Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»'

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КВЕСТ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КВЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермишкина Елена Николаевна

Статья посвящена описанию разработки и применения образовательной квест-технологии в учебном процессе военного вуза. Подробно описаны основные этапы внедрения данной технологии, определены критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции при ее применении в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык». На основе результатов педагогического эксперимента доказано, что квесты обеспечивают развитие у курсантов чувства личной ответственности за приобретение знаний и навыков, формируют положительное отношение к изучению иностранного языка, развивают коммуникативные способности обучающихся, формируют профессионально-значимые качества, необходимые компетентному военному специалисту. Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность применения в учебном процессе военного вуза образовательной квест-технологии в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык». Вместе с тем его результаты требуют дальнейшего поиска путей совершенствования образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермишкина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL QUEST-TECHNOLOGY APPLICATION IN THE LEARNING EXPERIENCE OF A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITHIN THE DISCIPLINE “FOREIGN LANGUAGE”

The paper describes the development and application of educational quest-technology in the learning experience of a Military Higher Education Institution. The main stages of the implementation of this technology are described in detail. Criteria and indicators for assessing the level of communicative competence formation when applying it in the course of the Foreign Language discipline are defined. Based on the results of the pedagogical experiment, it was proved that the quests ensure the development of cadets' sense of personal responsibility for the acquisition of knowledge and skills, form a positive attitude towards learning a foreign language, develop students' communicative abilities as well as form the professionally important qualities necessary for a competent military specialist. Pedagogical experiment proved the effectiveness of applying educational quest-technology in the learning experience of a Military Higher Education Institution in the course of studying the discipline “Foreign Language”.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 145-149. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 145-149.

Научная статья УДК 37.013:372.881.1 https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.25

Применение образовательной квест-технологии в учебном процессе военного вуза в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык»

Елена Николаевна Ермишкина

Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия, alena-ermishkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0398-0281

Аннотация. Статья посвящена описанию разработки и применения образовательной квест-техно-логии в учебном процессе военного вуза. Подробно описаны основные этапы внедрения данной технологии, определены критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции при ее применении в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык». На основе результатов педагогического эксперимента доказано, что квесты обеспечивают развитие у курсантов чувства личной ответственности за приобретение знаний и навыков, формируют положительное отношение к изучению иностранного языка, развивают коммуникативные способности обучающихся, формируют профессионально-значимые качества, необходимые компетентному военному специалисту. Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность применения в учебном процессе военного вуза образовательной квест-технологии в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык». Вместе с тем его результаты требуют дальнейшего поиска путей совершенствования образовательной практики.

Ключевые слова: военный вуз, активные методы обучения, учебный процесс, квест, технология, педагогический эксперимент, коммуникативная компетенция, квестовые задания

Для цитирования: Ермишкина Е.Н. Применение образовательной квест-технологии в учебном процессе военного вуза в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 145-149. https://doi.org/10.24158/spp.20215.25

Original article

Educational quest-technology application in the learning experience

of a Military Higher Education Institution within the discipline "Foreign Language"

Elena N. Yermishkina

Novosibirsk Higher Military Command School, Novosibirsk, Russia, alena-ermishkina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0398-0281

Abstract. The paper describes the development and application of educational quest-technology in the learning experience of a Military Higher Education Institution. The main stages of the implementation of this technology are described in detail. Criteria and indicators for assessing the level of communicative competence formation when applying it in the course of the Foreign Language discipline are defined. Based on the results of the pedagogical experiment, it was proved that the quests ensure the development of cadets' sense of personal responsibility for the acquisition of knowledge and skills, form a positive attitude towards learning a foreign language, develop students' communicative abilities as well as form the professionally important qualities necessary for a competent military specialist. Pedagogical experiment proved the effectiveness of applying educational quest-technology in the learning experience of a Military Higher Education Institution in the course of studying the discipline "Foreign Language".

Keywords: Military Higher Education Institutions, educational methods, learning experience, quest, technology, pedagogical experiment, communicative competence, quest tasks

For citation: Yermishkina E.N. Educational quest-technology application in the learning experience of a Military Higher Education Institution within the discipline "Foreign Language" // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 145-149. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20215.25

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения в системе военного образования акцент должен быть сделан на реализацию компетентностного подхода. Учебный процесс необходимо ориентировать на формирование и развитие определенных компетенций, которые пригодятся будущим военным специалистам в дальнейшей профессиональной деятельности. Именно переход на стандарты третьего поколения предполагает увеличение доли самостоятельной работы курсантов и некоторое уменьшение аудиторных занятий, что приводит к необходимости внедрения новых форм занятий и апробирования инновационных методов обучения, которые позволили бы интенсифицировать процесс усвоения требуемого учебного материала.

Одним из способов повышения эффективности обучения и применения компетентностного подхода, а также выявления творческого потенциала курсантов являются активные формы и методы обучения. Они помогают преподавателю организовать учебное занятие для курсантов таким образом, чтобы обучающиеся не пассивно воспринимали информацию, а активно мыслили, извлекая необходимый материал из того или иного источника, интеллектуально развивая себя. Как считают некоторые исследователи, «... в процессе обучения при обсуждении различных проблем необходимо учитывать опыт обучающихся, их мировоззрение, учебные и внеучебные интересы, склонности, а также чувства, эмоции» [1].

Изучение иностранного языка является важнейшим способом эффективного саморазвития человека, который ведёт к развитию и раскрытию его способностей, социальному самообразованию и самопознанию с целью профессиональной реализации [2, с. 54].

Существуют различные методы активного обучения, которые могут быть реализованы в учебном процессе, и одним из них является квест. «Применение игровых методов обучения целесообразно, чтобы избежать монотонности в работе как над грамматическим, так и лексическим материалом и сделать однообразную работу более интересной и увлекательной» [3].

Целью нашего исследования стала разработка и экспериментальная проверка результативности образовательной квест-технологии в учебном процессе военного вуза в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык». Что касается специфики квестовых занятий в методике преподавания английского языка, то здесь основной задачей была разработка критериев и показателей для оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся.

Под коммуникативной компетенцией при этом мы понимаем всю совокупность практически востребованных знаний и умений, необходимых для того, чтобы общаться на неродном языке в иной культуре, которые можно реально наблюдать, объективно измерить и точно оценить как учебный результат обучающихся.

Любая учебная деятельность невозможна без оценочного компонента. Он, как правило, подводит итог обучению на основе анализа достигнутого результата. Оценка является связующим звеном между завершенным процессом и новым, идущим ему на смену.

На кафедре иностранных языков преподавателями в качестве оценочных средств на разных этапах обучения применяются традиционные формы контроля (тесты, контрольные работы, зачет, экзамен). Накопленный опыт использования подтвердил их эффективность для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции. В числе положительных сторон такого контроля следует назвать экономию времени и объективность, а также снижение субъективного фактора личностных предпочтений преподавателя. К отрицательным можно отнести следующие: курсант не имеет возможности излагать свои мысли развернуто, мыслит комплексно, не умеет отделять главное от второстепенного, практически не использует метод научного поиска, редко практикует самостоятельную и творческую деятельность, плохо взаимодействует с преподавателем, у него не развиты навыки коллективной и совместной деятельности.

К современным приемам и методам, направленным на активизацию обучения иностранным языкам и повышение эффективности его организации и реализации, относится квест.

Образовательная квест-технология предполагает продолжительный целенаправленный поиск и может быть связана с приключением или игрой. По мнению некоторых ученых, «... игра способна обеспечить эмоциональное воздействие на обучаемых». Она может изменить отношение курсантов к тому или иному явлению, факту, проблеме [4, с. 174].

Любой квест имеет несколько составляющих, в числе которых:

- сюжет и интерактивность;

- локализация и отведенное время;

- цель для участников (определяемая в рамках легенды);

- роли игроков;

- тайна и разгадка, загадки и головоломки (связанные причинно-следственными связями, в ряде случаев позволяющие нелинейное выполнение заданий);

- вызов, челлендж (поиск выхода, вещи, ответа);

- правила.

Так, профессиональный компонент эффективно выполняет функцию сюжетной рамки, обеспечивающей легенду, роли участников и игровую цель. Установленные временные ограничения для выполнения заданий позволяют активизировать коммуникативные навыки обучающихся, оптимизировать и довести до уровня автоматизма их речевую деятельность. Отметим, что чтение и аудирование являются базовыми навыками, позволяющими курсантам успешно работать с вводной информацией внутри локаций. А письмо и говорение обеспечивают кооперативные действия, фиксацию промежуточных результатов, а также возможность нелинейного, вариативного прохож-

дения основного сюжета. Управляемая фантазия и драматические приемы - это полезные инструменты, которые помогут обучаемым войти в свою роль [5, с. 201]. Необходимость взаимодействия также требует применения знаний и навыков общения, соблюдения речевого этикета.

Мы провели педагогический эксперимент по использованию квест-технологии в рамках отработки с курсантами следующих тем: «Топография», «Виды боя и боевое обеспечение», «Боевой приказ», «Двусторонний перевод».

Основные этапы эксперимента включали:

1. Подготовительный этап:

- разработка темы и сюжета квеста;

- поиск учебного материала, необходимого для отработки выбранных учебных тем;

- отбор и структурирование заданий;

- подбор и создание наглядных пособий;

- определение временного регламента и критериев оценивания.

2. Ролевой этап:

- объявление темы или тем квеста;

- представление сюжета;

- распределение курсантов по группам.

3. Заключительный этап:

- проведение контрольного опроса по теме или темам квеста в экспериментальной и контрольных группах;

- анализ полученных результатов.

Педагогическое исследование было организовано на базе Новосибирского высшего военного командного училища. Экспериментальную группу представлял 135 взвод, контрольную - 11 взвод. Продолжительность эксперимента по времени и охват по объёму материала - одно занятие для итогового квеста и несколько занятий по теме для промежуточного оценивания. Тип эксперимента - оценочный. Перед началом квеста было проведено тестирование курсантов обеих групп. Так, в экспериментальной группе из 15 курсантов на оценку «5» справились с заданием 6 %, на «4» - 47 %, на «3» - 47 %. В контрольной группе из 16 обучающихся на «5» выполнили задания 6 % военнослужащих, на «4» - 49 %, на «3» - 45 %. По результатам тестирования было выявлено, что группы являются равнозначными по уровню владения иностранным языком.

В качестве средства промежуточного оценивания знаний по отдельным темам нами использовались специально разработанные упражнения. Например, задание «Где логика?» направлено на развитие аудитивной памяти и говорения. Преподаватель предлагал курсантам прослушать аудиозапись, тематически связанную с квестом, в котором намеренно была нарушена логика повествования. Обучающимся предписывалось восстановить сюжет рассказа. За правильное выполнение задания каждый из них получал один балл. Ключ с подсказкой для дальнейшего прохождения квеста доставался тому курсанту, который к тому моменту набрал больше всего баллов.

Использовались также задания, направленные на закрепление навыков любой грамматической темы, речевой практики, письма и говорения. Так, квест по разделу 3 «Развитие и совершенствование речевых навыков на языковом материале военно-профессионального характера» [6] позволяет выявить уровень знания вопросительных предложений на английском языке (по грамматике); оценить сформированность навыков двустороннего перевода, необходимых для речевой практики (опрос местного жителя), развитие умения описать карту и маршрут (письмо), определить координаты расположения объектов на карте, перевести на русский / иностранный язык слова, словосочетания с использованием грамматических структур темы; осуществить контроль развития навыков чтения, ориентированного на поиск ключевой информации по словам, заданным в подсказках; оценить навыки аудирования через выполнение заданий квеста, воспринятых на слух.

Чтобы выявить эффективность применения рассматриваемой педагогической технологии на занятиях по английскому языку, мы определили критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся. Нами были выделены оценочные дескрипторы «знает», «умеет», «владеет».

Показатели оценивания:

- курсант знает грамматические конструкции, необходимые для непосредственной коммуникации в ситуациях осуществления военно-профессиональной деятельности; общевоенную лексику и лексику по специальности, включая термины, сокращения и аббревиатуры, соответствующие профилю военно-профессиональной деятельности; лексико-грамматические особенности письменных текстов, обусловленные специальностью подготовки;

- умеет читать несложные прагматичные тексты и передавать их содержание на иностранном языке; выражать различные коммуникативные намерения (вступать в беседу, запрашивать

и сообщать информацию, выражать просьбу, согласие, несогласие, неуверенность, свое отношение к чему-либо); выделять главную информацию в иноязычных источниках и в формализованных документах профессиональной сферы деятельности;

- владеет лексическим минимумом общего и терминологического характера, позволяющим читать и понимать профессиональную литературу на иностранном языке, навыками самостоятельной работы по совершенствованию знаний [7].

Критерии:

- двустороннего перевода: курсант выполнил перевод на 96-100 %; точно передал содержание вопроса и ответа; показал грамотное владение лексическим и грамматическим материалом;

- беседы по теме: курсант выполнил речевую задачу; правильно употребил языковые средства; в речи отсутствовали ошибки; он сам исправлял незначительные погрешности; правильно произносил слова; содержание высказываний соответствовало требованиям;

- понимания речи на слух: курсант понял основное содержание сказанного; сумел выделить значимую для себя информацию; догадался о значении незнакомых слов по контексту; использовал усвоенное для решения поставленной задачи [8];

- письменного перевода: курсант не нарушил передачу смысла перевода; сохранил лексическую и грамматическую эквивалентность и языковые нормы перевода;

- чтения текста и передачи общего содержания текста на русском языке: курсант полностью понял содержание текста; не допустил смысловых ошибок; соблюдал грамматическую и лексическую эквивалентность; показал отличные знания профессиональной терминологии.

Критерии оценки:

«отлично» - соответствие основным и дополнительным критериям процедур оценивания;

«хорошо» - несоответствие одному из основных критериев процедур оценивания;

«удовлетворительно» - несоответствие одному из основных критериев процедур оценивания, а также нарушение лексической/грамматической/фонетической правильности речи;

«неудовлетворительно» - несоответствие одновременно нескольким критериям процедур оценивания, а также нарушение лексической/грамматической/фонетической правильности речи.

На заключительном этапе педагогического эксперимента был проведен итоговый квест, а после него - повторное тестирование, которое показало, что в экспериментальной группе из 15 курсантов на оценку «5» справились с заданием 67 %, на «4» - 30 %, на «3» - 3 %. В контрольной группе из 16 курсантов на «5» выполнили задание 54 %, на «4» - 40 %, на «3» - 6 %. Как видно, экспериментальная группа улучшила свой уровень знания языка и лучше справилась с итоговым тестированием по сравнению с контрольной группой.

Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность применения в учебном процессе военного вуза образовательной квест-технологии. Были определены критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции при ее использовании в учебном процессе. Экспериментально доказано, что данная технология обеспечивает развитие у курсантов чувства личной ответственности за приобретение знаний и навыков, формирует положительное отношение к изучению иностранного языка, совершенствует коммуникативные способности обучающихся.

Необходимо отметить, что подготовка к квесту со стороны преподавателя требует много сил, времени и знания особенностей методики преподавания языка, а также владения приемами и формами активного обучения иностранному языку, учета особенностей будущей профессиональной деятельности курсантов. Образовательный процесс при этом становится увлекательным и интересным, что способствует формированию позитивного отношения курсантов к изучению иностранного языка, активизирует умственную деятельность обучающихся, развивает у них способность анализировать, планировать и организовывать свою деятельность [9, с. 190]. Успешность квеста зависит также от эффективности и плодотворности проделанной курсантами самостоятельной работы, от их подготовленности к занятиям. В целом квест способствует оптимизации процесса обучения.

Приведем технологию проведения квеста.

Организационные требования к проведению квеста: продолжительность квеста - 130 мин.; команда участников не должна превышать 7-8 чел. Оптимально проводить работу с двумя группами курсантов.

1. Организационный этап.

В аудитории (локации) проводится вводный инструктаж. Ведущий зачитывает на английском языке основной сюжет игры. Сообщается, что курсантам необходимо прослушать радиосообщение и выяснить координаты местоположения наблюдательного пункта, где находится давно не выходивший на связь разведчик. Задача группы - узнать, что с ним случилось и какую важную информацию он обнаружил.

2. Этап посещения локаций.

Участники квеста прослушивают радиосообщение и записывают координаты. Далее необходимо выполнить задание, найденное в аудитории, и расшифровать номер закодированного ключа. Если задание выполнено верно, группа получает ключ от аудитории, где спрятана следующая подсказка.

Переход в следующую локацию. Это наблюдательный пункт, где-то здесь спрятаны важные боевые документы. Необходимо найти их, прочитать и ответить на вопросы по их содержанию. Это будет подсказка к следующему заданию. По карте, обнаруженной в этой же локации, курсанты определяют номер подходящей аудитории и перемещаются на позиции противника. Захватывают военнопленного и проводят его допрос. Если он выполнен без грубых лексических и грамматических ошибок, с использованием моделей двустороннего перевода, квест считается пройденным.

При прохождении курсантами первой локации оценивались навыки чтения и аудирования, второй - письмо и грамматика, третьей - речевая практика.

3. Подведение итогов.

Происходит обсуждение игры. Курсанты делятся впечатлениями, а преподаватель проводит анализ работы обучающихся в двух группах. Учитывается время, которое они затратили на прохождение квеста, скорость выполнения заданий, лексические и грамматические ошибки, допущенные в ходе прохождения локаций. Выставляются оценки за занятие.

Материалы квеста могут использоваться для промежуточного оценивания знаний курсантов по отдельным темам или их аспектам; для развития аудитивной памяти; для закрепления навыков любой грамматической темы, совершенствования речевой практики, навыков письма и говорения обучающихся.

Список источников:

1. Дежнева В.В. Развитие мотивации к изучению иностранного языка и ее взаимосвязь с успешностью профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2 (33). С. 76-77 ; Соловей С.С. О методической системе работы по иностранному языку в аудитории неязыкового вуза МВД СССР // Вопросы преподавания иностранных языков в вузах МВД ССР: межвузовский сборник научных трудов. Омск, 1990. С. 146-147.

2. Васильева Ю.Е. Деловая игра как метод интерактивного обучения иностранным языкам в вузе // Теория и практика в гуманитарных и социологических науках : сборник научных статей: в 2 ч. Чебоксары, 2012. Ч. 1. С. 54-56.

3. Старовойтова А.С. К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. 2013. № 7. С. 67-73.

4. Стрелкова Ю.С. Профессионально ориентированные деловые игры в обучении иностранному языку студентов педагогических специальностей СПО // Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования : материалы IV Международного фестиваля методических идей. Чебоксары, 2015. С. 173-178.

5. Малоокая Ж.Ю. Эмпатия как механизм перцептивной стороны иноязычной коммуникации // Гуманитарные науки в XXI веке : материалы VII Международной научно-практической конференции. М., 2012. С. 200-202.

6. Вотинцева М.В., Шварц Н.В. К вопросу о реализации компетентностного подхода в обучении в военном вузе средствами дисциплины «Иностранный язык» // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии. Благовещенск, 2015. С. 167-177.

7. Вотинцева М.В., Шварц Н.В. Особенности обучения иностранному языку в военном вузе // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2016. № 3 (3). С. 20-26.

8. Фролова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования языковой компетенции будущих военных специалистов в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2005. 209 с.

9. Амитрова М.В., Ковалева С.С. К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка курсантов высших военных учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 188-191. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0801-0048.

Информация об авторе

Е.Н. Ермишкина - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия.

Information about the author

E.N. Yermishkina - PhD in Education Science, Head of the Department of Foreign Language, Novosibirsk Higher Military Command School, Novosibirsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.05.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 27.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.