УДК 378.015.324:316.48 ББК 74.48+88.6
АГРЕССИВНЫЕ И ВРАЖДЕБНЫЕ РЕАКЦИИ КАК ФАКТОР
КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Демидова Лариса Иосифовна.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент, [email protected].
Поседаева Карина Николаевна.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, аспирант.
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты агрессивных и враждебных реакций как фактора конфликтности студентов ВУЗа гуманитарных и технических профессий, причины их возникновения, а также способы борьбы с ними.
Ключевые слова: агрессия, враждебность, конфликтность, формы агрессивных реакций, опросник Басса-Дарки.
AGGRESSIVE AND HOSTILE REACTION AS A FACTOR OF CONFLICT OF THE UNIVERSITY STUDENTS OF HUMANITIES AND
TECHNICAL PROFESSIONS
Demidovа Larisa I.
Siberian State University of Railway Engineering, Novosibirsk city, Associate Professor, [email protected].
Posedaeva Karina Nikolaevna.
Siberian State University of Railway Transport, PhD student.
Abstract. This article discusses aspects of aggressive and hostile reactions as a factor of conflict for the university students of humanities and technical professions, their causes, and ways to combat them.
Key words: aggression, hostility, conflict, forms of aggressive reactions, questionnaire Bass-Darky.
Агрессия в настоящее время всё чаще проявляется у людей в различных сферах жизни и в большинстве случаев приводит к негативным последствиям. Например, агрессия у сотрудников в организациях может привести к конфликтам, отсутствию кооперации и утрате общей цели, может сформировать стресс [4].
Многие отечественные и зарубежные ученые исследовали агрессию, но единого мнения по этому вопросу нет из-за её сложности и многогранности. Наибольшее внимание исследователей привлекли
68
следующие аспекты агрессии: механизмы усвоения и закрепления агрессии, её социальные и биологические детерминанты, условия, влияющие на проявление агрессии, влияние индивидуальных и половозрастных особенностей в формировании агрессии, способы её устранения [3].
Но, не смотря на это, проблема агрессивности в науке и практике изучена недостаточно.
В психологии существует множество подходов к трактовке понятия «агрессия» и «агрессивная реакция». Согласно одному из них, агрессия -это акт враждебности, своеобразная атака, действия, наносящие вред другой стороне [2].
Однако не все авторы рассматривают ее только с негативной стороны. Например, положительная оценка дается, когда речь идет о соревнованиях в спорте: если у членов команды нет агрессивности или спортивной «злости», то это является существенным недостатком, из за которого команда может в соревнованиях проиграть.
Следует отметить, что на сегодняшний день существует большое количество теорий агрессивного поведения человека. К ним относятся: врожденный посыл или задаток (агрессия рассматривается как врожденная форма поведения, зарождаемая на инстинктивном уровне); эмоциональные и познавательные процессы (человек способен управлять своей агрессией на основании навыков, накопленных с жизненным опытом); необходимость (потребность), порождающаяся внешними стимулами и факторами; актуальное выражение социального (агрессия является приобретенной в стадии развития моделью социального поведения; став однажды свидетелем проявления агрессии в семье, ребенок запомнит модель поведения агрессора, и в будущем будет действовать согласно данной модели поведения) [1].
Среди форм агрессии необходимо выделить:
1. Физическую, когда против другой стороны используется физическая сила. Физическая агрессия бывает активной (при непосредственном нанесении ударов, избиений), пассивной (отказ что-либо выполнять, например, сидячая демонстрация).
2. Косвенную, когда агрессия на другого направляется не прямым способом, а окольным (злобные сплетни, шутки) или не на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т. п.).
3. Агрессию в форме раздражения, когда при малейшем возбуждении сильно проявляются негативные эмоции и чувства (вспыльчивость, грубость, др.) [1].
4. Агрессию в форме негативизма - оппозиционная защитная реакция человека, возникающая на воздействие со стороны, противоречащее его потребностям. Негативизм может проявляться пассивно (в виде отказа выполнять какие-либо требования), активно (в виде действий, противоположных тем, что требуются) или эпизодически (ситуативно).
5. Агрессию в форме обиды - зависть и ненависть к окружающим за объективные или вымышленные действия.
6. Агрессию в форме подозрительности - недоверие и осторожность по отношению к другим людям [1].
7. Вербальную агрессию, которая может выражаться активно (словесное оскорбление, крики, визг, сплетни, клевета, проклятия, угрозы) или пассивно (не отвечать на вопросы, отказ разговаривать).
8. Агрессию в форме чувства вины, чаще выражается при заниженной самооценке, неуверенности в себе, мнительности, при угрызении совести.
Второй аспект, который необходимо рассмотреть в рамках нашего исследования - конфликтность. Конфликт - это столкновение интересов, целей, мотивов двух или нескольких оппонентов. Интегральное свойство личности - конфликтность. Конфликтность отражает частоту вступления личности в межличностные или иные конфликты. Если конфликтность высокая, то человек является частым инициатором напряженных отношений с другими людьми.
На конфликтность личности может влиять комплекс таких факторов:
1. Психологические (уровень агрессивности, саморегуляция, особенности темперамента, психоэмоциональная и конфликтологическая устойчивость, социально-психологические установки и ценности, актуальное эмоциональное состояние, отношение к оппоненту, компетентность в общении и др.);
2. Социальные (особенности и условия жизнедеятельности, окружающая социальная среда, общий культурный уровень и др.).
Опираясь на теоретическое исследование, для выявления связи между агрессивными реакциями и конфликтностью были опрошены студенты факультетов: строительство железных дорог (СЖД) и психологии (ПЛБ), обучающихся в Сибирском государственном университете путей сообщения [3,4].
В исследовании использовался опросник Басса-Дарки. Агрессивность в данной модели выступает в качестве свойства личности, характеризующегося наличием деструктивных тенденций, в основном, в области межличностных отношений. Враждебность трактуется как реакция, формирующая негативные оценки и чувства по отношению к людям и событиям. Авторами было выделено 8 видов реакций, которыми сопровождается агрессивность и враждебность. Результаты опросника позволяют говорить об общем уровне агрессивности и враждебности личности, а также способах проявления агрессии, наиболее характерных для нее [5].
Также применялась анкета «Уровень конфликтности личности» А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, в которой представлено 10 пар утверждений, каждую пару необходимо оценить по 7-бальной шкале. Баллы распределялись по следующим шкалам: уровень конфликтности очень высокий, высокий, средний, низкий.
Результаты исследования представлены следующими данными:
1. У студентов гуманитарных и технических специальностей уровень конфликтности примерно одинаковый. Но стоит отметить, что в 70% он высокий. Однако, в группе СЖД в 17% уровень конфликтности очень высокий, что продемонстрировано на рисунке 1.
2. В связи с тем, что особых различий между группами анкета «Уровень конфликтности личности» не выявила, стоит обратить внимание на причины высокого уровня конфликтности.
3. У студентов технической специальности более выражена физическая (50%) и вербальная (70%) агрессия, а также негативизм (33%).
4. У студентов - психологов наиболее выражены косвенная агрессия (53%), раздражение (37%), обида (23%), подозрительность (30%) и чувство вины (57%).
5. В целом, индекс агрессивности (43%) и враждебности (33%) преобладает у группы ПЛБ.
6. Причинами конфликтности является высокий индекс агрессивности.
Группа СЖД
4, 13%
0, 0% 5, 17%
21, 70%
Очень высокий ■ Высокий Средний ■ Низкий
Группа ПЛБ
6, 20% 0 0%^2, 7%
22, 73%
Очень высокий ■ Высокий Средний ■ Низкий
Рис. 1. Уровень конфликтности студентов СЖД, ПЛБ Для студентов технической и гуманитарной направленности мы сформировали рекомендации. Рекомендации для студентов с технической направленностью:
- Управление агрессией: развивать терпение; практиковать навыки спокойного присутствия; избавляться от отрицательных эмоций (выпускать пар); выплескивать агрессию в виртуальной реальности; заниматься спортом, фитнесом, посещать бассейн, участвовать в спортивных мероприятиях вуза.
- Управление негативизмом: вырабатывать позитивное мировоззрение и позитивное отношение к людям; отказываться от позиции жертвы; развивать уверенность в себе и другое, развивать саморегуляцию.
Рекомендации для студентов с гуманитарной направленностью:
- Управление раздражением: давать выход эмоциям; переключать внимание; окружать себя приятными людьми; рефлексировать свое состояние и поведение.
- Управление обидой: проводить анализ на преднамеренность обиды, вставать на позицию другого; давать понимать обидчику, что он поступил несправедливо; говорить о своей обиде, учиться прощать.
- Управление подозрительностью: анализировать причины; пересматривать взгляды на обязательства; развивать уверенность в себе; давать положительные установки; применять аутотренинг; мыслить рационально.
- Управление чувством вины: анализировать причины; пытаться загладить вину, попросить прощение; поговорить о проблеме с человеком; осознавать, что каждый имеет право на ошибку; проигрывать ситуацию, прощать себя и отпускать вину.
Таким образом, была установлена прямая связь между конфликтностью студентов и уровнем их агрессивности, разработаны рекомендации, применение которых позволит управлять различными формами агрессивных реакций. Стоит отметить, что данное исследование носит прикладной характер и его результаты могут использоваться как самими студентами, так и преподавателями ВУЗов. Также оно имеет значение для будущей профессиональной деятельности, например, для непосредственного руководителя, в целях управления агрессией и конфликтностью на рабочем месте.
Библиографический список:
1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1999.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Пер с англ. - СПб.: Питер, 1997. -336 с.
3. Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А . А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии// Сборник статей по материалам ХХХ V международной научно-практической конференции № 12(35) декабрь 2013. Часть II. - Новосибирск : Изд-во СибАК, 2013. - С. 88-92.
4. Демидова Л.И. Исследование стресса у участников образовательного процесса./ Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2014.- Вып. 31. - с. 170-174
5. Энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 496 с.