Научная статья на тему 'Агрессивные и враждебные реакции как фактор конфликтности студентов вуза гуманитарных и технических профессий'

Агрессивные и враждебные реакции как фактор конфликтности студентов вуза гуманитарных и технических профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
930
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессия / враждебность / конфликтность / формы агрессивных реакций / опросник Басса-Дарки / aggression / hostility / conflict / forms of aggressive reactions / questionnaire Bass-Darky

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Лариса Иосифовна, Поседаева Карина Николаевна

В статье рассматриваются аспекты агрессивных и враждебных реакций как фактора конфликтности студентов ВУЗа гуманитарных и технических профессий, причины их возникновения, а также способы борьбы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демидова Лариса Иосифовна, Поседаева Карина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVE AND HOSTILE REACTION AS A FACTOR OF CONFLICT OF THE UNIVERSITY STUDENTS OF HUMANITIES AND TECHNICAL PROFESSIONS

This article discusses aspects of aggressive and hostile reactions as a factor of conflict for the university students of humanities and technical professions, their causes, and ways to combat them.

Текст научной работы на тему «Агрессивные и враждебные реакции как фактор конфликтности студентов вуза гуманитарных и технических профессий»

УДК 378.015.324:316.48 ББК 74.48+88.6

АГРЕССИВНЫЕ И ВРАЖДЕБНЫЕ РЕАКЦИИ КАК ФАКТОР

КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Демидова Лариса Иосифовна.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент, [email protected].

Поседаева Карина Николаевна.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, аспирант.

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты агрессивных и враждебных реакций как фактора конфликтности студентов ВУЗа гуманитарных и технических профессий, причины их возникновения, а также способы борьбы с ними.

Ключевые слова: агрессия, враждебность, конфликтность, формы агрессивных реакций, опросник Басса-Дарки.

AGGRESSIVE AND HOSTILE REACTION AS A FACTOR OF CONFLICT OF THE UNIVERSITY STUDENTS OF HUMANITIES AND

TECHNICAL PROFESSIONS

Demidovа Larisa I.

Siberian State University of Railway Engineering, Novosibirsk city, Associate Professor, [email protected].

Posedaeva Karina Nikolaevna.

Siberian State University of Railway Transport, PhD student.

Abstract. This article discusses aspects of aggressive and hostile reactions as a factor of conflict for the university students of humanities and technical professions, their causes, and ways to combat them.

Key words: aggression, hostility, conflict, forms of aggressive reactions, questionnaire Bass-Darky.

Агрессия в настоящее время всё чаще проявляется у людей в различных сферах жизни и в большинстве случаев приводит к негативным последствиям. Например, агрессия у сотрудников в организациях может привести к конфликтам, отсутствию кооперации и утрате общей цели, может сформировать стресс [4].

Многие отечественные и зарубежные ученые исследовали агрессию, но единого мнения по этому вопросу нет из-за её сложности и многогранности. Наибольшее внимание исследователей привлекли

68

следующие аспекты агрессии: механизмы усвоения и закрепления агрессии, её социальные и биологические детерминанты, условия, влияющие на проявление агрессии, влияние индивидуальных и половозрастных особенностей в формировании агрессии, способы её устранения [3].

Но, не смотря на это, проблема агрессивности в науке и практике изучена недостаточно.

В психологии существует множество подходов к трактовке понятия «агрессия» и «агрессивная реакция». Согласно одному из них, агрессия -это акт враждебности, своеобразная атака, действия, наносящие вред другой стороне [2].

Однако не все авторы рассматривают ее только с негативной стороны. Например, положительная оценка дается, когда речь идет о соревнованиях в спорте: если у членов команды нет агрессивности или спортивной «злости», то это является существенным недостатком, из за которого команда может в соревнованиях проиграть.

Следует отметить, что на сегодняшний день существует большое количество теорий агрессивного поведения человека. К ним относятся: врожденный посыл или задаток (агрессия рассматривается как врожденная форма поведения, зарождаемая на инстинктивном уровне); эмоциональные и познавательные процессы (человек способен управлять своей агрессией на основании навыков, накопленных с жизненным опытом); необходимость (потребность), порождающаяся внешними стимулами и факторами; актуальное выражение социального (агрессия является приобретенной в стадии развития моделью социального поведения; став однажды свидетелем проявления агрессии в семье, ребенок запомнит модель поведения агрессора, и в будущем будет действовать согласно данной модели поведения) [1].

Среди форм агрессии необходимо выделить:

1. Физическую, когда против другой стороны используется физическая сила. Физическая агрессия бывает активной (при непосредственном нанесении ударов, избиений), пассивной (отказ что-либо выполнять, например, сидячая демонстрация).

2. Косвенную, когда агрессия на другого направляется не прямым способом, а окольным (злобные сплетни, шутки) или не на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т. п.).

3. Агрессию в форме раздражения, когда при малейшем возбуждении сильно проявляются негативные эмоции и чувства (вспыльчивость, грубость, др.) [1].

4. Агрессию в форме негативизма - оппозиционная защитная реакция человека, возникающая на воздействие со стороны, противоречащее его потребностям. Негативизм может проявляться пассивно (в виде отказа выполнять какие-либо требования), активно (в виде действий, противоположных тем, что требуются) или эпизодически (ситуативно).

5. Агрессию в форме обиды - зависть и ненависть к окружающим за объективные или вымышленные действия.

6. Агрессию в форме подозрительности - недоверие и осторожность по отношению к другим людям [1].

7. Вербальную агрессию, которая может выражаться активно (словесное оскорбление, крики, визг, сплетни, клевета, проклятия, угрозы) или пассивно (не отвечать на вопросы, отказ разговаривать).

8. Агрессию в форме чувства вины, чаще выражается при заниженной самооценке, неуверенности в себе, мнительности, при угрызении совести.

Второй аспект, который необходимо рассмотреть в рамках нашего исследования - конфликтность. Конфликт - это столкновение интересов, целей, мотивов двух или нескольких оппонентов. Интегральное свойство личности - конфликтность. Конфликтность отражает частоту вступления личности в межличностные или иные конфликты. Если конфликтность высокая, то человек является частым инициатором напряженных отношений с другими людьми.

На конфликтность личности может влиять комплекс таких факторов:

1. Психологические (уровень агрессивности, саморегуляция, особенности темперамента, психоэмоциональная и конфликтологическая устойчивость, социально-психологические установки и ценности, актуальное эмоциональное состояние, отношение к оппоненту, компетентность в общении и др.);

2. Социальные (особенности и условия жизнедеятельности, окружающая социальная среда, общий культурный уровень и др.).

Опираясь на теоретическое исследование, для выявления связи между агрессивными реакциями и конфликтностью были опрошены студенты факультетов: строительство железных дорог (СЖД) и психологии (ПЛБ), обучающихся в Сибирском государственном университете путей сообщения [3,4].

В исследовании использовался опросник Басса-Дарки. Агрессивность в данной модели выступает в качестве свойства личности, характеризующегося наличием деструктивных тенденций, в основном, в области межличностных отношений. Враждебность трактуется как реакция, формирующая негативные оценки и чувства по отношению к людям и событиям. Авторами было выделено 8 видов реакций, которыми сопровождается агрессивность и враждебность. Результаты опросника позволяют говорить об общем уровне агрессивности и враждебности личности, а также способах проявления агрессии, наиболее характерных для нее [5].

Также применялась анкета «Уровень конфликтности личности» А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, в которой представлено 10 пар утверждений, каждую пару необходимо оценить по 7-бальной шкале. Баллы распределялись по следующим шкалам: уровень конфликтности очень высокий, высокий, средний, низкий.

Результаты исследования представлены следующими данными:

1. У студентов гуманитарных и технических специальностей уровень конфликтности примерно одинаковый. Но стоит отметить, что в 70% он высокий. Однако, в группе СЖД в 17% уровень конфликтности очень высокий, что продемонстрировано на рисунке 1.

2. В связи с тем, что особых различий между группами анкета «Уровень конфликтности личности» не выявила, стоит обратить внимание на причины высокого уровня конфликтности.

3. У студентов технической специальности более выражена физическая (50%) и вербальная (70%) агрессия, а также негативизм (33%).

4. У студентов - психологов наиболее выражены косвенная агрессия (53%), раздражение (37%), обида (23%), подозрительность (30%) и чувство вины (57%).

5. В целом, индекс агрессивности (43%) и враждебности (33%) преобладает у группы ПЛБ.

6. Причинами конфликтности является высокий индекс агрессивности.

Группа СЖД

4, 13%

0, 0% 5, 17%

21, 70%

Очень высокий ■ Высокий Средний ■ Низкий

Группа ПЛБ

6, 20% 0 0%^2, 7%

22, 73%

Очень высокий ■ Высокий Средний ■ Низкий

Рис. 1. Уровень конфликтности студентов СЖД, ПЛБ Для студентов технической и гуманитарной направленности мы сформировали рекомендации. Рекомендации для студентов с технической направленностью:

- Управление агрессией: развивать терпение; практиковать навыки спокойного присутствия; избавляться от отрицательных эмоций (выпускать пар); выплескивать агрессию в виртуальной реальности; заниматься спортом, фитнесом, посещать бассейн, участвовать в спортивных мероприятиях вуза.

- Управление негативизмом: вырабатывать позитивное мировоззрение и позитивное отношение к людям; отказываться от позиции жертвы; развивать уверенность в себе и другое, развивать саморегуляцию.

Рекомендации для студентов с гуманитарной направленностью:

- Управление раздражением: давать выход эмоциям; переключать внимание; окружать себя приятными людьми; рефлексировать свое состояние и поведение.

- Управление обидой: проводить анализ на преднамеренность обиды, вставать на позицию другого; давать понимать обидчику, что он поступил несправедливо; говорить о своей обиде, учиться прощать.

- Управление подозрительностью: анализировать причины; пересматривать взгляды на обязательства; развивать уверенность в себе; давать положительные установки; применять аутотренинг; мыслить рационально.

- Управление чувством вины: анализировать причины; пытаться загладить вину, попросить прощение; поговорить о проблеме с человеком; осознавать, что каждый имеет право на ошибку; проигрывать ситуацию, прощать себя и отпускать вину.

Таким образом, была установлена прямая связь между конфликтностью студентов и уровнем их агрессивности, разработаны рекомендации, применение которых позволит управлять различными формами агрессивных реакций. Стоит отметить, что данное исследование носит прикладной характер и его результаты могут использоваться как самими студентами, так и преподавателями ВУЗов. Также оно имеет значение для будущей профессиональной деятельности, например, для непосредственного руководителя, в целях управления агрессией и конфликтностью на рабочем месте.

Библиографический список:

1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1999.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Пер с англ. - СПб.: Питер, 1997. -336 с.

3. Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А . А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии// Сборник статей по материалам ХХХ V международной научно-практической конференции № 12(35) декабрь 2013. Часть II. - Новосибирск : Изд-во СибАК, 2013. - С. 88-92.

4. Демидова Л.И. Исследование стресса у участников образовательного процесса./ Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2014.- Вып. 31. - с. 170-174

5. Энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.