References
1. Verbickij A.A., Il'yazova M.D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya: monografiya. Moskva: Logos, 2017.
2. Eliseev O.P. Konstruktivnaya tipologiya i psihodiagnostika lichnosti. Pskov: Izdatel'stvo Pskovskogo oblastnogo instituta usovershenstvovaniya uchitelej, 1994.
3. Dermanova I.B. Diagnostika 'emocional'no-nravstvennogorazvitiya. Sankt-Peterburg: Rech', 2002.
4. Polozhenie o rejtingovoj sisteme kompleksnoj ocenki znanij studentov universiteta imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh (VlGU). Vladimir, 2005. Available at: www.VLSU.RU
5. Matveev K.N., Prohorov A.O. Psihologiya psihicheskih sostoyanij. Tezisy dokladov XIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov, magistrantov, aspirantov, molodyh uchenyh iprepodavatelej vuzov. Kazan': Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet, 2020.
6. Kolpakov M.Yu. Preodolenie trevogi: kak rozhdaetsya mir v dushe. Moskva: Nikeya, 2015.
7. Orsil'o S.M., Remer L. Osoznannost' ili trevoga. Perestan' bespokoit'sya i verni sebe svoyu zhizn'. Har'kov: Biblioteka dlya cheloveka, Gumanitarnyj centr 2019.
8. Skott S. Vektrevozhnosti. Strahi, nadezhdy, nevrozy ipoiskidushevnogopokoya. Moskva: OOO "Al'pina non-fikshn", 2016.
9. Horni K. Trevozhnost'. Moskva: Smysl, 1997; T. 2.
10. Belonozhkin V.V., Beloshickij A.V., Berezhnaya I.F. Sistema vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya: aktual'nyeproblemyiputiihresheniya: monografiya. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2018.
Статья поступила в редакцию 28.03.21
УДК 378
Voskresenskaya T.A., postgraduate, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF CONSTRUCTIVE BEHAVIOR IN A CONFLICT AT ENGLISH LESSONS IN PRIMARY SCHOOL. The article discusses the methodology the formation of constructive behavior in conflicts in lessons of the English language with the help of comics. The relevance of this problem is due to the presence of an increased number of conflict situations from students in primary school, directly affecting the general atmosphere at school. The article describes the age characteristics of students, a technique of working with comics. The study discusses the method of applying comics to teaching English in a primary school. A lesson is shown on the example of a comic Spiderman, as a role-playing game with which constructive behavior is formed in the conflict of younger students. The author comes to the opinion that students, knowing the characters of the comics, participate in the educational process more actively, undergo communicative skills of constructive behavior in conflicts. There is a need for further integrated work to reduce the level of conflict and the formation of constructive behavior among students in elementary school.
Key words: constructive behavior in conflict, comic book, comics in English class lessons, formation of constructive behavior with comics.
Т.А. Воскресенская, аспирант, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается методика формирования конструктивного поведения в конфликте на уроках английского языка обучающихся начальной школы с помощью комиксов. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием возросшего числа конфликтных ситуаций у обучающихся начальной школы, напрямую влияющих на общую атмосферу в школе. В статье описываются возрастные характеристики обучающихся, комикс, методика работы с комиксами. В исследовании рассматривается методика применения комиксов на уроках английского языка, показан урок на примере комикса «Человек-паук» как ролевой игры, с помощью которой формируется конструктивное поведение в конфликте младших школьников. Автор приходит к мнению, что обучающиеся, хорошо зная героев комиксов, охотнее участвуют в учебном процессе на уроке английского языка, тем самых отрабатывая коммуникативные навыки конструктивного поведения в конфликте. Отмечается необходимость дальнейшей комплексной работы по снижению уровня конфликтности и формированию конструктивного поведения у обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: конструктивное поведение в конфликте, комикс, комикс на уроках английского языка, формирование конструктивного поведения с помощью комикса.
Согласно государственному стандарту, воспитание и развитие качеств личности должно соответствовать требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника начальной школы):
- любящий свой народ, свой край, свою Родину,
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества,
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир,
- владеющий основами умения учиться и способный к организации собственной деятельности,
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки,
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение,
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Воспитание и социализация подрастающих поколений всегда оставалась стратегическим направлением государственных служб. Так, согласно недавним изменениям «Об образовании в Российской Федерации», относящимся к воспитанию подрастающего поколения, во все образовательные программы включены воспитательные компоненты. Воспитание - это деятельность, которая способствует формированию культурной личности, мотивирует к самоопределению и социализации в обществе, содержит духовные и нравственные понятия, принятые в российском обществе. В приоритете у учителя на данном этапе является обеспечение единого отношения учеников к окружающему миру, цельному мировоззрению, последовательному поведению личности.
Поступление в первый класс - это изменение всей жизни маленького человека, который теперь зовется школьником. Ведущей деятельностью все еще
остается игра, но она постепенно уступает место учебной. Ребенок обязан учиться, делать домашнее задание, подчиняться коллективу и учителю, и вот тут возникают конфликты и противоречия, так как психическое состояние в этот период очень нестабильное. Это труд, который требует организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка [1]. Этот период характеризуется накоплением, знаний и приобретением знаний по преимуществу. Основным условием интеллектуального развития является подражание другим, причем не имеет значение - хорошему или плохому. Дети очень внушаемы в этот период, впечатлительны [2].
Для того чтобы исследовать проблему формирования конструктивного поведения в конфликте младших школьников на уроках английского языка, мы изучили условия, при которых формируется конструктивное поведение на уроках английского языка обучающихся начальных классов.
В качестве основных условий мы выдвигаем:
1) моделирование конфликтных ситуаций, отраженных в изучаемых текстах (комиксах, пословицах и поговорка), играх,
2) использование игровых ситуаций для самоанализа выявления конструктивной и неконструктивной позиции в конфликте,
3) перенос анализируемых конфликтных ситуаций на себя (самоанализ развития конструктивной позиции, выделение собственных конфликтогенных свойств и качеств).
4) обучающиеся следуют за единой линией конструктивного поведения, проходящей через все уроки и разные приемы и способы, которые способствуют применению полученных знаний и умений, пониманию причин конфликтных ситуаций, а также конструктивному поведению в них. Указанные средства и условия позволяют познакомить обучающихся со всеми способами поведения в конфликтных ситуациях, а также показать на примере продуктивность выбранного конфликтного стиля поведения [3]. Все описанное ранее помогает сформулировать идею формирования конструктивной позиции у обучающихся начальной школы на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Чтобы определить, насколько эффективны педагогические условия формирования конструктивной позиции в конфликте обучающихся начальной школы на уроках английского языка, необходимо обратиться к выявлению возможностей методов и подходов к обучению иностранному языку Мы обратились к методике использования комиксов для формирования социокультурной и страноведческой компетенции.
Комикс - это рисованная история, рассказ в картинках. Комикс хорошо известен младшим школьникам, более того, они постоянно сталкиваются с героями комиксов Марвел на экранах телевизоров и в компьютерных играх. После небольшого опроса для нашего исследования была выбрана именно методика использования комикса на уроках английского языка.
В своем исследовании мы использовали совокупность различных методов:
1) метод проектов, который включает исследовательский и поисковый методы, приемы стумулирования конфликтных ситуаций и разбор их, создание проблемных ситуаций, ролевых игр на основе сюжета комикса,
2) текстуально-когнитивный метод,
3) интерактивные методы.
Методика использования комиксов на уроках английского языка в нашей стране распространена не очень широко, поэтому перед началом работы необходимо провести вводную беседу. И хотя младшие школьники, как показал опрос, хорошо знакомы, увлекаются комиксами, необходимо рассказать историю создания комиксов, виды комиксов, наиболее известные комиксы и герои разных стран.
1 Этап - мотивация к работе с комиксом. Обучающимся предлагается ознакомиться с названием / обложкой / кадром комикса и предположить, о чем он. Комикс был взят самый простой, где происходит столкновение двух героев и конфликт между ними, который перерастает в драку. Ребята переводят реплики героев, если есть затруднения, учитель выписывает незнакомые слова с переводом на доске.
На 2 этапе - комментирования - закладывается информация о культурных и страноведческих знаниях.
3 Этап - работа с текстом и иллюстрациями, которыми заменяется часть текста. Участники группы выясняли: кто главные герои, описывали их, комментировали причины ссоры, а самое главное - предлагали свои фразы и действия, которые помогли бы избежать конфликта, конструктивно выйти из него.
На 4 этапе участники разбивались на пары и разыгрывали похожую ситуацию, но с конструктивным выходом из конфликтной ситуации.
И, наконец, на 5 этапе каждая пара по очереди представляла свой вариант, в конце урока выбирался самый интересный и подходящий.
Далее учащимся получали отрывок комикса, его продолжение или конец. Учитель заранее менял местами иллюстрации, чтобы они не совпадали с текстом, либо вырезалась часть текста. На этом этапе ребятам предлагались различные задания, которые помогали сформировать лексические и грамматические навыки. В данной работе продемонстрирован англоязычный комикс «Человек-паук: Через Вселенные», на основе которого было построено занятие по английскому языку. Упражнения направлены как на закрепление лексики, грамматики, так и на разбор конфликтных ситуаций и конструктивный выход из конфликта.
Данные комиксы хорошо дополняют изучаемые темы, они наиболее узнаваемые и интересные среди учеников, в них также присутствуют сцены конфликтов и ссор, на основе которых мы смоделируем схему вариантов выхода из конфликта, конструктивного поведения в нем или предупреждения ссоры. Также в выборе комиксов были задействованы учащиеся 4-х классов школы № 53. В ходе опроса выяснялось, что у большинства учеников интерес вызвал этот супергерой.
Чтение у обучающихся не вызывает восторга, более того, учителю приходится прикладывать огромные усилия, чтобы заинтересовать, подтолкнуть к чтению. Младшим школьникам свойственен страх перед объёмными книгами на английском языке. Они боятся не понять прочитанного, встретить очень много незнакомых слов. Комикс облегчает данную задачу в первую очередь благодаря своей наглядности. Динамика комикса, экшен-сцены, краткие и ёмкие фразы, в свою очередь, позволяют удержать внимание читателя [4].
Учителем на уроке дается часть комикса «Человек-паук: Через Вселенные», выбор сделан исходя из опроса обучающихся, их предпочтений и интересов.
1. Комикс знаком большинству ребят, и учитель предлагает рассказать о главных героях.
Let's talk about this scene. What is the theme? Choose. Describe the main characters:
Библиографический список
She/he looks (sad)/She/he looks like (angry). - Она/он выглядит... (грустным/ грустная)...
/Она/Он выглядит так. (злой)..
She/He feels sorry. - Он/ она чувствует сожаление.
She/he is scared. - Он/она боится.
She/he is worried. - Он/она беспокоится.
Peter Parker is merry, smart, friendly. Gog is huge, angry, aggressive character.
2. Внимательно рассмотрите картинку. Подумайте и опишите, что вы видите, используя, следующие фразы:
a) look at this picture. - посмотри на картинку.
b) there are many characters/There are . - здесь много персонажей .
c) I can see. - я вижу.
e) next to. - рядом.
Making suppositions:
a) they look/seem (very/quite ) angry/happy.
b) they look/seem (a bit) scared /thirsty/late (to me).
c) I think he is happy because he is smiling.
d) it looks as they feel good/bad.
e) they have got bad thoughts.
f) he is very strange/normal.
g) she is amazing/disgusting.
h) he/she makes me hurt.....
i) they need his help..
ii) they want to be good.
Ребята описывают каждого героя, увиденного на картинке.
На втором этапе дети отрабатывают полученные знания и паттерны разговорной речи. Им предлагаются различные задания и упражнения с целью отработки лексических навыков.
Примеры заданий:
• Найти и выписать все известные прилагательные из текста, описывающие чувства героев, разделить их на положительные и отрицательные;
• подумайте и впишите подходящие по смыслу слова, обозначающие чувства и эмоции;
• придумайте свой конец комикса, используя выученную лексику по теме «Чувства и эмоции»;
• сравните социокультурные явления, происходящие в комиксе, с аналогичными в нашей культуре (сказки, былины, рассказы);
• взгляните еще раз: какие эмоции испытывает герой: angry, happy, sad, feel sorry, worried, feel good, lonely, lazy, cheerless, dull, depressed, disappoint, sick, scared, bored.
На следующем этапе ребятам предлагается разыграть свою сцену, выбрав себе героя и различные варианты - либо избегания ссоры, либо конструктивного выхода из конфликта. Это групповая работа, все разбиваются на небольшие группы и отрабатывают речевые навыки. Готовые сценки показываются всем присутствующим на уроке, и выбирается самый интересный и продуктивный вариант.
На следующем этапе обучающимся предлагается дома создать свой комикс с этими героями, нарисовать и разыграть, используя изученную лексику, либо придумать свой вариант концовки данного комикса в конструктивном ключе.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что развитие конструктивного поведения в конфликте младшего школьника - это особый момент в учебно-воспитательном процессе, который, с одной стороны, должен учитывать личность обучающегося, его интересы, окружение, культурный код, а с другой -вовлекать обучающегося в общее «культурное пространство», открывать перед ним другую сторону культуру и терпимое отношение к искусству, к другим мнениям, другому взгляду и работе мысли. Изучая иностранный язык, учащиеся познают жизнь других людей, расширяется кругозор, формируется социокультурная компетенция, толерантность.
Поскольку комиксы хорошо известны и любимы младшими школьниками, дети с удовольствием вовлекаются в образовательный процесс и намного легче усваивают необходимую информацию. Также младшие школьники содержат в себе неисчерпаемые богатства изображения психических явлений, бытовых моментов и очевидно, что, изучая их, специалистам открываются большие возможности для необходимых исследований, особенно в области педагогики, формирования конструктивного поведения в конфликтных взаимодействиях.
Мы приходим к заключению, что использование комикса на уроках английского языка способствует эффективному решению поставленной задачи, а именно - развитию конструктивного поведения в конфликтных ситуациях младших школьников.
1. Saiti A. Conflicts in schools, conflict management styles and the role of the school leader: A study of Greek primary school educators. Educational Management Administration & Leadership. 2014; № 43 (4).
2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Москва: ВЛАДОС, 2003.
3. Блонский П.П. Педалогия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 1999.
4. Бодалев А.А., Кричевский РЛ., Новикова Е.В. и др. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментальных психологических исследований. Москва: Педагогика, 1987.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. Москва, 1966.
6. Зосимовский А.В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания. Санкт-Петербург: Проблемы управления процессом воспитания. Москва, 1990: 28 - 40.
7. Психология детства: учебник. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.
References
1. Saiti A. Conflicts in schools, conflict management styles and the role of the school leader: A study of Greek primary school educators. Educational Management Administration & Leadership. 2014; № 43 (4).
2. Ancupov A.Ya. Profilaktika konfliktov v shkol'nom kollektive. Moskva: VLADOS, 2003.
3. BlonskiT P.P. Pedalogiya: kniga dlya prepodavateleí i studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenii. Moskva: VLADOS, 1999.
4. Bodalev A.A., Krichevskij R.L., Novikova E.V. i dr. Obschenie i formirovanie lichnosti shkol'nika: Opyt 'eksperimental'nyh psihologicheskih issledovanij. Moskva: Pedagogika, 1987.
5. Gal'perin P.Ya. Psihologiya myshleniya i uchenie o po'etapnom formirovanii umstvennyh dejstvij. Issledovaniya myshleniya v sovetskojpsihologii. Moskva, 1966.
6. Zosimovskij A.V. Upravlenie konflikínymi situaciyami v celyah nravstvennogo vospitaniya. Sankt-Peterburg: Problemy upravleniya processom vospitaniya. Moskva, 1990: 28 - 40.
7. Psihologiya detstva: uchebnik. Sankt-Peterburg: Praim-EVRO-ZNAK, 2003.
Статья поступила в редакцию 29.03.21
УДК 37.01
Yemchenko A.V., postgraduate student of the program for the training of scientific and pedagogical personnel in postgraduate studies (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Gorbacheva D.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected] Vorozheikina O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, West Kazakhstan Innovation and Technological University (Uralsk, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
PARADIGMAL BASIS OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL LABOR SOCIALIZATION OF A PERSONALITY. The article is devoted to the consideration of classical scientific methods of cognition, projecting them as an approach to solving the problem of professional and labor socialization of a personality. The materials consider works of such scientists as A. Maslow, J. Mead, Z. Freud, K.G. Jung et al. With the help of their methods and approaches, an analysis of the effectiveness of using classical scientific paradigms is carried out, the pros and cons of each approach are sounded, and a portrait of a combination of methods for successful solving the problem is compiled. An unconditional conclusion can be attributed to the fact that approaches to the study of this complex process of professional and labor socialization of a person should include the widest possible range of methods from the point of view of which the analysis and assessment of activities is carried out. Key words: pedagogy, vocational education, professional socialization, vocational and labor socialization, scientific methods of cognition.
А.В. Емченко, аспирант, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», г. Краснодар, E-mail: [email protected] Д.А. Горбачева, д-р пед. наук, проф., Краснодарский государственный институтакультуры, г. Краснодар, E-mail: [email protected] О.И. Ворожейкина, канд. пед. наук, проф., Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск, E-mail: [email protected]
ПАРАДИГМАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению классических научных методов познания, проецируя их в качестве подхода к решению проблемы профессионально-трудовой социализации личности человека. В материалах рассмотрены труды таких ученых, как А. Маслоу, Дж. Мид, З. Фрейд, К.Г Юнг и др. На основании их методик и подходов проведен анализ эффективности использования классических научных парадигм, озвучены плюсы и минусы каждого подхода и составлен портрет сочетания методов для успешного решения рассматриваемой нами проблемы. К безусловному выводу можно отнести то, что подходы к изучению такого сложного процесса, как профессионально-трудовая социализация личности, должны включать в себя как можно более широкий спектр методов, с точки зрения которых будет проводиться анализ и оценка деятельности.
Ключевые слова: педагогика, профессиональное образование, профессиональная социализация, профессионально-трудовая социализация, научные методы познания.
Процесс социализации признается одним из наиболее значимых в становлении личности, объективность которого не требует уточнений и доказательств. Однако каждый процесс или явление по накоплению определенного уровня опыта изучается на предмет уточнения, усовершенствования или интеграции со смежными понятиями для дальнейшего развития. Благодаря этому помимо классической социализации в научной литературе уже давно широко изучаются такие процессы, как профессиональная социализация, правовая социализация, экономическая социализация, научная социализация, военная социализация и прочие. Запрос на изучение широкого спектра специфических видов социализации исходит из самого общества в виду его широкого социального, демографического, географического и др. разнообразий, требующих адаптации понятия к использованию в более узкой, практической сфере жизнедеятельности человека.
Мы, в свою очередь, считаем необходимым пойти дальше и исследовать актуальное в последние годы направление профессионально-трудовой социализации личности. Исследование проблемы призвано сократить существующий разрыв между результатом обучения студентов высшему образованию и конкретными требованиями работодателей и компаний к соискателям на должности.
Теоретические основы нашего исследования концептуально опираются на труды ученых, внесших существенный вклад в решение проблем, связанных с рассмотрением классических научных методов познания, проецирующих их в качестве подхода на решение проблемы профессионально-трудовой социализации личности, изучением особенности психики человека, чувственными формами освоения действительности, развитием познавательных способностей, интеллекта и др., таких как А. Маслоу, А.Н. Блеер, Дж. Мид, З. Фрейд, К.П Юнг, Л.С. Выготский и др. [1; 2; 3].
Создание прочного фундамента в изучении проблемы профессионально-трудовой социализации является важной базовой задачей, способной обеспечить стабильность дальнейшего изучения процесса и задать общий вектор развития. Это позволит в дальнейших исследованиях фокусировать внимание преимущественно на конкретизированных, практических, специализированных вопросах изучаемого процесса. Именно поэтому считаем необходимым произвести анализ существующих классических научных парадигм на предмет сопоставления и моделирования ключевых задач, проблем и подходов по изучению процесса профессионально-трудовой социализации.
В числе основных классических научных парадигм мы выделяем:
- гуманистическую психологию (А. Маслоу, П Олпорт и др.);
- символический интеракционизм (Дж. Мид, П Блумер и др.);
- социально-когнитивную теорию (А. Бандура, Б.Ф. Скиннер и др.);
- психоанализ (З. Фрейд, К.П Юнг и др.);
- фрейдомарксизм (П Маркузе, В. Райх и др.);
- теория психосоциального развития (Э. Эриксон и др.).
Основополагающим подходом к изучению процесса профессионально-трудовой социализации является символический интеракционизм. Такие ученные, как Дж. Мид, П Блумер, Ч. Кули, изучая социологию (а в дальнейшем и социализацию), руководствовались преимущественно исследованиями символов и значимых жестов как важных элементов усвоенных социальных норм, ролей и правил, с помощью которых человек способен воспринимать и передавать субъективное отношение к тому или иному предмету или действию. Исходя из исследований учеными роли символизма в обществе, можно заметить тесную связь их учений с определением социализации. Можно сделать вывод, что рассмотрение изучаемого нами процесса практически невозможно без применения данного