References:
1. Лазарева Е.А. Особенности обучения персонала без отрыва от производства. Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. № 14. С. 151-157
2. Сиссон Г.Р. Практическое обучение: простой и эффективный метод обучения без отрыва от производства. - Берлин: Издательство Берретт-Келер, 2011.
3. Ананченкова П.И., Бураков В.И., Спасенникова М.Г. Корпоративное обучение как инструмент управления человеческими ресурсами. Байкальский научный журнал. 2019. Baikal. 10. № 3. Baikal. 9.
4. Чихирин О.В., Волжанкина Я.П. Повышение квалификации без отрыва от производства: формы и методы. В сборнике: Современные технологии управления транспортным комплексом России: инновации, эффективность, ре-зультатив-ность. Сборник материалов во II-й Национальной научно-практической конференции. Редколлегия: В.А. Козырев, Г.В. Черняева. 2019. С. 235-239.
5. Нэнси К. OJT не означает «Сидеть рядом с Джо» // Качество. 1997. №2. Р.84.
EDN: SLMSNI gj
А.В. Бабкин - к.т.н., д.э.н., профессор Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.V. Babkin - candidate of technical sciences, doctor of economics, professor of the Higher School of Engineering and Economics, St Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, Russian Federation, St. Petersburg, Russia;
П.А. Михайлов - магистрант, Высшая инженерно-экономическая школа, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
P.A. Mikhailov - master student, Higher School of Engineering and Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, St. Petersburg, Russia.
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ В ЭКОНОМИКЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ DIGITAL PLATFORMS IN ECONOMY: CONCEPT, ESSENCE, CLASSIFICATION
Аннотация. Появление цифровых платформ в экономике является относительно новым явлением для нашего общества. Однако, на сегодняшний день они оказывают огромнейшее влияние на социально-экономическое развитие современного общества, преобразуют традиционные модели организации бизнеса под современный цифровой формат. Огромное количество крупнейших мировых компаний, являющихся лидерами по показателю капитализации, построены именно на платформенной бизнес-модели. В рамках статьи рассмотрен актуальный вопрос понятия и сущности цифровых платформ, рассмотрены различные подходы к описанию данного явления с точки зрения различных аспектов, приведено комплексное определение. Выявлены ключевые особенности платформ, их достоинства и недостатки. Рассмотрены основные способы формирования цифровых платформ, основные участники данного процесса и их задачи. Составлена классификация цифровых платформ. Сделан вывод о важности анализа целесообразности внедрения цифровой платформы на предприятии.
Abstract. The phenomenon of digital platforms is relatively new for our society, however, today they have a huge impact on the socio-economic development of modern society, transform traditional business organization models into a modern digital format. A huge number of the world's largest companies, which are leaders in terms of capitalization, are built precisely on the platform business model. Within the framework of the article, the topical issue of the essence of the phenomenon of digital platforms is considered, the approaches of various scientists to the description of this phenomenon from the point of view of various aspects are considered, a comprehensive definition is given. The key features of the platforms, their strengths and weaknesses are identified. The main ways of forming digital platforms, the main participants in this process and their tasks are considered. A classification of digital platforms has been compiled depending on the aspect of the phenomenon under consideration. The conclusion is made about the importance of analyzing the feasibility of introducing a digital platform in an enterprise.
Ключевые слова: цифровые платформы, цифровые технологии, цифровая экономика, передовые технологии, промышленная революция, Индустрия 4.0/5.0
Keywords: digital platforms, digital technologies, digital economy, advanced technologies, industrial revolution, Industry 4.0/5.0.
Благодарности: исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда № 23-28-01316, https//rscf.ru/project/23 -28-01316.
Acknowledgments: the study was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation No. 23-2801316, https//rscf.ru/project/ 23-28-01316.
Введение
На сегодняшний день цифровые платформы выступают одной из движущих сил внедрения цифровых технологий в наше общество. На их базе происходит взаимодействие между различными сторонами - клиентами, организациями и т.д. - прямо в режиме онлайн. Они преобразуют уже существующие сферы экономики, переводят их в новый формат, а также создают новые рынки. При этом они имеют целый ряд положительных сторон - они позволяют снизить транзакционные издержки компаний, привлекают все новых и новых пользователей за счет сетевого эффекта т.д. [1].
Кроме того, они позволяют создать как дополнительную ценность к существующему продукту за счет ускорения проходящих процессов, повышения управляемости, уменьшения числа ошибок, так и создать совершенно новую за счет объединения усилий всех участников цифровой платформы. О высоком значении цифровых платформ говорит и их активное внедрение крупными компаниями -Microsoft, Google, Amazon, Alibaba и многими другим [2].
Однако их особенности и предоставляемые возможности на этом не ограничиваются.
Применение цифровых решений позволяет решить одну из серьезнейших проблем, с которой сталкиваются многие компании - невозможность обработки огромных массивов данных, за счет которых можно составлять портреты своих потребителей и тем самым прогнозировать их поведение и реакцию на различные явления - для этого цифровые платформы предоставляют огромные инструментарий в виде машинного обучения, нейросетей, аналитики Big Data, Blockchain и многих других цифровых решений.
Таким образом образуются целые цифровые экосистемы, которые позволяют компаниям более эффективно использовать и управлять данными, тем самым создавая конкурентное преимущество на рынке и открывая компаниям дополнительные направления для развития и роста [3].
Высокую актуальность рассматриваемой темы можно объяснить самой сущностью явления цифровых платформ, представляющих собой с одной стороны бизнес-модель обеспечения посредством технологической площадки прямого взаимодействия и осуществления транзакций между субъектами с использованием новых способов и форм взаимодействия, создания ценности и ценообразования, с другой стороны - инновацию в виде информационной системы, которая позволяет повысить эффективность цепочек поставок продукции и услуг, снизить транзакционные издержки, оптимизировать бизнес-процессы, что больше отражает инновационную составляющую данного явления и его основные функции [2, 4].
При этом в основе данной модели лежат сетевые эффекты, то есть все большее и большее повышение полезности платформы за счет привлечения новых пользователей, которые создают свой уникальный контент или же просто действуют в рамках платформы, тем самым повышая ценность платформы в глазах потенциальной аудитории еще больше [5].
Можно сказать, что именно пользователи платформы и являются ее главной ценностью, так как именно от них зависит масштаб сетевых эффектов. Отсюда объясняется и важность вопроса формирования и дальнейшего продвижения цифровой платформы, ведь привлечение и удержание пользователей, формирование их лояльности - одна из первостепенных задач для успешной деятельности платформенной компании [6].
Большое внимание вопросу цифровых платформ уделяет в том числе правительство Российской Федерации. Одним из направлений его деятельности является внедрения цифровых платформ в сферу государственных управления и создание новых цифровых сервисов на их основе.
Так, в России действует Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», занимающаяся вопросами нормативного регулирования цифровой среды, информационной инфраструктуры, цифровых технологий и искусственного интеллекта, а также многого другого, и утвержденная 4 июня 2019 года [7].
Вопросы цифровой экономики рассматриваются также и в рамках доклада Юнктад «Цифровая экономика» за 2021 год, где была подчеркнута высокая роль, которую играют цифровые платформы на сегодняшний день.
Было подчеркнуто высокое влияние цифровых платформ, которое они оказывают сегодня на нашу жизнь, а также была выражена обеспокоенность связанными с этим явлением рисками - к примеру, преимущества цифровых технологий позволяют крупным платформенным компания собирать огромные базы данных о своих пользователях, что позволяет этим компаниям концентрировать огромную власть в своих руках [8].
Данная тематика актуальна и для Санкт-Петербурга, который является одним из лидеров России в области цифровизации.
Так в 2021 году в Санкт-Петербурге была утверждена Стратегия цифровой трансформации [9].
Помимо изменений в сфере здравоохранения, образования, внутреннего туризма, гостиничной сферы и т.д., особый акцент делается на создании проектов в рамках «Индустрии 4.0», направленных на изменения традиционного подхода к производству.
Этот подход основывается на массовом внедрении в промышленность различных информационных технологий, масштабной автоматизации бизнес-процессов, распространении искусственного интеллекта и иных преимуществах, связанных с индустрией 4.0/5.0.
Тем не менее, для начала необходимо более полно понять, что из себя представляет явление цифровых платформ предприятия, какие существуют современные подходы к их определению, классификации. Какие преимущества и недостатки они приносят для компании. Каким образом компания их формирует.
Цель исследования.
Целью исследования является анализ сущности цифровых платформ, изучение существующих современных подходов к данному явлению, разработка критериев классификации цифровых платформ, выявление способов формирования платформ и ее основных участников, а также их роли для организации деятельности цифровой платформы.
Методы и материалы исследования.
В исследовании были применены методы изучения, анализа, синтеза существующей литературы по тематике цифровых платформ, индукция. Методы классификации для выделения основных типов цифровых платформ, обобщение полученных в ходе исследования результатов и определения дальнейших направлений для изучения.
Теоретическую и методологическую основы составляют научные публикации отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих вопрос цифровых платформ предприятия, его цифровой трансформации, Индустрии 4.0/5.0.
Теоретическую и методологическую основы составляют научные публикации отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающие вопросы цифровой экономики.
В ходе работы были проанализированы различные документы и нормативно-правовые акты, регулирующие сферу цифровой экономики. На сегодняшний день цифровые платформы активно внедряются и в различные промышленные компании с целью получения различных конкурентных преимуществ.
Полученные результаты.
Понятие цифровой платформы
На сегодняшний день, одним из главных драйверов развития цифровых технологий, процесса цифровой трансформации, которая активно происходит по всему миру, в том числе и в России, можно назвать внедрение цифровых платформ на предприятии.
Это связано с тем, что промышленный сектор так или иначе охватывает все остальные сферы экономики, взаимодействует с ними. Кроме того, он имеет существенный вклад во Внутренний валовый продукт страны.
Благодаря переходу к платформенному типу управления, предприятия могут объединять в единую информационную среду различные задачи управления персоналом, технической и иной информацией, управление качеством продукции, протекающими на предприятии производственными процессами, более эффективно интегрировать логистическую службу и так далее.
Иначе говоря, цифровая платформа обеспечивает непрерывный бизнес-процесс, что позволяет улучшить взаимодействие компании с клиентами, сотрудниками, партнерами за счет применения цифровых технологий, создания сетевых эффектов и других преимуществ платформы [5, 28].
Рассмотрим вопрос «цифровой платформы» более подробно.
В связи с тем, что тематика цифровых платформ является относительно новой, на сегодняшний день не существует какого-то единого, четкого определения, которое однозначно описывает явление цифровых платформ на предприятии. Однако, это не мешает рассмотреть некоторые из существующих концепций с целью выявить основные черты этого явления.
Согласно Руководству по цифровой трансформации производственных предприятий Сколково, цифровая платформа предприятия - «это совокупность цифровых данных, моделей (логики и алгоритмов) и инструментов (методов, средств), информационно и технологически интегрированных в единую автоматизированную функциональную систему, предназначенную для квалифицированного управления целевой предметной областью с организацией взаимодействия заинтересованных субъектов» [10].
В данном определении подчеркнута необходимость создания единой автоматизированной системы при помощи различных инструментов в рамках цифровой платформы, что позволяет компании улучшить происходящие внутри нее бизнес-процессы.
Можно рассмотреть следующее определение, составленное издательством «Открытые системы», основной тематикой которого являются информационные технологии: «Цифровые промышленные платформы являются основой Индустрии 4.0, в которой данные - это основное сырье для создания новых продуктов, формирования новых рынков и экономики в целом. Платформы помогают извлекать сведения из локальных систем и оборудования, анализировать их, предоставлять к ним доступ, что в сочетании с инструментарием для разработки облегчает специалистам промышленного предприятия процесс создания прикладных решений» [11].
Благодаря этому крупные промышленные операторы, такие как Siemens, Bosch и General Electric, развивают свои собственные платформы, составляя конкуренцию ИТ-компаниям.
Иначе говоря, цифровые платформы предприятия позволяют компаниям получать целый ряд преимуществ в виде снижения издержек, увеличения производительности, больше автоматизации производства, простоты контроля и анализа протекающих бизнес-процессов и т.д.
При этом за счет своего цифрового формата данные платформы могут выступать в том числе связующим звеном между поставщиками приложений и пользователями, что также может быть весьма перспективным направлениям для многих компаний, относящихся к традиционным отраслям экономики.
Интересно рассмотреть подход к цифровым платформам предприятия компании SmartGoPro, которая занимается вопросами организации и проведения корпоративного обучения и бизнес-мероприятий по цифровой трансформации в промышленности и других отраслях бизнеса.
По мнению компании, цифровая платформа обеспечивает непрерывный бизнес-процесс, необходимый для улучшения взаимодействия с клиентами, сотрудниками и партнерами.
В основе цифровых платформ лежит интернет вещей, объединяющий множество компонентов: датчики устройств, механизмы приема данных, машинное обучение для выполнения задач или действий на основе правил, аналитические инструменты на базе искусственного интеллекта, интерфейсы прикладного программирования (API), другое программное обеспечение и инструменты, контролирующие соответствие нормативным требованиям. Все эти компоненты должны быть согласованы и интегрированы, чтобы улучшить работу пользователей.
Постоянное наблюдение за процессом производства, надежный управленческий аппарат и оптимизация затрачиваемых на организацию производства ресурсов - объединяют в себе платформы промышленного интернета вещей (IIoT).
Таким образом, внедрение элементов цифровой платформы позволяет объединить конечных пользователей и производителей для заключения сделок друг с другом. А различные цифровые инструменты, датчики, устройства, программное обеспечение и прочее являются инструментом для обеспечения этого взаимодействия между участниками платформы [12, 29].
Согласно аналитической статье единого информационно-аналитического портала JSON TV, рассматривающего вопросы ИКТ и Digital Media, «промышленные платформы (IoT/ IIoT-платформы, платформы интернета вещей) являются ключевым звеном экосистемы Интернета вещей, играя роль интеграционного посредника (коммуникационную платформу, межплатформенное ПО / middleware) для организации бесшовной интеграции устройств, сетей и приложений: устройства и компоненты решений могут передавать данные в широком диапазоне форматов, используя различные протоколы связи» [13].
В данном определении также подчеркивается важность средств Индустрии 4.0 для формирования и функционирования цифровой платформы. При этом основные функции такой платформы состоят в управляемом сборе данных и реализации их автоматизированной или автоматической обработки между большим количеством участников экосистемы.
Особенности цифровых платформ
Исходя из того, что цифровые платформы предприятия основываются на достижениях Индустрии 4.0, можно отметить следующие особенности данного явления [14, 15, 30]:
- широкая автоматизация бизнес-процессов;
- высокий удельный вес и значимость НИОКР в том числе при выпуске серийной продукции;
- гибкость системы и возможность быстрой перестройки производственных линий под происходящие изменения;
- управление происходит на всем этапе жизненного цикла продукта, включая логистику и получение обратной связи от потребителей;
- интеграция функциональных звеньев бизнес-процессов в единую сеть, которая регулируется в режиме онлайн;
- и т.д.
Данные особенности важно учитывать при формировании цифровой платформы предприятия, так как помимо несомненных преимуществ, они создают для компании и определенные риски, связанные с необходимостью относительно больших затрат на внедрение и поддержание цифровых систем, требованиям к более высокой квалификации персонала для ее поддержания и использования и многие другие. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в следующей главе.
На сегодняшний день существует огромное количество различных концепций цифровых решений для предприятия, каждое из которых направлено на решение тех или иных задач, стоящих на производстве.
Это влияет в том числе и на сложность внедрения различных бизнес-решений, стоимость их поддержания, эффективность при решении задач, экономическую целесообразность внедрения этих проектов и т.д.
Исходя из этого, необходимо понимать различия и особенности тех или иных цифровых технологий, сферы их возможного применения, чтобы внедрять на практике именно те решения, которые были бы полезны для компании в соответствии с ее целями и задачами, которые необходимо решить.
На основе рассмотренных ключевых особенностей цифровой платформы, ее основных черт, можно дать следующее общее определение для данного явления:
Цифровая платформа - это особая площадка в рамках единой информационной среды, обеспечивающая взаимовыгодные взаимодействия между значимым количеством независимых участников экономики (производителями, потребителями, собственниками платформы, ее менеджерами и т.д.) за счет снижения транзакционных издержек взаимодействия между ними путем применения цифровых технологий работы с данными, изменения системы разделения труда, установления новых правил взаимодействия.
Данное определение подчеркивает основную концепцию цифровых платформ как особой бизнес-модели, основывающейся на преимуществах цифровых технологий и представляющей собой площадку для выгодного взаимодействия между различными группами заинтересованных сторон. Здесь также отражается информационный, инновационный, функциональный аспекты платформы.
При этом важную роль в снижении издержек взаимодействия между участниками, создании дополнительной ценности играют так называемые сетевые эффекты.
Нельзя также не отметить, что достижения Индустрии 4.0/5.0 лежат в основе создания цифровой платформы предприятия. Так, интернет вещей, который представляет собой объединенные в единую сеть датчики с программным обеспечением, которые подключены к оборудованию и позволяют в режиме реального времени получать информацию по нему. За счет этого происходит автоматизированный обмен данных, благодаря чему больше не требуется непосредственное вмешательства человека с целью управления работой оборудования - машина все сделает сама. Работник проводит лишь удаленный контроль за бизнес-процессами.
Преимущества применения данной технологии для компании очевидны - можно ускорить производственный процесс, а также процесс принятия решений, за счет автоматизации, сделать его более независимым. Кроме того, за счет создания огромной единой компьютерной сети появляется возможность хранить и обрабатывать огромные объемы данных, снизить время простоев оборудования, количество различных аварий и т.д. [16].
Выделим основные возможные преимущества от использования цифровых платформ компанией [17-19]:
- рост скорости и эффективности транзакций;
- возможность избежать или снизить многие барьеры рынка;
- относительно небольшие сроки разработки для многих технологических решений;
- возможность применения и внедрения готовых цифровых решений;
- снижение транзакционных издержек;
- широкие границы использования платформы - возможность применения как во внутренней среде компании, так и вне ее;
- ускорение операционных циклов, особенно в сфере производства;
- упрощение процедуры принятия решений;
- возможность снижения влияния человеческого фактора;
- возможность применения различных средств аналитики, обработки огромных массивов данных и т.д.;
- создание конкурентного преимущества для компании за счет создания дополнительной ценности для пользователей платформы;
- появление дополнительных возможностей для роста и развития - новые подходы для поиска новых клиентов;
- более точное ценообразование за счет средств аналитики;
- наличие единой информационной среды;
- минимизация ошибок и брака;
- автоматизация многих рутинных процессов;
- постоянный мониторинг состояния оборудования, эффективности работников;
- оптимизация процесса производства;
- и многое другое.
Тем не менее, применение цифровых платформ не лишено своих недостатков, которые нельзя не учитывать при принятии решении о внедрении цифровой платформы [20, 29]:
- риск непринятия новых методов организации работы компании среди сотрудников Компании;
- необходимость существенных затрат на покупку технологий, специального программного обеспечения, обучение персонала, поддержание новых технологий и т.д.;
- сложности в обучении сотрудников эффективному использованию новых инструментов в виде специализированных программ и оборудования;
- зачастую отсутствие ясного понимания у руководства компании конкретных целей цифровой трансформации, ее основных этапов, конечных итогов;
- недостаточная квалификация сотрудников компании для успешного применения новых инструментов, недостаток знаний;
- неготовность компании к цифровой трансформации с точки зрения финансовых, трудовых и иных ресурсов;
- рост значимости угроз и рисков со стороны 1Т - новые возможности для промышленного шпионажа, кибератак;
- порой недостаточная эффективность внедренной технологии с точки зрения соотношения затраты/отдача.
На основе данного сравнения можно понять, что даже если компания располагает желанием провести цифровую трансформацию, имеет необходимые для этого ресурсы, далеко не всегда внедрений цифровой платформы будет оправданным.
Поэтому огромную важность имеет вопрос оценки эффективности внедрения цифровой платформы на предприятии, который будет затронут в рамках последующего исследования.
Итогом положительных эффектов от успешной цифровизации компании можно назвать повышение производительности предприятия посредством сокращения времени, необходимого для разработки нового продукта, выпуска его на рынок и поставки потребителю, оптимизации ресурсов компании, повышение качества продукции, возможности более точного прогнозирования, повышение безопасности и производительности труда и многое другое.
В конечном итоге, все это позволяет добиться двух главных целей работы практически любой компании:
- увеличение прибыли за счет увеличения объема продаж или за счет увеличения цены без особого изменения объема продаж.
- сокращение различных затрат без ухудшения качества производства продукции, исполнения заказов.
Организация цифрового предприятия предполагает как горизонтальную цифровизацию и интеграцию процессов - то есть происходит изменения формы взаимодействия с поставщиками, потребителями, партнерами в рамках цепочки создания стоимости - так и изменения процессов по вертикали в ходе разработки продуктов и услуг, их производства, процесса совершения закупок, логистики и т.д.
Стоит также отметить следующие важные моменты в части разработки и внедрения цифровых платформ:
- предприятие должно быть готово к применению цифровых технологий. Неэффективный менеджмент, неготовность персонала к изменениям и прочие факторы могут привести не просто к неэффективному использованию новых возможностей, но и к отрицательным экономическим результа-
там. Поэтому нужно акцентировать внимание не только на новых цифровых технологиях, но и изменениях в систему управления, что позволит компании эффективно применять новые возможности;
- цифровизация приводит к ускорению темпов нашей жизни, протекающих в мире в целом и в отдельных компаниях в частности процессов. Кроме того, разнообразие различных технологических решений приводит к появлению все большего числа неопределенностей. В связи с этим следует уделять больше внимания именно краткосрочному планированию, так как в долгосрочной перспективе результат планирования может вовсе устареть;
- огромную роль сегодня играет скорость принятия решений - а цифровые технологии позволяют ее максимизировать;
- цифровые решения как правило реализуются не в своем «идеальном состоянии», а дорабатываются по мере их использования, получения результатов об эффективности их применения и т.д.
Способы формирования цифровой платформы предприятия
В зависимости от объема и направленности протекающих в компании изменений можно выделить следующие сценарии [21]:
Трансформация первого типа - направлена на изменение взаимоотношений с клиентами -происходит автоматизация 1Т-процессов со стороны клиентов (регистрация на сайте, прием платежей и т.д.), различных функций, данных.
За счет этого значительно снижается или же вовсе отпадает необходимость в физических посредниках между предприятием и клиентами, появляется возможность формирования качественной базы данных с последующим составлением профиля пользователей и т.д.
По итогу это все позволяет значительно снизить стоимость за условную единицу продукции или услуги.
Трансформация второго типа - меняет взаимоотношения между заказчиком и его партнерами за счет их автоматизации - происходит кооперация и обмен различной информацией и данными между клиентами головного заказчика, проведение и закрытие сделок, контроль исполнения работ и их приемка, получение обратной связи.
Это позволяет упростить взаимодействие между партнерами, избежать многих ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличивает прозрачность бизнес-процессов, а значит и доверие между компаниями, снижает их издержки при принятии и реализации решений и т.д.
Трансформация третьего типа - автоматизация взаимодействия между различными сторонами платформы - обмен упорядоченными массивами данных, автоматизация инициирования, проведения и закрытия сделок, что в конечном итоге снижает транзакционные издержки взаимодействия между участниками.
Зачастую происходит за счет цифровой трансформации уже существующего рынка.
В зависимости от особенностей предприятия и конечных целей, для которых может проводиться формирование и внедрение цифровой платформы, будет применяться тот или иной способ цифровой трансформации, что принесет компании те или иные преимущества [22].
В результате этих изменений происходит формирование целой цифровой экосистемы предприятия, которая включает в себя поставщиков ресурсов и комплектующих, потребителей, партнеров, сервисные службы [2].
Это позволяет объединить усилия и ресурсы многих участников с целью получения общих преимуществ платформенной модели. Это связано с более высокими требованиями к знаниям, технологиям, большим материальным затратам по сравнению с классической моделью, которые необходимы для внедрения цифровых технологий.
Таким образом, в рамках цифровой платформы предприятия формируется огромное количество различных групп участников, которые имеют отношения как ко внутренней среде компании, так и воздействуют на нее из внешней среды.
Основные участники формирования цифровой платформы предприятия
Данные группы участников представлены на рисунке ниже (рисунок 1).
В зависимости от преследуемых целей, своего «местонахождения» по отношению к цифровой платформе и т.д. ее участников можно разделить на 4 больших группы [23, 24]:
- владельцы/собственники цифровой платформы - представители данной группы контролируют права на интеллектуальную собственность цифровой платформы, разрабатывают стратегию развития платформы и принимают глобальные решения, регулируют концептуальные вопросы, связанные с ее работой и развитием, в том числе разработку архитектуры цифровой платформы и ее бизнес-процессов;
- менеджеры/провайдеры платформы - выполняют функции, близкие к «традиционному» менеджменту, т.е. обеспечивают организацию работы цифровой платформы, контроль за успешностью ее деятельности, а также разрабатывают способы повышения качества взаимодействия между конечными пользователями и самой платформой, так как именно пользователи - это ключевой актив цифровой платформы;
- комлпементоры/разработчики ядра и периферийных элементов цифровой платформы - представляют собой производителей и продавцов различных дополнителей для самой цифровой платформы, например, сюда относятся разработчики различных приложений для цифровой платформы;
- конечные/сторонние пользователи цифровой платформы - сюда относятся рядовые пользователи и покупатели цифровой платформы, ее поставщики и ряд других заинтересованных пользователей из внешней среды.
Рисунок 1 - Основные участники формирования цифровой платформы предприятия
Данные группы участников платформы взаимодействую между собой и получают выгоды от минимизации транзакционных издержек (к примеру, при поиске партнеров, товаров, услуг, организации платежей, заключении контрактов, контроле исполнения договоренностей, оценки репутации отраслевых участников и т.д.).
Общую схему взаимодействия данных групп участников можно представить следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 - Схема взаимодействия между участниками цифровой платформы
Успешное взаимодействие между участниками цифровой платформы создает прямые сетевые эффекты - то есть повышение ценности предоставляемого платформой продукта по мере роста числа пользователей данного продукта (например, численность пользователей социальной сети во многом определяет и ее успешность, т.к. новые пользователи генерируют контент), а также перекрестные (двусторонние) сетевые эффекты, когда наличие одной группы пользователей платформы повышает ценность продукта для другой группы (к примеру, агрегаторы такси - большое количество пользователей агрегатора привлекает к нему новых водителей, благодаря чему снижается цена услуг и время ожидания водителей) [25, 26].
Упрощение процедур взаимодействия между сторонами сокращает их издержки, тем самым повышая ценность продукта, создаваемого платформой, что привлекает новых пользователей, за счет которых издержки взаимодействия могут стать еще меньше.
Можно сказать, что именно наличие узких и проблемных звеньев взаимодействия между разными группами участников отрасли выступает одним из движущих факторов создания цифровых платформ. При этом чем данных узких звеньев больше, тем выше издержки взаимодействия между участниками, а значит и больше выгоды от создания цифровой платформы.
Классификация цифровых платформ
На сегодняшний день появилось и продолжает развиваться большое количество различных цифровых платформ. Поэтому целесообразно разработать их классификацию.
Стоит отметить, что существует огромное количество подходов к классификации данного явления, что еще раз подтверждает его крайне разносторонний характер [16].
По основным типам [27]:
- инструментальная цифровая платформа - в основе платформы находятся программные комплексы, на основе которых создаются прикладные решения с использованием типовых функций и интерфейсов для обработки информации и с применением сквозных технологий работы с данными. Кроме того, данные платформы предоставляют функционал для отладки прикладных программ и иных инструментов. Происходит объединение разработчиков платформ и технологических решений. Примеры: Android OS, iOS, Java, Intel x86 и т.д.;
- инфраструктурная цифровая платформа - уровень экосистем участников рынков информатизации, на которые выводятся IT-сервисы. Происходит объединение поставщиков информации, разработчиков и операторов платформ, разработчиков и потребителей IT-сервисов. Примеры: General Electric Predix, ЭРА-ГЛОНАСС;
- прикладная цифровая платформа - площадка для обмена ценностями между разными участниками рынка. Происходит заключении и выполнение сделок между различными экономическими субъектами - поставщиками товаров, услуг, производственных ресурсов, их потребителями, а также операторами платформ и регуляторами. Примеры: Aliexpress, Uber, Яндекс Такси, Avito и т.д.
По масштабу деятельности:
- глобальные - действуют на мировом уровне. Примеры: YouTube, Amazon;
- национальные - действуют на уровне страны. Примеры: Qiwi;
- региональные - действуют на уровне отдельных регионов. Примеры: Различные сервисы Яндекса;
- предприятий - действуют на уровне конкретных предприятий. Пример: Predix.
По сфере деятельности:
- промышленность - цифровая платформа для повышения эффективности работы предприятия, снижения количества брака, автоматизации процессов и т.д.;
- коммуникации - социальные сети (VK, Facebook), обмен видео (TikTok), фотографиями (Instagram);
- транспорт - агрегаторы такси, доставка пассажиров или грузов (Яндекс.Такси, Uber и т.д.);
- туризм - аренда жилья, покупка туров (Booking.com);
- торговля - обмен товарами между участниками платформы (Ebay).
По видам деятельности:
- рекламные платформы - анализ интересов посетителей сайтов, составление портрета потребителей, предоставление информации другим заинтересованным сторонам платформы (Поисковики Гугл, Яндекс и т.д.);
- продуктовые платформы - доставка продуктов и иных товаров (Яндекс.Лавка, СберМаркет);
- облачные платформы - набор инструментов, предназначенных для удаленного запуска и использования приложений без затрат на приобретение серверной техники (Amazon Web Services, Windows Azur).
По функциям агрегаторов:
- выстраивание отношений - пользователи делают запрос, после чего имеют право согласиться или отказаться от услуги (Ubder);
- построение соответствий - поиск нужных услуг по фильтру с выведением наиболее оптимальных вариантов (Airbnb);
- проведение операции сравнения - площадки для сравнения разных товаров и услуг по категориям (Яндекс. Маркет и т.д.).
Это далеко не единственные возможные классификации, однако, их достаточно для понимания разностороннего характера явления цифровых платформ (рисунок 3).
По сфере деятельности
Промышленность: (Пример: General Electric). Коммуникация: (Facebook) Транспорт (Uber,). Туризм (Booking.com) Торговля (ЕЬа).
По основным типам
Инструментальная цифровая платформа Инфраструктурная цифровая платформа Прикладная цифровая платформа
По виду деятельности
Рекламные платформы (Google). Облачные платформы (Amazon). Продуктовые платформы (СберМаркет). Бережливые платформы (Airbnb).
По функциям агрегатов
Проведение операции сравнения (Яндекс. Market' Построение соответствий (Ai rblib). Выстраивание отношений (Uber)._
По масштабу деятельности
Глобальные (YouTube) Национальные (Qiwi) Региональные (Yandex. Taxi) Предприятии (Predix)
Рисунок 3 - Классификация цифровых платформ
Выводы
В ходе проведенного исследования раскрыта сущность цифровых платформ, рассмотрены различные подходы к их определению и дано комплексное понятие, отражающее различные аспекты платформ.
Рассмотрены способы формирования цифровых платформы, основные группы участников их формирования, изучены их цели, задачи, направления деятельности.
Рассмотрены различные преимущества и недостатки цифровых платформ для компании, их ключевые особенности, связанные в первую очередь с применением технологий Индустрии 4.0/5.0.
Сделан вывод о важности анализа целесообразности внедрения цифровой платформы предприятия, т.к. даже в случае наличия у компании желания и ресурсных возможностей для внедрения цифровой платформы, далеко не всегда полученный экономический эффект перекроет затраты на покупку технологии, оборудования, программного обеспечения, обучение персонала, а также дальнейшее поддержание технологического решения в рабочем состоянии.
Представлена классификация цифровых платформ по пяти критериальным признакам.
Направления дальнейших исследований будут посвящены вопросу цифровизации предприятия, явления промышленных экосистем, выявлению возможных показателей для оценки различных технологических решений, анализу возможных показателей для оценки эффективности внедрения цифровой платформы на промышленное предприятие.
Источники:
1. Дворянкин, О.А. Борьба за информационные (цифровые) платформы в интернете / О.А. Дворянкин // Национальная ассоциация ученых. - 2021. - Том 2, №66. - с. 25-33.
2. Гелисханов, И.З. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития / И.З. Гелисханов, Т.Н. Юдина, А.В. Бабкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2018. - №6 - с. 22-36.
3. Лукьянченко, Е. Л. Преимущества использования цифровой платформы в рамках экосистемы / Е. Л. Лукьянченко // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, курск, 22 января 2021 года. Том 1. - курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 243-246.
4. Месропян, В.Р. Цифровые платформы - новая рыночная власть: доклад первого заместителя руководителя Проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» / В.Р. Месропян. - Москва, 2018.
5. Коваленко, А.И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ/ А.И. Коваленко // Современная конкуренция/ 2020. Том 14. №1 (77) - с.18-37.
6. Крылова, Ю.В. Разработка маркетинговой стратегии продвижения цифровой платформы / Ю.В. Крылова, И.В. Андреев // Третья международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике»: сборник тезисов выступлений, СПб.: ИПЦ СПбГУПТД - 2020. с.180-185.
7. Национальная Программа Цифровая экономика Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 18.01.2023).
8. Доклад о цифровой экономике 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_ overview_ru.pdf (дата обращения: 17.01.2023).
9. Утверждена Стратегия цифровой трансформации Петербурга [Электронный ресурс]. - Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/press/governor/220627/ (дата обращения: 21.01.2023).
10. Руководство по цифровой трансформации производственных предприятий. Сколково [Электронный ресурс]. -Клуб лидеров цифрового производства - Режим доступа: http://assets.fea.ru/uploads/nticenter/112019/ Rukovod-stvo_po_cifrovizacii_proizvodstvennyh_predpriyatij.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
11. Цифровая платформа для промышленности [Электронный ресурс]. - Издательство «Открытые системы» - Режим доступа: https://www.osp.ru/os/2021/02/13055940 (дата обращения: 22.01.2023).
12. Цифровые платформы как инструмент цифровой трансформации [Электронный ресурс]. - Сайт компания SmartGoPro - Режим доступа: https://smartgopro.com/novosti2/digitalplatf/ (дата обращения: 22.01.2023).
13. Термины и определения: Цифровая экономика, Промышленный Интернет (IIoT), IoT-платформа, Индустрия 4.0, цифровой двойник [Электронный ресурс]. - Единый информационно-аналитический портал JSON TV - Режим доступа: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/terminy-i-opredeleniya-ekonomika-tsifrovaya-ekonomika-tsifrovizatsiya-realnogo-sektora-promyshlennyy-internet-iiot-promyshlennaya-platforma-iot-platforma-tsifrovoy-dvoynik-industriya-40-20200123063309 (дата обращения: 21.01.2023).
14. Тарасов И.В. Технологии индустрии 4.0: Влияние на повышение производительности промышленных компаний. / И.В. Тарасов // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - №2. - с. 62-69.
15. Щетинина, Н.Ю. Индустрия 4.0: Практические аспекты реализации в российских условиях / Н.Ю. Щетинина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - №1 (21). - с. 75-84.
16. Бабкин А. В. Особенности и виды цифровых платформ в экономике / А.В. Бабкин, В.В. Анисимова // В сборнике «Цифровая экономика, умные инновации и технологии» . - Сборник трудов Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербург, 2021. С. 322-325.
17. Бабкин, А. В. Сущность цифровых платформ и особенности их применения в деятельности промышленных кластеров и предприятий / А. В. Бабкин, Л. В. Ташенова // Цифровая экономика и сквозные технологии: теория и практика / Монография. Под редакцией А. В. Бабкина. -СПб.: Изд-во ПОЛИТЕХПРЕСС. - 2019. - С. 230-250.
18. Сердюков, Р.Д. Роль и место цифровых платформ в развитии промышленных предприятий: экосистемный подход / Р.Д. Сердюков // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №37 (5). - с.249-255.
19. Паркер, Д., Революция платформ / Д. Паркер, М. Альстин, С. Чаудари // Изд. Манн, Иванов и Фербер - 2017. -с. 440.
20. Цифровая экономика: информационные технологии и модели: монография / под научной редакцией Н.В. Апато-вой. - Симферополь: ИП Зуева Т.В. - 2018. - 306 с.
21. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / С83 под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. - М.: РАНХиГС, 2021. - 184 с.
22. Панфилова, Е.Е. Формирование экосистем и платформ в цифровой экономике / Е.Е. Панфилова // Московский экономический журнал. - 2021. - №1. - с.632-642.
23. Коваленко, А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ / А.И. Коваленко // Современная конкуренция. - 2016. - Том 10, №3(57). - с.64-90.
24. Осипов, Ю.М. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва / Ю.М. Осипов, Т.Н. Юдина, И.З. Гелисханов // Экономические стратегии. - 2018. - №5. - с.22-29.
25. Katz M., Shapiro C. Network externalities, competition, and compatibility // American Economic Review. - 1985. - Vol. 75, № 3. - pp. 424-440.
26. Liebowitz S., Margolis S. Network externality: An uncommon tragedy // The Journal of Economic Perspectives. - 1994. -Vol. 8, № 2. - pp. 133-150.
27. Доклад ПАО «Ростелеком»: Цифровые платформы: подходы к определению и типизации [Электронный ресурс]. URL: https://files.data-economy.ru/digital_platforms.pdf (дата обращения: 14.01.2023).
28. Квинт В.Л., Бабкин А.В., Шкарупета Е.В. Стратегия формирования платформенной операционной модели для повышения уровня цифровой зрелости промышленных систем // Экономика промышленности. 2022. Т.15. №3. С. 249-261. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-249-261.
29. Федоров А.А., Либерман И.В., Корягин С.И., Клачек П.М. Технология проектирования нейро-цифровых экосистем для реализации концепции Индустрия 5.0 // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 19-39. DOI: 10.18721/JE. 14302.
30. Беляцкая Т.Н., Фещенко С.Л. Цифровая прослеживаемость: понятие и направления развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 4. С. 7-19. DOI: 10.18721/JE.14401. References:
1. Dvoryankin, O.A. Struggle for information (digital) platforms on the Internet / O.A. Dvoryankin // National Association of Scientists. - 2021. - Volume 2, No. 66. - pp. 25-33.
2. Geliskhanov, I.Z. Digital platforms in the economy: essence, models, development trends / I.Z. Geliskhanov, T.N. Yudina, A.V. Babkin // Scientific and Technical Bulletin of SPbPU. Economic sciences. - 2018. - No. 6 - pp. 22-36.
3. Lukyanchenko, E. L. Advantages of using a digital platform within an ecosystem / E. L. Lukyanchenko // Problems of development of modern society : collection of scientific articles of the 6th All-Russian National Scientific and Practical Conference, Kursk, January 22, 2021. Volume 1. - Kursk: Southwest State University, 2021. - pp. 243-246.
4. Mesropyan, V.R. Digital Platforms - the New Market Power: report of the First Deputy Head of the Project Office for the implementation of the program "Digital Economy of the Russian Federation" / V.R. Mesropyan. - Moscow, 2018.
5. Kovalenko, A.I. Network effect as a sign of the dominant position of digital platforms/ A.I. Kovalenko // Modern competition/ 2020. Volume 14. No. 1 (77) - pp.18-37.
6. Krylova, Yu.V. Development of a marketing strategy for promoting a digital platform / Yu.V. Krylova, I.V. An-dreev // Third International conference "Business management in the digital economy": collection of abstracts of speeches, St. Petersburg: CPI SPbGUPTD - 2020. pp.180-185.
7. National Program Digital Economy of the Russian Federation. [electronic resource]. URL: https://digital.gov.ru/ru/ activi-ty/directions/858 / (accessed: 01/18/2023).
8. Report on the digital economy 2021 [Electronic resource], URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_ over-view_ru.pdf (date of reference: 17.01.2023).
9. The Strategy of digital transformation of St. Petersburg has been approved [Electronic resource]. - Official website of the administration of St. Petersburg - Access mode: https://www.gov.spb.ru/press/governor/220627 / (accessed: 01/21/2023).
10. Guidelines for the digital transformation of manufacturing enterprises. Skolkovo [Electronic resource]. - Club of Digital Production Leaders - Access mode: http://assets.fea.ru/uploads/nticenter/112019/Rukovodstvo_po_cifrovizacii_ proizvod-stvennyh_predpriyatij.pdf (accessed: 01/20/2023).
11. Digital platform for industry [Electronic resource]. - Open Systems Publishing House - Access mode: https://www.osp.ru/os/2021/02/13055940 (accessed: 22.01.2023).
12. Digital platforms as a tool of digital transformation [Electronic resource]. - SmartGoPro Company website - Access mode: https://smartgopro.com/novosti2/digitalplatf / (accessed: 22.01.2023).
13. Terms and definitions: Digital Economy, Industrial Internet (IloT), IoT platform, Industry 4.0, digital twin [Electronic resource]. -Unified information and analytical portal JSON TV - Access mode: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/terminy-i-opredeleniya-ekonomika-tsifrovaya-ekonomika-tsifrovizatsiya-realnogo-sektora-promyshlennyy-internet-iiot-promyshlennaya-platforma-iot-platforma-tsifrovoy-dvoynik-industriya-40-20200123063309 (date of formation: 21.01.2023).
14. Tarasov I.V. Technologies of industry 4.0: Impact on increasing the productivity of industrial companies. / I.V. Tarasov // Strategic decisions and risk management. - 2018. - No. 2. - pp. 62-69.
15. Shchetinina, N.Yu. Industry 4.0: Practical aspects of implementation in Russian conditions / N.Yu. Shchetinina // Mo-delhi, systems, networks in economics, technology, nature and society. - 2017. - №1 (21). - pp. 75-84.
16. Babkin A.V. Features and types of digital platforms in the economy / A.V. Babkin, V.V. Anisimova // In the collection "Digital economy, smart innovations and technologies". - Proceedings of the National (All-Russian) Scientific and practical conference with foreign participation. Saint Petersburg, 2021. pp. 322-325.
17. Babkin, A.V. The essence of digital platforms and features of their application in the activities of industrial clusters and enterprises / A.V. Babkin, L. V. Tashenova // Digital economy and end-to-end technologies: theory and practice / Monograph. Edited by A.V. Babkin. -St. Petersburg: Publishing House of POLITEKHPRESS. - 2019. - pp. 230-250.
18. Serdyukov, R.D. The role and place of digital platforms in the development of industrial enterprises: ecosystem approach / R.D. Serdyukov // Natural-humanitarian studies. - 2021. - №37 (5). - pp.249-255.
19. Parker, D., The Revolution of platforms / D. Parker, M. Alstin, S. Chaudari // Ed. Mann, Ivanov and Ferber - 2017. -p. 440
20. Digital economy: information technologies and models: monograph / edited by N.V. Apatova. - Simferopol: IP Zueva T.V. - 2018. - 306 p.
21. Strategy of digital transformation: write to execute / C83 edited by E. G. Potapova, P. M. Poteeva, M. S. Shklyaruk. - M.: RANEPA, 2021. - 184 p.
22. Panfilova, E.E. Formation of ecosystems and platforms in the digital economy / E.E. Panfilova // Moscow Economic Journal. - 2021. - No. 1. - pp.632-642.
23. Kovalenko, A.I. Problematics of research of multilateral platforms / A.I. Kovalenko // Modern competition. - 2016. - Volume 10, No. 3(57). - pp.64-90.
24. Osipov, Yu.M. Digital platform as an institution of the era of technological breakthrough / Yu.M. Osipov, T.N. Yudina, I.Z. Geliskhanov // Economic strategies. - 2018. - No.5. - p.22-29.
25. Katz M., Shapiro C. Network externalities, competition, and compatibility // American Economic Review. - 1985. - Vol. 75, № 3. - pp. 424-440.
26. Liebowitz S., Margolis S. Network externality: An uncommon tragedy // The Journal of Economic Perspectives. - 1994. -Vol. 8, No. 2. - pp. 133-150.
27. Report of Rostelecom PJSC: Digital platforms: approaches to definition and typing [Electronic resource]. URL: https://files.data-economy.ru/digital_platforms.pdf (accessed: 14.01.2023).
28. Kvint V.L., Babkin A.V., Shkarupeta E.V. Strategy of forming a platform operating model for increasing the level of digital maturity of industrial systems // Industrial economics. 2022. Vol.15. No. 3. pp. 249-261. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-3-249-261.
29. Fedorov A.A., Liberman I.V., Koryagin S.I., Klachek P.M. Technology of designing neuro-digital ecosystems for the implementation of the concept Industry 5.0 // Scientific and Technical Bulletin of SPbPU. Economic sciences. 2021. Vol. 14, No. 3. pp. 19-39. DOI: 10.18721/JE.14302.
30. Byalyatskaya T.N., Feshchenko S.L. Digital traceability: the concept and directions of development // Scientific and technical bulletin of SPbGPU. Economic sciences. 2021. Vol. 14, No. 4. pp. 7-19. DOI: 10.18721/JE.14401.