Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР-ТРЕНАЖЁРОВ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР-ТРЕНАЖЁРОВ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развивающая игра-тренажёр / оригинальная конструкция / дошкольные образовательные учреждения / лечебно-профилактические учреждения / методические рекомендации / «кантеле-сортер» / «кантеле-конструктор» / «кантелегеоконт» / educational game simulator / original design / preschool educational institutions / medical institutions / guidelines / «kantele-sorter» / «kantele-constructor» / «kantele-geocont»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Кемпи Ксения Дмитриевна

Развивающие игры-тренажёры получили широкое распространение среди специалистов: педагогов образовательных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов. Игры-тренажёры способствуют организации комплексной деятельности обучающихся, включающей элементы игровой, коммуникативной, познавательной и творческий деятельности. Они предоставляют хорошие возможности для развития фантазии и связанной речи обучающихся. Для успешного внедрения в образовательную практику требуется функциональная разработанность конструкций тренажёров и их полноценное методическое сопровождение. Это подтвердили представленные в статье результаты исследования по теме: «Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров из древесины для образовательных и лечебно-профилактических учреждений Республики Карелия», проведённого в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов, аспирантов и лиц, имеющих учёную степень, финансируемой Правительством Республики Карелия. Описанные в статье развивающие игры-тренажёры: «кантеле-сортер», «кантеле-конструктор» и «кантеле-геоконт» предназначены для использования в образовательной практике при работе с обучающимися дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Кемпи Ксения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing simulator games are widely used among specialists: teachers of educational institutions, speech therapists, psychologists, speech pathologists. Simulator games contribute to the organization of the complex activities of students, including elements of gaming, communicative, cognitive and creative activities. They provide good opportunities for the development of imagination and connected speech of students. For successful implementation in educational practice, functional development of simulator designs and their full methodological support are required. This was confirmed by the results of a study presented in the article on the topic: “Development of original sets of educational games-simulators made of wood for educational and medical institutions of the Republic of Karelia”, conducted as part of the implementation of the R&D Support Program for students, graduate students and persons with a scientific degree, funded by the Government Republic of Karelia. The educational games-simulators described in the article: «kantele-sorter», «kantele-constructor» and «kantele-geocont» are intended for use in educational practice when working with preschool students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР-ТРЕНАЖЁРОВ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); студент Кемпи Ксения Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР-ТРЕНАЖЁРОВ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЛЕЧЕБНО-

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. Развивающие игры-тренажёры получили широкое распространение среди специалистов: педагогов образовательных учреждений, логопедов, психологов, дефектологов. Игры-тренажёры способствуют организации комплексной деятельности обучающихся, включающей элементы игровой, коммуникативной, познавательной и творческий деятельности. Они предоставляют хорошие возможности для развития фантазии и связанной речи обучающихся. Для успешного внедрения в образовательную практику требуется функциональная разработанность конструкций тренажёров и их полноценное методическое сопровождение. Это подтвердили представленные в статье результаты исследования по теме: «Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров из древесины для образовательных и лечебно-профилактических учреждений Республики Карелия», проведённого в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов, аспирантов и лиц, имеющих учёную степень, финансируемой Правительством Республики Карелия. Описанные в статье развивающие игры-тренажёры: «кантеле-сортер», «кантеле-конструктор» и «кантеле-геоконт» предназначены для использования в образовательной практике при работе с обучающимися дошкольного возраста.

Ключевые слова: развивающая игра-тренажёр, оригинальная конструкция, дошкольные образовательные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, методические рекомендации, «кантеле-сортер», «кантеле-конструктор», «кантеле-геоконт».

Annotation. Developing simulator games are widely used among specialists: teachers of educational institutions, speech therapists, psychologists, speech pathologists. Simulator games contribute to the organization of the complex activities of students, including elements of gaming, communicative, cognitive and creative activities. They provide good opportunities for the development of imagination and connected speech of students. For successful implementation in educational practice, functional development of simulator designs and their full methodological support are required. This was confirmed by the results of a study presented in the article on the topic: "Development of original sets of educational games-simulators made of wood for educational and medical institutions of the Republic of Karelia", conducted as part of the implementation of the R&D Support Program for students, graduate students and persons with a scientific degree, funded by the Government Republic of Karelia. The educational games-simulators described in the article: «kantele-sorter», «kantele-constructor» and «kantele-geocont» are intended for use in educational practice when working with preschool students.

Key words: educational game simulator, original design, preschool educational institutions, medical institutions, guidelines, «kantele-sorter», «kantele-constructor», «kantele-geocont».

Введение. В настоящее время в работе специалистов, занимающихся с обучающимися дошкольного возраста, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья, большое внимание уделяется дидактическим играм, представленным в материальной (вещественной) форме. Это позволяет развивать у обучающихся сенсорику, мелкую моторику, творческие способности и др. Материальными объектами в данном случае могут выступать учебные макеты, модели, тренажёры, специальное оборудование.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В ходе игры осуществляется всестороннее развитие обучающегося: развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, креативные навыки и многое другое.

Анализ исследований учёных в области дошкольной педагогики показал, что наиболее востребованными развивающими играми для дошкольников являются игры Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, М. Монтессори и др. [1, 2]. Данные игры производятся массово, но, к сожалению, не все дошкольные и лечебно-профилактические учреждения могут их приобрести в требуемом количестве.

В отдельный вид выделяются развивающие игры-тренажёры, которые способствуют развитию таких высших психических функций как мышление, межполушарное взаимодействие отделов головного мозга; развитию зрительного и пространственного восприятия, праксиса.

В рамках грантов Главы Республики Карелия коллективом преподавателей и студентов Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета был подготовлен проект на тему: «Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров из древесины для образовательных и лечебно-профилактических учреждений Республики Карелия».

Основная идея проекта состоит в компенсировании недостатка развивающих игр-тренажёров и их методического сопровождения в образовательных и лечебно-профилактических учреждениях (в том числе, за счёт внедрения в образовательную практику оригинальных конструкций игр-тренажёров).

Изложение основного материала статьи. С целью выявления актуальных проблем, которые должны решать развивающие игры-тренажёры, их востребованности в учреждениях, а также направленности и наполнения методической сопровождающей документацией, нами был разработан опросник, который включал следующие вопросы:

1. Используете ли Вы в своей работе развивающие игры-тренажёры? Если да, то укажите, какие?

2. Достаточно ли у Вас компетенций для работы с обучающимися с использованием развивающих игр-тренажёров?

3. Достаточное ли количество развивающих игр-тренажёров в Вашем учреждении?

4. Каких развивающих дидактических средств обучения Вам не хватает для осуществления продуктивной работы с обучающимися?

5. Какой материал для изготовления развивающих игр-тренажёров является для Вас предпочтительным?

6. Есть ли необходимость в методическом сопровождении (памятки, методические рекомендации) по использованию развивающих игр-тренажёров?

7. Ваши идеи (предложения) по совершенствованию работы с развивающими играми-тренажёрами.

Опрос был проведён среди специалистов-педагогов детских садов №№ 88, 117, 114, 102, 99, 71, 54, 21, 34, 25, 1 г. Петрозаводска, детского сада Ведлозерского района, МКДОУ детский сад №29 «Гномик» г. Олонца, реабилитационного

центра при детской городской больнице г. Петрозаводска и других образовательных и лечебно-профилактических учреждений.

Общее количество респондентов - 128 человек. Большинство опрашиваемых (102 чел.) составили воспитатели детских садов. Также в опросе приняли участие логопеды (7), психологи (7), дефектологи (6), медицинские психологи (3), заместитель заведующего ДОУ, инструктор по физической культуре, тьютор. У 40% респондентов стаж работы не достигает 10 лет, у 28% стаж составил от Юдо 20 лет, а у 32% - свыше 20 лет.

Наиболее распространёнными развивающими играми-тренажёрами, которые используют в своей практике респонденты, являются сортеры, геоборды, бизиборды и доски Сегена. Менее активно используются нейродоски, шнуровки, кубики Никитиных, балансиры и др. (вопрос 1).

107 из 128 респондентов указали, что им хватает компетенций для работы с развивающими играми-тренажёрами (вопрос 2). 64% опрошенных указали на недостаток развивающих игр-тренажёров в учреждении или желание иметь большее их количество (вопрос 3). 24% респондентов назвали необходимыми тренажёрами для работы - геоборды, 22% -доски Сегена, 21% - сортеры, 19% - бизиборды (вопрос 4).

Большинство респондентов в качестве материала для тренажёра указали древесину. Также опрашиваемыми были представлены такие материалы как ткань, пластмасса, бумага, картон (вопрос 5). 80,5% педагогов ответили, что существует необходимость в методическом сопровождении развивающих игр-тренажёров (вопрос 6).

33 специалиста из 128 опрошенных высказали предложения-рекомендации по совершенствованию работы с развивающими играми-тренажёрами (вопрос 7). Это необходимость в проведении мастер-классов по эффективному использованию тренажёров; важность аспекта многофункциональности игры; разные варианты исполнения - настольные, напольные, настенные и др.; применение яркого цвета и оригинального контура для тренажёра; использование лёгкого и экологичного материала для конструкции тренажёров; проектирование игр-тренажёров спортивной направленности, развивающих игр для не ходящих детей; разработки видео-материалов по использованию игр-тренажёров, методических пособий рекомендаций по их эффективному применению в образовательной практике и многое другое.

После анализа полученных статистических данных о необходимости и требованиях к играм-тренажёрам в образовательных и лечебно-профилактических учреждениях была выявлена направленность и функционал тренажёров, а также примерное содержание инструкций-рекомендаций по их эффективному использованию.

По итогам проведённого опроса студенты кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» спроектировали и изготовили опытно-экспериментальные образцы оригинальных игр-тренажёров из древесины для дошкольных образовательных и лечебно-профилактических учреждений: «кантеле-сортер», «кантеле-конструктор» и «кантеле-геоконт». В качестве контура для тренажёров выбран шаблон действительных размеров инструмента Кантеле. Оригинальный подход в создании тренажёров выражается в этно-компоненте: кантеле является национальным карельским музыкальным инструментом.

Игра-тренажёр вида «Кантеле-сортер» обладает большим развивающим потенциалом, особенно в работе с детьми, имеющими заболевания центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Она способствует развитию умений сравнивать, анализировать, сортировать вкладыши, выстраивать связи со своими визуальными представлениями, тренировать мелкую моторику и координацию [3,4].

Возрастная группа для занятий с тренажёром: младший дошкольный возраст (3-4 года). Варианты упражнений зависят от возраста детей. Если говорить о раннем дошкольном возрасте - до трёх лет, то ребенку можно показать, как вкладывать формы-вкладыши, затем предоставить ему возможность сделать это самостоятельно.

Далее, от 4 лет и старше, можно подключать межполушарное развитие - работу двумя руками: одной рукой устанавливать вкладыши в ячейки-формы в основание тренажёра, другой - ставить колки. Колки разные по высоте. Также можно выделять фигуры только по цвету («возьми жёлтую фигуру и установи её в нужную прорезь») или по форме («установи овал в нужное место»), У ребёнка развиваются зрительное и слуховое внимание, восприятие, процессы мышления. Также тренажёр позволяет изучать счёт до 5.

Уникальность работы с разработанным кантеле-сортером заключается в том, что, уже начиная с младшего возраста, детей можно знакомить с карельским народным музыкальным инструментом кантеле. Педагог сделает акцент на необычном контуре, предложит ребёнку провести пальчиком, сравнить с другим сортером. Работающий с детьми специалист сделает акцент на том, что именно такую форму и размеры имеет музыкальный инструмент и включит мелодию звучания кантеле.

Следующая игра-тренажёр «Кантеле - конструктор». Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет). Задачи, решаемые тренажёром:

- изучить составные части карельского народного музыкального инструмента;

- развивать мелкую моторику;

- закреплять представления о цвете и оттенках;

- развивать конструкторское мышление, логику, речь, память.

Игра-тренажёр состоит из отдельных частей, представляющих собой детали музыкального инструмента Кантеле: корпуса, верхней и нижней дек, струнодержателя, пальца, колков и струн. Сборка деталей в единый узел производится без использования клея. «Кантеле-конструктор» сборно-разборной конструкции, что делает его использование многократным.

Оригинальность данного тренажёра в возможности проводить экспериментальную работу по подбору материалов для струн. Вместо обычных резинок использовать силиконовые резинки, проволоку, леску, витую верёвку, другой подходящий материал.

Третья разработанная и изготовленная развивающая игра-тренажёр: «Кантеле - геоконт». Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет). Задачи, решаемые при помощи данного тренажёра:

- развивать мелкую моторику;

- развивать и закреплять знания о цвете и оттенках;

- расширять знания о карельском народном музыкальном инструменте;

- развивать пространственное воображение, мышление, речь.

Оригинальность конструктивного решения заключается в размещении на основании тренажёра сразу трёх геоконтов, которые позволяют работать детям над дизайном музыкального инструмента. Геоконт в центре: разрабатывать форму звукового отверстия, геоконт в левой части: форму струнодержателя. Входящие в комплект тренажёра канцелярские резинки позволяют сделать имитацию контура и узоров. Также можно с помощью резинок имитировать струны [4].

Рассмотренные образцы прошли успешную апробацию на базе МДОУ №№ 88, 117 г. Петрозаводска, реабилитационного центра при Детской городской больнице г. Петрозаводска, а также в кабинетах самозанятых практикующих логопедов и дефектологов.

Окончательный вариант конструкций развивающих игр-тренажёров изготавливался в материале с учётом пожеланий и рекомендаций специалистов-практиков.

Выводы. По результатам проведённого исследования было выявлено, что требуются тренажёры, которые будут развивать не только кругозор детей, но также и высшие психические функции, сенсорику, познавательный интерес и любознательность, творческие способности.. Конструкция игр-тренажёров должна быть сделана из экологичного и безопасного доя обучающихся материала, также быть лёгкой и многофункциональной.

Таким требованиям соответствуют разработанные и представленные в исследовании игры-тренажёры: «кантеле-сортер», «кантеле-конструктор» и «кантеле-геоконт». Подобного рода тренажёры будут являться своеобразной «физкультурой», «разминкой» для головного мозга обучающихся, тренировкой речи детей, памяти, творческого мышления, воображения и др. Оригинальный контур в виде музыкального инструмента позволит ознакомить и приобщить детей к отдельным сторонам материальной и духовной культуры родного края, формировать патриотические чувства у детей дошкольного возраста.

К играм-тренажёрам разработана методическая сопровождающая документация, которая включает не только задания-упражнения для обучающихся, но и методические рекомендации для педагогов. Разработанные инструкции-рекомендации по каждому из рассмотренных игр-тренажёров включают назначение, описание конструкции тренажёров, серию упражнений для выполнения заданий обучающимися как с помощью педагога, так и самостоятельно.

Литература:

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: Методическое пособие / [В.В. Воскобович и др.]; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. - СПб.: КАРО, 2017. - 352 с.

2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества. Развивающие игры / Б.П. Никитин. - Москва: Самокат, 2017. - 344 с.

3. Сортер - полезная развивающая игрушка для детей. - URL: https://o-krohe.ru/igrushki/sorter/. - О КРОХЕ (Дата обращения: 22.03.2023)

4. Талых, A.A. Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров и специфика их использования в дошкольных образовательных учреждениях / A.A. Талых, К.Д. Кемпи, К.Ю. Терентьев // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сборник научных трудов. - Москва: Перспектива, 2023. - Вып. 7. - С. 449-454

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Тамулевич Светлана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА

Аннотация. В статье раскрывается специфика и актуальность включения коллективных проектов в образовательный процесс подготовки бакалавров дизайна на основе практикуемой модели обучения. Исследование ориентировано на формирование методик компетентносто-ориентированной подготовки в области дизайн-образования. Разработанная модель формирования навыков профессионального дизайн-поектирования реализуется в Тихоокеанском государственном университете, в Высшей школе дизайна и искусств. Исследовании опирается на государственные образовательные и профессиональные стандарты, на теории проектной деятельности, разработанные в педагогике и дизайне. Рассматриваемая модель применения инновационных методов проектного обучения основана на кооперации разноплановых образовательных модулей профессионального цикла и направлена на приобретение опыта в коллективном проектировании сложных объектов (систем) графического дизайна. Коллективный проект выступает в роли контейнера для решения дидактических задач. Практика коллективного дизайн-проектирования рассматривается как необходимое условие качественной профессиональной подготовки дизайнеров, ориентированной на современные требования рынка труда. Модель включения длительных коллективных профессиональных дизайн-проектов, реализуемых несколькими образовательными модулями, направлена на активизацию получения профессиональных и надпрофессиональных компетенций, на повышение конкурентноспособности бакалавров дизайна.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, обучение графическому дизайну, компетентность, метод проектов, коллективные проекты, проектная деятельность, дизайн-проектирование, этапы проектирования, межпредметные

Annotation. The article reveals the specificity and relevance of collective projects in the education of bachelors of design. The study focuses on the formation of teaching methods of professional competencies in the field of design. The model is implemented at the Pacific State University in the Higher School of Design and Arts. The research is based on state educational and professional standards. The author considers the theories of project activities in pedagogy and design. Cooperation of different educational modules of professional cycle is the basis of the proposed model of innovative methods of project-based learning. The educational model is aimed at gaining experience in collective design of graphic design systems. Collective design serves as a container for solving didactic tasks. We consider the practice of collective design projecting as a necessary condition for quality professional training of designers. The method is focused on the modern requirements of the labor market. The model of inclusion of long-term collective professional design projects in the training of bachelors of design is aimed at intensifying the acquisition of hard skills and soft skills, at increasing the competitiveness of bachelors of design.

Key words: higher professional education, graphic design education, collective projects, interdisciplinary communications, project-based learning, project activities, design engineering, design stages, interdisciplinary communications.

Введение. Современный образовательный процесс подготовки бакалавров дизайна ориентирован на требования рынка труда, на новые потребности отрасли. Для реализации такого подхода к подготовке выпускников востребовано внедрение новых проблемно-ориентированных моделей обучения, способных актуализировать образовательный процесс, уменьшить разрыв между приобретаемыми компетенциями и реальными условиями производственной деятельности выпускников высшей школы.

Предъявляемые к бакалавру графического дизайна требования профессионального стандарта определяют дизайн объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации как основной вид профессиональной деятельности. 6 уровень профессиональной квалификации выделяет проектирование в трудовую функцию графических дизайнеров, включающую подготовку и согласование с заказчиком проектного задания, художественно-техническую разработку дизайн-проектов и авторский надзор за выполнением работ по изготовлению в производстве визуальных объектов. Бакалавр графического дизайна после окончания обучения может претендовать при трудоустройстве на следующие должности, перечисленные в профстандарте: дизайнер печатной продукции, дизайнер упаковки, художник-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.