Научная статья на тему 'Применение платформенных бизнес-моделей в экономической деятельности компаний'

Применение платформенных бизнес-моделей в экономической деятельности компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
платформенная бизнес-модель / цифровая платформа / цифровая трансформация / бизнес-процессы / цифровые технологии / platform business model / digital platform / digital transformation / business processes / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кознов Алексей Борисович

Раскрыты вопросы воздействия платформенных бизнес-моделей на экономическую деятельность компаний. Проведен обзор научных работ, посвященных изучению функционирования цифровых платформ. Определены отличительные признаки цифровых платформ и выделены основные функции. На основе статистических данных проанализировано, в какой степени компании вовлечены в применение цифровых платформ в своей деятельности. Выявлены ключевые проблемы использования и внедрения цифровых платформ. Рассмотрено воздействие санкций на развитие цифровых платформ. По итогам исследования разработаны рекомендации по развитию компаний, использующих цифровые платформы в условиях санкционных ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of platform business models in the economic activities of companies

The author reveals the impact of platform business models on the economic activities of companies. A review of scientific papers devoted to the study of the functioning of digital platforms was carried out. The distinctive features of digital platforms are identified with the highlighting of the main functions. Based on statistical data, the degree of involvement of companies in the process of using digital platforms in their activities was analyzed. The key problems of the use and implementation of digital platforms are identified. The impact of sanctions on the development of digital platforms is considered. Based on the results of the study, recommendations have been elaborated for the development of companies using digital platforms under sanctions restrictions.

Текст научной работы на тему «Применение платформенных бизнес-моделей в экономической деятельности компаний»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 3 (39). С. 81—92. Economic and Social Research. 2023. No. 3 (39). P. 81—92. Научная статья

УДК 658.64

doi: 10.24151/2409-1073-2023-3-81-92 https://elibrary.ru/gbnvkc

Применение платформенных бизнес-моделей в экономической деятельности компаний

А. Б. Кознов1'2

1 Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

2 Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия

7956@mail.ru

Аннотация. Раскрыты вопросы воздействия платформенных бизнес-моделей на экономическую деятельность компаний. Проведен обзор научных работ, посвященных изучению функционирования цифровых платформ. Определены отличительные признаки цифровых платформ и выделены основные функции. На основе статистических данных проанализировано, в какой степени компании вовлечены в применение цифровых платформ в своей деятельности. Выявлены ключевые проблемы использования и внедрения цифровых платформ. Рассмотрено воздействие санкций на развитие цифровых платформ. По итогам исследования разработаны рекомендации по развитию компаний, использующих цифровые платформы в условиях санкционных ограничений.

Ключевые слова: платформенная бизнес-модель, цифровая платформа, цифровая трансформация, бизнес-процессы, цифровые технологии

Для цитирования: Кознов А. Б. Применение платформенных бизнес-моделей в экономической деятельности компаний // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 3 (39). С. 81-92. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-81-92 EDN: GBNVKC.

Original article

Application of platform business models in the economic activities of companies

A. B. Koznov1'2

1 National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

2 National Research University "Moscow Power Engineering Institute ", Moscow, Russia

7956@mail.ru

© Кознов А. Б.

Abstract. The author reveals the impact of platform business models on the economic activities of companies. A review of scientific papers devoted to the study of the functioning of digital platforms was carried out. The distinctive features of digital platforms are identified with the highlighting of the main functions. Based on statistical data, the degree of involvement of companies in the process of using digital platforms in their activities was analyzed. The key problems of the use and implementation of digital platforms are identified. The impact of sanctions on the development of digital platforms is considered. Based on the results of the study, recommendations have been elaborated for the development of companies using digital platforms under sanctions restrictions.

Keywords: platform business model, digital platform, digital transformation, business processes, digital technologies

For citation: Koznov A. B. "Application of Platform Business Models in the Economic Activities of Companies". Economic and Social Research 3 (39) (2023): 81—92. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-81-92 EDN: GBNVKC.

Введение

Ключевым трендом изменений, происходящих в условиях четвертой промышленной революции, можно назвать усилившееся воздействие цифровой трансформации на экономические процессы. В Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1 цифровая трансформация определена как национальная цель развития. На современную экономику всё больше влияют технологии, вследствие чего формируется экономика принципиально нового типа: ее фундаментальный элемент — цифровые платформы и экосистемы. Использование цифровых платформ — один из важных факторов, обеспечивающих успешное функционирование многих компаний. Их применение позволяет повысить конкурентоспособность, эффективность бизнес-процессов, ускорить передачу информации и улучшить качество обслуживания клиентов. Благодаря цифровым платформам компании могут быстрее адаптироваться к изменениям на рынке, а также

расширить свой бизнес за счет новых рынков и клиентов.

Внедрение и использование цифровых платформ вызывает большой интерес у научного сообщества, что подтверждается трудами отечественных и зарубежных исследователей. Необходимо обозначить основные направления данных исследований.

Сущность цифровых платформ, разработку критериев классификации, выявление способов их формирования, организацию их деятельности рассматривает А. В. Бабкин [1]. Автор отмечает, что внедрение цифровых платформ на предприятиях служит одним из главных драйверов цифровой трансформации. Особое внимание в работе акцентируется на том, что категория «цифровая платформа» относительно нова и что в настоящее время не существует какого-либо единого четкого определения, которое однозначно описывало бы данную категорию.

Управление конкурентоспособностью в системе цифровых платформ изучали В. В. Еремин, В. П. Бауэр, А. Н. Райков [3].

1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012?index=4 (дата обращения: 01.08.2023).

По мнению авторов, управление конкурентоспособностью цифровых платформ заключается в разработке и внедрении конкурентных механизмов различного уровня эффективности. К таким основным механизмам относятся сетевые эффекты, перекрестное субсидирование и минимизация предельных издержек. Авторы предложили моделировать процессы управления конкурентоспособностью, что на практике позволяет избежать значительной части управленческих ошибок и связанных с ними затрат.

При исследовании классификации цифровых платформ интерес представляет работа Т. С. Наролиной, Т. И. Смотровой, Т. А. Некрасовой [5], где структурирована и систематизирована информация о разнообразии существующих цифровых платформ и изучены существующие подходы к их классификации; также авторы рассмотрели множество трактовок термина «цифровая платформа».

В работе Ю. М. Ниязовой, А. В. Гарина, М. И. Злыднева проанализированы основные определения цифровой платформы и выделен ряд компонент, характеризующих ее. Авторы предлагают рассматривать цифровую платформу как информационно-экономическую структуру, которая обеспечивает эффективное взаимодействие участников через предоставление своей информационной инфраструктуры [6].

В исследовании Р. Г. Пожидаева [7] подробно анализируются особенности бизнес-

Материалы и методы

Цель данной статьи — расширить понимание того, каков механизм воздействия платформенных бизнес-моделей на экономическую деятельность компаний.

Методология проведенного исследования базируется на теоретических исследованиях в области цифровых платформ, на нормативно-правовых актах, на данных Федеральной службы государственной статистики, на докладе Института страте-

моделей цифровых платформ; акцент сделан на отраслевом уровне. Автор отмечает, что бизнес-модели цифровых платформ отличаются от традиционных моделей экономики по масштабу прямого взаимодействия участников, по разнообразию и объему трансакций (сравнивать то и другое для данных моделей невозможно), по наличию сетевых эффектов, по балансу спроса и предложения, а также по созданию и обмену ценностей.

Заслуживает внимание работа М. В. Рыжковой [8], в которой цифровые платформы рассматриваются в качестве нового рыночного механизма (на многосторонних рынках). Цифровая платформа описана как организационный механизм, который включает в себя ряд компонентов: прямое взаимодействие между сторонами, сетевые эффекты, наличие медиатора, специфические инвестиции сторон на платформе. Интерес также представляет обозначенная автором проблема вертикальных и горизонтальных границ цифровой платформы.

Исследователь М. А. Шаткин в своей статье теоретически анализирует ценностные основания платформенных экосистем. В работе отмечается, что продуктивность пользователей платформы — ее основная социальная ценность, в которой заинтересованы сами платформы и на реализацию которой не способны непосредственно повлиять [11].

гических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, на данных стратегического проекта ВШЭ «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность».

В процессе исследования использованы методы научного анализа, системный подход, обеспечивающий комплексное изучение проблемы, структурный анализ и обобщение.

Результаты и обсуждение

Чтобы изучить влияние цифровых платформ на экономическую деятельность компаний, необходимо определить содержание понятия «цифровая платформа». Цифровая платформа — это информационная система, которая позволяет различным участникам рынка (например, компаниям, потребителям, разработчикам и т. д.) взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией и данными, а также использовать цифровые услуги и приложения.

Важно выделить признаки, по которым можно будет идентифицировать информационную систему именно как цифровую платформу:

1) наличие цифровых технологий и инфраструктуры, позволяющих обрабатывать, хранить и передавать данные в электронном виде;

2) множество участников, которые могут взаимодействовать между собой и с информационной системой, обмениваясь данными, услугами, товарами и т. д.;

3) способность системы интегрировать различные сервисы и приложения, которые могут быть доступны для использования через ее интерфейс;

4) механизмы, позволяющие управлять участниками системы, контролировать качество предоставляемых услуг и устанавливать правила взаимодействия между участниками;

5) сетевой эффект, обеспеченный наличием большого числа пользователей;

6) эффект в виде снижения транс-акционных издержек;

7) возможность масштабирования, т. е. способность системы расти и развиваться, привлекать всё большее количество участников и интегрировать всё большее количество сервисов и приложений;

8) способность платформы создавать ценность для всех участников, т. е. обеспечивать выгоды как для клиентов, так и для поставщиков услуг и разработчиков приложений.

Цифровые платформы играют всё более важную роль в экономике — это связано с тем, как Интернет постепенно охватывает всё больше потребителей товаров и услуг. Каждый день Интернетом пользуется более 80 % населения от 15 до 74 лет (см. рис.).

100 -i 90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0

88,6 89,6 91'8

-1-1-1-1-1-1-

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

—А— Когда-либо -О- Практически каждый день

2021

Использование Интернета населением (в процентах от общей численности населения

в возрасте 15—74 лет) [10]

Компании, деятельность которых основана на платформенных бизнес-моделях, — крупнейшие в мире по уровню капитализации; они лидируют на мировом рынке. Деятельность платформенных компаний отличается от деятельности традиционных организаций. Традиционные фирмы закупают ресурсы и рабочую силу для производства продукции, которую они продают клиентам. Платформенные компании вместо того, чтобы производить продукт, который они продают покупателям, создают инфраструктуру, которая соединяет производителей и потребителей [2].

Среди крупнейших российских платформенных компаний можно выделить

такие, как «Яндекс», Mail.ru Group, OZON, «ВКонтакте», Wildberries, Avito. Крупнейшие зарубежные цифровые платформы представлены такими компаниями, как AliExpress, Google, Amazon, Uber, Airbnb, Alibaba.

Доля российских компаний, использующих цифровые платформы, достаточно низка: в 2021 г. она составляла всего 14,7 % (см. табл.). При этом данный показатель весьма неравномерен по видам экономической деятельности. Больше всего цифровыми платформами пользуются организации финансового сектора (33,2 %), высшего образования (31,9 %), оптовой и розничной торговли (24,6 %).

Использование цифровых платформ в организациях по видам экономической деятельности (в процентах от общего числа организаций) [4]

Виды экономической деятельности 2020 2021

Всего 17,2 14,7

По отраслям

Сельское хозяйство 10,2 9,8

Добыча полезных ископаемых 13,2 10,8

Обрабатывающая промышленность 16,0 14,5

Обеспечение энергией 16,6 13,4

Водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов 11,9 10,6

Строительство 8,9 8,5

Оптовая и розничная торговля 30,3 24,6

Транспортировка и хранение 14,8 12,7

Гостиницы и общественное питание 15,7 15,5

Информация и связь 22,6 21,3

Отрасль информационных технологий 24,2 23,2

Финансовый сектор 36,3 33,2

Операции с недвижимым имуществом 9,1 7,5

Профессиональная, научная и техническая деятельность 11,4 9,3

Высшее образование 35,6 31,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 18,3 16,5

Культура и спорт 9,7 7,6

Государственное управление, социальное обеспечение 11,8 9,1

Цифровая платформа выполняет (или может выполнять) различные функции, которые перечислены далее:

1. Хранение данных и управление ими. Цифровая платформа может хранить большой объем данных (в том числе информацию о клиентах, продуктах и трансакциях) и управлять им.

2. Анализ данных. Цифровая платформа может использовать алгоритмы машинного обучения и другие технологии для анализа данных, выявления тенденций и важных взаимосвязей.

3. Управление бизнес-процессами. Цифровая платформа может автоматизировать многие бизнес-процессы, такие как обработка заказов, управление движением товаров и учет финансовых операций.

4. Улучшение взаимодействия с клиентами. Цифровая платформа может помочь компании улучшить взаимодействие с клиентами через различные каналы, такие как социальные сети, электронная почта, мес-сенджеры и т. д.

5. Разработка и внедрение новых продуктов и услуг. Цифровая платформа может помочь компании быстрее и эффективнее разрабатывать новые продукты и услуги и внедрять их на рынок.

6. Повышение производительности и эффективности. Цифровая платформа способствует повышению производительности труда и эффективности бизнес-процессов, что позволяет компании экономить ресурсы.

7. Улучшение управления проектами и командами. Цифровая платформа может помочь компании улучшить управление проектами и командами благодаря возможности на ее основе планировать, отслеживать задачи и координировать работу.

Важно отметить, что в процессе функционирования цифровой платформы возникают так называемые сетевые эффекты, которые снижают издержки взаимодействия между участниками. Если дать более подробное определение, то сетевые эффекты циф-

ровых платформ — это эффекты, которые возникают в процессе взаимодействия участников платформы и обеспечивают рост ее ценности с увеличением числа пользователей. Они могут быть прямыми и косвенными.

Прямые сетевые эффекты связаны с возрастанием полезности продукта при увеличении числа пользователей. Например, социальная сеть становится более привлекательной для пользователей, если там много их друзей, а платежная система — если к ней подключены множество магазинов.

Косвенные сетевые эффекты связаны с ростом цифровой платформы и увеличением ее ценности для пользователей. Например, с ростом числа разработчиков приложений для операционной системы Android увеличивается количество приложений и общая ценность для пользователей, что в свою очередь привлекает еще больше разработчиков.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе не сложилось единой классификации цифровых платформ. Согласно одному из подходов, выделяют: инструментальные, инфраструктурные и прикладные цифровые платформы.

Инструментальная цифровая платформа — это технологическая основа, предоставляющая различные инструменты, ресурсы и сервисы для разработки и внедрения цифровых приложений и решений и управления ими. Она обеспечивает набор функциональных возможностей, которые позволяют разработчикам создавать и интегрировать новые приложения, сервисы и компоненты на основе цифровых технологий, таких как облачные вычисления, искусственный интеллект, интернет вещей и другие. Примерами данных платформ могут служить AWS (Amazon Web Services), Microsoft Azure, Google Cloud Platform, Salesforce Platform, SAP HANA Cloud Platform и многие другие.

Инфраструктурная цифровая платформа — это совокупность программно-технических средств, информационных и телекоммуни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кационных систем, обеспечивающих функционирование объектов информационной инфраструктуры. К данному виду платформ можно отнести: ЕСИА, CoBrain-Аналитика, ESRI ArcGIS, ЭРА-ГЛОНАСС (партнерскую программу), General Electric Predix.

Прикладная цифровая платформа служит бизнес-моделью, создающей условия для алгоритмизированного обмена ценностями между множеством независимых участников рынка. Они обеспечивают единую информационную среду, где участники проводят трансакции и взаимодействуют между собой. К данному виду платформ можно отнести: Yandex Search, Predix, Airbnb, Alibaba, Booking.com, Developer Network Appstore, Avito, Boeing Supplier Portal, Apple AppStore, AviaSales, Aliexpress, Yandex Taxi, Uber2.

Цифровые платформы составляют основу платформенной бизнес-модели, которая объединяет производителей, поставщиков и потребителей товаров и услуг. Эта модель позволяет создавать экосистему, где каждый участник получает выгоду от совместного взаимодействия. Платформенная бизнес-модель применяется в различных отраслях, таких как электронная коммерция, транспорт, развлечения, образование, финансы и другие. Например, Airbnb использует платформенную бизнес-модель для организации аренды жилья, где владельцы могут разместить свое жилье на платформе, а потенциальные арендаторы — выбрать подходящий вариант; Uber — для организации пассажирских перевозок, где водители и пассажиры могут взаимодействовать на платформе; Amazon — для организации он-лайн-торговли, где продавцы могут продавать свои товары на платформе, а покупатели — выбирать и приобретать то, что им нужно.

Встраивание цифровых платформ в рыночные отношения происходит поэтапно и включает в себя несколько ключевых шагов.

Первый шаг — создание платформы, которая предлагает уникальное решение и может стать центральным местом для объединения различных участников рынка.

Второй шаг — привлечение к платформе пользователей (как поставщиков, так и потребителей). Для этого часто используют маркетинговые кампании, рекламу, а также социальные сети и площадки для общения пользователей.

Третий шаг — создание вокруг платформы экосистемы, которая позволяет участникам взаимодействовать друг с другом и получать выгоду от своего присутствия в системе. Экосистема может включать в себя такие элементы, как программное обеспечение, API, базы данных, интеграционные решения и другие инструменты.

Четвертый шаг — установление правил и процедур для работы на платформе, что включает в себя механизмы управления качеством, процедуры безопасности и конфиденциальности, а также соглашения о распределении выручки между участниками.

Пятый шаг — монетизация платформы, что включает в себя выбор оптимальных моделей бизнеса.

Шестой шаг — развитие платформы, которое обеспечивают, постоянно улучшая функциональность, расширяя экосистему и интегрируя данную платформу с другими платформами и сервисами. Также необходимо учитывать, как меняются рынок и потребности пользователей, и адаптироваться к ним.

Встраивание цифровых платформ в рыночные отношения существенно влияет на бизнес-процессы компании, так как дает возможность пользоваться различными инструментами и технологиями, что позволяет улучшить взаимодействие между сотрудниками, благотворно воздействует на рост эффективности и конкурентоспособности

2 Цифровые платформы [Электронный ресурс] // Центр развития компетенций в бизнес-информатике, логистике и управлении проектами: [сайт] / Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ. URL: https://hsbi.hse.ru/articles/tsi-frovye-platformy/?ysclid=lh4xcq94vh312277051 (дата обращения: 31.07.2023).

организации. Это воздействие может проходить по следующим направлениям:

1. Автоматизация процессов. Цифровые платформы могут помочь автоматизировать многие бизнес-процессы, что позволит компании сократить время и затраты на выполнение этих процессов. Например, автоматизация процесса закупки материалов может ускорить заказ и доставку, а также снизить риски ошибок в процессе заказа.

2. Интеграция различных систем и приложений. Цифровые платформы могут помочь интегрировать различные системы и приложения, используемые в компании, что упростит работу и повысит эффективность той или иной ее деятельности. Например, интеграция CRM-системы с системой управления заказами поможет сократить время на обработку заказов и упростит работу с клиентами.

3. Создание новых возможностей для бизнеса. Благодаря цифровым платформам у компаний (в результате создания новых сервисов и продуктов) появляются новые возможности. Цифровые платформы позволяют компаниям расширить свой бизнес и привлечь новых клиентов.

4. Оптимизация процессов. Цифровые платформы могут помочь компании оптимизировать бизнес-процессы, что, опять-таки, даст ей возможность повысить эффективность и снизить затраты. Например, оптимизация процесса производства может помочь компании снизить затраты на производство, ускорить процесс производства и повысить качество продукции.

Перед внедрением платформенных решений в свою деятельность компания должна понимать, насколько эффективным станет такое внедрение цифровой платформы. Оценить эффективность использования цифровых платформ можно с помощью различных показателей:

1) ROI (Return on Investment) — показатель, который отражает соотношение между прибылью и затратами на внедрение цифровой платформы. Высокий ROI указывает на

то, что внедрение платформы было успешным и эффективным.

2) KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности, которые связаны с целями и стратегией компании. Например, это могут быть показатели, связанные с ростом продаж, с сокращением времени на выполнение задач или с увеличением удовлетворенности клиентов.

3) CSAT (Customer Satisfaction Score) — показатель удовлетворенности клиентов, который может быть использован, чтобы оценить, насколько эффективно цифровая платформа улучшает взаимодействие с клиентами и делает их опыт более положительным.

4) MCE (Manufacturing Cycle Efficiency), т. е. производительность и эффективность бизнес-процессов, — это показатель того, насколько хорошо цифровая платформа помогает автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы в компании, что может привести к повышению производительности и к сокращению времени на выполнение задач.

Однако результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что несмотря на множество преимуществ цифровых платформ для бизнеса есть и ряд проблем, с которыми могут столкнуться компании при их использовании.

1. Безопасность данных. Платформы, которые обрабатывают и хранят большое количество данных, могут стать мишенью для ки-бератак. Поэтому компании должны обеспечить высокий уровень безопасности своих данных, а для этого применять соответствующие меры — например, использовать шифрование, двухфакторную аутентификацию и другие методы защиты.

2. Проблемы совместимости. Цифровые платформы могут иметь проблемы совместимости с другими системами и приложениями, которые уже используются в компании. Некоторые платформы могут требовать особых настроек или интеграций, что может затруднить их использование.

3. Высокая стоимость внедрения и поддержки. Некоторые цифровые платформы могут иметь высокую стоимость внедрения и поддержки, особенно для малых и средних предприятий. Это может быть вызвано высокой стоимостью лицензий, оборудования и услуги поддержки.

4. Проблемы с использованием. Цифровые платформы могут быть сложными в эксплуатации, особенно для тех, кто не имеет опыта работы с ними. Это может создать трудности в процессе внедрения и использования, а также привести к ошибкам и простоям в работе.

5. Зависимость от поставщиков. Есть риск стать зависимыми от поставщиков цифровых платформ, которые могут изменять свои условия или прекращать поддержку платформы, что может повлиять на работу компании.

Однако все эти проблемы можно успешно преодолеть, если правильно выбрать цифровую платформу, а также внедрить и использовать с учетом особенностей компании и ее бизнес-процессов.

Развитие цифровых платформ в России с 2022 г. проходит в новых экономических условиях, обусловленных санкциями, которые ограничивают ввоз товаров и технологий на территорию России и их продажу отдельным российским компаниям. По данным доклада ВШЭ, существует сильная зависимость от иностранного программного обеспечения, а также от электронной компонентной базы и телекоммуникационного оборудования [9]. В докладе отмечается, что компьютерные услуги и программное обеспечение Россия импортирует в основном из западных стран. Зависимость России от иностранного программного обеспечения составляет 68 %. В структуре импорта ИКТ-товаров 85 %

приходится на страны Азии, в том числе 65 % — на Китай.

Так как для создания и использования цифровых платформ требуется специализированное оборудование и программное обеспечение, то возникает потребность найти решение данной проблемы. Государство уже сделало ряд шагов, повлиявших на цифровую трансформацию и деятельность цифровых платформ. Так, были реализованы меры по изменению порядка госзакупок, по поддержке 1Т-сферы и компаний, разрабатывающих программное обеспечение.

Санкции не предусматривают специальных мер воздействия на российские информационные системы или технологические проекты, однако косвенно вызывают общесистемные и, как следствие, правовые риски в деятельности, проводимой операторами цифровых платформ3. В рамках стратегического проекта ВШЭ «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» состоялся объединенный научный семинар «Развитие правового регулирования цифровой трансформации в новых условиях в части функционирования цифровых платформ, социальных сетей, оборота данных», где эксперты предложили новые подходы к регулированию цифровых платформ и цифровой экономики.

Чтобы уменьшить вероятность того, что иностранные компании откажутся от партнерства с российскими структурами, памятуя о риске подвергнуться вторичным санкциям, а также чтобы дать отечественным компаниям доступ к зарубежным программным и финансовым ресурсам, авторы предлагают переносить работу российских 1Т-фирм в другие юрисдикции4. Таким образом можно обеспечить более безопасное и надежное

3 Ибрагимов Р. С. Развитие правового регулирования цифровой трансформации в новых условиях в части функционирования цифровых платформ, социальных сетей, оборота данных [Электронный ресурс]: доклад // Стратегические проекты: [сайт] / НИУ ВШЭ. URL: https://stratpro.hse.ru/mirror/pubs/share/777758155 (дата обращения: 01.08.2023).

4 Аптекарь П. А. Цифровая независимость [Электронный ресурс]: как развивать платформы и IT-индустрию в период санкций // Стратегический проект «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность»: [сайт] / НИУ ВШЭ. URL: https://daily.hse.ru/post/613 (дата обращения 31.07.2023).

взаимодействие на международном уровне, сохраняя доступ к необходимым ресурсам [1].

В условиях оттока ГГ-специалистов из России авторы доклада предлагают рассмотреть возможное привлечение «цифровых кочевников» — специалистов, находящихся за пределами нашей страны, которые будут работать на российские компании. Для этого предлагается изменить трудовое законодательство, в том числе упростить процедуру заключения контрактов на удаленной основе, снизить налог на заработную плату и адаптировать валютный контроль.

На основе проведенного исследования автор данной статьи предлагает следующие рекомендации по развитию компаний, использующих цифровые платформы в условиях санкционных ограничений:

Выводы

Результаты представленного исследования позволяют заключить:

Во-первых, цифровые технологии привели к возникновению нового типа экономики, где ключевую роль играют цифровые платформы, что обусловлено тем, насколько и в каких направлениях интернет расширяет охват потребителей товаров и услуг. Компании, деятельность которых основана на платформенных бизнес-моделях, — крупнейшие в мире по уровню капитализации. Они лидируют на мировом рынке. Поэтому использование цифровых платформ — один из важных факторов, который позволит многим компаниям успешно функционировать.

Во-вторых, несмотря на активную цифровую трансформацию экономики, доля российских компаний, использующих цифровые платформы, достаточно низка: она составляла всего 14,7 %, при этом значения данного показателя распределяются по видам экономической деятельности весьма неравномерно. Больше всего цифровыми платформами пользуются организации финансового сектора (33,2 %).

1. Следует инвестировать в создание собственных ГГ-решений и технологий, в том числе в разработку собственного программного обеспечения, облачных сервисов и платформ для обработки данных, которые будут созданы с учетом национальных интересов и принципов безопасности.

2. Требуется наладить партнерские отношения между компаниями, а также между ними и государством, участвовать в научно-технических проектах и обмениваться опытом.

3. Со стороны государства для поддержки разработчиков программного обеспечения и технологий необходимо задействовать такие инструменты, как налоговые льготы, инвестиционные программы, программы государственных закупок, выделение финансовых средств на исследования и разработки.

В-третьих, встраивание цифровых платформ в рыночные отношения способствует росту эффективности и конкурентоспособности компаний, но одновременно эти процессы порождают проблемы, с которыми могут столкнуться компании, использующие цифровые платформы. Особенно актуальной становится проблема безопасности данных и предотвращения утечек информации.

Наконец, в условиях санкционного давления появилась острая потребность в том, чтобы решить следующую проблему: для многих компаний оказалась ограничена возможность использовать цифровые платформы, так как они сильно зависят от иностранного программного обеспечения и технологий.

Список литературы и источников

1. Бабкин А. В., Михайлов П. А. Цифровые платформы в экономике: понятие, сущность, классификация // Вестник Академии знаний. 2023. № 1 (54). С. 25—36. EDN:

2. Брада Дж. Платформенные компании и глобальная экономика [Электронный ресурс] // Эксперт: ежемесячный деловой журнал в электронном виде. 2021. № 46 (1229). 08— 14 нояб. Режим доступа: подписка. URL: https://expert.ru/expert/2021/46/platform-ennyye-kompanii-i-globalnaya-ekonomika/ (дата обращения: 31.07.2023).

3. Еремин В. В., Бауэр В. П., Райков А. Н. Управление конкурентоспособностью в системе цифровых платформ // Проблемы управления. 2020. № 4. С. 27—40. http://doi.org/10.25728/pu.2020.4.3 EDN: GDJPGX.

4. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахма-нова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 332 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2697-2 EDN: PLBXAQ.

5. Наролина Т. С., Смотрова Т. И., Некрасова Т. А. Анализ современного состояния цифровых платформ // Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 2. С. 184—205. http://doi.org/10.12731/2070-7568-2020-2-184-205 EDN: OTJMMA

6. Ниязова Ю. М., Гарин А. В., Злыднев М. И. Цифровая платформа как информационно-экономическая структура // Компетентность. 2021. № 1. С. 31—36. http://doi.org/10.24411/1993-8780-2021-10105 EDN: TCYFDL.

7. Пожидаев Р. Г. Особенности бизнес-моделей цифровых платформ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 3. С. 144— 158. http://doi.org/10.17308/econ.2022.3/9988 EDN: BRWXBE.

8. Рыжкова М. В. Концептуализация феномена «цифровая платформа»: рынок или бизнес? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 47. С. 48—66. http://doi.org/10.17223/19988648/47/4 EDN: FVFZQO.

9. Цифровая трансформация: ожидания и реальность: доклад: к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва,

2022 г.) / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, М. А. Герш-ман, Л. М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; НИУ ВШЭ. М.: Изд. дом ВШЭ, 2022. 221 с. Доступно: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/6038384 92.pdf (дата обращения: 31.07.2023).

10. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахма-нова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 120 с. http://doi.org/10.17323/978-5-7598-2744-3 EDN: WTVQTG.

11. Шаткин М. А. Агентность цифровых платформ: ценностный подход // Известия Саратовского университета: новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22. № 3. С. 293-297. http://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-293-297 EDN: HKZKTO.

References

1. Babkin A. V., Mikhailov P. A. "Digital Platforms in Economy: Concept, Essence, Classification". Vestnik Akademii Znaniy 1 (54) (2023): 25—36. (In Russian). EDN: SLMSNI.

2. Brada J. C. "Digital Platform Companies and the Global Economy". Ekspert = Expert 46 (2021): n. pag. 08—14 Nov. 2021. (In Russian). Web. 31 July 2023. <https://expert.ru/ex-pert/2021/46/platformennyye-kompanii-i-glob-alnaya-ekonomika/>.

3. Eremin V. V., Bauer V. P., Raikov A. N. "Competitiveness Management in the Digital Platform System". Problemy upravleniya = Control Sciences 4 (2020): 27—40. (In Russian). http://doi.org/10.25728/pu.2020.4.3 EDN: GDJPGX.

4. Abdrakhmanova G. I., Vasilkovsky S. A., Vish-nevsky K. O., Gokhberg L. M. et al.; HSE University. Indicators of the Digital Economy: 2022: Statistical Compendium. Moscow: HSE University Publ., 2023. 332 p. (In Russian). http://doi.org/10.17323/978-5-7598-2697-2 EDN: PLBXAQ.

5. Narolina T. S., Smotrova T. I., Nekrasova T. A. "Analysis of the Modern State of Digital Platforms". Nauka Krasnoyar'ya = Krasnoyarsk Science 9.2 (2020): 184-205. (In Russian). http://doi.org/10.12731/2070-7568-2020-2-184-205 EDN: OTJMMA.

6. Niyazova Yu. M., Garin A. V., Zlydnev M. I. "Digital Platform as an Information and Economic Structure". Kompetentnost' = Competency (Russia) 1 (2021): 31-36. (In Russian). http://doi.org/10.24411/1993-8780-2021-10105 EDN: TCYFDL.

7. Pozhidaev R. G. "Peculiarities of Business Models of Digital Platforms". Vestnik Voro-nezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravleniye = Proceedings of Voronezh State University ser Economics and Management 3 (2022): 144-158. (In Russian). http://doi.org/10.17308/econ.2022.3Z9988 EDN: BRWXBE.

8. Ryzhkova M. V. "Conceptualization of a Digital Platform: Market or Business?". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics 47 (2019): 48—66. (In Russian). http://doi.org/10.17223/19988648/47/4 EDN: FVFZQO.

9. Abdrakhmanova G. I., Vasil'kovskiy S. A., Vishnevsky K. O., Gershman M. A., Gokhberg L. M. et al.; Rudnik P. B., head of authoring team; HSE University. Tsifrovaya transformatsiya: ozhi-daniya i real'nost': doklad: k XXIII Yasinskoy (Aprel'skoy) mezhdunarodnoy nauchnoy konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva (Moskva, 2022 g.). Moscow: HSE Publ., 2022. 221 p. (In Russian). Available at: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/603838492 .pdf (accessed: 01 Aug. 2023).

10. Abdrakhmanova G. I., Vasil'kovskiy S. A., Vish-nevskiy K. O. et al.; HSE University. Digital

Economy: 2023: a Brief Statistical Compendium. Moscow: HSE University Publ., 2023. 120 p. (In Russian). http://doi.org/10.17323/978-5-7598-2744-3 EDN: WTVQTG. 11. Shatkin M. A. "The Agency of Digital Platforms: a Value-Based Approach". Izvestiya Sa-ratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Fi-losofiya. Psikhologiya. Pedagogika = Izvestiya of Saratov University ns ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy 22.3 (2022): 293—297. (In Russian). http://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-293-297 EDN: HKZKTO.

Информация об авторе

Кознов Алексей Борисович — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, пл. Шокина, 1); доцент кафедры экономики в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Россия, 11250, г. Москва, Красноказарменная ул., д. 14, стр. 1).

Information about the author

Alexey B. Koznov — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Department of Economics, Management and Finance, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1), Assoc. Prof. at the Department of Economics in Power Engineering and Industry, National Research University "Moscow Power Engineering Institute" (Russia, 11250, Moscow, Krasnokazarmen-naya str., 14, bld. 1).

Статья поступила в редакцию 30.05.2023. The article was submitted 30.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.