DOI 10.47643/1815-1329_2023_1 _96 УДК 347.45/. 47
ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ APPLICATION OF THE NATIONAL REGIME IN PROCUREMENT IN MODERN CONDITIONS
ХАЙДАРОВ Артур Иьгизович,
мировой судья судебного участка по Шаранскому району Республики Башкортостан. 452630, Республика Башкортостан, с. Шаран, ул. Свердлова, 1. E-mail: k021@mail.ru;
ПОНОМАРЕВА Екатерина Владимировна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Уфимского юридического института МВД России.
450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.
E-mail: k021@mail.ru;
KHAYDAROV Artur Ilgizovich,
Justice of the peace of the judicial district in the Sharansky district of the Republic of Bashkortostan. 452630, Republic of Bashkortostan, Sharan village, Sverdlova str., 1. E-mail: k021@mail.ru;
PONOMAREVA Ekaterina Vladimirovna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: k021@mail.ru
Краткая аннотация: процедура осуществления закупок товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации в первую очередь направлена на эффективное, экономное расходование бюджетных средств. Однако при реализации норм действующего законодательства возникают множество проблем у участников правоотношений, в том числе и при применении национального режима в сфере закупок. Так, авторы в данной статье выделили и проанализировали некоторые особенности применения национального режима при осуществлении закупок товаров иностранного происхождения (оказываемых услуг, выполнения работ).
Abstract: the procedure for procurement of goods (works, services) for state or municipal needs in the Russian Federation is primarily aimed at efficient, economical spending of budget funds. However, when implementing the norms of the current legislation, many problems arise for participants in legal relations, including when applying the national regime in the field of procurement. So the authors in this article have identified and analyzed some features of the application of the national regime in the procurement of goods of foreign origin (services rendered, work performed).
Ключевые слова: закупка товаров (работ, услуг), заказчик, поставщик, национальный режим, государственный контракт, государственные (муниципальные) нужды.
Keywords: purchase of goods (works, services), customer, supplier, national regime, state contract, state (municipal) needs.
Для цитирования: Хайдаров А.И., Пономарева Е.В. Применение национального режима при осуществлении закупок в современных условиях// Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 96-98. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_96.
For citation: Khaydarov A.I., Ponomareva E. V. Application of the national regime in procurement in modern conditions // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 96-98. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_96.
Статья поступила в редакцию: 04.01.2023
Реализация действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок в 2022 году был кране не ординарным, сложным как для заказчиков, так и для поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Это обусловлено в первую очередь введёнными санкциями и ограничениями со стороны недружественных стран в отношении нашего государства.
В кратчайшие сроки органы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации адаптировали все сферы жизнедеятельности населения. Со стороны Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации были приняты меры для поддержки бизнеса и упрощения процедуры закупок (например, уменьшены сроки оплаты за поставленный товар, заказчики вправе не требовать обеспечительных мер по исполнению контракта, упрощен порядок оплаты по контракту с участием казначейского сопровождения и др.).
В статье 14 федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - О контрактной системе)1 определены правила применения национального режима при осуществлении закупок, а именно установление дополнительных ограничений, запретов на закупку товаров, произведенных нерезидентами Российской Федерации, то есть это связано с возникновением у заказчика преимущественного права закупки отечественных товаров перед иностранными производителями. При этом необходимо отметить, что при осуществлении государственных закупок на импортные товаров (оказываемые услуг) распространяются равные условия, как и на товары российского происхожде-
1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, ст. 1652.
Частно-правовые (цивилистические) науки
ния, лишь только тогда, когда имеются международные договоры России с производителями этих стран.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок1 опубликован перечень иностранных государств, с которыми Россия заключила международные договоры о предоставлении национального режима в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также определила условия применения национального режима в ЕИС.
На сегодняшний день при осуществлении государственных закупок на товары иностранного происхождения (оказываемые услуги) запреты и ограничения устанавливаются актами Правительства Российской Федерации.2 Данное правило не распространяется, если закупка осуществляются следующими субъектами в целях обеспечения безопасности страны и государственной охраны: органами внешней разведки Российской Федерации; ФСБ3; органами государственной охраны.
Отдует отметить, что согласно с ч. 2 статьи 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при планировании закупок сведения о запретах, ограничениях на допуск товаров иностранного происхождения (работ, услуг) в план-график не включается.4 Кроме того, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» установлено, что участникам, предложившим товары (услуги, работы), произведенные в странах ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация) предоставляются преференции.5
В случае если закупка товара иностранного происхождения (работ, услуг) необходима с целью защиты основ конституционного строя, обеспечения охраны и безопасности страны, защиты внутреннего рынка и др. заказчики готовят обоснование подобной закупки (оказываемой услуги), где указывают обстоятельства, препятствующие исполнению установленных запретов и ограничений, которое также размещают в ЕИС.
Для осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд Министерством финансов Российской Федерации определены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.6 Однако на отдельные виды товаров устанавливаются ограничения - при закупке лекарств, медицинских изделий, продуктов питания, промышленных товаров, радоэлектроники. При этом необходимо отметить, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» законодатель определил для заказчика минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения,7 которая устанавливается в процентном соотношении от объема закупок подобных товаров, проведенных в отчетном году, а также с учетом товаров (оказываемых услуг, выполнения работ), происходящие из государств - членов ЕАЭС.
На сегодняшний день при применении преференций, установлении запретов и ограничений в закупках товаров иностранного происхождения (оказываемых услуг, работ) способствуют возникновению множества вопросов, которые требуют своего решения как со стороны заказчика, так и поставщика (исполнителя). Зачастую правоприменители это связывают с несовершенной нормативной базой, регулирующей общественные отношения в данной сфере (огромное количество нормативных и подзаконных актов, в которые постоянно вносятся изменения, а лица, участвующие в закупках не успевают их мониторить), большим количеством перечней товаров с разными подходами к проведению торгов, отсутствием единых требований для подтверждения страны происхождения товара и др.
Безусловно перечисленные проблемы приводят к ненадлежащему применению национального режима при осуществлении
1 Раздел «Документы». Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) [Электронный ресурс]. URL.: https://zakupki.gov.ru.
2 См.: Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государств: постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 // Собрание законодательства РФ.2020. № 19. Ст. 2993; Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вместе с Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд): постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 47. Ст. 6600.
3 Далее - федеральная служба безопасности.
4 О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации (вместе с «Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок»): постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 // Собрание законодательства РФ. 2019. № 41. Ст. 5713.
5 Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок [Электронный ресурс]: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. №105. URL.: http://www.eaeunion.org (дата обращения: январь 2023 г.).
Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н. URL.: http://pravo.gov.ru, 25.10.2018 (дата обращения: январь 2023 г.).
7 О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2014 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 50 (часть IV). Ст. 8220.
закупок товаров иностранного происхождения (оказываемых услуг, выполняемых работ), а следовательно, и наступлению таких неблагоприятных последствий, как привлечение заказчика к мерам административной ответственности, наступлению убытков при заключении контрактов и др. Поэтому на законодательном уровне предлагается оптимизировать нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в данной сфере, упросить процедуру закупок при применении национального режима, а также выработать единые требования к участникам данных правоотношений.
Библиогра фия:
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14, ст. 1652.
2. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) [Электронный ресурс]. URL.: https://zakupki.gov.ru.
3. Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государств: постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 // Собрание законодательства РФ.2020. № 19. Ст. 2993.
4. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вместе с Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд): постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 47. Ст. 6600.
5. О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации (вместе с «Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок»): постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 // Собрание законодательства РФ. 2019. № 41. Ст. 5713.
6. Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок [Электронный ресурс]: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. №105. URL.: http://www.eaeunion.org (дата обращения: январь 2023 г.).
7. Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126 н. URL.: http://pravo.gov.ru, 25.10.2018 (дата обращения: январь 2023 г.).
8. О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2014 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 50 (часть IV). Ст. 8220.
References:
1. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs: Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. No. 14, Article 1652.
2. Official website of the Unified Information System in the field of procurement (hereinafter - the EIS) [Electronic resource]. URL.: https://zakupki.gov.ru .
3. On the establishment of a ban on the admission of industrial goods originating from foreign states for the purposes of procurement for state and municipal needs, as well as industrial goods originating from foreign states, works (services) performed (rendered) by foreign persons for the purposes of procurement for the needs of the country's defense and Security of States: Decree of the Government of the Russian Federation No. 616 dated 30.04.2020 // Collection of Legislation of the Russian Federa-tion.2020. No. 19. St. 2993.
4. On the establishment of a ban on the admission of software originating from foreign states for the purposes of Procurement for State and municipal needs (together with the Rules for the Formation and Maintenance of a unified register of Russian Programs for Electronic Computers and Databases and a unified register of programs for Electronic Computing Machines and Databases from states - members of the Eurasian Economic Union, with the exception of the Russian Federation, In a series of preparation of justification for the impossibility of complying with the ban on the admission of software originating from foreign states (with the exception of software included in the unified register of programs for electronic computers and databases from states - members of the Eurasian Economic Union, with the exception of the Russian Federation), for the purposes of procurement for state and municipal needs): Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1236 dated 16.11.2015 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2015. No. 47. St. 6600.
5. On procurement schedules and on the invalidation of certain decisions of the Government of the Russian Federation (together with the "Regulations on the Procedure for the Formation, approval of Procurement Schedules, Amendments to such schedules, distribution of procurement schedules in the unified information system in the field of procurement, on the official website of such a system in informa-information and telecommunication network "Internet", about the specifics of including information in such schedules and procurement planning by the customer operating in the territory of a foreign state, and also about the requirements for the form of purchase schedules"): Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1279 dated 30.09.2019 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2019. No. 41. Article 5713.
6. On Approval of the Rules for Determining the Country of Origin of Certain Types of Goods for the Purposes of State (Municipal) Procurement [Electronic resource]: decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of November 23, 2020 No. 105. URL.: http://www.eaeunion.org (accessed January 2023).
7. On the conditions of admission of goods originating from a foreign state or a group of foreign states for the purposes of procurement of goods for state and municipal needs [Electronic resource]: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated June 4, 2018 No. 126 n. URL.: http://pravo.gov.ru , 10/25/2018 (accessed January 2023).
8. On the minimum mandatory share of purchases of Russian goods and its achievement by the customer [Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation dated December 3, 2020 No. 2014 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. No. 50 (Part IV). Article 8220.