Ограничения правового регулирования трудовых отношений между исполнителями услуг и цифровыми платформами
Зуева Ксения Андреевна,
ст. преподаватель кафедры «Таможенное права и служебная деятельность», Дальневосточный государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]
Стремительное развитие платформенной экономики сформировало новый вид отношений, возникающих между цифровыми платформами и лицами, которые получают доход посредством доступа к различным видам деятельности, например, услуги такси, клиринг, репетиторство, перевод, дизайн, IT-услуги. В настоящее время такой вид занятости получил название «платформенная». Отличительными особенностями данного вида занятости являются наличие гибкого графика работы, право сотрудничества с несколькими платформами, возможность получения дополнительного дохода. В связи с этим, достаточно большое количество людей могут получать легальный доход посредством регистрации на онлайн-платформе. В настоящее время в РФ платформенные занятые не наделены специальным правовым статусом и рассматриваются как субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Поэтому основу нормативно-правового регулирования выполняемой ими деятельности составляет гражданское законодательство РФ. Судебная практика РФ на сегодняшний день движется по пути непризнания отношений между цифровыми платформами и платформенными занятыми в качестве трудовых. Однако платформенная занятость активно развивается, поэтому российские суды в будущем могут осуществлять иную правовую оценку данного вида отношений.
Ключевые слова: цифровые платформы, платформенная занятость, платформенные заняты, маркетплейсы, самозанятость, информационные системы, трудовые и социальные права и гарантии.
Платформенная занятость является промежуточной формой занятости, которую можно представить в виде трехстороннего взаимодействия онлайн-платформ, платформенных занятых (физических лиц, оказывающих услуги цифровых платформах) и клиентов [6, с. 11]. Среди основных характеристик платформенной занятости выделим следующие: оплачиваемая деятельность через онлайн-платформу; трехстороннее взаимодействие; использование приложений, принадлежащих цифровой платформе; целью деятельности является выполнение определенных задач; работа ведется на договорной основе; работа делится на этапы или задачи; услуги оказываются на основании запросов, поступающих в адрес онлайн-плаформы.
На основании исследований Европейской комиссии следует выделить четыре вида платформенной занятости [1]: низкоквалифицированная на рабочем месте, когда задачи определяются самой платформой (Delivery club в России); высококвалифицированная на рабочем месте, когда задачи распределяются клиентами или платформенными занятыми (ListMinut в Нидерландах); низкоквалифицированная работа онлайн, когда задачи распределяются клиентами (АМТ в США); высо-коквалифированная работа онлайн, когда задачи распределяются клиентами или платформенными занятыми (99 designs в Австралии).
Таким образом, можно констатировать, что цифровые платформы активно набирают популярность в различных государствах, тем самым влияют на экономическое развитие стран. Благодаря данным платформам многие организации становятся активными участниками отношений в области цифровой экономики. Платформенная занятость способствует экономическому росту государств и созданию новых рабочих мест (достойная работа для всех).
Основой для оценки численности лиц, занятых в российских цифровых платформах, нередко становятся данные о численности самозанятых работников. По данным ФНС России и Минэкономразвития в РФ по состоянию на 2021 год численность самозанятых достигла 3,5 млн.человек [4]. Однако самозанятость и занятость на онлайн-платформах нельзя отождествлять. Так, на основании эмпирических исследований можно сделать вывод о том, что лишь немногие платформенные работники регистрируются в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей. Значительное число самозанятых осуществляют свою деятельность без использования цифровых платформ.
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
Таким образом, самозанятые и платформенные работники - это пересекающиеся, но не тождественные множества, и зону их пересечения еще только предстоит оценить в будущем.
По данным ЦСР в РФ по состоянию на 2022 год подавляющее большинство платформенных занятых оказывает услуги на месте (94%), только 6% занятых оказывают услуги онлайн. Репетиторство и переводы составляют 19%, уборка и помощь по дому - 15%, компьютерная помощь - 13%, услуги красоты - 11%. Около 16% платформенных занятых получают задачи от клиентов, 10% самостоятельно ищут заказы на онлайн-платформах, для 3 из 4 платформенных занятых задачи распределяет сама цифровая платформа [6, с. 13].
Таким образом, типология платформенной занятости в РФ в подавляющей степени определяется низкоквалифицированными услугами, которые оказываются на месте, а задачи определяет сама онлайн-платформа.
Особенности платформенной занятости обусловлены ее прямой связью со сферой услуг: в платформенной занятости как в сфере услуг около 59% платформенных занятых оказывают одни и те же услуги одновременно на онлайн-платформах и без их использования. Реализуется возможность сотрудничества платформенных занятых сразу с несколькими онлайн-платформами. У таких занятых появилось право получать дополнительные доходы в форме «чаевых». Однако деятельность в рамках цифровой платформы предполагает установление не только системы поощрений, но системы наказаний в виде штрафов (онлайн-платформа вправе применять). Отметим, что в сравнении со стандартной занятостью рабочий график большей части платформенных занятых меньше стандартной 40-часовой рабочей недели: платформенная занятость позволяет гибко устанавливать собственный график работы. Если при стандартном типе занятости заработная плата выплачивается 2 раза в месяц, то большинство платформенных занятых получают вознаграждение намного чаще. Одной из особенностей платформенной занятости является разнообразие способов оформления отношений, например, напрямую с онлайн-платформами или через посредников; определенная доля платформенных занятых вообще не оформляют свои отношения с цифровыми платформами: самый распространенный способ оформления отношений с онлайн-платформами - заключение договора ГПХ (46%), около 29% платформенных занятых заключают трудовой договор, 12% - сотрудничают с цифровыми платформами как физические лица по договору ГПХ, 6% - как индивидуальные предприниматели. В настоящее время около 79% платформенных занятых выделяют больше плюсов, чем минусов = в рамках сотрудничества с цифровыми платфор-е мами: главными плюсами является то, что платЯ форменный занятый самостоятельно выбирает ° проекты, устанавливает нагрузку и место работы ав [6, с. 19]. Основной минус заключается в сложно-
сти выхода на цифровой рынок посредством регистрации на платформе (необходимо предоставлять в адрес онлайн-платформы персональные данные при отсутствии гарантий обеспечения защиты этих данных). Из минусов также выделяют отсутствие полного пакета социальных гарантий и пенсионного обеспечения, карьерные перспективы, а также риски переработки и получения штрафов.
Таким образом, основной акцент потенциального регулирования платформенной занятости в России должен быть направлен на повышение уровня социальной защищенности платформенных занятых и условий труда. Далее подробно рассмотрим основные проблемы и правовые пробелы в области правового регулирования платформенной занятости в РФ.
На сегодняшний день в РФ, как и в других государствах, отсутствуют специальные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы платформенной занятости. Вопросы регулирования данного вида отношений находятся в плоскости правоприменительной практики: российские суды при вынесении решений устанавливают и оценивают ряд критериев для установления наличия или отсутствия признаков трудовых отношений между цифровой платформой и платформенным занятым. Формирование основного подхода в области правового регулирования платформенной занятости в РФ должно включать в себя следующие стадии: формирование понятийного аппарата, классификация платформенных занятых и цифровых платформ, подбор для каждой из обозначенных групп оптимальной и эффективной модели правового регулирования. Отметим, что в научных исследованиях встречаются различные определения понятия «платформенная занятость». Так, например, Е.А. Савельева определяет платформенную занятость как форму занятости, которая обеспечивает реализацию различных направлений трудовой деятельности и базируется на использовании инфраструктуры и сервисов цифровых платформ [8, с. 471]. Однако данная дефиниция не в полной мере отражает элементы, которые входят в общее понятие занятости, например, занятость предполагает не только получение дохода, но и процесс обучения в образовательной организации. Целесообразно определять цифровую занятость как трудовую деятельность физических лиц, направленную на удовлетворение личных и общественных потребностей в соответствии с законодательством, приносящую доход, осуществляемую посредством использования цифровых платформ и при соблюдении установленных правил пользования платформой.
В научной литературе встречаются дискуссии по использованию терминов «платформенные работники», «лица, занятые в сфере цифровых платформ». Если оперировать понятием «работник», то его целесообразно применять к деятельности физических лиц, состоящих в трудовых отношениях. В свою очередь, Международная организация труда (далее - МОТ) в своих документах использует термин «платформенные трудящиеся».
Проблемным вопросом является также определение понятия самой цифровой платформы, в рамках которой физические лица реализуют принцип свободы труда. В.Н. Бобков, Е.А. Черных в своем научном исследовании используют такие дефиниции, как «цифровые платформы труда», «цифровые платформы занятости», «онлайн-платформы» [2, с. 14]. М. Ричерри, например, выделяет такой тип платформы как онлайн-фриланс (квалифицированные самозанятые вправе находить новых клиентов и устанавливать собственные условия занятости) [7, с. 49]. А.В. Шевчук называет их «цифровые трудовые платформы» и формулирует следующее определение: «...это информационная система (веб-сайт или мобильное приложение), основная функция которой состоит в технологической и институциональной организации взаимодействия между самозанятыми работниками и заказчиками (индивидами или фирмами) по поводу купли-продажи разовых услуг, отдельных трудовых заданий и краткосрочных проектов» [10, с. 37]. Отметим, что МОТ применяет термин «цифровые трудовые платформы» в своих концептуальных документах. В свою очередь, под цифровыми трудовыми платформами следует понимать информационные системы, доступ к которым обеспечивается посредством сети «Интернет» и с помощью которых осуществляется организация трудовой деятельности платформенных трудящихся.
Обратим внимание на то, что в настоящее время на уровне нормативного правового акта требуется зафиксировать следующую классификацию цифровых платформ: маркетплейсы (цифровой посредник между платформенными занятыми и заказчиками) и цифровые работодатели. Отметим, что операторы маркетплейсов имеют возможность определить правила пользования цифровой платформой. При этом, обязательно требуется соблюдать принцип юридического равенства при построении отношений между оператором маркетплейса и платформенным трудящимся, который осуществляет деятельность от своего имени и самостоятельно несет ответственность перед своими контрагентами. Цифровую трудовую платформу можно представить как цифрового работодателя, выступающего в качестве информационной системы, посредством которой предоставляются сведения о предлагаемых товарах, работах и услугах, их характеристиках, производится обработка платежей в режиме онлайн. Получается, что сама платформа не обладает самостоятельной правосубъектностью, т.к. это информационная система. Работодателем по отношению к платформенному занятому является оператор.
Таким образом, вышеизложенные дефиниции требуется внести в закон РФ «О занятости населения», а также необходимо установить систему идентификации видов цифровых платформ (мар-кетплейс или цифровой работодатель). Поэтому целесообразно создать реестр цифровых трудовых платформ, ведением которого должен заниматься Роскомнадзор России, а Правительство
РФ, в свою очередь, определяло бы общие критерии, основания и порядок определения вида цифровой платформы.
Следующий аспект, который также требует правового регулирования в сфере платформенной занятости, связан закреплением общих прав всех платформенных трудящихся: в нормативных правовых актах необходимо предусмотреть положения общего характера для всех платформенных занятых независимо от имеющегося статуса: работник или самозанятый. Например, целесообразно наделить их правом доступа к своим персональным данным, которые обрабатываются оператором онлайн-платформы, также необходимо установить для них следующие права: на внесение изменений в представленные данные, на ознакомление с полной и достоверной информацией о правилах пользования онлайн-платформой, на свободный вход и выход из аккаунта в любое удобное время, на деактивацию своего аккаунта в любой момент по инициативе платформенного трудящегося, на оплату труда в части гарантирования величины минимального часового размера оплаты труда.
Ранее было указано, что в РФ на данный момент не существует отраслевого законодательства, определяющего правовой статус платформенных занятых, поэтому их деятельность регулируется гражданским законодательством РФ [3]. В настоящее время за основу формирования законодательства о трудящихся посредством использования цифровой платформы целесообразно взять модель формирования института самозанятых. Среди возможных налоговых режимов, которые российские платформенные трудящиеся вправе выбирать можно выделить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Сначала законодателю необходимо внести изменения в закон РФ «О занятости населения», и начать требуется с обособления самозанятых в качестве отдельной категории занятых граждан с целью придания им официального самостоятельного статуса занятости на рынке труда. Параллельно с этим на уровне закона требуется закрепить определение понятия «самозанятость». Это необходимо ввиду того, что платформенная занятость в части отношений между цифровыми трудовыми платформами по типу маркетплейса и платформенными самозанятыми является разновидностью самозанятости [9, с. 263]. В настоящее время понятие самозанятости зафиксировано только на подзаконном уровне. Так, согласно приказу Минэкономразвития России от 17.03.2021 № 121 самозанятые граждане - это физические лица, в т.ч., индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в порядке, установленном Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Отметим, что Минтруд России рассматривает платформенную занятость как деятельность самоза-
сз о
со £
т Р сг
СТ1 А ш
Q. в
oj oj
нятых и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги посредством цифровой платформы (Яндекс, Сбер, You.Do). Данное Министерство подготовило рабочую версию проекта поправок к закону о занятости, который представлен в настоящее время на общественные слушания посредством сети «Интернет». Поправки предполагают, что цифровые работодатели должны будут информировать и мотивировать платформенных занятых производить взносы на пенсионное и социальное страхование, больничные, отпускные; по желанию софинансировать расходы на страховые взносы; ввести штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в рабочую смену в соответствии с договором. Также рекомендуется ограничить максимальное время работы платформенных занятых (не более 24 часов подряд), устанавливается обязанность информировать работников об условиях заказа (цифровая платформа вправе участвовать в расчете стоимости заказа, определять порядок, размер и частоту выплаты и вести рейтинг выполнения заказа). Поправками предусматривается возможность работников отказаться от заказа. Спорные ситуации предлагается разрешать через Совет цифровых платформ занятости, куда платформенный занятый вправе подать жалобу (в Совет будут входить представители онлайн-платформ и органов государственной власти). Минтруд России предлагает операторам предоставлять работникам, которые подключились к добровольным системам социальных гарантий, более выгодные условия по выполняемым ими заказам. Например, если самозанятый курьер заключил договор негосударственного пенсионного обеспечения, онлайн-платформа может установить для него меньший по сравнению с общим правилом размер комиссии, что станет стимулом для работников самостоятельно уплачивать страховые взносы в фонды. Минтруд России также предложил дать право операторам софинан-сировать расходы на пенсионное и медицинское обслуживание. Размер ежемесячного страхового взноса будет рассчитываться исходя из базового страхуемого дохода: в 2023 году он составит 32484 рубля, а ежемесячный взнос - 1247 рублей [5].
Таким образом, теоретико-правовое исследование вопросов и проблем правового регулирования отношений, возникающих между цифровыми платформами и платформенными занятыми в РФ позволяет сформулировать основные предложения, на основании которых должна быть построена концепция правового регулирования платформенной занятости в России:
- во-первых, в законодательство РФ о занятости населения требуется внедрить такие понятия, как «самозанятость», «платформенная занятость», «платформенные трудящиеся», «цифровые трудовые платформы»;
- во-вторых, дефиницию «платформенные трудящиеся» целесообразно использовать как родовое понятие, видами которого являются «плат-
форменные самозанятые» и «платформенные работники»;
- в-третьих, на законодательном уровне в отношении платформенных занятых требуется определить общий, видовой и специальный объем социальных прав и гарантий;
- в-четвертых, цифровые трудовые платформы целесообразно классифицировать на мар-кетплейсы и «цифровых работодателей» по признаку наличия или отсутствия ограничений трудовой автономии платформенного трудящегося;
- в-пятых, к платформенным самозанятым следует отнести только тех, кто лично осуществляет трудовую деятельность: факт государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не должен иметь значения;
- в-шестых, допускается возможность внести изменения не только в закон «О занятости населения», но и создать отдельную главу в ТК РФ с указанием особенностей заключения трудового договора с нулевым рабочим временем.
Литература
1. The platform economy and precarious work [Электронный ресурс] URL: https://www.europarl.eu-ropa.eu. - Дата обращения: 20.01.2023.
2. Бобков, В.Н., Черных, Е.А. Платформенная занятость: масштабы и признаки неустойчивости // Мир новой экономики. - 2020. - № 14. -С. 6-15.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ, в ред. от 25.02.2022 // СПС «КонсультанПлюс». - Дата обращения: 23.01.2023.
4. Количество самозанятых в России впервые сравнялось с числом ИП [Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru. - Дата обращения: 20.01.2023.
5. Минтруд представил модель добровольного социального страхования, которая позволит самозанятым гражданам получать пособие по временной нетрудоспособности [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru. - Дата обращения: 20.01.2023.
6. Платформенная занятость: вызовы и возможные решения [Электронный ресурс] URL: - Дата обращения: 20.01.2023.
7. Ричерри, М. Ценность труда в контексте цифровой экономики Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего в сфере труда. -2017. - C. 37-59.
8. Савельева, Е.А. Подходы к нормативно-правовому регулированию платформенной занятости в контексте обеспечения социально-экономической безопасности России при переходе к цифровой экономике // Экономическая безопасность. - 2020. - № 4. - С. 469-488.
9. Серова, А.В. В поисках концепции правового регулирования платформенной занятости //
Вестник Томского государственного университета. - 2022. - № 477. - С. 260-268. 10. Шевчук, А.В. От фабрики к платформе: автономия и контроль в цифровой экономике // Социология власти. - 2020. - № 32. - С. 30-54.
LIMITATIONS OF LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS BETWEEN SERVICE PROVIDERS AND DIGITAL PLATFORMS
Zueva K.A.
Far Eastern State Transport University
The rapid development of the platform economy has created a new kind of relationship between digital platforms and individuals who earn income through access to various activities, such as taxi services, clearing, tutoring, translation, design, IT services. Currently, this type of employment is called «platform». The distinctive features of this type of employment are the availability of a flexible work schedule, the right to cooperate with several platforms, the possibility of obtaining additional income. In this regard, a sufficiently large number of people can receive legal income by registering on an online platform. Currently, platform workers in the Russian Federation are not endowed with a special legal status and are considered as subjects of civil law engaged in entrepreneurial activities. Therefore, the basis of the legal regulation of their activities is the civil legislation of the Russian Federation. The judicial practice of the Russian Federation today is moving along the path of non-recognition of the relationship between digital platforms and platform employees as labor. However, platform employment is actively developing, so Russian courts in the future may carry out a different legal assessment of this type of relationship.
Keywords: digital platforms, platform employment, platform employment, marketplaces, self-employment, information systems, labor and social rights and guarantees.
References
1. The platform economy and precarious work [Electronic resource] URL: https://www.europarl.europa.eu. - Date of access: 20.01.2023.
2. Bobkov, V.N., Chernykh, E.A. Platform Employment: Scales and Signs of Unsustainability // World of New Economics. -2020. - № 14. - P. 6-15.
3. The Civil Code of the Russian Federation (Part One): Federal Law № 51-FZ of November 30, 1994, as amended. dated February 25, 2022 // SPS «ConsultanPlus». -Date of access: 23.01.2023.
4. The number of self-employed in Russia for the first time equaled the number of individual entrepreneurs [Electronic resource] URL: https://www.tadviser.ru. - Date of access: 20.01.2023.
5. The Ministry of Labor presented a model of voluntary social insurance that will allow self-employed citizens to receive temporary disability benefits [Electronic resource] URL: www.consult-ant.ru. - Date of access: 20.01.2023.
6. Platform Employment: Challenges and Possible Solutions [Electronic resource] URL: - Date of access: 20.01.2023.
7. Richerri, M. The value of labor in the context of the digital economy Employment precariousness: international and Russian contexts of the future in the world of work. -2017. - P. 37-59.
8. Savelyeva, E.A. Approaches to the legal regulation of platform employment in the context of ensuring the socio-economic security of Russia in the transition to a digital economy // Economic security. - 2020. - № 4. - P. 469-488.
9. Serova, A.V. In search of the concept of legal regulation of platform employment // Bulletin of the Tomsk State University. -2022. - № 477. - P. 260-268.
10. Shevchuk, A.V. From Factory to Platform: Autonomy and Control in the Digital Economy // Sociology of Power. - 2020. -№ 32. - P. 30-54.