Научная статья на тему 'Поведение в конфликте младшего школьника как исследовательская задача'

Поведение в конфликте младшего школьника как исследовательская задача Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1364
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОВЕДЕНИЕ / МЕТОД / КEYWORDS: CONFLICT / CONFLICT COMPETENCE / JUNIOR PUPILS / BEHAVIOR / METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казарина Наталия Германовна

Рассматривается проблема методов исследования поведения в конфликте младших школьников, анализируются типы поведения в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author analyzes methods of research for the behavior of junior pupils in conflict situations and considers types of conflict behavior.

Текст научной работы на тему «Поведение в конфликте младшего школьника как исследовательская задача»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Психология

УДК 159.922.7:373.1 (045)

Н.Г. Казарина

ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА

Рассматривается проблема методов исследования поведения в конфликте младших школьников, анализируются типы поведения в конфликте.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная компетентность, младшие школьники, поведение, метод.

Новые требования, которые сегодня предъявляются в обществе к личности, нашли отражение в новых образовательных стандартах обучения, которые, в свою очередь, обострили интерес к развитию компетентности в общении у младшего школьника.

Очевидно, что ребенок не рождается с умением общаться и сотрудничать с другими людьми, поэтому современная психологическая наука обращается к анализу детерминант поведения в конфликте как сложной ситуации взаимодействия.

Вопросами конфликтных взаимоотношений, возникающих в процессе обучения, занимались С.А. Бадмаев, С.А. Беличева, А.С. Белкин, Л.И. Воробьева, Т.В. Драгунов, О.В. Лишин, А.И. Сорокина.

Как отмечает А.И. Сорокина, «объем исследований, посвященных конфликтности, пропорционально уменьшается с уменьшением возраста ребенка», в то время как именно этот возраст наиболее разработан в возрастной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цу-керман, А.А. Реан).

Изучению конфликтности младших школьников посвящено не так уж много исследований, каждое из которых имеет свой предмет научного интереса. Возможно, причина такой ситуации в противоречии между ведущей деятельностью возраста - учебной (выступающей в качестве деятельности развития согласно возрастной периодизации) и сферой отношений (которая выступит как деятельность развития в подростковом возрасте), в которой, собственно, и проявляются межличностные конфликты.

Так, конфликтность младших школьников рассматривалась как проявление позитивной активности (А.И. Сорокина), как результат влияния семейных стереотипов поведения (А.Я. Варга), в связи с образовательными условиями как формирующими и определяющими психическое развитие (Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов, Т.В. Привалихина), во взаимосвязи с самооценкой ребенка (А.А. Николаева), во взаимосвязи с имплицитной враждебностью, агрессивностью (Э.З. Халимов).

По проблеме проявлений конфликтности младших школьников и детерминант поведения в конфликте детей этого возраста авторы не имеют единого мнения.

Так, Т.Н. Привалихина отмечает, что конфликтная компетентность развивается только в подростковом возрасте, в то время как младший школьник осваивает учебные конфликты через противоречие в учебном материале.

Э.З. Халимов же отмечает, что младшие школьники имеют представление о конфликтных ситуациях в межличностном взаимодействии, участвуют в них и уже умеют их анализировать в силу возрастных особенностей, то есть достаточно компетентны.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что на сегодня нет достаточно разработанных методов изучения конфликтного поведения младшего школьника. Арсенал методических приемов изучения межличностного конфликта детей этого возраста состоит преимущественно из двух процедур. Во-первых, это различные варианты лабораторно-экспериментальных исследований: от теоретико-игровых моделей до ролевых игр. Во-вторых, это процедура опроса в различных модификациях: анкеты и интервью. В первом случае регистрации подлежит стратегия действий испытуемого в специально организованных условиях, во втором — его мнения и оценки по поводу предложенных заданий. Специально организованный эксперимент не дает надежного представле-

ния о поведении в реальной ситуации. Опросник и анкета также не дают полной картины модели поведения в реальном конфликте, поскольку в силу возраста у младших школьников еще снижены возможности рефлексии. То есть необходима методика, позволяющая изучить конфликтное поведение младшего школьника в непосредственной ситуации конфликта и не являющаяся самоотчетом ребенка.

Также актуален вопрос исследования детерминант конфликтного поведения. Нам представляется наиболее продуктивным вариант, когда в качестве детерминант могут рассматриваться свойства интегральной индивидуальности от психодинамического уровня до социально-психологического.

Это обусловило постановку двух задач:

• выявить типы поведения в конфликте младших школьников,

• выявить детерминанты разных типов поведения в конфликте.

Решая эти задачи, мы исходим из того, что конфликтность проявляется на поведенческом уровне. Поведение в конфликте, согласно мнению Н.И. Леонова, мы рассматриваем как относительно устойчивую совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направленных на разрешение конфликта или на выход из него [1].

Типы поведения в конфликте младших школьников были выделены на основе экспертной оценки, где в качестве экспертов выступали педагоги. Эксперты работали по карте наблюдений (автор

Н.И. Леонов), позволяющей фиксировать частоту проявления разных действий и операций в ситуации конфликта, которые в совокупности составляют две стратегии. Так, Н.И. Леонов выделяет стратегию «убеждение» (конструктивное поведение) и стратегию «давление» (деструктивное поведение) [2].

По результатам экспертной оценки мы выделили три группы младших школьников, достоверно отличающихся по показателям поведения в конфликте. Это группа «конструктивные» (стратегия «убеждение» по карте наблюдений Н.И. Леонова), группа «деструктивные» (стратегия «давление» по карте наблюдений Н.И. Леонова) и группа «амбивалентные», не имеющая преобладающей стратегии поведения в конфликте. При этом «амбивалентные» на достоверном уровне имеют средние значения по показателю «общее убеждение» ниже, чем у группы «конструктивные», равно как и средние значения по показателю «общее давление» ниже, чем у группы «деструктивные» (табл. 1)

Таблица 1

Достоверность различий показателей поведения в конфликте (группы « конструктивные» и «амбивалентные») по критерию Манна-Уитни

Показатель Средние значения Достоверность отличий

конструктивные амбивалентные и Р

Контролирующие (убеждение) 1,4 2,33 318,5 0,036

Коррегирующие (убеждение) 5,2 2,98 112,5 0,000

Общее убеждение 20,5 15,17 306,5 0,029

Организующие (давление) 2,23 3,82 205 0,000

Таким образом, при сравнении показателей поведения у групп «конструктивные» и «амбивалентные» существуют статистически значимые (р<0,05) различия по ряду показателей поведения в конфликте. Так, средние значения показателей «коррегирующее убеждение» (выдвижение вариантов решения конфликтной ситуации), «общее убеждение» (частота использования стратегии «сотрудничество») выше в группе «конструктивные», средние значения показателя «контролирующее убеждение» (контроль своего состояния и эмоций) и «организующее давление» (командование действиями оппонента) выше в группе «амбивалентные».

Из приведенной таблицы видно, что достоверно отличаются у «деструктивных» и «амбивалентных» средние значения показателей действий стратегии «сотрудничество» («убеждение»). Эти показатели выше у «амбивалентных»: «императивное убеждение» (установление и сохранение контакта во время конфликтной ситуации), «стимулирующее убеждение» (предоставление оппоненту

Поведение в конфликте младшего школьника.

31

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 1

возможности высказать свою точку зрения) и «общее убеждение» как характеристика частоты использования этой стратегии. Показатель же «контролирующее убеждение» (контроль за проявлением своего состояния и эмоций) достоверно выше у «амбивалентных».

Обнаружились также достоверные отличия этих групп по показателям стратегии «давления» (табл. 2). Средние значения по всем этим показателям выше у группы «деструктивные».

Таблица 2

Достоверность различий показателей поведения в конфликте (группы «амбивалентные» и «деструктивные») по критерию Манна-Уитни

Показатель Средние значения Достоверность отличий

Деструктивные Амбивалентные U p

Интерактивное (убеждение) 2,5 6,2 115,0 0,022

Стимулирующее (убеждение) 1,8 3,6 125,5 0,014

Контролирующие (убеждение) 1,1 2,3 100,5 0,002

Общее убеждение 7,6 15,17 56,5 0,000

Блокирующее (давление) 14,1 1,8 30 0,000

Императивное (давление) 9 2,5 40 0,000

Организующие (давление) 6 3,8 70,5 0,000

Таким образом, у групп «конструктивные» и «деструктивные» на достоверном уровне обнаруживаются отличия по средним показателям действий в конфликте, составляющих как стратегию «убеждение», так и стратегию «давление», что свидетельствует о частоте проявлений этих действий и операций в поведении детей этих групп (табл. 3).

Таблица 3

Достоверность различий показателей поведения в конфликте (группы и «конструктивные», и «деструктивные») по критерию Манна-Уитни

Показатель Средние значения Достоверность отличий

конструктивные деструктивные U p

Интерактивное (убеждение) 9,7 2,5 26,5 0,03

Коррегирующее (убеждение) 5,23 2,2 61,5 0,00

Общее убеждение 20,52 7,6 62,0 0,00

Блокирующее (давление) 2,23 14,1 203,5 0,000

Императивное (давление) 2 9 15 0,000

Организующие (давление) 2,2 6 2 0,000

Общее давление 7,29 30,4 2,0 0,00

Также значимыми являются отличия по средним значениям показателей стратегии «убеждения» - интерактивное (поддержание контакта) и коррегирующее убеждение (выдвижение вариантов

решения конфликта). Они выше у группы «конструктивные». У группы же «деструктивные» достоверно выше средние показатели проявления стратегии «давления»: блокирующее (избегание диалога и контакта), императивное (манипулирование оппонентом и насмешки над ним) и организующее давление (командование действиями оппонента с целью завладения инициативой).

Итак, исходя из поставленных задач в процессе эмпирического исследования было выделено три типа поведения в конфликте младших школьников: конструктивный, деструктивный и амбивалентный.

1. В ситуации конфликта «конструктивный» тип поведения младших школьников представляет собой действия и операции, направленные на установление и поддержание контакта с оп-понетом, поощрение оппонента к выражению своей позиции и поиск вариантов выхода из ситуации. Эта группа условно может быть еще обозначена как «конфликтно-компетентные».

2. Амбивалентный тип поведения характеризуется использованием обеих тактик, но с меньшей частотой проявления (частота тактики «убеждение» у этой группы ниже, чем у «конструктивных», частота тактики «давления» ниже, чем у «деструктивных»). Отличает этот тип поведения то, что в непосредственной ситуации конфликта активность направлена не столько на поиск решения, как у «конструктивных», сколько на сохранение самоконтроля над проявлением эмоций. Инициативу они отдают оппоненту. В определенном смысле, это модель избегания.

3. Деструктивный тип поведения представляет собой директивные, манипулятивные, угрожающие и силовые действия как вербальные, так и невербальные. Контакт и диалог избегаются.

***

1. Леонов Н.И. Конфликтология. 2-е изд. М.: МОДЭК, 2006. 232 с.

2. Леонов Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1996.

Поступила в редакцию 18.03.13

N. G. Kazarina

^пШй^ behavior of junior pupils as a research problem

In this article the author analyzes methods of research for the behavior of junior pupils in conflict situations and considers types of conflict behavior.

Keywords: conflict, conflict competence, junior pupils, behavior, method.

Казарина Наталия Г ермановна, аспирант Kazarina N.G., postgraduate student

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University,

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

E-mail: celena-63@mail.ru E-mail: celena-63@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.