Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ И БОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ И БОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ ЗАПАСА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Івановна Медвидь

По результатам анализа научных трудов определено необходимое применение подходов и принципов воспитания и обучения в процессе формирования готовности будущих офицеров запаса к служебно-боевой деятельности. Среди подходов автор выделяет важность применения системного, структурного, комплексного, деятельностного, личностно ориентированного и гендерного, среди принципов - связь обучения с жизнью и наочности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF APPROACHES AND PRINCIPLES OF EDUCATION AND TRAINING IN THE PROCESS OF FORMING THE READINESS OF FUTURE RESERVE OFFICERS TO SERVE MILITARY ACTIVITIES

According to the results of the analysis of scientific works, the necessary application of the approaches and principles of education and training in the process of forming the readiness of future reserve officers for service and combat activities is determined. Among the approaches the author emphasizes the importance of applying systemic, structural, integrated, activity, personality-oriented and gender, among the principles - the connection between learning and life and teaching in-depth.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ И БОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов. Трудности выбора будущей профессии возникают у школьников из-за низкого уровня информированности, низкой мотивации и осознанности. Наше исследование доказало, что различные мероприятия и беседы со школьниками могут направить их на стремление к дальнейшей профессиональной реализации и помочь выбрать профессиональный путь с учетом всех особенностей личности. Таким образом, одной из главных задач педагогов и родителей является формирование у школьников гибких планов достижения своих профессиональных намерений. Полученные данные исследования позволяют говорить о том, что ученики, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию, вариативность профессиональных планов молодых людей позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации

своих намерений, более объективно оценить свои возможности и пересмотреть свои планы в связи с любой сложившейся жизненной ситуацией

Список литература

1. Петрусевич А.А. Формирование профессионального самоопределения школьников в образовательном процессе. Омск изд. ОмГПУ, 2006.-166с

2. Даутова О.Б. Самоопределение личности в профильном обучении: учебно-методическое пособие/ под ред. А.П.Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 352 с.

3. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. -М.: Сфера,2006.-120с.

4. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 268 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 212 с.

Yulia Medvid,

Researcher of the Science and Research Department, National Academy of the National Guard of Ukraine Юлия 1вановна Медвидь Национальная академия Национальной гвардии Украины, научный сотрудник научно-организационного отдела

THE APPLICATION OF APPROACHES AND PRINCIPLES OF EDUCATION AND TRAINING IN THE PROCESS OF FORMING THE READINESS OF FUTURE RESERVE OFFICERS TO SERVE

MILITARY ACTIVITIES ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ И БОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Summary. According to the results of the analysis of scientific works, the necessary application of the approaches and principles of education and training in the process of forming the readiness of future reserve officers for service and combat activities is determined. Among the approaches the author emphasizes the importance of applying systemic, structural, integrated, activity, personality-oriented and gender, among the principles - the connection between learning and life and teaching in-depth.

Keywords: readiness, future reserve officers, combat service, training.

Аннотация. По результатам анализа научных трудов определено необходимое применение подходов и принципов воспитания и обучения в процессе формирования готовности будущих офицеров запаса к служебно-боевой деятельности. Среди подходов автор выделяет важность применения системного, структурного, комплексного, деятельностного, личностно ориентированного и гендерного, среди принципов -связь обучения с жизнью и наочности обучения.

Ключевые слова: готовность, будущие офицеры запаса, служебно-боевая деятельность, профессиональная подготовка.

Постановка проблемы в общем виде. Среди учащихся, которые обучаются по програме подготовки офицеров запаса две пятых не готовы заниматься в будущем служебно-боевой деятельностью. В этом и проявляется практическая проблема исследования. Научно-педагогическая проблема будет проявляться в отсутствии научных трудов на-правленнях на решение обозначенной практической поблемы.

Анализ последних исследований и публикаций, которые положили начало решению данной проблемы и на которые опирается автор.

Чтобы убедиться в существовании или отсутствии научно-педагогической проблемы нами осуществлен анализ положений научной новизны диссертаций по направлению исследования (табл. 1).

Таблица 1

Анализ положений научной новизны диссертаций по направлению исследования

Положення научной "^^новизны Ученый, научныйгруд^ Понятийно-кате-гориальний аппарат Принципы, форми и методы Педагогические условия Критерии, показатели и уровни готовности

А. А. Безносюк, 2001 [1] +

И. В. Платонов, 2001 [2] +

С. О. Кубицкий, 2001 [3] + + +

А. С. Сицинский, 2002 [4] + +

А. В. Галимов, 2005 [5] + + + +

Я. Б. Зорий, 2005 [6] + + +

Л. А. Матохнюк, 2006 [7] + +

О. Д. Богданюк, 2007 [8] + + + +

В. Л. Улич, 2007 [9] + + +

М. П. Недбай, 2008 [10] + + +

Э. Н. Сивохоп, 2010 [11] + + + +

А. В. Балендр, 2011 [12] + + + +

И. И. Марионда, 2011 [13] + + +

А. А. Старчук, 2011 [14] + + +

Н. Е. Пенькова, 2015 [15] + + +

С. А. Мул, 2016 [16] + + +

По результатам анализа диссертаций выявлено отсутствие научных трудов посвященных решению практической проблемы формирования готовности будущих офицеров запаса к служебно-боевой деятельности.

Комплексные исследования, посвященные подготовке будущих офицеров запаса, осуществляли такие ученые как А. А. Безносюк [1] и Я. Б. Зорий [6], посвященные формированию готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности, - А. В. Балендр [12], О. Д. Богданюк [8], С. О. Кубицкий [3], Л. А. Матохнюк [7], С. А. Мул [16], Н. П. Недбай [10], И. В. Платонов [2], Э. Н. Си-вохоп [11], А. С. Сицинский [4], А. А. Старчук [14], В. Л. Улич [9], в частности, психологической готовности военнослужащих к служебно-боевой деятельности Н. Е. Пенькова [15]. В большинстве упомянутых исследований рассматривались понятийно-категориальный аппарат, принципы, формы и методы, педагогические условия формирования готовности будущих офицеров, определение их критериев, показателей и уровней готовности.

Целью статьи является определение необходимого применения подходов и принципов воспитания и обучения в процессе формирования готовности будущих офицеров запаса к служебно-боевой деятельности.

Изложение основного материала исследования. Для достижения цели исследования, нами осуществлен анализ положений научной новизны уже упомянутых диссертаций по направлению исследования [1-15], в области применения подходов и принципов воспитания и обучения (табл. 2). Каждый ученый обосновывает необходимость применения тех или иных подходов и принципов, среди которых встречаются и общие. Подход к воспитательному и учебному процессу понимают как выделение главного в педагогическом явлении. Применение различных подходов на практике в воспитательной и учебной работе обусловило изобретение новых форм и способов. По нашему мнению в процессе исследования формирования готовности будущих офицеров запаса к служебно-боевой деятельности, необходимо применять такие подходы как системный, структурный, комплексный, дея-тельностный, личностно ориентированный и ген-дерный.

Системный подход - анализ явлений и процессов в определенной системе, взаимодействия и связи между собой, что дает возможность упорядочить их, рассматривая как единое целое. Структурный подход - рассмотрение явлений, которые входят в ту или иную систему как иерархии структурных компонентов. Комплексный подход -

разновидность структурного и системного подходов, объединение разнородных факторов, которые имеют значение для воспитания и обучения (единство целей, улучшение планирования, охват воспитанием всего население, координация работы всех уровней, постоянная проверка и контроль эффективности усилий). Деятельностный подход - выдвижение деятельности как главного фактора единства сознания, поведения и отношения к труду, военной службе, служебно-боевой деятельности.

Значительное внимание к процессу воспитания уделяется применению личностно ориентированного подхода - учету в процессе воспитания особенностей каждого соискателя высшего образования на основе его психолого-педагогического изучения, прогнозирования его развития и осуществление определенной воспитательной и образовательной программы. Необходимо обратить внимание на то, что не в одной из упомянутых работ [1-15] не используется гендерный поход.

Таблица 2

Анализ положений научной новизны диссертаций по направлению исследования, касающихся применения подходов и принципов воспитания и обучения

Положения научной новизны Ученый, ^научный труд Подходы Принципы

А. А. Безносюк [1] системный, комплексный, деятельностный, диференциированый принципы акцента на самостоятельную учебную роботу студентов; принцип поэтапного оценивання учебных результатов студентов

А. С. Сицинский [4] системный, функциона-льний принципы формировання готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности способами информационных технологий

А. В. Галимов [5] системный, функциональный, полисубъектный, аксиологический, культурологический

В. Л. Улич [9] системно-деятельност-ный, личностно-деятельност-ный

Е. М. Сивохоп [11] социальный, биологический, аксиологический, антропологический, личностно-ориентирова-ный и деятельностный

А. В. Балендр [12] личностный единоначальности и регламентированности профессиональных отношений, гуманизма

И. И. Марионда [13] личностно-ориентирова-ный, системный, деятельностный целенаправленности, доступности, систематичности, безразрывности и последовательности

А. А. Старчук [14] синергетический, социально-педагогический, аксиологический, ак-меологический, деятельностный и личностно-ориентиро-ваный Обще дедактические (научности, системности, сознания и активности, индивидуального подхода, доступности, крепости знаний, навыков и умений); специфические (профессиональной направленности, комплексности, оптимальности, конкретности), связанные со спецификой военно-профессиональной деятельности (комплексного формирования профессионально важных качеств будущего офицера)

Н. Е. Пенькова [15] функциональний, личностный, личностно-деятельност-ный Системности в психологии, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего в системогенезе психической деятельности и развития; творческой активности личности, развития личностного и профессионального потенциала

Гендерный подход к воспитанию, по мнению О. Б. Петренко, передает динамические пространственные отношения, показывает направленность движения фокуса социально-педагогического влияния на представителей разных полов в условиях

разнообразных социальных институтов. Его применяют во время анализа содержания учебных планов и предметов, содержательного наполнения учебных мероприятий, форм и методов обучения и воспитания девочек и мальчиков [16, с. 122]. Гендер -один из базовых измерений социальной структуры

общества, который организовывает социальную систему. По мнению А. Кедди социальное воссоздание гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает социально-ролевой статус личности, который определяет социальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, общественном производстве [17].

Приведенные подходы сильно взаимосвязаны, подтверждением тому являются общие закономерности воспитания. К ним относятся [18]: а) воспитание личности происходит только в процессе ее участия в деятельности; б) воспитание и стимулирование активности формируемой личности к организованной деятельности; в) в процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в объединении с высокой требовательностью; г) в процессе воспитания необходимо открывать перед учениками перспективы из роста, помогать им достигать успеха; д) в процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на позитивные качества учеников; е) в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников; ж) воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив; з) в процессе воспитания необходимо добиться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общества.

В своем труде [18] И.Ф. Харламов обращает внимание на то, что «когда в науке достаточно подробно изложены теоретические закономерности, они становятся принципами практической деятельности».

По результатам применения комплексного подхода в виде пилотного исследования, направленного на улучшение динамики формирования и развития готовности к служебно-боевой деятельности будущих офицеров запаса, было определено, что эффективность действенности воспитательного влияния зависит от: увеличения численности занятий по определенным направлениям в структуре плана подготовки офицеров запаса (психологической (в первую очередь связанной с организацией работы с подчиненным личным составом), огневой и физической подготовки); увеличение численности практических занятий в структуре плана подготовки офицеров запаса ( в том числе проведение занятий на тренажерах военной техники, на территории воинской части).

На основании полученных результатов можно утверждать, что важнейшим в процессе формирования готовности будущих офицеров запаса к слу-жебно-боевой деятельности, является применение таких принципов воспитания и обучения как связь обучения с жизнью и наочности в обучении.

Выводы. По результатам анализа научных трудов определено необходимое применение подходов и принципов воспитания и обучения в процессе формирования готовности будущих офицеров запаса к служебно-боевой деятельности. Среди подходов автор выделяет важность применения системного, структурного, комплексного, деятель-

ностного, личностно ориентированного и гендер-ного, среди принципов - связь обучения с жизнью и наочности в обучении.

Список использованной литературы

1. Безносюк О. О. Система модульно-рейтин-гового контролю усшшносп студенпв (на матерiа-лах подготовки офiцерiв запасу у вищих навчальних закладах) : автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.О. Безносюк ; Центр. ш-т тслядиплом. пед. освгш АПН Укра!ни. - К., 2001. - 22 с.

2. Платонов I. В. Динамша психолопчно! готовносп майбутшх офiцерiв внутршшх вшськ до правоохоронно! дiяльностi : автореф. дис... канд. психол. наук: 20.02.02 / I. В. Платонов ; Нац. акад. Прикордон. вшськ Укра!ни iм. Б. Хмельницького. -Хмельницький, 2001. - 17 с.

3. Кубщький С. О. Система оцшювання готовносп майбутшх офiцерiв до професшно! дiяльно-сп: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. О. Кубщький ; Центр. ш-т тслядиплом. пед. освгги АПН Укра!ни. - К., 2001. - 20 с.

4. Сщшський А. С. Формування готовностi майбутшх офiцерiв до професшно! дiяльностi засо-бами iнформацiйних технологiй: автореф. дис... канд. пед. наук: 20.02.02 / А. С. Сщшський ; Нац. акад. Прикордон. вшськ Укра!ни iм. Б.Хмельниць-кого. - Хмельниц., 2002. - 19 с.

5. Галiмов А. В. Теоретико-методичш засади шдготовки майбутшх офiцерiв-прикордонникiв до виховно! роботи з особовим складом: автореф. дис... д-ра пед. наук: 13.00.04 / А. В. Галiмов ; Тер-ноп. нац. пед. ун-т iм. В. Гнатюка. - Т., 2005. - 40 с.

6. Зорш Я. Б. Вшськово-патрютична тдгото-вка майбутшх офiцерiв запасу в умовах навчаль-ного процесу вищого навчального закладу: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Я. Б. Зорш ; Вшниц. держ. пед. ун-т iм. М. Коцюбинського. -Вшниця, 2005. - 20 с.

7. Матохнюк Л. О. Формування психолопчно! готовносп майбутшх iнженерiв-прикордонникiв до професшно! дiяльностi: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. О. Матохнюк ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби Укра!ни iм. Б.Хмельни-цького. - Хмельниц., 2006. -20 с.

8. Богданюк О. Д. Формування готовносп до професшно! дiяльностi у майбутшх офiцерiв-кiно-лопв Державно! прикордонно! служби: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.Д. Богданюк ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби Укра!ни iм. Б.Хмельницького. - Хмельниц., 2007. - 20 с.

9. Улiч В. Л. Педагопчш умови формування готовносп майбутшх офiцерiв до управлшсько! дь яльностi: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Л. Улiч ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби Укра!ни iм. Б.Хмельницького. - Хмельниц., 2007. -20 с.

10. Недбай М. П. Формування професшно! готовносп майбутшх офiцерiв-прикордонникiв до за-стосування техшчних засобiв у службовш дiяльно-сп: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / М. П. Недбай ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби

Украши iM. Б.Хмельницького. - Хмельниц., 2008. -20 с.

11. Сивохоп Е. М. Формування готовносп до самотзнання майбутнiх офiцерiв-прикордонникiв у процес фiзичноï пiдготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. М. Сивохоп ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби Украши iM. Б. Хме-льницького. - Хмельницький, 2010. - 20 с.

12. Балендр А. В. Формування готовносп май-бутнiх офiцерiв-прикордонникiв до виршення кон-флiктних ситуацiй: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. В. Балендр ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби Украши iм. Б. Хмельницького. - Хме-льницький, 2011. - 20 с.

13. Марюнда I. I. Професшно-особистюна фь зична подготовка майбутнiх офiцерiв-прикордонни-к1в: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / I. I. Марюнда ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби Украши iм. Б. Хмельницького. - Хмельницький, 2011. - 20 с.

14. Старчук О. О. Методика формування фiзи-htoï готовносп майбутшх офiцерiв до вшськово-професiйноï дiяльностi: автореф. дис. ... канд. пед.

наук : 13.00.02 / О. О. Старчук ; Нац. акад. Держ. прикордон. служби Украши iM. Б. Хмельницького.

- Хмельницький, 2011. - 20 с.

15. Пенькова Н. £. Психолопчна готовнють вшськовослужбовщв Нацюнально1 гварди Украши до службово-бойово1 дiяльностi у процес прове-дення антитерористично1 операцiï: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.09 / Н. £. Пенькова ; На-цюнальна академiя Нацiональноï гварди Украïни. -Х., 2015. - 12 с.

16. Петренко, О. Гендерний шдхвд у освт i ви-хованнi: проблема термшологп [Текст] / О. Петренко // Гендерна проблематика та антрополопчш го-ризонти : матерiали II Всеукр. наук.-практ. конф. (м. Острог, 16-17 березня 2012 р.). - Острог : Наць ональний унiверситет «Острозька академгя», 2012.

- С. 115-123.

17. Keddie A. Feminist struggles to mobilise progressive spaces within the "boy-turn" in gender equity and schooling reform / A. Keddie // Gender and Education. - 2010. - Vol. 22, № 4. - P. 353-368.

18. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гарда-рики, 1999. - 520 с.

Skvortsova Y.A.

senior lecturer

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

Скворцова Ю.А.

Старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

THE ROLE OF CREATING AN EFFECTIVE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT IN SHAPING THE CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OF FOREIGN STUDENTS. РОЛЬ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ.

Summary: The article gives theoretical substantiation of the term "game" from the pedagogical and cultural point of view, considers the training game and its differences from other types of games and training exercises; determines the value of training game in the formation of the culture of international communication of foreign students.

Аннотация: В статье дано теоретическое обоснование термина «игра» с педагогической и культурологической точки зрения, рассмотрена тренинговая игра и ее отличия от других видов игры и от тренин-гового упражнения; определяется значение тренинговой игры в формировании культуры межнационального общения иностранных студентов.

В условиях сегодняшнего дня проблема формирования культуры межнационального общения иностранных студентов привлекает к себе все большее внимании со стороны педагогов, социологов, культурологов и психологов всего мира. В последние годы академическая мобильность студентов во всем мире значительно выросла. И это увеличение числа иностранных студентов свидетельствует об интенсивном развитии сотрудничества в области образования, что является наиболее актуальным и значимым направлением работы образовательных учреждений многих стран. Развитие межгосударственного академического сотрудничества, в рамках которого происходит всестороннее, поликультурное воспитание и развитие молодых людей, способствует духовному сближению народов, налаживанию международ-

ных связей, формированию культуры межнационального общения, нивелированию условных границ в мире.

Многие вузы России давно ведут подготовку большого числа иностранных студентов, сотрудничают с вузами и предприятиями других государств, принимают участие в программах по обмену студентами и др. В такой ситуации все более актуальной для вузов нашей страны становится задача формирования культуры межнационального общения иностранных студентов. Под культурой межнационального общения следует понимать «совокупность специальных знаний, умений и убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, когда субъекты принадлежат к различным культурам, так и во взаимодействии разных этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.