Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЛАТФОРМЕННЫХ РЫНКОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

РАЗВИТИЕ ПЛАТФОРМЕННЫХ РЫНКОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ПЛАТФОРМЕННЫЕ РЫНКИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелудько Елена Борисовна, Романец Ирина Игоревна

В статье проведено исследование цифровых платформ как инновационной бизнес-модели современных рынков. Сегодня различные цифровые платформы объединяются во взаимосвязанные, основанные на обмене данными «экосистемы». На повестке дня - создание и запуск цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков и предприятий. Выделены ключевые особенности платформенных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PLATFORM MARKETS IN THE DIGITAL ECONOMY

The article studies digital platforms as an innovative business model of modern markets. Today, various digital platforms are merging into interconnected, data-driven “ecosystems”. On the agenda is the creation and launch of new generation digital platforms, covering a huge number of different markets and enterprises. The key features of the platform markets are highlighted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЛАТФОРМЕННЫХ РЫНКОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

174 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.27 РАЗВИТИЕ ПЛАТФОРМЕННЫХ РЫНКОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Шелудько Елена Борисовна, старший преподаватель (e-mail: sheludko.elena@mail.ru) Романец Ирина Игоревна, канд. экон. наук, доцент (e-mail: irina_nazarko@mail.ru) Кубанский государственный технологический университет,

г.Краснодар, Россия

В статье проведено исследование цифровых платформ как инновационной бизнес-модели современных рынков. Сегодня различные цифровые платформы объединяются во взаимосвязанные, основанные на обмене данными «экосистемы». На повестке дня - создание и запуск цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков и предприятий. Выделены ключевые особенности платформенных рынков.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая платформа, платформенные рынки, трансформация экономических отношений, цифровая экосистема.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в мире основной концепцией развития промышленности на сегодняшний день признана «Индустрия 4.0», с которой напрямую связаны понятия «цифровиза-ция» и «цифровое производство». Этот термин привлекает большое внимание ученых, практиков и политиков и объединяет тенденции автоматизации и интенсификации обмена данными в экономических и социальных системах [1]. Начало четвертой промышленной революции связано с развитием цифровых технологий, информатизацией, более глубоким проникновением глобальных сетей, меньшими и более мощными датчиками, широким использованием искусственного интеллекта и машинного обучения. В промышленности сегодня становятся распространенными элементы ки-берфизических систем, которые способны отслеживать физические производственные процессы, использовать виртуальную копию физического мира и принимать самостоятельные решения на основе анализа большого объема данных [2, 3].

Комплексность явлений, которые называют цифровой экономикой, важность для отечественной промышленности мировых тенденций требуют поиска новых научных подходов для исследования и систематизации проявлений цифровизации, учета рисков и опасностей, разработки соответствующих мер промышленной политики. Это предопределило цели и задачи настоящего исследования.

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 175

Термин «цифровая экономика» появился в 1995 году и был связан, прежде всего, с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Очевидно, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являются «базовыми технологиями цифровой экономики». Но в итоге эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт и т. д.

По определению Всемирного банка, цифровая экономика (в широком смысле слова) - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий [4].

Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызвали масштабную цифровую трансформацию нашего общества. И если предыдущий этап цифровизации характеризовался расширением доступа в интернет для миллионов потребителей, то новый этап отличает интеграция широкого спектра цифровых сервисов, продуктов и систем в киберфизическую систему.

Цифровая платформа - это новая, лишь для цифровой экономики характерная бизнес-модель, суть которой заключается в предоставлении бизне-сам и населению специфической услуги по координации деятельности различных участников рынка.

Цифровые платформы рассматриваются как многосторонние рынки, как новый вызов современным пространственным экономическим исследованиям [5, 6].

Платформа предоставляет участникам ряд удобств, автоматически формирует рейтинги доверия между ними, а главное - позволяет продавцам и покупателям товара/услуги быстро найти друг друга, быстро заключить сделку и произвести расчеты.

Функционирование платформ ускоряет и удешевляет процессы производства и обмена, устраняет из них лишние посреднические звенья, резко повышает эффективность рынков и производительность труда.

При этом многие платформы могут обслуживать участников сделок без каких-либо географических ограничений, практически по всей планете. Примерами цифровых платформ являются Uber, Airbnb, Amazon, Alibaba и многие другие.

Сегодня различные цифровые платформы объединяются во взаимосвязанные, основанные на обмене данными «экосистемы». На повестке дня -создание и запуск цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков и предприятий.

Если платформенная концепция разрабатывалась и реализовывалась преимущественно в сегменте торговли и логистики, то в промышленности драйвером цифрового развития является концепция «Индустрия 4.0» и «умная фабрика» как технологическое ядро «Индустрии 4.0».

176 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

К отличительным особенностям «умной фабрики» можно отнести следующие:

- все звенья «умной фабрики» предельно автоматизированы;

- удельный вес и значимость НИОКР при выпуске серийной продукции приближается к значимости НИОКР для сложных технических изделий по индивидуальным заказам;

- производство-трансформер, производственные линии которого способны быстро обновляться и перестраиваться, все звенья и подсистемы управляются автономной системой благодаря промышленному интернету вещей;

- на всех этапах жизненного цикла изделия функциональные звенья «умной фабрики» работают как единое взаимосвязанное целое, регулируемое потоками обратных связей в режиме онлайн;

- объектом управления становится весь жизненный цикл изделия (PLM-управление), включая интеграцию с логистикой, сервисными центрами и получение обратной связи

Близка по смыслу к «умной фабрике» технологическая концепция «ки-берфизической системы», понимаемой как единый комплекс вычислительных ресурсов и физических процессов. К киберфизическим системам относятся датчики, оборудование и информационные системы, охватывающие как отдельные предприятия, так и комплексы предприятий, реализующих последовательные переделы в цепочках создания стоимости.

Цифровизация российской экономики, будучи необходимым условием повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, стимулируется государством посредством выполнения Национального проекта «Цифровая экономика» [7].

В 2021-2023 гг. получит продолжение тенденция к ускорению цифровизации экономики благодаря созданию основанных на цифровых платформах экосистем, подобных «Яндексу» и «Сберу». Российский бизнес стремится внедрять и развивать механизмы сбора информации, позволяющие на основе технологий Big Data создавать цифровые двойники управленческих, производственных и сбытовых процессов в целях их оптимизации.

Конкурентоспособность многих российских компаний будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно они смогут внедрить цифровые решения в свой бизнес. В таких условиях немаловажным является внедрение передового зарубежного и отечественного опыта трансформации экономики платформенными компаниями.

Для установления различий в терминологии, связанной со сферой компьютерных технологий, разграничим понятия «платформенная компания» и «цифровая платформа».

Платформенные компании (platform companies) являются юридическими лицами - владельцами цифровых платформ (как правило, их разработчиками), использующими цифровую платформу для международного взаи-

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 177

модействия покупателей и продавцов товаров и услуг [8] и оказывающими посреднические услуги, формируя тем самым свою выручку и прибыль.

Цифровая платформа - это программное обеспечение, с помощью которого между пользователями создаются связи, содействующие обмену товарами или социальной валютой [9]. Это виртуальная площадка с установленными правилами пользования, поддерживающая комплекс автоматизированных процессов, обеспечивающих потребление типовых цифровых услуг значительным количеством пользователей платформы [10].

Под линейными компаниями (line company) понимаются предприятия, которые, в отличие от платформенных компаний, осуществляющих свою деятельность на основе сети сотрудничества, ведут деятельность, основываясь на практически прямых (линейных) связях, встраивающихся в цепочки добавленной стоимости от закупки (добычи) сырья до его переработки и реализации готовой продукции.

Линейные компании активно изучают успешный опыт развития бизнеса платформенными компаниями для трансформации своих бизнеспроцессов.

Примером активной трансформации изначально линейного бизнеса является трансформация ПАО «Сбербанк». Компания, первоначально оказывавшая банковские услуги офлайн, наметила курс на активную цифровиза-цию своих сервисов, запустив в апреле 2008 г. электронный сервис управления пластиковыми картами и счетами, известный как «Сбербанк онлайн». В настоящее время электронный бизнес «Сбербанка» трансформировался в электронную экосистему, включающую:

- заказ и доставку продуктов питания (СберМаркет);

- запись на прием к врачам и онлайн-консультации (СберЗдоровье);

- доставку посылок и грузов, складская логистика (СберЛогистика);

- доступ к онлайн-кинотеатрам и сервисам продажи билетов;

- онлайн-сделки по приобретению и страхованию недвижимости и т.д.

Деятельность части платформенных компаний невозможна без участия

линейных организаций ввиду того, что для электронного посредничества в реализации товаров и услуг необходимо производство этих товаров и услуг, которое часто остается линейным. Деятельность Uber и Яндекс Такси требует наличия у их партнеров автомобилей. Успешная деятельность Airbnb невозможна без наличия у частных партнеров жилья для сдачи в краткосрочную аренду и, как следствие, без оказания услуг по строительству, ремонту, уборке жилья.

Деятельность Amazon, Alibaba Group и СберМаркет в сфере электронной коммерции требует наличия (а значит, производства) товаров и продуктов питания, реализуемых на этих электронных площадках.

Таким образом, платформенные компании конкурируют и сотрудничают с линейными организациями, трансформируя их деятельность с помощью успешно внедряемых цифровых платформенных решений.

Список литературы

178 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

1. Брижак О. В., Романец И.И. Современные тенденции новой экономической реальности: креативность, цифровизация, таргетирование // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2020. - № 10. - С. 5-13.

2. Носак В.С., Шелудько Е.Б. Бизнес-модели: инновационные аспекты // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса / ФГБОУ ВПО «Куб-ГТУ». - Краснодар: ООО "Издательский Дом - Юг", 2015. - С. 177-178.

3. Шелудько Е. Б., Романец И. И. Организационные аспекты поддержки предпринимательства в РФ // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2018. - № 10.

- С. 268-272.

4. Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный источник] - URL: https://www.worldbank.org/

5. Антипина О. Н. Платформы как многосторонние рынки эпохи цифровизации // Мировая экономика и международные отношения. - 2020. - Т. 64. - № 3. - С. 12-19.

6. Гареев Т. Р. Платформенные рынки: место в теории развития мезоэкономических систем и вызов пространственным исследованиям // Балтийский регион. - 2018. - Т. 10.

- № 2. - С. 26-38.

7. Бауэр В.П. Проблемы на пути создания унифицированной цифровой платформы цифровой экономики. Препринт. - Москва: РАЕН, 2017. - 41 с.

8. Бодягин О.В., Баланова М.М. Особенности интернационализации платформенных компаний в контексте классических теорий международного бизнеса // Финансовые исследования. - 2019. - Т. 63. - № 2. - С. 134-142.

9. Parker G., Alstyne M., Choudary S.P. Platform revolution: how networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. New York: WW Norton; 2016. - 352 р.

10. Srnicek N. Platform capitalism. Cambridge, UK: Polity Books; 2017. - 120 р.

Sheludko Elena Borisovna, senior lecturer (e-mail: sheludko.elena@mail.ru) Romanets Irina Igorevna, PhD, associate professor (e-mail: irina_nazarko@mail.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

DEVELOPMENT OF PLATFORM MARKETS IN THE DIGITAL ECONOMY

Abstract. The article studies digital platforms as an innovative business model of modern markets. Today, various digital platforms are merging into interconnected, data-driven "ecosystems". On the agenda is the creation and launch of new generation digital platforms, covering a huge number of different markets and enterprises. The key features of the platform markets are highlighted.

Keywords: digital economy, digital platform, platform markets, transformation of economic relations, digital ecosystem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.