Научная статья на тему 'Конфликтность как начальная форма агрессивного поведения молодёжи'

Конфликтность как начальная форма агрессивного поведения молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2452
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE REASONS OF THE CONFLICTS / КОНФЛИКТНОСТЬ / CONFLICTNESS / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ АГРЕССИИ / GENERAL AND SPECIFIC FORMS OF AGGRESSION / УРОВНИ КОНФЛИКТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ / EVELS OF A CONFLICTNESS AND AGGRESSION / КОНСТРУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Ольга Ивановна, Яковлева Наталья Александровна, Голубева Ольга Ивановна

В статье авторы рассматривают психологические причины возникновения конфликтов среди молодежи, в частности обращается внимание на такой показатель, как конфликтность личности, который оказывает решающее влияние на поведение человека в конфликте. Любые конфликты в настоящее время отличаются особой жестокостью и агрессией, поэтому авторы, рассматривая конфликт как крайнюю и начальную точку агрессии на условной оси взаимоотношений людей, попытались выявить уровни конфликтности и агрессивности молодых людей, провести их сравнительный анализ, а также установить наличие зависимости между этими факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербакова Ольга Ивановна, Яковлева Наталья Александровна, Голубева Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflictness as initial form of aggressive behavior of youth

In article authors consider the psychological reasons of emergence of the conflicts among youth, in particular the attention to such indicator as a conflictness of the personality which has decisive impact on behavior of the person in the conflict is paid. Any conflicts differ in special cruelty and aggression therefore authors, considering the conflict as the extreme and initial point of aggression on a conditional axis of relationship of people now, tried to reveal levels of a conflictness and aggression of young people, to carry out their comparative analysis, and also to establish existence of dependence between these factors.

Текст научной работы на тему «Конфликтность как начальная форма агрессивного поведения молодёжи»

Психология

УДК 159.9

О.И. Щербакова*, Н.А. Яковлева**, О.И. Голубева***

Конфликтность как начальная форма агрессивного поведения молодёжи

В статье авторы рассматривают психологические причины возникновения конфликтов среди молодежи, в частности обращается внимание на такой показатель, как конфликтность личности, который оказывает решающее влияние на поведение человека в конфликте. Любые конфликты в настоящее время отличаются особой жестокостью и агрессией, поэтому авторы, рассматривая конфликт как крайнюю и начальную точку агрессии на условной оси взаимоотношений людей, попытались выявить уровни конфликтности и агрессивности молодых людей, провести их сравнительный анализ, а также установить наличие зависимости между этими факторами.

Ключевые слова: объективные и субъективные причины конфликтов, конфликтность, агрессия, общие и специфические формы агрессии, уровни конфликтности и агрессивности, конструктивная и деструктивная агрессивность.

O.I. Scherbakova*,N.A. Yakovleva**, O.I. Golubeva***. Conflictness as initial form of aggressive behavior of youth. In article authors consider the psychological reasons of emergence of the conflicts among youth, in particular the attention to such indicator as a conflictness of the personality which has decisive impact on behavior of the person in the conflict is paid. Any conflicts differ in special cruelty and aggression therefore authors, considering the conflict as the extreme and initial point of aggression on a conditional axis of relationship of people now, tried to reveal levels of a conflictness and aggression of young people, to carry out their comparative analysis, and also to establish existence of dependence between these factors.

Keywords: objective and subjective reasons of the conflicts, conflictness, aggression, general and specific forms of aggression, levels of a conflictness and aggression, constructive and destructive aggression.

Современное общество характеризуется возрастающим уровнем конкурентности, непрерывными и стремительными изменениями и преобразованиями, что приводит к увеличению конфликтов. Как следствие этого, одной из характерных черт состояния общества, граждан, стало заметное увеличение количества и разнообразия конфликтов между людьми. Не обошло это и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. По роду своей деятельности сотрудники территориальных органов МВД России постоянно сталкиваются с различными категориями граждан, зачастую с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти. Исследования в этом направлении проводились отечественными учёными (А.В. Дмитриевым, А.Г. Здравомысловым, А.Н. Олейником, В.Е. Петровым, Л.К, Пироговой. И.Б. Понамаревым, В.Г. Смолянским, Е.И. Степановым, Е.Е. Тонковым и др.), которые отмечали в своих работах, что психология конфликтов изучается не только с точки зрения теории, но и является строгой научно-методической основой конфликтологической практики.

Конфликты в служебных коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. К числу объективных относят:

- недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения служебных задач;

- нарушение социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;

- слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях сотрудников ОВД;

- сложность и динамичность несения службы;

- несоответствие нормативного (закрепленного Кодексом, Уставом) характера отношений сотрудников полиции тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности [10, с. 314-317];

* Щербакова, Ольга Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». Адрес: Россия, 117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36. Тел. 8-(495)-958-28-22. E-mail: [email protected].

** Яковлева, Наталья Александровна, кандидат психологических наук, начальник кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13. E-mail: [email protected].

*** Голубева, Ольга Ивановна, ассистент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». Адрес: Россия, 117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36. Тел. 8-(495)-958-28-22. E-mail: о[email protected].

* Shcherbakova, Olga Ivanovna, Doctor of Psychology, Professor of Psychology FGBOU HPE «Russian University of Economics name G.V. Plekhanov». Address: Russia, 117997, Moscow, Stremyanny line, 36. Tel. 8- (495) -958-28-22. E-mail: [email protected].

** Yakovleva, Natalia Alexandrovna, PhD, Head of the Department of Mathematics and Informatics, University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. 8- (812) -744-13-13. E-mail: [email protected].

*** Golubeva, Olga Ivanovna, Assistant of the Department of Psychology FGBOU HPE «Russian University of Economics name G.V. Plekhanov». Address: Russia, 117997, Moscow, Stremyanny line, 36. Tel. 8-(495)-958-28-22. E-mail: оksana@ok-goíubeva.ru. © Щербакова О.И., Яковлева Н.А., Голубева О.И., 2016

Щербакова О. И., ЯковлеваН. А., Голубева О.И. Конфликтность как начальная форма агрессивного.

- сложность социальной и профессиональной адаптации начальников и старших по званию к своему должностному статусу [7].

Среди субъективных причин возникновения конфликтов в юридической психологии выделяют управленческие и психологические.

Управленческие причины:

- принятие необоснованных или ошибочных решений;

- излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;

- неумение некоторых руководителей подчеркнуть престижность должностей рядового и младшего начальствующего состава;

- примерное равенство начальников и подчиненных (например, «офицер-прапорщик»);

- недостаточная профессиональная подготовка некоторых сотрудников полиции.

Психологические причины:

- недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;

- низкий уровень конфликтологической культуры сотрудников полиции;

- предвзятое отношение начальника к подчинённому;

- сложные взаимоотношения между сотрудниками полиции;

- завышенная самооценка отдельных сотрудников полиции;

- стремление стать лидером в коллективе любыми путями;

- неуставные отношения;

- негативизм в поведении;

- повышенная агрессивность и раздражительность;

- эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, заниженные критерии самооценки.

Решающее влияние на поведение человека в конфликте оказывают его личностные особенности

- потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения проблем и модели поведения, которые позволяют предупредить развитие конфликтов как межличностных, так и межгрупповых, а также снизить вероятность перехода конфликтов в экстремальные и крайне эмоциональные формы.

В психологии различают понятия «конфликтная личность», предполагающее повышенную готовность личности к конфликтам и их продуцированию, и «конфликтность личности», характеризующее черту характера или их комплекс как интегративное личностное свойство, отличающееся частотой возникновения конфликтов и вступления в них человека. Н.И. Леонов отмечает, что конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:

- психологических (особенностей темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуального эмоционального состояния, социально-психологических установок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);

- социальных (особенностей условий жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и др.) [11, с. 165].

Таким образом, конфликтность личности - интегративный комплексный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками.

Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу [5, с. 97-107].

К ситуативным личностным предпосылкам возникновения конфликта относят: неудовлетворенность актуальной потребности; чувство неопределённости, неуверенности; дезориентацию; утомление; неустойчивость настроения; повышенную возбудимость; недостаточную или искаженную информированность; состояние внушаемости. Иными словами, ситуативные (временные) личностные предпосылки могут стать причиной неблагоприятного психического состояния личности человека, стимулирующего конфликтность в ходе межличностных отношений.

К характерологическим личностным предпосылкам возникновения конфликта Н.И. Леонов относит устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное отношение к человеку, чувства антипатии и противодействия, которые заложены не только самой природой, но и формируются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания [11, с. 166]. Специалисты отмечают, что за последнее десятилетие во всём и везде увеличился рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, агрессивностью и глумлением над людьми. Под термином «агрессия» подразумевается большое разнообразие действий. Это и оскорбление других, и недружелюбие, и попытка делать все по-своему, и даже твёрдое отстаивание своих убеждений.

1. Согласно определению, предложенному А. Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [2].

2. Известный специалист по этой проблеме Л. Берковиц определяет агрессию как «любую форму поведения, нацеленную на причинение кому-нибудь физического или психологического вреда» [3].

3. Э. Аронсон, говоря об агрессии, отмечает две её разновидности: во-первых, это агрессия как самоцель, которую он называет «враждебной», и, во-вторых, это агрессия, которая служит любой другой цели, или «инструментальная» агрессия [1].

Все теории агрессии разнятся, но все они сходны по смыслу. Во-первых, агрессия всегда связана с активностью и адаптивностью человека. Во-вторых, личность, с точки зрения социальности,

Психология

должна быть изначально агрессивна. Это качество в «норме» является социально приемлемым и даже необходимым. Иначе такая личность будет податлива, ведома и пассивна в поведении.

Существуют универсальные, общие для всех этапов развития человечества формы агрессии и специфические, характерные для определённых этапов развития культуры. Общими для всех культур формами агрессии человека являются конфликт и убийство, их специфические особенности в конкретных социокультурных условиях, а также такие формы агрессии, как терроризм и каннибализм, специфические для определённых этапов развития культур. Конфликт и убийство являются двумя крайними точками агрессии, поскольку первый возникает как основа любого акта агрессии, своеобразная начальная точка, а убийство же представляет собой другую крайнюю точку агрессии, предполагающую физическое разрушение её объекта. Можно рассматривать конфликт как начальную точку на условной оси взаимоотношений людей, которая разворачивается в процессе агрессии. Это хорошее обоснование для рассмотрения системы межличностных отношений в структуре общественных отношений.

Молодёжь в возрасте 19-20 лет в количестве 33 человек исследовались на конфликтность и агрессивность в молодёжной среде с целью выявления уровней конфликтности и агрессивности молодых людей, их сравнительного анализа, а также установления наличия зависимости между этими факторами. В исследовании был использован тест оценки уровня конфликтности, разработанный В.И. Андреевым, и опросник Басса-Дарки на выявление уровня агрессивности. При определении уровня конфликтности (рис. 1) наглядно продемонстрировано доминирование среднего - 29,7 % и выше среднего - 29,7 % уровней конфликтности респондентов.

Уровень конфликтности

6,6%

3,0%

29,7% 29,7%

Ж Я

23Л%

III

очень низкии ниже среднии выше высокии

низкий среднего среднего

Рис. 1. Уровни конфликтности опрашиваемых (в %)

На рис. 2 показаны выявленные уровни агрессивности у молодых людей, среди которых преобладают показатели ниже среднего - 36,3 % и среднего - 33,0 % уровней.

Рис. 2. Уровни агрессивности опрашиваемых (в %)

Сравнительный анализ показателей агрессивности и конфликтности (рис. 3) наглядно демонстрирует слабо выраженную тенденцию наличия положительной зависимости между исследуемыми параметрами (коэффициент корреляции по Пирсону составляет 0,12806).

Щербакова О. И., ЯковлеваН. А., Голубева О.И. Конфликтность как начальная форма агрессивного..

Рис. 3. Сравнение показателей уровней агрессивности и конфликтности (в %)

Принимая во внимание разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несёт в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости, нами эмпирически установлен только конструктивный уровень агрессивности в молодёжной среде. Необходимо обратить внимание на возможность перехода конструктивной агрессивности в деструктивную. Агрессивные реакции часто ситуативны и имеют рационально-избирательную направленность. Направленность агрессии зависит от особенностей мотивационно-потребностной сферы человека, системы его ценностей, ориентации, особенностей эмоционально-волевой сферы, сформированности конфликтологической культуры и т.п. Поэтому, вероятно, уместно исследовать эти характеристики и установить их влияние на качество агрессивности и роли конфликтности в поведении молодых сотрудников органов внутренних дел. Это позволит точнее выявлять причины конфликтного противоборства, личностные особенности конфликтующих, их эмоциональные состояния, а также прогнозировать стратегии разрешения конфликтных ситуаций.[4; 9]

Помимо того, имеется множество побочных, ситуативных факторов, стимулирующих или провоцирующих возникновение агрессии в людях. К подобным факторам можно отнести присутствие других людей (в особенности значимых, референтных) и оценка их поступков, способность самостоятельно оценивать и понимать причины агрессии другого человека, уровень развития нравственности людей, а также их гностические возможности. Кроме того, агрессия характеризуется и возрастной спецификой, которая может определяться и характером развития. В каждом возрастном периоде существуют определённые области, объекты действительности, вызывающие агрессию и значительно на нее влияющие. Возрастные пики агрессии являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Необходимо учитывать влияние и гендерного фактора, который имеет различные проявления в зависимости от пола людей в разные периоды их жизнедеятельности. Все вышеописанное важно для работы сотрудников органов внутренних дел и должно учитываться как при взаимодействии среди коллег по службе, так и в установлении межличностных отношениий в профессиональной деятельности. Кроме того, для сотрудников органов внутренних дел важно иметь знания об уровнях конфликтности и агрессивности в молодежной среде, чтобы своевременно принимать превентивные меры в обществе.

Список литературы

1. Аронсон, Э. Общественное животное. —М: Аспект-Пресс, 1998.

2. Басс А. Психология агрессии // Вопросы психологи. - 1967. - № 3.

3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, Нева; М.: Олма-Пресс, 2002. - 510 с.

4. Вербицкий, А. А., Щербакова, О. И. Конфликтологическая культура личности специалиста: контекстный подход. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.-132 с.

5. Леонов, Н. И. Влияние субъективных факторов на разрешение конфликтных ситуаций // Менеджмент. - № 6. - М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО «Барма», 2003. - 169 с.

6. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

7. Олейник, А. Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. - М.: Прогресс, 1992.

8. Хван, А. А., Зайцев, Ю. А., Кузнецова, Ю. А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика. - 2008. - № 1. - С. 35-58.

9. Щербакова, О. И. Развитие конфликтологической культуры личности // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10. - С. 56-59.

10. Щербакова, О. И., Свинобой, О. В. Уровни развития личностных предпосылок возникновения конфликтов у сотрудников органов внутренних дел // Научное мнение. - 2014. - № 7. - С. 164-171.

11. Яковлева, Н. А., Волынец, Д. Ю. Иерархия мотивов профессионального роста сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 3 - С. 314-317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.