Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМИКСОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМИКСОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / КОМИКСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ / PRINCIPLE OF VISIBILITY / COMICS / EDUCATIONAL POTENTIAL / EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING STUDENTS TECHNOLOGY IN A MODERN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Шустров Андрей Сергеевич

В статье анализируются исторические предпосылки к появлению комиксов в России и за рубежом. Раскрываются понятия «комикс» и «образовательный потенциал». Приводятся мнения российских педагогов о скептической позиции в отношении образовательного потенциала комиксов в России. Рассматриваются примеры зарубежных научных работ, разработанных на основе комиксов. Раскрываются психолого-педагогические особенности применения комиксов как образовательного ресурса в процессе обучения школьников на уроках технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Шустров Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF COMICS: A HISTORICAL CONTEXT

The article analyzes the historical background to the emergence of comics in Russia and abroad. The concepts of “comics” and “educational potential” are revealed. The opinions of Russian teachers about skepticism regarding the educational potential of comics in Russia are given. Examples of foreign scientific works developed on the basis of comics are considered. The psychological and pedagogical features of the use of comics as an educational resource in the course of training of school students at technology lessons are revealed.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМИКСОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ»

УДК: 373

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМИКСОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

студент Шустров Андрей Сергеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Эффективность образовательного процесса в современной школе зависит от правильной и грамотной организации учебной деятельности школьника [5]. Основоположники научной педагогики Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. популяризировали принцип наглядности как один из главных принципов обучения. Они считали, что учебный текст, дополненный иллюстрациями, обеспечивает более эффективное восприятие школьниками осваиваемой информации. Именно поэтому применение средств наглядности в учебном процессе так важно и необходимо для обучения школьников [11]. Ярким, но по-прежнему не востребованным должным образом средством обучения являются комиксы, в которых многими педагогами-исследователями был выявлен образовательный потенциал.

Изложение основного материала исследования. По определению профессора Г.В. Онковича и кандидата педагогических наук А.Д. Онковича, комиксы (от англ. comic - смешной) понимаются, как рисованные истории, которые соединяют в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство [8]. Прежде всего, в комиксах необязательно должен присутствовать текст, существуют и «немые» - с интуитивно понятным сюжетом, в которых прямая речь чаще всего передаётся с помощью филактера - «словесного пузыря», который изображают в виде облака, выходящего из головы персонажа, - в случае изображения его мыслей.

В отечественной педагогической науке под образовательным потенциалом понимается совокупность знаний, умений, навыков, возможностей, предоставляемых образованием для наиболее эффективного функционирования общественной, демографической, социально-экономической и научно-инновационной системы [2; 4; 5].

Обращаясь к истории появления комиксов, следует начать с личности франкоязычного швейцарского художника Родольфа Тепфера, который в начале XIX века впервые изучил образовательный потенциал данного феномена. Кроме того, толчком для развития комиксов и их массового производства послужил первый полностраничный цветной комикс, разработанный Джозефом Пулитцером для газеты «The New York World», после появления которого цветные комиксы стали публиковать многие газеты.

Популярность комиксов как средства передачи информации в газетах и журналах стремительно выросла к началу ХХ века. Регулярные полосы появлялись в газетах крупных городов Америки. Как отмечает критик и историк комиксов Карл Мэйсек, комиксы получили широкое распространение уже в 20-е и 30-е годы ХХ в., применяясь в различных издательствах, в частности Marvel и DC Comics. В течение второй половины ХХ века комикс становится популярным предметом для коллекционирования, в связи с этим в 70-х американские комиксы стали основой для создания коллекции комиксов.

Прямым родоначальником комиксов в России считается русский лубок (лубки-календари, лубки-азбуки, лубки-травники), активно развивавшийся в XVII - XIX веках [9]. Сюжетами для русских лубков в основном выступали жития святых и художественные произведения, комично повествовавшие различные истории. Технология русского лубка становится очень популярной после революции 1917 года среди советских художников, которые изображали карикатуры в сатирических журналах. На сегодняшний день лубочная традиция сохранятся на агитационных и протестных плакатах, используемых на митингах [3].

Вопреки отрицательному отношению советских служб к появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов, отечественным писателям удалось создать и распространить собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в сборниках «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша». Из-за широкого распространения комиксографии советскими властями было принято единогласное решение запретить комиксы, назвав их «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», в котором активно стали использовать жанр комиксов.

Образовательный потенциал комиксов был выявлен, согласно профессору У.Д. Соунсу, в 30-е гг. ХХ века, когда комиксы набирают огромную популярность. А уже в 50-е годы ^в рамках сотрудничества Питтсбургского университета и исследовательской лаборатории на базе Нью-Йоркского университета в американские школы была внедрена еженедельная комикс-газета. Помимо этого, комиксы начали использовать в качестве дополнительной литературы для преподавания английского языка и литературы в школах.

Однако в обозначенный исторический период применение комиксов с образовательными целями вызывало критику со стороны ведущих учёных-педагогов. Критики утверждали, что система знаков, которая используется в комиксах, негативно сказывается на развитии чтения и выражении своих мыслей и чувств. Данное утверждение стало предметом психологических исследований медиапедагога П. Винтерхофф-Шпурка, результаты которых, по словам учёного, абсолютно его опровергают. В ходе данных исследований были выявлены основные характеристики, с которыми впоследствии проводились эксперименты медиапедагогами на предмет их использования в учебном процессе: соединение визуального и вербального, действия персонажей [1].

На сегодняшний день образовательный комикс является одной из самых популярных технологий изложения учебной информации в зарубежных странах. Например, в конце 2013 года в Киеве писателями братьями Капрановыми опубликовано уникальное издание отечественной истории в виде комиксов, при этом его содержание базируется на фактах, которые подтверждены первоисточниками. Ещё одним примером популярности жанра комиксов в образовательной среде является первая в истории образования графическая

докторская диссертация, которая стала основой для выпуска Издательством Гарвардского Университета комикса «Unflattening». Научная работа была посвящена изучению взаимосвязи между словесным и визуальным нарративом. Её автором является докторант Колледжа преподавателей Колумбийского университета Н. Соусанис [8].

Ярким примером визуальной передачи учебного материала являются образовательные манги. Ещё несколько лет назад было сложно представить, что японские комиксы будут иметь широкие образовательные возможности. Сборник из 11 книг доказывает читателю, что манга может помочь легко изучить сложные разделы из математики и физики (например, дифференциальные уравнения и теорию относительности).

В России несмотря на то, что многие современные педагоги отмечают высокий потенциал образовательных комиксов, в качестве наглядного материала на уроках и внеклассных мероприятиях комиксы до сих пор не используются. Это связано, в первую очередь, с тем, что большинство учителей консервативны, поэтому всё ещё следуют советской системе школьного образования, которая не предусматривает включение комиксов и других наглядных пособий как средств обучения школьников [6; 7].

Необходимо отметить, что в российской системе образования к эффективности образовательного комикса по-прежнему относятся скептически. Обсуждение образовательного потенциала комикса как средства обучения до сих пор носит исключительно эмоциональный характер и ведётся на уровне предположений. Многие педагоги обвиняют комиксы в ущербности и разрушительном влиянии на формирующуюся личность учащегося, не обосновывая свои обвинения конкретными доказательствами и примерами из школьной практики. В. Гуружалов объясняет такое отношение российских педагогов к комиксам тем, что, в силу сложившихся исторических традиций, русские люди являются читающей нацией, а все «явления» американской культуры, такие как комиксы, «расшатывают» эти традиции [6].

Однако есть педагоги, которые считают, что передача учебной информации с помощью комиксов имеет массу преимуществ. Так, С. Максимова убеждена в том, что комиксы имеют преимущество перед другими традиционными учебными средствами, в частности, перед учебными фильмами. В отличие от продолжительного времени фильма комикс делится на фрагменты, в результате чего человеку не нужно успевать за заданным в фильме темпом [6]. И. Арзамасцева считает, что благодаря комиксу практически любой процесс или явление можно рассредоточить и объяснить его наглядно, на сущностной основе. Кроме того, автор говорит о том, что, рассматривая и изучая комикс, школьник усвоит учебную информацию намного эффективнее, т. к. её эмоционально окрашенное содержание затронет чувства обучающегося [6].

Важным вопросом для нас является рассмотрение образовательной области «Технология» в качестве базы исследования уровня эффективности образовательных комиксов как средства обучения. На уроках технологии учащиеся по-прежнему вынуждены тратить огромное количество времени на изучение учебной информации, которая предлагается в учебниках в большом объёме. Для изучения данного предмета такой объём не требуется, поскольку учащимся необходимо иметь лишь представление о той или иной технологии, для того чтобы приступить к освоению практических умений. Учебный процесс должен быть построен на сочетании наглядности с объяснением учителя и беседами, направленными на разъяснение сущности изучаемых объектов. При этом учителю совсем не обязательно индивидуально демонстрировать рабочие приёмы выполнения операций. Если обучение школьников будут сопровождать наглядные пособия, которые визуально, подробно и увлекательно демонстрируют процесс выполнения работы, то они будут способны самостоятельно начать проектировать изделие, а роль учителя на уроке будет сведена лишь к роли консультанта. В качестве средств обучения на уроке технологии должны быть задействованы цифровые интернет-ресурсы, яркая символика и увлекательные картинки с минимальным количеством информации. Такое построение учебно-воспитательного процесса обеспечит его эффективность за счёт меньшей траты времени учащимися на изучение теории и большего использования учебного времени для практического освоения учебного материала.

Выводы. Анализ литературы по проблеме использования комикса в качестве доступно и просто изложенного источника полезной информации, позволяющего в нужный момент сократить количество времени на чтение и рассмотрение того или иного вопроса, позволил определить его существенное значение в повышении мотивации к обучению учащихся на уроках технологии. Исторические предпосылки к принципиально новому пониманию функции комиксов (такие, как русский лубок, японские манги) определили их особое место среди инновационных средств обучения нового поколения. Учёные обращали особое внимание на определённые характеристики комиксов, которые концентрируют интерес читателей к их содержанию. К таким характеристикам они относят: вербальное произведение, передающее диалог персонажей; максимальная простота восприятия текстовой информации; эмотивность и экспрессивность; различный угол зрения, придающий комиксу динамики восприятия с целью воссоздания континуальности повествования; цветовая гамма как средство прямого воздействия на эмоции читателя; идеограмматизация знаков препинания [10].

Воздействие на школьника всеми вышеуказанными характеристиками комикса сформирует у него устойчивый интерес к изучению содержания учебной информации, кратко, но содержательно излагаемой в комиксах по технологии. Образовательные комиксы будут рассматриваться в качестве альтернативного дополнения к традиционным средствам обучения. Исходя из этого, образовательные комиксы будут выступать в роли дидактической составляющей обучения, обеспечивающей высокое качество учебно-воспитательного процесса.

Аннотация. В статье анализируются исторические предпосылки к появлению комиксов в России и за рубежом. Раскрываются понятия «комикс» и «образовательный потенциал». Приводятся мнения российских педагогов о скептической позиции в отношении образовательного потенциала комиксов в России. Рассматриваются примеры зарубежных научных работ, разработанных на основе комиксов. Раскрываются психолого-педагогические особенности применения комиксов как образовательного ресурса в процессе обучения школьников на уроках технологии.

Ключевые слова: принцип наглядности, комиксы, образовательный потенциал, эффективность образовательного процесса, обучение школьников технологии в современной школе.

Annotation. The article analyzes the historical background to the emergence of comics in Russia and abroad. The concepts of "comics" and "educational potential" are revealed. The opinions of Russian teachers about skepticism regarding the educational potential of comics in Russia are given. Examples of foreign scientific works developed on the basis of comics are considered. The psychological and pedagogical features of the use of comics as

an educational resource in the course of training of school students at technology lessons are revealed.

Keywords: the principle of visibility, comics, educational potential, the effectiveness of the educational process, teaching students technology in a modern school.

Литература:

1. Волынкина С.В. Возможности мультимедиа в обучении русскому языку и культуре речи / С.В. Волынкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 43-46.

2. Бекирова Э.Ш. Проблема определения компонентов готовности будущего педагога к осуществлению воспитательной деятельности / Э.Ш. Бекирова // Педагогический вестник. - Научный журнал: -Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. - Вып. 3. - С. 7-8.

3. Громов Ф.Ю. Обращение к «примитиву» и судьба «потешной картинки» в XXI веке / Ф.Ю. Громов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - Т. 192. - 2012. - С. 47

4. Донина И.А. Высшее образование в России: история и современность: коллективная монография / Донина И.А. и др.; под ред. А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 453 с.

5. Донина И.А. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография / Донина И.А. и др.; под ред. А.Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 548 с.

6. Кушнир А.И. Комикс в образовании: есть ли польза от дела? / А.И. Кушнир // Научно-методический журнал «Народное образование». - 2002. - № 9. - С. 131.

7. Лях Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю.А. Лях // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 37-51.

8. Онкович Г.В. Комикс как средство медиаобразования / Г.В. Онкович, А.Д. Онкович // Медиаобразование. - 2016. - №2. - С. 52 - 60.

9. Рыльская Т.П. Образная сфера русских лубочных картинок / Т.П. Рыльская, Г.В. Рыльский // Общество: философия, история, культура. — 2011. — №1-2. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraznaya-sfera-russkih-lubochnyh-kartinok (дата обращения: 25.03.2019)

10. Столярова Л.Г. Анализ структурных элементов комикса / Л.Г. Столярова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2010. - №1. - С. 383 - 388.

11. Шустров А.С. Образовательные комиксы как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках технологии / А.С. Шустров, П.А. Петряков // Сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы». - Великий Новгород. - 2018. - С. 204-208.

УДК: 372.8

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОМАШНЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРАКТИКУМА ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Зенцова Инна Михайловна Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск)

Постановка проблемы. Перед выпускниками основной школы стоит задача самоопределения в отношении их дальнейшего образования. Профильный уровень обучения физике выбирается исходя из интереса и способностей обучающихся. Он направлен на их подготовку к дальнейшему профессиональному образованию. Принятие данного решения должно осуществляться школьниками осознанно и ответственно.

Проблема предпрофильной подготовки в области теории и методики обучения физике обсуждается такими исследователями как Е.А. Карпухина [1], Н.В. Ключникова [2], В.Ю. Проклова [3], Н.С. Пурышева [4], Р.Я. Симонян [5] и др.

В г. Соликамске Пермского края при оценивании готовности выпускников основной школы к выбору профильного уровня обучения физике в старших классах было выявлено, что низкий уровень готовности наблюдается у половины школьников, средний уровень - у 37% учащихся, высокий уровень - у 13% выпускников основной школы.

Среди главных причин невысокой готовности учащихся к выбору профиля следует отметить: недостаточно высокий уровень подготовленности учителей; отсутствие соответствующих учебных пособий по элективным курсам; недостаточное внимание к анализу познавательных интересов школьников; неполнота ориентировки учащихся в профилях обучения; пренебрежение диагностикой готовности к обучению на профильном уровне и интерпретацией ее результатов.

Сказанное свидетельствует о том, что проблема предпрофильной подготовки не потеряла своей актуальности.

Изложение основного материала исследования. Стандартом образования ведущей формой предпрофильной подготовки определены элективные курсы. В систему элективных курсов предлагается включить домашний экспериментальный практикум, который рассматривается как самостоятельная форма учебных занятий по физике.

В результате анализа организации домашних экспериментальных заданий было выявлено, что основными недостатками являются: отсутствие системного подхода к организации домашнего эксперимента; недостаточность доступных дидактических материалов и недостаточное применение современных средств ИКТ.

При разработке системы экспериментальных заданий практикума была обозначена проблема оптимального объема этих заданий и обеспечения их необходимого разнообразия. Отметим, что требование видового разнообразия физического эксперимента определено ФГОС основного общего образования.

Экспериментальные задания преимущественно формировались в соответствии с их видовым разнообразием в физике как области научного знания, то есть: 1) по месту в системе научного познания, 2) познавательной цели, 3) средствам и технологии постановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.