конкретном уровне проводить качественный анализ экономических характеристик правоотношений субъектов различного уровня, связанных с совершением соответствующих сделок с объектами недвижимого имущества. По результатам такого анализа можно достаточно просто сформировать логически обусловленную цепочку формализованных действий экономических субъектов с четко выверенными юридическими фактами и составами. После этого количественный анализ экономических последствий соответствующих правоотношений уже не представляет особых сложностей. Более того, создаются возможности и для раскрытия ряда отмеченных выше неопределенностей на основе соответствующих интервальных оценок.
Более подробно система соответствующих классификаторов применительно к стандартизации оценки объектов недвижимого имущества и судебно-оценочной экспертизе описана в опубликованных монографиях автора. Эти классификаторы широко применяются автором и его многочисленными учениками для практической работы по оценке земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также при проведении судебно-оценочной экспертизы по гражданским, арбитражным и уголовным делам.
Приглашаем заинтересованных специалистов принять участие в обсуждении поднятых проблем судебно-экономической экспертизы. Отзывы, замечания и предложения можно прислать по адресу: [email protected].
Терроризм как составляющая внутреннего
вооруженного конфликта
Терроризм, без сомнения, является сложным развивающимся объектом, он требует применения в отношении него - метода системного похода. В исследуемых условиях, системный подход предполагает всестороннее изучение идеологии насилия, т.е. терроризма1 (в широком смысле слова - как вид насильственной преступности, а в уголовном праве Российской Федерации (РФ) - как преступление против общественной безопасности), который, как свидетельствуют трагические события последних лет в различных государствах мира, стал социально-политическим явлением международного масштаба, т.е. международным терроризмом.
В свою очередь: "... разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований (НВФ), бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций" — относиться к числу основных задач решаемых соединениями (воинскими частями) оперативного и специального назначения внутренних войск (ВВ) МВД России в вооруженном конфликте"2. Именно борьба
В.В. Беликин
кандидат военных наук, профессор Академии управления МВД России
с НВФ и является главной целью контртеррористических операций, проводимых в Северо-Кавказском регионе.
Кроме метода системного подхода, для всестороннего изучения данного явления предлагается комплекс мер по разработке стратегии борьбы с терроризмом, которая может включать в себя:
1) разработку и применение на практике методики борьбы, как с отдельными террористами, так и с террористическими сетями и организациями;
2) комплекс мер по противодействию терроризму со стороны как государственных, так и негосударственных структур. Государственные организации, в первую очередь силовые, должны определять и направлять деятельность негосударственных объединений в антитеррористической сфере;
3) разработку механизма четкого выполнения законодательных основ в сфере борьбы с терроризмом, а также их дальнейшего совершенствования;
4) налаживание действенного механизма сотрудничества России с зарубежными странами по вопросам борьбы с терроризмом;
1 Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (ст. 3 Основные понятия, п.1, Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 О противодействии терроризму).
2 Федеральный закон РФ от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
Правоохранительная деятельность
5) постоянный контроль со стороны соответствующих структур за ходом выполнения мер по борьбе с терроризмом, развитием обстановки в зонах возникновения очагов терроризма с целью принятия превентивных мер по недопущению террористических актов;
6) устранение причин проявления терроризма в России, улучшение социально-экономической обстановки в стране, комплексное решение этнических и национальных проблем3.
По нашему мнению, непременными обстоятельствами возникновения ВВК,
являются: а) наличие "соперника" с противоположными интересами; б) эволюция военно-политического кризиса до того момента, когда нет уже иного решения, кроме военного; в) обладание силами и средствами для ведения активных военных действий; г) существование мощного информационного, идеологического и пропагандистского обеспечения. Названные обстоятельства характеризуются использованием субъектами оружия для разрешения противоречий. При этом, к признакам внутреннего вооруженного конфликта относятся: 1) субъекты конфликта, являющиеся носителями оружия; 2) вооруженное насилие, используемое как главное средство разрешения противоречий4.
Сравнительный анализ ВВК последнего десятилетия позволяет определить не только общие признаки внутреннего вооруженного конфликта, но и вычленить особенности, определяемые субъектами конфликта, их интересами, территориальными ограничениями и т.д. Таковыми и могут быть: наличие значительного периода зарождения конфликта; цикличность его развития; создание противостоящими сторонами группировок с устойчивым управлением ими; применение НВФ преимущественно диверсионно-террористических методов борьбы; постепенное вовлечение в конфликт широких масс населения и стремление лидеров к переносу конфликта на территорию соседних регионов5.
Учитывая перечисленные особенности, можно определить, что под внутренним вооруженным конфликтом следует понимать: исключительную форму разрешения социально-политических противоречий
между конфликтующими сторонами, выраженную в столкновении, противоборстве между ними с применением государством военной силы (частично или полномасштабно) в пределах территории одного государства, без объявления состояния войны в стране, хотя при этом, имеют место последствия вооруженного конфликта (зоны военных действий, беженцы и др.).
Практический опыт свидетельствует о том, что совместные действия силовых структур по пресечению ВВК эффективны лишь тогда, когда они направлены на достижение единой цели, управляются единым центром, а войсковые операции сочетаются с оперативно-агентурными мероприятиями и достаточно четко координируются. Следовательно, несмотря на то, что нормативные акты допускают применение Вооруженных Сил РФ в разрешении кризисов, главным гарантом безопасности государства остаются структуры МВД России, в том числе, и внутренние войска. Статистические данные подтверждают это положение.
Кроме того, определяемый Законом РФ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" объем задач по пресечению ВВК показывает, что основную роль в восстановлении и поддержании конституционного порядка будут играть внутренние войска и, прежде всего, соединения и воинские части оперативного назначения - основа войскового оперативного резерва МВД России.
Обнаружение и уничтожение базовых лагерей является одной из главных задач борьбы с терроризмом, способствующей при ее выполнении удержанию инициативы в руках регулярных формирований.
Одним из главных компонентов борьбы оппозиционных формирований, причем его боевым компонентом, являются террористические действия. Однако основными элементами тактики НВФ, в том числе террористических актов, остаются: неуловимость, внезапность, кратковременность боевых акций.
Тактика террора включает в себя применение взрывных устройств, убийств, похищение людей, нанесение телесных повреждений, пытки, шантаж и угрозы. К тактике террора НВФ прибегают в основном в целях принуждения и запугивания.
п 01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о а
о ф
г X
Е о
X
о а
т
3 Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. - М., 2007. С.166-167.
4 Мушта О.П. , Мухаед С.Д. Внутренние вооруженные конфликты XXI в. как одно из проявлений новых методов геополитического противоборства. Проблемные вопросы их разрешения // Вестник академии военных наук. 2006. № 2 (7). С.46.
5 Золотарев В.А. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века // Причинно-следственные связи локальных войск и вооруженных конфликтов. - И., 2000. С.21.
Е Ф
ч:
п
к <
X X X н
и ф
со
П Ol
Z
eo о о
N
Понимая бесперспективность открытого вооруженного противоборства с федеральными силами, руководство НВФ широко применяет активные партизанские действия, которым отводится главная роль в вооруженной борьбе оппозиционных формирований. Обычно при ведении партизанских действий командование НВФ придерживается следующих принципов: уклонение от прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск; ведение боевых действий небольшими по численности мобильными отрядами; стремление не превращать боевые действия в позиционную войну; использование внезапности и военной хитрости6.
Обобщая опыт борьбы с незаконными вооруженными формированиями, действующими террористическими методами, необходимо подчеркнуть:
1. Несмотря на существенные измене -ния в жизни мирового сообщества, характеризующиеся укреплением системы коллективной безопасности, снижением угрозы развязывания крупномасштабных войн, в последнее десятилетие конца ХХ - начала XXI вв. наметилась тенденция возникновения и расширения масштабов очаговых, так называемых внутренних вооруженных конфликтов. В этих условиях сохранение целостности государства и обеспечение стабильности в обществе будут составлять
важнейший элемент государственной политики. Все это ставит перед органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России разнообразные и предельно сложные оперативно-служебные и служебно-боевые (боевые) задачи, требующие от них специальной подготовки и профессионализма.
2. Обострение внутригосударственного конфликта, когда он приобретает форму вооруженного противоборства с использованием террористических способов борьбы, не исключает участие в нем кроме воинских частей оперативного и специального назначения внутренних войск и подразделений органов внутренних дел и других войск (сил) вооруженных сил.
3. Практика организации противодействия такому опасному социально-политическому явлению, как внутригосударственный терроризм, подтверждает мысль о том, что успешная борьба с ним предполагает проведение в жизнь широкого комплекса государственных, законодательных, организационных, технических, исследовательских, международно-правовых и иных мероприятий. При этом необходимо учитывать и применять в практической деятельности органов и войск (с учетом их особенностей в борьбе с терроризмом в Российской Федерации) передовой опыт зарубежных правоохранительных органов ведущих стран мира.
и и о
(L
d
со
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о а и ф г S S о
X
о а
т
S ф
ч:
п
а <
х
S X н
и ф
со
Роль мониторинга показателей безопасности дорожного движения в софинансировании расходов региональных бюджетов
Н.В. Крепышева
кандидат экономических наук, зам. гендиректора Государственного НИИ стандартизации и унификации
В общем виде мониторинг рассматривается как один из видов управленческой деятельности, представляющей собой сбор информации об управляемых объектах с целью проведения оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Не является исключением и обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), где мониторинг необходим, прежде всего, для выявления субъектов РФ, требующих финансовой поддержки по конкретным направлениям деятельности в области БДД и
обоснования финансового механизма стимулирования субъектов РФ по выполнению мероприятий в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) "Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах". На основе использования современных информационных систем и аналитических инструментов мониторинг позволяет органам государственного управления отслеживать ход реализации государственной политики, направленной на сокращение социально-демографического
6 Конрад Н.И. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве (перевод и исследование) Академия наук СССР институт востоковедения. Изд-во Академии наук СССР - М., 1950. С.401.