Кулаченко М.П. ©
Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения
и основ психолого-педагогических технологий Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимодействия младших школьников в ситуации межличностного конфликта; основные методы исследования, позволяющие изучить предпосылки межличностного конфликта в младшем школьном возрасте и сущность конфликтных действий субъектов.
Ключевые слова: межличностный конфликт, конфликтное поведение. Keywords: interpersonal conflict, conflict behavior.
Проблема взаимодействия участников образовательного процесса приобретает все большую остроту в современной школе. Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации, безусловно, становится овладение учебной деятельностью, но параллельно с этим младший школьник включается и в другой, не менее значимый процесс, - процесс усвоения социального опыта через складывающиеся межличностные отношения с одноклассниками и учителем [2, 118].
Э.З. Халимов в своем исследовании «Психологические особенности конфликтности младших школьников» [4], указывает, что «проблематика межличностных конфликтов разрабатывалась по преимуществу применительно к подросткам и взрослым. Что касается детей младшего школьного возраста, то они в этом плане оказалась наименее изученным контингентом, хотя именно на этом возрастном этапе ребенок вынужден осваивать новую для него школьную жизнь, вырабатывать и закреплять навыки нормативного общения, как со сверстниками, так и со взрослыми. Не вызывает сомнений тот факт, что «срывы» в общении и взаимодействии на этом этапе в случае их закрепления самым определяющим образом могут повлиять на весь ход личностного развития ребенка, обусловить его дальнейшую дезинтеграцию в социуме; предопределить отклоняющийся характер его поведения в отрочестве и юности» [4, 4].
Целью нашего исследования явилось изучение предпосылок межличностного конфликта в младшем школьном возрасте и описание сущности конфликтных действий субъектов.
При разработке эмпирического исследования мы исходили из следующих теоретических положений:
- предпосылками возникновения конфликта младших школьников являются: индивидуально-психологические особенности личности, в частности: конфликтность; слабая саморегуляция детьми своих эмоций и действий; характер учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении (А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов) [1];
- межличностный конфликт и конфликтное поведение младших школьников имеют свои особенности (Е.В.Буртовая) [3].
В связи с этим были поставлены задачи исследования:
- выявить уровень общей конфликтности личности как предпосылку конфликтных действий;
- изучить способы поведения и особенности действий младших школьников в конфликтной ситуации;
© Кулаченко М.П., 2016 г.
- определить характер организации учебно-воспитательного процесса в классе посредством оценки агрессивности педагога и отношения учеников к своему классу.
В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся третьего класса.
Результаты тестирования уровня общей конфликтности личности показали, что 80% младших школьников не склонны к конфликтному поведению, для них характерна позиция «избегания конфликта», «нежелание конфликтовать»; предрасположенность к конфликтному поведению выявлена у 20% респондентов.
Анализ результатов тестирования показал, что младшие школьники, которые избегают или не любят конфликты в ситуации конфликта ведут себя по-разному: одни стремятся последовательно урегулировать отношения; другие проявляют неуверенность и склонны к компромиссам; кто-то твердо отстаивает свои позиции, но готов пойти на уступки при необходимости; а кто-то готов держать свою позицию до конца и не идти на компромисс.
Младшие школьники, у которых выявлена склонность к конфликтам, вступают в конфликты в силу своей агрессивности или конфликтности личности.
Анализ результатов экспресс-диагностики поведенческого стиля в конфликтной ситуации показал, что у младших школьников ведущим стилем часто выступает не один, а два стиля поведения: это сочетание стилей сотрудничество/компромисс или приспособление/избегание. Анализ полученных данных позволяет выстроить рейтинг избираемых стилей поведения младших школьников в конфликтной ситуации. Так, ведущим стилем поведения выступает компромисс, на втором месте - стиль сотрудничество, на третьем - избегание, на четвертом - соперничество и на последнем месте - стиль приспособление.
Результаты диагностики агрессивности педагога (тест А.Ассингера) показали, что для учительницы характерен умеренно агрессивный стиль взаимодействия с учащимися, т.е. характерно отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности).
Результаты диагностики отношения учеников к своему классу по характеристикам «удовлетворенность», «конфликтность», «сплоченность» (Ю.З. Гильбух) показали, что психологическую обстановку и климат в классе в целом можно характеризовать как положительные и благоприятные. Показатель конфликтности - средний, т.е. конфликтность учащихся выражена неярко, однако конфликтные ситуации возникают, и учащиеся не склонны избегать их, при необходимости, готовы решительно отстаивать свои интересы.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. На формирование положительного опыта межличностных отношений младших школьников влияет ряд условий. В школе - это, прежде всего, благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе, удовлетворенность учащихся взаимоотношениями с педагогом и со сверстниками, развитая речевая культура, владение навыками сотрудничества с окружающими, а также умение выстраивать конструктивные отношения в парах «педагог - учащиеся», «ребенок - ребенок», что обеспечивает хорошее самочувствие детей школе.
2. Изучение учителем межличностных отношений обучающихся в классах начальной школы необходимо для формирования положительного опыта учебно-воспитательных взаимодействий.
3. Межличностный конфликт выступает одним из способов и проявлений социализации у младших школьников. В процессе конфликтов с окружающими младший школьник осознает, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителями.
4. Универсальных способов решения конфликта не существует, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей. Педагогу необходимо
вмешиваться в конфликты младших школьников, регулировать их, при этом использовать различные способы решения межличностных конфликтов детей, использовать действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный (по
H.В.Самсоновой).
5. Для формирования у младших школьников опыта разрешения конфликтных ситуаций педагогу рекомендуется использовать профилактические методы, такие как: упражнения, психологические игры, в которых моделируются конфликтные ситуации и обсуждаются способы их разрешения.
Литература
I. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 551с.
2. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2006. - 464с.
3. Конфликтология. Учебное пособие / Сост. Е.В.Буртовая. - Библиотека учебной и научной литературы. - 2002. (URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/unknown_konflictions/31.aspx).
4. Халимов, Э.З. Психологические особенности конфликтности младших школьников: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Халимов, Эминжон Зарипович. - М., 1993. - 18с.