УДК 378
Voskresenskaya T.A., postgraduate, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia), E-mail: [email protected]
AGGRESSIVE BEHAVIOR IN CONFLICT OF PRIMERY SCHOOL STUDENTS. The article analyzes conflict behavior of primary school students, their ability to resolve emerging controversial situations and issues, causes of conflicts in modern children. The urgency of this problem is due to the presence of an increased number of conflict situations among primary school students, which directly affect the general atmosphere in school. The article describes age characteristics, influence of the virtual world and modern computer games on the aggressive behavior of students. The study examines the concept of play and the importance of play for primary school students, what opportunities a play opens for children who are 7-10 years of age. The article presents tests for studying two groups of students, revealing the levels of conflict among younger students. The author comes to the conclusion that students do not know and can solve conflict situations. The need for comprehensive work to reduce the level of conflict and the formation of ethical behavior in primary school students is noted.
Key words: conflict, conflict behavior, conflict situations, speech behavior of younger schoolchildren, tactics in conflict situations, culture of peace.
Т.А. Воскресенская, аспирант, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград, E-mail: [email protected]
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье анализируется конфликтное поведение обучающихся начальной школы, их умение решать возникающие спорные ситуации и вопросы, причины конфликтов сегодняшних детей. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием возросшего числа конфликтных ситуаций у обучающихся начальной школы, напрямую влияющих на общую атмосферу в школе. В статье описываются возрастные характеристики, воздействие виртуального мира и современных компьютерных игр на агрессивное поведение обучающихся. В исследовании рассматривается понятие игры и ее важность для обучающихся начальной школы, а также то, какие возможности раскрывает игра для детей 7 - 10 лет. Приводятся тесты, по которым исследуются две группы обучающихся, выявляющие уровни конфликтности младших школьников. Автор приходит к мнению, что обучающиеся не могут решать конфликтные ситуации. Отмечается необходимость комплексной работы по снижению уровня конфликтности и формированию этического поведения у обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, уровни конфликтности, речевое поведение младших школьников, тактики в конфликтных ситуациях, культура мира.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает определенные результаты к усвоению учебной программы основного общего образования: содержит личностные требованиям, которые должны формировать уважение к человеку, его мировоззрению, культуре, истории, вере, языку гражданской позиции, религии, традициям, умению вести диалог и взаимодействовать с другими людьми; предполагает наличие моральных качеств и необходимость обучать нравственным законам поведения, осознанное и ответственное отношение к собственным деяниям; формирование коммуникативной компетенции в окружающем сообществе. Воспитание и социализация подрастающих поколений всегда оставалась важным стратегическим направлением государственных служб. Так, согласно недавним изменениям закона «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся», вступающим в силу с сентября 2020 года, во все образовательные программы включены воспитательные компоненты. Воспитание - это деятельность, которая способствует развитию личности, стимулирует самоопределение и социализацию в обществе, базируется на культурных, духовных и нравственных понятиях, принятых в российском обществе.
Конфликт существует с зарождением человечества, более того, он является абсолютно естественным явлением в сообществе. Мы все участвовали в конфликтных ситуациях, принимали ту или иную сторону конфликта, были вовлечены косвенно или непосредственно, и все ощутили его последствия, как конструктивные, так деструктивные. Конфликты существуют на разных уровнях, от мелких бытовых до мирового масштаба, и последствия от них существенно разнятся: положительные конфликты, способствующие выходу человека на новый уровень в эмоциональном и физическом плане, и отрицательные - когда участники несут вред и себе, и окружающим их людям, предметам, экологии [1]. В виртуальном мире, мире цифровизации и полного поглощения не только экономики, но и в окружающей жизни в целом, в мире большого разнообразия конфликты становятся все более частыми. В современном мире это множество возможностей рассматривается как причина насильственных конфликтов, и такое понимание существует из-за отсутствия знаний альтернатив насилию, а также из-за ограниченной способности жить в условиях разнообразия. Практике миротворчества и толерантности может способствовать знание альтернатив насилию и навыки ненасильственного разрешения конфликтов, конструктивного управления ими и справедливого их разрешения. Разрешение конфликтов, фундаментальный навык миротворчества, занимает центральное место во многих воспитательных проектах в духе миротворчества. И умение найти способ решить конфликтные ситуации следует формировать в более раннем возрасте. В школе с конфликтными ситуациями сталкиваются все участники образовательного процесса: администрация, учителя, обучающиеся, родители. Многие педагоги и психологи полагают, что конфликты в школе неизбежны. Главное, чтобы все участники понимали и принимали общие приемлемые нормы поведения в конфликтных ситуациях и умели не избегать, а конструктивно их разрешать. Если все участники конфликта приходят к определенному соглашению и принимают его, то конфликт можно считать конструктивным. Если же есть хоть одна неудовлетворенная сторона, даже внешне принимающая решение, то конфликт считается деструктивным, так как переходит в скрытую форму, а затем и открытую враждебную форму противостояния и отражается на окружающих и, в конечном
счете, на всем учебном процессе. Деструктивный конфликт - это большая проблема из-за потерь, которые из-за него происходят, это преграда для решения других проблем.
Таким образом, крайне важно, чтобы образование как можно раньше передавало ценности ненасилия, понимания, уважении к жизни и обществу на любых этапах, способствовало дружелюбию в коллективе, принятию, обучению навыкам и способам решения конфликтных ситуаций.
В школе в процессе обучения с конфликтными ситуациями сталкиваются все его участники. И это нормальная ситуация, более того, ребенок взрослеет, получает необходимые навыки и опыт, проходя через конфликтные ситуации. Это стало одним из важнейших жизненных навыков, которые многие педагоги рекомендуют включать во все школы и учебные программы как основополагающие для жизни и обучения, так же как и базовые навыки грамотности и счета [2].
Конфликты в школе между обучающимися могут иметь разные причины: обида, усталость, зависть к победам, любовные отношения, социальное неравенство. В современном мире, где растет социальное неравенство, иммиграция, инклюзивное образование, конфликтных ситуаций становится больше чем еще 20 лет назад. Более того, сам возраст «способствует» конфликтным ситуациям. Ребенок сам по себе эгоцентричен, он сам не может еще оценить состояние другого человека и поставить себя на его место [2]. Он еще должен этому обучиться, этому должны способствовать семья, школа, общество в целом. Психологи считают, что младший школьник «быстро перенимает поведение» окружающих, он не критичен к подражанию и воспроизводит как «позитивное», так и «негативное». Очень важно замечать, что ребенок смотрит в свободное время, какими играми увлекается, в какой компании находится. Очень часто агрессивное поведение у обучающихся начальной школы может иметь место из-за физиологической особенности, повышенной моторики. П.П. Блонский отмечает, что чрезмерная активность ребенка может иметь негативные последствия как для самого ребенка, так и для окружающих [2]. П.П. Блонский отмечает тягу к общению со сверстниками как типичную черту младших школьников. Поэтому любое критичное замечание или осуждение со стороны компании очень болезненно для ребенка этого возраста. Агрессивные атаки в речевом поведении ребенка могут иметь как индивидуальную форму (ребенок - ребенок), так и коллективную (ребенок - группа детей, группа детей - группа детей). Иногда такое поведение принимает групповую форму против того, кто отличается (проблема «своего» и «чужого») [3]. Используемые методы могут быть очень неприятные, подчас жестокие. Такое поведение толпы детей называется моббинг (от английского слова тоЬ-толпа, что означает травлю одного человека). Во всем мире моббинг считается большой проблемой школьной жизни, в школах создаются медиативные структуры по обучению как учителей, так обучающихся культуре миротворчества и толерантности. Такие программы включают в себя следующие этапы:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4. Формирование словарного запаса, пополнение его лексикой, обозначающей чувства человека, эмоции, вежливые слова и слова-извинения.
Ребенок учиться через игру, развивается через игру, проживает различные образы посредством игровых ситуаций. Игра - это форма исследования. Обучающиеся начальной школы - мастера игры [4]. Возраст от 6 до 10 лет характеризуется высокой способностью к обучению и развитию. В процессе игры дети оттачивают свои навыки общения и взаимодействия и умение сосуществовать в обществе. В этом возрасте предпочитают играть, а не слушать «скучные» беседы [5]. И так было всегда. Но каково было наше изумление, когда, работая в летнем школьном лагере МАОУ «НОШ № 53», мы, наблюдая за учениками вторых, третьих и четвертых классов, поняли, что дети разучились играть. На дворе была середина июля, хорошая погода, и мы много гуляли со своими отрядами. Детям были предоставлены мячи, скакалки, мелки для рисования на асфальте, круги и кегли. Но никто не спешил играть, более того, дети слонялись по школьному двору и не знали, чем заняться, и при первой возможности хватались за телефоны. Учителя и вожатые организовывали массовые игры, такие как футбол, вышибалы, съедобное и несъедобное и т.д. Ученики сначала с интересом принимали участие в игре, но как только оставались в игре без вожатого, быстро теряли интерес и не знали, чем заняться. Им стали неинтересны подвижные игры, игры, где надо проявить смекалку и придумать инвентарь. Игра - это контекст, в котором обучающиеся начальной школы могут развить жизненные навыки, которые сложнее практиковать в более структурированных форматах - сложных процессах принятия решений, лидерства. Игра также создает основу для абстрактного репрезентативного мышления, побуждает детей создавать свои собственные фантазии и рассказывать о них, справляться с наиболее актуальными для них задачами и приобретать опыт в обсуждении альянсов, ролей и стратегий со своими сверстниками [5]. Поощрение игры в классе и стратегическое использование ее силы для конкретных целей обучения дает возможность для самых младших учеников по-настоящему вовлечься и расширить возможности обучения [6]. Сейчас на переменах школьники сидят на стульях или, прислонившись к стене, играют в телефоны.
Мы пришли к неутешительному выводу: дети перестали играть, они не могут организоваться сами и запустить процесс игры, при первой возможности идут играть в компьютерные игры. Более того, у них были слабые физические данные, ученики не могут долго бегать, прыгать, лазить по спортивным объектам, также наблюдается слабая координация движений. Не гуляя и не играя все вместе, компанией, дети не приобретают навык решения каких-то задач, спорных моментов, конфликтных ситуаций, не берут на себя ответственность и лидерство, не организовывают свои команды, где у каждого своя роль и обязанности. Нынешнее поколение «гугл», поколение « виртуальных аборигенов» берет готовый пример решения конфликтных ситуаций из видеоигр - легкий способ существования, где решения все простые: ударить, уничтожить, убежать скрыться, выйти из игры. Более того, разработчики позаботились, чтобы у участников было все необходимое для игры: оборудование, команда, ресурсы. Игроку не надо ничего выдумывать, просто применяй имеющееся. Нет переговоров, где требуется терпение и понимания, где надо поставить себя на место другой стороны, не надо уступать и где-то подчиняться общей воли. И такие игры уже завоевали мир. Тебе не больно, не холодно, не жарко, ты не промокнешь и не устанешь. Игрок полностью оторван от мира, и как же неприятно возвращаться в обычный мир и принимать трудные решения.
Наше исследование было проведено в МАОУ «НОШ № 53» г Калининград в 4 классах. В течение первой четверти мы имели возможность наблюдать на переменах и уроках английского языка поведение младших школьников: сбившись в кучки, они азартно играли в телефоны. Визуально картина представлялась очень тревожной. Обучающиеся практически все спорные вопросы или ситуации решали с помощью агрессивного речевого поведения или применяли стратегию физического воздействия. Проведя до этого опрос, как они проводят время вне школы, выявили, что подавляющее большинство учеников играют в виртуальные компьютерные игры с элементами насилия, где надо найти и уничтожить врага, причинить как можно больше ущерба, ликвидировать и вывести из игры. Зная возрастную психологию и физиологию младших школьников, которые легко берут пример и эталон ролевого поведения из игры, такой выбор видеоигр представляется нежелательным и даже опасным. Мы постоянно слышали обрывки фраз: я тебя убью, уничтожу, сожгу, выведу из игры, а далее шло уже применение силового воздействия. Этикетное речевое поведение, которое помогает в
Библиографический список
общении и в конфликтных ситуациях, воспитывается с детства садиком, семьей, школой и вырабатывается к 4 классу. Но если большинство родителей сами сидят в телефонах по вечерам, предоставляя ребенку то же самое или строго наказывая его за провинности в школе, так как нет времени проговорить и решить конфликтную ситуацию, то младшие школьники берут пример взаимодействия из виртуального пространства.
Для диагностики склонности младших школьников к конфликтности и агрессивному поведению были выбраны 2 группы по 15 человек из 4 «А» и 4 «Б» класса одного уровня по интеллектуальным, физическим и эмоциональным качествам. Для тестирования была использована методика В. Алексеенко «Тест на оценку уровня конфликтности личности» и «Тест-опросник выявления уровня агрессивности» А. Басса и А. Дарки. Тест В. Алексеенко содержит 14 вопросов с тремя вариантами ответов, ученику предлагается выбрать один из трех вариантов. Тест-опросник А. Басса и А. Дакрки содержит 75 вопросов с двумя вариантами ответов - «Да» или «Нет». А. Басс разграничил понятия враждебного и агрессивного поведения и определил агрессию как реакцию, которая способствует развитию негативных чувств и негативных оценок людей и событий.
Результаты опросов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Уровни Экспериментальная Контрольная
конфликтности группа группа
Высокий 6 5
Средний 8 7
Низкий 1 3
Анализ результатов показал, что наблюдается достаточно высокий процент агрессивного поведения среди опрошенных младших школьников - в обеих группах 6 и 5 человек, то есть 40% и 33% соответственно показали высокий процент конфликтного поведения, это и эмоциональная неустойчивость, чувствительность ко всему непривычному, агрессия и склонность к конфликтным отношениям с окружающими, и склонности к крайним суждениям и оценкам. Они готовы применять насильственные действия в любой непонятной ситуации.
У 8 и 7 человек, то есть 53% и 47% соответственно - средний уровень, это также эмоциональная неустойчивость, чувствительность ко всему непривычному, агрессия и склонность к конфликтным отношениям с окружающими, психологическое насилие и давление, они постоянно отстаивают свои интересы, независимо от мнения окружающих;
7% и 20% учеников, 1 и 3 человека соответственно, проходивших тестирование, показали низкий уровень конфликтности, они умеют сглаживать некоторые конфликтные ситуации, предпочитают неагрессивное поведение, могут уступить в каких-то вопросах и поставить себя на место противоположной стороны. Это более спокойные, рассудительные и миролюбивые респонденты.
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы. В двух опрошенных группах из разных классов выявлен большой процент обучающихся, имеющих высокий уровень конфликтности. Они не могут и не умеют конструктивно решать возникшие спорные ситуации. Они готовы на агрессивные речевые действия и жесткие тактики поведения. Конфликтное поведение обучающихся начальной школы может зависеть от многих причин. Это и проявления агрессивного поведения в силу естественного инстинкта самосохранения в их возрастной группе, особенностей окружающей среды ребенка, копирования нежелательного образца поведения, речевых актов и действий, которые в настоящий момент является героями виртуальных игр и мультфильмов, где нынешние дети, к большому беспокойству, неограниченно проводят свое время. Тестирование выявило необходимость коррекции конфликтного поведения обучающихся начальной школы, обучению их правильным способам решения конфликтных ситуаций, этическому поведению. Считаем необходимым разработать и внедрить внеурочный модуль по коррекции конфликтного поведения обучающихся начальной школы с целью снижения агрессии младших школьников.
1. Saiti A. Conflicts in schools, conflict management styles and the role of the school leader: A study of Greek primary school educators. Educational Management Administration & Leadership. 2014; № 43 (4).
2. Блонский П.П. Педалогия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: Москва: ВЛАДОС, 1999.
3. Психология детства: учебник. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.
4. Ackerman D. Deep play. New York: Vintage Books, 1999.
5. Brown S. Play: How it shapes the brain, opens the imagination, and invigorates the soul. Penguin Book, 2009.
6. Fischer Kurt W., Bullock D. Cognitive Development During Middle Childhood The Years From Six to Twelve. Book. Washington (DC): National Academies Press (US), 1984. References
1. Saiti A. Conflicts in schools, conflict management styles and the role of the school leader: A study of Greek primary school educators. Educational Management Administration & Leadership. 2014; № 43 (4).
2. Blonskij P. P. Pedalogiya: kniga dlya prepodavatelej i studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij: Moskva: VLADOS, 1999.
3. Psihologiya detstva: uchebnik. Sankt-Peterburg: Prajm-EVRO-ZNAK, 2003.
4. Ackerman D. Deep play. New York: Vintage Books, 1999.
5. Brown S. Play: How it shapes the brain, opens the imagination, and invigorates the soul. Penguin Book, 2009.
6. Fischer Kurt W., Bullock D. Cognitive Development During Middle Childhood The Years From Six to Twelve. Book. Washington (DC): National Academies Press (US), 1984.
Статья поступила в редакцию 10.11.20
УДК 748.5 - 071.5
Glazyrina E.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, chief researcher of scientific and experimental laboratory of a research institute of traditional arts,
Higher National Art School (Academy) (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Kurbatova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Academy for Watercolours and Fine Arts of Sergei Andriiaka (Moscow, Russia), E-mail: kurbatovanv@уаndex.ru
PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF THE ARTIST-TEACHER IN THE FIELD OF STAINED GLASS ART. In the article, based on the analysis of scientific works, it is concluded that there is insufficient attention of researchers to the development of psychological and pedagogical foundations of the problem of the professional and personal formation of an artist-teacher in the field of stained glass art. The definition of the process of professional and personal development of an artist-teacher is given, three main areas in which this process is carried out are characterized. The paper analyses the unique experience of professional and personal development of future art teachers in the field of stained glass art in the process of their participation in the implementation of a unique nationwide project -stained glass windows in the Cathedral of the Ascension of Christ - the Main Temple of the Armed Forces of the Russian Federation. The innovative technologies of professional training and moral and civic education of future artists and teachers in the field of stained glass in the process of their participation in the design of the temple are briefly described. The promising directions of scientific research on the scientific problems stated in the article are indicated.
Key words: professional and personal development, arts and crafts, stained glass, traditions, all-Russian project, temple, collegiality.
Е.Ю. Глазырина, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. научно-экспериментальной лаборатории научно-исследовательского института
традиционных художественных промыслов, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.В. Курбатова, канд. пед. наук, первый проректор, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, г. Москва,
E-mail: kurbatovanv@уаndex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
В статье на основе анализа научных работ сделан вывод о недостаточности внимания ученых-исследователей к разработке психолого-педагогических основ проблемы профессионально-личностного становления художника-педагога в области витражного искусства. Приводится определение процесса профессионально-личностного становления художника-педагога, охарактеризованы три основные сферы, в которых осуществляется этот процесс. Проанализирован уникальный опыт профессионально-личностного становления студентов - будущих художников-педагогов в области витражного искусства в процессе их участия в реализации уникального общенационального проекта современности - выполнения витражей в храме Вознесения Христова - Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации. Кратко описаны инновационные технологии профессиональной подготовки и нравственно-гражданского воспитания будущих художников и педагогов в области витража в процессе их участия в оформлении храма. Обозначены перспективные направления научных исследований по заявленной в статье научной проблематике.
Ключевые слова: профессионально-личностное становление, декоративно-прикладное искусство, витраж, традиции, общероссийский проект, храм, соборность.
Профессиональное обучение будущих художников и педагогов искусству витража в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Это обусловлено тем, что витраж как произведение искусства относится к декоративно-прикладному искусству, а сама технология изготовления витражей зародилась и передавалась традиционным способом: от мастера - к ученику, от старшего поколения - к молодому поколению.
Научные исследования профессионального образования художников-педагогов в области искусства витража по педагогическим наукам имеют особую актуальность, потому что подавляющее большинство работ выполнено по искусствоведению. Незначительная часть научных исследований посвящена изучению технологических процессов изготовления витражей с точки зрения физико-математических и технических наук. Работ же в области педагогических наук по профессиональной подготовке художников-витражистов явно недостаточно. И такие работы являются исключением среди всего объема исследований в этой области. Что касается изучения проблемы профессионально-личностного становления современного художника-педагога, владеющего искусством художественной обработки стекла, то ее рассмотрение в данной статье является уникальным научным опытом, не имеющим аналогов в отечественной науке. Потому что еще не проводилось исследований целостного процесса личностного становления художника-педагога в процессе освоения им технологических особенностей и секретов профессиональной деятельности в области витражного искусства. В связи с этим в статье проанализированы и обоснованы основные причины такого положения дел. Во-первых, это связано с зарождением витражного искусства в Западной Европе и обучением отечественных мастеров искусству художественной обработки стекла методом подражания и копирования работ западноевропейских мастеров. Во-вторых, недолгий исторический путь развития витражного искусства в России, его расцвет в период организации Императорского стеклянного завода и упадок после Октябрьской революции с последующим медленным возрождением в современной России. В-третьих, как следствие первых двух, отсутствие централизованных научных исследований в области витражного искусства и центров с новейшей материальной базой для проведе-
ния технологических экспериментов и современных разработок в этой области декоративно-прикладного искусства.
Вышеприведенные соображения обусловили цель статьи - обоснование профессионально-личностного становления художника-педагога в области витражного искусства как сложного, неоднозначного, целенаправленного и поэтапного процесса самоорганизации внутриличностной структуры художника-педагога в органичном единстве трех важнейших сфер: профессиональной, личностной, социальной.
Достижение поставленной цели осуществляется последовательно через решение следующих задач: 1) на основании проведенного анализа научных источников и диссертационных исследований сформулировать определение понятия профессионально-личностное становление художника-педагога; 2) проанализировать степень научной разработки педагогического аспекта в исследованиях по профессионально-личностному становлению художника-педагога в области витражного искусства; 3) охарактеризовать современные формы и технологии профессионально-личностного становления художника-педагога в области витражного искусства; 4) обозначить перспективные направления научных исследований в этом направлении.
Последующий приведенный в статье анализ заявленной проблемы позволяет ответить на следующие вопросы: насколько актуальна для науки проблема профессионально-личностного становления специалиста? Проводятся ли исследования по профессионально-личностному становлению художника-педагога в области искусства? В каких областях научного знания проводятся исследования в области витражного искусства? Какова степень разработанности проблемы профессионально-личностного становления художника-педагога в области искусства «художественного стеклоделия» в научных исследованиях по педагогике? Какой инновационный опыт имеется в современной России по организации профессионально-личностного становления студентов - будущих художников и педагогов в области витражного искусства?
В философии современности становление понимается как незавершенный процесс, в котором человек постепенно приходит к пониманию необходимости ««достраивать» формы своего мышления, познания и общения с миром» [1, с. 846]. Становление проявляется в постоянно происходящих изменениях в