Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 695
у 11,6% — носовых кровотечений. Петехии, экхимозы и носовые кровотечения наблюдались у 25,6% детей. Количество тромбоцитов у детей с впервые выявленной ИТП составляло от 1 до 100 109/l у 83,7%. Тромбоциты отсутствовали у 16,3% пациентов. У 58,1% детей с ИТП выявлены остро протекающие инфекции (ОРВИ, цитомегаловирусная, ОКИ). Стартовой терапией у всех детей явился иммуноглобулин человека (ВВИГ) [2], в дозе 1 г/кг. С гемостатической целью все дети получали этамзилат натрия, аминокапроновую кислоту. Купирование геморрагического синдрома и повышение уровня тромбоцитов после введения ВВИГ достигнуто у 60,4%. Длительность лечения этих пациентов в среднем составила 5-7 койко-дней. Детям (39,6%) без эффекта от введения ВВИГ в дальнейшем назначали глюкокортикостероиды. Длительность лечения в этой группе была выше (20-30 дней). Купирование геморрагического синдрома и нормализация количества тромбоцитов достигнуто у 81,3%, клиническая ремиссия, без нормализации уровня тромбоцитов — у 18,7%.
Вывод: стартовая терапия впервые выявленной ИТП ВВИГ эффективна у 60,4%; у всех детей купирован геморрагический синдром. Литература
1. Накастоев И.М. Врожденная форма тромботической тромбоцитопенической пурпуры. Краткий обзор и описание клинического случая. / Накастоев И.М., Авдонин П.П., Грибанова Е.О. и др. // Гематология и трансфузиология. 2018. № 2. С. 191-199.
2. Киргизов К.И. Терапия внутривенными иммуноглобулинами в детской гематологии — онкологии и при трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. / Киргизов К.И. // Российский журнал детской гематологии и онкологии. 2018. т.5. № 2. С. 32-39.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПАРАТА «ЭЛЬКАР» ПРИ НАРУШЕНИИ РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ СЕРДЦА
Седых В. С.
Научный руководитель: ассистент Ежова Ольга Леонидовна Кафедра поликлинической педиатрии им. академика А.Ф. Тура Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Седых Валерия Сергеевна — студентка 5 курса, Педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: дети, Элькар, сердце, нарушение ритма, нарушение проводимости, лечение.
Актуальность: в структуре заболеваемости населения болезни сердечно-сосудистой системы занимают одно из ведущих мест и в значительной мере определяют уровень утраты трудоспособности и смертности населения. Также стоит отметить, что наблюдается значительный рост заболеваемости и общего числа детей с этой патологией. Большинство случаев смерти детей приходится на органические поражения сердца и сосудов, все большее значение приобретают жизнеугрожающие аритмии [1].
В то же время исследования последних лет показали хороший эффект препаратов карнити-на в педиатрической практике [2].
Цель исследования: изучение эффективности применения препарата «Элькар» при нарушении ритма и проводимости сердца.
Материалы и методы: был проведен ретроспективный анализ историй болезни 15 пациентов педиатрического отделения СПб ГБУЗ «ДГБ 1» в возрасте от 3 лет до 17 лет с различными нарушениями ритма и проводимости сердца (синдром слабости синусового узла, синусовая брадикардия, желудочковая экстрасистолия, транзиторная атриовентрикулярная блокада 1 и 2 степени, полная блокада правой ножки пучка Гиса и др.), получавших во время лечения препарат «Элькар».
Результаты: из 15 пациентов, имевших соответствующие патологии сердечно-сосудистой системы и получавших «Элькар», у 7 пациентов (46,6%) был выявлен положительный эффект от приема препарата. У 6 пациентов (40%) эффект отсутствовал, из них 2 пациента
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
имели органическую природу происхождения нарушений и у 2 пациентов был дефицит массы тела, не корригируемый к концу лечения. И у 2 пациентов (13,3%) эффект был сомнительного характера.
Выводы: при наличии органической патологии сердечной деятельности (хронический миокардит, острый перикардит) положительного эффекта от применения препарата «Элькар» не наблюдается. При дефиците массы тела пациента применение препарата с положительным эффектом наблюдается при нормализации массы тела и/или при увеличении курса приема препарата. Отсутствие эффекта при приеме препарата наблюдается у пациентов с тяжелым нарушением проводимости (АВ-блокада 3 степени). Литература
1. Школьникова М.А. Детская кардиология в России на рубеже столетий// Вестник аритмоло-гии. 2000. № 18. С 15-19.
2. Брин И.Л. Элькар в педиатрической практике// Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2006. № 3. С 51-55.
особенности жалоб при функциональных нарушениях органов пищеварения у детей
Сергейчук Е. В., Сомова А. Д.
Научный руководитель — к.м.н. доцент Мишкина Татьяна Владимировна Кафедра поликлинической педиатрии имени академика А.Ф.Тура Санкт-Петербургский Государственный Педиатрический Медицинский Университет
Контактная информация: Сергейчук Елена Валериевна — студентка 6 курса, Педиатрического факультета. E-mail: [email protected].
Ключевые слова: функциональная диспепсия; функциональный запор.
Актуальность: симптомы функциональных гастроинтестинальных нарушений могут быть весьма разнообразны, при этом одной из главных задач врача является исключение наличия органических заболеваний желудочно-кишечного тракта [1]. Диагностический поиск, в первую очередь — выявление характерных жалоб при сборе анамнеза, призван разграничить эти две группы заболеваний [2].
Цель исследования: уточнить особенности жалоб пациентов с функциональными расстройствами органов пищеварения для выявления симптомов «тревоги», требующих проведения углублённых диагностических мероприятий.
Пациенты и методы: в исследование включено 43 ребёнка (17 мальчиков, 26 девочек) в возрасте от 4 до 13 лет (средний возраст — 6 лет 5 месяцев) с установленным диагнозом «функциональная диспепсия» или «функциональный запор». Исследование проведено методом анкетирования на базе Консультативно-диагностического центра для детей № 2 в Санкт-Петербурге.
Результаты: Диагноз «функциональная диспепсия» (ФД) установлен у 23 детей (10 мальчиков и 13 девочек), «функциональный запор» (ФЗ) — у 20 детей (7 мальчиков, 13 девочек). Постоянная выраженность жалоб на проблемы с органами пищеварения отмечена у 4 (17,4%) детей с ФД — все оказались младше 6 лет, также у 6 детей (30%) с ФЗ школьного возраста. Остальные пациенты характеризовали симптомы как «изменчивые, преходящие», что служит немаловажным отличием функциональной патологии от органической. Связь со стрессом прослеживается у 5 (21,7%) пациентов с диспепсией и у 13 (65%) — с функциональным запором (из них 8 человек старше 6 лет). При этом обозначенные на приёме жалобы нарушают ночной сон 5 детей (21,7%) с ФД — из них четверо старше 6 лет; и 6 детей (30%) с ФЗ — из них четверо младше этого возраста. Жалобы на боль со стороны других органов (головная боль, боль в спине, конечностях и т.п.) предъявляет 1 человек (5%) с ФД и 4 (17,39%) — с ФЗ. Только у одного (4,45%) ребёнка с функциональной диспепсией замечена потеря веса за последние шесть месяцев. Повышенная тревожность и частая смена настроения оказалась характерна для 4 (17,39%) детей, страдающих функциональной диспепсией, и для 6 (30%) пациентов с функциональным запором.
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174