12. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев // Педагогическая библиотека. — URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307—1.shtml#book_page_top (дата обращения 26.09.2021).
13. Молчановский, В. В. Состав и содержание профессионально-деятельностной компетенции преподавателя русского языка как иностранного : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / В. В. Молчановский. — Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 1999. — 42 с.
14. Николенко, Е. Ю. Формирование современных компетенций преподавателя РКИ: состояние и перспективы / Е. Ю. Николенко // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ. — Санкт-Петербург : МАПРЯЛ, 2015. — С. 758—764.
15. Розов, Н. С. Ценности гуманитарного образования / Н. С. Розов // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — С. 81—89.
16. Ряузова, О. Ю. Решение комплексных исследовательских задач в процессе подготовки преподавателя РКИ / Л. Ю. Ряузова, М. В. Ляско // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. — 2016. — № 5. — С. 1526—1529.
17. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. — Москва : Академия, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-7695-4672-3.
18. Шибко, Н. Л. Профессиональная компетенция преподавателя РКИ: проблема определения, содержания, структуры / Н. Л. Шибко // Русский язык — первый язык общения в космосе : материалы Международной научно-практической конференции (Витебск, 18—19 декабря 2017 г.). — Витебск : Витебский государственный университет, 2007. — С. 149—155.
19. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? / K. Keen, J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (eds.). — Brussels : IBM Education Center, 1992. — Р. 111—122.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМИКСОВ И КАРИКАТУР: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР *
Л. Э. СЕМЕНОВА, доктор психологических наук,
профессор кафедры общей и специальной психологии НИРО, профессор кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО ПИМУ (Нижний Новгород) verunechka08 @list. ги
В статье представлен обзор научной и методической литературы относительно возможности использования креолизованных текстов карикатуры и комикса в образовательном процессе. Обозначаются основные функции и преимущества карикатуры и комикса, обосновывается их актуальность в работе с представителями цифрового
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и AHO ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31335.
поколения, анализируется имеющийся в этом плане отечественный и зарубежный опыт. Рассматриваются некоторые технологии и алгоритмы работы с карикатурой и комиксом с точки зрения применения в сфере образования.
The article presents an overview of scientific and methodological literature on the possibility of using creolized texts of cartoons and comics in the educational process. The main functions and advantages of cartoons and comics are outlined, their relevance in working with representatives of the digital generation is justified, the domestic and foreign experience available in this regard is analyzed. Some specific technologies and algorithms for working with cartoons and comics are considered in relation to the field of education.
Ключевые слова: креолизованный текст, карикатура, комикс, поколение Z, образование Key words: creolized text, cartoon, comics, generation Z, education
Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
Льюис КЭРРОЛЛ «Алиса в Стране Чудес»
В цифровом информационном обществе XXI века кардинальным образом изменились условия социализации подрастающего поколения. Повсеместная цифровизация в совокупности с ценностями постмодерна меняют не только содержательный контекст социализации, но и сам путь вхождения ребенка в культуру, которая со все большей очевидностью движется в направлении от культуры письменной к культуре визуальной. На смену человеку книжному приходит человек компьютерный (цифровой). И дело не только в том, как люди проводят досуг, но и как взаимодействуют, выстраивают социальные связи, как, какими путями и средствами получают информацию, какими культурными знаками оперируют.
Поколение Y и особенно поколение Z — это представители новой коммуникативной системы, использующие новые коммуникативные технологии. По меткому выражению А. Я. Варга, современный ребенок, «захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона» [19], то есть не текстовой информацией, а визуальной. Поменялась преобладающая сенсорная модальность: цифровые дети уже не столько читают, сколько просто смотрят,
причем в большом количестве, как бы «скользя по экрану» и мало на чем сосредотачиваясь, они, пребывая в постоянном потоке информации, перерабатывают ее с высокой скоростью, но иначе — не как «человек читающий». Фрагментарность, ризоматичность и изобилие получаемой через гаджет информации (преимущественно визуальной) приводит к формированию так называемого клипового сознания (термин Э. Тоффлера), для которого характерен особый способ отражения действительности — восприятия, обработки и усвоения информации — краткосрочно, бессистемно, нерефлексивно, поверхностно, эмоционально, без учета связей между множеством разнообразных свойств объектов, вне критической оценки [9], что принято считать защитой психики на информационную перегрузку [18].
Многие ученые и практики бьют тревогу по поводу клипового сознания подрастающего поколения, поскольку его следствием становятся новые тенденции когнитивного и личностного развития: неспособность системно воспринимать информацию, системно мыслить и связно излагать свои мысли, подмена знаний информированностью (вследствие чего возникает ложное чувство компетентности), дефицит произвольности и прочее [15; 24]. Наличие этих тенденций сегодня — неоспоримый факт, с которым, работая с детьми, нужно считаться.
Современные лингвисты и линг-вокультурологи рассматривают мультимодальный текст как особый тип визуальной информации, отличительной особенностью которого является наличие двух частей — вербальной и невербальной.
По оценкам специалистов, в условиях цифрового общества все большее распространение получают креолизованные, или мультимодальные, тексты, которые пользуются большой популярностью у представителей поколения Y и Z и рассчитаны именно на них. Современные лингвисты и лингвокультурологи рассматривают мультимодальный текст как особый тип визуальной информации, отличительной особенностью которого является наличие двух частей — вербальной (речевой) и невербальной, принадлежащей к другим знаковым системам. Последняя доносит до читателя информацию не только вербально (буквами), но и через другие семиотические каналы —иллюстрации, музыку, язык тела и т. д. [12]. Считается, что наличие элементов разных семиотических систем обеспечивает полноценность восприятия заложенного в тексте смысла, существенно повышая эффективность этого процесса, оказывая влияние не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу человека [8]. Здесь необходимо обратить внимание на то, что креолизованный текст соответствует принципу мультимодаль-ности, на котором базируется современная психолого-педагогическая практика (включая инклюзивное образование, психокоррекцию и психотерапию) [4; 16; 22]. В данном случае речь идет и о задействовании разных каналов восприятия (полисен-сорность), об использовании разных методов (диагностики, воздействия) и о комплексном подходе как таковом в работе с детьми и взрослыми.
К числу креолизо-ванных текстов исследователи относят карикатуру и комиксы [5; 7]. И то и другое принято рассматривать в качестве текста-изображения комического содержания. Считается, что карикатура через юмористическую подачу призвана обратить внимание на какую-либо проблему
или кризисную ситуацию, комиксы — развлечь, повеселить.
Как показывает анализ научной литературы, сегодня комиксы и карикатуры все чаще становятся предметом изучения в лингвистике, семиотике, культурологии, социологии, искусствоведении. Есть все основания полагать, что в сфере образования и психологической практики карикатуры и комиксы имеют гораздо более широкий потенциал, что выводит их далеко за пределы проблемного поля вышеперечисленных научных дисциплин.
В рамках данной статьи более подробно остановимся на педагогических (образовательных) возможностях использования комиксов и карикатур.
Современные исследователи [2; 8; 13] отмечают, что креолизованный текст выполняет несколько функций. При этом, исходя из цели их использования, непосредственно к педагогической практике и образованию имеют отношение следующие из них:
3 информационная — передача информации в визуально-вербальной образной форме;
3 коммуникативная —установление и поддержание контакта;
3 мотивационная — побуждение к действиям;
3 рекреативная — функция психологической разрядки;
3 иллюстративная;
3 дидактическая;
3 воспитательная, связанная с формированием различных социальных норм, ценностей, убеждений и становлением мировоззрения в целом.
В последнее время появляется все больше исследований, авторы которых заявляют о необходимости включения в образовательный процесс новых нетрадиционных методов и средств, соответствующих «духу времени» и психологическим особенностям современных учащихся, погруженных в процессы невербальной коммуникации посредством зрительных образов. В условиях современной социальной
действительности, характеризующейся резким ростом объема визуальной информации, в качестве наиболее эффективных, наряду с ИКТ, признаются методы наглядности, в том числе карикатура и комикс [1; 10; 17; 27].
Визуальная информация имеет более высокую информационно-энергетическую емкость и более широкий прагматический потенциал, нежели вербальная. Она также обладает высокой образностью и эмоциональностью, оказывая влияние не только на интеллект, но и на чувства человека, способствуя долгосрочному запоминанию за счет большего эмоционального вовлечения. Кроме этого, потребность в наглядности, ориентация на нее — важная особенность детского возраста (особенно, если речь идет о дошкольниках и младших школьниках). Неслучайно детские книги (как художественного, так и учебного содержания) всегда имеют много иллюстраций, поскольку «рисунок является основной формой нарратива для детей» [26, с. 135].
В карикатурах и комиксах визуальная составляющая является преобладающей, причем именно визуальный компонент несет в себе основную смысловую нагрузку. Соответственно, есть все основания относить эти креолизованные тексты к числу новых дидактических средств, которые вполне органично могут включаться в образовательный процесс в качестве дополнительных, вспомогательных элементов, но ни в коем случае не исключать проверенных временем традиционных методов и технологий.
В отличие от других средств наглядности (репродукции картин, фото, схем и т. п.) карикатуры и комиксы позволяют учащимся проникнуть вглубь проблемы, разобраться в ее причинах и следствиях, погрузиться в ее контекст. Вместе с тем уникальность комиксов и карикатур заключается в их комической составляющей, благодаря которой они выгодно отличаются от других видов наглядности своей занимательностью, становясь особым способом познания, средством воздействия
и передачи опыта, создания определенных смыслов (в том числе за счет комического эффекта), что востребовано не только в образовании, но и в практике психологической помощи (консультировании, психотерапии). Так, по мнению В. В. Лихолетова, юмористическая составляющая карикатуры делает ее многофункциональным нестандартным дидактическим средством решения целого спектра конкретных задач:
3 активизации внимания;
3 мотивации, то есть побуждения к определенным действиям;
3 использования в качестве примера (то есть иллюстрации), в том числе для создания конкретного образа абстрактных понятий;
3 нормирования — для обеспечения обратной связи или групповых санкций;
3 релаксации, переключения внимания и отдыха;
3 контроля — через использование в виде специальных диагностических средств [17].
Отмечаются также возможности использования карикатур для развития критического мышления, организации исследовательского поиска, в качестве дидактического средства в технологиях ТРИЗ [6; 17; 20].
Что же касается воспитательного потенциала карикатуры, то некоторые исследователи [2] связывают его с набором особых визуальных метафор, которые служат средствами привлечения внимания к определенной проблеме или образу. Форма воспитательного воздействия посредством карикатуры не имеет ничего общего с нравоучением и осуществляется косвенно через положительные и отрицательные образы, побуждающие к размышлениям, что делает воспитание более результативным.
По данным ряда зарубежных исследо-
Форма воспитательного воздействия посредством карикатуры не имеет ничего общего с нравоучением и осуществляется косвенно через положительные и отрицательные образы, побуждающие к размышлениям, что делает воспитание более результативным.
В начале 1950-х годов в ряде зарубежных стран комиксы стали использовать в качестве дидактического средства и дополнительной литературы для преподавания английского языка и литературы в школах.
ваний, карикатуры являются эффективными образовательными инструментами уже при обучении детей-дошкольников, поскольку помогают им открывать и познавать окружающий мир, структурировать свои знания, вовлекают их в учебный процесс, увеличивают активность на занятиях, обеспечивают позитивное отношение к изучаемому материалу [27]. В нашей стране карикатуры, как правило, использовались в работе со старшеклассниками и студентами преимущественно при изучении истории. В этом случае рассматриваются два типа карикатур. Первый из них — карикатуры-иллюстрации, которые служат дополнением к вербальному материалу (тексту учебника, рассказу учителя) и привлекаются в качестве поясняющего примера. Второй тип — карикатуры-характеристики, подчеркивающие типичные черты и сущность исторических событий, явлений, личностей, которые необходимо специально разбирать, анализировать, интерпретировать и т. д. [6; 20]. Работа с карикатурой способствует формированию у обучающихся всех четырех видов универсальных учебных действий — личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Значительный образовательный потенциал обнаружен также и у комиксов — серии рисунков с краткими пояснительными текстами, образующей связное развернутое повествование, причем не всегда с комическим эффектом. В комиксах, в отличие от книг, не рисунок дополняет текст, а текст сопровождает рисунок. Впервые об образовательном потенциале комиксов заговорили еще в 30-х годах XX века, а в начале 1950-х годов в ряде зарубежных стран комиксы стали использовать в качестве дидактического средства и дополнительной литературы для преподавания английского языка и литературы в школах [10]. Сегодня образова-
тельный комикс является одной из популярных образовательных технологий в США, Канаде, Японии и т. д. В последние годы такие комиксы начали издаваться и в нашей стране.
Среди преимуществ комикса и перспектив его использования в качестве одной из медиаобразовательных технологий исследователи и практики обычно называют:
3 краткое, но содержательное (в развернутом виде) изложение учебной информации (лаконичность, сочетающаяся с актуализацией отдельных деталей), в том числе и большого объема, за короткое время (быстрая и эффективная передача), образность и динамичность ее предъявления;
3 возможность остановиться, рассмотреть, многократно возвратиться к отдельным кадрам и сюжету в целом;
3 континуальность повествования (определенная последовательность во времени и пространстве) с одновременной фрагментарностью за счет кадрирования, что особенно удобно для изложения инструкций, алгоритмов действий, норм и правил поведения, кейсовых заданий и т. п.;
3 высокая эффективность понимания и запоминания изучаемого материала, в том числе за счет наличия иллюстраций, отображающих временные и причинно-следственные взаимосвязи;
3 воздействие на уровне нескольких каналов восприятия (соединение визуального и вербального) и удержание внимания;
3 привлекательность для детей, подростков и даже студентов;
3 стимулирование и поддержание мотивации к учебной деятельности;
3 обеспечение интерактивности образовательного процесса;
3 воздействие на эмоции, экспрессивность;
3 удобный с точки зрения решения разных образовательных задач формат: целостность (цельность), связность (когерентность), членимость и изолированность (замкнутость) текста комикса;
3 многозадачность, разнообразие заданий по воспроизведению, пониманию и творческому усвоению учебного материала комиксов;
3 персонализация образования, индивидуализация учебных заданий, возможность получения образовательного опыта, который подходит для каждого (в логике индивидуального образовательного маршрута);
3 равная интеллектуальная доступность комикса детям с разным уровнем развития, что делает их приемлемым средством обучения и воспитания в условиях инклюзивного образования [1; 3; 10].
Как подчеркивают некоторые российские исследователи, «комикс отвечает запросам современного мира, когда скорость — это требование, наглядность — правило, а доступность — закон... людьми лучше воспринимается броская, визуализированная информация, подающаяся маленькими фрагментами. Так привык функционировать мозг человека XXI века» [1, с. 64].
На наш взгляд, такая форма подачи материала может быть востребована в условиях инклюзивного образования, особенно в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аути-стического спектра (РАС). Совершенно очевидно, что формат комикса вполне уместен при составлении визуального макро- и микрорасписания для ребенка с РАС, причем в создании такого «комикса» может принимать участие и сам ребенок. Исследования свидетельствуют о том, что такого рода работу (включающую рисование комиксов) можно проводить с детьми 3-4 лет, поскольку она имеет высокую результативность в плане развития речи, коммуникативных навыков, активизации мыслительных процессов и повышения интереса ребенка с аутизмом к самим коррекционным занятиям [11].
В практике инклюзивного образования комикс зарекомендовал себя и как эффективный метод активизации познавательной деятельности учащихся с задержкой
психического развития (ЗПР). Установлено, что специально созданные комиксы, учитывающие уровень развития детей и их возможности, позволяют дифференцировать процесс обучения, снизить утомляемость учащихся с ЗПР, компенсировать имеющийся дефицит произвольного внимания. Работа по их содержанию способствует преодолению инертности мышления, повышению познавательного интереса, стимулирует речевое развитие за счет появления у детей естественной потребности поделиться своими впечатлениями [3]. Тем самым посредством комиксов решается целый комплекс обучающих и коррекционных задач (при условии использования заданий репродуктивного, поискового, аналитического и творческого характера). При этом формат комикса на основе одного и того же креолизованного текста позволяет давать детям совершенно разные виды работы. Характер обсуждаемых вопросов и выполняемых заданий зависит от уровня развития учащихся, что делает возможным максимально индивидуализировать процесс обучения, при этом не только учитывать уровень актуального развития, но и постоянно анализировать и расширять зону ближайшего развития, опираясь на нее впоследствии. Полагаем, что уже в дошкольном возрасте в условиях инклюзивного образования посредством комикса можно знакомить детей с ОВЗ с различными культурными практиками, предлагать алгоритмы действий в различных ситуациях и при решения разного рода задач.
Кроме того, существующие исследования и опыт педагогической практики дают нам основания говорить о еще одном варианте использования комиксов: самостоятельном создании учащимися собственных «учебников», формат которых может быть заимствован у комиксов. Заметим, что такая практика не является уникаль-
Совершенно очевидно, что формат комикса вполне уместен при составлении визуального макро- и микрорасписания для ребенка с РАС, причем в создании такого «комикса» может принимать участие и сам ребенок.
Несмотря на то что в систему российского образования комиксы пришли сравнительно недавно, идея их использования для детей (включая и дошкольников) в воспитательных и развивающих целях в нашей стране не нова.
ной и широко представлена, к примеру, в вальдорфской школе. На наш взгляд, она не будет лишней и в инклюзивной школе, выступая в качестве еще одного способа организации учебной деятельности и самостоятельной работы учащихся. Такой учебник в виде комикса может стать итогом изучения отдельных тем или разделов, являясь продуктом обобщения и систематизации полученных учеником знаний, где посредством визуального образа и краткого сопровождающего текста в виде развернутого повествования (по принципу раскадровки) излагается основная информация, которой автор может пользоваться и в дальнейшем.
Несмотря на то что в систему российского образования комиксы пришли сравнительно недавно, идея их использования для детей (включая и дошкольников) в воспитательных и развивающих целях в нашей стране не нова. Эту традицию в советские годы заложили детские периодические издания, одно из которых — журнал «Веселые картинки» [26]. С первого номера на его страницах постоянно печатались различные забавные и поучительные истории, расширяющие детский кругозор, объясняющие посредством рисунка «что такое хорошо и что такое плохо». Главными героями первых, а в дальнейшем постоянных комиксов были Веселые человечки: Карандаш и его друзья — Самодел-кин, Петрушка, Незнайка, Буратино, Чиполли-но, Дюймовочка и Гур-винек. Позднее появились и другие рисованные истории, которые создавали лучшие художники-карикатуристы, иллюстраторы детской литературы и аниматоры (В. Сутеев, Е. Кузьмин, Е. Кан, Ю. Федоров, М. Битный, М. Черемных и др.). Некоторые рисованные истории имели продолжение и выпускались сериями; встречались и такие, которые конструировались в виде загадок или с учетом творческой активно-
сти самого ребенка, привлечения его в качестве соавтора истории (например, в рубрике «Твой юмор», детям предлагалось придумать забавную подпись к карикатуре). По принципу комикса (только без баблов) были созданы и некоторые книжки для малышей («Три котенка» и «Цыпленок и утенок» В. Сутеева и др.), а также столь любимые несколькими поколениями детей диафильмы.
Весьма положительно относился к комиксам итальянский детский писатель Дж. Родари. В своей книге «Грамматика фантазии» он даже призывал читать комиксы, относя их к первому самостоятельному и внутренне мотивированному чтению ребенка, крайне полезному для его развития. Комикс предлагает ребенку увлекательную игру, поскольку он подобен «стенографической записи: чтобы получить текст, ее еще надо расшифровать» [23, с. 104]. Как справедливо полагал Дж. Родари, «чтобы восполнить пустоту между одним рисунком и другим, требуется сверхактивная работа воображения...» [там же]. Отсюда и развивающий эффект комикса: «воображение ребенка не остается пассивным, комикс его все время подстегивает, заставляет анализировать и синтезировать, классифицировать, делать вывод» [там же, с. 105].
Современные исследователи дополняют выводы Дж. Родари, говоря о том, что комиксы — это первая ступенька на пути ребенка к чтению.
Существует мнение, что неразвитость воображения препятствует становлению ребенка как читателя, и наоборот: «дети, которые любят читать и активно читают, — это дети, которые умеют воображать. Они не просто складывают буквы в слова, но постоянно создают поток некоего "внутреннего кино", сопровождающего читаемый текст» [25, с. 105]. В этой связи комиксы можно рассматривать как своего рода промежуточный этап при переходе от потребления визуальной информации к чтению, поскольку посредством комикса можно развивать и воображение
ребенка, и его внутреннюю мотивацию к чтению, чему уже есть экспериментальные подтверждения [21]. С помощью комиксов дети получают удовольствие от чтения, у них увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, развиваются наблюдательность и нарративный навык, они учатся понимать структуру истории (поскольку комиксы имеют четкую сюжетную линию, где причина и следствие, проблема и ее решение легко узнаваемы) и т. д. [14; 25]. Более того, дети, читающие комиксы, часто начинают придумывать и рисовать собственные истории — создавать новые сюжетные линии и новых персонажей, что способствует развитию творческого потенциала личности [21].
Вместе с тем есть специалисты, которые утверждают, что комиксы могут остаться для малыша всего лишь чередой ярких, но бесполезных картинок, так как дети, не умеющие читать, рассматривают комикс бездумно и рассказать о содержании просмотренных картинок не могут, поэтому многое зависит от выбора комиксов и характера участия взрослого (родителя, педагога). Чтобы правильно организовать работу с комиксом (например, предложить ребенку помочь какому-то персонажу разобраться в картинках, выложить их в правильной последовательности, составить по ним рассказ, найти ошибку, восстановить нарушенные причинно-следственные связи и др.), необходимо руководство взрослого [14]. В этом случае у ребенка будут развиваться речь, образное и логическое мышление, воображение, креативность.
Таким образом, в практике современного образования представителей цифрового поколения Z креолизованные тексты получают свою «новую жизнь», поскольку, как показывает анализ научной и методической литературы, комиксы и ка-
ЛИТЕРАТУРА _
рикатуры обладают многофункциональным потенциалом, выступая в качестве эффективных дидактических и воспитательных методов и средств, стимулирующих познавательное и личностное развитие. При этом доказана целесообразность их использования как в работе с детьми дошкольного возраста, так и в процессе школьного обучения, включая практику инклюзивного образования. Будучи созвучными по своим педагогическим возможностям идеям личностно ориентированного подхода, комиксы и карикатуры способны обеспечить персонализацию образования, индивидуализацию образовательного маршрута для разных категорий детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому есть все основания полагать, что в ближайшее время креоли-зованные тексты комиксов и карикатур станут еще более востребованы в педагогической практике, а варианты их использования в образовательном процессе значительно расширятся.
Однако при всей привлекательности креолизованных текстов для решения задач обучения и воспитания современных детей важно понимать, что использование комиксов и карикатур в образовательном процессе не может рассматриваться в качестве ведущего и/или универсального средства и тем более исключать уже зарекомендовавшие себя методы и приемы. В интересах развития культуры в целом и каждой личности в частности образование должно способствовать повышению не только визуальной, но и вербальной компетентности подрастающего поколения, что невозможно осуществить без полноценного чтения художественных и научных текстов.
Чтобы правильно организовать работу с комиксом, необходимо руководство взрослого. В этом случае у ребенка будут развиваться речь, образное и логическое мышление, воображение, креативность.
1. Авдеева, Т. И. Комикс как современная технология обучения / Т. И. Авдеева, М. И. Высокос, С. И. Зыкова // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 3. — С. 64—67.
2. Айнутдинов, А. С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук /А. С. Айнутдинов. — Екатеринбург, 2010. — 20 с.
3. Архипова, Л. М. Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения истории /Л. М. Архипова // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — Том 2. — № 4. — С. 106—110.
4. Блинова, Ю. Л. Мультимодальные арт-технологии как средство актуализации познавательной активности младших школьников / Ю. Л. Блинова // Мир науки. — 2017. — Том 5. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/103PSMN617.pdf (дата обращения: 08.08.2021).
5. Воронина, О. А. Карикатура как вид креолизованного текста / О. А. Воронина // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. — 2009. — № 2. — С. 14—18.
6. Гаврилова, Л. Г. Некоторые особенности работы с политической карикатурой / Л. Г. Гаврилова // Дидактический сервер. — 2013. — № 4 (16). — С. 6—12.
7. Григорьева, Н. Ю. Комикс как креолизованный текст / Н. Ю. Григорьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. — 2013. — Том 10. — № 1. — С. 19—111.
8. Громова, Н. С. Функциональная специфика креолизованного текста в интернете / Н. С. Громова // Язык и культура. — 2014. — № 11. — С. 140—144.
9. Докука, С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука // Общественные науки и современность. — 2013. — № 2. — С. 169—176.
10. Донина, И. А. Образовательный потенциал комиксов: исторический контекст / И. А. До-нина, А. С. Шустров // Педагогический вестник. — 2019. — Выпуск 7. — С. 36—38.
11. Евлампиева, Г. А. Опыт развития коммуникативных навыков у аутичных детей с помощью рисования комиксов / Г. А. Евлампиева // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2017. — Том 27. — Выпуск 1. — С. 117—122.
12. Кибрик, А. А. Мультимодальная лингвистика / А. А. Кибрик // Когнитивные исследования : сборник научных трудов. — Москва : Институт психологии РАН, 2010. — С. 135—152.
13. Клушина, Н. И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000—2008 гг.) : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Н. И. Клушина. — Москва, 2008. — 57 с.
14. Комикс в образовании: есть ли польза для дела? // Народное образование. — 2002. — № 9. — С. 131—143.
15. Костромина, С. Н. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении / С. Н. Костромина, Д. С. Гнедых // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2015. — № 2. — С. 5— 14.
16. Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. — Санкт-Петербург : Речь, 2001. — 256 с. — ISBN 5-9268-0072-2.
17. Лихолетов, В. В. Анекдот и карикатура в системе средств обучения технологиям творчества / В. В. Лихолетов // Мир науки. — 2017. — Том 5. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN517.pdf (дата обращения: 07.08.2021).
18. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. — Москва : ЛКИ, 2008. — 416 с. — ISBN 978-5-382-00433-4.
19. «Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно» : интервью с Анной Варга [беседовала Ю. Фуколова] // Harvard Business Review — Россия : сайт. — URL: https://hbr-russia.ru/ biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a18445/ (дата обращения 07.08.2021).
20. Обоимова, Р. В. Карикатура на уроках истории / Р. В. Обоимова//Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 594—596. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70133/ (дата обращения: 28.07.2021).
21. Пляцек, Н. А. Комикс: от «веселых картинок» — к вдумчивому чтению? / Н. Пляцек // Роль чтения в развитии личности ребенка : материалы межвузовского круглого стола : сборник. Выпуск 5 / составитель
А. В. Березина. — Москва : РГДБ, 2021. — С. 42—48.
22. Политика, О. И. Мультимодальный подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / О. И. Политика. — Санкт-Петербург, 2003. — 23 с.
23. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Сказки по телефону / Дж. Родари. — Алма-Ата : Мектеп, 1982. — 208 с.
24. Фельдштейн, Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы / Д. И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. — 2010. — № 2 (4). — С. 6—11.
25. Читатель в городе. Город как учебник — город как мастерская — город как место для творчества : коллективная монография / под редакцией Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. — Москва : Библиомир, 2017. — 248 с. — ISBN 978-5-9500720-1-7.
26. Шиленко, О. Р. Традиции детского журнала в России: преемственность и уникальность журнала «Веселые картинки» / О. Р. Шиленко // Человек в мире культуры. — 2017. — № 4. — С. 133—141.
27. Kocaman, G. I. The Effects of Caricature-based Applications on the Preschool Children's Emotional Intelligence / G. I. Kocaman, Akran S. Koc. — DOI: 10.14689/enad.26.9 // Journal of Qualitative Research in Education. — 2021. — № 26. — Р. 198—230.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
В. В. ГОРБАЧЕВ,
кандидат педагогических наук,
начальник кафедры психологии
и педагогики Нижегородской академии
МВД России
дуу02121977@mail. ш
В. В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России
Статья посвящена специфике организации и проведения патриотического воспитания лиц, обучающихся в суворовских военных училищах системы образовательных организаций МВД России. Дается краткий анализ субъектов патриотического воспитания в правоохранительных обще-