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.