Административное принуждение является темой, постоянно вызывающей активную дискуссию на уровне общества, в научном сообществе, в сфере функционирования государственных органов, в том числе законодательных. В современной России, как известно, активно идет административная реформа, реализация которой невозможна без модернизации системы государственного принуждения. Особое место в ней занимает деятельность органов внутренних дел.
Изменения законодательства, государственная политика последних лет, отраженная в первую очередь в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, позволяют судить об активном внимании государственных органов к данной проблематике. Построение правового государства и гражданского общества, отраженные в Конституции РФ 1993 г. в качестве основных ориентиры государственно-правового и общественного развития, требуют в первую очередь всестороннего обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод граждан; создания и поддержания режима законности в сфере исполнительной власти, в области административно-властных правоотношений; обеспечения защиты государства, поддержания правопорядка. Кроме этого, постоянно делается акцент на необходимости изменения структуры и принципов взаимодействия экономики и государства, более четкого и ограниченного административного воздействия на рыночные институты на основании эффективных правовых средств. Кроме того, уделяется немало внимания необходимости создания в России совершенного административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливающего меры административного принуждения, административной ответственности, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях. Данные обстоятельства находят свое отражение в активном законотворчестве, однако этот процесс сопровождают многочисленные противоречия: нормы одного закона исключают правовые
установления другого, законодательные положения часто неясны и неконкретны, разрабатываются и принимаются многочисленные инструкции, положения и т.д. Все это затрудняет процесс реализации института административного принуждения [1, с. 11].
Современное состояние правового регулирования вопросов применения государственного принуждения полицией можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, законодатель достаточно единодушно с исполнительной властью активно обновляет нормативные акты в указанной сфере. В первую очередь, имеется в виду Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ [2], в гл. 4 регламентирующий, кроме всего прочего, вопросы применения некоторых мер принуждения. На подходе еще ряд нормативно-правовых актов, в том числе ведомственного характера, например, о деятельности участковых уполномоченных полиции и т.д. С другой стороны, Федеральный закон «О полиции» еще до своего принятия вызывал массу вопросов. Первым и основным является обоснованность принятия закона, регулирующего функционирование одной из разновидностей правоохранительной службы до принятия закона о самой этой службе. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» 2003 г. указывает на необходимость его разработки и принятия.
Кроме того, в Федеральном законе «О полиции» делается попытка на законодательном уровне более детально регламентировать меры государственного принуждения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел. Однако в части государственного принуждения, применяемого полицией, внимание в законе уделяется только применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, задержанию, вхождению (проникновению) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцеплению (блокированию) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов и формированию и ведению банков данных о гражданах. О других же принудительных мерах, отнесенных к подведомственности полиции (таких как право полиции проверять документы, удостоверяющие личность граждан, вызывать в полицию граждан и должностных лиц, запрашивать и получать на безвозмездной от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы, иную необходимую информацию, беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, доставлять граждан в
служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, останавливать транспортные средства, проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия и других), столь конкретно не говорится. Их правовое регулирование либо отсутствует вообще, либо достаточно лаконично и неконкретно, либо содержится в иных нормативных актах, таких как КоАП РФ [3], ведомственные приказы и инструкции. Следует констатировать, что законодатель упустил возможность унифицировать процедуру регулирования порядка и условий применения мер административного принуждения сотрудниками полиции, оставив простор для ведомственного правотворчества.
Для выполнения возложенных на МВД России задач его сотрудники наделены различными по характеру властными полномочиями на применение административного принуждения. Эти полномочия органов внутренних дел, с одной стороны, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации, прав граждан и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства защиты законных интересов законопослушных граждан и сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение мер административного принуждения должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом [1, с. 11].
Некоторые меры принуждения, перечисленные в ст.13 Федерального закона «О полиции», могут существенно ограничивать права граждан и юридических лиц и недостаточно полно регулируются КоАП, что в конечном итоге приведет к появлению подзаконных актов, таких как приказы МВД РФ, регулирующие процедуру ограничения прав человека, что не в полной мере соответствует ст. 55 Конституции РФ.
Проблема эффективности законов и их соответствия современным тенденциям развития общества, как известно, является далеко не новой, а тем более не оригинальной для отечественной юридической науки проблемой [4, с. 4-7], но она всегда остается весьма актуальной. Особенно это касается вопросов взаимодействия общества, индивида и государства в сфере принуждения, применяемого правоохранительными органами.
В настоящее время в России, как справедливо отмечается в литературе, «количественное увеличение законов привело к чрезмерной поспешности в их принятии, к снижению качества принимаемых законов», а кроме того, невнимание законодателя к вопросам установления соотношения закона с другими нормативно-правовыми актами отрицательно отразилось на всей системе нормативного регулирования, привело «не к взаимодействию, а к соперничеству и необоснованной конфронтации правотворческих органов» [5, с. 11].
Особенности ведомственного правового регулирования деятельности МВД России предполагают необходимость создания большого количества разнообразных нормативных актов, направленных на реализацию государственных принудительных мер. Анализ этих нормативных актов в сфере производства по делам об административных правонарушениях позволяет выявить их некоторые существенные недостатки: несоответствие отдельных ведомственных предписаний процессуальным нормам КоАП РФ, нередкое их отставание от динамично изменяющегося законодательства об административных правонарушениях. В то же время, очевидно, без ведомственного регулирования, детализации специфики правоприменительных действий различных служб и подразделений органов внутренних дел обойтись практически невозможно. В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки привести ведомственные акты МВД России в соответствие действующему законодательству [6].
Таким образом, перемены, происходящие в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, касаются не только самих полицейских, но и каждого гражданина нашей страны. Профессиональные функции полиции - защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства - являются одними из самых важных в жизни любого цивилизованного государства. Нормы действующего Федерального закона «О полиции» нуждаются в существенных дополнениях и изменениях в рамках заявленной проблематики и, в первую очередь, в части упорядочения и конкретизации порядка применения полицией отдельных принудительных мер.