Научная статья на тему 'ПЛАТФОРМИЗАЦИЯ КАК НЕИЗБЕЖНЫЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ПЛАТФОРМИЗАЦИЯ КАК НЕИЗБЕЖНЫЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

392
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТФОРМИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЛАТФОРМЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрущук В.В., Длусская В.В., Мальсагова Р.Г.

В статье рассмотрено понятие и сущность платформизации и цифровой платформы в условиях цифровой трансформации российских компаний. Представлены уникальные свойства и модель цифровой платформы. На примерах мировых и российских цифровых платформ показаны масштабы платформизации в современных условиях. Рассмотрено такое явление как платформенная занятость в условиях происходящей платформизации. Выявлены проблемы процесса платформизации российских предприятий и предложены пути их решения. Авторы приходят к выводу, что наиболее острыми проблемами платформизации российских предприятий являются: возникновение нового вида конкуренции - конкуренции между цифровыми платформами и экосистемами, как зарубежными, так и российскими, усложнение конкурентной борьбы в сложившихся условиях. Кроме того, немаловажной проблемой платформизации является дискриминация граждан, занятых в цифровых платформах. Для решения указанных проблем в процессе платформизации целесообразным представляется заимствование опыта иностранных компаний в построении цифровых бизнес-моделей предприятий с целью преодоления конкуренции со стороны российских и иностранных цифровых платформ. Кроме того, необходимо государственное регулирование платформенной занятости, направленное на формирование системы защиты занятых в цифровых платформах (повышение социальных гарантий, формирование и законодательное закрепление обязанностей собственников цифровых платформ по отношению к занятым в ней, правовое регулирование договорных отношений между ними и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLATFORMIZATION AS AN INEVITABLE PROCESS OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY OF RUSSIA

The article discusses the concept and essence of platformization and digital platform in the context of digital transformation of Russian companies. The unique properties and model of the digital platform are presented. The examples of global and Russian digital platforms show the scale of platformization in modern conditions. Such a phenomenon as platform employment in the conditions of ongoing platformization is considered. The problems of the platformization process of Russian enterprises are identified and ways to solve them are proposed. The authors come to the conclusion that the most acute problems of platformization of Russian enterprises are: the emergence of a new type of competition - competition between digital platforms and ecosystems, both foreign and Russian, the complication of competition in these conditions. In addition, an important problem of platformization is discrimination of citizens employed in the digital platform. To solve these problems in the process of platformization, it seems appropriate to borrow the experience of foreign companies in building digital business models of enterprises in order to overcome competition from Russian and foreign digital platforms. In addition, there is a need for state regulation of platform employment aimed at forming a system of protection of those employed in digital platforms (increasing social guarantees, forming and legislating the obligations of owners of digital platforms in relation to those employed in it, legal regulation of contractual relations for the purpose of protection).

Текст научной работы на тему «ПЛАТФОРМИЗАЦИЯ КАК НЕИЗБЕЖНЫЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

Платформизация как неизбежный процесс становления цифровой экономики России

Андрущук Виктория Викторовна

кандидат экономических наук, кафедра Экономической теории и мировой экономики, Университет «Синергия», VAndrushuk@synergy.ru,

Длусская Виктория Викторовна

кандидат экономических наук, кафедра экономической теории и мировой экономики, Университет «Синергия», VDlusskaia@synergy.ru

Мальсагова Радима Гапуровна

кандидат экономических наук, кафедра экономической теории и мировой экономики, Университет «Синергия», RMalsagova@synergy.ru

В статье рассмотрено понятие и сущность платформизации и цифровой платформы в условиях цифровой трансформации российских компаний. Представлены уникальные свойства и модель цифровой платформы. На примерах мировых и российских цифровых платформ показаны масштабы платформизации в современных условиях. Рассмотрено такое явление как платформенная занятость в условиях происходящей платформизации. Выявлены проблемы процесса платформизации российских предприятий и предложены пути их решения. Авторы приходят к выводу, что наиболее острыми проблемами платформизации российских предприятий являются: возникновение нового вида конкуренции - конкуренции между цифровыми платформами и экосистемами, как зарубежными, так и российскими, усложнение конкурентной борьбы в сложившихся условиях. Кроме того, немаловажной проблемой платформизации является дискриминация граждан, занятых в цифровых платформах. Для решения указанных проблем в процессе платформизации целесообразным представляется заимствование опыта иностранных компаний в построении цифровых бизнес-моделей предприятий с целью преодоления конкуренции со стороны российских и иностранных цифровых платформ. Кроме того, необходимо государственное регулирование платформенной занятости, направленное на формирование системы защиты занятых в цифровых платформах (повышение социальных гарантий, формирование и законодательное закрепление обязанностей собственников цифровых платформ по отношению к занятым в ней, правовое регулирование договорных отношений между ними и др.).

Ключевые слова: платформизация, цифровая платформа, цифровая экономика, цифровая трансформация, платформенная занятость.

сч о сч

По мнению большинства экспертов, основным фактором, способствующим эффективному развитию цифровой экономики, являются инновации. При этом инновации последних лет обусловлены не столько технологическими открытиями, сколько процессами цифровой трансформации бизнес-моделей компаний. Цифровая трансформация бизнес-модели не требует наличия большого объема активов, так как базируется на клиентском опыте, а для ее построения используются цифровые платформы. В настоящее время многие компании трансформируют свои бизнес-модели в сторону электронного бизнеса на основе цифровых платформ. Данная трансформация происходит не только из-за возрастающего давления со стороны каналов продаж, но и из-за изменения потребностей пользователей, которые требуют все более персонализированного отношения [23].

Данное направление трансформации стало неизбежным в условиях цифровой экономики и в некоторых источниках обозначается термином «платформизация». Однако не существует общепринятого определения данного термина, а в общем смысле под платформизацией подразумевается процесс трансформации экономики на основе цифровых платформ. Наиболее развернутое определение, с которым авторы согласны, определяет данное понятие как процесс трансформации рынков, отраслей, бизнес-моделей, особенностей экономических и социальных отношений под влиянием распространения и развития многосторонних платформ [9, с. 23].

Цифровые платформы были рассмотрены в научных трудах J.-C. Rochet, J. Tiróle, в которых исследуемая бизнес-модель предполагает обязательное объединение двух и более участников в единую платформу с целью формирования потребительской ценности [21, с. 991].

Обзор других источников по теме исследования продемонстрировал, что большинство авторов описывают цифровую платформу как особую бизнес-модель с возможностью интернет-связи между поставщиком и потребителями с целью обмена продукцией, услугами или информацией [1]. Такого мнения придерживаются, например, авторы T. Catlin, J-T. Lorenz, J. Nandan, Sh. Sharma, A. Waschto [15], Т.Н. Юдина, А.В. Бабкин [5], А.И. Коваленко [6]. А.И. Коваленко добавляет также, что в такой бизнес-модели необходимы определенные стратегические правила.

Аналитики ЦБ РФ определяют термин «цифровая платформа» как информационную систему, основанную на сети Интернет [13]. Высший Евразийский экономический совет [2] в понятие «цифровая платформа» закладывает следующий смысл: она

представляет собой систему средств, которые способствуют поддержанию развития цифровых процессов и цифровых технологий большим количеством субъектов, участвующих в ней на основе бесшовного взаимодействия. За рубежом цифровые платформы считаются важным элементом цифровой экономики: исследователи указывают на непрерывный эффективный бизнес-процесс благодаря платформам [14].

Возросшая популярность бизнес-модели на основе цифровых платформ обусловлена их уникальными свойствами, позволяющие повысить конкурентные преимущества предприятий (рис. 1).

то есть партнерами, подразумеваются разработчики цифровых платформ и их компонентов, а также поставщики комплементарных к данной платформе элементов, товаров и услуг.

H. Hauben, K. Lenaerts, W. Waeyaert в своем определении цифровой платформы затрагивают понятие платформенной занятости, которое в последнее время приобретает все большую актуальность и свидетельствует о масштабах платформи-зации в мировой экономике [17, с. 6]. При этом В. Онищенко выделяет признаки платформенной занятости (рис. 3).

Рисунок 1 - Уникальные свойства цифровых платформ Источник: составлено автором по данным [11, 16]

Модель цифровой платформы представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Модель цифровой платформы Источник: составлено по данным [9, 20]

Суть цифровой платформы можно отследить в механизме взаимодействия ее участников (акторов). К ним традиционно относят: конечных потребителей, провайдеров платформы, собственников платформы, производителей и комплементоров. Собственники цифровой платформы осуществляют контролирующие функции и решают концептуальные вопросы, обусловленные структурой платформы и ее бизнес-процессами. Провайдеры, которые также являются менеджерами цифровой платформы, способствуют организации ее работы, а также порядка и качества взаимодействия ее конечных пользователей. Они, в свою очередь, являются поставщиками и потребителями в цифровой платформе. Под производителями и комплементорами,

Рисунок 3 - Характеристики платформенной занятости Источник: составлено автором по данным [8, с. 13]

Исходя из характеристик, платформенная занятость может быть описана, как трехстороннее взаимодействие между цифровой платформой, лицами, оказывающими услуги через нее, а также клиентами (потребителями услуг).

Согласно исследованию, проведенному Институтом социальной политики в апреле 2022 года, около 2,4% опрошенных указали свою занятость на платформах. Исследование позволило сделать вывод, что около 15,5 млн. россиян заняты в платформенной деятельности, из них около 1,7 млн человек считают это основным местом занятости [10, с. 6].

Благодаря своим преимуществам, цифровые платформы проникли во все сферы жизни современного общества. Среди наиболее ярких и успешных цифровых платформ можно выделить социальные сети (например, Twitter, Instagram, LinkedIn), приложения-мессенджеры (например, WhatsApp, Telegram, WeChat), объединяющие людей на платформе для общения и других целей. Среди цифровых платформ в сфере электронной торговли наиболее яркими примерами служат платформы Amazon, Alibaba и eBay, которые создали новые способы и инструменты в торговле. К ярким платформам совместного пользования можно отнести AirBnB, Uber, Lyft, а к цифровым платформам на базе поисковых систем - Google, Yahoo, Bing, Яндекс, которые предоставляют возможность пользования огромных массивов информации и баз знаний. Среди операционных сетей можно отметить цифровые платформы Windows и Linux, в области финансов - платежные системы PayPal и Apple Pay, среди мобильных цифровых платформ - Apple iOS

О *

О X

о S

S *

и

с т ■и о

S

т

ф

а т

о т

а

8)

и Android, в сфере краудфандинга - платформы Kickstarter и Indiegogo [5, 9].

Крупнейшие компании по капитализации, работающие на базе цифровых платформ, представлены на рисунке 4 в динамике в 2018 году и в 2022 году.

Рисунок 4 - Крупнейшие компании по капитализации, работающие на базе цифровых платформ, в 2018 году и в 2022 году Источник: составлено автором по данным [7, 19]

Топ-10 компаний, работающих на базе цифровых платформ, практически не изменились в 2022 году по сравнению с 2018 годом. Это свидетельствует о стабильности рынка. При этом рыночная капитализация почти всех компаний выросла к 2022 году. По отдельным компаниям рост превышает двукратный размер, что свидетельствует об успешности принятой ими модели бизнеса на базе цифровых платформ.

При этом основная доля рассмотренных компаний относятся к США, 2 компании - к Китаю, одна -к прочим (в частности, к Германии) (рис. 5).

Рисунок 5 - Распределение Топ-10 крупнейших компаний по капитализации, работающих на базе цифровых платформ, по странам

Источник: составлено автором по данным [7,19]

Основной проблемой платформизации в России является проблема конкуренции, так как конкуренция между компаниями превращается в конкуренцию между цифровыми платформами или даже экосистемами. И этот новый вид конкуренции является более сложным, так как уникальные свойства цифровых платформ усиливают конкурентные преиму-

щества всех компаний, что осложняет процесс конкуренции между ними [3, 12]. Например, конкуренция между сервисами «СберМегамаркет», «Сбер-Маркет» и «ЯндексМаркет» превращается в конкуренцию между цифровыми платформами и экосистемами, в которые они входят (экосистема «Сбер» и экосистема «Яндекс»), которые представляют собой гигантов, охватывающих всевозможные сферы общественной жизни. Наличие значительных конкурентных преимуществ указанных экосистем в различных сферах (Сбер - в области финансов, Яндекс - в области информационных технологий) осложняет конкуренцию между ними. Это обусловлено сложностью исследования конкурента с целью выработки определенной стратегии, так как завоевание потребителя осуществляется не классическими способами, а через экосистему, имеющую комплексный подход в работе с клиентами.

Необходимо отметить проблему усиления конкуренции и со стороны зарубежных цифровых платформ, например, Amazon, Alibaba и eBay, имеющих успешный практический опыт реализации такой бизнес-модели и значительно опережающих российский бизнес в данной конкурентной гонке в силу своего масштаба.

Для решения проблемы конкуренции цифровых платформ в России необходимо активно перенимать опыт иностранных компаний в построении цифровых бизнес-моделей предприятий, что позволит усилить конкурентные преимущества для создаваемых цифровых платформ уже на этапе их появления на рынке. Современные российские платформы имеют различный опыт «прихода» к платформенной бизнес-модели. Например, изначальное формирование цифровых платформ маркетплейсов Ozon, Wildberries, Беру.ру. Однако, трансформация бизнес-модели не всегда должна быть радикальной. Возможны, к примеру, варианты эволюционного типа трансформации, меняющего ценность для потребителя и учитывающего клиентский опыт, как это происходило при формировании цифровых платформ «СберМегамаркет» и «Сбермаркет», входящих в экосистему «Сбер».

Также необходимо отметить внутренние проблемы цифровых платформ в России, среди которых, в частности, проявляется проблема платформенной занятости. В России, впрочем, как и с других странах, не развито законодательное и нормативное регулирование платформенной занятости, прежде всего, в области определения статуса гражданина, занятого в онлайн-платформе. Также следует сказать об отсутствии механизма предоставления государственных социальных и пенсионных гарантий для платформенного занятого [8, с. 45].

Актуальность проработки данной проблемы обусловлена тем, что внутри деятельности самой платформы занятый сталкивается с различными видами дискриминации, например, в оплате выполненной работы, в наличии скрытых штрафов для занятых, в распределении заказов среди участников платформы и т.д. Так, при распределении заказов в большинстве платформ используется специальный

рейтинг, однако его критерии и порядок формирования зачастую скрыт, поэтому около 30% платформенных занятых ощущают несправедливость в данном вопросе. Согласно исследованию Центра стратегических исследований, около 20% платформенных занятых недовольны системой штрафов, существующей в цифровых платформах, а также ее непрозрачностью. Штрафы назначаются за снижение рейтинга вплоть до прекращения работы с цифровой платформой (на постоянной или временной основе) [8, с. 46].

Решением данных проблем должно стать государственное регулирование платформенной занятости, направленное на формирование системы защиты занятых в цифровых платформах. В частности, требуется повышение социальных гарантий занятых в платформах с целью предотвращения ситуаций их дискриминации, формирование и законодательное закрепление обязанностей собственников цифровых платформ по отношению к занятым в ней (отсутствие контроля за занятостью в других платформах, прозрачность условий участия и др.), создание гибкого нормативно-правового режима, подстраивающегося под тип платформы и существующих в ней отношений между собственником, провайдером и пользователями. Кроме того, необходимо правовое регулирование договорных отношений с целью защиты занятых от рисков переквалификации и подмены трудовых договоров в гражданско-правовые и наоборот.

Своеобразным прогрессом в данной сфере можно считать активизацию работы по созданию единого реестра цифровых платформ занятости в России, оператором которого будет являться Федеральная налоговая служба. Для попадания в реестр власти подготовят специальные критерии, главным из которых станет размещение заказов и проведение всех платежей внутри цифровой платформы [4]. Это позволит сделать данную бизнес-модель более прозрачной и узаконенной. Однако этого не достаточно для решения проблем дискриминации занятых в платформах.

Таким образом, по результатам исследования авторами было акцентировано внимание на следующих проблемах платформизации российских предприятий. Прежде всего, это возникновение нового вида конкуренции - конкуренции между цифровыми платформами и экосистемами, как зарубежными, так и российскими, усложнение конкурентной борьбы в сложившихся условиях. Кроме того, немаловажной проблемой платформизации является дискриминация граждан, занятых в цифровых платформах. Для решения указанных проблем в процессе платформизации целесообразным представляется заимствование опыта иностранных компаний в построении цифровых бизнес-моделей предприятий с целью преодоления конкуренции со стороны российских и иностранных цифровых платформ. Также необходимо государственное регулирование платформенной занятости, направленное на формирование системы защиты занятых в цифровых платформах (повышение социальных гарантий, формирование и законодательное закрепление

обязанностей собственников цифровых платформ по отношению к занятым в ней, правовое регулирование договорных отношений между ними и др.).

Литература

1. Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы» [Электронный источник] // СПС Гарант. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4007314 39/ (дата обращения: 25.04.2023).

2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» // Правовой портал Евразийского экономического союза. - URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415213/scd_10112017_12 (дата обращения: 25.04.2023).

3. Аппазов, Д. А., Тымчук Ю. А. Цифровая плат-формизация в условиях Индустрии 4.0: неопределенность понятийного аппарата // Правовая парадигма. - 2020. - Т. 19, № 4. - С. 33-42. - DOI: https://doi.0rg/10.15688/lc.jvolsu.2020.4.4.

4. В России создают единый реестр цифровых платформ занятости. - URL: https://www.tadviser.ru/mdex.php/Статья:Ре-естр_цифровых_платформ_занятости (дата обращения: 05.05.2023).

5. Гелисханов, И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2018. -Том 11. - № 6. - С. 22-36.

6. Коваленко, А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. - 2016. - Том. 10. - №3 (57). - С. 64-90.

7. Крупнейшие мировые компании по рыночной капитализации // TradingView. - URL: https://ru.tradingview.com/markets/world-economy/worlds-largest-companies/ (дата обращения: 05.05.2023).

8. Онищенко, В. Платформенная занятость: вызовы и возможные решения. - М.: Центр стратегических разработок, 2022. - 71 с.

9. Осипов, Ю. М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. -2018. - №5. - С. 22-29.

10. Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия: аналитический доклад / О. В. Синявская, С. С. Бирюкова, Е. С. Горват, Д. Е. Карева, Д. А. Стужук, К. О. Чертенков; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 32 c.

11.Смирнов, Е.Н. Глобальные цифровые платформы как фактор трансформации мировых рынков // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 13-24.

12.Третьяков, О.В. Формирование алгоритма цифровой трансформации современной компании сферы услуг // Индустриальная экономика. - 2022. -№5 - С. 48-55.

О *

О X

о

S

S *

8)

с т ■и о s т о а г

о т

09 8)

сч о сч

13.Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных консультаций // ЦБ РФ. -URL:

https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultat ion_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 25.04.2023).

14. Bendor-Samuel, P. What is a digital platform? // The Enterprisers Project. - URL: https://enterprisersproject.com/article/2018/12/what-digital-platform (date of application: 30.03.2023).

15.Catlin, T., Lorenz J-T., Nandan J., Sharma Sh., Waschto A. Insurance beyond digital: The rise of ecosystems and platforms // McKinsey & Company. -URL: https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/insurance-beyond-digital-the-rise-of-ecosystems-and-platforms (date of application: 25.04.2023).

16. Evans, P., Gawer A. The rise of the platform enterprise: A global survey. The Emerging // Platform Economy Series, 1. The Centre for Global Enterprise, New York. - 2016 - рр. 29-41.

17. Hauben, H., Lenaerts K., Waeyaert W. The platform economy and precarious work, Publication for the committee on Employment and Social Affairs, Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies, European Parliament, Luxembourg, 2020. -98 р.

18. Inoue, Y., Hashimoto M., Takenaka T. Effectiveness of ecosystem strategies for the sustainability of marketplace platform ecosystems // Sustainability. - 2019. - №11. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/20/5866 (date of application: 30.03.2023).

19. Murphy, A., Tucker H., Coyne M., Touryalai H. GLOBAL 2000The World's Largest Public Companies 2022 // Forbes. - URL: https://www.forbes.com/global2000/#1f2bbd50335d (дата обращения: 05.05.2023).

20. Parker, G.G., Van Alstyne M.W., Choudary S.P. Platform revolution: How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. N.Y.: W.W. Norton & Company, Inc., 2016. -352 p.

21. Rochet, J.-C., Tirole, J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. - 2003. - №1(4). - рр. 990-1029.

22.Zhao, Y., Zhou Y., Deng W. Innovation mode and optimization strategy of B2C e-commerce logistics distribution under big data // Sustainability. - 2020. -№12. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/8/3381 (date of application: 20.04.2023).

Platformization as an inevitable process of the formation of the digital economy of Russia

Andrushchuk V.V., Dlusskaya V.V., Malsagova R.G.

Synergy University

The article discusses the concept and essence of platformization and digital platform in the context of digital transformation of Russian companies. The unique properties and model of the digital platform are presented. The examples of global and Russian digital platforms show the scale of platformization in modern conditions. Such a phenomenon as platform employment in the conditions of ongoing platformization is considered. The problems of the platformization process of Russian enterprises are identified and ways to solve them are proposed. The authors come to the conclusion that the most acute problems of platformization of Russian

enterprises are: the emergence of a new type of competition - competition between digital platforms and ecosystems, both foreign and Russian, the complication of competition in these conditions. In addition, an important problem of platformization is discrimination of citizens employed in the digital platform. To solve these problems in the process of platformization, it seems appropriate to borrow the experience of foreign companies in building digital business models of enterprises in order to overcome competition from Russian and foreign digital platforms. In addition, there is a need for state regulation of platform employment aimed at forming a system of protection of those employed in digital platforms (increasing social guarantees, forming and legislating the obligations of owners of digital platforms in relation to those employed in it, legal regulation of contractual relations for the purpose of protection). Keywords: platformization, digital platform, digital economy, digital

transformation, platform employment. References

1. The concept of general regulation of the activities of groups of companies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

developing various digital services based on one "ecosystem" [Electronic source] // SPS Garant. - URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400731439/ (date of access: 04/25/2023).

2. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated October 11, 2017

No. 12 "On the main directions of the implementation of the digital agenda of the Eurasian Economic Union until 2025" // Legal Portal of the Eurasian Economic Union. - URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415213/scd_10112017_12 (date of access: 04/25/2023).

3. Appazov, D. A., Tymchuk Yu. A. Digital platformization in the conditions of

Industry 4.0: uncertainty of the conceptual apparatus // Legal paradigm. -2020. - V. 19, No. 4. - S. 33-42. - DOI: https://doi.0rg/10.15688/lc.jvolsu.2020.4.4.

4. A unified register of digital employment platforms is being created in Russia.

- URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Article: Register_of_digital_employment_platforms (date of access: 05/05/2023).

5. Gelishkhanov I.Z., Yudina T.N., Babkin A.V. Digital Platforms in the Economy:

Essence, Models, Development Trends // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economic sciences. - 2018. - Volume 11.

- No. 6. - S. 22-36.

6. Kovalenko, A.I. Problems of research of multilateral platforms // Modern

competition. - 2016. - Vol. 10. - No. 3 (57). - S. 64-90.

7. The world's largest companies by market capitalization // TradingView. -

URL: https://ru.tradingview.com/markets/world-economy/worlds-largest-companies/ (Date of access: 05/05/2023).

8. Onishchenko, V. Platform employment: challenges and possible solutions. -

M.: Center for Strategic Research, 2022. - 71 p.

9. Osipov, Yu. M., Yudina T.N., Gelishanov I.Z. Digital Platform as an Institute

of the Technological Breakthrough Epoch // Economic Strategies. - 2018. -No. 5. - S. 22-29.

10. Platform employment in Russia: scope, motives and barriers to participation:

an analytical report / O. V. Sinyavskaya, S. S. Biryukova, E. S. Gorvat, D. E. Kareva, D. A. Stuzhuk, K. O Chertenkov; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2022. - 32 p.

11. Smirnov, E.N. Global digital platforms as a factor in the transformation of world markets // Issues of innovative economics. - 2020. - Volume 10. - No. 1. - S. 13-24.

12. Tretyakov, O.V. Formation of an algorithm for digital transformation of a modern service company // Industrial Economics. - 2022. - No. 5 - S. 4855.

13. Ecosystems: approaches to regulation. Report for public consultations // Central Bank of the Russian Federation. - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_020420 21.pdf (date of access: 04/25/2023).

14. Bendor-Samuel, P. What is a digital platform? // The Enterprisers Project. -URL: https://enterprisersproject.com/article/2018/12/what-digital-platform (date of application: 03/30/2023).

15. Catlin, T., Lorenz J-T., Nandan J., Sharma Sh., Waschto A. Insurance beyond digital: The rise of ecosystems and platforms // McKinsey & Company. - URL: https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/insurance-beyond-digital-the-rise-of-ecosystems-and-platforms (date of application: 04/25/2023).

16. Evans, P., Gawer A. The rise of the platform enterprise: A global survey. The Emerging // Platform Economy Series, 1. The Center for Global Enterprise, New York. - 2016 - rr. 29-41.

17. Hauben, H., Lenaerts K., Waeyaert W. The platform economy and precarious work, Publication for the committee on Employment and Social Affairs, Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies, European Parliament, Luxembourg, 2020. - 98 p.

18. Inoue, Y., Hashimoto M., Takenaka T. Effectiveness of ecosystem strategies for the sustainability of marketplace platform ecosystems // Sustainability.

- 2019. - No. 11. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/20/5866 (date of application: 03/30/2023).

19. Murphy, A., Tucker H., Coyne M., Touryalai H. GLOBAL 2000The World's Largest Public Companies 2022 // Forbes. - URL: https://www.forbes.com/global2000/#1f2bbd50335d (date of access: 05/05/2023).

20. Parker, G.G., Van Alstyne M.W., Choudary S.P. Platform revolution: How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. N.Y.: W.W. Norton & Company, Inc., 2016. - 352 p.

21. Rochet, J.-C., Tirole, J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. - 2003. - No. 1 (4). - rr. 990-1029.

22. Zhao, Y., Zhou Y., Deng W. Innovation mode and optimization strategy of

B2C e-commerce logistics distribution under big data // Sustainability. -2020. - No. 12. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/8/3381 (date of application: 04/20/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.