Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА'

ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРУЖИЕ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ / NON-LETHAL WEAPONS / ВНУТРЕННИЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / INTERNAL ARMED CONFLICT / ВООРУЖЕННОЕ НАСИЛИЕ / ARMED VIOLENCE / МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / CIVILIANS / НЕЗАКОННЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ILLEGAL ARMED FORMATIONS / ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА / RESTORATION OF THE CONSTITUTIONAL ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосков Дмитрий Юрьевич, Сергеев Сергей Федорович, Зайцев Дмитрий Викторович

Уточняется понятие «внутренний вооруженный конфликт». Показано, что особенности внутренних вооруженных конфликтов предполагают широкое применение государственными силовыми структурами оружия нелетального действия. Обоснована его роль в пресечении таких конфликтов на различных этапах их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF NON-LETHAL WEAPONS IN CONDITIONS OF INTERNAL ARMED CONFLICT

The notion of «internal armed conflict» is clarified. It is shown that the internal armed conflict peculiarities are supposed to widely use non-lethal weapons by the state power structures. Their role in is substantiated in suppressing such conflicts at various stages of their development.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА»

Применение оружия нелетального действия в условиях внутреннего вооруженного конфликта

Подполковник запаса Д.Ю. СОСКОВ, кандидат технических наук

Полковник С.Ф. СЕРГЕЕВ, кандидат военных наук

Полковник Д.В. ЗАЙЦЕВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ. Уточняется понятие «внутренний вооруженный конфликт». Показано, что особенности внутренних вооруженных конфликтов предполагают широкое применение государственными силовыми структурами оружия нелетального действия. Обоснована его роль в пресечении таких конфликтов на различных этапах их развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оружие нелетального действия; внутренний вооруженный конфликт; вооруженное насилие; мирное население; незаконные вооруженные формирования; восстановление конституционного порядка.

SUMMARY. The notion of «internal armed conflict» is clarified. It is shown that the internal armed conflict peculiarities are supposed to widely use non-lethal weapons by the state power structures. Their role in is substantiated in suppressing such conflicts at various stages of their development.

KEYWORDS: non-lethal weapons; internal armed conflict; armed violence; civilians; illegal armed formations; restoration of the constitutional order.

В ХОДЕ своего развития все государства мира в той или иной форме сталкивались с внешними угрозами собственному существованию. История человеческого общества — это фактически история войн. Именно поэтому каждая суверенная страна имеет вооруженные силы. Вместе с тем весьма серьезную угрозу для государства может нести и нарушение его внутриполитической стабильности.

После окончания Второй мировой войны произошел мощный подъем национальных и сепаратистских движений. Практически нет стран, где бы они в той или иной степени не проявили себя. В конце XX века к традиционным «горячим» точкам планеты добавились очаги этнополи-тической напряженности на постсоветском пространстве (Приднестровье, Нагорный Карабах, Чечня). В 1946—1990 годах из 127 вооруженных конфликтов только 37 были межгосударственными, а 90 — внутренни-ми1. Подобная тенденция сохраняется в настоящее время и, весьма вероятно, сохранится в будущем.

Во всех подобных конфликтах наряду с мирными, политическими средствами для урегулирования обстановки активно используются силовые методы, в той или иной форме привлекаются различные государственные структуры, в том числе вооруженные силы.

Военная доктрина Российской Федерации определяет вооруженный конфликт как вооруженное столкновение ограниченного масштаба

1 Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. 1995. № 11. С. 31—32.

между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт)2. Отдельные фундаментальные труды наполняют это определение и другими сущностными признаками. Например, В.М. Барынькин рассматривает вооруженный конфликт как одну из форм разрешения национально-этнических, религиозных и других некоренных противоречий с применением средств вооруженного насилия, при котором государство не переходит в особое состояние, называемое войной. Его основное содержание определяется боевыми действиями и вооруженными столкновениями небольшого масштаба (низкой интенсивности) с участием регулярных или иррегулярных вооруженных сил3.

Основываясь на приведенных выше определениях, в рамках данной статьи под внутренним вооруженным конфликтом (далее — ВВК) будем понимать форму разрешения политических, экономических, национально-этнических, религиозных и других некоренных противоречий между социально-политическими субъектами общества с использованием средств вооруженной борьбы, не выходящую за пределы одного государства и не приводящую к его переходу в особое состояние, называемое войной.

Основное содержание ВВК заключается в вооруженных столкновениях (боевых действиях) между разными незаконными вооруженными формированиями (далее — НВФ) либо между ними и государственными силовыми структурами.

ВВК могут быть классифицированы по причинам возникновения (этнические, религиозные, социально-политические), по степени вовлеченности государственных силовых структур (являются ли они одной из противоборствующих сторон), по охвату территории государства (локальные — в пределах одного субъекта, региональные — в нескольких субъектах одновременно), по степени близости конфликтного региона к государственной границе (одна из разновидностей ВВК — приграничные конфликты), по уровню организации (организованные и стихийные), интенсивности протекания и другим критериям.

Следует отметить, что механизм урегулирования ВВК базируется на суверенном праве государства, на территории которого он произошел. При этом проблемным остается вопрос признания органами власти самого факта наличия ВВК. Для этого международным правом рекомендуется выделить следующие условия4.

Первое сводится к тому, что НВФ должны находиться под ответственным за их действия командованием.

Второе — вооруженные формирования должны контролировать территорию, где ведутся боевые действия.

Третье — участники ВВК должны руководствоваться международными договорами в области гуманитарного права и права войны (вооруженных конфликтов).

Невыполнение последнего условия (например, применение запрещенных средств и методов борьбы) НВФ и позволяет государству рассматривать их деятельность как сепаратистскую, террористическую и экстремистскую. Именно поэтому в 1994—2000 годах в Чеченской ре-

2 Российская газета. 30.12.2014. Федеральный выпуск. № 6570 (298).

3 Барынькин В.М. Военная конфликтология. М.: ВА ГШ ВС РФ, Русск. воздухоплавательное об-во, 2000.

4 Чиж В.Я. Имплементация международного гуманитарного права в РФ // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Вып. 7. Т. 16. С. 306—310.

спублике и Дагестане велись боевые действия по восстановлению конституционного строя Российской Федерации, и ни в одном официальном документе не заявлялось, что на ее территории происходит ВВК.

Допустимая степень применения вооруженного насилия для разрешения противоречий в ходе ВВК определяется самим государством и имеет конечной целью скорейший перевод процесса урегулирования конфликтных отношений в русло мирных инициатив. Однако, отдавая им должное, оглядываясь на исторический опыт, следует признать, что никто и никогда не мог обеспечить порядок и спокойствие внутри страны одними лишь уговорами, воспитанием и убеждением. Низкая результативность в борьбе с массовыми нарушениями закона порождает в обществе атмосферу страха и неуверенности одной части населения и анархии и безнаказанности другой, подрывает доверие людей к властям, является предпосылкой к гибели или ослаблению государства.

В то же время чрезмерное применение силы приводит к неоправданным жертвам среди мирного населения, расширяет мобилизационную базу для НВФ, создает условия для дальнейшей эскалации ВВК.

Если говорить об особенностях, присущих всем вооруженным конфликтам, то это в первую очередь отсутствие сплошной линии фронта, очаговый характер боевых действий, широкое вовлечение в противостояние населения (в качестве участников разовых акций, для ведения разведки и для материального обеспечения деятельности бандформирований), использование диверсионно-террористических методов борьбы.

Наряду с этим ВВК обладают целым рядом специфических отличий, которые коренным образом влияют на возможный характер действий государственных силовых структур. Наиболее важной из них является крайняя уязвимость местного населения от применения средств поражения противоборствующими сторонами.

Еще одной характерной чертой ВВК является то, что в качестве противников в большей степени здесь выступают граждане одной страны, а целью государства в конечном итоге является сохранение мятежного региона в своем экономическом, политическом и правовом поле. Так, непродуманное применение на Донбассе украинскими силовиками обычных средств поражения, предназначенных в первую очередь для полномасштабной войны (артиллерия, ракеты и авиация), привело не только к большому материальному ущербу, но и к значительному усилению сепаратистских настроений среди его населения и фактическому отторжению самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик от территории страны.

Следует также отметить такую важную особенность ВВК, как отсутствие языкового барьера между военнослужащими государственных структур и местными жителями, что способствует установлению между ними различных неформальных контактов. В результате потеря бдительности со стороны силовиков создает благоприятные условия для внезапных нападений с целью их убийства или похищения. Известен эпизод, когда в Северной Ирландии в марте 1971 года троих британских солдат обманом выманили из бара, похитили, вывезли в безлюдный район и убили выстрелами в голову5. Очевидно, что полностью исключить такого рода контакты невозможно, однако целесообразно их существенно ограничить, особенно в местах несения службы, расположенных вблизи населенных пунктов.

5 Димарко Л. Уличные бои. Специфика подготовки и ведения — от Сталинграда до Ирака. М.: Эксмо, 2014.

Таким образом, анализ особенностей ВВК позволяет говорить об актуальности использования при его разрешении оружия нелетального действия (ОНД), предназначенного для временного лишения боеспособности живой силы противника, а также для затруднения доступа к различным объектам с минимумом стойких нарушений здоровья и смертельных потерь.

Объекты воздействия ОНД будут варьироваться в зависимости от стадии и динамики развития конфликта.

На начальном этапе ВВК — «эскалации обстановки», — характеризующемся обострением имеющихся противоречий и ростом митинговой активности населения, ОНД применяется против нарушителей общественного порядка.

Ставка на использование в этих условиях вооруженных сил не будет способствовать снятию напряженности, поскольку значительно сократит возможности для легальной политической борьбы и тем самым сузит поле для поиска взаимоприемлемых решений. В этой связи показателен пример конфликта в Северной Ирландии, когда привлечение военнослужащих британской армии для проведения чисто полицейских операций, таких как массовые обыски в жилых домах (1970) или массовые задержания и аресты участников Ирландской республиканской армии (операция «Де-метриус» в 1971 году), привели к росту противоречий между католиками и протестантами. В результате представители вооруженных сил, основной задачей которых изначально было разделение враждующих сторон, оказались вовлеченными в ВВК.

Вопросы применения ОНД для проведения полицейских операций (в частности, борьба с массовыми беспорядками) уже неоднократно рассматривались в ряде публикаций6. Основной акцент в них был сделан на необходимости использования правоохранительными органами ОНД на основе акустического и электромагнитного излучений. Особенности указанного вида оружия позволят свести к минимуму причинение необратимого вреда здоровью граждан, обеспечивая вместе с тем успешное решение задач по пресечению различных противоправных акций.

Что касается роли воинских формирований, то на начальном этапе конфликта они могут привлекаться исключительно для охраны важных объектов, прежде всего территории войсковых частей, транспортных коммуникаций, потенциально опасных производств, систем жизнеобеспечения населения. Упор в этом случае должен быть сделан на включение ОНД в систему их охраны и обороны с целью недопущения инцидентов, ведущих к гибели гражданского населения, но вместе с тем необходимо обеспечить полную неприкосновенность охраняемых объектов, особенно складов с оружием и боеприпасами. Последнее объясняется тем, что именно на начальном этапе ВВК происходит образование НВФ, захват и накопление ими оружия и материальных средств.

Особым этапом следует считать ввод формирований государственных силовых структур в район конфликта. Как показывает анализ ВВК на пространстве бывшего СССР (Чечня, юго-восток Украины), гражданское население может предпринять активные попытки препятствовать их дви-

6 Зайцев Д.В., Кудряшов А.С., Майструк Д.Л., Мартышев С.М., Сосков Д.Ю., Степура Д.А. Перспективы применения комплексов оружия нелетального действия на основе КВЧ-излучения в специальных операциях по пресечению массовых беспорядков // Стратегическая стабильность. 2011. № 2 (55). С. 54—59; Аминов А.М., Гавриш Н.Н., Зайцев Д.В., Сергеев С.Ф., Сосков Д.Ю. Пресечение массовых противоправных акций с помощью оружия нелетального действия // Стратегическая стабильность. 2015. № 2 (71). С. 7—12.

жению. Именно опыт Чечни показал, что в состав отрядов обеспечения целесообразно включать специальные подразделения, способные деблокировать маршруты выдвижения группировки войск (сил) без применения огнестрельного оружия, а в ходе ее развертывания обязательно предусмотреть «мероприятия по обеспечению беспрепятственного продвижения воинских колонн».

По нашему мнению, применение в данном случае ОНД является единственно возможным и безальтернативным средством. Действия войск не приведут к жертвам среди мирного населения и тем самым не дадут повода НВФ немедленно включиться в вооруженную борьбу.

На стадии вооруженного противостояния (пресечения ВВК) овладение (взятие под контроль) ключевыми объектами и районами, особенно населенными пунктами, исключительно с использованием обычных средств поражения чревато как значительными людскими потерями противоборствующих сторон, так и гибелью мирных жителей. Следует иметь в виду, что НВФ, уступая силовикам в оснащенности вооружением и военной техникой, в то же время отличаются высокой мобильностью и прекрасным знанием местности. В этом отношении весьма показательны события на Донбассе, в частности бои за город Славянск. После занятия первой линии обороны противника (блокпосты на окраинах населенного пункта) украинские военнослужащие просто не знали, что делать дальше, опасаясь продвигаться в глубь города без знания боевых порядков ополченцев, и через несколько часов из-за огневого воздействия со стороны последних возвращались на свои исходные позиции7.

В случае занятия силовыми структурами ключевых объектов в мятежном регионе специфика сложившейся ситуации заключается в том, что формально он будет контролироваться органами государственной власти. Однако, не имея возможности открыто противостоять силовикам, НВФ переходят к использованию тактики «беспокоящих ударов», что вынуждает правительственные войска в основном лишь реагировать на них. Так было, к примеру, на протяжении нескольких месяцев в приграничных с Чечней районах Дагестана в 1999 году. Более того, своими действиями боевики создавали впечатление масштабности своей борьбы и способности наносить удары в любом месте, подчас совсем неожиданном.

В начальный период первой чеченской кампании (декабрь 1994-го — май 1996-го) имели место отдельные случаи захвата блокпостов федеральных сил при активной помощи местного населения. Вначале нескольких суток агентура НВФ из числа местных жителей налаживала контакт с личным составом: им приносили продукты питания, сигареты, пытались уговорить их продать горюче-смазочные материалы, боеприпасы. Усыпив таким образом бдительность военнослужащих, в предрассветное время пособники бандитов с целью отвлечения внимания вступали в разговор с часовыми, а в это время боевые группы, молниеносно сблизившись, обезоруживали их, а затем уничтожали или захватывали в плен остальной личный состав.

Для предотвращения подобных ситуаций целесообразно устанавливать на территориях, прилегающих к важным объектам, электрошоковые мины. Применение обычных минных заграждений в подобных условиях неизбежно приведет к подрывам гражданского населения. В то же время использование электроразрядных устройств нелетального дей-

7 URL: http://thekievtimes.ua/society/377241-boevye-sekrety-opolchencev.html

ствия надежно перекроет посторонним лицам пути несанкционированного доступа к месту расположения военнослужащих.

При ликвидации НВФ приоритет по возможности должен быть отдан задержанию боевиков с их последующим привлечением к уголовной ответственности. Физическое уничтожение бандитов влечет за собой озлобление части населения (в первую очередь их близких родственников) и толкает на противоправные действия в отношении военнослужащих. Часто на совершение террористических актов, связанных с самоподрывом, идут женщины, члены семей которых погибли в ходе боевых столкновений8. Поэтому по возможности необходимо нейтра-лизовывать боевиков, сохраняя при этом их жизни и здоровье, в то же время не допуская гибели и ранения представителей власти. Очевидно, что такой подход во многом может быть реализован только с использованием ОНД.

Ведение активных боевых действий, особенно в населенных пунктах, неизбежно приводит к массовым разрушениям жилого фонда, объектов социальной, транспортной инфраструктуры и промышленных предприятий. Даже в случае благоприятного завершения конфликта перед государством неизбежно встанет вопрос о необходимости создания нормальных условий жизни в постконфликтном регионе, что, в свою очередь, предполагает полное и скорейшее восстановление всех разрушенных объектов. Решение указанной задачи потребует выделения колоссальных финансовых средств, что также окажет существенное влияние на экономическое развитие всей страны.

Так, например, в рамках Федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской республики» (2002—2007) на восстановление школ, медицинских учреждений, магистральных теплотрасс, жилых домов было выделено 41,5 млрд рублей9. В целом же, по оценкам некоторых источников, на восстановление Чечни после окончания боевых действий было потрачено порядка 500 млрд рублей10.

Особо стоит отметить, что серьезную опасность в ходе военных конфликтов представляет собой нанесение ущерба экологически опасным объектам. При этом если в случае межгосударственного вооруженного противостояния стороны стараются не допустить причинения вреда здоровью военнослужащих собственных вооруженных сил и мирных жителей, то при ВВК разрушение (повреждение) подобных объектов приведет к тому, что часть государства на длительное время окажется непригодной для проживания и ведения активной хозяйственной деятельности (в ходе боев за город Грозный федеральные силы были вынуждены учитывать наличие в нем нефтеперерабатывающего завода, разрушение которого могло привести к загрязнению значительной территории).

Следовательно, использование в ВВК средств поражения, обеспечивающих выведение из строя участников НВФ и не приводящее к разрушениям жилого фонда, предприятий (в том числе экологически опасных), объектов социальной и транспортной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения позволит в кратчайшие сроки восстановить нормальные условия жизни населения и сэкономит для государства

8 Королев А.В. Криминологический портрет террористки-смертницы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Российская криминологическая ассоциация. Ставрополь: Издательство СКФУ. 2015. С. 136—139.

9 URL: http//fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2007/141/

10 URL: http//siapress.ru/news/38844

значительные финансовые ресурсы. Очевидно, что такими средствами поражения могут быть образцы ОНД на основе излучений и электроразрядные устройства, применение которых минимизирует возможность нанесения необратимого вреда здоровью личного состава противоборствующей стороны, исключит повреждение и разрушение зданий и сооружений.

В этих условиях актуальным видится создание различных комплексов ОНД, в том числе на основе действия электрического тока и излучений, что позволит представителям государственных силовых структур решать более широкий спектр боевых и специальных задач в ходе разрешения ВВК. Одновременно с этим должны быть продолжены научные исследования, направленные на поиск новых, неизвестных ранее поражающих факторов нелетального действия, исследование их распространения в различных средах, а также определение механизмов воздействия на биологические объекты.

Следует признать, что урегулирование ВВК — дело сложное, требующее сочетания многоходовых комбинаций в политико-дипломатической, информационно-психологической, экономической и военной сферах. Каждый конфликт имеет свою специфику и требует для своего разрешения строго индивидуального подхода. Вместе с тем особенности, характерные для всех ВВК, позволяют говорить о необходимости более широкого применения ОНД для их нейтрализации. Ликвидация НВФ при минимальных жертвах среди местного населения, наряду с недопущением нарушения нормального функционирования объектов жизнеобеспечения, социальной и транспортной инфраструктуры, позволит не только восстановить конституционный порядок в конфликтном регионе, но и обеспечить стабильное развитие всей страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.