Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / CONFLICT / CONFLICT BEHAVIOR / PREVENTION OF CONFLICT BEHAVIOR / PRIMARY SCHOOL STUDENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / DIAGNOSTICS OF LEVELS OF CONFLICT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шагаева Наталья Аркадьевна, Городничая Мария Алексеевна, Бадмаева Альмина Эрдниевна, Ковалдыкова Мария Михайловна

Статья раскрывает особенности профилактики конфликтного поведения младших школьников. Значительное количество учащихся младших классов переживают трудности в общении со сверстниками и переносят такое одиночество очень болезненно. Различные затруднения в социализации у ребенка создают нарушения в деятельности, отношениях, рождают отрицательные эмоции и переживания, создают дискомфорт. Авторами проанализированы результаты диагностики особенностей конфликтного поведения у учащихся начальных классов. В результате проведенного наблюдения и опроса были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся. Научная новизна исследования заключается в описании реализации педагогических условий профилактики конфликтного поведения учащихся начальных классов, которая заключается в разработанной и апробированной программы, направленной на понимание учащимися начальных классов психологической сущности и специфики конфликта; осознание негативных эмоций, вызванных конфликтами, их проработку и от реагирование; снижение враждебности, агрессивности; развитие эмпатии, толерантности, выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREVENTION OF CONFLICT BEHAVIOR IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article reveals the features of prevention of conflict behavior in primary school children. A significant number of primary school students experience difficulties in communicating with their peers and suffer such loneliness very painfully. Various difficulties in socialization in a child create violations in activities, relationships, give rise to negative emotions and experiences, create discomfort. The authors analyzed the results of diagnostics of features of conflict behavior in primary school students. As a result of the observation and survey, the causes of conflicts among students were identified. The scientific novelty of the research consists in the description of the implementation of pedagogical conditions for the prevention of conflict behavior of primary school students, which consists in a developed and tested program aimed at understanding the psychological essence and specifics of conflict by primary school students; awareness of negative emotions caused by conflicts, their elaboration and response; reduction of hostility, aggressiveness; development of empathy, tolerance, development of an optimal strategy for constructive behavior in conflict.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/60PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шагаева Н.А., Городничая М.А., Бадмаева А.Э., Ковалдыкова М.М. Реализация педагогических условий профилактики конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shagaeva N.A., Gorodnichaya M.A., Badmaeva A.E., Kovaldykova M.M. (2020). Implementation of pedagogical conditions for prevention of conflict behavior in primary school children. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 37.06 ГРНТИ 14.25.05

Шагаева Наталья Аркадьевна

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия

Доцент кафедры «Педагогика» Кандидат педагогических наук E-mail: natalya-shagaeva@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1441-2511

Городничая Мария Алексеевна

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия

Магистрант 2 курса «Педагогический менеджмент»

E-mail: m.gor97@mail.ru

Бадмаева Альмина Эрдниевна

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия

Магистрант 2 курса «Педагогический менеджмент» E-mail: almina_badmaeva@mail.ru

Ковалдыкова Мария Михайловна

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия

Магистрант 2 курса «Педагогический менеджмент» E-mail: kovaldykovam97@mail.ru

Реализация педагогических условий профилактики конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста

Аннотация. Статья раскрывает особенности профилактики конфликтного поведения младших школьников. Значительное количество учащихся младших классов переживают трудности в общении со сверстниками и переносят такое одиночество очень болезненно. Различные затруднения в социализации у ребенка создают нарушения в деятельности, отношениях, рождают отрицательные эмоции и переживания, создают дискомфорт.

Авторами проанализированы результаты диагностики особенностей конфликтного поведения у учащихся начальных классов. В результате проведенного наблюдения и опроса были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся. Научная новизна исследования заключается в описании реализации педагогических условий профилактики

https:// mir-nauki. com

конфликтного поведения учащихся начальных классов, которая заключается в разработанной и апробированной программы, направленной на понимание учащимися начальных классов психологической сущности и специфики конфликта; осознание негативных эмоций, вызванных конфликтами, их проработку и от реагирование; снижение враждебности, агрессивности; развитие эмпатии, толерантности, выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.

Ключевые слова: конфликт; конфликтное поведение; профилактика конфликтного поведения; младший школьник; внеурочная деятельность; диагностика уровней конфликтного поведения

На данный период развития российского общества происходит интенсивная перестройка образовательной политики государства. Одним из главных направлений является увеличение значимости личностной парадигмы, субъектности обучающихся. Процесс реформирования сопровождается обострением конфликтогенов, обусловленных сложностью, многосторонностью и полифункциональностью образовательного процесса, предполагающего разрешение постоянно возникающих противоречий, изменение стереотипов, духовно-нравственных ценностей. Преодоление противоречий наиболее актуально для начальной ступени школы. В сформировавшейся обстановке особую актуальность обретает проблема профилактики конфликтного поведения младших школьников, переживающих подобные ситуации острее, чем представители других возрастных групп.

Изученность проблемы

Исследователи К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дойч, Г. Зиммель, Л. Козер, Т. Парсонс, считают, что, конфликт является трудно разрешимым противоречием, связанным с глубокими эмоциональными переживаниями [1-6].

Проблемы конфликтных взаимоотношений, создающихся в процессе обучения, исследовались С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, Т.В. Драгуновым, О.В. Лишиным, А.И. Сорокиной и др. [7-11].

Причины возникновения конфликтов, стратегии их преодоления и содержание деятельности педагога, направленной на борьбу с последствиями конфликтных взаимоотношений, исследовали А.Я. Анцупов, А.С. Белкин, Л.С. Выготский, Н.В. Гришина, Н.Б. Мельник1, Л.А. Петровская и др. [12-16].

В имеющихся научных работах хорошо представлены причины конфликтного поведения, классификации конфликтов, но недостаточно уделяется внимание вопросу реализации педагогических условий профилактики конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.

1 Мельник Н.Б. Педагогическая конфликтология [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Мельник, М.В. Осипова. -Екатеринбург, 2007. - 212 с.

Страница 2 из 9

Актуальность исследования

60PDMN620

https:// mir-nauki. com

Методология

В широкой трактовке, понятие «конфликт»: разногласие, противоречивое намерение, несовпадающие установки и экспектации (ожидания), соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия. Во всех определениях конфликта подчеркивается присутствие противоречия, которое приобретает форму разногласий, которое может быть продиктовано существованием различных позиций, взглядов, представлений, кругозора, точек зрения.

Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [12]. Основываясь на данном определении З.И. Трубина [17] утверждает, что основой конфликтов являются противоречия, которые во многих случаях имеют долговременное существование, но при этом не переходить в открытое противоборство, то есть не быть конфликтом. Однако, все конфликты подразумевают решение, так как основываются на несовместимости представлений, мыслей, ценностных ориентаций и интересов, что не является основной характеристикой для младшего школьного возраста. Н.С. Лейтес характеризует младших школьников, как любящих учиться, познавать новое, изучать окружающий мир. Им по душе быть учениками, им нравиться процесс обучения. Положительные эмоции от познавания нового часто преобладает над сложностями и трудностями в обучении [18].

М.В. Матюхина и Т.С. Михальчик, говорят об общем эмоциональном тонусе младших школьников, преобладающем состоянии как жизнерадостное и бодрое. Дети данного возраста активные и жизнерадостные не только на переменах, но и на уроках. Это и есть, по мнению авторов, возрастной нормой их эмоциональной жизни [19].

Л.С. Славина упоминает, что у младшего школьника имеются тенденции к острым аффективным состояниям, конфликтность проявляется только как воздействие на ситуацию и возникшее в ней переживание и не является чертой характера [20].

У младших школьников в их возрасте существует коммуникативная неуклюжесть, когда ребята не могут договориться друг с другом, не правильно выражают свои эмоции, чувства и мысли, - это тоже может быть одной из причин возникновения конфликтов. Малоразвитые коммуникативные навыки и небольшой уровень самоконтроля, может привести к вспышке эмоций и использованию физической силы.

Л.В. Мардахаев2 в словаре определяет понятие «профилактика», как использование совокупности мер, разработанных для предотвращения возникновения и развития каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

А.Я. Анцупов считает, профилактика (prophylactics - предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска [12].

Профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами, предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении, обеспечивается деятельностью, направленной на развитие интеллектуальной и коммуникативной культуры.

2 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Academia, 2002. - 363, [2] с.; 22 см. - (Высшее образование / Моск. гос. соц. ун-т).; ISBN 5-7695-0882-5.

Страница 3 из 9

60PDMN620

Основные результаты

Экспериментальное исследование по профилактике конфликтного поведения младших школьников проводилась на базе МБОУ Заветинской средней общеобразовательной школы №2. В работе принимали участие 21 учащиеся 4 класса.

Цель: обосновать и экспериментально проверить возможности внеурочной деятельности в профилактике конфликтного поведения младших школьников.

Задачи:

1. Определить уровни конфликтности младших школьников.

2. Разработать и внедрить программу профилактики конфликтного поведения младших школьников во внеурочной деятельности.

На констатирующем этапе была выстроена программа диагностики, направленная на установление особенностей протекания конфликтов в начальных классах.

Анализируя полученные результаты первого теста К. Томаса описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)3, можно сделать вывод, что в классе никакая форма поведения в конфликтной ситуации не преобладает. 20 % школьников имеют форму поведения приспособление, то есть ребята готовы отказаться от своих интересов в угоду другим участникам коллектива. У 25 % ребят в конфликтной ситуации применяют в своем поведении соперничество (конкуренция), стремясь к удовлетворению собственных интересов, при этом подрывая интересы других учащимся класса. Младшие школьники, выбирающие в конфликте компромисс, составляют 25 %, то есть их действия направленны на уступки в ситуациях конфликта. Детей избегающих конфликтных ситуаций 20 %, у них отсутствует интерес к кооперации, то есть отсутствует установка в тенденции в достижении собственных стремлений. В классе всего 10 % ребят могут прибегать к форме сотрудничества в поведении.

Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн), данный тест устанавливает уровни эмпатических тенденций. Данный опросник дает возможность подвергнуть анализу общие эмпатические тенденции тестируемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия или несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа - как прямых, так и обратных [21].

Лишь у 28 % имеется средний уровень эмпатических тенденций, когда дети временами идентифицируют (отождествляют) себя с человеком, который находиться в трудной ситуации (мысленно поставить себя на его место и оказать на этой основе действенную помощь). А у большинства школьников преобладает низкий уровень эмпатических тенденций 53 %, когда ребята не идентифицируют себя с человеком, находящимся затруднительной ситуации. Только у 19 % школьников имеется высокий уровень эмпатических тенденций. Необходимо отметить, что детей с очень низким уровнем эмпатических тенденций в классе не имеется.

В результате проведенного наблюдения и опроса были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся 4-го класса. Основной причиной по мнению младших школьников является, трудности в общении, которые в основном выражаются в негативных высказываниях по отношению друг к другу. 53 % учащихся отметили, что такая ситуация случается часто, 34 % - редко и 13 % ответили никогда. Стоит отметить, что такую ситуацию по отношению к другим со своей стороны большинство учащихся отметило как не

3 Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. С. 69-77.

случающуюся никогда - 66 %, и только 13 % отметило, что они тоже часто дразнят и обзывают своих одноклассников.

Осуществляя анализ результатов проведенных диагностик на констатирующем этапе эксперимента можно сформулировать вывод, о том, что в классе отсутствует какой-либо преобладающий способ поведения в конфликтной ситуации, так же показатель высокого уровня эмпатических тенденций показывает низкую степень проявлений.

Второй этап эксперимента был направлен на апробацию результативности разработанной программы профилактики конфликтного поведения учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, направленной на достижение следующих целей: понимание младшими школьниками психологической сущности и специфики конфликта; развитие навыков коммуникативного контроля в общении; развитие эмпатических тенденций, толерантности; снижение интолерантных установок и агрессивности в отношениях; выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.

Для эффективной профилактики конфликтов необходимо предупреждать их на ранних этапах. Благодаря внеурочной деятельности предоставляются широкие возможности по профилактике конфликтов и конфликтного поведения у младших школьников. Необходимо особо выделить, что отдельного внимания в работах многих исследователей и методистов занимает внеурочная деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочная деятельность направленна трехуровневые результаты: обогащение школьников социальными знаниями; приобретение школьниками практики эмоционального и положительного отношения к основным ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; принятие школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Согласно Федеральному стандарту общего образования, урочная и внеурочная деятельность в образовательном процессе построены так, чтобы они дополняли друг друга, и как следствие, результаты внеурочной деятельности описываются по аналогии с результатами урочной деятельности, это личностные, метапредметные и предметные результаты. Но в то же время, условия реализации внеурочной деятельности направленной на развитие личности, преимущественное значение имеют личностные и метапредметные результаты [22].

Ученикам дается возможность большого выбора занятий, которые будут в итоге направлены развитие школьников, что и считается главным преимуществом внеурочной деятельности.

Для профилактики конфликтов в начальных классах нами была составлена программа, направленная на достижение следующих целей:

• понимание младшими школьниками психологической сущности и специфики конфликта;

• развитие навыков коммуникативного контроля в общении;

• развитие эмпатических тенденций, толерантности;

• выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.

Данная программа направленна на формирование универсальных учебных действий

(УУД):

регулятивные - обеспечивают умения разрешать возникающие проблемы, в процессе общения, когда выполняются задания с ограниченным временем;

познавательные - в случае, когда надо извлечь информацию из разнообразных источников, делая при этом логические выводы;

коммуникативные - при диалоге, совместной деятельности, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения;

личностные - воспитание толерантного отношения к решениям других участников учебного процесса.

Направления программы внеурочной деятельности:

• коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками (получение знаний о конфликте, понятия о многообразии средств коммуникации);

• разнообразное применение игр и игровых-упражнений для направленного развития коммуникативных навыков общения.

На третьем - контрольном - этапе эксперимента был проведен повторная диагностика, целью которой является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего этапа эксперимента.

Анализ результатов диагностики по методике «Тест описания поведения К. Томаса», позволяет утверждать, что большинство младших школьников (50 %) используют при урегулировании конфликтной ситуации компромисс, ребята предпочитают пойти на уступки. 30 % школьников используют сотрудничество, стараются найти альтернативу, которая полностью удовлетворяет интересы всех участников конфликтной ситуации. Всего 10 % школьников все еще применяют соперничество, добиваются удовлетворения собственных интересов за счет других. Такой же показатель у приспособления, когда ребенок ради чужих интересов, действует во вред собственным. Что касается избегания, как способа решения конфликтных ситуаций, не было обнаружено ни у кого в классе.

Сравнительный анализ по методике «Тест описания поведения К. Томаса» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что произошла положительная динамика в поведении младших школьников. Так почти в два раза увеличился показатель компромисс как способ урегулирования конфликта. В таком же направлении увеличился показатель сотрудничество, но уже в три раза. Отрадно видеть, что такие способы урегулирования конфликта как приспособление, соревнования уменьшились почти в два раза. А такой способ как избегания, вообще отсутствует в поведении школьников.

Анализ результатов диагностики по методике «Диагностика способностей к эмпатии» на контрольном этапе, позволяет утверждать, что большинство испытуемых (48 %) имеют средний уровень эмпатических тенденций, 36 % детей характеризуются высокой эмоциональной отзывчивостью на переживания других людей. И лишь 16 % ребят так и остались на низком уровне способности к эмпатии.

Обсуждение

Проведенный сравнительный анализ результатов диагностических этапов исследования установил положительную динамику. Увеличилось количество младших школьников, которые обладают высоким уровнем самоконтроля при общении. Ребята при решении конфликтных ситуаций стали больше применять такие способы поведения как, компромисс и сотрудничество, в редких случаях младшие школьники прибегали в конфликтных ситуациях к избеганию и соревнованию (соперничество). Для младших школьников стала характерна высокая эмоциональная отзывчивость, они в большей степени стали переживать за своих одноклассников.

Таким образом, после проведения занятий по разработанной программе профилактики конфликтного поведения учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, мы установили: снижение частоты возникновения конфликтов с одноклассниками, повышение показателя благоприятности коллектива; повышение компромиссности и стремления к сотрудничеству; снижение уровня соперничеств; формирование навыков разрешения противоречий в межличностном взаимодействии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боулдинг К.Э. Конфликт и защита: общая теория // Режим доступа: http://sociologiya-m.ru/?p=532#more-532.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 142-147.

3. Дойч М. Конфликт в социально-психологической перспективе / М. Дойч, М. Шикман. - М.: 2001. - С. 70-74.

4. Simmel G. Conflict and the Web of Group Aliations. N.Y.: The Free Press, 1956 P. 2223.

5. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: 2000 - 162 с.

6. Паттерсон Кэрри. Управление конфликтом. Что делать, если вы столкнулись с невыполненными обещаниями, обманутыми ожиданиями и агрессивным поведением / Кэрри Паттерсон и др. - М.: Вильямс, 2015. - 256 c.

7. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев; под ред. и с предисл. д-ра мед. наук, проф. А.Л. Гройсмана. - 4. изд. - М.: Магистр, 1999. - 95 с.

8. Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.05 / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии. -Москва, 1989. - 48 с.

9. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 25-39.

10. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / Лишин О.В.; Под ред. Д.И. Фельдштейна; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 252 с.

11. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.

12. Анцупов А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: Юнити, 2000. - 551 с. - ISBN 5-238-00062-6.

13. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии / Ин-т развития регион. образования. - Екатеринбург: Глаголъ, 1995. - 88, [5] с.; 20 см.; ISBN 5-88728-005-0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6ти т. - М.: Педагогика, 1982.

https:// mir-nauki. com

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

Гришина Н.В. Психология конфликта. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989 - 216 с.

Трубина З.И. Педагогические конфликты на уроках: типы, причины возникновения, специфика урегулирования // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019 - №5. // Режим доступа: Ьйр8://ш1г-nauki.com/PDF/03PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/03PDMN519.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: 1971. - 44 с.

Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Л. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.

Славина Л.С. Трудные дети: избр. психологические тр. / Л.С. Славина; под ред. В.Э. Чудновского. - Москва; Воронеж: изд-во Московского психолого-социальный ин-та, 2006 (Воронеж: ИПФ Воронеж). - 492 с.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с.

Ханин П.А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) // Интернет-журнал «Мир науки» - 2017. - Том 5. - №2 // Режим доступа: Ьйр://шк-nauki.com/PDF/50PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.].

Shagaeva Natalia Arkadyevna

Kalmyk state university named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia

E-mail: natalya-shagaeva@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1441-2511

Gorodnichaya Mariya Alekseevna

Kalmyk state university named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia

E-mail: m.gor97@mail.ru

Badmaeva Almina Erdnievna

Kalmyk state university named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia

E-mail: almina_badmaeva@mail.ru

Kovaldykova Mariya Mihailovna

Kalmyk state university named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia

E-mail: kovaldykovam97@mail.ru

Implementation of pedagogical conditions for prevention of conflict behavior in primary school children

Abstract. The article reveals the features of prevention of conflict behavior in primary school children. A significant number of primary school students experience difficulties in communicating with their peers and suffer such loneliness very painfully. Various difficulties in socialization in a child create violations in activities, relationships, give rise to negative emotions and experiences, create discomfort.

The authors analyzed the results of diagnostics of features of conflict behavior in primary school students. As a result of the observation and survey, the causes of conflicts among students were identified. The scientific novelty of the research consists in the description of the implementation of pedagogical conditions for the prevention of conflict behavior of primary school students, which consists in a developed and tested program aimed at understanding the psychological essence and specifics of conflict by primary school students; awareness of negative emotions caused by conflicts, their elaboration and response; reduction of hostility, aggressiveness; development of empathy, tolerance, development of an optimal strategy for constructive behavior in conflict.

Keywords: conflict; conflict behavior; prevention of conflict behavior; primary school student; extracurricular activities; diagnostics of levels of conflict behavior

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.