А. Г. Гетман
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В статье предложен показатель эффективности деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. Показана необходимость оценки действий должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль, с целью обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: товарный поток, содержащий объекты интеллектуальной собственности; показатель эффективности деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности; международная цепь поставки товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
A. G. Getman
A COMPREHENSIVE INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF CUSTOMS AUTHORITIES IN ENSURING THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS
An indicator of customs authorities effectiveness in ensuring the protection of intellectual property rights has been proposed in the article. The need to assess the actions of customs officials performing customs control in order to ensure the protection of intellectual property rights when moving goods across the customs border of the Eurasian Economic Union is revealed.
Keywords: commodity flow, containing objects of intellectual property; indicator of effectiveness of customs authorities in ensuring the protection of intellectual property rights; international supply chain, containing objects of intellectual property.
Одной из функций таможенных органов является защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Цепь поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС), затрагивает многие этапы движения товара, начиная от производителя и заканчивая передачей его потребителю. Одним из важных этапов является прохождение товара через таможенную границу ЕАЭС. На каждом участке возможно возникновение рисков в цепи поставок. Перемещение товаров, содержащих ОИС, может сопровождаться рисками и для таможенных органов, заключающимися в возможном перемещении через таможенную границу ЕАЭС контрафактного товара. В качестве одного из подходов оценки минимизации рисков и мониторинга ситуации указанной проблематики является разработка оценочных показателей эффективности / результативности деятельности таможенных органов.
В первую очередь рассмотрим эффективность деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности.
Механизм защиты прав интеллектуальной собственности закреплен в таможенном законодательстве еще в 2004 г. Исследование проблем оценки эффективности
деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности осуществляется с III квартала 2006 г.
Приказом Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 02.03.2007 № 250 на 2007 г. был утвержден контрольный показатель эффективности деятельности региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен, подчиненных непосредственно ФТС России, «Количество выявленных контрафактных товаров». Методика расчета данного контрольного показателя заключалась в определении количества выявленных таможенными органами контрафактных товаров в единицах контрафактной продукции (ЕКП). Для каждого регионального управления были установлены свои контрольные значения.
В результате введения данного контрольного показателя количество выявленных таможенными органами контрафактных товаров увеличивалось в геометрической прогрессии с каждым годом. Так, если в 2006 г. таможенными органами Южного федерального округа было выявлено 26 тыс. ЕКП, то уже в 2010 г. эта цифра составила около 3 млн единиц.
Оценка контрольного показателя «Количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности», определенная в соответствии с методикой расчета контрольного показателя (приложение № 28 к приказу ФТС России от 03.04.2006 № 284), представлена в табл. 1.
Таблица 1
Критерии выставления оценки контрольного показателя «Количество выявленных контрафактных товаров, содержащих ОИС»
Наименование контрольного показателя Оценка «хорошо» Оценка «удовлетворительно» Оценка «неудовлетворительно»
Количество выявленных контрафактных товаров Выполнен не менее чем на 90% контрольного значения Выполнен не менее чем на 80% контрольного значения Выполнен менее чем на 80% контрольного значения
Эксперты отмечали [1], что существенная активизация деятельности контролирующих и правоохранительных органов в сфере противодействия обороту контрафактной продукции, наблюдаемая с 2006 г., привела к резкому сокращению доли контрафактной продукции по основным объектам правовой охраны1 в их общем товарообороте. Исследованию контрольных показателей эффективности за последние годы уделялось много внимания (Ю. В. Долгова, А. В. Кнышев, Н. А. Ларионова, Ж. С. Лемешева, Е. Н. Рудаков).
С 2017 г. контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, утратили силу [2]. В целях внедрения комплексной системы оценки результативности и эффективности деятельности территориальных таможенных органов в соответствии с «Методическими рекомендациями по оптимизации структуры, штатной численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по определению и мониторингу достижения показателей
1 К основным объектам правовой охраны, в сфере использования которых чаще всего встречается контрафактная продукция, можно отнести средства индивидуализации и объекты авторских и смежных прав.
результативности и эффективности их деятельности», разработана новая система показателей, которая включает показатели эффективности, показатели результативности и индикативные показатели [3, с. 117-118]. Контрольный показатель «Количество выявленных контрафактных товаров» стал индикативным, т. е. перестал участвовать в оценке эффективности деятельности таможенного органа и не содержит контрольного значения.
Согласно официальным данным ФТС России, в 2016 г. по результатам принимаемых таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности количество выявленных таможенными органами контрафактных товаров составило 20,4 млн ЕКП; в 2017 г. (когда этот показатель перешел в формат индикативного) значение снизилось в 2 раза и составило 10,1 млн ЕКП. За I полугодие 2019 г. выявлено порядка 2,3 млн единиц контрафактной продукции [4], что явно свидетельствует об устойчивой тенденции к снижению количества выявляемых контрафактных товаров.
Вместе с тем следует признать, что методика расчета контрольного показателя «Количество выявленных контрафактных товаров» не отражала комплексную оценку деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности. Так, если таможенный орган за весь год выявил одну поставку с большим количеством контрафактного товара, то формально закрывался годовой показатель и дальнейшие активные действия, направленные таможенным органом на выявление контрафактных товаров, осуществлять не было необходимости.
Проанализировав все составляющие возможных действий со стороны таможенных органов, направленных на выявление контрафактных товаров, предлагается в качестве контрольного следующий показатель эффективности по данному направлению: «Комплексный показатель по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности» (комплексный показатель).
Целью введения комплексного показателя является всесторонняя оценка эффективности деятельности таможенного органа по направлению защиты прав интеллектуальной собственности. Он оценивает деятельность таможни и РТУ по направлению защиты прав интеллектуальной собственности поквартально.
Источниками информации для расчета контрольного показателя являются:
- база данных по делам об административных правонарушениях;
- письма ФТС России, РТУ, таможен по выявленным нарушениям исполнения функции подчиненным таможенным органом по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности;
- запросы таможенных органов правообладателям (их представителям) по фактам выявления товаров, обладающих признаками контрафактных;
- заявления правообладателей (их представителей), поступившие в таможенные органы, о привлечении к административной ответственности по фактам нарушения прав интеллектуальной собственности;
- вступившие в законную силу решения судов по делам об административных правонарушениях (АП) по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), возбужденным таможенными органами;
- письма иных правоохранительных и / или контролирующих органов, возбудивших по материалам таможенных органов дела об АП по ч. 1 ст. 14.10, ст. 14.33 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 146 и ст. 180 Уголовного кодекса РФ (УК РФ);
- электронная база данных выпущенных деклараций на товары;
- результаты применения профилей рисков и сведения из «Журнала учета результатов применения мер по минимизации рисков».
Комплексный показатель Р (в баллах) для РТУ рассчитывается по формуле:
Р = Купр X Мп / Nт
п=1
где Мп - совокупность показателей Ап с учетом коэффициентов, устанавливаемых РТУ (Ктам).
Общая эффективность деятельности таможни по направлению защиты прав интеллектуальной собственности рассчитывается по формуле:
7
Е = X М
там " п >
п=1
7
Мп =Х Ктам Х Ап .
п=1
Показатель А1 характеризует долю решений судов, вынесенных в пользу таможенных органов, по возбужденным делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, а также по иным статьям КоАП РФ, связанным с нарушениями в области таможенного дела. Показатель рассчитывается по формуле:
А =х 100%,
NДАП
где N1 - количество дел об АП по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, по вынесенным решениям судов, вступившим в законную силу. Учитываются только решения судов, принятые в пользу таможенных органов. В расчет принимаются дела об АП, решения по которым были вынесены в пользу таможенных органов в отчетный период, а также в предыдущий отчетный период (в случае если поступили в таможенный орган в текущий отчетный период). Кроме того, учитываются решения судов о признании товаров контрафактными в рамках рассмотрения дел об АП в области таможенного дела;
^АП - общее количество дел об АП по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ. В расчет принимается общее количество дел, возбужденных таможенными органами, а также таможенными органами совместно с иными уполномоченными правоохранительными органами, независимо от того, было ли принято судом решение о привлечении лица к предусмотренной статьей ответственности.
Величина ^АП включает следующие составляющие:
- дела об АП, возбужденные таможенными органами в отчетный период;
- дела об АП либо уголовные дела, возбужденные иными правоохранительными органами в отчетный период по результатам рассмотрения информации, направленной таможенными органами;
- дела об АП, по которым в отчетный период вынесены решения судов как в пользу, так и не в пользу таможенных органов;
- дела об АП, производство по которым прекращено по тем или иным причинам в отчетный период.
Учитываются дела об АП по ст. 14.10, 7.12, 14.33 КоАП РФ, а также по иным статьям КоАП РФ, связанным с нарушениями в области таможенного дела.
Показатель А2 характеризует соотношение дел об АП по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, находящихся в стадии административного расследования, и дел по вынесенным судами решениям, вступившим в законную силу.
Показатель рассчитывается по формуле:
А = х 100%, Лвр '
где Л2 - количество дел об АП по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, находящихся в отчетный период на рассмотрении в суде, а также дел об АП, по которым на момент составления отчета проводится административное расследование. В расчет принимаются только дела, возбужденные таможенными органами;
ЛВР - количество дел об АП по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, а также по иным статьям КоАП РФ, связанным с нарушениями в области таможенного дела, по которым судами вынесены решения как в пользу, так и не в пользу таможенного органа. В расчет принимаются только дела, возбужденные таможенными органами. Кроме того, учитываются дела об АП, решения по которым были вынесены в пользу таможенных органов в предыдущий отчетный период, но поступили в таможенный орган в текущий отчетный период.
Показатель А3 характеризует деятельность таможенных органов по пресечению перемещения через таможенную границу ЕАЭС контрафактной продукции.
Показатель рассчитывается по формуле:
А3 = ЛЕКП,
где ЛЕКП - общая сумма ЕКП, выявленных таможней. Данный показатель может быть равен 0 при условии, что таможенным органом предприняты все меры по пресечению перемещения через таможенную границу ЕАЭС контрафактных товаров. Если при проверке на этапе контроля после выпуска товаров РТУ или ФТС России выявляет факты перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, обладающих признаками контрафактных, без принятия необходимых мер, предусмотренных таможенным законодательством в области интеллектуальной собственности, то показатель снижается с помощью коэффициентов.
Показатель А4 характеризует деятельность таможенных органов по выявлению контрафактных товаров в рамках взаимодействия с иными контролирующими и правоохранительными компетентными органами в данном вопросе:
А4 =—х 100%,
4 ЛЕКП '
где Л4 - количество контрафактных товаров, выявленных на внутреннем рынке совместно с иными уполномоченными правоохранительными органами или в порядке их информирования (учитываются товары, в отношении которых уполномоченными органами возбуждены уголовные дела или дела об АП, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности), рассчитывается в ЕКП.
Показатель А5 характеризует деятельность таможенных органов при контроле после выпуска товаров:
Л,
А5 =—х 100%,
5 Лекп '
где N - количество контрафактных товаров, выявленных по результатам проведенных инспекционных мероприятий в рамках контроля после выпуска товаров (учитываются товары, признанные судами контрафактными по результатам рассмотрения дел об АП, возбужденных таможенными органами в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров), рассчитывается в ЕКП.
Показатели А4 и А5 являются повышающими в случае, если таможенный орган ведет работу по защите прав интеллектуальной собственности системно, используя и иные инструменты для выполнения функции обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности.
Показатель А6 характеризует деятельность таможенных органов по взаимодействию с правообладателями (их представителями) с целью выявления контрафактных товаров. Данный показатель рассчитывается по формуле:
А6 = — х 100%, ^ N
запросов
где N,5 - количество заявлений от правообладателей в ответ на запросы таможни о принятии мер в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных, поступивших в таможенный орган в отчетный период;
^,апросов - общее количество запросов правообладателям, направленных таможней по результатам выявления товаров, обладающих признаками контрафактных, как включенных, так и не включенных в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, в отчетный период.
При подсчете величин ^апросов учитываются все запросы таможни в адрес правообладателей, в том числе уведомления о приостановлении выпуска товаров. Если по одному и тому же ОИС направлены письма нескольким правообладателям либо в запросе одному правообладателю содержится информация о нескольких ОИС, то при подсчете указанных величин необходимо исходить из количества ОИС, в отношении которых были направлены запросы.
Данный показатель характеризует активность таможни по выявлению контрафактных товаров в рамках взаимодействия с правообладателями (их представителями).
Показатель А7 характеризует эффективность реализации системы управления рисками при выявлении контрафактных товаров. Данный показатель определяется по формуле:
А7 =х L х 100%, 7 NСПр '
где N - количество случаев возбуждения дел об АП по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ либо признания товаров контрафактными правообладателем в результате применения мер по разработанным таможней профилям рисков, направленным на пресечение нарушений прав интеллектуальной собственности. При этом не учитываются случаи возбуждения дел об АП по иным статьям КоАП РФ, а также случаи возбуждения дел об АП по ч. 1 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ в результате применения профилей рисков, разработанных не по направлению защиты прав интеллектуальной собственности. Учитываются профили рисков, разработанные как функциональными подразделениями таможни, так и отделами применения СУР;
^ПР - количество профилей рисков, разработанных таможней по направлению защиты прав интеллектуальной собственности, результат применения мер по которым известен на
момент составления отчета. Учитываются профили рисков, разработанные как функциональными подразделениями таможни, так и отделами применения СУР;
L - коэффициент корректировки показателя А7 в зависимости от соотношения разработанных таможней профилей рисков и количества деклараций на товары (ДТ), выпускаемых в регионе деятельности данной таможни. Коэффициент L предназначен для объективной оценки деятельности таможни по применению СУР в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Коэффициент уменьшает показатель А7 в случае, если таможней с большими объемами выпуска товаров (5-10 тыс. ДТ за квартал) разработано небольшое количество профилей рисков: L = 0,2 при 0 < X < 0,01; L = 0,5 при 0,01 < X < 0,03; L = 0,7 при 0,03 < X < 0,05; L = 1 при X > 0,05;
X = — х 100% , в
где Х - доля ДТ, в отношении которых разработаны профили рисков по направлению защиты прав интеллектуальной собственности;
R - количество профилей рисков по направлению защиты прав интеллектуальной собственности, разработанных таможней;
G - общее количество оформленных таможней ДТ.
Кроме того, вводятся коэффициенты, которые могут повлиять на повышение или понижение данного показателя (табл. 2):
Ктам - коэффициенты, устанавливаемые РТУ для таможен;
Купр - коэффициенты, устанавливаемые для РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;
Атам - количество таможен, подчиненных РТУ.
Таблица 2
Коэффициенты комплексного показателя
Название коэффициента Характеристика коэффициента Расчет коэффициента Значение коэффициента
Ктам1 Выявление ФТС России случаев оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, в рамках контроля после выпуска Наличие хотя бы одного письма ФТС России по нарушениям, связанным с выявлением фактов оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, в рамках контроля после выпуска 0
Ктам2 Выявление РТУ оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, в рамках контроля после выпуска Ктам2 = 0,5 / ПРТУ, где ПРТУ - количество писем вышестоящего таможенного органа по нарушениям, связанным с выявлением оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, в рамках контроля после выпуска 0,5
Ктам3 Нарушение порядка процедуры приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных КтамЗ = 0,8 / Н, где Н - количество нарушений порядка процедуры приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных 0,8
к там4 Наличие решений судов, вынесенных не в пользу таможенного органа в связи с нарушением процесса Ктам4 = 0,6 / Пр, где Пр - количество решений судов с нарушениями процессуальных норм, допущенных таможней 0,6
к там5 Выявление таможней фактов выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, в рамках контроля после выпуска КтаМ5 = 1,8 X Т, где Т - количество писем таможен по нарушениям, связанным с выявлением оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, в рамках контроля после выпуска 1,8
Если ПРТУ, Н, Пр, Т = 0, то коэффициент принимается равным 1.
^там1 = 1, если в таможенный орган не поступало писем ФТС России по нарушениям, связанным с выявлением фактов выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, в рамках контроля после выпуска.
Если ПРТУ = 1 то ^Там2 = 0,8;
если ПРТУ = 2, то ^там2 = 0,7
если Прту > ^ то ^там2 = 0,5;
если Н ф 0, то Хтамэ = 0,8;
если Пр Ф 0, ^там4 = 0,6.
^там5 = 1,8 при наличии хотя бы одного письма таможни по нарушению, связанному с выявлением оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, в рамках контроля после выпуска. В расчет принимаются письма таможни, направленные в адрес правообладателя по результатам анализа выпущенных ДТ, в ответ на которые от правообладателя поступил ответ о принятии мер по защите своих прав.
Вышестоящий таможенный орган с учетом коэффициентов (^там) рассчитывает итоговый балл, после чего выставляется оценка (табл. 3).
Таблица 3
Критерии оценки комплексного показателя
Количество, баллы Оценка
От 0 до 36 включительно Неудовлетворительно
Более 36 до 50 включительно Удовлетворительно
Более 51 до 100 включительно Хорошо
Таким образом, введение данного комплексного показателя позволяет пересмотреть оценку эффективности всего спектра действий, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, и вывести на качественно новый уровень борьбу с контрафактом при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Использованные источники
1. Интеллектуальная собственность. Контрафакт. Актуальные проблемы теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Лопатина. М.: Юрайт, 2009. Т. 2.
2. Приказ ФТС России от 02.12.2016 № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год».
3. Кеменова А. А., Кнышов А. В. Анализ изменений системы показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, произошедших за 2016-2017 гг. // NovaUm.Ru. 2017. № 10. С. 116-121.
4. http://customs.ru/document/text/195129.