Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
493
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ИДЕОЛОГИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Володин Олег Николаевич, Лузгина Анастасия Анатольевна

В настоящей публикации предпринята одна из первых попыток ознакомиться с Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также попытка переложить Основы в практическую плоскость для педагогов. Данные Основы призваны дать генеральный курс для формирования программ и отдельных занятий по воспитанию и профилактике правонарушений в образовательных организациях. Применены метод прямого логического толкования и критический метод, рассмотрены отдельные положения Основ, имеющие отношение к сфере образования. Выводы, содержащиеся в настоящей статье, должны помочь педагогам и работникам органов управления образованием в ежедневной работе по подготовке руководящих документов и в разработке сценариев воспитательных и профилактических мероприятий с позиций утвержденных государством направлений современной российской идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Володин Олег Николаевич, Лузгина Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE FUNDAMENTALS OF STATE POLICY FOR THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN EDUCATIONAL AND PREVENTIVE WORK

This publication is one of the first attempts to familiarize and translate into a practical application for teachers the Basics of Russian state Policy on the preservation and strengthening of traditional spiritual and moral values. These Fundamentals are designed to provide a general course for the formation of programs and individual classes on the education and prevention of offenses in educational organizations. The method of direct logical interpretation and the critical method are applied, separate provisions of the Fundamentals related to the field of education are considered. The conclusions contained in this article should help teachers and employees of educational management bodies in their daily work on the preparation of guidance documents and in the development of scenarios for educational and preventive measures from the standpoint of state-approved directions of modern Russian ideology.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»

Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 179-184. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 1 (94). Pp. 179-184.

Научная статья УДК 37.018.2

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Олег Николаевич Володин1н, Анастасия Анатольевна Лузгина2

1 2

' Институт регионального развития Пензенской области, Пенза, Россия 1 ov68ppp@rambler.ruH

Аннотация. В настоящей публикации предпринята одна из первых попыток ознакомиться с Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также попытка переложить Основы в практическую плоскость для педагогов. Данные Основы призваны дать генеральный курс для формирования программ и отдельных занятий по воспитанию и профилактике правонарушений в образовательных организациях. Применены метод прямого логического толкования и критический метод, рассмотрены отдельные положения Основ, имеющие отношение к сфере образования. Выводы, содержащиеся в настоящей статье, должны помочь педагогам и работникам органов управления образованием в ежедневной работе по подготовке руководящих документов и в разработке сценариев воспитательных и профилактических мероприятий с позиций утвержденных государством направлений современной российской идеологии.

Ключевые слова: государственная политика, воспитание, профилактика, идеология, духовно-нравственные ценности, патриотизм

Для цитирования: Володин О. Н., Лузгина А. А. Применение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей в воспитательной и профилактической работе // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). C. 179-184.

Original article

APPLICATION OF THE FUNDAMENTALS OF STATE POLICY FOR THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF TRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN EDUCATIONAL AND PREVENTIVE WORK

Oleg N. Volodin1^, Anastasia A. Luzgina2

1 2

' Institute of Regional Development of Penza Region, Penza, Russia 1 ov68ppp@rambler.ruH

Abstract. This publication is one of the first attempts to familiarize and translate into a practical application for teachers the Basics of Russian state Policy on the preservation and strengthening of traditional spiritual and moral values. These Fundamentals are designed to provide a general course for the formation of programs and individual classes on the education and prevention of offenses in educational organizations. The method of direct logical interpretation and the critical method are applied, separate provisions of the

© Володин О. Н., Лузгина А. А., 2023

Fundamentals related to the field of education are considered. The conclusions contained in this article should help teachers and employees of educational management bodies in their daily work on the preparation of guidance documents and in the development of scenarios for educational and preventive measures from the standpoint of state-approved directions of modern Russian ideology.

Keywords: state policy, education, prevention, ideology, spiritual and moral values, patriotism

For citation: Volodin O. N., Luzgina A. A. Application of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of traditional spiritual and moral values in educational and preventive work. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 179-184. (In Russ.).

Довольно долгое время в российском обществе, в государственных институтах имела место дискуссия о «скрепах», неких объединяющих и руководящих началах, которые смогли бы играть в / для России роль современной, актуальной, действующей идеологии. После 90-х гг. со всей очевидностью стало понятно, что «деидеологизация» страны повлекла за собой тотальное разрушение тех основ, которые, во-первых, были бы приемлемы для общества в целом, во-вторых, являли бы собой точные ориентиры развития, поступательного движения российской цивилизации.

Указанные итоги деидеологизации и, как следствие, нарастание бездуховности и беспринципности стали возможны лишь в условиях заметной деградации ценностной повестки как на уровне государства, так и в ареале образования, прежде всего у подрастающего поколения. «В наименьшей степени сформированы у детей такие ценности, как патриотизм, любовь к чтению и интерес к художественной культуре. Причем с патриотизмом ситуация двоякая. С одной стороны, дети не очень ясно представляют, что означает это слово, и только некоторым известно, что речь идет о любви к Родине» [1]. Понятно, что подобное положение дел никого и никак не могло устроить.

И вот то, о чем так долго говорили, размышляли, спорили, не просто обрело свое реальное воплощение, а еще и увидело свет в виде нормативного (то есть обязательного к принятию и исполнению) акта. 9 ноября 2022 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ № 809, которым утвердил Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей1 (далее - Основы).

Указанные Основы обозначены как «документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности», базирующийся (а также уточняющий их отдельные положения) на Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основах государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и немного подзабытых, но все еще никем не отмененных «майских указах» 2018 г.

Следует отметить прямую связь, вплоть до текстологических совпадений, содержания Основ с положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования . Вышесказанное позволяет говорить о том, что рассматриваемые Основы не только имеют охранительный характер, но и охватывают максимально широкий спектр социокультурной практики, включая образование, обретая тем самым поистине общегосударственный и общественно значимый формат.

1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 9 нояб. 2022 г. N° 809 // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения 22.12.2022).

2 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N° 287 // ГАРАНТ.РУ: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/. Дата публикации: 28.07.2021.

Рассмотрим некоторые исходные константы, которые должно понимать в качестве определяющих понятий.

Итак, «традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». Само по себе перечисление множества признаков и характеристик не совсем полно дает картину сущности традиционных ценностей, больше носит характер эмоционально, даже пафосно окрашенных деклараций, безусловно, понятных, но малоконкретных для педагога-практика.

Обратимся к дефинициям, которые помогут нам более четко уяснить суть, содержание традиционных ценностей не просто как понятия, а как явления общественной жизни: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»; «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа и развитие человеческого потенциала».

Анализируя приведенные нормы, необходимо как в утвердительно-позитивном, так и в критическом ключе отметить несколько обстоятельств:

1. В целом понятие традиционных ценностей, несмотря на громоздкость формулы, вполне понятно и применимо к практическому руководству. Состав элементов традиционных ценностей (перечень ценностей) представляется достаточно ясным и исчерпывающим.

2. Несколько озадачивает заявленная в качестве традиционной российской ценности такая абстрактная величина, как «высокие нравственные идеалы». Что здесь конкретно имеется ввиду; насколько они «высоки»; отталкиваясь от какой границы, можно назвать идеалы «высокими»; каковы «высота» и направленность, «вектор» данных идеалов - скорее набор вопросов, чем объяснения формулировки.

3. Возникает вопрос: как в условиях текущей общественно-экономической формации можно понимать «приоритет духовного над материальным», как нужно учить ему? Для этого нужны хотя бы некие базовые примеры, причем современные, а не из «былого». Сама по себе заявленная ценность вопросов не вызывает, но при этом более чем очевидно, что капиталистический способ производства и капиталистические производственные отношения явно находятся в антагонизме с данной ценностью.

4. Как понимать «справедливость» при проектировании воспитательных и профилактических мероприятий? В любом обществе и в любом государстве «справедливость» - самая тенденциозная и самая субъективная категория. Достаточно сложно при проведении воспитательных и профилактических мероприятий оперировать «справедливостью» как четко определенной материей.

Как нам представляется, вполне объективным (к сожалению), следует считать вывод о закономерности переноса деструктивных элементов, органично присущих современной общественно-экономической модели, в сферы образования и культуры. «Разрушительные тенденции в духовно-нравственном развитии России можно объяснить отсутствием в обществе нравственного идеала, влиянием западной культуры и забвением своей культуры. В результате - четыре миллиона беспризорных детей, большая часть из которых перестала хо-

дить в школу, "омоложение" преступности за счет втягивания в криминальный мир детей и подростков, поклонение новым кумирам - "крутым", изменение человеческих отношений, которые из доверительных, дружеских становятся коммерческими» [2, с. 137-142]. В связи с этим декларативность ключевых аспектов в социокультурной практике недопустима и не менее вредна, чем отсутствие идеологии вообще.

Как нам представляется, устранять непонимание, неточности, недосказанности и декларативность в сферах воспитания и профилактики, построенных на базе традиционных ценностей, придется самим педагогам. Пожалуй, в этом следует видеть все-таки позитив, поскольку общая линия государством - главным регулятором общественных отношений в стране - дана, а дело педагогического сообщества как проводника государственной политики в сфере образования - дополнять, уточнять, творчески перерабатывать, следуя общим заданным курсом.

Еще одно обстоятельство нельзя обойти стороной. Государство в лице Президента России предлагает обществу, не грубо «спускает сверху», а именно «рассматривает» традиционные ценности в качестве повода для общего и широкого дискурса, то есть старается убедить общество в правильности своей позиции. С одной стороны, данный факт можно расценить как некую нечеткость линии государства в вопросе установления общероссийской идеологии. С другой стороны, вызывает позитивный отклик желание властей не просто навязать, а конструктивно подключить общественные институты к сформированной точке зрения.

Рассмотрим текст далее. «9. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей <...> представляет собой совокупность скоординированных мер <...> для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.

10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений.».

Адресная диспозиция как перечисление сфер приложения усилий государства и институтов публичного управления не вызывает спора, она вполне логична. Да и вопрос противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности не является риторикой. «Очевидна явная тенденция отторжения молодежи от национального культурного наследия. Вытеснение феноменов самобытной социальной и культурной развитости россиян происходит под предлогом их рыночной нерентабельности, что существенно упрощает манипуляцию населением страны извне» [3]. При этом явно охранительный характер содержательной части государственной политики все же представляется излишним. Получается, что и педагоги в ходе планирования и реализации воспитательных и профилактических мероприятий также должны «противодействовать», то есть осуществлять контрактивность в отношении «социокультурных угроз», что несколько в стороне от педагогической деятельности, поскольку не содержит собственной позитивной, конструктивной повестки.

В целях «сохранения и укрепления традиционных ценностей, пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания, культуры, науки <...> должны проводиться с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения». Данная формула, заявленная в Основах, на первый взгляд носит позитивный и долгожданный характер. В то же время есть, по нашему мнению, скрытые аспекты, которые могут затормозить либо видоизменить ход процессов в социокультурной сфере.

Во-первых, речь идет все-таки о «реформах», то есть не о стабильном и фундаментальном состоянии социокультурного блока, в частности сферы образования. Иными словами, государство в лице Президента РФ фактически дает сигнал о продолжении практики реформ, но с одним условием - с учетом традиций и опыта, накопленного в указанной сфере. Во-вторых, должны приниматься во внимание итоги некоего «широкого общественного обсуждения». Как нам представляется, при планировании и проведении реформ в ключевых сегментах социокультурной жизни общества целесообразно было бы все-таки учитывать мнение профессионального сообщества. Не совсем понятно, чье «широкое общественное» мнение должно «заменить» мнение профессионалов, так же как и непонятно, как это мнение, даже если оно вполне конструктивно, будет учитываться.

Ниже по тексту читаем: «Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по следующим основным направлениям <...> [в том числе]:

в) совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

д) совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей».

Далее среди задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей обозначено в том числе «воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности».

Главный посыл государства в лице Президента РФ вполне соответствует общей ситуации в стране в целом и в социокультурной сфере в частности. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 является хоть и неидеальной, но яркой, лидерской попыткой внести порядок и смысл в область идеологии.

Настоящая публикация является также попыткой ознакомить педагогическое сообщество с указанным нормативным актом. Дальнейшее применение в общеобразовательной, воспитательной и профилактической областях уже будет зависеть от желания и готовности самих педагогов.

Список источников

1. Наталья Агре: «Ценности и смыслы современных детей: что дают семья и школа» // Вестник образования: электрон. период. журнал. 2021. Август. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/natalia-agre-tsennosti-i-smysly-sovremennykh-detei-chto-daiut-semia-i-shkola (дата обращения: 27.12.2022).

2. Лузикова Е. Н., Туркина Л. В. Педагогические условия формирования ценностей учащихся посредством обучения // Евразийская педагогическая конференция: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 137-142.

3. Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2014. Спецвыпуск № 18. ART 14728. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tsennostey-pri-vospitanii-shkolnikov-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 27.12.2022).

References

1. Natal'ya Agre: "Tsennosti i smysly sovremennykh detey: chto dayut sem'ya i shkola" [Natalia Agre: 'The values and meanings of modern children: what family and school give"]. Vestnik obrazovaniya, 2021, August. (In Russ.). Available at: https://vestnik.edu.ru/main-topic/natalia-agre-tsennosti-i-smysly-sovremennykh-detei-chto-daiut-semia-i-shkola (accessed 27.12.2022).

2. Luzikova E. N., Turkina L. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tsennostey uchashchikhsya posredstvom obucheniya [Pedagogical conditions for the formation of student values through education]. Evraziyskaya pedagogicheskaya konferentsiya. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii. Penza, Nauka i Prosveshchenie, 2018, pp. 137-142. (In Russ.).

3. Ivanov V. M., Litvinov A. A., Khousainov A. V. Sistema tsennostey pri vospitanii shkol'nikov v sovremennoy shkole [The system of values in the education of pupils in the modern school]. Kontsept, 2014, special iss. 18, ART 14728. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sistema-tsennostey-pri-vospitanii-shkolnikov-v-sovremennoy-shkole (accessed 27.12.2022).

Информация об авторах

О. Н. Володин - кандидат юридических наук, методист Центра профилактической работы, Институт регионального развития Пензенской области;

А. А. Лузгина - старший методист Центра воспитательной работы, Институт регионального развития Пензенской области.

Information about the authors

O. N. Volodin - Candidate of Juridical Sciences, Methodist of the Center for preventive work, Institute of Regional Development of Penza Region;

A. A. Luzgina — Senior Methodist of the Center for preventive work, Institute of Regional Development of Penza Region.

Статья поступила в редакцию 09.01.2023; одобрена после рецензирования 19.01.2023; принята к публикации 20.01.2023.

The article was submitted 09.01.2023; approved after reviewing 19.01.2023; accepted for publication 20.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.