Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНДУСТРИЯ 4.0/5.0

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкин А. В., Михайлов П. А., Ташенова Л. В.

На сегодняшний день фактор информации и знаний играет всю большую роль в нашей жизни. Это находит отражение в том числе в явлении современной цифровой экономики, которая основывается на цифровых технологиях - а они в свою очередь основываются именно на информации, возможностях ее быстрой и эффективной обработки, применении полученных на ее основе результатов. Компании активно внедряют цифровые технологии, цифровые платформы, которые позволяют максимально эффективно получать и обрабатывать информацию о своих пользователях, тем самым создавая для компании конкурентное преимущество. Более того, вопросы цифровизации, цифровой трансформации являются одними из самых ключевых даже на государственном уровне. Все это говорит об огромной актуальности данной тематики в наше время. В рамках статьи рассмотрены понятия цифровизации, цифровой экономики, платформенной экономики и цифровых платформ, их особенностей, цифровых экосистем и их примеры. Изучена степень распространенности платформ в различных регионах страны, различия в распространении цифровых платформ в зависимости от сферы экономической деятельности компании. Рассмотрено внедрение цифровых платформ на предприятии с точки зрения инвестиционных проектов, изучены различные определения данного явления, его цели, составлены различные классификации проектов, отражающие те или иные аспекты. Изучены различные методы оценки рисков, а также показатели оценки эффективности внедрения цифровых платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкин А. В., Михайлов П. А., Ташенова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE IMPLEMENTATION OF THE DIGITAL PLATFORM OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Today, the factor of information and knowledge plays an increasingly important role in our lives. This is reflected, among other things, in the phenomenon of the modern digital economy, which is based on digital technologies - and they, in turn, are based precisely on information, the possibilities of its fast and efficient processing, and the application of the results obtained on its basis. Companies are actively implementing digital technologies, digital platforms that allow them to receive and process information about their users as efficiently as possible, thereby creating a competitive advantage for the company. Moreover, the issues of digitalization and digital transformation are among the most key even at the state level. All this speaks of the great relevance of this topic in our time. Within the framework of the article, the concepts of digitalization, digital economy, platform economy and digital platforms, their features, digital ecosystems and their examples are considered. The degree of prevalence of platforms in different regions of the country, differences in the distribution of digital platforms depending on the scope of the company's economic activity were studied. The introduction of digital platforms in an enterprise from the point of view of investment projects is considered, various definitions of this phenomenon, its goals are studied, various classifications of projects are compiled, reflecting certain aspects. Various risk assessment methods were studied, as well as indicators for evaluating the effectiveness of the implementation of digital platforms.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

EDN: KMMNYH

А.В. Бабкин - к.т.н., д.э.н., профессор Высшей инженерно-экономической школы, ведущий научный сотрудник НИЛ «Политехинвест», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

A.V. Babkin - candidate of technical sciences, doctor of economics, professor of the Higher School of Engineering and Economics, leading researcher at the Politekhinvest scientific laboratory, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, St. Petersburg, Russia;

П.А. Михайлов - магистрант, Высшая инженерно-экономическая школа, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],

P.A. Mikhailov - master student, Higher School of Engineering and Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, Russian Federation, St. Petersburg, Russia;

Л.В. Ташенова - к.э.н., ассоциированный профессор кафедры «Маркетинг» экономического факультета Карагандинского университета имени Е.А. Букетова, Караганда, Республика Казахстан, [email protected],

L.V. Tashenova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of marketing, faculty of economics, Karaganda university named after E.A Buketov, Karaganda, Republic of Kazakhstan.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE IMPLEMENTATION OF THE DIGITAL PLATFORM OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Аннотация. На сегодняшний день фактор информации и знаний играет всю большую роль в нашей жизни. Это находит отражение в том числе в явлении современной цифровой экономики, которая основывается на цифровых технологиях - а они в свою очередь основываются именно на информации, возможностях ее быстрой и эффективной обработки, применении полученных на ее основе результатов. Компании активно внедряют цифровые технологии, цифровые платформы, которые позволяют максимально эффективно получать и обрабатывать информацию о своих пользователях, тем самым создавая для компании конкурентное преимущество. Более того, вопросы цифровизации, цифровой трансформации являются одними из самых ключевых даже на государственном уровне. Все это говорит об огромной актуальности данной тематики в наше время. В рамках статьи рассмотрены понятия цифровизации, цифровой экономики, платформенной экономики и цифровых платформ, их особенностей, цифровых экосистем и их примеры. Изучена степень распространенности платформ в различных регионах страны, различия в распространении цифровых платформ в зависимости от сферы экономической деятельности компании. Рассмотрено внедрение цифровых платформ на предприятии с точки зрения инвестиционных проектов, изучены различные определения данного явления, его цели, составлены различные классификации проектов, отражающие те или иные аспекты. Изучены различные методы оценки рисков, а также показатели оценки эффективности внедрения цифровых платформ.

Abstract. Today, the factor of information and knowledge plays an increasingly important role in our lives. This is reflected, among other things, in the phenomenon of the modern digital economy, which is based on digital technologies - and they, in turn, are based precisely on information, the possibilities of its fast and efficient processing, and the application of the results obtained on its basis. Companies are actively implementing digital technologies, digital platforms that allow them to receive and process information about their users as efficiently as possible, thereby creating a competitive advantage for the company. Moreover, the issues of digitalization and digital transformation are among the most key even at the state level. All this speaks of the great relevance of this topic in our time. Within the framework of the article, the concepts of digitalization, digital economy, platform economy and digital platforms, their features, digital ecosystems and their examples are considered. The degree of prevalence of platforms in different regions of the country, differences in the distribution of digital platforms depending on the scope of the company's economic activity were studied. The introduction of digital platforms in an enterprise from the point of view of investment projects is considered, various definitions of this phenomenon, its goals are studied, various classifications of projects are compiled, reflecting certain aspects. Various risk assessment methods were studied, as well as indicators for evaluating the effectiveness of the implementation of digital platforms.

Ключевые слова: Цифровые платформы, цифровые технологии, цифровая экономика, передовые технологии, промышленная революция, Индустрия 4.0/5.0.

Keywords: Digital platforms, digital technologies, digital economy, advanced technologies, industrial revolution, Industry 4.0/5.0.

Благодарности: Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда № 23-28-01316 «Стратегическое управление эффективным устойчивым ESG-развитием многоуровневой киберсоциальной промышленной экосистемы кластерного типа в циркулярной экономике на основе концепции Индустрия 5.0: методология, инструментарий, практика», https//rscfra/project/23-28-01316.

Acknowledgments: The study was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation No. 23-2801316, https//rscf.ru/project/ 23-28-01316.

Введение

В XXI веке цифровые технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни. Развитие информационно-коммуникационных устройств, разработка различных умных роботизированных систем, возможность работы с все более большими объемами данных и т.д. - все это серьезно повлияло на направление развития современной экономики, в которой все большую роль играет фактор информации.

Более того, крупные мировые события зачастую также способствуют усилению данных тенденций - так, в условиях пандемии COVID-19 компании были вынуждены подстраиваться под изменившиеся условия и уходить в сторону внедрения цифровых технологий в различные бизнес-процессы - применение дистанционных форматов работы, автоматизация рутинных процессов и многое другое. Осознав и прочувствовав преимущества новых инструментов многие компании продолжают работать в направлении развития цифровых технологий даже после спада пандемии с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ.

Изменения происходят в том числе и в правовом поле - разрабатываются специальные государственные программы, формируется и совершенствуется законодательство, определяются основные направления для развития и внедрения цифровых технологий - управление, безопасность и многие другие.

Все это является отражением процесса цифровизации - т.е. внедрением информационных технологий во все сферы деятельности в системах разного уровня, включая экономику [1].

В более узком смысле цифровизацию можно рассматривать как «создание на разных уровнях экономики (глобальном, мега, макро, мезо, микро) информационно-цифровых платформ и операторов, позволяющих решать различные хозяйственные задачи, в том числе стратегические: развитием медицины, науки, образования, транспорта, новой индустриализации, государственного регулирования экономики и планирования и др.» [2].

Она делает возможным применение новых технологий для более быстрого и эффективного выполнения различных операций, открывает новые направления для деятельности, которые раньше были невозможными или как минимум трудновыполнимыми без цифровых решений [3].

Цифровизация привносит следующие преимущества [4] :

• улучшение качества обслуживания заказчиков за счет упрощения и удешевление сбора данных для персонализации их запроса и поддержания постоянной связи с ними;

• ускорение использования предприятиями новых рыночных возможностей;

• расширение возможности оптимизации бизнес-процессов, их упрощения и ускорения за счет преимуществ цифровых технологий;

• увеличение цифровой аудитории и географического охвата компаний за счет цифровых каналов;

Таким образом формируется новая парадигма, а именно - цифровая экономика, в основе которой лежит активное внедрение и применение цифровых технологий хранения, обработки, анализа и передачи информации в различных сферах человеческой деятельности. В рамках данной экономики создаются новые цифровые бизнес-модели.

Цифровые платформы выступают одной из движущих сил процесса цифровизации. На их базе происходит взаимодействие между различными сторонами - клиентами, организациями и т.д. - прямо в режиме онлайн. Они преобразуют уже существующие сферы экономики, переводят их в новый формат, а также создают новые рынки. При этом они имеют целый ряд положительных сторон - они позволяют снизить транзакционные издержки компаний, привлекают все новых и новых пользователей за счет сетевого эффекта и т.д. [5].

Кроме того, они позволяют создать как дополнительную ценность к существующему продукту за счет ускорения проходящих процессов, повышения управляемости, уменьшения числа ошибок, так и создать совершенно новую за счет объединения усилий всех участников цифровой платформы.

О высоком значении цифровых платформ говорит и их активное внедрение крупными компаниями - Microsoft, Google, Amazon, Alibaba и многими другим. Однако их особенности и предоставляемые возможности на этом не ограничиваются [6].

Тем не менее, внедрение цифровых технологий компаниями во все бизнес-процессы требует применения огромного объема ресурсов: денежных, трудовых, временных. Перед компаниями существует целый ряд «узких мест», которые необходимо преодолеть для эффективного внедрения новых технологий.

Более того, даже в случае их успешного применения компания далеко не всегда получит ожидаемый положительный эффект - помимо единовременных затрат само поддержание цифровых тех-

нологий требует дополнительных денежных вложений, наличия специально обученного персонала, более высокой квалификации от рядовых работников. Необходимо изменения в том числе на уровне корпоративной культуры компании.

Таким образом вопрос оценки эффективности внедрения цифровых платформ в целом или отдельных цифровых решений имеет на сегодняшний день значительную актуальность.

Цель исследования.

Целью исследования является рассмотрение вопросов цифровизации, цифровой экономики и формирования цифровых платформ, а также анализ основных методов оценки рисков и показателей эффективности проектов.

Методы и материалы исследования.

В исследовании были применены методы анализа, изучения, синтеза существующей литературы по тематике цифровизации и цифровых платформ, индукция. Методы классификации и обобщение полученных в ходе исследования результатов и определения дальнейших направлений для изучения.

Теоретическую и методологическую основы составляют научные публикации отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих вопрос цифровизации, цифровых платформ предприятия, его цифровой трансформации, Индустрии 4.0/5.0, цифровой экономики.

В ходе работы были проанализированы различные документы и нормативно-правовые акты, регулирующие процесс цифровизации, сферу цифровой экономики.

Большое внимание вопросам развития цифровой экономики и формирования цифровых платформ уделяется в России [7, 8].

Большое внимание данной тематике уделяется и на международной арене. Например, в докладе Юнктад «Цифровая экономика» за 2021 год было подчеркнуто высокое влияние цифровых платформ, которое они оказывают сегодня на нашу жизнь, а также была выражена обеспокоенность связанными с этим явлением рисками - к примеру, преимущества цифровых технологий позволяют крупным платформенным компания собирать огромные базы данных о своих пользователях, что позволяет этим компаниям концентрировать огромную власть в своих руках [9].

Согласно исследованию института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2021 году в России цифровые платформы использовали 14,7 % организаций [10], рисунок1.

Рисунок 1 - Организации, использовавшие цифровые платформы по субъектам РФ за 2021 год, в % от общего числа организаций

При этом можно отметить, что наиболее широкое распространение цифровые платформы получили в следующих регионах: Уральский, Центральный, Северо-Западный федеральные округа (около 15-16 %). В то же время наименьшее распространение платформы имеют в Дальневосточном федеральном округе - 12,6 % от всех организаций.

В среднем каждая шестая организация в России использует цифровые платформы - это достаточно существенный показатель, при этом важно отметить все увеличивающиеся темпы роста числа компаний, внедряющий цифровые платформы, при этом этот тренд затрагивает не только центральные регионы страны.

Результаты другого исследования института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ «Цифровые платформы расширяют возможности компаний» содержат информацию о распределении долей использования цифровых платформ компаниями, занимающимися различными видами экономической деятельности [11], рисунок 2.

Финансовый сектор Высшее образование Оптовая и розничная торговля Отрасль информационных технологий Информация и связь Здравоохранение и предоставление социальных услуг Гостиницы и общественное питание Обрабатывающая промышленность Обеспечение энергией Транспортировка и хранение Добыча полезных ископаемых Водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов Сельское хозяйство Профессиональная, научная и техническая деятельность Государственное управление, социальное обеспечение

Строительства Культура и спорт Операции с недвижимым имуществом

33.2 31.9

24.6 23,2

21.3

16.5 15.5

14.5 13.4

12.7

10.8 10.6 9.8

9.3 9 1

0.5

7.6 7.5

Рисунок 2 - Организации, использовавшие цифровые платформы, по видам экономической деятельности за 2021 год, в % от общего числа организаций

Можно отметить достаточно серьезные различия в степени применения цифровых платформ компаниями из различных отраслей - наибольшее распространение цифровые платформы имеют в финансовом секторе (33,2 %), сфере высшего образования (31,9 %), оптовой и розничной торговле (24,6 %), ИТ-отрасли (23,2 %).

По сути это сферы, в которых либо товар имеет нематериальную форму (финансовый сектор, отрасль информационных технологий и т.д.), либо происходит активное взаимодействие между непосредственными участниками рынка (оптовая и розничная торговля и др.), либо совмещаются оба этих фактора (сфера образования и т.д.).

В то же время более «традиционные» отрасли экономики имеют меньшую доля внедрения цифровых платформ компаниями - в среднем на уровне 8-12 %.

Но даже так это достаточно серьезный показатель, при этом, как уже отмечалось ранее, доля подобных компаний постепенно растет и компании все активнее внедряют платформы в том числе для оптимизации внутренних бизнес-процессов или иных целей.

Это еще раз подтверждает тезис о том, что цифровые технологии в целом и цифровые платформы в частности становятся все более значимым и незаменимым драйвером развития современной экономики, основанной на информации и знаниях.

Полученные результаты

Платформенная экономика сегодня является одной из ключевых сфер глобальной экономики. Платформенная экономика представляет собой экономическую деятельность, в основе которой стоит использование компаниями платформ и связанных с ними экосистем, не находящихся в пользовании компании и не контролируемых ими, для осуществления взаимосвязи и коммерческих операций между их пользователями [12].

Само понятие платформенной экономики связано с цифровыми платформами, т.е. «гибридными структурами, направленными на создание ценности благодаря исполнению роли посредника, обеспечивающего взаимодействие и осуществление коммерческих транзакций между пользователями данных платформ» [6].

Их применение компаниями связано с целью получения целого ряда преимуществ от использования цифровых технологий [13-15]: Автоматизация бизнес-процессов, Широкие возможности применения аналитики, Повышение производительности, Повышение качества продукции, Ускорение бизнес-процессов, Гибкие бизнес-процессы, Снижения времени простоев, количество сбоев на производстве, Уменьшение человеческого фактор и многое другое.

Применительно для предприятий внедрение цифровой платформы является по сути следующим логичным шагом после автоматизации производства - то есть сначала мы устраняем участие

человека в рутинных процессах и даем ему больше времени и возможностей для принятия решений, затем мы привлекаем к процессу анализа и принятия решения машины.

Происходит внедрение технологий Индустрии 4.0 и формирование единой системы, в которую интегрируются различные станки и оборудование в единую сеть за счет специальных датчиков и сервисов, которые позволяют им взаимодействовать между собой без вмешательства человека.

На уровне же самой компании на основе современных технологических решений формируются целые цифровые и промышленные экосистемы - особые цифровые среды, объединяющие огромное число участников, сервисов и бизнес-процессов самой компании, а также ее партнеров на принципах взаимовыгодности их взаимоотношений и обеспечивающие высокую конкурентоспособность всех участников экосистемы [16].

Цифровая экосистема может включать в свой состав огромное количество компаний и сервисов, которые находятся между собой «на равных». Однако во главе каждой системы находится компания-лидер, вокруг которой система развивается. Как правило данный лидер имеет и наиболее сильный бренд. Компания-лидер определяет в том числе условия и правила взаимодействия между участниками, определенные стандарты, основные направления развития.

Пользователи в свою очередь получают доступ ко множеству сервисов в самых разных отраслях через единый аккаунт, а компания повышает успешность своего бренда за счет единства сервисов. Кроме того, пользователи могут получать дополнительную ценность за счет создания единой системы лояльности, различных поощрений, акций и т.д.

Одним из примеров подобных экосистем является Сбербанк, который имеет множество сервисов в самых различных сферах деятельности [17] (рисунок 3).

ФИНАНСЫ

3 Сбербанк Онлайн Q Инвестор

I

т

СберСпасибо СберКредо

Выдающиеся кредиты

Яндекс-Деньги*

SberPay

«I

ЕДА

СберМаркет

fi Delivery Club*

% СберФуд

О Самокат

Кухня на районе

щ Level Kitchen

в2 My Food

Performance Food

МЕДИА

& Союзмультфильм S Сегменто 3 СберМаркетинг

ОБРАЗОВАНИЕ

• СберКласс 3 СберУниверситет

ЗСБЕР

ЭКОСИСТЕМА

ВАЖНОЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sj Работа, ру © СберЗдоровье

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Я Яндекс.Маркет*

ПОДПИСКА

3 Сбер-Прайм

gj п У' 1

■"I"33 I*

ТЕХНОЛОГИИ

& BI.ZONE О Visionlabs • SberCloud R-keeper »• СберКорус «« Cognitive Pilot II Группа компаний ЦРТ © SberDevices 3 СберID

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

□ Рамблер-Касса g Okko ^ Сберзвук

НЕДВИЖИМОСТЬ

Ф СовТех (3 ДомКлик

ie принадлежит Яндекс * часть

О

гл.

о

ТРАНСПОРТ

СберАвто

Сетелем

Ситимобил'

Осаго онлайн

Юдрайв

2ГИС

Сберлогистика

е принадлежит mail.ru group

Рисунок 3 - Цифровая экосистема Сбербанка

Так, банк может оказывать не только банковские, но и многие другие услуги. Интернет-банк включает услуги мессенджера, новостного портала, магазина онлайн-подписок, игр и т.д.

В экосистему входят также сервисы доставки еды и продуктов, услуги такси, аптека, логистический оператор, цифровые карты и многие другие.

Бонусную программу «СберСпасибо», в рамках которой начисляются специальные бонусы на счет клиента при покупках в сервисах экосистемы, используют более 53,5 млн человек, Сбер ГО -26,8 млн пользователей, виртуальный ассистент Салют - более 5 млн подписчиков, сервисы Сбер-Прайм - 3,3 млн клиентов.

Однако, как уже отмечалось ранее, несмотря на все преимущества внедрения цифровых платформ, компания далеко не всегда может извлечь выгоду из этого. Всегда существует целый ряд рисков, которые могут привести к негативным последствиям:

• слишком высокие изначальные затраты;

• высокие затраты на поддержание цифровых технологий;

• недостаточный уровень знаний и навыков у персонала для эффективного применения цифровых технологий;

• риск непринятия персоналом изменений;

• недостаточный уровень развития 1Т-отделов;

• и многие другие

Поэтому остается важнейший вопрос о том, каким образом можно оценить эффективность, целесообразность создания и внедрения цифровой платформы в компании.

В общем смысле ответом является сопоставление экономического эффекта, полученного благодаря созданию и реализации цифрового решения, а также понесенных в ходе его реализации затрат.

При этом стоит отметить, что данные эффекты могут относиться к самым разным направлениям: организационные эффекты, связанные с более эффективной работой самой компании, сетевые эффекты, отражающие рост клиентской базы, технические эффекты в виде ускорения производственного цикла или непосредственного снижения стоимости создаваемой продукции и многие другие (рисунок 4).

Рисунок 4 - Направления экономических эффектов от внедрения цифровой платформы предприятия

С точки зрения компании внедрение цифровой платформы можно рассматривать как инвестиционный проект, т.е. «вложение капитала на определенный срок с целью получения прибыли или дохода», вследствие чего следует рассмотреть основные понятия инвестиционных проектов, показателей их оценки, возможных рисков и т.д. [18].

Возможным определением, в рамках которого делается акцент на законченности объекта инвестиционной деятельности, его уникальности, является следующее: Инвестиционный проект представляет собой «план вложения инвестиций, обоснование их целесообразности, объема, сроков, который предполагает получение законченного объекта инвестиционной деятельности» [19].

С точки зрения временного аспекта инвестиционный проект можно рассматривать как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на достижение поставленных целей в течение заданного промежутка времени» [18].

С точки зрения Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиционный проект - это «обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» [20].

На основе выявленных характеристик наиболее полным будет следующее понятие: «инвестиционный проект - это целенаправленная идея, достижение результатов с которой обусловлено рациональным использованием ограниченного количества всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей во временных рамках, которые характеризуют начало и окончание определенных действий, что выполняются специально созданной для этого командой» [21].

В зависимости от особенностей рынка, работы самой компании, целей заинтересованных сторон проекта и многих иных факторов, инвестиционные проекты могут быть направлены на достижение различных целей, что актуально и для цифровых платформ. К данным целям можно отнести следующее [22]:

• создание новых производств, включая продажу новых товаров, выход на новые рынки сбыта;

• улучшение уже существующего производства - сокращение расходов сырья, материалов, затрат электроэнергии, трудозатрат и т.д. ;

• повышение качества производимой продукции - в случае цифровых платформ это отражается в создании дополнительной ценности продукта;

• изменение характеристик работы самой компании, ее организации - создание новых рабочих мест, введение мер по охране окружающей среды и т.д.;

• и многие другие возможные цели.

Помимо различий в целях, ради которых проекты реализуются, существует множество иных возможных критериев. Рассмотрим следующую классификацию инвестиционных проектов, представленную на рисунке 5 [23, 24]:

По масштабам проекта

По степени оказываемого влияния

1. Локальные

2. Отраслевые

3. Региональные

4. Национальные

По способам финансирования:

1. Проекты со смешанным финансированием

2. Проекты с заемным финансированием

3. Проекты за счет собственных источников средств

По срокам реализации

1. Краткосрочные инвестиционные проекты (срок до 3 лет)

2. Среднесрочные инвестиционные проекты (в районе 3-5 лет)

3. Долгосрочные инвестиционные проекты (более 5 лет)

1. Независимые проекты - реализуемые проекты не будут влиять на другие проекты компании

2. Взаимоисключающие проекты- выбор одного проекта предполагает отказ от другого проекта, т.к. они не могут быть реализованы одновременно

3. Взаимодополняющие проекты -данные проекты могут быть реализованы только одновременно

4. Комплементарные-реализация таких инвестиционных проектов позволяет повысить эффективность других проектов компании, так называемый синергетический эффект

5. Замещающие проекты - обратная ситуация, реализация таких проектов приводит к снижению эффективности других проектов компании

Рисунок 5 - Классификации инвестиционных проектов

И это далеко не единственные возможные классификации инвестиционных проектов.

Еще одним важным вопросом является рассмотрение основных этапов проектного цикла.

Все начинается с формулировки проекта, в рамках которого руководство компании оценивает текущее состояние компании, определяет приоритетные направления развития компании или ее отделений т.е. стратегический менеджмент. Происходит формирование бизнес-идеи.

Следующим этапом является разработка проекта, в рамках которой производится поиск, сбор и анализ исходной информации, проработка основных технических, финансовых, экономических аспектов проекта.

Затем проводится экспертиза проекта, т.е. рассматривается правильность основных положений проекта, вносятся необходимые коррективы.

Следующий этап - непосредственно осуществление самого проекта. Важным элементом данного этапа является постоянные мониторинг, контроль и координация различных направлений деятельности в рамках проекта по мере их выполнения.

На последнем этапе производится оценка реализованного проекта - т.е. анализируется соответствие между заданными в рамках проекта идеями, показателями, задачами для реализации со степенью их фактического исполнения.

Кроме анализа эффекта от реализации проекта, а также затрат на него, важен анализ рисков в рамках проекта, т.к. с учетом долгосрочности инвестиционных проектов (как правило много лет), неопределенности внешней среды работы компании, зачастую непредсказуемости итогового результата, даже самый потенциально прибыльный проект может обернуться настоящей катастрофой для компании.

Под риском можно понимать «возможность потери предприятием части своих ресурсов, снижение планируемых доходов, появление дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности» [18].

Выделяют качественный и количественный анализ рисков, которые дополняют друг друга.

Качественный анализ выводит основные факторы риска, но не позволяет их количественно измерить.

В то же время количественный анализ позволяет численно измерить размер отдельно взятых рисков проекта или же риск самого проекта в целом.

Для оценки рисков существует большое количество различных методов [25]:

1) анализ уместности затрат - в рамках метода предполагается, что перерасход средств вызван одним из факторов: изначально недооценена стоимость проекта, различия теоретической производительности оборудования и фактической, изменения в законодательстве и как следствие рост стоимости проекта, непредвиденные обстоятельства;

2) метод аналогий - данные анализируются на основе аналогичного не менее рискового проекта. Основная сложность - подобрать подходящий аналог;

3) метод экспертных оценок - менее формальный метод, основывается на опыте экспертов в вопросах реализации инвестиционных проектов. Большую роль играют опыт, квалификация экспертов. Группа экспертов оценивает первоначальные риски и вероятность их наступления по их мнению;

4) анализ чувствительности - как изменяется итоговый результат по проекту при изменении того или иного фактора;

5) статистические методы - на основе статистики прошлых лет;

6) метод сценариев - описываются возможные варианты реализации инвестиционного проекта в виде сценариев;

7) и многие другие методы.

Одним из распространенных на практике методов анализа рисков является «карта рисков», представленная на рисунке ниже:

Карта рисков

Влияние на целевые показатели (Последствия)

Пренебрежимое Небольшое Умеренное Значительное Существенное

Очень вероятно Ниже среднего Средний Выше среднего Г Высокий Высокий

Вероятно Низкий Ниже среднего Средний Вь^ие среднего

Возможно Низкий Ниже среднего Средний в^ Выш^ среднего Выше среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маловероятно Низкий Ниже среднего Нижесреднего \ Средний • Выше среднего

Крайне маловероятно Низкий Низкий 1-Гтке среднего Ьреднуй ! Средний

Риски

Рисунок 6 - Пример карты рисков

На карте рисков схематично представлена классификация рисков в зависимости от их значимости, оцененной путем экспертной оценки (по горизонтали) - т.е. насколько значимым может быть ущерб в случае наступления рискового события - а также вероятности наступления рискового события, также оцененной путем экспертной оценки) по вертикали) - в среднем насколько часто данное событие может наступить.

Наибольше внимание уделяется «высоким» рискам из красной зоны - они имеют как высокую вероятность наступления, так и сопровождаются высоким ущербом для компании, в связи с чем следует внимательно управлять данными рисками для снижения негативных последствий.

Риски желтой зоны также могут достаточно серьезно сказаться на работе компании и их тоже важно отслеживать.

Риски из зеленой зоны относительно безопасны для компании, благодаря чему не требуют от компании серьезного контроля.

Таким образом компания получает лучшее представление об «узких местах», которые могут возникнуть в ходе внедрения цифровой платформы и на которые следует обращать особое внимание

- недостаточная квалификация у персонала для эффективного использования новых технологий, недостаточно развитая IT-структура компании и многое другое - и тем самым заранее подготовиться к возможным проблемам. Более того, компания может заранее пересмотреть свое мнение по поводу внедрения цифрового решения на предприятии и выбрать другие альтернативы или же вовсе отказаться от слишком рискового проекта.

И уже осознавая все возможные последствия реализации проекта компания должна понять, принесет ли его реализация реальную пользу компании. Для этого необходимо оценить приносимый эффект.

В качестве показателей оценки эффективности инвестиционных проектов наиболее часто используются следующие из них [26]:

1) чистый доход - совокупные доходы за вычетом совокупных расходов и налога на прибыль;

2) чистый дисконтированный доход NPV - аналог чистого дохода с учетом фактора времени, разность приведенного к определенному моменту дохода и приведенных затрат. Должна быть больше нуля, чтобы проект не ушел в минус;

3) внутренняя норма доходности - такая ставка дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход проекта будет равен нулю. Чем выше IRR, тем выше доходность проекта, т.к. можно заложить больше рисков в проект;

4) индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков к сумме денежных оттоков;

5) индекс доходности инвестиций - отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям, проект будет прибыльным если PI > 1;

6) срок окупаемости проекта - срок времени, необходимый для того, чтобы денежные потоки от проекта возместили первоначальные затраты в проект;

7) ряд других.

На практике как правило для оценки эффективности проекта достаточно расчета NPV - положительное значение данного показателя означает, что реализация проекта принесет выгоду компании.

Однако для более точной оценки того, насколько проект по итогу будет выгоден и привлекателен для компании, какой он имеет «запас прочности» и т.д. следует рассматривать и другие показатели.

Многие из этих показателей представляют собой оценку эффективности с точки зрения соотношения эффективность = эффект/затраты.

Так показатель NPV в данном случае рассматривает затраты на разработку и реализацию цифровой платформы как оттоки денежных средств, а получаемый экономический эффект - в качестве притоков.

Но как уже упоминалось ранее, эффект от внедрения цифровой платформы может выражаться не только в денежном выражении - к примеру, он может быть направлен на рост клиентской базы с целью увеличения будущих доходов или на иные цели.

Более того, даже рост выручки может быть получен разными способами - к примеру, при помощи внедрения цифровых платформ можно при тех же затратах (помимо новых затрат на разработку и содержание платформы) повысить качество полученной продукции, тем самым создав дополнительную ценность для потребителя.

Другим возможным направлением может быть снижение длительности производственного цикла за счет преимуществ цифровых технологий, тем самым продукт сможет быстрее выходить на рынок.

Кроме того, цифровые платформы могут быть направлены и на снижение затрат производства

- путем освобождения части персонала (компьютер возьмет их функции на себя) или снижения себестоимости продукции за счет более эффективного производства, работы оборудования и т.д.

Зачастую при внедрении платформы сразу на разных уровнях работы предприятия приводит одновременно ко многим из описанных изменений.

Рассмотрим пример на основе трех компаний, рассматривающих вопрос внедрения цифровых платформ: компания 1 является «традиционной» и не вводит цифровые решения в свои бизнес-процессы - она сохраняет выручку, уровень клиентской базы и свою прибыль на прежнем уровне, но при этом не несет никаких дополнительных затрат. Компания 2 решает автоматизировать часть своих бизнес-процессов, компания 3 стремится внедрить цифровые платформы на разных уровнях работы компании.

На первый взгляд наибольший экономический эффект в виде прироста прибыли получила компания 2, которая сбалансированно проводит цифровую трансформацию. Это связано с тем, что не смотря на существенный прирост выручки, компания 3 не готова эффективно поддерживать внедряемый уровень цифровизации, в связи с чем затраты на ее поддержание слишком высоки.

Таблица 1 - Изменения показателей компании в зависимости от степени цифровой трансформации

Показатель Компания 1 Компания 2 Компания 3

Уровень цифровой трансформации Ш 0 0,35 0,75

Дополнительная выручка, у.е./мес. 0 1000 2000

Прирост клиентской базы, чел. 0 100 400

Затраты на поддержание работы платформы, у.е./мес. 0 400 1500

Дополнительная прибыль, у.е./мес. 0 600 400

Однако в то же время компания 3 получила наибольший прирост клиентской базы, что в долгосрочной перспективе может пойти ей на пользу - за счет сетевых эффектов новые клиенты могут привлечь другие группы заинтересованных сторон, что сделает компанию еще более привлекательной для других пользователей.

По этой причине нельзя однозначно сказать, стратегия какой компании является наиболее успешной - все зависит от конечной цели, которую преследовала компания при внедрении цифровых технологий. Более того, важно понимать, что далеко не всегда их внедрение может быть целесообразным, так как оно сопровождается целым рядом единовременных затрат, а также затрат на поддержание новых технологий.

Список возможных направлений затрат достаточно широк - необходимость в обучении персонала, закупке оборудования, программного обеспечения, оплата услуг связи, НИОКР и многие другие.

Типовая структура возможных затрат указана на рисунке ниже:

■ Приобретение машин и оборудования, связанных с цифровыми технологиями

■ Приобретение программного обеспечения, его адаптация и доработка Оплата услуг электросвязи

■ Исследования и разработки

■ Приобретение цифрового контента

а Обучение сотрудников, связанное с внедрением и использованием цифровых технологий

■ Прочие внутренние затраты на внедрение и использование цифровых технологий

Рисунок 7 - Структура внутренних затрат на создание и использования цифровых технологий за 2019 год, %

В качестве возможного эффекта от внедрения могут рассматриваться самые различные показатели, помимо тех, что уже были рассмотрены в ходе исследования: объем реализации, чистая прибыль, клиентская база пользователей, себестоимость продукции и многое другое - все зависит от целей, которые ставит перед собой компания.

Так, если основной акцент компания делает на увеличение своего дохода, следует рассматривать в числителе «эффективность = эффект/затраты» чистую прибыль, выручку от реализации, денежные потоки и иные типовые показатели.

Если компания ставит цель в виде создания сетевых эффектов для дальнейшего развития -стоит сделать акцент на росте клиентской базы.

Возможно, владельцы бизнеса заинтересованы в стоимости бизнеса - тогда можно рассмотреть в числители именно этот прирост стоимости и сравнить с затратами на внедрение цифровых решений.

Если компания хочет снизить затраты на производство - имеет смысл сравнивать снижение затрат на производство в результате внедрения и затраты на само внедрение цифровой платформы.

И так далее.

То есть показатель целесообразности стоит подбирать в зависимости от того, какую цель ставит перед собой компания при проведении трансформации. Более того, как уже говорилось ранее, компания зачастую хочет решить целый задач путем внедрения цифрового решения, то есть таких показателей нужно будет рассматривать сразу несколько.

Рассмотрим пример автоматизации части бизнес-процессов - работа рядовых рабочих на конвейерной ленте - что позволило компании 2 освободить 5 рабочих мест.

Таблица 2 - Сравнение затрат до и после автоматизации бизнес-процесса

Показатель Компания 1 Компания 2

Численность занимаемых рабочих мест, шт. 5 0

Заработная плата работника, у.е./мес. 50 000 0

Единовременные затраты на внедрение цифрового решения, у.е. 0 5 000 000

Затраты на поддержание технологии, у.е./мес. 0 20 000

Общие затраты за 1 год, у.е. 3 000 000 5 240 000

Общие затраты за 2 года, у.е. 6 000 000 5 480 000

Как можно увидеть из таблицы, если рассматривать краткосрочный период в 1 год, автоматизации является менее выгодным вариантом для компании из-за высоких единовременных затрат на внедрение технологии - затраты на покупку, сборку, установку специального робота, автоматизировавшего процесс, загрузку программного обеспечения и прочее.

Более того, компания 2 после внедрения технологии вынуждена нести дополнительные затраты для поддержания цифрового решения в рабочем состоянии - ежемесячные затраты на обслуживание робота, дополнительные затраты электроэнергии и прочее.

Однако уже в более долгосрочном периоде внедрение технологии становится куда более привлекательным - уже через 2 года компания 2 понесет значительно меньше общих затрат в сравнении с компании 1 в связи с освобождением ряда рабочих мест. С учетом того, что срок службы специального робота может достигать десятка лет, общий эффект в виде снижения затрат окажется еще больше.

Безусловно, в реальности все намного сложнее - количество различных затрат намного выше, необходимо учитывать фактор времени и т.д., но основная идея эффективности (или наоборот неэффективности) цифровой трансформации предприятия сохраняется.

Выводы

В ходе проведенного исследования была раскрыта сущность явления цифровизации и ее особенностей, изучены различные подходы к определению цифровой экономики, рассмотрена распространенность цифровых платформ в компаниях различных направлений экономической деятельности, сделан вывод об наличии различий в степени применимости цифровых платформ в разных сферах экономики.

Рассмотрены понятия платформенной экономики и цифровых платформ, их основные преимущества, особенности и примеры формирования цифровых экосистем.

Сделан вывод о наличии целого ряда рисков для компании, связанных с внедрением цифровых платформ в связи с чем их внедрение далеко не всегда является целесообразным для компании.

Показано, что внедрение цифровой платформы на предприятии можно рассматривать как инвестиционный проект, рассмотрены различные определения инвестиционных проектов, отражающие их различные аспекты, выявлены их основные характеристики.

Изучены основные цели, ради которых происходит формирования цифровых платформ в компании, рассмотрены различные классификации инвестиционных проектов с точки зрения их масштабов, способов финансирования, оказываемого влияния и т.д., выявлены основные этапы этих проектов.

Сделан вывод о важности рассмотрения помимо эффекта от реализации проекта и затрат на него связанных с проектом рисков из-за неопределенности внешней среды, в которой работает компания, зачастую непредсказуемого результата от внедрения цифровой платформы.

Рассмотрены основные методы для анализа рисков от реализации проекта, а также показатели для оценки их эффективности.

Важно также отметить, что показатель для оценки целесообразности внедрения платформы стоит подбирать в зависимости от того, какую итоговую цель ставит перед собой компания при проведении цифровой трансформации - далеко не всегда компания нацеливается на денежные результаты - к примеру, она может быть больше заинтересована в увеличении своей клиентской базы с целью своего дальнейшего развития. Более того, компания зачастую хочет решить целый задач путем внедрения цифрового решения, то есть таких показателей нужно будет рассматривать сразу несколько.

Направления дальнейших исследований

В ходе дальнейших исследований возможно применение полученных результатов исследования, рассмотренных методов анализа рисков и оценки эффективности на примере реальной компании с целью оценки возможности и эффективности внедрения промышленной платформы на конкретном предприятии.

Источники:

1. Демура, Н.А. Цифровизация: сущность и роль в развитии экономики страны и региона / Н.А. Демура, Н.П. Путивцева // Научный результат. Экономические исследования. 2021. Т. 7. № 1. С. 22-31.

2. Юдина, Т.Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики Российской Федерации: pro et contra / Т.Н. Юдина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки скагс. 2017. №3. - С. 139 - 143.

3. Скляр, М.А. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски / М.А. Скляр, К.В. Кудрявцева // Экономическое возрождение России. 2019. №3 (61). - с.103 - 114.

4. Паньшин, Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития / Б. Паньшин // Наука и инновации. 2019. № 3 (193). - с. 48-55.

5. Дворянкин, О.А. Борьба за информационные (цифровые) платформы в интернете / О.А. Дворянкин // Национальная ассоциация ученых. - 2021. - Том 2, №66. - с. 25-33.

6. Гелисханов, И.З. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития / И.З. Гелисханов, Т.Н. Юдина, А.В. Бабкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2018. - №6 - с. 22-36

7. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. - Сайт Президента Российской Федерации -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 19.02.2023).

8. Национальная Программа Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 20.02.2023).

9. Доклад о цифровой экономике 2021 [Электронный ресурс]. - Конференция организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД - Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_overview_ru.pdf (дата обращения: 20.02.2023).

10. Цифровые платформы повышают связность регионов [Электронный ресурс]. - Сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/799503676.html (дата обращения: 20.02.2023).

11. Цифровые платформы расширяют возможности компаний [Электронный ресурс]. - Сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/799506340.html (дата обращения: 20.02.2023).

12. Репьева, С.С. Платформенная экономика: состояние, проблемы и перспективы развития / С.С. Репьева, А.А. Минасян, А.А. Бокова, В.И. Юхимец, Е.В. Первухина // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. №8. - с.63 - 67.

13. Бабкин, А. В. Сущность цифровых платформ и особенности их применения в деятельности промышленных кластеров и предприятий / А. В. Бабкин, Л. В. Ташенова // Цифровая экономика и сквозные технологии: теория и практика / Под редакцией А. В. Бабкина. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого". - 2019. - С. 230-250.

14. Сердюков, Р.Д. Роль и место цифровых платформ в развитии промышленных предприятий: экосистемный подход / Р.Д. Сердюков // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №37 (5). - с.249-255.

15. Паркер, Д., Революция платформ / Д. Паркер, М. Альстин, С. Чаудари // Изд. Манн, Иванов и Фербер - 2017. -с. 440

16. Каленов, О.Е. Цифровые экосистемы организаций / О.Е. Каленов // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2022. № 1. - с. 139-147.

17. Сбербанк (Цифровой бизнес) [Электронный ресурс]. - Интернет-Портал Tadviser - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/ index.php/%D0%A1%D1%82% (дата обращения: 18.02.2023).

18. Васильева, С.Ю. Инвестиционные проекты - основные понятия, оценки рисков проекта / С.Ю. Васильева // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2018. - №2. - с.9-13.

19. Зимин, В.А. Инвестиционный проект: его финансирование и эффективность / В.А. Зимин // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г. №39-ФЗ (ред. От 28.12.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 21.02.2023).

21. Шарохина С.В. О сущности понятия «инвестиционный проект» / С.В. Шарохина // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы». - 2018. - №1.

22. Матюнин, Л.В. Инвестиционные проекты: содержание, структура / Л.В. Матюнин // Вестник Университета - развитие отраслевого и регионального управления.

23. Однокоз В.Г. Сущность и классификация инвестиционных проектов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/02/8323 (дата обращения: 09.02.2023).

24. Драганов, А.С. Сущность, классификация и основные этапы бизнес-планирования инвестиционных проектов / А.С. Драганов // Вопросы студенческой науки. 2019. №11 (39). - с. 616-620.

25. Попова А. Ю. Оценка риска инвестиционного проекта [Электронный ресурс]. - Адыгейский государственный университет - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2006/03/pdf/07.pdf (дата обращения: 20.02.2023).

26. Николаев, М.А. Оценка инвестиционных проектов [Текст] / М.А. Николаев //Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №4. - с. 8-14.

27. Бабкин, А.В. Цифровые платформы в экономике: понятие, сущность, классификация/ А.В. Бабкин, Михайлов П.А. // Вестник Академии знаний. - 2023. - №54 (1). - с. 25-36.

28. Квинт В.Л., Бабкин А.В., Шкарупета Е.В. Стратегия формирования платформенной операционной модели для повышения уровня цифровой зрелости промышленных систем // Экономика промышленности. 2022. Т.15. №3. С. 249-261.

29. Федоров А.А., Либерман И.В., Корягин С.И., Клачек П.М. Технология проектирования нейро-цифровых экосистем для реализации концепции Индустрия 5.0 // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 19-39.

30. Беляцкая Т.Н., Фещенко С.Л. Цифровая прослеживаемость: понятие и направления развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 4. С. 7-19.

References:

1. Demura, N.A. Digitalization: the essence and role in the development of the economy of the country and the region / N.A. Demura, N.P. Putivtsev // Scientific result. Economic research. 2021. V. 7. No. 1. S. 22-31.

2. Yudina, T.N. Digitalization as a trend in the modern development of the economy of the Russian Federation: pro et contra / T.N. Yudina // State and municipal management. Scholars notes skags. 2017. №3. - S. 139 - 143.

3. Sklyar, M.A. Digitalization: main directions, advantages and risks / M.A. Sklyar, K.V. Kudryavtseva // Economic revival of Russia. 2019. No. 3 (61). - p.103 - 114.

4. Panshin, B. Digital economy: concepts and directions of development / B. Panshin // Science and innovations. 2019. No. 3 (193). - With. 48-55.

5. Dvoryankin, O.A. The struggle for information (digital) platforms on the Internet / O.A. Dvoryankin // National Association of Scientists. - 2021. - Volume 2, No. 66. - With. 25-33.

6. Gelishanov, I.Z. Digital platforms in the economy: essence, models, development trends / I.Z. Gelishanov, T.N. Yudina, A.V. Babkin // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnical University. Economic sciences. -2018. - No. 6 - p. 22-36.

7. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" [Electronic resource]. - Website of the President of the Russian Federation - Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (date of access: 02/19/2023).

8. National Program Digital Economy of the Russian Federation [Electronic resource]. - Website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation - Access mode: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (date of access: 20.02.2023).

9. Digital Economy Report 2021 [Electronic resource]. - United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD -Access mode: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_overview_ru.pdf (Accessed: 20.02.2023).

10. Digital platforms increase the connectivity of regions [Electronic resource]. - HSE ISSEK website - Access mode: https://issek.hse.ru/news/799503676.html (date of access: 20.02.2023).

11. Digital platforms expand the capabilities of companies [Electronic resource]. - HSE ISSEK website - Access mode: https://issek.hse.ru/news/799506340.html (date of access: 20.02.2023).

12. Repeva, S.S. Platform economy: state, problems and development prospects / S.S. Repeva, A.A. Mina-syan, A.A. Bokova, V.I. Yukhimets, E.V. Pervukhina // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. No. 8. - p.63 - 67.

13. Babkin, A. V. The essence of digital platforms and features of their application in the activities of industrial clusters and enterprises / A. V. Babkin, L. V. Tashenova // Digital economy and end-to-end technologies: theory and practice / Edited by A V. Babkina. - St. Petersburg: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University". - 2019. - S. 230-250.

14. Serdyukov, R.D. The role and place of digital platforms in the development of industrial enterprises: an ecosystem approach / R.D. Serdyukov // Natural Humanitarian Research. - 2021. - No. 37 (5). - p.249-255.

15. Parker, D., Platform Revolution / D. Parker, M. Alstin, S. Chaudary // Ed. Mann, Ivanov and Ferber - 2017. -p. 440

16. Kalenov, O.E. Digital ecosystems of organizations / O.E. Kalenov // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022. No. 1. - p. 139-147.

17. Sberbank (Digital business) [Electronic resource]. - Tadviser Internet Portal - Access mode: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82 (date of access: 02/18/2023).

18. Vasilyeva, S.Yu. Investment projects - basic concepts, project risk assessments / S.Yu. Vasilyeva // Business education in the knowledge economy. - 2018. - No. 2. - p.9-13.

19. Zimin, V.A. Investment project: its financing and efficiency / V.A. Zimin // Theory and practice of social development. -2013. - No. 3.

20. Federal Law of the Russian Federation of February 25, 1999 No. 39-FZ (as amended on December 28, 2022) "On investment activities in the Russian Federation carried out in the form of capital investments" [Electronic resource]. - Access from the legal reference system "ConsultantPlus" - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (accessed 21.02.2023).

21. Sharokhina S.V. On the essence of the concept of "investment project" / S.V. Sharokhina // Waste and Resources Internet Journal. - 2018. - No. 1.

22. Matyunin, L.V. Investment projects: content, structure / L.V. Matyunin // Bulletin of the University - development of sectoral and regional management.

23. Odnokoz V.G. Essence and classification of investment projects // Economics and management of innovative technologies. 2015. No. 2 [Electronic resource]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/02/8323 (date of access: 02/09/2023).

24. Draganov A.S. Essence, classification and main stages of business planning of investment projects / A.S. Draganov // Issues of student science. 2019. No. 11 (39). - With. 616-620.

25. Popova A. Yu. Risk assessment of an investment project [Electronic resource]. - Adyghe State University - Access mode: http://ej.kubagro.ru/2006/03/pdf/07.pdf (date of access: 20.02.2023).

26. Nikolaev, M.A. Assessment of investment projects [Text] / M.A. Nikolaev //Economic analysis: theory and practice. -2010. - No. 4. - With. 8-14.

27. Babkin, A.V. Digital platforms in the economy: concept, essence, classification / A.V. Babkin, Mikhailov P.A. // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2023. - No. 54 (1). - With. 25-36.

28. Kvint V.L., Babkin A.V., Shkarupeta E.V. Strategy for the formation of a platform operating model to increase the level of digital maturity of industrial systems // Economics of Industry. 2022. V.15. No. 3. pp. 249-261.

29. Fedorov A.A., Liberman I.V., Koryagin S.I., Klachek P.M. Technology for designing neuro-digital ecosystems for the implementation of the concept of Industry 5.0. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economic sciences. 2021. V. 14, No. 3. S. 19-39.

30. Belyatskaya T.N., Feshchenko S.L. Digital traceability: concept and directions of development. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economic sciences. 2021. V. 14, No. 4. S. 7-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.