Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМИКСОВ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНОМ КЕЙСЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМИКСОВ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНОМ КЕЙСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / КЕЙС-МЕТОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМИКСЫ / ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЙ КЕЙС / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Шустров Андрей Сергеевич

В статье описаны базовые характеристики кейс-метода. Раскрыты объективные предпосылки необходимости и целесообразности разработки визуализированных кейсов на основе образовательных комиксов как инновационного средства обучения. Рассмотрены исторические аспекты развития комиксов в контексте образовательной парадигмы в России и за рубежом. Описаны синтаксические особенности содержания диалогов в образовательных комиксах. Представлены фрагменты визуализированного кейса «Случай в поезде» в качестве примера реализации принципа наглядности в учебном кейсе. Приведены результаты апробации визуализированного кейса «Случай в поезде» на базе МАОУ СОШ №26 и ГОАУ «Новгородский Кванториум» г. Великий Новгород.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF EDUCATIONAL COMICS AS A CONDITION FOR REALISATION OF THE PRINCIPLE OF VISIBILITY IN THE STUDY CASE

The article describes the basic characteristics of the case method. The objective prerequisites for the necessity and feasibility of developing visualized cases based on educational comics as an innovative teaching tool are revealed. The historical aspects of the development of comics in the context of the educational paradigm in Russia and abroad are considered. The syntactic features of the content of dialogues in educational comics are described. Fragments of the visualized case "An incident in a train" are presented as an example of the implementation of the principle of visibility in a training case. The results of approbation of the visualized case "An incident in a train" on the basis of the Municipal Autonomous Educational Institution Secondary General School No. 26 and the State Autonomous Educational Institution "Novgorodsky Quantorium" in Veliky Novgorod are presented.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМИКСОВ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНОМ КЕЙСЕ»

службы государственной статистики, наглядно демонстрирующие нехватку кадров. Авторами даны профессиональные рекомендации эффективных форм привлечения молодых специалистов. Представлена и обоснована важность и необходимость таких форм взаимодействия как наставничество, мотивация и стимулирование. Представлены результаты проведенного социологического исследования-анкетирования сотрудников ГБДОУ «Детский сад № 42 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: кадры, молодой специалист, профессиональное становление молодых педагогов, мотивация, наставничество.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the shortage of young employees in preschool educational institutions of the Russian Federation, as well as the urgent need to attract them to jobs. The analysis of the modern regulatory documents of the State Budgetary Educational Institution was carried out, the data of the Federal State Statistics Service were analyzed, clearly demonstrating the shortage of personnel. The authors provide professional recommendations for effective forms of attracting young specialists. The importance and necessity of such forms of interaction as mentoring, motivation and stimulation are presented and substantiated. The results of a sociological survey-survey of employees of the Kindergarten No. 42 of the combined type of the Kalininsky district of St. Petersburg are presented.

Keywords: personnel, young specialist, professional development of young teachers, motivation, mentoring.

Литература:

1. Везетиу E.B. Понятие о сущности педагогического проекта // Педагогический вестник. - 2020. - №12. -С. 11-12

2. Вовк Е.В. Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников средствами информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - №66-1. - С. 47-49

3. Задворная М.С., Литвинова Н.В., Милонова С.Р. Особенности управления инновационными процессами в дошкольной образовательной организации // Педагогический вестник. - 2020. - №12,- С. 23-26

4. Индикаторы ДОО.Воспитатели. [Электронный ресур]. Режим доступа: https://memo.hse.ru/data/2016/ll/17/1110049239/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1 %82%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%94%D0%9E%D0%9E-

%D0%B2%D0%BE%Dl%81%D0%BF%D0%B8%Dl%82%D0%B0%Dl%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8.pdf

5.Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - №4. -С. 2-12

УДК 37.026.4

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМИКСОВ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА

НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНОМ КЕЙСЕ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); магистрант кафедры технологического и художественного образования Шустрое Андрей Сергеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. В соответствии с непрерывным развитием образовательной парадигмы к современным педагогам предъявляются особые требования, регламентирующие их профессиональную компетентность. В частности, в «Законе об образовании Российской Федерации» в ч. 7 ст. 13 от 02.12.2019 N 403-Ф3 акцентируется особое внимание на практической подготовке обучающихся в соответствии с конкретным типом образовательной программы.

Исходя из этого, закономерным выводом является необходимость в условиях ограниченного учебного времени предоставлять обучающимся широкие возможности для интерактивного обучения путём их включения в продуктивную проектную деятельность, основанную на развитии так называемых «мягких и жёстких навыков», необходимых современному гражданину, ставящему перед собой цель стать конкурентоспособным на мировом рынке. Однако, как показывает педагогическая практика, у обучающихся по-прежнему существует проблема, заключающаяся в том, что они затрачивают значительную часть учебного времени на восприятие содержания учебного задания, базирующегося на преимуществе текстовой информации перед визуализацией учебного процесса, действия или явления с помощью возможностей современной инфографики. Такая в недостаточной мере эффективная учебная деятельность с позиции рационального использования учебного времени субъектами образовательного процесса (педагогом и обучающимся) не соответствует требованиям к современному уроку.

А результате практической деятельности обучающихся, основанной на реализации принципа наглядности с помощью визуальных средств, степень эффективности обучения будет возрастать, поскольку освободится больше учебного времени на системный подход к выполнению практической задачи благодаря быстрому «схватыванию» учащимися ключевых основ формулируемого учебного задания.

Изложение основного материала исследования. Из истории педагогики известно, что дидактический принцип наглядности их является для педагога универсальным инструментом для повышения мотивации учащихся к обучению, поскольку вышеперечисленными педагогами научно доказано, что изучать визуализированный текст и детям, и взрослым намного интереснее, нежели обычный текст. Предполагается, что в учебном процессе принцип наглядности должен выступать в качестве дополнения к уже известным, а также к инновационным методам и средствам обучения [2; 3; 4; 7].

В настоящее время наблюдается тенденция к расширению перечня общих профессиональных компетенций выпускников школ и иных образовательных организаций. С точки зрения развития у обучающихся «мягких навыков» (таких, как коммуникативность, умение работать в команде, критическое мышление, креативность и т.д.) одним из самых распространённых методов обучения является кейс-метод (или метод конкретных ситуаций).

Метод кейсов начал активно развиваться в течение XX века с момента своего появления в методическом пособии по методике преподавания права под авторством гарвардского юриста и академика права К.К. Лангделла. Кейс-центр (бывший европейский информационный центр по кейсам) со штаб-квартирой в Университете Крэнфилда, Крэнфилде, Бедфорде, Великобритании и со своим офисом в США в Бэбсон колледже, колледже Уэллсли, Массачусетсе является независимым домом для кейс-метода [8; 9]. Значительный вклад в теоретические обоснование, разработку и реализацию этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлов, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников и др. [1].

Кейс-метод принято понимать, как метод обучения на основе разбора реалистичной жизненной ситуации, имеющей решение. Метод характеризуется высокой степенью определённости, пониманием возможного конечного результата. Первый педагогический опыт применения кейс-метода в учебном процессе был отмечен в 1870 году в школе права Гарвардского университета, а публикации первых подборок кейсов появились в отчётах Гарвардского университета о бизнесе в 20-х годах XX века. С тех пор на применении кейс-метода основывается в том числе проектная деятельность во многих общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования. В России в настоящее время широкое распространение кейсов является стратегическим направлением развития методического аппарата наставнической деятельности в детских технопарках «Кванториум».

Основная образовательная функция кейс-метода заключается в формировании у обучающихся умений решать неструктурированные проблемы разного уровня сложности, которые проблематично решить логическим путём. Как правило, структура кейса состоит из трёх компонентов: вводного, основного и завершающего. Вводный компонент чаще всего содержит вступление, предисловие и гипотеза, которую необходимо подтвердить или опровергнуть в процессе решения кейса. Основной компонент - это проблемная ситуация, поиск решения (решений) которой составляет основное время работы над кейсом. Завершающий компонент содержит вопросы к кейсу, библиографию и дополнительную информацию, в полной мере раскрывающую содержание кейса.

Кейс-метод, как и любой другой метод, имеет ряд преимуществ и недостатков. К основным преимуществам следует отнести следующие характеристики:

- обеспечивает реализацию принципа связи обучения с жизнью посредством использования проблемных ситуаций, приближенных к реальной действительности;

- развивает аналитические, коммуникативные, мыслительные и творческие способности учащихся;

- способствует накоплению у обучающихся знаний из реальной профессиональной практики;

- формирует у обучающихся самоидентичность;

- развивает способность у обучающихся к поиску решений проблемных ситуаций разного уровня сложности.

К основным недостаткам кейс-метода следует отнести следующие характеристики:

- требует значительных временных затрат на восприятие учащимися сути проблемной ситуации в виду её полной или недостаточной визуализированное™;

- не исключает непроизвольных подсказок со стороны педагога (наставника).

На наш взгляд, вышеперечисленный ряд недостатков обусловлен недостаточной разработанностью визуализированных кейсов, сочетающих информативность и принцип наглядности. Сочетание формального и неформального преподнесения информации в кейсе позволит представить её, с одной стороны, в более сжатом виде, с другой стороны - в более организованном, содержательном, понятном и простом для восприятия обучающимися виде. Одним из инновационных образовательных визуальных средств обучения, применение которого позволит решить все вышеуказанные проблемы, являются образовательные комиксы.

Феномен комиксов в образовательной практике является открытием швейцарского писателя и художника Родольфа Тёпфера. Образовательные комиксы в актуальной формулировке принято понимать, как инновационное средство обучения, фокусирующие внимание школьника на сущностной основе сюжета, тем самым активно развивая его мыслительную деятельность [5].

Идею внедрения комиксов в образование начали развивать в США в 50-е годы XX века, когда появилась первая дополнительная литература на основе комиксов для преподавания английского языка и литературы в американских школах. В российской педагогической практике образовательные комиксы не являются популярным средством визуализации учебного материала ввиду своей идеологизированности. Некоторые педагоги относительно образовательного потенциала комиксов высказывают отрицательные мнения, не подкреплённые чёткой и обоснованной аргументацией. Объяснением такой реакции выступило предположение В. Гуружалова о том, что в силу сложившихся исторических традиций, русские люди являются читающей нацией, а все «явления» американской культуры, такие как комиксы, «расшатывают» эти традиции [8]. Бывший министр культуры России В. Мединский считает, что комикс ориентирован на ребенка, который только учится читать, но взрослому человеку читать комиксы - это «убожество». Канадский учёный Н. Саузанис, наоборот, убеждён в том, что комиксы - естественный способ формулировать наши мысли.

Современными разработками на основе комиксов в образовательной практике являются: издание отечественной истории в виде комиксов, опубликованное писателями братьями Капрановыми в 2013 году в Киеве; диссертация-комикс «Unflattening» о возможностях визуального мышления в обучении, которую в 2014 году защитил канадский учёный Н. Саузанис, после чего в 2015 году её опубликовало известное академическое издательство «Harvard University Press» [10; 11]; дидактическое пособие «Занимательная технология» (2019 г.) для обучающихся, изучающих предметную область «Технология» в школе [5].

Традиционно прямая речь в комиксе представлена читателю с помощью «словесного пузыря» (филактера), который, как правило, изображён в виде облака, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Необходимо отметить, что возможности комикса позволяют представить диалогичность речи во всём её многообразии, включая не только прямую речь, но также реплики и мысли.

Обобщая и анализируя изложенное выше, целесообразно представить решение по устранению недостатков кейс-метода, в частности недостатка, связанного со значительными временными затратами на восприятие учащимися содержания проблемной ситуации, представленной, как правило, в виде «сплошного» текста. Данное решение состоит в том, чтобы визуализировать проблемную ситуацию с помощью образовательных комиксов. На наш взгляд, предложив обучающимся такой формат кейса, основанный на

принципе наглядности, который заложен в комиксах, за счёт визуализации сократится учебное время, затрачиваемое на понимание контекста проблемной ситуации. Наряду с этим следует отметить, что кейсы различают в зависимости от степени сложности:

- первая степень сложности: на основе предложенной практической ситуации и её решения обучающимся необходимо установить, является ли данное решение рациональным и разумным и возможно ли иное решение данной проблемы;

- вторая степень сложности: на основе заранее выявленной проблемы обучающимся необходимо сформулировать её оптимальное решение;

- третья степень сложности: обучающимся необходимо самим определить проблему и предложить пути для её разрешения.

Очевидно, что при разработке первых визуализированных кейсов следует ориентироваться на самый высокий уровень сложности, для того чтобы в случае положительного эффекта после их апробации в образовательной практике проанализировать выявленные недостатки, после чего внести необходимые изменения в оформление кейса на основе образовательных комиксов, и затем разработать визуализированные кейсы для всех уровней сложности.

В качестве примера визуализации проблемной ситуации в кейсе авторами статьи совместно с художником A.B. Сазановой разработан кейс «Случай в поезде» третьей степени сложности.

Сюжет комикса, главными героями которого являются друзья и одноклассники Андрей и Артём, разворачивается в поезде, который направляется в Нижний Новгород. Поскольку ехать предстояло несколько часов, Андрей и Артём решили посмотреть фильм на телефоне. Для того чтобы телефон из-за расхода трафика не разрядился, Андрей подключил к нему зарядное устройство. В процессе просмотра фильма выяснилось, что Андрею не удобно держать телефон из-за того, что электрическая розетка находится далеко, и, соответственно, телефон некуда поставить, а Артёму сложно разглядеть происходящее в фильме, так как приходится смотреть его под определённым углом.

Во время движения поезд резко затормозил, в результате чего у Андрея и Артёма выскочил телефон из рук, который им удалось поймать. Меньше повезло их соседям по купе, у которых в результате падения на пол телефон разбился. Затем все четверо обсуждают произошедшую ситуацию, в том числе предлагают варианты её решения, для того чтобы в следующий раз избежать подобного случая. Обучающимся предлагается обсудить проблемную ситуацию, выявить проблему и предложить посредством активизации дивергентного мышления несколько вариантов её решения.

Разработка визуализированного кейса на основе образовательных комиксов базируется на соблюдении ряда дидактических принципов обучения: наглядности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности.

Выводы. В рамках научно-исследовательской работы была проведена апробация визуализированного кейса среди обучающихся МАОУ СОШ №26 и ГОАУ «Новгородский Кванториум» г. Великий Новгород. Результаты эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии визуализации всех этапов кейса на развитие у обучающихся «мягких навыков», в частности дивергентного и критического мышления. Такой вывод основан на вариативности предложенных учащимися решений проблемной ситуации, рассматриваемой в кейсе «Случай в поезде». Популярным вариантом среди всех предложенных идей стала подставка для телефона, прочно закреплённая на стене купе для комфортного просмотра фильма.

Исходя из этого, целесообразно продолжить научные исследования по изучению характеристик визуализированных кейсов на основе образовательных комиксов с целью выявления иных особых преимуществ по сравнению с другими известными способами представления содержания кейса для обучающихся. Результаты проведённого эксперимента дают основания полагать, что реализация принципа наглядности в образовании обуславливает возрастание степени мотивации обучающихся к познавательной деятельности, активизирует у учащихся широкий ряд когнитивных способностей и формирует у них представление о реальной жизни за счёт визуализации различного типа учебных ситуаций.

Аннотация. В статье описаны базовые характеристики кейс-метода. Раскрыты объективные предпосылки необходимости и целесообразности разработки визуализированных кейсов на основе образовательных комиксов как инновационного средства обучения. Рассмотрены исторические аспекты развития комиксов в контексте образовательной парадигмы в России и за рубежом. Описаны синтаксические особенности содержания диалогов в образовательных комиксах. Представлены фрагменты визуализированного кейса «Случай в поезде» в качестве примера реализации принципа наглядности в учебном кейсе. Приведены результаты апробации визуализированного кейса «Случай в поезде» на базе МАОУ СОШ №26 и ГОАУ «Новгородский Кванториум» г. Великий Новгород.

Ключевые слова: принцип наглядности, кейс-метод, образовательные комиксы, визуализированный кейс, рациональное использование учебного времени.

Annotation. The article describes the basic characteristics of the case method. The objective prerequisites for the necessity and feasibility of developing visualized cases based on educational comics as an innovative teaching tool are revealed. The historical aspects of the development of comics in the context of the educational paradigm in Russia and abroad are considered. The syntactic features of the content of dialogues in educational comics are described. Fragments of the visualized case "An incident in a train" are presented as an example of the implementation of the principle of visibility in a training case. The results of approbation of the visualized case "An incident in a train" on the basis of the Municipal Autonomous Educational Institution Secondary General School No. 26 and the State Autonomous Educational Institution "Novgorodsky Quantorium" in Veliky Novgorod are presented.

Keywords: the principle of visibility, case method, educational comics, visualized case, rational use of educational time.

Литература:

1. Багирова ИХ., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. №3 (19). С. 118-129

2. Бакиева O.A., Будникова A.A. Иллюстрация как средство формирования композиционно-образного мышления // Педагогический вестник. - 2020. - №13. - С. 4-6

3. Везетиу Е.В. Понятие о сущности педагогического проекта // Педагогический вестник. - 2020. - № 12. -С.11-12

4. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Ярославский педагогический вестник. -2018. - №2. - С. 28-34

5. Донина И.А., Шустров А.С. Дидактическое пособие "Занимательная технология" как инновационное средство обучения школьников на уроках технологии // Педагогический вестник. 2020. № 12. С. 16-19

6. Кушнир А.И. Комикс в образовании: есть ли польза от дела? // Научно-методический журнал «Народное образование». 2002. № 9. С. 131

7. Степанян Г.Г. Информационно-образовательная и медийная среда образовательного пространства в СПО // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. - С. 293-297

8. Hatch, James Е. and Mu, Fengli (May 15, 2015). Use of the Case Method in Chinese Mba Programs: Opportunities and Challenges. ArchwayPublishing.

9. Mescon, Timothy (2019-01-16). "MENA Affinity Group Partners on Case Studies | AACSB". www.aacsb.edu. Retrieved 2020-06-14.

10. Unflattening Excerpt - Spin Weave and Cut. - URL: http://spinweaveandcut.com/unflattening-excerpt/ (дата обращения 21.07.20)

11. Unflattening - Nick Sousanis / Harvard University Press. - URL: https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674744431 (дата обращения 21.07.20)

УДК 373.5

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ПЛАТФОРМАХ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (г. Великий Новгород);

учитель Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Новоскул» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Образовательный процесс в современной школе представляет собой комплексную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Это цели и результаты обучения, деятельность педагога и ученика, учебные пособия и материалы, педагогические методы и организационные формы обучения и т.п. Он включает в себя несколько этапов. Одним из основных - является контроль знаний учащихся.

Целью статьи является выявление особенностей при организации контроля знаний на современных информационных платформах.

Изложение основного материала исследования. Вопрос контроля знаний всегда остро стоял в учебной деятельности. Качественная и объективная оценка полученных знаний, выявление пробелов в процессе получения знаний, их диагностика и коррекция - над этими вопросами задумывается каждый педагог в независимости от уровня образования: среднее это образование, профессиональное или высшее.

Дистанционное обучение является той составляющей образовательного процесса, которая позволяет не только внести инновации в образовательный процесс [6; 8; 9; 10], но также и объективно оценить полученные знания учащихся и помочь определить траекторию дальнейшего обучения с учетом выявленных проблем.

Данному этапу посвящено большое количество исследований. В своей книге «Психология педагогической оценки» Б.Г.Ананьев посвященной педагогической оценке и ее роли в развитии ребенка, рассматривает обучение как процесс управления психическим развитием ребенка [1]. Контроль как самостоятельный компонент обучения предлагает Ю.К. Бабанский [3]. ИИ. Подласый считает что, контроль, содержит в себе не только проверку и учет знаний, но и оценивание (как процесс) и оценку (как результат) [11].

Контроль — это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых [11]. Целью контроля знаний учащихся является качество усвоения учебного материала.

В. П. Беспалько в своей работе выделяет следующие задачи контроля знаний учащихся:

- выявления пробелов в обучении;

- коррекция процесса обучения при наличии пробелов;

- планирование дальнейшего обучения, с учетом возникающих проблем;

- рекомендации по предупреждению неуспеваемости [5].

В зависимости от места контроля различают: вводный и текущий. Текущий подразделяется на тематический и итоговый. По форме выделяют: индивидуальный и фронтальный. По способам: письменный, устный и практический [7].

Все эти виды контроля знаний учащихся в основном относятся к традиционному уроку. Но возникают ситуации в образовательном процессе, когда уроки не могут быть проведены в традиционном виде. Например, при большом количестве заболеваемости учащихся, класс или школу переводят на дистанционное обучение, и тогда для контроля знаний используют другие формы, характерные для проверки освоения знаний на расстоянии. Такими формами контроля могут являться и традиционный устный опрос на online уроках, прохождение электронных тестов, выполнение интерактивных заданий на различных образовательных электронных ресурсах.

Дистанционное обучение как одна из форм образовательного процесса существует не одно столетие. Его определяют, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе [2].

Рассмотрим особенности при контроле знаний учащихся при дистанционном обучении на различных учебных платформах.

Одной из рекомендованных Министерством просвещения образовательных Интернет-ресурсов в его письме от 18 марта 2020 года, является интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» [4]. Образовательная платформа рекомендована учащимся 1-11 классов, но более ориентирована на начальную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.