Научная статья на тему 'Применение НДС в области инновационной деятельности'

Применение НДС в области инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VALUE ADDED TAX / INNOVATION ACTIVITY / TAX INCENTIVES OF INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шувалова Елена Борисовна, Самуйлов И. В.

Данная статья посвящена вопросам применения НДС в области инновационной деятельности. В частности, в статье рассматривается существующий порядок налогообложения НДС инновационной деятельности, выявляются его недостатки с точки зрения налогового стимулирования инновационной деятельности. Кроме того, в статье предлагаются пути решения таких проблем, и рассматриваются варианты более эффективного стимулирования инновационной деятельности с помощью НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VAT APPLICATION WITH RESPECT TO INNOVATION ACTIVITY

This article is related to the issues of VAT application with respect to innovation activity. Particularly, current procedure of VAT taxation of the innovation activity is considered in the article, its disadvantages from the perspective of tax incentives of the innovation activity are discovered. Furthermore, these problems solutions are suggested and options for more efficient VAT incentives of the innovation activity are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Применение НДС в области инновационной деятельности»

ПРИМЕНЕНИЕ НДС В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 336.2

Елена Борисовна Шувалова

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Налогов и налогообложения ГОУ ВПО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел. +7 (916) 695-78-24, E-mail: eshuvalova@mesi.ru

Илья Владимирович Самуйлов

аспирант кафедры Налогов и налогообложения ГОУ ВПО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел. +7 (916) 787-1900, E-mail: samuvlov.ilva@rambler.ru

Данная статья посвящена вопросам применения НДС в области инновационной деятельности. В частности, в статье рассматривается существующий порядок налогообложения НДС инновационной деятельности, выявляются его недостатки с точки зрения налогового стимулирования инновационной деятельности. Кроме того, в статье предлагаются пути решения таких проблем, и рассматриваются варианты более эффективного стимулирования инновационной деятельности с помощью НДС.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость; инновационная деятельность; налоговое стимулирование

инновационной деятельности.

Elena Borisovna Shuvalova

Doctor of Economics, professor, the head of chair of Taxes and Taxation, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Tel. +7 (916) 695-78-24, E-mail: eshuvalova@mesi.ru

Ilya Vladimirovich Samuylov

Postgraduate student of Taxes and Taxation Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: +7 (916) 787-1900, e-mail: samuylov.ilya@rambler.ru

VAT APPLICATION WITH RESPECT TO INNOVATION ACTIVITY

This article is related to the issues of VAT application with respect to innovation activity. Particularly, current procedure of VAT taxation of the innovation activity is considered in the article, its disadvantages from the perspective of tax incentives of the innovation activity are discovered. Furthermore, these problems solutions are suggested and options for more efficient VAT incentives of the innovation activity are considered in the article.

Keywords: value added tax, innovation activity, tax incentives of innovation activity.

1. Введение

Вопросам, связанным с инновационной деятельностью, в последнее время уделяется все большее внимание. Во многом такой интерес обусловлен тем, что именно внедрение новытх решений, возникающих как результаты научной, исследовательской деятельности, в производство или иное использование указанный новшеств в экономической деятельности позволяет достичь значительных экономических результатов и определяет рост национальной экономики. Поэтому многие государства стремятся стимулировать различными способами инновационную деятельность экономических субъектов. Россия не стала исключением и активно пропагандирует и стремится развивать инновационную деятельность внутри страны.

При этом государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться разными способами. Поддержка может осуществляться посредством прямого финансирования инновационной деятельности в виде, например, грантов, субсидий. Однако стимулировать инновационную активность экономических субъектов можно и косвенными способами, такими как более льготное налогообложение.

Как отмечают некоторые авторы [6], часть государств не использует налоговое стимулирование инновационной деятельности, так как косвенное финансирование в виде налоговых льгот обходится налогоплательщикам дороже, чем прямое финансирование. Однако в последнее время даже эти страны рассматривают возможность внедрения налогового стимулирования инновационной деятельности.

В Российской Федерации в настоящее время используется несколько мер налогового стимулирования инновационной деятельности. Так, в части НДС предусмотрено несколько льгот для организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, а также в отношении реализации некоторых результатов интеллектуальной деятельности.

При этом НДС приобретает особое значение при налоговом стимулировании инновационной деятельности. Это обусловлено тем, что организации, осуществляющие научные исследования и различные разработки, имеют большую добавленную стоимость ввиду того, что основную часть их затрат представляют расходы на оплату труда. Кроме того, в результате внедрения результатов указанных научных разработок должна увеличиться эффективность производства организаций, внедривших указанные результаты, а соответственно должна увеличиться и добавленная стоимость продукции, выпускаемой указанными организациями.

Следовательно, исследование вопроса применения НДС в отношении организаций, задействованных в инновационной деятельности, представляется крайне важным для определения наиболее эффективного варианта налогового стимулирования инновационной деятельности таких организаций.

2. Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности

Несмотря на бурное развитие и повышенное внимание, уделяемое в последнее время инновационной деятельности в России, эта область деятельности не имеет соответствующей законодательной базы и должного правого регулирования. В настоящий момент не существует единого законодательного акта на федеральном уровне, который бы устанавливал основы ведения инновационной деятельности. Существует лишь ряд законодательных актов субъектов РФ, регулирующих данный вид деятельности.

Федеральным законодательством закреплены лишь основополагающие нормы в отношении научной и научно-технической деятельности [3].

Что касается определения понятия инновационной деятельности, то в федеральном законодательстве оно также не определено. Хотя многие законодательные акты используют понятие инновационной деятельности. На федеральном уровне законодательство содержит лишь определение близких, но не тождественных, понятий научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности.

Так, научная (научно-исследовательская) деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (в том числе

фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования). Под научно-технической понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы [3].

Законодательное определение инновационной деятельности закреплено лишь на региональном уровне - в ряде законодательных актов субъектов РФ, регулирующих указанный вид деятельности. Так, например, Закон города Москвы «Об инновационной деятельности в городе Москве» [4] дает определение инновационной деятельности. В соответствии с указанным определением инновационная деятельность представляет собой деятельность, направленную на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках.

Однако следует иметь в виду, что данный Закон распространяется лишь на отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности в городе Москве. На территории других субъектов РФ могут действовать иные определения инновационной деятельности. Поэтому вопрос общего законодательного определения инновационной деятельности этот нормативный акт не решает.

Налоговое законодательство также не содержит определения инновационной деятельности, которое следовало бы использовать в налоговых правоотношениях, несмотря на то, что само это понятие используется в Налоговом кодексе РФ [1] (далее - НК РФ). Следовательно, вопрос отнесения какого-либо вида деятельности к инновационному для целей налогообложения остается открытым.

При этом следует обратить внимание на разъяснение Инновационного совета при Председателе Совета Министров РСФСР, изданного по согласованию с Министерством финансов РСФСР [5], в отношении определения инновационной деятельности, которое может быть использовано налогоплательщиками.

В частности, инновационная (внедренческая) деятельность определяется как деятельность по созданию и исполь-

зованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. При этом к этой деятельности относится, в частности, совокупность или сочетание следующих направлений научно-технических и посреднических работ:

• организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, "ноу-хау", научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;

• проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;

• патентно-лицензионная деятельность.

Однако субъекты налогообложения не могут всецело опираться на указанное определение, учитывая правовой статус упомянутого выше разъяснения. Кроме того, в разъяснении прямо указывается, что им надлежит руководствоваться при решении вопросов о предоставлении льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий, предусмотренных ныне недействующим Законом СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Таким образом, в настоящее время складывается ситуации, при которой понятие инновационная деятельность используется, в том числе в налоговых правоотношениях, а единого определения такой деятельности в законодательстве нет. Кроме того, учитывая все большую необходимость стимулирования инновационной деятельности, в том числе посредствам налогообложения, и все большее распространение такой деятельности, представляется крайне важным установить в НК РФ определение понятия инновационной деятельности для целей налогообложения. Такая потребность обуславливается в первую очередь необходимостью четкого определения круга операций, относящихся

к стимулируемому виду деятельности.

3. Порядок налогообложения НДС инновационной деятельности

Существующий в настоящее время порядок налогообложения НДС лиц, занимающихся инновационной деятельностью, во многом обусловлен изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» [2] и вступившими в силу с 1 января 2008 года.

Особенностью порядка налогообложения НДС инновационной деятельности является установление ряда льгот в отношении некоторых видов операций, осуществляемых в рамках ведения инновационной деятельности, призванных стимулировать данный процесс.

В частности, НК РФ предусматривает возможность освобождения от НДС научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, выполняемых организациями. При этом освобождение предоставляется лишь в случае, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

• разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

• разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

• создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Кроме того, от НДС освобождаются также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российс-

кого фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

То есть, указанные выше освобождения распространяются на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, удовлетворяющих определенным условиям. Следовательно, данные льготы направлены на освобождение от НДС деятельности организаций, непосредственно выполняющих указанные виды работ. Таким образом, благодаря использованию этих льгот НДС не должен возникать на этапе выполнения «инновационных» работ и не должен предъявляться организациям, заказывающим такие работы.

НК РФ также предусматривает освобождение от НДС в отношении реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Указанная льгота может быть применима лицами, задействованными в инновационной деятельности, в случае передачи исключительных прав или прав пользования на охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, в том числе результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Стоит обратить внимание, что данное освобождение распространяется как на реализацию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, перечисленные в НК РФ, на основании договора об отчуждении исключительного права, так и на предоставление прав на использование указанных объектов на основании лицензионного договора.

При этом в случае предоставления права использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав по договору коммерческой концессии указанное освобождение от НДС применяться не должно. Указанная льгота также не применяется в случае передачи прав на результа-

ты интеллектуальной деятельности, не перечисленные в НК РФ. Так, например, в случае передачи прав на селекционные достижения, произведения науки, литературы и искусства, товарные знаки и знаки обслуживания и на другие объекты, освобождение применяться не будет, и НДС должен быть исчислен в общем порядке. Однако, справедливости ради, следует отметить, что перечисленные выше случаи передачи прав на объекты интеллектуальной собственности напрямую не связаны с осуществлением инновационной деятельности и, поэтому, неприменение льготы в указанных случаях не должно оказывать влияния на инновационную деятельность.

Кроме того, НК РФ содержит ещё одну льготу, которая потенциально может быть применима лицами, внедряющими новые технологии в производство. В соответствии с данной льготой не облагается НДС ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Таким образом, налогоплательщики, желающие внедрять некое уникальное для РФ технологическое оборудование, приобретаемое заграницей, вправе не уплачивать НДС при ввозе такого оборудования.

4. Проблемы стимулирования инновационной деятельности с помощью НДС

Все вышеперечисленные положения НК РФ, призванные стимулировать инновационную деятельность, сводятся к предоставлению освобождения от НДС. Однако, в силу того, что НДС является косвенным налогом, применение освобождения зачастую не имеет положительного экономического эффекта.

Как отмечалось, указанные выше освобождения предоставляются при определенных условиях организациям, выполняющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или передающим права на результаты интеллектуальной деятельности, а также налогоплательщикам, осуществляющим ввоз определенного технологического оборудования в РФ. То есть, по сути, в результате применения указанных выше освобождений организации, совершенствующие своё производство посредством внедрения новых технологий, не уплачивают НДС орга-

низациям, выполняющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или передающим права на результаты интеллектуальной деятельности, или таможенным органам в указанных выше случаях.

Может показаться, что такие организации, не уплачивая НДС своим контрагентам, получают дополнительные средства в качестве некоего поощрения за стимулирование развития и совершенствование технологий. Однако в действительности такие организации (если они являются плательщиками НДС) экономического эффекта не ощущают.

Во многом это обусловлено косвенным характером НДС. Даже если бы освобождение не представлялось, и НДС предъявлялся бы организациям, внедряющим научные достижения в производство, он подлежал бы вычету, то есть компенсировался бы из бюджета.

Соответственно, данная льгота имеет экономический смысл, только в случае, если организация не имеет права на вычет, то есть не является плательщиком НДС, занимается не облагаемой НДС деятельностью или не выполняет другие условия для вычета НДС.

Не получают экономического эффекта и налогоплательщики, которые непосредственно применяют освобождение от НДС, так как они теряют право на вычет НДС, предъявленного им при приобретении товаров, работ, услуг или имущественных прав, использованных для выполнения освобождаемых от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Более того экономический эффект в данном случае будет отрицательным, так как сумма предъявленного им НДС будет представлять собой дополнительные издержки.

Таким образом, следует признать, что в общем случае использование освобождения от НДС не приносит положительного экономического эффекта как организациям, занимающимся совершенствованием технологии производства и внедрением научных достижений, так и организациям, непосредственно выполняющим научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Следовательно, для стимулирования инновационной деятельности с помощью НДС необходимы иные механизмы, чем предоставление освобождений от НДС.

Другим проблемным аспектом налогового стимулирования инновацион-

ной деятельности в целом и, в частности, стимулирования такой деятельности с помощью НДС является отсутствие в налоговом законодательстве определения инновационной деятельности, которое бы использовалось для целей налогообложения. По этой причине может сложиться ситуация, когда возможность применения той или иной льготы субъектами, занимающимися инновационной деятельностью, будет зависеть от правоприменительной практики и от позиции, занимаемой налоговыми органами в каждом конкретном случае. Поэтому, учитывая риски, связанные с отсутствием четкого определения границ налоговой льготы, налогоплательщикам зачастую гораздо проще отказаться от использования налоговых преференций, чем впоследствии доказывать свое право на применение налоговой льготы в случае, если налоговый орган посчитает применение льготы неправомерным.

Ещё одним проблемным местом при стимулировании инновационной деятельности с помощью НДС следует признать несовершенный порядок налогового администрирования. Безусловно, данная проблема характерна для всей налоговой системы в целом, а не только для НДС. Однако это не уменьшает значимость данной проблемы. Более того, во многом именно налоговое администрирование определяет эффективность тех или иных мер, механизмов, предусмотренных законодателем. В частности, налоговые преференции по НДС могут дать положительный результат для стимулирования инновационной активности экономических субъектов только при должном налоговом администрировании. Иначе все теоретические расчеты и предположения не будут иметь соответствующего положительного влияния на практике.

5. Совершенствование порядка налогообложения НДС инновационной деятельности

Как отмечалось выше, действующий в настоящее время порядок обложения НДС инновационной деятельности нельзя признать эффективным с точки зрения стимулирования такой деятельности. Во многом, это объясняется тем, что налогоплательщикам, задействованным в такой деятельности, предоставляется ряд освобождений от НДС. Однако зачастую применения освобождения положительного эффекта не имеет, а более того ухудшает положение налогоплательщика. Следова-

тельно, необходимы иные механизмы стимулирования инновационной активности налогоплательщиков.

Одним из таких механизмом может быть установление льготной ставки НДС. При этом он может быть реализован следующими способами:

• установление нулевой ставки НДС;

• установление пониженной ставки НДС.

В отличие от освобождения от уплаты НДС налоговая ставка является эффективным инструментом снижения налоговой нагрузки от взимания данного налога. При применении нулевой или пониженной ставки НДС, налогоплательщики не лишаются права на вычет предъявленного им НДС, что выгодно отличает данную меру от предоставления освобождений от НДС.

Для стимулирования инновационной деятельности, вместо существующего освобождения от НДС может быть установлена льготная ставка НДС для налогоплательщиков, непосредственно выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. При этом круг налогоплательщиков, имеющих право на применение льготной ставки НДС, может быть расширен по сравнению с налогоплательщиками, на которых распространяется существующее освобождение.

Кроме того, право применять пониженную или нулевую ставку НДС должно быть предоставлено и налогоплательщикам, внедряющих результаты указанный выше работ в производство или иначе использующих их в своей экономической деятельности.

Стоит отметить, что установление пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков не приведет к сокращению поступлений НДС в бюджет при условии, что такие налогоплательщики будут реализовывать свою продукцию, оказывать услуги, выполнять работы или передавать имущественные права плательщикам НДС. Это объясняется применяемым в РФ методом взимания НДС.

Дело в том, что в общем случае НДС исчисляется со всей суммы выручки от налогооблагаемых операций налогоплательщика, а не только с добавленной им стоимости. Однако благодаря применению вычетов НДС, исчисленного и предъявленного поставщиками, сумма НДС, уплачиваемая налогоплательщиком в бюджет, соответствует добавленной им стоимости. Применение нулевой или пониженной ставки НДС по-

зволит налогоплательщику не уплачивать НДС и, применяя налоговые вычеты, получать из бюджета возмещение суммы НДС, предъявленной ему поставщиками. Потери бюджета, связанные с возмещением указанной суммы НДС, компенсируется за счет уплаты НДС налогоплательщиком, который приобретает товары, работы, услуги или имущественные права, облагаемые по льготной ставке. Ведь он исчислит НДС со всей суммы выручки от налогооблагаемой деятельности и не будет применять налоговые вычеты. При этом данный налогоплательщик также не понесет потерь ввиду того, что исчисленная со всей выручки и уплаченная им в бюджет сумма НДС будет компенсирована покупателями реализуемых им товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Однако, учитывая косвенный характер НДС, положительный экономический эффект в виде дополнительных денежных средств, для налогоплательщиков, применяющих льготную ставку НДС, возникнет лишь в случае, если цена реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав таких налогоплательщиков будет такой же, как и цена налогоплательщиков, применяющих общую ставку, с учетом НДС. Однако в таком случае это приведет к увеличению цены последующей реализации, что в итоге вышьется в завышении цены товаров, работ, услуг, приобретаемых конечными потребителями, то есть населением.

Соответственно, снижение ставки НДС для налогоплательщиков, осуществляющих инновационную деятельность, может быть эффективной мерой, способной стимулировать развитие инноваций в российской экономике, только в случае ее применения всеми налогоплательщиками, занятыми такой деятельностью, начиная от непосредственных исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и заканчивая налогоплательщиками, внедряющими результаты таких работ в производство и реализующих свою продукцию населению. В таком случае применение льготной ставки НДС приведет либо к уменьшению конечной цены наукоемкой продукции, либо к увеличению прибыли организаций, задействованных в её производстве, что будет являться стимулом для ведения инновационной деятельности.

Если льготная ставка НДС будет установлена только для организаций, вы-

полняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или внедряющих результаты таких работ в производство, но в некоторых случаях такие организации не будут реализовы-вать товар конечным потребителям, экономический эффект для них будет нейтральным.

Кроме того, как отмечалось выше, важным аспектом при стимулировании инновационной деятельности посредством совершенствования процесса взимания НДС также является соответствующее налоговое администрирование. Только при качественном администрировании возможен положительный эффект от каких-либо мер, принимаемых в отношении НДС. Так, например, установление льготной ставки НДС для отдельных групп налогоплательщиков не будет иметь должного эффекта при неэффективной и усложненной процедуре возмещения НДС.

Также следует отметить, что при установлении льготной ставки НДС неизменными должны быть другие элементы налогообложения, так как ставка налога сама по себе не будет играть определяющей роли при существенном изменении порядка определения налоговой базы, применения налоговых вычетов и других особенностей взимания налога.

6. Заключение

Как видно из проведенного анализа действующего налогового законодательства, существующий порядок налогообложения НДС инновационной деятельности нельзя признать эффективным и стимулирующим инновационную активность экономических субъектов. Такая ситуация в первую очередь обусловлена нецелесообразностью применения освобождения от НДС в качестве механизма уменьшения налоговой нагрузки субъектов, задействованных в инновационной сфере.

В связи с этим, более правильным представляется установление льготной ставки (нулевой или пониженной) для лиц, занимающихся инновационной деятельностью. При этом наиболее эффективным следует признать установление льготной ставки НДС в отношении всех лиц, принимающих участие в инновационной деятельности: как для налогоплательщиков, непосредственно, выполняющих научные разработки, так и для налогоплательщиков, использующих результаты научных исследований в своей экономической деятельности.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 № 117-ФЗ (ред. от 19 мая 2010)

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» от 19 июля 2007 года № 195 -ФЗ

3. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

4. Закон города Москвы «Об инновационной деятельности в городе Москве» от 7 июля 2004 года № 45

5. Письмо Инновационного совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19 апреля 1991 № 14-448 и Минфина России от 14 мая 1991 № 16/ 135В

6. Борисова А. Особенности налогообложения инновационной деятельности - Финансовая газета, 2007, № 49, 50

7. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования - Налоги (журнал), 2009, № 5

8. Мандрощенко О.В. Оценка изменений законодательства по НДС в области инновационной деятельности - На-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логи и налогообложение, 2009, № 1

9. Петрунин В .В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения - Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2008, № 3

References

1. Tax Code of the Russian Federation (part two) No. 117-FZ of August 5, 2000 (rev. of May 19, 2010)

2. Federal Law No. 195-FZ ofthe Russian Federation of July 19, 2007 Concerning the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding the Creation of Favourable Tax Conditions for the Financing of Innovation Activities

3. Federal Law No. 127-FZ ofthe Russian Federation of August 23, 1996 Concerning Science and State Scientific-Technical Policy

4. Law No. 45 of Moscow of July 7, 2004 Concerning Innovation Activity in Moscow

5. Letter No. 14-448 ofthe Innovation Council at Chairman of Council of Ministers of the Russian Soviet Federative Socialist Republic of April 19, 1991 and No. 16/135B of the Ministry of Finance of May 14, 1991

6. Borisova A. Tax Treatment of Innovation Activity - Finansovaya gazeta, 2007, No. 49, 50

7. Mamedov A.A. Innovation Activity in Russia: Problems of Legal Regulation - Nalogi (magazine), 2009, No. 5

8. Mandroshenko O.V. Evaluation of Changes of VAT Legislation with regard to Innovation Activity - Nalogi i nal-ogooblojenie, 2009, No. 1

9. Petrunin V.V. Innovation Activity in Free Economic Zones and Technological Parks: Tax Treatment - Finansovyi vest-nik: finansy, nalogi, strahovanie, buh-galterskyi uchet, 2008, No. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.