УДК: 372.862
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени ЯрославаМудрого» (г. Великий Новгород); магистрант кафедры технологического и художественного образования Шустрое Андрей Сергеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имениЯрослава Мудрого» (г. Великий Новгород)
Постановка проблемы. Профессиональная деятельность современного учителя на уроке должна сопровождаться использованием ряда инновационных образовательных технологий, благодаря которым учебно-воспитательный процесс станет богаче, многообразнее и продуктивнее. Однако применяемые в современной школе учебники и учебные пособия, как правило, перегружены теоретическими сведениями и недостаточно полно иллюстрированы. Таким образом, в современной педагогической практике школ по-прежнему существует проблема перенасыщения учебников большими объёмами учебной информации с низкой степенью использования принципа наглядности, а также проблема недостаточной реализации инновационных образовательных технологий с применением визуальных средств обучения, повышающих заинтересованность школьников к изучаемому предмету.
Изложение основного материала исследования. Современная образовательная парадигма предполагает поиск педагогами инновационных технологий, методов и форм организации образовательного процесса [1; 3; 5; 9; 10]. Одним из новейших образовательных визуальных средств обучения являются образовательные комиксы. Комиксы (от англ. comic - смешной) - наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями [2]. Кроме того, комиксы понимают как серию рисунков с краткими текстами, образующую связное повествование [4]. На основе данных дефиниций понятия «комиксы» необходимо сформулировать понятие «образовательные комиксы». Образовательные комиксы - это инновационное средство обучения, выступающее в роли дополнения к традиционным методам обучения, в форме визуализированных проблемных ситуаций, представленных в виде логически взаимосвязанных кадров, которые рассредоточивают проблему на отдельные структурные элементы, фокусирующие внимание школьника на сущностной основе сюжета, тем самым активно развивая его мыслительную деятельность.
Целесообразность использования образовательных комиксов в последние десятилетия представляет широкий интерес у педагогов-исследователей. Например, американский специалист К. Тиллей придерживается точки зрения, что комиксы гораздо сложней некоторых других жанров литературы. По мнению специалиста, критический настрой взрослых в отношении комиксов происходит из убеждения, что дети просто смотрят картинки и не уделяют внимания тексту, а это вовсе не так [8]. Другие учёные, в частности, С. Грахам отмечает, что чтение комиксов в образовательных целях повышает уровень чтения [7].
В 2019 году А. С. Шустровым и научным руководителем П.А. Петряковым в рамках выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование на предмет того, какое эмоциональное воздействие и влияние оказывают образовательные комиксы на школьников в процессе обучения на уроках технологии, а также насколько эффективны образовательные комиксы в процессе обучения. Главным средством для реализации исследования выступало специально разработанное дидактическое пособие «Занимательная технология», сопровождающее образовательный процесс уроков технологии в ходе проектного обучения школьников.
Дидактическое пособие «Занимательная технология» состоит из следующих элементов:
- описание персонажей комиксов;
- содержание пособия;
- образовательный комикс «Приключения на роллерсёрфе»;
- теоретические сведения по теме «Допуски и предельные отклонения»;
- упражнение «Расчёт отклонений и допусков на размеры детали»;
- образовательный комикс «Электрическая цепь фонарика»;
- теоретические сведения по теме «Электрическая цепь фонарика»;
- упражнение «Составление принципиальной схемы электрической цепи»;
- упражнение «Соединение проводов с помощью электропаяльника»;
- образовательный комикс «Юные токари»;
- теоретические сведения по теме «Точение конических и фасонных деталей»;
- упражнение «Точение деталей из древесины»;
- глоссарий.
К дидактическому пособию «Занимательная технология» был предъявлен ряд требований, касаемых его оформления и содержания. Первое требование заключается в строгом соответствии оформления пособия основным редакторским требованиям стандарта, предъявляемым к такому типу книжных изданий. Следующее требование состоит в том, что темы, рассматриваемые в образовательных комиксах, должны быть выбраны строго из перечня тем, содержащихся в образовательной программе предметной области «Технология». В рамках исследования рассмотрены такие темы, как «Точность измерений, отклонения и допуски на размеры детали», «Технологии обработки наружных фасонных, вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности, шаров и дисков», «Понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении», «Виды источников тока и приёмов электрической энергии», «Графические изображения на электрических схемах», «Понятие об электрической цепи и о её схеме».
Следующее требование заключается в обеспечении соответствия учебного материала, содержащегося в дидактическом пособии «Занимательная технология», возрастной категории учащихся 7 класса. В этом возрасте у школьников активно развивается способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, содержанием которых являются суждения и гипотезы, а процесс решения проблемных ситуаций и интеллектуальных задач опирается на предварительное построение различных предположений и их последующее обоснование. Корректность в аспекте внутрипредметных связей предполагает взаимную
согласованность рассматриваемых в образовательной программе тем из разделов «Технологии обработки металлов», «Технологии машинной обработки древесины» и «Электротехники» (Рис. 1,2).
Рисунок 1. Фрагмент образовательных комиксов по электротехнике
Рисунок 2. Фрагмент образовательных комиксов по технологии машинной обработки древесины
Одним из фундаментальных требований, предъявляемым к школьным учебникам и пособиям, является обеспечение учащихся необходимой и достаточной информацией, полно и конкретно излагающей обязательный перечень ведущих и вспомогательных знаний и дополнительную информацию для общего развития. Соблюдение данного требования является обязательным и для дидактического пособия «Занимательная технология».
На применении непротиворечивой и чёткой системы понятий и терминов и специальных обозначений построены все сюжетные линии разрабатываемых образовательных комиксов. Свободное ориентирование школьника в понятийном аппарате поспособствует его активному развитию научного мышления. Приучить школьника к использованию научной терминологии в ответах на вопросы в рамках изучения предметной области «Технология», необходимо для того, чтобы обеспечить его быструю реакцию во всех технических вопросах.
В дидактическом пособии «Занимательная технология» обеспечено строгое соответствие диагностических упражнений и заданий содержанию учебного материала. Пособие базируется на соблюдении определённой системы изложения учебного материала. При изучении каждой темы, раскрываемой в разрабатываемом дидактическом пособии, учащиеся будут выполнять серию формирующих упражнений в качестве практического закрепления полученных теоретических знаний в ходе изучения образовательных комиксов.
Изложение учебного материала, содержащегося в дидактическом пособии «Занимательная технология», представлено кратко, чётко и понятно для школьника. Такой подход позволит школьнику, во-первых, правильно понять смысл сложных технических понятий и процессов, во-вторых, избежать появления страха перед их изучением.
Новизна дидактического пособия «Занимательная технология» достигается посредством оптимального сочетания инновационных и традиционных методов обучения. Необходимо отметить, что в педагогической литературе встречается достаточно большое количество теоретического материала по проблеме блочно-модульного обучения и сочетания различных новаций и традиций обучения. Однако по вопросам одновременного сочетания образовательных комиксов, метода рассказа и метода упражнений в рамках
метода проектов на уроках технологии практически нет материала, которым делятся российские педагоги-исследователи исходя из своего передового опыта [6].
Главным достижением данного исследования является реализация проектной деятельности школьников с применением образовательных комиксов как дидактической составляющей обучения, поскольку ранее данный вопрос в российской системе образования глубоко и содержательно не рассматривался. Такой вывод можно сделать исходя из отсутствия похожих методических и дидактических разработок.
Необходимо подчеркнуть, что образовательные комиксы выполнены в строгой последовательности следующих этапов:
- создание идеи;
- работа сценариста;
- работа художников;
- выпуск комикса.
В процессе создания идеи было важно исходить, во-первых, из особенностей возраста целевой аудитории (в данном случае, это учащиеся 7 класса), а во-вторых, из «тяги» российского читателя к новому: новым персонажам, новым сюжетным линиям.
Для образовательных комиксов, содержащихся в дидактическом пособии «Занимательная технология», выбрана следующая структура содержания:
1) возникновение проблемы;
2) неудачное решение проблемы из-за отсутствия необходимого и достаточного количества знаний и умений;
3) определение сути проблемы с помощью специалиста;
4) изучение научно-технической базы разрешаемой проблемы;
5) поиск оптимального решения проблемы;
6) решение проблемы.
В процессе работы над сценарием необходимо руководствоваться важным принципом, заключающимся в тщательном продумывании образов персонажей, поскольку каким бы захватывающим ни был сюжет, он не «зацепит» читателя, если его не впечатляют герои.
В качестве области исследования эффективности образовательных комиксов как инновационного дидактического средства обучения выбрана предметная область «Технология». Для образовательных комиксов было разработано 4 персонажа. Главные герои: Артём и Андрей (школьники 7 класса), герои второго плана: Викидроид (робот) и Мастер. Их образы разрабатывались исходя из устоявшихся типажей в визуальной культуре и масс-медиа. Именно поэтому Андрей - высокий, худощавый брюнет, а Артём -невысокий, полный, с рыжим цветом волос. Образ Викидроида - обтекаемый, синих оттенков, с экраном на туловище; образ Мастера - высокий мужчина, спортивного телосложения в жёлто-синем комбинезоне. В комиксах заложены следующие личностные качества Андрея: амбициозный дилетант, смелый, отчаянный и креативный; у Артёма: податливый, пугливый и сомневающийся [6].
Кроме того, существует два общепринятых стиля написания сценария: в стиле Marvel (когда сценарист оставляет художнику большую свободу в плане визуализации истории) и в стиле DC (когда история расписана вплоть до мельчайших подробностей). В данном эмпирическом исследовании используется первый вариант написания сценария комиксов, т.е., проработав идею, сценарист полностью доверяет художнику её графическое оформление.
Говоря о поисках хорошего художника, необходимо отметить, что в России хороших художников найти не просто, хотя профессионалов очень много. Выбор художника для рисования комиксов - индивидуальный процесс, поскольку далеко не каждый художник, умеющий рисовать комиксы определенного жанра, способен качественно выполнить работу в ином жанре.
Вщё более сложный процесс - поиск хорошего колориста, в обязанности которого входит грамотное сочетание цвета персонажей, чтобы читатель мог узнать героя если не по форме носа, то хотя бы по цвету глаз, волос или тела. Кроме того, если у персонажа шоковое состояние или он чем-то сильно удивлён, или ему грозит опасность, - тогда колорист может добавить звукоподражания, шумы, движение (например, репликой «Бац!»).
Соблюдение дидактических принципов (наглядности, связи теории с практикой, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, научности) составляло ключевую основу при разработке дидактического пособия «Занимательная технология».
Выводы. В ходе данной научно-исследовательской работы была достигнута главная цель: посредством применения разработанного дидактического пособия «Занимательная технология» повысилась степень эффективности проектного обучения учащихся 7 класса на уроках технологии. Такой вывод основан на результатах экспериментальной апробации в школе разработанного дидактического и диагностического обеспечения. Гипотеза исследования, заключающаяся в повышении эффективности проектного обучения учащихся на уроках технологии за счёт сокращения больших массивов учебной информации в пользу самостоятельной работы учащихся, а также за счёт активного применения принципа наглядности как главного условия для повышения внутренней мотивации учащихся к выполнению проектной деятельности, полностью подтвердилась.
Аннотация. В статье представлены предпосылки разработки образовательных комиксов как средства обучения. Приведены мнения учёных в отношении потенциала комиксов в рамках образовательного процесса в школе. Подробно описаны требования к разрабатываемому дидактическому пособию «Занимательная технология». Выявлены принципы создания образовательных комиксов для дидактического пособия «Занимательная технология».
Ключевые слова: образовательные комиксы, проектное обучение, принцип наглядности, эффективность обучения, средство обучения, дидактическое пособие «Занимательная технология».
Annotation. The article presents the prerequisites for the development of educational comics as a learning tool. The opinions of scientists regarding the potential of comics in the educational process at school are given. The requirements for the didactic manual 'Tntertaining Technology" are described in detail. The principles of creating educational comics for the didactic manual 'Tntertaining Technology" are revealed.
Keywords: educational comics, project-based learning, the principle of visibility, the effectiveness of training, a learning tool, the didactic manual 'Tntertaining Technology".
Литература:
1. Донина И.А. Маркетинг в школе: современный контекст проблемы // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-9. С. 2040-2044.
2. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Изд-во: М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.
3. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.В., Донина И.А. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20-24.
4. Прохоров A.M. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред.: Прохоров A.M. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., С.-Пб.: Большая Рос. Энцикл., Норинт, 1997. 1456 с.
5. Шерайзина P.M., Донина И.А., Тращенкова С.А. Стратегии становления педагогического мастерства современного учителя // Профессиональное мастерство современного педагога Ульяновск, 2016. С. 108-116.
6. Шустров A.C. Применение образовательных комиксов для повышения эффективности обучения школьников на уроках технологии // Электронный журнал «Молодёжная наука: тенденции развития», г. Блец. 2019. № З.С. 34-41.
7. Graham S. Comics in the Classroom: something to be taken seriously. II Language education in Asia. 2011.
8. Tilley С.Г. Por improving early literacy, reading comics is no child's play. URL: https://news.illinois.edu/blog/view/6367/205780 (дата обращения 29.01.2020)
9. Эльсиева M.C. Использование метода рассказа в формировании коммуникативных УУД у младших школьников // Педагогический вестник, 2019, 9, С. 74-75.
10. Юсупов В.З., Корнилова Т.В. Сущностные характеристики образовательной среды современной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования, 2019, 62-1, С. 353-356.
УДК: 373
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К
ОБУЧЕНИЮ
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);
магистрант кафедры технологического и художественного образования Виноградова Юлия Алексеевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия Новоскул» (г. Великий Новгород)
Постановка проблемы. В современном мире невозможно представить дня, где бы человечество не использовало современные цифровые технологии. И с каждым днем их применение охватывает все больше и больше областей. В том числе и образование не стоит на месте, а идет в ногу с развитием технологий. Современный учитель должен быть подкован в вопросах обучения детей с использованием всевозможных цифровых технологий. Требования к современному уроку по ФГОС - это развитие ИКТ-компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.
Постепенно в сторону уходит традиционный урок. Дети поколения Ъ не готовы к его восприятию. Современные дети выросли во времена активного развития цифрового общения. Для восприятия нового материала многим просто необходимо визуальное воспроизведение материала через цифровые средства. Для многих теперь представить ситуацию задачи из учебника очень тяжело, пока эту же самую ситуацию не представят в цифровом виде [1; 2; 3; 6; 7].
Современных детей необходимо заинтересовывать учебным процессом через современные цифровые технологии.
Одна из последних технологических инноваций в образовании, это применение виртуальной реальности в обучении.
Изложение основного материала исследования. Сам термин «Виртуальная реальность» появился в конце 80-х годов, как обозначение электронных устройств, вводящих пользователя в мир информации, дающих человеку возможность наглядного представления и манипулирования с данными высокой степени сложности [5]. Понятие трактуется в каждом источнике по своему в зависимости от сферы применения. Мы в статье будем ориентироваться на определение о виртуальной реальности, как совокупности программно-аппаратных средств, которые позволяют воспроизводить искусственный мир и транслируют его в сознание пользователя посредством воздействия на органы чувств (зрение, слух, тактильные ощущения, положение в пространстве и т.д.).
Большинство воспринимает данную технологию небезопасной, особенно сторонники времен традиционного обучения. Многие считают, что данная технология создана только для развлечений. Другие беспокоятся за здоровье детей, т.к. шлемы якобы влияют на зрение. Также существует мнение о том, что дети теряют свое «Я» уходя в виртуальный мир и у них возникает зависимость от него. Ну и конечно многие говорят о том, что живое общение учитель-ученик не заменит ни какая другая современная технология. Но со временем данная технология набирает все больше своих сторонников.
На сегодняшний день уже есть школы России, которые активно участвуют в проекте по внедрению виртуальной реальности в образовательный процесс.
С одной стороны это очень затратное мероприятие, так как во многих школах компьютерное оснащение все еще оставляет желать лучшего. Технически не все школы готовы к реализации данной технологии. Но с другой стороны участники проекта высказывают свое преимущество в использовании виртуальной реальности на уроках.
На данном этапе Виртуальную реальность используют на тех уроках, где необходимо продемонстрировать процесс, явление или объект, который в реальной жизни не имеется возможность