Научная статья на тему 'Применение персонального компьютера для совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию'

Применение персонального компьютера для совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леончик Тамара Николаевна

В статье затронуты проблемы внедрения инновационных технологий в учебный процесс по физическому воспитанию в БГТУ. Использование персонального компьютера в учебном процессе позволит анализировать, обобщать различные концепции здорового образа жизни и оздоровительные системы, осуществлять контроль и коррекцию своего здоровья, способствовать развитию познавательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леончик Тамара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение персонального компьютера для совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию»

УДК 796.011.3 : 004.382.7

Т. Н. Леончик, преподаватель

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

This article is written about effective using of personal computer in physical education learning process. Physical training one of sides of the general culture of a human society. It is under construction and develops in interests of a society and is an integral part of the general culture of the person of any trade. It is necessary to note, that the physical training system could operate, develop and satisfy requirements of a society, the certain conditions are necessary, one of which is presence of material base. It not only various sports constructions and qualitative stock, but also the modern information technics. At the given stage, it is the personal computer on a workplace of the teacher on physical training.

Введение. Одним из результатов научно-технического прогресса XX—XXI вв. является применение персонального компьютера во многих сферах деятельности человека. Стремительное внедрение инновационных технологий в образовательную систему, и в первую очередь вузовскую, должно касаться не только теоретических и специальных предметов, но и практических дисциплин, в том числе и физического воспитания студентов. Физическое воспитание — явление общественной жизни, развивающееся и изменяющееся во взаимной связи и взаимной обусловленности с другими общественными явлениями и достижениями.

Физическая культура — одна из граней общей культуры человеческого общества. Она строится и развивается в интересах общества и является неотъемлемой частью общей культуры человека любой профессии. Как каждый предмет в вузе, физическая культура решает свои задачи и вносит неоценимый вклад в сохранение и приумножение здоровья студентов, в формирование потребностей здорового образа жизни и спортивного стиля жизнедеятельности будущего специалиста.

Основная часть. Как учебная дисциплина физическая культура базируется на фундаментальных науках: педагогике, психологии, анатомии, физиологии, биохимии, биомеханике, математике. Все больший удельный вес приобретает кибернетика, вычислительная и компьютерная техника.

Как любая другая наука, теория и методика физического воспитания пользуется научными исследованиями. С их помощью выясняется, как влияют на человека те или иные средства физического воспитания; какую методику целесообразно применять для быстрейшего достижения ожидаемых результатов; как выявить спортивную одаренность людей; как лучше организовать коллектив занимающихся; как правильно построить процесс спортивной тренировки.

Методика проведения тренировочной работы предполагает не только итоговый контроль, но и учет выполненной работы на тренировке и соревнованиях, контроль за переносимостью физи-

ческих нагрузок по субъективным и объективным признакам утомления, рекомендации по выполненным тренировочным и соревновательным нагрузкам. Чтобы выдать рекомендации студенту только по одному тренировочному заданию, преподавателю необходимо досконально знать особенности организма занимающегося. Этому предшествует большой объем измерений и статистическая обработка данных по физическому развитию и физической подготовленности занимающихся. Пока все это проводится вручную.

Весь этот разноплановый объем вопросов, плюс проведение учебных занятий и определяют ежедневный труд преподавателя по физическому воспитанию. Выполнение такого объема работы по учебному и тренировочному процессу все острее ставит вопрос о внедрении компьютерных технологий на кафедре физического воспитания и спорта и в нашем вузе.

Основной задачей современного педагога является поиск путей, способствующих более качественному процессу проведения учебных занятий по своему предмету. Особенно большая потребность во внедрении информационных технологий у преподавателей, работающих со студентами специального учебного отделения. Поиск новых форм и обеспечение их соответствующим содержанием предполагает непосредственную подготовку преподавателя к занятиям со студентами в соответствии с уровнем технического прогресса. Методика проведения занятий в специальном учебном отделении предусматривает личностно-ориентированные технологии обучения и технологии развивающегося обучения. Создание электронного обучающего материала позволит более эффективно реализовать принцип индивидуализации обучения и усовершенствовать консультативно-контролирующий принцип организации учебного процесса. Использование компьютера на своем рабочем месте - само собой разумеющийся факт. Для преподавателей кафедры физического воспитания и спорта БГТУ это пока мечта, которая связана с внедрением инновационных технологий в различные разделы учебной программы по дисциплине «Физическая культура».

Научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта Республики Беларусь разработаны и используются во многих вузах в учебном процессе различные компьютерные программы для: 1) спорта; 2) теоретического обучения и контроля знаний у студентов; 3) подготовки и обработки результатов соревнований по различным видам спорта; 4) врачебно педагогического контроля занимающихся в группах лечебной физической культуры с индивидуальными заключениями и рекомендациями по двигательному режиму; 5) расчета общей физической работоспособности, введения данных и графического представления результатов и др.

Российские специалисты, в частности кафедра физического воспитания Государственного политехнического университета Санкт-Петербурга под руководством Д. Н. Давиденко, уже предлагает своим студентам освоение теоретического раздела программы во внеучебное время путем использования мультимедийного учебника «Социальные и биологические основы физической культуры и здорового образа жизни», хотя они отмечают слабое использование в учебном процессе новых информационных технологий обучения.

А мы пока пытаемся убедить в установке на нашей кафедре главного инструмента информационных технологий — персонального компьютера для преподавателя.

Кроме ежедневной необходимости использования компьютера в учебном процессе, существует профессиональная потребность в постоянном получении новой информации по многим вопросам. Так, недавно изменены правила судейства соревнований по волейболу, и как следствие меняется методика судейства, подход к комплектованию сборных команд и сам процесс подготовки — вся эта информация размещается только на сайтах в интернете. Сейчас на очереди обязательное изучение требований к образовательному стандарту, который тоже будет представлен в электронном виде.

В 2007 / 2008 учебном году наша кафедра приняла участие в совместном проекте представителей России и Польши, связанном с характеристикой становления физической культуры как учебной дисциплины. В разделах: 1) Динамика показателей физического состояния студентов в период прохождения курса «Физическая культура»; 2) Анализ особенностей организации образовательного процесса в сжатые сроки. Нужно было измерить, обработать и набрать данные четырех тысяч студентов по двенадцати показателям у каждого (и это только по первому разделу).

Большой объем написания учебной документации и другой черновой работы на бумаге

не только неоправданно забирает время преподавателя, но и вносит дополнительные экономические расходы.

Представление персонального компьютера в ежедневное пользование преподавателю по физическому воспитанию позволит как минимум: 1) систематизировать и хранить большой объем необходимой информации; 2) осуществлять быстрый поиск извлечения нужных данных; 3) своевременно совершенствовать содержание, организацию форм, средств и методов обучения; 4) повысить качество учебно-методической работы; 5) сэкономить время преподавателя на оформление учебной документации; 6) студентам более объективно оценивать свой уровень физической подготовленности; 7) более эффективно организовать учебный и тренировочный процесс; 8) преподавателям повысить квалификацию, а так же достойно выступать с докладами на различных научных конференциях с мультимедийными материалами.

Заключение. Необходимо отметить: чтобы система физического воспитания могла действовать, развиваться и удовлетворять потребности общества, нужны определенные условия, одним из которых является наличие материально-технической базы. Это не только различные спортивные сооружения и качественный инвентарь, но и современная информационная техника. На данном этапе — это персональный компьютер на рабочем месте преподавателя по физическому воспитанию.

Реализация целей по дисциплине «Физическая культура» в вузе происходит на основе принципа «индивидуализации». Использование методов компьютерного моделирования и математического анализа в оценке простейших показателей позволит учитывать факторы, определяющие влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека — единое целое и что любое движение усиливает деятельность многих органов и систем и оказывает общее целостное воздействие.

Для студентов подобный контроль за функциональным состоянием поможет лучше узнать особенности своего организма, грамотно и осмыслено относиться к самостоятельным занятиям физической культурой, приучит следить за собственным здоровьем.

Особая актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что отсутствие персонального компьютера на рабочем месте преподавателя по физическому воспитанию не способствует внедрению новых научных достижений в области физического воспитания и спорта в учебный процесс в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.