ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-3-60-65
УДК 37.026.4 ББК 74.202.682
И.А. Нидерман, Г.С. Купалов
(Московский городской педагогический университет, Институт гуманитарных наук, г. Москва, Россия)
КОМИКС КАК СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ
Комикс является уникальным средством наглядности и обладает значительным педагогическим потенциалом. В данной статье рассматриваются возможные варианты включения комикса в современное образовательное пространство школы. Статья дает теоретическое обоснование необходимости использования комиксов в школьном образовании и предлагает конкретные примеры педагогической практики, где комикс представляется действенным средством обучения.
Ключевые слова: Комикс в образовании, наглядность, средство обучения, преимущества комикса как средства наглядности.
I.A. Niderman, G.S. Kupalov (Moscow City Pedagogical University, Institute of Humanities, Moscow, Russia)
POSSIBILITIES OF USING COMICS IN EDUCATION
The comic book as a visual means of teaching faces a certain neglect on the part of the pedagogical community. The objective of the article is to determine what a comic book is as a means of visualization, what advantages it has in comparison with other means of visualization, and how these advantages can be used in education. The article provides a theoretical justification for the need to use comics in school education and offers specific examples where comics show themselves to be the most effective means of visibility.
Keywords: Comics in education, visibility, a means of teaching, the advantages of comics as a means of visibility.
Современный мир побуждает нас к созерцанию, наблюдению, общению благодаря Интернету и смарфонам, с помощью рисунков. В этих условиях актуальным становится вопрос об использовании визуальных методов обучения и поиск новых наглядных форм в образовании.
Вопросу наглядности посвящали свои научные труды такие деятели педагогики как Я. Коменский, Ж. Руссо, И. Песта-лоцци, К.Д. Ушинский, С.Н. Лысенков, Ш.А. Амонашвили и другие. Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен [6; 11]. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно» [8]. В связи с этим педагог сталкивается со следующей проблемой - подобрать такие средства наглядности, которые помогут максимально продуктивно решить педагогические задачи урока, побудить обучающихся к усвоению предлагаемой информации. В арсенале у преподавателя огромное количество средств наглядности, каждое из которых обладает своими преимуществами и недостатками. Одним из таких средств наглядности является комикс [5].
Комикс - это история в картинках, где персонажи изъясняются при помощи «баллонов» (рисованных «пузырей») с текстом. Комикс является особым феноменом массовой культуры, оказывающим
специфическое влияние на реципиента в связи с тем, что в его структуре присутствуют элементы двух разнородных систем - вербальной и пиктографической. В комиксе выделяются такие категории, как целостность, связность, членимость и изолированность [10]. Говоря о креоли-зованном тексте (текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык), к которому относят, в том числе, и комиксы. Н.С. Валгина утверждает, что вербальные и изобразительные компоненты связаны на содержательном, содержательно-композиционном и содержательно-языковом уровне. Предпочтение того или иного типа связи определяется коммуникативным заданием и функциональным назначением креоли-зованного текста в целом [2; 1].
В нашей стране сложилось отношение к комиксам как к некоторому поверхностному чтению, повествующие незамысловатые истории. Свое отрицательное отношение к комиксам в своё время выражал бывший министр культуры РФ В.Р. Мединский. Многие педагоги считают применение комиксов на уроках в школе неприемлемым, так как комикс не может выступать полноценным источником информации. Преподавательское сообщество опасается, что современные обучающиеся чаще будут использовать комиксы для получения знаний, пренебрегая текстами учебника.
Вместе с тем, комиксы имеют определённый уникальный педагогический потенциал. Сам формат комикса предполагает более эмоциональное включение обучающихся в изучаемый материал. Использование комикса может быть уместно как на этапе обращения к новой теме, так и на этапе закрепления учебного материала. В первом случае знакомство с комиксом может выступать в качестве определённого мотиватора; во втором случае - создавать завершённый яркий образ к материалам по изученной теме.
о
0
1
ч к
Е
го
I
о ш н о
ч
ф
о
о
Комикс выступает как самостоятельное литературное произведение, из которого обучающиеся могут почерпнуть информацию, способствующую, например, усвоению индивидом определенных общественных норм. Данную возможность комикса предлагается использовать на классных часах, повышая духовно-нравственное развитие обучающихся, формируя в них знания о социальных нормах.
«Комикс - это нарисованная жизнь нарисованных существ, которые на самом деле являются нами». Данное высказывание можно трактовать таким образом, что комикс - это графическое изображение взаимодействия двух и более одушевленных субъектов, чаще всего людей, наделенных собственной волей. Комикс - уникальное средство наглядности, способное отражать полноценное взаимодействие между людьми, которое возможно разместить на страницах учебника. Некоторые комиксы через изображенные действия и эмоции персонажей могут быть понятны даже людям, которые говорят на другом языке.
Необходимость отражения социальных взаимодействий между людьми возникает при изучении гуманитарных предметов, например, на уроках обще-ствознания, где рассматриваются общественные отношения. Предполагается, что ученикам станет гораздо проще осознавать мотивацию поведения человека или членов социальной группы в той или иной ситуации, то есть понять материал занятия по мере прохождения героем комикса его очередного «приключения». Использование комикса на уроках может быть различным. Учитель может предложить обучающимся пройти опреде-§ ленный комикс-квест (интерактивный | комикс), когда обучающиеся всем клас-^ сом голосуют за принятие решений главным героем. В этом случае развивается х сюжет комикса, его герой сталкивается Л с последствиями своих решений. Таким
^ образом обучающиеся могут усвоить по-х
^ следствия от принятия того или иного
^ решения в той или иной ситуации. Так,
например, комикс можно использовать на уроках обществознания при изучении темы «Кредит», поскольку благодаря «проживанию» определенной истории конкретными персонажами комикса, обучающиеся будут иметь больше возможностей понять механизмы кредитования. Там может быть представлена некая последовательная ситуация из нескольких действий. Например, человек приходит в банк, чтобы взять ссуду. Есть только изображения, задача учащегося вписать пропущенный текст в диалог.
Целесообразным и интересным может быть использование комиксов на уроках истории - предмета, направленного на изучение событий, которые уже состоялись. Обучающимся с каждым годом становится все сложнее усваивать большие тексты, описывающие исторические события, довольно часто интерес к истории, проявлявшийся в 5-7 классах начинает затухать. Здесь учитель может обратиться к комиксам и проиллюстрировать текст учебника яркой визуальной информацией. Например, изучая период истории до начала Великой Отечественной войны, обучающимся может быть предложен комикс, посвященный герою А. Твардовского Василий Тёркин. Данный комикс поможет усвоению информации о деятельности и подвигах данного литературного героя, передаст настроение его участников.
Следует заметить, что комикс способен отразить отношения между субъектами, участвующими в исторических событиях путем изложения текстовой информации (фраз участников действа) и визуально подать материал путем графической информации (непосредственные манипуляции со стороны участников события). Данная возможность комикса является еще одним преимуществом в сравнении с другими средствами наглядности, например, карикатурами или плакатами. Сама история, рассказанная благодаря комиксу, усваиваются сразу на нескольких уровнях - воспринимается текстовая и графическая информация. За
счет этого у обучающихся формируется ассоциативное мышление, развивается способность понимать природу вещей и процессов.
Правильно подобранный и хорошо написанный комикс может использоваться как средство развития коммуникативных навыков обучающихся, знакомя их с новой лексикой или правилами правописания [3]. Таким образом, данная возможность комикса актуальная для изучения дисциплин, связанных с овладением языками, например, русский язык или иностранный язык [7; 4; 9].
Кроме того, комикс обладает способностью наделять неодушевленные предметы волей и чувствами, что может помочь в лучшей степени продемонстрировать взаимодействие между ними. Данная особенность комикса актуальна для учителей дисциплин естественнонаучного цикла. Например, комикс, предложенный учителем биологии, посвященный процессу взаимодействия хлоропласт и солнечного света, позволяет обучающимся закрепить и осознать полученную ранее информацию о фотосинтезе.
Еще одно достоинство комиксов: в настоящее время их можно создавать самостоятельно, даже если автор не обладает навыком художественного изображения. Существует большое количество Интернет- ресурсов, где можно с помощью встроенного редактора, самостоятельно раскадрировать комикс, подобрать персонажей комикса из вариантов, представленных программой или загрузить свое изображение. Здесь же можно настроить и вписать необходимый текст. Учитель вместе с обучающимися может придумать сюжет, оживить его героев с помощью программного обеспечения и выгрузить получившийся комикс в удобное пространство: компьютер, почту, «облако» для дальнейшего использования на занятиях.
Одним из популярных дизайн-редакторов, который в том числе может дать возможность создавать комикс являет-
ся Canva.com. При создании комикса на данном сайте в онлайн режиме можно выбрать несколько шаблонов, загружать необходимые иллюстрации, вписывать текст (сайт на русском языке). Самый удобный для использования, на наш взгляд, ресурс MakeBeliefsComix.Com. Подводя итоги, можем сказать:
1. Использование комикса на разных этапах урока обладает разным педагогическим и методическим потенциалом.
2. Комиксы целесообразно использовать для изучения конкретных тем.
3. Работа с комиксам может предполагать как групповой, так и индивидуальный характер.
4. Использование информационных технологий при создании комиксов способствует развитию ИТ-грамотности обучающихся.
5. Самостоятельное создание комиксов обучающимися развивает их творческие способности и фантазию.
Итак, применение комикса становится возможным почти на любом этапе урока, выполняя как мотивирующую, актуализирующую функцию так и рефлексивную. Обучающиеся ознакомившись с комиксом, с положительным или отрицательным опытом его персонажей вовлекаются в деятельность по изучению предложенной темы или, подводя итоги урока, учитель может предложить обучающимся ознакомиться с комиксом, который проиллюстрирует пройденную тему, покажет важность ее усвоения на примере конкретных персонажей. Библиографический список:
1. Белова Т.М. Комиксы как средство выражения этнокультурных стереотипов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. -№ 2-3(62). С. 132-136.
2. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. - М.: Логос, 2003.
3. Василиженко М.В. Геймификация как современный метод обучения
о
0
1
ч к
Е
го
I
о ш н о
ч
ф
о
о
иностранным языкам / М.В. Васили-женко, Е.А. Коротков, В.С. Мухар-кина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. -Т. 12. - № 2(48). С. 43-50.
4. Гузеева Е.К., Закотнова П.В. Дидактические возможности комиксов при обучении англоязычному чтению на начальном этапе // Новые технологии в обучении иностранным языкам: сборник материалов научно-практической конференции, Омск, 07 июня 2019 года. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2019. - С. 67-71.
5. Донина И.А., Шустров А.С. Применение образовательных комиксов как условие реализации принципа наглядности в учебном кейсе // Педагогический вестник. - 2020. - № 16. С. 19-22.
6. Микерова Г.Г. Принципы наглядности, систематичности и последовательности в технологии укрупненных дидактических единиц: монография. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004.
7. Морозова И.Б., Новикова Н.В. «Наглядно» значит «понятно». Исполь-
зование метода наглядности в преподавании грамматики в начальной школе // МОВА. - 2018. - № 30. С. 112118.
8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, 2010. -576 с.
9. Полозова К.А., Королёва С.Б. Использование комиксов в обучении русскому языку как иностранному // Кронос: психология и педагогика. -2020. - №2. С. 4-7.
10. Столярова Л.Г. Вербальные и невербальные компоненты коммуникации в текстах французских комиксов (на материале комиксов серии «Асте-рикс»): автореф. канд. филол. наук. -Воронеж, 2012.
11. Юнусов А.А., Рахимбек Д., Юну-сова А.А., Айтбаева Н.Ж. Наглядность в активизации познавательной деятельности учащихся // Успехи современного естествознания. -2013. - № 10.
Поступила 15.09.2021
ш
о ц
го
с
^
О
I
го S ср <u Ч s
X
<
Об авторах:
Нидерман Ирина Абрамовна, кафедра методики преподавания истории, обществознания и права, Московский городской педагогический университет, Институт гуманитарных наук (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Купалов Георгий Сергеевич, кафедра методики преподавания истории, обществознания и права, Московский городской педагогический университет, Институт гуманитарных наук (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
Для цитирования: Нидерман И.А., Купалов Г.С. Комикс как средство наглядности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 3. С. 60-65. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-60-65
References:
1. Belova T.M. Comics as a means to express ethnocultural stereotypes // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2-3(62). P. 132-136. [in Russian]
2. Valgina N.S. Text theory. - М.: Logos, 2003. [in Russian]
3. Vasilizhenko M.V., Korotkov E.A.,. Mukharkina V.S Gamification as a modern method of teaching foreign languages // Contemporary Higher Education: Innovative aspects. - 2020. - Vol. 12. - № 2(48). P. 43-50. [in Russian]
4. Guzeeva E.K., Zakotnova P.V. Didactic possibilities of comics in teaching English reading at the primary stage. Novye tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam. - Omsk: Omskii gosudarstvennyi universitet im. F.M. Dosoevskogo, 2019. -P. 67-71. [in Russian]
5. Donina I.A., Shustrov A.S. Using educational comics as a condition to realize visualization principle in a learning case // Pedagogicheskii vestnik. - 2020. - № 16. P. 19-22. [in Russian]
6. Mikerova G.G. Principles of visualization, systematicity and succession in the technology of enlarged didactic units. - Krasnodar: Kubanskii gos. universitet, 2004. [in Russian]
7. Morozova I.B., Novikova N.B. "Visual" means "understandable". Using visual method in teaching grammar in primary school // MOVA. - 2018. - № 30. P. 112-118. [in Russian]
8. Podlasyi I.P. Pedagogy. New course. Book 1. General basics. Teaching/learning process. - M.: Vlados, 2010. - 576 p. [in Russian]
9. Polozova K.A., Korolyova S.B. Using comics in teaching Russian as a foreign language // Kronos: psikhologiya i pedagogika. - 2020. - №2. P 4-7. [in Russian]
10. Stolyarova L.G. Verbal and nonverbal communication components in the texts of French comics (on the materials of "Asteriks" series). Author's transcript. Dis ... kand.filol.nauk. - Voronezh, 2012. [in Russian]
11. Yunusov A.A., Rakhimbek D., Yunusova A.A., Aitbaeva N.Zh Visualization in the activization of school students' cognitive activities // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2013. - № 10. [in Russian]
About the authors:
Niderman Irina Abramovna, Department of Methods of Teaching History, Social Studies and Law, Moscow City Pedagogical University, Institute of Humanities, Moscow, Russia, Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, [email protected]
Kupalov Georgy Sergeevich, Department of Methods of Teaching History, Social Studies and Law, Moscow City Pedagogical University, Institute of Humanities (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, [email protected]
For citation: Niderman I.A., Kupalov G.S. Possibilities of using comics in education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 3. P. 60-65. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-60-65
о
0 x Ч к
Е
го
1
о ш н о
ч
ф
О
О