Научная статья на тему 'Применение педагогической технологии при разроботке учебно-методическ4ого комплекса'

Применение педагогической технологии при разроботке учебно-методическ4ого комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / СИСТЕМНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / EDUCATIONAL TECHNIQUES / WHOLENESS / SYSTEM / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ищук Анна Михайловна

В статье исследуется вопрос использования педагогической технологии при разработке учебно-методического комплекса (УМК). Затронуты некоторые вопросы разработки УМК, основные задачи, встающие перед создателем УМК. Рассматривается возможность использования педагогической технологии для их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ищук Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Techniques Application While Working Out Educational and Methodical Complex

The article headlined is devoted to the problem of educational techniques usage as the foundation of educational and methodical complex (EMC). The author touches upon some basic problems of the EMC development and considers the availability of educational techniques in this case.

Текст научной работы на тему «Применение педагогической технологии при разроботке учебно-методическ4ого комплекса»

УДК 378 ББК 74.580.2

Ищук Анна Михайловна соискатель г. Барнаул Ishchuk Anna Mikhailovna

Applicant for a Degree Barnaul

Применение педагогической технологии при разработке учебно-методического комплекса Application of Pedagogical Technologies While Workihg Out Educational-Methodical Complex

В статье исследуется вопрос использования педагогической технологии при разработке учебно-методического комплекса (УМК). Затронуты некоторые вопросы разработки УМК, основные задачи, встающие перед создателем УМК. Рассматривается возможность использования педагогической технологии для их решения.

The article headlined «Educational and Methodical Complex and Educational Techniques» is devoted to the problem of Educational Techniques usage as the foundation of Educational and Methodical Complex (EMC). The author touches upon some basic problems of the EMC development and considers the availability of Educational Techniques in this case.

Ключевые слова: Учебно-методический комплекс, педагогическая технология, целостность, системность, учебная программа.

Key words: educational and methodical complex, educational techniques, wholeness, system, educational program.

Учебно-методический комплекс, рассматриваемый как дидактическое средство управления подготовкой специалистов, введен в практику вузов сравнительно недавно - в октябре 1982 г. инструктивным письмом № 32 Минвуза СССР «О совершенствовании учебно-методической работы в высших учебных заведениях». В письме была предложена, в частности, методика создания

учебно-методических комплексов (УМК) по отдельным дисциплинам (УМКД) и по специальности в целом (УМКС) [2, 6].

Сегодня разработка УМК является одним из перспективных направлений совершенствования учебного процесса. Однако остается еще много вопросов, связанных с созданием и применением учебно-методических комплексов. В связи же с введением многоуровневой системы высшего образования, специального исследования также требуют некоторые аспекты, связанные непосредственно с особенностями этой системы.

Рассмотрим задачу создания УМК на основе некоторой определенной педагогической технологии. Важно выяснить: какова роль педагогической технологии при создании учебно-методического комплекса?

Существует множество определений понятия «педагогическая технология». Остановимся на определении, предложенном В. П. Беспалько:

Педагогическую технологию можно понимать как систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [1, 5].

Опираясь на работы Беспалько В. П. [1], Загрековой Л. В. [3], Коротаевой Е. В. [4], Селевко Г. К. [5], мы выделили следующие общие характеристические черты этого объекта:

- системность;

- алгоритмичность;

- динамичность (стремление к постоянному обновлению, оптимизации).

Важнейшим из этих признаков мы бы назвали системность. Со своей стороны, учебно-методический комплекс также имеет системность важнейшей своей характеристикой. Определим, что такое система.

Исследуя различные определения системы, отметим, что система - это всегда целостный объект. Объект, представляющий собой некоторую совокупность элементов, важнейшей характеристикой которых является взаимосвязь.

Определение педагогической системы дадим, следуя В. П. Беспалько.

Педагогическая система - это определенная совокупность взаимосвязан-

ных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [1, 6].

В составе педагогической системы он выделяет совокупность следующих элементов:

1) цели подготовки специалиста;

2) учащиеся;

3) содержание обучения и воспитания;

4) дидактические процессы как способы осуществления задач педагогического процесса;

5) преподаватели или опосредующие их педагогическую деятельность технические средства обучения;

6) организационные формы педагогической деятельности [1, 6], [2, 8].

Учебно-методический комплекс - это совокупность некоторых вполне

материальных элементов - документов. Каждый из этих документов отражает, в разной степени, выделенные нами элементы проектируемой педагогической системы. Между тем, для УМК обязательны целостность, системность. Документы, составляющие УМК, также образуют систему - это не произвольная совокупность элементов, они взаимосвязаны между собой, каждый элемент выполняет определенную, присущую только ему функцию. И вот именно той связывающей силой, устанавливающей функции этих документов, взаимосвязи, определяющей сам набор этих документов, является педагогическая технология, по определению являясь систематичным и последовательным воплощением на практике учебно-воспитательного процесса.

К сожалению, изучая современные учебно-методические комплексы, разработанные рядом вузов, отмечаем, что многие из них представляют собой произвольную совокупность документов, по которой трудно сказать, каким будет проектируемый учебно-воспитательный процесс.

Так, например, рассматривая ряд учебных программ, мы обратили внимание на стандартность их структуры (разработка учебных программ чаще всего

производится на основе одного макета, практически без внесения в его структуру изменений), на слабую связь учебной программы с остальными учебно-методическими единицами комплекса.

А ведь уже на этапе учебной программы должна просматриваться системность, общая идея, обращающая студента и преподавателя к остальным учебно-методическим единицам, составляющим комплекс, эти единицы должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом. Реальная же ситуация такова, что прочитав программу, в лучшем случае можно понять, какова цель изучения дисциплины, но как ее достичь - не понятно.

Приведем следующий пример. Во многих программах идет стандартное указание форм контроля (тестирование; контрольные работы; индивидуальные задания; зачет, экзамен) простым перечислением компонентов. Однако это говорит лишь о том, что будет использовано на каком-то (неизвестном!) этапе тестирование, на каком-то контрольные работы и т. д. А о том, на каком именно этапе и почему - непонятно. А значит, плохо отражена глубина изучения материала, не выделено ядро курса, не ясна структура курса.

Другая ситуация возникает в случае разработки УМК, например, на основе модульной технологии. Пользуясь тем, что материал курса представлен в виде модулей, предложим следующее представление форм контроля:

По каждому модулю пропишем формы контроля, уровень усвоения и требования к выполнению.

Используем таблицу для записи этой информации.

Таблица.

Текущий и итоговый контроль по разделу «Тензорная алгебра»

№ Название модуля Форма Уровень Требования к

усвоения выполнению

заданий

текущего и

итогового

контроля

1. Сопряженные векторные пространства. Тестирование 1 Самоконтроль

2. Полилинейные функционалы. Тестирование 2 Самоконтроль

3. Определение тензора. Алгебра тензоров. Тестирование 2 Выполнение оценивается преподавателем

4. Симметричные и кососимметричные тензора. Тестирование 1 Самоконтроль

5. Симметрическое и внешнее произведение тензоров. Тестирование 2 Самоконтроль

Итоговый контроль по разделу Контрольная работа 1, 2 Выполнение оценивается преподавателем

Уровни усвоения определяем, следуя Беспалько В. П. [2, 37]:

1 уровень. Способность выполнять алгоритмическую деятельность при внешне заданном алгоритмическом описании («с подсказкой»).

2 уровень. Способность выполнить проект по методике, правилу или алгоритму, воспроизводимому по памяти.

3 уровень. Способность добыть субъективно новую информацию в ходе трансформации известной ориентировочной основы типового действия.

4 уровень. Способность получения объективно новой информации. Требования, отраженные в таблице, представляют описание деятельности

преподавателя и студента. Обязательное выполнение означает, что предполагается проверка этого материала преподавателем. Так, предполагается тестирование по модулю три и итоговая контрольная работа по всем пяти модулям.

Там, где выполнение заданий текущего контроля помечено как «самоконтроль», предполагается выполнение этих заданий студентом самостоятельно.

При такой форме предъявления текущего и итогового контроля видно, что ключевым, основным модулем является модуль 3, именно по нему проводится отдельное тестирование, оцениваемое преподавателем. Ясно, что когда будет проводиться итоговое тестирование, основное внимание будет уделяться модулю 2, 3 и 5 - уровень усвоения требуется более высокий. А модули 1 и 4 студент должен знать на уровне знания определений и основных теорем. Если, например, при этом использовать электронный учебник, позволяющий отражать материал на различных уровнях усвоения, студент, изучив программу, будет обращаться к нему и четко представлять, что от него требуют - какой уровень базовый, какой более высокий. К какому материалу он должен будет обратиться. На этом этапе уже видна взаимосвязь единиц УМК: учебная программа - электронный учебник. Выражаться она может в указании разделов-модулей учебника и соответствующих форм контроля по каждому модулю.

Обратим также внимание на тот факт, что на этом шаге мы определили некоторую деятельность участников учебно-воспитательного процесса, деятельность не только преподавателя, но и студента. Действительно, следуя замечанию В. П. Беспалько [1, 12], важность использования педагогической технологии как основы учебно-методического комплекса обусловлена, кроме того, той ее особенностью, что педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося. Это особенно важно в условиях многоуровневой системы высшего образования, при неуклонно растущем объеме самостоятельной работы студентов.

Таким образом, на наш взгляд, сегодня необходимо использование определенной, специально разработанной для курса, педагогической технологии. Это позволит обеспечить целостность и системность УМК, определить его состав и структуру, описать деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.

Однако вопрос выбора, разработки подходящей технологии также нуждается в самостоятельном исследовании. Решение этого вопроса зависит от курса, по которому разрабатывается УМК дисциплины, от того, в каких условиях используется комплекс - многоуровневой или традиционной систем высшего образования.

Библиографический список

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учеб.-метод. пособие [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. : Высш. шк., 1989. - 144 с.

3. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения : учеб. пособие [Текст] / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. - М. : Высш. шк., 2004. -157 с.

4. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст] / Е. В. Коротаева. - М. : Сентябрь, 2003. - 176 с.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : Народ. образование, 1998. - 256 с.

Bibliography

1. V. P. Bespalko. - Constituents of Educational Techniques [Text] / V. P. Bespalko. - М. : Pedagogics, 1989. - 192 p.

2. V. P. Bespalko. - Systemic and Methodological Support of Educational Process of Specialist's Training : A Study Guide [Text] / V. P. Bespalko, J. G. Tatur. - М. : Higher School, 1989. - 144 p.

3. L. V. Zagrekova. - The Theory and Technique of Education : A Study Guide for Students of Pedagogical Institutions of Higher Education [Text] / L. V. Zagrekova, V. V. Nikolina. - М. : Higher School, 2004. - 157 p.

4. E. V. Korotayeva. - Teaching Techniques in the Cognitive Activity of Schoolchildren [Text] / E. V. Korotayeva. - М. : September, 2003. - 176 p.

5. G. K. Selevko. - Modern Educational Techniques : A Study Guide [Text] / G. K. Selevko. - М. : «Narodnoe obrazovanie», 1998. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.