Психологический аспект
образовательной u и воспитательной среды
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМИКСОВ И КАРИКАТУР: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР *
Л. Э. СЕМЕНОВА, доктор психологических наук,
профессор кафедры общей и специальной психологии НИРО, профессор кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО ПИМУ (Нижний Новгород) [email protected]
Данная статья является продолжением аналитического обзора научной и методической литературы по проблеме психолого-педагогического потенциала креолизованных текстов комикса и карикатуры. В ней рассматриваются возможности и варианты использования этих видов креолизованных текстов в сфере психологической практики, в том числе в диагностической и консультативной работе педагога-психолога. Особое внимание уделяется процессу оказания психологической помощи детям и подросткам.
This article is a continuation of the analytical review of scientific and methodological literature on the problem of the psychological and pedagogical potential of creolized texts of comics and cartoons. It discusses the possibilities and options for using these types of stylized texts in the field of psychological practice, including in the diagnostic and advisory work of a teacher-psychologist. Special emphasis is placed on the process of providing psychological assistance to children and adolescents.
Ключевые слова: креолизованный текст, карикатура, комикс, психологическая практика, психодиагностика, психоконсультирование, дети и подростки
Key words: creolized text, cartoon, comics, psychological practice, psychodiagnostics, psychological counseling, children and adolescents
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и AHO ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31335.
Мы продолжаем начатое в предыдущей статье * рассмотрение возможностей использования крео-лизованных текстов комиксов и карикатур в психолого-педагогической практике.
Основываясь на результатах анализа исследовательских данных и практического опыта научной и методической литературы, можно констатировать, что в системе современного образования одним из наиболее востребованных методов обучения и воспитания становится использование комикса и карикатуры, поскольку они обладают широкой функциональностью, вариативностью применения и соответствуют психологическим особенностям и возможностям воспитанников и учащихся — представителей нового цифрового поколения Z [1; 3; 4; 5; 7; 14]. При этом перечень предлагаемых вариантов их применения в образовательной практике, включая инклюзивное образование, весьма разнообразен:
3 сочинение историй по предложенному комиксу или карикатуре;
3 «озвучивание» рисунков — составление монологов и диалогов героев комикса и карикатуры;
В вопросе применения комиксов и карикатур в образовательной практике важно придерживаться «золотой середины» и не впадать в крайности, заменяя креолизован-ными текстами обычные, а также традиционные дидактические методы и средства.
комикса или деталей карикатуры;
3 сочинение загадок по содержанию карикатуры или в виде комикса;
3 исправление нарушенной логики комикса и внесение своих изменений в карикатуру (изображение или текст);
* См. статью «Образовательные возможности комиксов и карикатур: аналитический обзор» в № 3 журнала «Нижегородское образование» за 2021 год.
3 составление биографии в картинках — описания жизни известной или субъективно значимой личности (писателя, художника, правителя, военного, политика, ученого и т. п.);
3 восстановление недостающих кадров — пропущенных фрагментов
3 составление отчета о проделанной работе или описание правил и алгоритма инструкций в виде комикса;
3 ответы на предложенные вопросы по содержанию комикса и карикатуры и т. д.
Вместе с тем мы согласны с мнением тех специалистов, которые утверждают, что при всех преимуществах использования комиксов и карикатур в качестве новых интерактивных методов, существует реальная опасность «застревания» личности на креолизованных текстах, то есть появления привычки, которая может привести к неспособности визуализировать смысл в обычном тексте без сопровождающих иллюстраций. Поэтому в вопросе применения комиксов и карикатур в образовательной практике важно придерживаться «золотой середины» и не впадать в крайности, заменяя креолизованными текстами обычные, а также традиционные дидактические методы и средства.
Более того, судя по анализу научной и методической литературы, в нашей стране существует мнение, иллюстрирующее скептическое и даже критическое отношение к развивающему потенциалу креолизованных текстов, прежде всего, комиксов [4]. Как правило, их обвиняют в ущербности, неполноценности, разрушительном влиянии на формирующуюся личность ребенка. При этом основные опасения относительно использования комиксов чаще всего связывают с примитивностью их содержания, исключающего необходимость думать, излишней простотой, не требующей большого умственного напряжения и т. п. [15]. То есть, как подчеркивают некоторые исследователи, речь в данном случае идет о таком типе комиксофобии, как «страх содержания», которое прочно ассоциируется с формой комикса, и производном от этого страха еще одном типе комиксофо-бии — несоответствия формы и содержания [15]. Другими словами, скептики и критики нередко просто путают форму и содержание комикса, что, разумеется, не одно и то же. В этом плане проблема комикса в России во многом напоминает
проблему тестирования в 30-х годах XX века, когда справедливо предвзятое отношение к содержанию и вариантам использования определенных тестов перешло в общее негативное отношение к самому феномену и привело в итоге к запрету тестирования как такового.
И в комиксах, и в карикатурах важно разделять форму и содержание и четко разводить «что» сообщается и «как» сообщается. По сути, карикатура и комикс — это всего лишь способы упаковки культурных символов, смыслов и идей, в которых можно подавать любое содержание. Карикатура и комикс не только оказались эффективным образовательным средством, но и продемонстрировали свою состоятельность в освещении многих социально важных тем и психологических проблем, таких как расизм, сексизм, эйд-жизм, насилие, интернет-зависимость, кон-сьюмеризм, нездоровый образ жизни и т. п.* [8], обсуждать которые можно как со школьниками, так (в ряде случаев) и с дошкольниками.
Кроме того, в литературе представлен опыт работы с комиксами в колониях для несовершеннолетних [2], где их использование имеет определенную специфику, которая заключается не столько в восприятии комиксов, сколько в их создании самими воспитанниками (включая комиксы о самих себе) и дальнейшей работы с этим материалом. Такая работа с несовершеннолетними правонарушителями, с одной стороны, позволяет лучше понять их внутренний мир, субъективное видение ключевых жизненных событий, а с другой — стимулирует развитие их рефлексии, побуждает к переосмыслению опре-
* Карикатуры Себастьяна Пытки (https:// rusevik.ru/news/331812), Стива Каттса (https:// pikabu.ru/story/stiv_katts_chelovek_i_schaste_6901772) и Херлуфа Бидструпа (https://anthropology-ruUivejournal.com/180681.html); комиксы Annie Erskine (https://www.b17.ru/blog/280609/), Юлии Лапиной и Ленни Меньшиковой (https://www.b17.ru/blog/119010/) и др.
деленных моментов собственной жизни и переоценку ценностей, что способствует позитивным личностным изменениям воспитанников колонии.
Также имеются экспериментальные доказательства положительного влияния использования карикатур с целью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [20]. В частности, исследователями установлено, что работа с карикатурами повышает восприимчивость дошкольников к социальным объектам, помогает развивать у них навыки общения, решения проблем социального взаимодействия, сопереживание и чувство юмора.
Остановимся более подробно на возможностях использования креолизованных текстов в сфере психологической практики, где их форма и функциональный потенциал являются однозначно уместными.
Как подчеркивают некоторые специалисты, современное российское общество становится все более психологическим. Растет потребность населения в психологическом знании, решении психологических проблем и, как следствие, увеличивается запрос на психологическую помощь, тогда как сама психологическая практика оказывается важной составляющей психологического знания [12; 17]. При этом постоянно осуществляется поиск наиболее эффективных методов и средств для работы с разными категориями клиентов, включая детей и подростков. Оказалось, что психологический потенциал крео-лизованных текстов наиболее востребован именно в работе с несовершеннолетними клиентами.
Так, определенным диагностическим потенциалом обладают субъективные оценки клиентом содержания специально предложенной карикатуры, его размышления о том, почему тот или иной человек или какая-то ситуация стали предметом осмеяния. Также весьма эффективным диагно-
Работа с карикатурами повышает восприимчивость дошкольников к социальным объектам, помогает развивать у них навыки общения, решения проблем социального взаимодействия, сопереживание и чувство юмора.
Формат комикса можно рассматривать в качестве вполне эффективного средства коммуникации психолога и клиента в процессе консультирования в рамках ин-тегративного подхода.
стическим средством (начиная с подросткового возраста) может являться рисуночная методика, предполагающая создание клиентом карикатуры (шаржа), в том числе на себя, по результатам анализа которой психолог может получить некоторую информацию о характере отношения клиента к определенным людям, ситуациям и себе, приблизиться к пониманию причин такого отношения.
Еще одним вариантом проективной диагностики, вполне подходящим и для работы с детьми, является методика «Bubbles» («Пузыри», «Облака»), имеющая форму комикса, точнее креолизован-ного текста в виде раскадровки или рисованных историй. Данная методика заключается в том, что в специально подобранных или созданных психологом (в зависимости от цели индивидуальной диагностики) рисунках с изображением различных ситуаций и людей (для дошкольников — животных), необходимо заполнить находящиеся рядом пустые баблы (облака), обозначающие речь и/или мысли, то есть придумать и вписать (или сообщить) то, что персонаж говорит или думает в той или иной ситуации [11]. Другими словами, в этом случае речь идет об использовании техники «озвучивания» рисунков — составления монологов и/или диалогов героев креолизованный текстов комикса или карикатуры. Спектр применения такой методики довольно широк: диагностика специфики восприятия той или иной ситуации, уместного, с точки зрения клиента, вербального поведения в этой ситуации и истинного отношения к ней и т. п.
Кроме этого, в варианте креолизован-ного текста по принципу раскадровки, то есть создания серии взаимосвязанных по смыслу рисунков, можно видоизменить и расширить многие известные рисуночные методики («Несуществующие животное», «Автопортрет», «Рисунок семьи», «Прият-
ное/неприятное воспоминание» и др.), а также методики автобиографии, то есть самопрезентации клиентом своего жизненного пути (или значимых жизненных событий) посредством придания визуально-вербальной формы посредством иллюстраций — рисунков, фотографий и комментариев к ним. В последнем случае, как рекомендуют некоторые авторы, темы могут формулироваться исходя из конкретного жизненного контекста и задач психодиагностики («Я в детстве — я сейчас»; «Я до ссоры — я после ссоры»;
«Перед, во время, после......(контрольной)»;
«Мое прошлое, настоящее, будущее»; «Моя дорожная карта» и др.) [18].
Вместе с тем формат комикса можно рассматривать в качестве вполне эффективного средства коммуникации психолога и клиента в процессе консультирования в рамках интегративного подхода.
Как известно, процесс консультирования детей и подростков с позиций интег-ративного подхода включает пять фаз [9]:
3 знакомством ребенка с консультантом;
3 проявление и осознание эмоций, когда ребенок начинает рассказывать психологу о том, что его беспокоит;
3 фаза размышлений, когда с помощью психолога ребенок начинает задумываться над тем, что можно изменить в его ситуации;
3 фаза изменений, в которой ребенок пересматривает свои взгляды на сложившуюся ситуацию, находит в ней не только отрицательные, но и положительные стороны, а также продумывает конструктивные варианты возможных изменений негативных моментов ситуации;
3 фаза действий, в которой происходит отработка положительных паттернов поведения, принятие решения и «подстройка к будущему», то есть ребенку оказывается помощь в осознании того, где и как можно использовать полученный в процессе консультирования опыт.
Полагаем, что комиксы могут стать одним из инструментов работы психолога-
консультанта на каждом из вышеперечисленных этапов:
3 при знакомстве в начале разговора для установления раппорта;
3 в качестве предоставляемой ребенку приемлемой формы выражения его эмоций;
3 для отражения, визуализации реальных изменений и их возможных последствий;
3 для осмысления положительных и отрицательных моментов своей ситуации, поиска путей выхода из нее, расширения поведенческого репертуара и жизненного опыта ребенка.
Чтобы решить основные задачи консультирования детей и подростков в рамках интегративного подхода, детские психологи Г. Б. Монина и Е. К. Лютова-Робертс предлагают во многом близкую к креолизованным текстам технику использования плакатов и картинок. Эти плакаты и картинки служат отправной точкой — своего рода мостиком для выстраивания диалога психолога с ребенком, обсуждения разных ситуаций, эмоций героев и переживаний самого ребенка. Кроме того, согласно предложенной технике, по итогам обсуждения ребенок записывает или рисует на карточках свои ответы и размещает их на плакате [9].
В психологическом консультировании применяется и собственно техника «Рассказ в картинках», которая помогает рассмотреть какую-либо проблему в динамике, воссоздать цепочку обстоятельств, поступков и их следствий. В результате этого клиент начинает лучше осознавать свое отношение к происходившему, настоящему и будущему и может изменить это отношение. Считается, что особую ценность эта техника имеет в работе с лицами, которые затрудняются дать вербальное описание событий или чувств (чаще всего это дети), поскольку они обычно гораздо охотнее описывают словами то, что уже нарисовали, предлагая свою версию происходящего и выражая свое отношение к нему [6; 16]. Соответственно,
задача психолога в процессе использования этой техники оказать ребенку помощь в вербализации осознанной информации и связанных с ней переживаний; осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются ребенком как опасные для него (страх, болезнь и т. п.); формировании у него новых интересов, значимых для его дальнейшего психосоциального развития. При этом комбинация визуальной и вербальной информации (то есть когда ребенок одновременно рисует и дает словесное описание нарисованному) обеспечивает психологу интегральный способ понимания клиента, в котором визуальное повествование служит базой и катализатором речевых сообщений.
Один из вариантов арт-терапевтиче-ской техники «рассказ в картинках» предложила детский психолог И. М. Никольская [13]. Ее метод «Серийных рисунков и рассказов» предназначен для диагностики и коррекции внутреннего мира детей младшего школьного и подросткового возраста в процессе психологического консультирования. Исходя из самого названия, становится понятным близость этого метода, его формата к такому виду креолизован-ного текста, как комиксы (только без юмористического содержания). По свидетельству И. М. Никольской, проективный характер метода серийных рисунков и рассказов облегчает контакт между психологом и ребенком, делает зримыми для взрослых значимые проблемы детей и их ресурсы, выявляет процессы адаптации ребенка к стрессовым ситуациям и одновременно обеспечивает ему опыт самораскрытия, создает условия для отреаги-рования психотравмирующих переживаний и помогает формированию его самосознания.
Автор указывает, что метод «Серийных рисунков и рассказов» применяется
В психологическом консультировании применяется и собственно техника «Рассказ в картинках», которая помогает рассмотреть какую-либо проблему в динамике, воссоздать цепочку обстоятельств, поступков и их следствий.
При использовании подобного рода методик «ребенок переносит на бумагу свои беспокойство и напряжение, учится словами дифференцировать и обобщать переживания, рассказывать собеседнику о том значимом, что происходит в его внутреннем мире.
однократно, то есть все рисунки и рассказы создаются в течение одного сеанса: ребенку предлагают создать серию проективных рисунков на заданные темы, а затем составить в диалоге с психологом устные или письменные рассказы о том, что изображено на рисунках, и сделать к ним соответствующие подписи. Однако полученные материалы могут использоваться в работе с ребенком на других сеансах в течение длительного времени — для более детальной проработки вскрытых проблем и отслеживания динамики происходящих изменений.
Диалоги с ребенком в процессе составления рассказа по рисунку базируются на нарративном (повествовательном) подходе [22; 23]. Особенность таких нарративных рассказов заключается в том, что их смысл зависит не от реальности, а от ее интерпретации рассказчиком и слушателем (смысл истории для двух участников диалога возникает в процессе повествования и обретается ретроспективно, после того, как событие, о котором повествуется, уже произошло). Нарратив рассказчика (ребенка) взаимодействует с нарративом слушателя (психолога). Последний по-новому интерпретирует текст и придает ему новые значения, предлагая позитивные культурные практики (сюжет истории по ходу диалога меняется в позитивном, оптимистичном направлении, что позволяет ребенку обрести уверенность в завтрашнем дне). Таким образом, результатом применения метода серийных рисунков и рассказов становится осознание и отреагирование ребенком своих проблем посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком.
По словам специалистов, при использовании подобного рода методик «ребенок переносит на бумагу свои беспокойство и напряжение, учится словами дифференци-
ровать и обобщать переживания, рассказывать собеседнику о том значимом, что происходит в его внутреннем мире. Такая работа не только способствует развитию детского самосознания, но также содержит в себе терапевтический эффект, помогая отреагировать внутренние конфликты и принять факт нормализации своего состояния» [18, с. 239].
И. М. Никольская подчеркивает, что рисунки и рассказы по ним позволяют психологу лучше познакомиться с ребенком, исследовать его представления о себе и своем ближайшем окружении (семье, школьном классе и т. п.), осуществить «присоединение» и помочь настроиться на работу, выявить отрицательные переживания ребенка и связанные с ними трудные жизненные ситуации, внутриличностные и межличностные конфликты, защитные механизмы и стратегии совладания, создать благоприятные условия для отреагирова-ния маленьким клиентом своих отрицательных эмоций либо отчуждения от них, снять возникшее у него напряжение, зарядить оптимизмом и чувством уверенности в себе, обеспечить позитивный настрой на настоящее и помочь ребенку сконструировать образ позитивного будущего, усилить терапевтический эффект [13].
Более того, некоторые авторы отмечают целесообразность использования метода серийных рисунков и рассказов в процессе детско-родительского консультирования [18].
Существует и собственно арт-терапев-тическая техника «Комиксы», которую некоторые зарубежные и отечественные психологи рекомендуют для индивидуального консультирования не только детей и подростков, но и взрослых, и считают уместной при наличии у клиентов сопротивления [10; 19; 21]. В частности, К. Малчиоди предлагает играть в «комиксы» с резистентными детьми: создателем комикса в этом случае является психолог, который рисует все, что хочет и говорит ему ребенок. Такой прием позво-
ляет заинтересовать ребенка процессом создания комикса, в том числе возможностью делать это самому, а также позволяет психологу создать сюжет, по которому можно продолжать серию комиксов, помогая ребенку сформулировать и решить проблему [21]. Возможен также вариант, когда ребенок переделывает (перерисовывает, дорисовывает) комикс психолога или когда психолог и ребенок рисуют и оживляют картинки комикса по очереди.
Е. Малицкая предлагает свои варианты рассматриваемой арт-терапевтической техники, среди которых модификация известного метода Э. де Боно «Шесть шляп» и ряд других техник, уместных для работы с клиентами разных возрастов [10].
Как можно видеть из приведенного обзора научной и методической литературы, креолизованные тексты по типу комиксов и карикатур оказываются вполне подходящими для использования в сфере психологической практики, а в первую очередь в работе с детьми и подростками, поскольку являются достаточно эффективными при решении целого спектра психологических задач, таких как:
3 установление контакта (раппорта)
психолога с клиентом, преодоление сопротивления клиента;
3 диагностика личностных особенностей, субъективной картины мира и образа Я клиента, его отношения к своему социальному окружению, различным событиям и т. п.;
3 достижение терапевтического эффекта в отреагировании проблемы, помощь в осознании своих ресурсов для ее решения;
3 психологическое просвещение по ряду актуальных тем и проблем, что особенно востребовано в работе с подрастающим поколением при организации и осуществлении психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Обобщая имеющийся психологический опыт, мы можем утверждать, что комикс и карикатура являются универсальным средством в работе профессионального психолога, а также педагога-психолога любой образовательной организации, поскольку открывают широкие возможности для модификации под решаемые задачи.
Комикс и карикатура являются универсальным средством в работе профессионального психолога, а также педагога-психолога любой образовательной организации, поскольку открывают широкие возможности для модификации под решаемые задачи.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Авдеева, Т. И. Комикс как современная технология обучения / Т. И. Авдеева, М. И. Высокое, С. И. Зыкова // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 3. — С. 64—67.
2. Воронкова, А. Комиксы и социальная тематика: опыт работы в школах, колледжах, закрытых образовательных заведениях / А. Воронкова // Изотекст : сборник материалов конференции исследователей комиксов / составители : А. И. Кунин, Ю. А. Магера. — Москва : Российская государственная библиотека для молодежи, 2016. — С. 29—35.
3. Донина, И. А. Образовательный потенциал комиксов: исторический контекст / И. А. Донина, А. С. Шу-стров // Педагогический вестник. — 2019. — Выпуск 7. — С. 36—38.
4. Комикс в образовании: есть ли польза для дела? : материалы «круглого стола» // Народное образование. — 2002. — № 9. — С. 131—143.
5. Корнишина, М. А. Функции креолизованных текстов в методике преподавания иностранного языка / М. А. Корнишина, М. В. Фоминых // Молодой ученый. — 2015. — № 10-5 (90). — С. 13—14. — URL: https:// moluch.ru/archive/90/18041/ (дата обращения: 07.08.2021).
6. Лебедева, Л. История выздоровления в картинках / Л. Лебедева, М. Киселева // Школьный психолог. — 2001. — № 3. — URL: https://psy.1sept.ru/index.php?year=2001&num=3 (дата обращения: 09.08.2021).
7. Лихолетов, В. В. Анекдот и карикатура в системе средств обучения технологиям творчества / В. В. Ли-холетов // Мир науки. — 2017. — Том 5. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN517.pdf (дата обращения: 07.08.2021).
8. Ломаско, В. Запретное искусство / В. Ломаско, А. Николаев. — Санкт-Петербург : Бум-книга, 2011. — 156 с. — ISBN 978-5-9902108-7-5.
9. Лютова-Робертс, Е. К. Психологический инструментарий в процессе консультирования / Е. К. Лютова-Робертс, Г. Б. Монина // Школьный психолог. — 2008. — № 9. — URL: https:// psy.1sept.ru/index.php?year=2008&num=9 (дата обращения: 09.08.2021).
10. Малицкая, Е. Комиксы как арт-решения : методическое пособие / Е. Малицкая. — Харьков, 2015. — 39 с.
11. Медведева, Е. Ю. Проективная методика bubbles в исследовании представлений студентов об образе России и Китая / Е. Ю. Медведева // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XIV Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана (Екатеринбург, 17—18 марта 2011 г.). Часть 4. — Екатеринбург : УрГУ, 2011. — С. 289—293.
12. Мироненко, И. А. Поп-психология, или О пользе науки / И. А. Мироненко // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 103—108.
13. Никольская, И. М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков : учебное пособие для врачей и психологов / И. М. Никольская. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 56 с. — ISBN 978-5-9268-1692-8.
14. Обоимова, Р. В. Карикатура на уроках истории / Р. В. Обоимова//Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 594—596. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70133/ (дата обращения: 28.07.2021).
15. Павловский, А. «Страх комикса»: комиксофобия в Советском Союзе / А. Павловский // Изотекст : сборник материалов конференции исследователей комиксов (19—20 мая 2016 г.) / составители : А. И. Кунин, Ю. А. Магера. — Москва : Российская государственная библиотека для молодежи, 2016. — С. 86—96.
16. Практикум по арт-терапии / под редакцией А. И. Копытина. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 448 с. — ISBN 5-8046-0184-9.
17. Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития / под редакцией А. Л. Журавлева, А. В. Юревич. — Москва : Институт психологии РАН, 2018. — 716 с. — ISBN 978-5-9270-0365-5.
18. Эйдемиллер, Э. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Эйдемиллер, И. Добряков, И. Никольская. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 216 с. — ISBN 5-9268-0204-0.
19. Handbook of Art Therapy / ed. by Cathy A. Malchiodi. — New York : Guilford Press, 2003. — 234 р. — ISBN 1572308095.
20. Kocaman, G. I. The Effects of Caricature-based Applications on the Preschool Children's Emotional Intelligence / G. I. Kocaman, A. S. Koc. — DOI: 10.14689/enad.26.9 // Journal of Qualitative Research in Education. — 2021. — № 26. — Р. 198—230.
21. Malchiodi, C. Understanding Children's Drawings / C. Malchiodi. — New York : Guilford press, 1998. — 252 р.
22. Peacock, J. L. The Narrated Self: Life Stories in Process / J. L. Peacock, D. C. Holland // Ethos. — 1993. — № 21 (4). — Р. 367—383.
23. White, M. Narrative means to therapeutic ends / M. White, D. Epston. — New York : WW Norton, 1990. — 220 р.